Отдаленная и непосредственная причины
Беседа происходит 29 апреля 1973 года на
берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.
Шрилу Прабхупаду сопровождают доктор Сингх,
Брахмананда Свами, Карандхара дас адхикари
и другие ученики.
Шрила Прабхупада: Низшая энергия сама по
себе, без вмешательства высшей, не обладает
силой. Это море (он показывает на Тихий
океан) спокойно и безмятежно. Но когда
высшая стихия, воздух, приводит его в
движение, поднимаются высокие волны. Само
море без вмешательства высшей силы не
способно на это. Аналогично этому, есть и
иная, высшая по отношению к воздуху сила, за
ней следует другая, за той еще одна, пока,
наконец, мы не придем к Кришне. Так должно
проводиться истинное исследование. Кришна
управляет природой, как машинист управляет
поездом. Машинист управляет локомотивом,
который тянет первый вагон, тот в свою
очередь тянет следующий, и так весь поезд
приходит в движение. По тому же принципу
функционирует творение. Кришна дает первый
толчок, а затем с помощью серии
последовательных толчков возникает и
поддерживается все космическое проявление.
Это объясняется в «Бхагавад-гите» [9.10].
Майадхйакшена пракртих суйате сачарачарам:
«Материальная природа действует под Моим
руководством и порождает все движущиеся и
неподвижные существа». А в четырнадцатой
главе [14.4] Кришна говорит:
сарви-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
«Материальная природа делает возможным
появление на свет всех видов живых существ,
о сын Кунти, и Я — дающий семя отец». К
примеру, если посеять баньяновое семя, то со
временем из него вырастет огромное дерево,
а вместе с ним миллионы новых семян. Каждое
из этих семян может в свою очередь
произвести на свет новое дерево с
миллионами семян и так далее. Вот что
имеется в виду, когда говорится, что Кришна,
изначальный отец, оплодотворяющий все,
является первопричиной всего, что мы видим.
К сожалению, ученые видят только
непосредственную причину. Они не могут
понять отдаленную причину. В Ведах о Кришне
говорят как о сарва-карана-каранам, то есть
причине всех причин. Тот, кто поймет причину
всех причин, поймет все. Йасмин виджнате
сарвам эвам виджнатам бхавати: «Тому, кому
известна изначальная причина,
второстепенные причины открываются сами
собой». Ученые ведут поиски изначальной
причины, но когда Веды, источник
совершенного знания, провозглашают
изначальной причиной Верховную Личность
Бога, они с этим не соглашаются. Они
продолжают настаивать на своем частичном,
несовершенном знании. В этом их недуг.
Записано 29 апреля 1973 года
на берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса.
Из книги "Жизнь происходит из жизни"
© 1991BBT, ISKCON
|