<< предыдущая часть
переписки |
From: Alexander Nadel
Здравствуйте!
DD> И я с удовольствием
DD> постараюсь познакомить вас с Религией
Вайшнавов...
DD> если вы хотите ознакомиться с
Вайшнавизмом толко в самых общих чертах, я
DD> просто перешлю вам пару небольших
книжек, и этого будет достаточно.
DD> Вам решать...
DD> Я хочу переслать вам небольшую книгу
"Шаранагати", в которой прекрасно
DD> отражена природа именно той Любви к
Богу, которая открыта в
DD> Вайшнавизме. Она лучше всего сможет
объяснить то, что мы имеем ввиду,
DD> когда говорим "Любовь к Богу". Я
могу прислать вам ее в формате pdf,
DD> но для ее прочтения вам понадобиться
Acrobat Reader.
Давайте начнем с книжек. В любом случае,
мне нужно их прочитать до начала более
углубленного знакомтсва с вайшнавизмом.
Acrobat Reader у меня есть.
DD> Итак, человек хочет быть с Богом, и в
этом заключен высший идеал
DD> христианства? Я правильно понял?
Высший идеал для христианина, это -
Господь Иисус Христос. А высшая цель для
христианина есть теозис, обожение. Вот
дерзновенные слова св. Отцев : Бог стал
человеком, чтобы человек мог стать Богом.
Человек есть тварь, но имеет повеление
стать богом.
Вы можете сказать, что это - эгоизм. Но это
цель Господа Бога по отношению к людям, а не
наша цель по отношению к Нему. Мы, конечно,
бесконечно Ему благодарны. Выразить эту
благодарность мы можем исполняя Его волю. А
Его воля прежде всего в том, чтобы мы по-человечески
относились к людям. Правда, исполнять Его
волю можно только пребывая в молитве,
стремясь к Нему и думая о Нем, иначе
захлестывает эгоизм. Примером нам является
Христос и люди шедшие за Ним.
DD> Обнимет ли нежно Меня, припавшего к
Его стопам, или даже не обратит внимания...
DD> Или, не открывая Себя, разобьет сердце
Мое...
DD> Как захочет, так и сделает Он. Но
Господин Моей жизни лишь Он, и никто иной.
DD> Для Вайшнава не является целью достичь
рая, Обители Бога. "Ты можешь
DD> растоптать меня, отвергнуть меня... Это
Твое право. Но в любом случае,
DD> я буду поддерживать свою жизнь лишь
ради служения Твоим желаниям." -
DD> это реальные и действительно
бескорыстные чувства Вайшнава.
DD>
DD> Шрила Бхактивинод Тхакур плачет в
молитве: "Ничего не делать ради
DD> собственного удовлетворения!
Бхактивинод восклицает: «Твое счастье -
вот суть!»
DD> И еще: "В Твоей семье буду служить
Тебе, даже не пытаясь насладиться своим
DD> служением.
DD> Буду стараться лишь ради счастья
Твоего, безнадежно влюбленный в Твои стопы."
Это - прекрасные слова и чувства.
DD> Я хочу переслать вам небольшую книгу
"Шаранагати", в которой прекрасно
DD> отражена природа именно той Любви к
Богу, которая открыта в
DD> Вайшнавизме. Она лучше всего сможет
объяснить то, что мы имеем ввиду,
DD> когда говорим "Любовь к Богу".
Спасибо, с удовольствием с ней ознакомлюсь.
DD> Когда Богонисшествие, Шри Чаитанйа
Махапрабху спросил Своего
DD> преданного Васудева Випру каких тот
благословений хочет, Васудева
DD> ответил: "Я могу служить Тебе. Чего
же мне еще желать? Но мне
DD> нестерпимо больно видеть как страдают
заблудшие души в этом мире.
DD> Пожалуйста, спаси их! И если за ними
числятся тяжкие грехи, молю Тебя,
DD> переложи их на меня. Я готов ВЕЧНО
страдать в аду, лишь бы знать что
DD> они счастливы в служении Тебе."
Тоже прекрасные слова. Ап. Павел,
сокрушаясь о состоянии израильтян сказал
что-то подобное : "Истину говорю во Христе,
не лгу, свидетельствует мне совесть моя в
Духе Святом, что великая для меня печаль и
непрестанное мучение сердцу моему: я желал
бы сам быть отлученным от Христа за братьев
моих, родных мне по плоти, то есть
Израильтян, "
DD> Ваше представление о Христе очень
страдает символизмом. Христос объединяет
DD> Бога и души... Хорошо. Но можете ли вы
объяснить как именно происходит
DD> это объединение? Как это происходит?
Это объединение произошло во Христе,
который есть Бог и Человек неслиянно и
нераздельно. Он соединил несоединимое -
Творца и творение. Как именно это произошло,
это - величайшая тайна. К ней можно
приобщиться в Церкви, но объяснить ее
невозможно.
DD> А вообще, добро и зло, благочестие и
греховность, - две стороны одной
DD> медали. Духовность - это беззаветное
служение Господу, пламенная
DD> Любовь к Нему, а добро совершать может
кто угодно, даже не
DD> верующий. Скажем, рубль дать нищему, а
другой пропить в кабаке. Ни то,
DD> ни другое, не приблизит его к Богу,
потому что ни то, ни другое не
DD> было сделано из бескорыстной Любви к
Господу.
А вот с этим я не соглашусь. Понять, любит
ли человек Бога или только декларирует эту
любовь можно по его отношению к человеку.
"Любовь познали мы в том, что Он положил
за нас душу Свою: и мы должны полагать души
свои за братьев. А кто имеет достаток в мире,
но, видя брата своего в нужде, затворяет от
него сердце свое, --как пребывает в том
любовь Божия? Дети мои! станем любить не
словом или языком, но делом и истиною." (1
Ин. 3:16-18)
Мне кажется, что Бог может приблизить
человека к себе, видя, что он исполняет Его
волю, помогая братьям, пусть и не декларируя
любви к Нему.
DD> Есть благочестие
DD> мирское, а есть духовное. И то, и другое,
считается добром, но... То
DD> что хорошо перед людьми, то мерзость
перед Богм. Читали такое? То же
DD> самое и со злом. Как думаете, убивать
ближних - это добро? Вроде как
DD> нет. А как же быть с тем, когда Моисей с
Аароном, по слову Божьему,
DD> обнажили мечи свои и ходили по стану от
ворот до ворот, и убивали
DD> своих братьев, сестер, детей, стариков?
С мирской точки зрения, это
DD> зло, ужасное, отвратительное зло. Но с
духовной точки зрения, такой
DD> поступок несравненно, качественно,
лучше нежели когда какой-то
DD> полувер подает деньги нищим или строит
больницы, услаждаясь
DD> собственным благочестием.
Мне кажется, что такое было возможно лишь
в Ветхом завете. Тогда люди еще не могли
воспринять полноты Истины. Ну а когда в
эпоху Нового завета ученики решили
уничтожить селение, за непослушание Богу,
вот как отреагировал Христос :
Когда же приближались дни взятия Его [от
мира], Он восхотел идти в Иерусалим; и послал
вестников пред лицем Своим; и они пошли и
вошли в селение Самарянское; чтобы
приготовить для Него; но [там] не приняли Его,
потому что Он имел вид путешествующего в
Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и
Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем,
чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и
Илия сделал? Но Он, обратившись к ним,
запретил им и сказал: не знаете, какого вы
духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить
души человеческие, а спасать. И пошли в
другое селение. (Лк.9,51-56)
С уважением,
Александр.
From: Deva Das
Здравствуйте, Александр.
Sunday, January 06, 2002, 4:29:54 PM, вы писали:
AN> Давайте начнем с книжек. В любом
случае, мне нужно их прочитать до начала
AN> более углубленного знакомства с
вайшнавизмом. Acrobat Reader у меня есть.
Очень хорошо. Я пересылаю вам две книги:
"Шаранагати" [ //hari-katha.org/bvinod/saranagati.htm
]
и вступительную часть к "Вайшнава-Сиддханта-мала"
[ //hari-katha.org/bvinod/svsm.htm
]. В первой вы найдете
молитвы, которые объясняют КАКОВА Любовь к
Богу, а во второй в форме вопросов и ответов
содержится краткое объяснение самых
основных положений Учения Вайшнавов.
Перешлю их вам отдельными письмами.
AN> Высший идеал для христианина, это -
Господь Иисус Христос. А высшая цель для
AN> христианина есть теозис, обожение. Вот
дерзновенные слова св. Отцев :
AN> Бог стал человеком, чтобы человек мог
стать Богом.
AN> Человек есть тварь, но имеет повеление
стать богом.
Мне бы хотелось чтобы вы нашли в самой
Библии, в Слове Бога, такое повеление. Хотя я
заранее уверен, что такового повеления там
нет. Во-вторых, потому что я читал Библию
много раз, а во-первых, потому что это
противоречит самым основным и элементарным
положениям духовной природы.
Что касается фразы "Бог стал человеком",
на сколько я понимаю, речь идет о Христе... Но
Бог есть Бог, вечно и неизменно. Как говорит
Библия "В Нем нет и тени изменений". Бог
никогда не становится человеком, а человек (и
душа вообще) Богом. Это более чем очевидные
истины. Библия говорит о Христе как о Боге.
Да, там есть аллегорические эпитеты вроде
"Сын Человеческий", "сын плотника",
"сын Давида", и т.п. Но вы сами вспомните
как Христос отозвался о подобных попытках
низвести Его на позицию человека! Помните,
как Он процетировал слова самого Давида из
Псалмов "Говорит Господь Господу моему:
сиди одесную Меня, доколе положу всех
врагов Твоих у ног Твоих.", а затем
обратился к собравшимся: "Как же вы
называете Христа сыном Давидовым, когда сам
Давид называет Его Господом?". Обратимся
к Ветхому Завету, к тому времени, когда
Христос еще не пришел в мир младенцем. "Сын
дан нам; владычество на раменах Его, и
нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог
крепкий, Отец вечности, Князь мира." (Ис.9:6)
Отец вечности! Кто может быть Отцом
вечности кроме вечно Сущего Бога? Может
человек? Бог! Как Сам Христос говорил о Себе?
Человек?! Он стал человеком? Где Сам Христос
называл Себя человеком? "Сказали Ему: кто
же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и
говорю вам." (Ин.8:25).
Быть человеком - значит быть ограниченным,
подчиненным, служащим существом. А "от
начала Сущий" звучит как Иегова, Бог.
Пребывая на земле В ОБЛИКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ (это
еще не означает стать человеком), Сам
Христос говорит о Своей природе как о Боге.
Что такое человек? Это мизерная частица
духа, облеченная в плоть. Но Бог не является
мизерной частицей духа! Он Высший Дух, и Он
легко являет из духовной энергии, из Своего
могущества, бесчисленное множество
маленьких духовных атомов. Но ни один из них
не был Богом, и никогда не будет Им! Богом
нельзя стать! Бог вечен, Бог существовал еще
до того, как появилось время (Отец вечности!).
А тот, кто, скажем, завтра станет "богом",
он явно не подходит под это неотъемлемое
качество Бога. Я - "бог" с 8 января.
Весьма нелепо. Между Богом и душой лежит
непреодолимая разница, и именно эта разница
является фундаментом взаимоотношений меж
Богом и душами. Бог Абсолютен, Он
Единственен, и никогда не может быть двух,
трех и более "богов". Мне кажется, что и
Библия придерживается того же мнения. Не
так ли? Но, вы процитировали слова "чтобы
человек мог стать Богом", что
подразумевает превращения обычной души во
Всевышнего. Значит, уже завтра может быть у
каждого свой собственный "бог".
Дорогой Александр, я уверен что вы сами
понимаете на сколько это ошибочно.
В Джайва-дхарме, Религии души, стоят
совершенно иные цели. Чистая душа,
действительно любящая Господа, не
стремится ни к спасению, ни к освобождению
от страданий, ни к жизни в Обители Бога.
Вайшнавы часто молятся: "Если пожелаешь,
я останусь в мире тлена, лишь бы я мог
служить Тебе! Лишь бы Ты был счастлив моим
служением Тебе!" Но мы не хотим
становиться Богами, и у нас нет никакого
желания слиться с Ним воедино, или перенять
Его качества. Он - это Он, Мой Возлюбленный
Господин, а я - Его слуга, который не
обладает правами даже на самого себя. А
Богом, на сколько я знаю, еще не стал ни один
человек. Значит, еще никто не достиг того
"совершенства", на которое вы указали.
AN> Вы можете сказать, что это - эгоизм. Но
это цель Господа Бога по отношению к
AN> людям, а не наша цель по отношению к
Нему. Мы, конечно, бесконечно Ему
AN> благодарны. Выразить эту
благодарность мы можем исполняя Его волю.
А Его
AN> воля прежде всего в том, чтобы мы по-человечески
относились к людям. Правда,
AN> исполнять Его волю можно только
пребывая в молитве, стремясь к Нему и думая
AN> о Нем, иначе захлестывает эгоизм.
Примером нам является Христос и люди
AN> шедшие за Ним.
Его намерения в отношении нас - это сугубо
Его дело. Как говорится в одной Вайшнавской
молитве: "Ты можешь защитить меня, а
можешь уничтожить. Все в Твоей воле. Но я
навсегда останусь Твоим рабом, и лишь у Тебя
все права на этого раба." Мы обсуждали то
как МЫ видим наше служение Ему. Природа
нашей Любви диктует наше отношение к
Господу. Когда сын еще очень мал, его любовь
к родителям выражается лишь в том, что он
позволяет им заботиться о себе, но любовь
зрелого человека выражается в заботе о
своих родителях. Вайшнавизм отражает
природу зрелой Любви. Конечно, это уже
хорошо когда человек признает господство
Всевышнего, и начинает сторониться грехов,
читать молитвы, совершать благочестивые
поступки, и т.д. Но это - исполнение
элементарных рекомендаций и ограничений,
которое приносит благо не столько Господу,
сколько самому их исполнителю. Господь же
куда больше радуется когда душа печется о
том, чтобы Господу было хорошо. Такие души
приходят в Его Царство и лично служат Ему,
исполняя даже те Его Желания, которые Он еще
даже не огласил. Совершенный слуга
предвосхищает любые желания своего
господина. Такова зрелая и единственно
чистая Любовь. Проиллюстрирую это одним из
тысяч примеров. Когда Господь Шри Кришна
Чаитанйа снизошел в этот мир, у Него был
слуга Говинда. И вот однажды, после великого
Праздника Ратха-Йатры (Праздник Колесниц
Господа), Шри Чаитанйа очень устал. Он
пришел к Своей маленькой хижине и упал
прямо на пороге, ногами вовнутрь, а головой
наружу. Он повалился от усталости на землю и
тут же уснул. В это время пришел к хижине и
Говинда, который всегда в это время дня
массировал стопы Господа. Как быть? Говинда
не мог проникнуть внутрь домика, не
перешагнув через голову Господа. А это -
великий грех, согласно Писаниям. "Но мой
Господь нуждается в массаже. Он так любит
когда я делаю Ему массаж. Это помогло бы Ему
снять усталость." - думал Говинда.
В Ведах сказано, что тот, кто перешагнет
через Божество, совершает тяжкий грех и
потому отправится в ад. Говинда знал об этом,
и несомненно твердо верил. И тем не менее, он
осторожно, чтобы не побеспокоить Господа,
перешагнул через Него, и сел рядом, начав
нежно массировать стопы Шри Чаитанйи.
Любовь, которая не считается с
Законами Писаний, Любовь, в которой
пренебрегаешь своим будущим, Любовь, ради
которой готов на все. Слышал ли кто-нибудь о
такой Любви?! Вайшнав готов сослать себя в
вечный ад, лишь бы угадать заветное желание
Господа! И это не финал! Эта Любовь
становится ЕЩЕ БОЛЕЕ самозабвенной и
сильной день за днем, вечно. Такая Любовь
приносит Господу наивысшее счастье, какое
только может исторгнуть из своих глубин
маленькая душа.
DD>> Ваше представление о Христе очень
страдает символизмом. Христос объединяет
DD>> Бога и души... Хорошо. Но можете ли вы
объяснить как именно происходит
DD>> это объединение? Как это происходит?
AN> Это объединение произошло во Христе,
который есть Бог и Человек неслиянно и
AN> нераздельно. Он соединил несоединимое
- Творца и творение.
AN> Как именно это произошло, это -
величайшая тайна. К ней можно приобщиться
в
AN> Церкви, но объяснить ее невозможно.
Возможно. "А тем, которые приняли Его (Свет),
верующим во Имя Его, дал власть быть чадами
Божиими." (Ин.1:12). Вот практическое
объяснение, которое показывает как именно
соединяет Христос душу с Богом. Свет Истины!
Тот Свет, что приносит с собой в мир Учитель,
тот Свет, который рассеивает тьму неведения
и бесчувствия. Христос принес этот Свет, Он,
как и подобает истинному Учителю, был
олицетворением этого Света. И верящие Ему,
идущие за Ним, учащиеся у Него, получали и
получают этот Свет, который и ведет душу к
Богу. Он наделяет тем Чувством, той Верой,
той Силой, что приводит душу к родству с
Богом. Стать для Бога Близким,
Родственником, Другом! Возлюбить Его больше
нежели вообще любить способен. В этом и
происходит Таинство единения души и Бога.
Как видите, здесь нет никакого
абстрактного символизма. Христос сделал и
делает совершенно конкретное Дело. И это
Дело - священное Учительство. Свет Истины
есть всегда, но увидеть его - задача не из
легких. Поэтому нужен Учитель. Поэтому, "не
придешь к Отцу, кроме как через Меня".
DD>> А вообще, добро и зло, благочестие и
греховность, - две стороны одной
DD>> медали. Духовность - это беззаветное
служение Господу, пламенная
DD>> Любовь к Нему, а добро совершать
может кто угодно, даже не
DD>> верующий. Скажем, рубль дать нищему,
а другой пропить в кабаке. Ни то,
DD>> ни другое, не приблизит его к Богу,
потому что ни то, ни другое не
DD>> было сделано из бескорыстной Любви к
Господу.
AN> А вот с этим я не соглашусь. Понять,
любит ли человек Бога или только
AN> декларирует эту любовь можно по его
отношению к человеку.
Это нам нужен подобный критерий, чтобы
понять любит человек Бога или только себя. А
Богу не нужны поступки для того чтобы
увидеть реальное "содержимое"
человека. Разве вы не читали этих слов: "(Иисус)
не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал
о человеке, ибо Сам знал, что в человеке. (Ин.2:25)?
Так что, любовь к ближнему как обязательный
КРИТЕРИЙ может быть полезен для нас, а Бог и
без критериев все знает. Кроме того, не надо
путать меж собой разные понятия: любовь к
себе -это одно, любовь к другому человеку -
это другое, любовь к Богу - это третье. Ведь
вполне можно быть атеистом, но искренне
любить людей и благотворить им. Но что о
таких говорит Библия? "А неверующий УЖЕ
осужден". Помните такое из Нового Завета?
Он может ооооооочень любить ближних, но не
иметь абсолютно НИКАКИХ взаимоотношений с
Богом. Потому-то Христос и выделил эти
Заповеди в ДВЕ разные, а не сказал: Хотите,
любите Бога, а хотите, людей... это все равно.
Необходимо и то, и другое. НО! Любящий
Господа будет естественным образом любить
и ближних, как чад Божиих ("Что мы любим
детей Божиих, узнаем из того, когда любим
Бога" IИн.5:2), а вот любящий людей, может
оказаться обычным филантропом, не
признающим Бога. Так что здесь нужно
проводить разумную грань.
AN> Мне кажется, что Бог может приблизить
человека к себе, видя, что он
AN> исполняет Его волю, помогая братьям,
пусть и не декларируя любви к Нему.
Ох, ох...:( Ну разве дело в "декларировании"?
Если человек не любит Господа, то его помощь
братьям не может быть мотивирована чистым
желанием исполнить волю Господа. Его "помощь"
- способ удовлетворения своих чувств.
Знаете чем альтруист отличается от эгоиста?
Эгоист услаждает себя делая что-то
непосредственно для себя же, а альтруист
услаждает те же самые чувства, делая что-то
для других. Первый "ловит кайф" набивая
СЕБЕ брюхо снедями, а второй ловит точно
такой же "кайф", созерцая свою доброту
и благородство. Качественной разницы нет!
Ни в том, ни в другом случае, никому нет дела
до Бога. И вы считаете что это приближает
человека к Богу? Как?! Автоматически?
Человек и знать не хотел Бога, а тут вдруг
оказывается, что его взяли да и приблизили?!
Но это типичное насилие. Без меня меня
женили:) Господь никогда не поступает таким
образом. Движение к Богу - целиком
осознанный и полностью добровольный
процесс.
DD>> Есть благочестие
DD>> мирское, а есть духовное. И то, и
другое, считается добром, но... То
DD>> что хорошо перед людьми, то мерзость
перед Богм. Читали такое? То же
DD>> самое и со злом. Как думаете, убивать
ближних - это добро? Вроде как
DD>> нет. А как же быть с тем, когда Моисей
с Аароном, по слову Божьему,
DD>> обнажили мечи свои и ходили по стану
от ворот до ворот, и убивали
DD>> своих братьев, сестер, детей,
стариков? С мирской точки зрения, это
DD>> зло, ужасное, отвратительное зло. Но
с духовной точки зрения, такой
DD>> поступок несравненно, качественно,
лучше нежели когда какой-то
DD>> полувер подает деньги нищим или
строит больницы, услаждаясь
DD>> собственным благочестием.
AN> Мне кажется, что такое было возможно
лишь в Ветхом завете. Тогда люди еще не
AN> могли воспринять полноты Истины. Ну а
когда в эпоху Нового завета ученики
AN> решили уничтожить селение, за
непослушание Богу, вот как отреагировал
Христос:
Причем тут то как могли люди воспринимать
Истину? Вышеуказанное повеление исходило
полностью от Господа. Моисей и Аарон только
исполнили Его волю. И АБСОЛЮТНО правильно
сделали. Господь поругаем не бывает. Он
всегда прав и совершенен. А человеческое
совершенство - исполнение каждого желания
Всевышнего. Здесь дело не в эпохах, здесь
дело в степени преданности Богу. И
поскольку Моисей был НАСТОЛЬКО
безоговорочно предан Господу, он и
удостоился созерцания Всевышнего на
священной горе. То, как поступили Моисей и
Аарон - прекрасно, поскольку они доставили
радость Господу, исполнили Его желание. Его
желания всегда прекрасны и совершенны. Не
только в эпоху Ветхозаветную. Вот если бы
они поступили "благочестиво" и не
совершили бы убийство тысяч, тогда они и
стали бы богопротивниками. Благочестивыми,
добрыми, любящими ближних...
богопротивниками! Подумайте над этим.
Различайте ДУШЕВНОЕ и ДУХОВНОЕ. О первом
Апостолы отозвались как о мирском,
бесовском, а о втором, как о Божественном. А
в Новом Завете не читали ли вы как Сам
Христос, образец смирения, поступил с
продавцами в Храме?! Он избил этих торгашей
плетью и вышвырнул со всем их барахлом из
Дома Божьего! Поймите, важно не то КАК
поступаешь, а ПОЧЕМУ поступаешь. Важен
мотив, цель, побуждение. Если ваше
побуждение - бескорыстная Любовь к Господу,
то любое, даже самое пустяковое дело (в
Храме свечу поставить, допустим)
НЕСРАВНЕННО, НЕСРАВНИМО лучше и выше,
нежели без такого побуждения пострить,
скажем, бесплатную столовую для бедняков.
Не спешите отвечать, а хорошенько и
непредвзято проанализируйте все это,
пожалуйста.
---
С уважением к вам,
Слуга Дэвы.
<< предыдущая часть
переписки | продолжение
диалога>>
|