Исходя из приведенных выше
наблюдений, можно сделать вывод, что
мясоедение не представляет никакой
ценности ни с точки зрения необходимости,
ни здоровья, ни экономики. Мясо делает
человека больным, пассивным и
безответственным по отношению к животным,
природе и окружающим его людям. Остается
только вот еще эгоистичный аргумент,
сознательно отбрасывающий за борт все
глубокие размышления и, таким образом,
лишенный всякого разума: "Как бы там ни
было, мне все равно вкусно".
Но кто дал нам право
эксплуатировать другие живые существа и
готовить им конец, полный ужаса, просто,
чтобы есть мясо - на том основании, что нам
"вкусно" и нам хочется? Разве нельзя,
если бы это было так просто, на том же
дешевом основании оправдать и другие
насильственные преступления? Но принял ли
бы какой-нибудь суд в мире подобное
объяснение убийства или изнасилования?
Разве страдания, которые я испытываю,
отказываясь от мяса, мучительнее, чем те,
что испытывают животные, из которых я
готовлю жаркое?
Этот вопрос этики подняла также
"Schweizer Illustrierte" в номере от 8. 6. 1987, где
была приведена цитата известного
немецкого писателя
Фолькера Элиса Пильгрима: "Приготовленная
вовремя котлета лежит на полке подобно
картонке, тарелке или пуговице от брюк. Но
это не так. Еще вчера это принадлежало
дышащему, чувствующему, пульсирующему
целому. Хочу ли я убивать, чтобы вот так
получить мою котлету? Нет, я не хочу. Теперь
- повернемся все серьезно лицом к этому
вопросу, есть ли в Швейцарии,
предположительно, все еще вегетарианцы. И
мы задали бы этот вопрос в хорошем
обществе поэтов и мыслителей всех времен,
которые всегда считали убийство животных
недостойным человеческого духа".
А таких личностей много! К самым
известным этическим вегетарианцам
относятся Будда, Далай Лама, Заратустра,
Пифагор, Эмпедокл, Сократ, Платон,
Аристотель, Гораций, Овидий, Сенека,
Плутарх, Франциск Ассизский, Леонардо да
Винчи, Исаак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо,
Александр Гумбольдт, Лев Толстой,
Вильгельм Буш, Рудольф Штайнер, Томас Алва
Эдисон, Ральф Валдо Эмерсон, Джордж
Бернард Шоу, Райнер Мария Рильке, Рихард
Вагнер, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и т.
д. - о многих вегетарианцах современности и
не скажешь.
Всегда были великие культуры и
личности, оказывавшие животным уважение,
на которое они имеют право. В то время, как
на нашей параллели еще царили
примитивнейшие условия жизни, в Индии уже
цвела высокоразвитая цивилизация, о чем мы
узнаем из древних санскритских писаний
той эпохи. Прежде всего в "Бхагавад-гите",
важнейшем из этих писаний, сказано, что
возделывание земли, торговля натуральными
продуктами и защита коров являются
экономическими столпами общества,
способного противостоять кризисам. Кроме
этого, "Бхагавад-гита" раскрывает, что
таково желание Бога - все люди должны
питаться вегетарианской пищей. (Другие
подробности об учении "Бхагавад-гиты"
приводятся в 6 главе и в послесловии. )
Также и в древнеевропейской
культуре, в античной Греции
вегетарианство было идеалом высшего
поведения. Цитата из произведения Платона
"Государство" и названные выше имена
это уже проиллюстрировали.
Пифагор (ок. 500 г. до н. э. ),
знавший также о законе реинкарнации,
сказал: "Тот, кто перерезает ножом горло
корове и остается глух к мычанию ужаса, кто
может хладнокровно забить блеющего
козленка и пообедать птицей, которой он
сам давал корм - насколько еще далек такой
человек от преступления?"
А Аристотель продолжал эту
мысль: "Если человек в совершенстве
своем - самое благородное создание, то
оторванный от закона и морали, он - самый
худший из всех".
Равным образом как в Древней
Греции, так же и среди древних римлян были
великие философы-вегетарианцы (Гораций,
Овидий, Плутарх). Плутарх (45-120 гг н. э. )
пишет в своем трактате "О мясоедении":
"Можете ли вы действительно спросить, из
каких побуждений
Пифагор воздерживался от
мясоедения? Со своей стороны я задаю
вопрос, при каких обстоятельствах и в
каком душевном состоянии человек впервые
решился попробовать вкус крови,
потянуться губами к плоти трупа и украсить
свой стол мертвыми, разлагающимися телами,
и как он потом позволил себе назвать пищей
куски того, что незадолго до этого еще
мычало и блеяло, двигалось и жило... Ради
плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь,
на которые они имеют право рождения".
Затем Плутарх бросает открытый
вызов мясоедам: если у вас теперь осталось
желание утверждать, что подобная пища дана
вам природой, тогда убивайте сами, что вы
хотите съесть, и делайте это тем, что у вас
есть от природы, но не ножом мясника,
дубиной или топором".
|