= карта сайта =
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Разное  >> Первые шаги >> Равный диалог

<< предыдущая часть переписки |

From: Deva das

Здравствуйте, Александр.

Thursday, January 03, 2002, 8:31:40 PM, вы писали:

AN> Насколько мне известно, в йоге, равно как и в буддизме, главное - именно
AN> самоусовершенствование.

Да, это так. Но Вайшнавизм не имеет ничего общего с буддизмом или гимнастическими ужимками йогов и их философией пустоты.

AN> Я был бы Вам признателен, если бы Вы указали мне на
AN> книги по истории гаудия-вайшнавизма и на аналогию христианских "Жития
AN> Святых". Мне очень интересно узнать, какое место занимает Ваша религия среди
AN> восточных религий, как она появилась, развивалась и.т.д.

Это весьма затруднительно... Дело в том, что оригинальные тексты написаны либо на санскрите, либо на бенгали. Вы, на сколько я понимаю, не владеете ни тем, ни другим. Есть правда кое-что на английском (как у вас с познаниями в области диалектов туманного альбиона?:), но тоже не так уж много. Могу вам предложить иной вариант: я мог бы постараться сам устроить вам экскурс по истории развития Вайшнавизма... ну, хотя бы в самых важных вехах его эволюции. Но это может занять прилично времени. Что скажете?

AN> Мне грустно осознавать, что ознакомясь с христианской литературой, у Вас
AN> осталось впечатление, что у христиан есть иная цель, кроме как единение с Богом.

Я знакомился не только с литературой, но и с самими христианами, с монахами... И не только знакомился. Я не один год был очень ревностным православным, по нескольку раз на неделе ездил в монастырь, часто беседовал со своим духовником (иеромонахом Евфремом), исповедовался, причащался, и старательно исполнял все что положено православному христианину. Я это пишу только для того, чтобы вы не считали, что общаетесь с обычным книжником-эрудитом.

AN> Вся аскеза направлена только на то, чтобы подготовить себя и привести
AN> себя на такую ступень, чтобы было возможно совершенное единение, постоянное
AN> общение с Богом и исполнение Его воли, а не своей. Если хотите, я могу
AN> привести массу цитат, это подтверждающих.

Хочу. Но хочу и предупредить вас: я знаю наперед фактически все цитаты, которые вы можете привести, и знаю что подавляющее большинство их лишь косвенно указывает на чистую и самозабвенную любовь к Богу как к единственной цели Бытия. Кроме того, в любой религии можно найти цитаты на любую тему, так что это отнюдь не показатель. Важно то, о чем говорит учение вцелом, на чем ставятся акценты постоянно. А в Христианстве говорится о покаянии, о праведности, благочестии, об отношениях между людьми, о спасении - это те темы, которые составляют основу Христианского Учения. И вы это отлично знаете. Поверьте, что и я это знаю не менее хорошо. Так что давайте сразу перестанем убеждать друг друга в том, что не совсем так как нам хотелось бы. Хорошо? Я очень надеюсь что вы не один из тех, кто будет очень "умно" и настойчиво отрицать очевидное.

Несомненно, в Христианстве есть определенные цитаты, высказывания, о возвышенности чувств направленных к Богу, о верности Богу, о любви к Нему. Но, даже при элементарном математическом подсчете, вы увидите, что эти высказывания скорее исключения, редкие исключения, нежели основное правило. В Вайшнавских Писаниях, в речах и поступках Вайшнавских святых, Према (самозабвенная Любовь) - основное, а ЛЮБЫЕ иные темы (благочестие, покаяние, добрые дела, совершенствование духа) могут быть затронуты ТОЛЬКО в том случае, если они способны помочь укреплению моего искреннего чувства к Господу. И чтобы подтвердить это, мне отнюдь не потребуется искать цитаты, я могу открыть любое произведение Вайшнавов и просто перепечатывать его - каждая фраза не только призывает к Любви, но и объясняет КАК конкретно именно мне обрести и развить это чувство.

AN> Я согласен со многими словами, Вами приведенными. Например,
AN> исключительно важно "не угождать Ему чтобы Он избавил меня от
AN> греха, а угождать Ему, чтобы ОН был счастлив". Более того, Вы
AN> пишите : "Путь Вайшнавов приводит к тому, что душа просто
AN> влюбляется в Господа, чистой, самозабвенной Любовью. Такая и
AN> только такая Любовь - Цель души, Цель Вайшнавов." Если бы меня
AN> спросили о цели христианина, я бы мог ответить то же, что и Вы,
AN> заменив "вайшнавов" на "христиан". Так что, в этом разницы между
AN> нами(а я - православный христианин) никакой нет.

Заменить одно название на другое и вправду дело несложное... Вот обрести то чувство, которое именуется "Према", и даже просто понять ЧТО это за Чувство, этого так легко не добиться. Должен вас заверить, что та Любовь, которую открыли миру Вайшнавские Святые не имеет никаких аналогов не только в иных вероисповеданиях, но даже в иных направлениях индуизма.

AN> Мы веруем, что Господь транцендентен миру, что Он - не просто существо "у
AN> Которой есть чувства, желания, Свой уникальный характер, мечты, секреты...",
AN> как пишите Вы, но что Он - Создатель мира. Мы - ограниченные, слабые,
AN> греховные существа, Он - неограничен и неподвластен злу. Он - не человек, Он
AN> - непостижим для человек. А иначе, зачем так стремиться к общению именно с
AN> Ним, а не с любым другим существом? (согласны ли Вы со всем этим?)

Да, именно так. Согласно Откровению Божьему, Господь обладает в полной мере бесчисленным количеством достояний, и шесть из них выделяются как основные: Он обладает всей силой (могуществом), величайшей красотой, всеми возможными богатствами, всей славой, всей мудростью, и самой совершенной отреченностью. Но главное - Он является Живой Личностью, уникальной, неповторимой. В Веданта-сутрах говорится, что Господь Один и нет никого превыше Его или равного Ему. Упанишады утверждают, что Он порождает бесчисленное множество вселенных, и входит в каждый атом каждой вселенной одновременно, что он находится одновременно в сердце каждого живого существа как наблюдатель и Друг, и в тоже время Он царствует в Своей вечной Обители, которая вне мира тлена. Что Он - Сат-Чид-Ананда-виграха, то есть Он Личность исполненная знанием, вечностью и чистым блаженством. Он - Бхагаван, всепривлекающий.

AN> Как же, спросите Вы, я утверждаю, что единение с Ним для человека возможно?
AN> Дело в том, что существует мост через бездну, разделяющую Творца и творение
AN> - Иисус Христос. Его Личность является уникальной, Он - единственный
AN> Человек, который имеет совершенное единение с Богом, Он - Сам Господь. Он
AN> соединяет Небо и землю, и только через Него и в Нем возможно для человека
AN> познание Бога.
AN> Я не утверждаю, что только сознательно верующие во Христа могут общаться с
AN> Богом, но что любое общение с Богом возможно лишь во Христе.

Невозможно верить несознательно! Вера - осознанный шаг человека, а иначе вера является не более чем фанатичной упертостью. Теперь по поводу Христа. Я не могу вас упрекнуть в вашей убежденности. Вы решили отождествить себя с христианством, а значит вы принимаете то, что говорит собрание книг, которое назвали Библией. А в Новом Завете действительно есть слова: "Никто не приходит к Отцу, кроме как через Меня." А вы задумывались более глобально над тем что именно означает здесь "Отец", и на что указывает "Меня"? Конечно, можно просто передрать эту фразу и затем цитировать ее, даже не удосужившись понять тот Принцип, то Таинство, которое здесь упомянается. "Отец" - Бог-Личность. Сокровенный, недоступный мирским очам, и даже разумению человеческому. В Писаниях говорится, что сколько не пыжся, но собственными силами никогда не придешь к Нему. Помните, как Сам Христос сказал об этом Своим ученикам? "Человекам это невозможно!" Невозможно! Слепому не отыскать Солнце... Нужен зрячий. "Кроме как через Меня..." Кто же такой Христос? О Нем Библия говорит очень много: Он и чудотворец, Он и сбывшееся пророчество, он и сын Давидов, и плотника сын, и Сын Божий, и заклятый враг всякой лжи, и знаток Писаний, и Тот о Ком предупреждал еще Моисей, Он и пророк... В разное время, в разных ситуациях, с разными людьми, Он проявлял Себя то так, то иначе. Но главным и неизменным оставался один Принцип, один Его аспект - Учитель. Не важен цвет Его глаз, не важен рост, не важна национальность, не важно на каком он языке говорил, не важно среди каких людей и убеждений Он проповедовал, важно то, что только Учитель может привести слепых к Свету. Только Он, только Учитель. Понимаете? Без Учителя ни одно живое существо не способно найти и постичь Истину. Важна Суть, а не форма. Важен Принцип, Таинство. Это называется Гуру-таттва. Таттва - природа, Таинство, естество, Истина. А Гуру - это Учитель. В Писаниях сказано, что тот, кто постиг Бога, может быть Гуру, и только через Учителя можно придти к Отцу. Нет иного Пути! Об этом сказал и Христос. Когда Он уходил к Отцу, Он передал эту власть Свом ученикам "то что вы запретите на земле, то будет запрещено и на небе, а что разрешите на земле, то будет и на небе разрешено". Он дал им силу быть Учителями, теми без которых к Отцу придти невозможно.

Именно поэтому они учили, возлагали при крещении Духом руки на учеников, совершали чудеса. Мудрость не в том, чтобы мертвой хваткой уцепиться за форму, но в том, чтобы испить Суть, что содержится в этой форме и вовсе не зависит от нее.

AN> Кроме того, в таком общении человек не исчезает. Происходит не слияние, а
AN> диалог. Любящие соединены нераздельно, но и неслиянно, иначе, нет любящих, а
AN> есть только одно существо, а это - не есть любовь. Так ли Вы это понимаете?

Конечно. Именно так объясняется обязательное условие любви в замечательной книге Бхактивинода Тхакура "Джайва-дхарма". Ты становишься единым с Возлюбленным, ибо у тебя нет твоих желаний - есть только Его желания, а твоя жизнь - их исполнение. Но ты не Он. Ты - слуга, Он - твой Возлюбленный. А что касается представлений о всяческих нирванах и растворениях в Брахмане, так Вайшнавы называют это отвратительным самоубийством, а желание к такого рода освобождению - ведьмой, что устроила мерзкий шабаш в сердце человека. И пока эта ведьма пирует в сердце, туда не может придти благоуханная преданность Кришне. Пустота противоестественна для души.

Надеюсь, что не разочаровал вас своими ответами. Да, и еще одно... Не обижайтесь, если это вас заденет (право же, я не хочу никак обидеть ваши чувства), но если вы намереваетесь вступить со мной в спор и отточить свое умение проповедника и аппологетика, или же в конце концов обратить меня в христианство, можете просто не отвечать на это письмо. Ваши старания заранее обречены на провал. В связи с этим, (если эти мои слова совершенно беспочвенны) мне очень бы хотелось, чтобы вы четко и ЧЕСТНО объяснили мне с какой целью вы вступили в эту переписку. Но прошу вас быть предельно честным. Я привык сам быть честным с людьми, и всегда ожидаю взаимности. Иначе я просто обрываю любое общение с человеком.
---
С уважением к вам,
Слуга Дэвы.


From: Alexander Nadel

 Здравствуйте!

DD> В связи с этим, (если эти мои слова совершенно безпочвенны) мне очень
DD> бы хотелось, чтобы вы четко и ЧЕСТНО объяснили мне с какой целью вы
DD> вступили в эту переписку.

Я совершенно случайно зашел на страничку, посвященную вайшнавизму. Она меня заинтересовала, т.к. я увидел, что там много говорится о любви, а также и потому, что там в ответ на вопрос об отношении ко Христу было сказано, что вы веруете в то, что Он - Сын Божий. Я задал вопрос о разнице между вайшнавизмом и православием, т.к. мне показалось, что у нас много общего и хотелось понять, что нас разделяет. Все же на подробный ответ я мало надеялся. Получив Ваш ответ мне стало вдвойне интересно, т.к. те преимущества вайшнавизма, на которые Вы указали, всегда мне казались неотъемлемой и важнейшей частью христианского мироощущения. Мне захотелось познакомиться с вашим духовным опытом и возможно что-то перенять. Добавлю, что если у нас продолжится диалог, я буду рассказывать и о своем духовном опыте, когда это будет уместно, но не с агрессивно-миссионерской целью, а потому, что иначе общение невозможно.

DD> Есть правда кое-что на английском (как у вас с познаниями в
DD> области диалектов туманного альбиона?:), но тоже не так уж много.

Английским я владею.

DD> Могу вам предложить иной вариант: я мог бы
DD> постараться сам устроить вам экскурс по истории развития
DD> Вайшнавизма... ну, хотя бы в самых важных вехах его эволюции. Но это
DD> может занять прилично времени. Что скажете?

Если бы Вы устроили мне подобный экскурс - я был бы Вам очень благодарен. Но замечу, что я - верующий и убежденный христианин. Важнейшие части христианского откровения (откровение о Пресвятой Троице, о богочеловеческой природе Христа, о Его воскресении, о действии Церкви в мире) я переживаю в своем личном опыте. Убедить меня в том, что этот опыт ложный невозможно. Тем не менее, я вижу, что у вас можно многому научиться, и мне действительно интересно познакомиться с вашей религией и с людьми ее исповедующими.

DD> Но хочу и предупредить вас: я знаю наперед фактически все
DD> цитаты, которые вы можете привести, и знаю что подавляющее большинство
DD> их лишь косвенно указывает на чистую и самозабвенную любовь к Богу как
DD> к единственной цели Бытия. Кроме того, в любой религии можно найти
DD> цитаты на любую тему, так что это отнюдь не показатель. Важно то, о
DD> чем говорит учение в целом, на чем ставятся акценты постоянно. А в
DD> Христианстве говорится о покаянии, о праведности, благочестии, об
DD> отношениях между людьми, о спасении - это те темы, которые составляют
DD> основу Христианского Учения. И вы это отлично знаете. Поверьте, что и
DD> я это знаю не менее хорошо. Так что давайте сразу перестанем убеждать
DD> друг друга в том, что не совсем так как нам хотелось бы. Хорошо? Я
DD> очень надеюсь что вы не один из тех, кто будет очень "умно" и
DD> настойчиво отрицать очевидное.

Для меня то, что основной целью христианства является любовь к Богу и исполнение Его воли является совершенно очевидным фактом. Если часть христиан думают иначе, то это указывает лишь на то, что люди - несовершенны. Очень важно и то, что доверие и любовь к Богу неразрывно связана с деятельной любовью к ближнему (Вы тоже так думаете?) Вот,по словам Христовым, 2 главные и неразрывно связанные заповеди Ветхого и Нового заветов - <Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим> и <Возлюби ближнего твоего, как самого себя> (Мф. 22:37-40). Вот слова из <Невидимой Брани> о главном деле человека : <Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только можно желать и достигнуть человек есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним>(часть 1, гл. 1). В той же главе прекрасно написано и о том, что если у кого цель иная, то аскетические подвиги могут привести лишь к погибели(книгу можно найти на www.wco.ru/biblio).

DD> Должен вас заверить,
DD> что та Любовь, которую открыли миру Вайшнавские Святые не имеет
DD> никаких аналогов не только в иных вероисповеданиях, но даже в иных
DD> направлениях индуизма.

<Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих>(Ин.15,13). Христос это сделал. За ним это делали многие христианские святые. А вайшнавские?

AN>> Я не утверждаю, что только сознательно верующие во Христа могут
AN>> общаться с Богом, но что любое общение с Богом возможно лишь во Христе.
AN>> Невозможно верить несознательно! Вера - осознанный шаг человека, а
AN>> иначе вера является не более чем фанатичной упертостью.

Я написал это, чтобы подчеркнуть, что и неверующие во Христа люди могут общаться с Богом во Христе.

DD> Но главным и неизменным оставался один Принцип, один Его аспект - Учитель.

Мне кажется, что главное во Христе то, что Он есть мост, соединяющий людей и Бога. Он - Человек, но Он и Бог, поэтому Он - уникален. Величайшие учителя человечества воспринимали Истину, как гору, на которую мучительно трудно взбираться, пусть им это и удавалось. Христос никуда не взбирался, Он, наоборот, спустился в наш мир. <Кто видел Меня, тот видел Отца> - кто еще из учителей человечества так говорил?

Напишу еще, что мне было бы интересно узнать каково ваше отношение ко злу и причинам его появления в мире.

С уважением,
Александр.


From: Deva das

Здравствуйте, Александр.

AN> Я совершенно случайно зашел на страничку, посвященную вайшнавизму. Она меня
AN> заинтересовала, т.к. я увидел, что там много говорится о любви, а также и
AN> потому, что там в ответ на вопрос об отношении ко Христу было сказано, что
AN> вы веруете в то, что Он - Сын Божий. Я задал вопрос о разнице между
AN> вайшнавизмом и православием, т.к. мне показалось, что у нас много общего и
AN> хотелось понять, что нас разделяет. Все же на подробный ответ я мало
AN> надеялся. Получив Ваш ответ мне стало вдвойне интересно, т.к. те
AN> преимущества вайшнавизма, на которые Вы указали, всегда мне казались
AN> неотъемлемой и важнейшей частью христианского мироощущения. Мне захотелось
AN> познакомиться с вашим духовным опытом и возможно что-то перенять. Добавлю,
AN> что если у нас продолжится диалог, я буду рассказывать и о своем духовном
AN> опыте, когда это будет уместно, но не с агрессивно-миссионерской целью, а
AN> потому, что иначе общение невозможно.

Я рад вашему честному ответу.

AN> Если бы Вы устроили мне подобный экскурс - я был бы Вам очень благодарен.
AN> Но замечу, что я - верующий и убежденный христианин. Важнейшие части
AN> христианского откровения (откровение о Пресвятой Троице, о богочеловеческой
AN> природе Христа, о Его воскресении, о действии Церкви в мире) я переживаю в
AN> своем личном опыте. Убедить меня в том, что этот опыт ложный невозможно. Тем
AN> не менее, я вижу, что у вас можно многому научиться, и мне действительно
AN> интересно познакомиться с вашей религией и с людьми ее исповедующеми.

Я не собираюсь вас ни в чем убеждать. Кроме того, у меня нет веских оснований считать ваш опыт непременно ложным. И я с удовольствием постараюсь познакомить вас с Религией Вайшнавов. Единственное, если вы хотите серьезно и достаточно глубоко понять Учение Махапрабху, на это потребуется много времени. Слишком много всего нужно рассказать. Вы, как православный человек, должны меня понять. Если б вы захотели кому-то рассказать о, скажем, протестантизме, слишком много объяснять бы не пришлось (упрощенный символ веры, несколько слов о покаянии, одна-две фразы о спасении, о Христе, и дальше уже человеку останется читать Библию, и еще две-три брошюрки), но несравненно больше вам придется объяснять аспекты православия. Верно? Вайшнавизм отличается большим количеством разнообразнейших аспектов как философии, так и практики, а главное - понимание того, как теория преображается в практику, а практика в теорию. Так что потребуется время. Если же вы хотите ознакомиться с Вайшнавизмом толко в самых общих чертах, я просто перешлю вам пару небольших книжек, и этого будет достаточно. Вам решать.

AN> Для меня то, что основной целью христианства является любовь к Богу и
AN> исполнение Его воли является совершенно очевидным фактом. Если часть
AN> христиан думают иначе, то это указывает лишь на то, что люди - несовершенны.
AN> Очень важно и то, что доверие и любовь к Богу неразрывно связана с
AN> деятельной любовью к ближнему (Вы тоже так думаете?)

Разумеется. Но тем не менее, ошибочно полагать, что любить ближнего и означает любить Бога, что это одно и тоже (а я, к сожалению, встречал подобное мнение у христиан). Ведь не даром Христос дал именно ДВА ОТДЕЛЬНЫХ принципа (вы как раз цитируете их дальше).

AN> Вот, по словам Христовым, 2 главные и неразрывно связанные заповеди Ветхого и
AN> Нового заветов - <Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею
AN> душею твоею, и всем разумением твоим> и <Возлюби ближнего твоего, как самого себя>
AN> (Мф. 22:37-40). Вот слова из <Невидимой Брани> о главном деле человека:
AN> <Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только можно
AN> желать и достигнуть человек есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним
AN> (часть 1, гл. 1). В той же главе прекрасно написано и о том, что если у
AN> кого цель иная, то аскетические подвиги могут привести лишь к погибели(книгу
AN> можно найти на www.wco.ru/biblio).

Это утешает... Я не спорю, в христианских источниках есть слова указывающие на любовь к Богу, как на высшее совершенство. Но КАКОВА эта любовь? "Сближение с Богом и пребывание в единении с Ним"... Итак, человек хочет быть с Богом, и в этом заключен высший идеал христианства? Я правильно понял? Раз уж вы заинтересовались Вайшнавизмом, позвольте и вам привести несколько Слов, отражающих и передающих настоящее чистое Чувство Любви к Богу:

йугайитам нимешена
чакшуша правришайитам
шунйайитам джагат сарвам
говинда-вирахена ме

Эпохой тянется миг, из глаз текут горькие слезы... Пуст весь мир от боли Моей разлуки с Тобой, о Говинда!

 ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам
адаршанан марма-хатам кароту ва
йатха ва видадхату лампато
мат-прана-натхас ту са эва напарах

Обнимет ли нежно Меня, припавшего к Его стопам,
Или даже не обратит внимания...
Или, не открывая Себя, разобьет сердце Мое...
Как захочет, так и сделает Он.
Но Господин Моей жизни лишь Он, и никто иной.

Для Вайшнава не является целью достичь рая, Обители Бога. "Ты можешь растоптать меня, отвергнуть меня... Это Твое право. Но в любом случае, я буду поддерживать свою жизнь лишь ради служения Твоим желаниям." - это реальные и действительно бескорыстные чувства Вайшнава.

Шрила Бхактивинод Тхакур плачет в молитве: "Ничего не делать ради собственного удовлетворения! Бхактивинод восклицает: «Твое счастье - вот суть!» И еще: "В Твоей семье буду служить Тебе, даже не пытаясь насладиться своим служением. Буду стараться лишь ради счастья Твоего, безнадежно влюбленный в Твои стопы."

Я хочу переслать вам небольшую книгу "Шаранагати", в которой прекрасно отражена природа именно той Любви к Богу, которая открыта в Вайшнавизме. Она лучше всего сможет объяснить то, что мы имеем ввиду, когда говорим "Любовь к Богу". Я могу прислать вам ее в формате pdf, но для ее прочтения вам понадобиться Acrobat Reader. Если у вас его нет, я найду адрес в интернете, где можно бесплатно Загрузить эту программу. Но в любом случае, если вы действительно хотите понять Вайшнавизм, вам НЕОБХОДИМО прочесть эту книгу.

AN> <Нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих> (Ин.15,13).
AN> Христос это сделал. За ним это делали многие христианские святые. А вайшнавские?

Когда Богонисшествие, Шри Чаитанйа Махапрабху спросил Своего преданного Васудева Випру каких тот благословений хочет, Васудева ответил: "Я могу служить Тебе. Чего же мне еще желать? Но мне нестерпимо больно видеть как страдают заблудшие души в этом мире. Пожалуйста, спаси их! И если за ними числятся тяжкие грехи, молю Тебя, переложи их на меня. Я готов ВЕЧНО страдать в аду, лишь бы знать что они счастливы в служении Тебе." А вообще, прочтите нижеприведенные слова Шрилы Шридхар Махараджа, возможно, они прояснят кое-что в этом вопросе: "Правду о майе, иллюзии, нам принять трудно. “Я мал” - мне неохота переваривать такое, принять подобное. Это препятствие - моя гнусная склонность подчинять себе права других. Нам так необходимо понять какова свобода. Ведь мы уже попросту привыкли думать, что нам дозволено посягать на свободу окружающих. Но такое мышление - болезнь. Однако, мы лишь возмущаемся: “Я же совершу так самоубийство! Если я не смогу свободно насаждать свою волю всем и всюду, я загоню себя тем самым в могилу!” И уж никак не желаем принять рабство, положение служащего. Нам страшно стать слугами. “Я хочу эксплуатировать других, а не служить кому-то, отдавая свою свободу в руки высшего.” Вот где мы падаем, и это наш внутренний недостаток. Мы понимаем нашу свободу, как использование наших прав в отношении к окружающему, но почему бы не служить окружающему? Почему? Свое положение следовало бы привести к минимуму, ибо только это действительно для нас благо. Служить другим, стать слугой! Там возможно развиваться в служении другим, и, в первую очередь, Всевышнему. Но мы думаем что умираем, если приемлем дух служения. Такое обманчивое умонастроение крепнет в нас, и это чужеродный элемент вторгшийся в дживу. Такая вот горькая пилюля. Так каково же служение настоящее? Здесь следует хорошенько обдумать философию Гегеля - Умереть ради жизни. “Умри, чтобы жить! Безжалостно растерзай свое нынешнее Я. Погибни!” Под “умри” здесь понимается разрушение без всякой пощады. Бросьте себя в пламя, и тогда засияет ваша личность. Овладейте искусством умерщвления себя такими, какими вы сейчас являетесь, со всей этой стряпней из ментальных тел, энергий и прочего. Примите Имя Господне, и умрите! Бхакативинода аджи апанэ бхулила. Забудьте себя нынешними, и вы обнаружите свое подлинное “я” там, где более не умирают. Смерть предписана нашему нынешнему бытию, и нам придется принять эту часть такого бытия. А что не подлежит смерти, то останется. Махапрабху обсуждает физическую смерть в таком ключе:

санатана, деха-тйаге, кришна йади паийе
коти-деха кшанэке, табэ чхханитэ парийе

“Если бы Я смог обрести Кришну умерев, Я готов умереть миллион раз за одно мгновение. Но это ничего не даст.” Физическая смерть - тамасика, смерть низшего уровня. Необходима смерть ментальная. Настоящая смерть - ментальная смерть. Но даже в этом случае, возможно достичь только татастху, промежуточное положение. Он (Бхагаван) говорит: “Умираешь, не умираешь, - культивируй Кришна-сознание в обществе Садху, преданного Кришны. На сколько возможно, старайся увеличить внутреннее богатство.” Крийатам йади куто’ пи лобхайатэ. Внутренний капитал возможно получить только от Садху. Где бы вы ни обнаружили это внутреннее сокровище, попытайтесь заполучить его любой ценой. Физическая или ментальная смерть сами по себе не смогут поднять вас на высший уровень. Вам необходимо погрузиться в Кришна-сознание. Когда бы и где бы вы ни нашли такую привязанность к Кришне, пытайтесь получить ее любой ценой. Это наилучшее использование своей жизни и сил - обретение высочайшего. И эта высочайшего вида жертва есть внутри вас - внутренняя, глубокая устремленность. Посвятить этому все свое внутреннее бытие! Нужен такой труд. Физические и ментальные оболочки могут быть различных типов: Бхур, Бхувар, Свар, Махар, Джанар, Тапа, Сатйа. Такова градация покрытий живого существа, от грубого к более тонкому. Так много видов... Но это не все, далее есть Вираджа, Брахмалока, Вайкунтха. А на Вайкунтхе сознание проявляется множеством различных форм. Но наиболее тонкая субстанция внутри вас - Кришна-сознание, в коем интенсивность самоотдания достигает высочайшей степени. И это посвящение себя Самодержцу, а не конституциональному правителю или последователю норм справедливости. Это преданность Самоуправцу Кришне. И здесь может произойти все что угодно, потому и требуется высочайшая степень самоотверженной преданности. Это как в деле выигрыша... На сколько ты можешь рискнуть, на столько ты сможешь и выиграть. Это преданность Махапрабху: “Не будь скупцом! Отдай себя Самодержцу, Абсолютному Благу, и ты получишь лучший выигрыш.” Это Его совет. Не будь расчетливым скрягой. Если найдешь настоящее, отдай себя полностью!"

DD>> Но главным и неизменным оставался один Принцип, один Его аспект - Учитель.

AN> Мне кажется, что главное во Христе то, что Он есть мост, соединяющий людей и
AN> Бога. Он - Человек, но Он и Бог, поэтому Он - уникален. Величайшие учителя
AN> человечества воспринимали Истину, как гору, на которую мучительно трудно
AN> взбираться, пусть им это и удавалось. Христос никуда не взбирался, Он,
AN> наоборот, спустился в наш мир. <Кто видел Меня, тот видел Отца> - кто еще из
AN> учителей человечества так говорил?

Меня, строго говоря, к христианам не отнесешь, но даже мне обидно слышать, что Христос, Учитель, - это "мост". Это оскорбительно. Учитель - не мост, и не прозрачная среда, между Богом и людьми. Гуру-таттва - очень сложное для постижения Таинство. Ваше представление о Христе очень страдает символизмом. Христос объединяет Бога и души... Хорошо. Но можете ли вы объяснить как именно происходит это объединение? Как это происходит?

AN> Напишу еще, что мне было бы интересно узнать каково ваше отношение ко злу и
AN> причинам его появления в мире.

Ко злу у нас, естественно, негативное отношение. А в отношении же появления зла скажу следующее: Бог не порождал зло в этом мире среди людей, как впрочем и то доброе что делают люди - отнюдь не Его творение. Господь наделил душу свободой выбора, и дал ей Завет: что будет приносить счастье и ей и Господу, а что будет приносить страдание и боль. Как жить, творить добро или зло, полностью в руках самой души. Именно поэтому она сама в ответе за свои дела, помыслы и слова. Если бы за злом или добром в этом мире стоял Бог, души не могли бы быть ни грешными, ни праведными, они не могли бы ни грешить, ни совершать богоугодных поступков. Ведь душа не может нести ответственность за то, чего она не делала. Соответственно и персона дьявола для нас не играет никакой роли.

Дьявол - творение Бога. И злоба дьявола - его (дьявола) личное горе. Мы, веруя в единовластие Господа, не можем воспринимать дьявола как некоего конкурента Богу в отношениях с душами. Дьявол и иные умалишенные духи - не обладают никакой силой вообще. Вспомним хотя бы историю Иова. Так называемому сатане нужно было просить разрешение у Бога на любое действие против Иова. Запрети ему Бог, и НИЧЕГО он сделать не сможет. Нет никакой борьбы меж дьяволом и Богом. Скажите, вы станете "бороться", допустим, с муравьем, который сидит у вас в спичечном коробке?

Да, существуют обозленные души, не имеющие грубого физического тела, но имеющие все теже мирские желания (чревоугодие, похоть, и т.п.), будучи не в силах удовлетворить свои желания, они исходят яростью. Но, ни они, ни что иное не может помешать нам в движении к Богу. Помните как Апостол Павел говорит об этом, что ни высота, ни глубина, ни даже ангелы не могут разлучить нас с любовью к Богу. Зло, добро... Это выбор души, как ей жить. Душа сама решает. Потому-то глупо плаксиво вопрошать, отчего это Боженька допускает войны, болезни, убийства. Оттого-то, что если Он запретит это, то запретит и ваше чревонеистовство, ваши языческие праздники, ваше услаждение похоти, и вы тогда проклянете Его. Он дал свободу, а как ей распорядиться, это уже на наш выбор.

А вообще, добро и зло, благочестие и греховность, - две стороны одной медали. Духовность - это беззаветное служение Господу, пламенная Любовь к Нему, а добро совершать может кто угодно, даже не верующий. Скажем, рубль дать нищему, а другой пропить в кабаке. Ни то, ни другое, не приблизит его к Богу, потому что ни то, ни другое не было сделано из бескорыстной Любви к Господу. Есть благочестие мирское, а есть духовное. И то, и другое, считается добром, но... То что хорошо перед людьми, то мерзость перед Богм. Читали такое? То же самое и со злом. Как думаете, убивать ближних - это добро? Вроде как нет. А как же быть с тем, когда Моисей с Аароном, по слову Божьему, обнажили мечи свои и ходили по стану от ворот до ворот, и убивали своих братьев, сестер, детей, стариков? С мирской точки зрения, это зло, ужасное, отвратительное зло. Но с духовной точки зрения, такой поступок несравненно, качественно, лучше нежели когда какой-то полувер подает деньги нищим или строит больницы, услаждаясь собственным благочестием. Я изложил здесь лишь несколько моментов относительно понятий добра и зла, да и то, весьма схематично и кратко. Так что, будьте снисходительны ко мне. Всего вам самого-самого наилучшего. Поздравляю вас с приближающимся Рождеством Христовым!
---
С уважением,
Слуга Дэвы.

<< предыдущая часть переписки | продолжение диалога>>

 


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.