Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Совершенные вопросы...

Кришна — всепривлекающий

(27 февраля 1972 года)

Боб: Кого можно назвать ученым?

Бхактиведанта Свами: Того, кто обладает истинным знанием.

Боб: Они думают, что их знания истинны.

Бхактиведанта Свами: Что вы сказали?

Боб: Они надеются, что их знания соответствуют истине.

Бхактиведанта Свами: Нет, надо знать точно. Мы обращаемся к ученым, потому что предполагается, что их знания истинны. Ученый—это человек, обладающий истинным знанием. Кришна означает “всепривлекающий”.

Боб: Всепривлекающий?

Бхактиведанта Свами: Да. Если Бог не привлекает к Себе, то как Он может быть Богом? Человек имеет вес в глазах окружающих, если он их чем-то привлекает. Разве не так?

Боб: Да, это так.

Бхактиведанта Свами: Следовательно, Бог должен привлекать всех и быть привлекательным для всех, поэтому если у Бога есть какое-нибудь имя или вы хотите дать Ему какое-нибудь имя, то это может быть только имя “Кришна”.

Боб: Но почему только это имя, почему именно Кришна?

Бхактиведанта Свами: Потому что Он—всепривлекающий. Кришна означает “всепривлекающий”.

Боб: Теперь понятно.

Бхактиведанта Свами: У Бога нет имени, но мы называем Его по Его качествам. Если человек необычайно красив, мы так и говорим о нем: “Он красивый”. Если человек разумен, мы называем его мудрым. Таким образом, мы характеризуем людей по их качествам. Так как Бог всепривлекающий, имя “Кришна” может быть дано только Ему. “Кришна” означает “всепривлекающий”. Это включает в себя все.

Боб: А что можно сказать об имени, означающем “всемогущий”?

Бхактиведанта Свами: Да... Не будучи всемогущим, нельзя быть всепривлекающим.

Шйамасундара (американский преданный, секретарь Бхактиведанте Свами): Это имя включает в себя все.

Бхактиведанта Свами: Все Он должен быть очень красивым, мудрым, могущественным, знаменитым...

Боб: А мошенники считают Кришну привлекательным?

Бхактиведанта Свами: Еще бы! Ведь Кришна был величайшим плутом.

Боб: Как это?

Бхактиведанта Свами (смеясь): Потому что Он всегда дразнил гопи.

Шйамасундара: Дразнил?

Бхактиведанта Свами: Да. Иногда Радхарани выходила из дома, а Кришна неожиданно нападал на Нее. Она падала и говорила: “Кришна, не мучай меня так”,—и когда Они оба оказывались на земле, Кришна пользовался возможностью поцеловать Ее. (Бхактиведанта Свами смеется.) И Радхарани это доставляло огромное удовольствие, хотя Кришна мог показаться величайшим негодяем. Если бы этого плутовства не было в Кришне, откуда бы оно взялось в мире? По нашему определению Бог—источник всего. Если бы плутовство не было присуще Кришне, откуда бы оно взялось в этом мире? Ведь Он—источник всего. Но мошенничество Кришны так прекрасно, что все поклоняются Его мошенничеству.

Боб: А что вы скажете о мошенниках, которые не так очаровательны?

Бхактиведанта Свами: Нет, замечательно не мошенничество само по себе, а Кришна, который абсолютен во всех Своих проявлениях. Он—Бог, поэтому Его мошенничество— благо. Кришна—всеблагой. Бог—это благо.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Поэтому, когда Он прибегает к мошенничеству—это тоже прекрасно, и это благо. Таков Кришна. В самом мошенничестве нет ничего хорошего, но когда мошенничает Кришна, это замечательно, потому что Он — абсолютное благо. Это необходимо понять.

Боб: А есть люди, которых Кришна не привлекает?

Бхактиведанта Свами: Нет, Он привлекает всех. Кого не привлекает Кришна? Приведите пример: “Вот человек или живое существо, которого Кришна не привлекает”. Попробуйте найти такого.

Боб: Человек, который хочет сделать что-то дурное и понимает, что это плохо, но все-таки хочет добиться власти или прославиться, или разбогатеть...

Бхактиведанта Свами: Так...

Боб:... в его глазах Бог может и не быть привлекательным, потому что Бог заставляет его чувствовать себя виноватым.

Бхактиведанта Свами: Нет, нет. Ведь он стремится к власти или богатству, не так ли? А Кришна богаче всех, поэтому Кришна привлекает и его.

Боб: А если человек, который хочет разбогатеть, молится Кришне, он действительно разбогатеет?

Бхактиведанта Свами: Конечно же!

Боб: Именно таким путем, молясь Кришне?

Бхактиведанта Свами: Да. Потому что Кришна всемогущ, и если вы молите Его о богатстве, Кришна даст вам его.

Боб: А тот, кто живет в грехе, но молится, чтобы разбогатеть, станет богатым?

Бхактиведанта Свами: Да, станет Молиться Кришне—не грех.

Боб: О да!

Бхактиведанта Свами (посмеиваясь): Так или иначе он молится Кришне, и потому нельзя сказать, что он конченый человек.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Кришна говорит в “Бхагавад-гите”: апи чет сударачаро бхаджате мам ананйа-бхак. чита- Вы ли это?

Боб: Да. Я не знаю санскрита, зато знаю как это будет по английски.

Бхактиведанта Свами: Хм-м.

Боб: “Даже если самый грешный человек молится Мне...”

Бхактиведанта Свами: Да...

Боб: “... то и он возвысится”.

Бхактиведанта Свами: Да. Как только он начинает молиться Кришне—это уже не грех. Поэтому Кришна всепривлекающий. В Ведах говорится, что Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога—источник всех наслаждений: расоваи сах. Все люди чего-то хотят, потому что они находят в этом определенный вкус.

Боб: Как вы сказали?

Бхактиведанта Свами: Определенный вкус. Предположим, человек пьет. Почему он пьет? Потому что ему приятен вкус вина, и это приносит ему наслаждение. Человек хочет разбогатеть, потому что в обладании богатством он находит желанный вкус.

Боб: Как это понимать— “вкус”?

Бхактиведанта Свами (Шйамасундаре): Как это сказать по-другому?

Шйамасундара: Удовольствие.

Боб: Ясно.

Бхактиведанта Свами: Да, приятный вкус. Так вот, в Ведах говорится: расо ваи сах. На санскрите слову “вкус” соответствует слово раса. (В комнату входит Малати, жена Шйамасундары, неся поднос с едой.) Что это?

Малати: Жареные баклажаны.

Бхактиведанта Свами: О! Всепривлекающие! Всепривлекающие! (Все смеются.)

Шйамасундара: А в каком смысле Кришна—величайший ученый?

Бхактиведанта Свами: Потому что Он знает все. Ученый—это человек, досконально знающий свой предмет. Это ученый. А Кришна знает все.

Боб: Я приехал сюда в качестве преподавателя.

Бхактиведанта Свами: Да, обучение... Но если у вас нет совершенного знания, как же вы можете учить? Вот в чем вопрос.

Боб: Но даже тот, у кого нет совершенного знания, все-таки может преподавать.

Бхактиведанта Свами: Это обман, а не обучение. Это надувательство. Это как говорят ученые: “Вначале был сгусток материи, и вот... возникло творение. По-видимому... Вероятно...”. Что это, если не обман? Это не преподавание, а надувание.

Боб: Разрешите вернуться к тому, о чем мы говорили сегодня утром. Это было так интересно. Я спросил о чудесах, и вы сказали, что в них верят только глупцы, так как допустим, вы ребенок и видите, что взрослый поднимает стол. Это чудо. Или, скажем, вы химик, смешиваете кислоту и щелочь, в результате появляется дым, происходит взрыв или идет другая реакция. Для дилетанта это чудо. Но во всем есть определенная закономерность, и потому, если вы видите чудо, это значит, что вы просто не знаете технологии этого процесса, ведь только глупцы верят в чудеса, и—поправьте меня, если я что-то говорю не так...

Бхактиведанта Свами: Так, так.

Боб: Вы говорили, что, когда приходил Иисус, люди были более невежественными, и чтобы помочь им, нужны были чудеса. Я не совсем уверен, правильно ли я понял ваши слова.

Бхактиведанта Свами: Да, да. Чудеса нужны для невежественных людей.

Боб: Я спросил об этом в связи с тем, что в Индии часто можно услышать о магах-мистиках, показывающих чудеса.

Бхактиведанта Свами: Кришна—величайший мистик.

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Об этом говорит Кунти.

Боб: Но ведь я могу учить чему-нибудь, даже не имея совершенного знания? Например, я могу...

Бхактиведанта Свами: Вы можете научить лишь тому, что знаете сами.

Боб: Да, это значит, что я не должен претендовать на то, что смогу научить большему, чем знаю сам.

Бхактиведанта Свами: Да, это и есть надувательство.

Шйамасундара: Иными словами, невозможно открыть другим истину, если мы сами обладаем неполным знанием.

Бхактиведанта Свами: Да, это так. Ни один человек не может сделать этого. Чувства человека несовершенны, поэтому как он может дать совершенное знание? Например, солнце кажется нам диском. У нас нет возможности приблизиться к нему. Вы возразите, что солнце можно рассмотреть в телескоп или с помощью других приборов. Но и телескоп, и эти приборы создали вы сами, а вы несовершенны. Как же может быть совершенна ваша техника? Поэтому ваши знания о солнце тоже несовершенны. Так зачем же объяснять, что такое солнце, если вы не знаете его в совершенстве? Это обман.

Боб: А если, скажем, учить тому, что предположительное расстояние от Земли до Солнца— 93000000 миль?

Бхактиведанта Свами: Если вы говорите “предположительно”—это уже не наука.

Боб: Но я думаю, что тогда почти вся наука ненаучна.

Бхактиведанта Свами: В том-то и дело!

Боб: Вы ведь знаете, что наука строится на предположениях.

Бхактиведанта Свами: Да. Они учат несовершенным образом. То же можно сказать и о шумной рекламе высадки на Луну. Вы думаете, что их знание совершенно?

Боб: Нет.

Бхактиведанта Свами: А что из этого следует?

Боб: Так в чем же заключается долг учителя? Скажем, преподавателя естествознания. О чем ему говорить в аудитории?

Бхактиведанта Свами: В аудитории? Нужно просто говорить о Кришне.

Боб: Он не должен говорить о...

Бхактиведанта Свами: Нет. Это включает в себя все. Его целью должно быть познание Кришны.

Боб: Может ли преподаватель учить тому, как соединять кислоту и щелочь, или чему-то аналогичному с целью познания Кришны?

Бхактиведанта Свами: Каким образом?

Боб: Скажем, занимаясь наукой, человек обнаруживает закономерности в природе. И эти закономерности указывают на силу, которая всем управляет.

Бхактиведанта Свами: На днях я объяснял это. Я спросил одного химика, верно ли, что, согласно химическим формулам, при соединении водорода и кислорода образуется вода. Верно?

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Так. В Тихом или, скажем. Атлантическом океане огромное количество воды. Сколько химических веществ потребовалось для их образования?

Боб: Какое количество?

Бхактиведанта Свами: Да. Сколько тонн?

Боб: Очень много.,

Бхактиведанта Свами: Так кто же дал их?

Боб: Все это дал Бог.

Бхактиведанта Свами: Кто-то должен был дать их.

Боб: Я согласен.

Бхактиведанта Свами: Это и есть наука. Вы можете преподавать в таком духе.

Боб: А стоит ли учить тому, что кислота и щелочь нейтрализуют друг друга?

Бхактиведанта Свами: Тут то же самое. Есть множество разных реакций. Кто управляет этим? Кто дает кислоту и щелочь? (Продолжительная пауза.)

Боб: Очевидно, эти вещества появились из того же источника, что и вода.

Бхактиведанта Свами: Верно. Без водорода и кислорода невозможно получить воду. Итак, имеются огромные массы воды—не только Атлантический и Тихий океаны—миллионы планет и миллионы атлантических и тихих океанов. Так кто же создал эту воду, соединив кислород и водород, откуда они взялись? Вот как мы ставим вопрос. Кто-то должен был дать все эти вещества, иначе откуда бы они появились?

Боб: Но нужно ли учить тому, как из кислорода и водорода получить воду? Нужно ли учить, как проводить эту реакцию? То есть вы соединяете кислород и водород.

Бхактиведанта Свами: Это не так важно и не так трудно. Например, как Малати приготовила эти пури (сорт хлеба. (Прим. переводчика.)). Была мука и было ги [топленое масло], из них она и приготовила пури. Но не будь муки и масла, разве можно было бы их приготовить? В “Бхагавад-гите” Кришна говорит: “Вода, земля, воздух, огонь—все это Мои энергии”. Что представляет собой ваше тело? Эта внешняя оболочка—ваша энергия. Известно вам это? Ваше тело состоит из вашей энергии. Например, я ем...

Боб: Да.

Бхактиведанта Свами: Так образуется энергия, которая поддерживает мое тело.

Боб; Да, я понял.

Бхактиведанта Свами: Значит, ваше тело существует за счет вашей энергии.

Боб: Но когда вы едите, вы получаете с пищей солнечную энергию.

Бхактиведанта Свами: Я привожу пример. Когда я усваиваю пищу, образуется некоторая энергия, и она поддерживает мое тело. Если этот процесс нарушается, тело слабеет, становится больным. Ваше тело создано из вашей же энергии. Так же и гигантское космическое тело [вселенная] создано из энергии Кришны. Как можно отрицать это? Как ваше тело создано из вашей энергии, так и вселенское тело должно быть создано из чьей-то энергии. И этот кто-то — Кришна. (Продолжительная пауза.)

Боб: Мне нужно подумать, чтобы разобраться в этом.

Бхактиведанта Свами: А что тут думать? Это же факт. (Смеется.) Ваши волосы каждый день растут. Почему? Потому что у вас есть определенная энергия.

Боб: Энергия, которую я получаю из пищи.

Бхактиведанта Свами: Не важно как, главное, что вы получаете эту энергию! И благодаря ей у вас растут волосы. Итак, ваше тело создается вашей энергией. Подобно этому, все гигантское творение создано из энергии Бога. Это факт! Ведь это не ваша энергия.

Боб: Да, теперь я понял.

Преданный: То же самое относится и к планетам этой вселенной. Не солнечная ли это энергия? Не являются ли они продуктом солнечной энергии?

Бхактиведанта Свами: Да, но кто создал Солнце? Солнце—это энергия Кришны. Это тепло, а Кришна говорит: бхумир апо 'нало вайух—“Тепло—это Моя энергия”. Солнце— это проявление тепловой энергии, принадлежащей Кришне. Это не ваша энергия. Вы не можете сказать: “Я создал Солнце”. Но кто-то должен был сделать это, и Кришна говорит, что это сделал Он. А мы верим Кришне. Поэтому мы — кришна-иты.

Боб: Кришна-иты?

Бхактиведанта Свами: Да. Наше знание совершенно. Если я говорю, что тепло—энергия Кришны, вы не можете этого отрицать, потому что это не ваша энергия. Ваше тело имеет некоторое количество тепла. Подобно этому, тепло— тоже чья-то энергия. Чья же? Это энергия Кришны. Кришна говорит: “Да, это Моя энергия”. Итак, мое знание совершенно. Раз я разделяю точку зрения величайшего ученого, значит, я — тоже величайший ученый. Сам я могу быть глупцом, но если я получаю знания от величайшего ученого, то и я — величайший ученый. У меня нет никаких трудностей.

Боб: Как это понять?

Бхактиведанта Свами: Мне совсем не трудно стать величайшим ученым, потому что я получаю знания от величайшего ученого. (Следует продолжительная пауза.) “Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, интеллект и ложное эго— это Мои восемь отделенных энергий”.

Боб: Это отделенные энергии?

Бхактиведанта Свами: Да. Так же, как молоко. Что такое молоко? Отделенная энергия коровы. (Когда смысл сказанного доходит до Шйамасундары и Боба, они смеются.) Разве это не так? Это проявление отделенной энергии коровы.

Шйамасундара: Это как бы побочный продукт?

Бхактиведанта Свами: Да.

Боб: Какой же смысл в отделении этой энергии от Кришны?

Бхактиведанта Свами: “Отделенная”—значит, что она исходит из тела коровы, но это не сама корова. Поэтому она отделена.

Боб: Таким образом, эта земля и все остальное произошло из Кришны, но это не Кришна?

Бхактиведанта Свами: Это не Кришна. Или можно сказать, что это одновременно и Кришна, и не Кришна. В этом заключается наша философия—философия единства и различия. Нельзя сказать, что все это отлично от Кришны, потому что без Кришны ничего не может существовать. Но в то же время нельзя сказать: “Тогда я буду поклоняться воде. Зачем поклоняться Кришне?”. Пантеисты говорят, что все сущее—Бог, поэтому что бы вы ни делали, это будет поклонением Богу. Это философия майавады: раз все исходит от Бога, значит, все есть Бог. Но по нашей философии, все есть Бог, но вместе с тем и не Бог.

Боб: Так что же на земле Бог? Есть ли здесь что-нибудь, что является Богом?

Бхактиведанта Свами: Да. Ведь все создано из энергии Бога, но это не означает, что, поклоняясь чему угодно, вы поклоняетесь Богу.

Боб: Так что же на Земле не майа [иллюзия]? Это...

Бхактиведанта Свами: Майа означает “энергия”.

Боб: Энергия?

Бхактиведанта Свами: Да. Майа. Другое значение этого слова—“иллюзия”. Например, глупые люди принимают энергию за источник энергии. Это майа, так же как в случае с солнечным светом. Солнечный свет, проникающий в вашу комнату,—это энергия Солнца. Но не станете же вы утверждать, что само Солнце находится в вашей комнате только потому, что в нее проник солнечный свет. Если Солнце окажется в комнате, то и она, и вы сами—словом, все— будет тотчас уничтожено. В ту же секунду. У вас даже не будет времени сообразить, что это вошло Солнце. Разве не так?

Боб: Да, конечно.

Бхактиведанта Свами: Но нельзя сказать, что солнечный свет—это не Солнце. Не будь Солнца, откуда бы взялся солнечный свет? Поэтому нельзя сказать, что солнечный свет—это не Солнце В то же время это не Солнце. Это и Солнце, и не Солнце. Такова наша философия: ачинтйа-бхедабхеда—непостижимая. С материальной точки зрения невозможно понять, как что-то может быть одновременно и положительным, и отрицательным. Это невозможно себе представить. Такова непостижимая энергия. А раз все, по сути дела, является энергиями Кришны, Кришна может проявить Себя в любой из них. Поэтому когда мы поклоняемся мурти Кришны, сделанному из земли, воды и т. д., все это—Кришна. Нельзя отрицать, что это Кришна. Когда мы поклоняемся мурти Кришны из металла [Божеству в храме], то мы поклоняемся Кришне. Это факт, потому что металл — энергия Кришны, следовательно, он неотличен от Кришны, а Кришна настолько могуществен, что может полностью явить Себя в любой Своей энергии. Поэтому поклонение Божеству в храме — не язычество. Это действительно поклонение Богу—при условии, что вы знаете, как это делать.

Боб: Если вы знаете, как это делать. Божество становится Кришной?

Бхактиведанта Свами: Не становится Это и есть Кришна Боб: Божество—это Кришна, но только в том случае, если вы знаете, как Ему поклоняться?

Бхактиведанта Свами: Да. Так же, как в примере с электрическим проводом Электрический провод—это электричество. Тот, кто знает, как с ним обращаться, использует электроэнергию, заключенную в нем.

Шйамасундара: А иначе это всего лишь провод.

Бхактиведанта Свами: Просто провод.

Боб: А если я сделаю статую Кришны, это не будет Кришна, пока...

Бхактиведанта Свами: Это Кришна, но надо знать метод, с помощью которого можно понять, что это Кришна. Это Кришна.

Боб: Это не просто земля и глина?

Бхактиведанта Свами: Нет. Земля не существует отдельно от Кришны Кришна говорит: “Моя энергия”. Нельзя отделить энергию от источника энергии. Это невозможно. Вы не можете отделить тепло от огня. Но огонь отличен от тепла, а тепло—от огня. Вы ощущаете тепло, не касаясь огня. Но, выделяя тепло, сам огонь не меняется. Так же и Кришна: создавая все с помощью Своих различных энергий, Он остается Кришной. Философы-майавади считают, что если Кришна—это все, то Он утрачивает Свою индивидуальность. Это материалистический образ мышления. Например, я пью молоко небольшими глотками, и наконец в стакане не остается ни капли—теперь оно в моем желудке. Кришна не таков. Он всемогущ. Мы постоянно используем Его энергию, но Он не истощается. Он существует. Это как человек, который зачал многих детей, а сам продолжает жить. Это грубый пример. Человек не перестает существовать, оттого что у него родилось сто детей. Так же и Бог, Кришна, не исчезает, хотя у Него бесчисленное количество детей.

пурнасйа пурнам адайа
пурнам эвавашишйате

“Так как Он—полное целое, то даже после того, как из Него изошло такое множество завершенных в себе частей, Он продолжает оставаться в полном равновесии”. В этом заключается сознание Кришны. Кришна никогда не истощается. Таково могущество Кришны, всепривлекающего. Энергиям Кришны нет числа, и это лишь одна из особенностей их проявления. И если продолжать познавать Кришну таким образом, то это и будет сознанием Кришны. Это вам не спекулятивные рассуждения типа: “Может быть, это так, а может быть и нет”. Это абсолютно! Это истина!

Шйамасундара: И познавать это можно бесконечно.

Бхактиведанта Свами: Как этот процесс может закончиться? Энергии Кришны бесконечны.

ПредисловиеОглавлениеК Бхактиведанте СвамиВедическая культура: варнашрама-дхарма


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.