Жизнь на других планетах
Беседа происходит 18 апреля 1973 года в
парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес. Шрилу
Прабхупаду сопровождают доктор Тудам
Дамодар Сингх, Карандхара дас адхикари,
Брахмананда Свами и другие ученики.
Шрила Прабхупада: Даже на Солнце и Луне
есть живые существа. Каково на этот счет
мнение ученых?
Д-р Сингх: Они говорят, что жизни там нет.
Шрила Прабхупада: Ерунда. Там есть жизнь.
Д-р Сингх: Они говорят, что на Луне нет
жизни, потому что не обнаружили ее там.
Шрила Прабхупада: Почему они верят в это?
Планета Луна покрыта пылью, но даже в этой
пыли могут обитать живые существа. Любая
атмосфера пригодна для жизни. Любая.
Поэтому в Ведах живых существ называют
сарва-гатах, что означает «существующие в
любых условиях». Живое существо
нематериально. Несмотря на то что оно
заключено в материальное тело, оно
нематериально. Но когда мы говорим о разных
атмосферах, то имеем в виду разные
материальные условия.
Карандхара: Они говорят, что атмосфера
Луны непригодна для жизни, но единственное,
что они вправе утверждать, это то, что она
непригодна для той формы жизни, которая нам
известна.
Шрила Прабхупада: В Ведах говорится, что
живое существо не зависит от материальных
явлений. Его нельзя сжечь, разрезать,
иссушить или намочить. Этот вопрос
обсуждается в «Бхагавад-гите».
Д-р Сингх: Ученые считают, что их знания о
жизни на нашей планете должны быть
приложимы и к жизни на других планетах.
Шрила Прабхупада: Да. Они думают в первую
очередь о самих себе. Они мыслят очень узко,
исходя из условий, в которых находятся сами.
Мы называем это «философией доктора
Лягушки». (Смех.) В одном колодце жила
лягушка. Услыхав однажды от приятеля о
существовании Атлантического океана, она
спросила:
— А что такое Атлантический океан?
— Это огромный водоем, — ответил он.
— Огромный? Неужели в два раза больше
моего колодца?
— О нет. Гораздо больше, — ответил
приятель.
— Во сколько раз больше? В десять? Так
лягушка продолжала свои вычисления. Но
можно ли надеяться понять, насколько
огромен великий океан, если делать это
подобным образом? Наши возможности, опыт и
мыслительные способности ограничены. Все
рассуждения ученых в конечном счете не
приводят ни к чему, кроме лягушачьей
философии.
Карандхара: Они очень дорожат так
называемой «научной добросовестностью»,
которая подразумевает то, что они могут
опираться только на свой непосредственный
опыт.
Шрила Прабхупада: Вы можете говорить о
своем опыте, а я о своем. Но чего ради я
должен считаться с вашим опытом? Если вы
глупец, то что же, и я должен, по-вашему,
превращаться в глупца? Может быть, вы и
лягушка, но что, если я — кит? Чего ради я
должен мерить все масштабами вашего
колодца? У вас есть свой метод научного
познания, а у меня свой.
Д-р Сингх: Не обнаружив воды на
поверхности Луны, ученые сделали вывод, что
там не может быть жизни. Шрила Прабхупада;
Они не видели всей поверхности Луны.
Предположим, сюда прилетит кто-нибудь с
другой планеты, приземлится в Аравийской
пустыне и вернется назад. Сможет ли он
составить полное представление о природе
всей Земли? Его знания будут неполными.
Карандхара: У них есть прибор, который
может обнаруживать воду. Они говорят, что
запускали его на орбиту Луны и пришли к
выводу, что там нет воды, а, следовательно,
не может быть и жизни.
Шрила Прабхупада: Даже если действительно
там, как на Солнце, нет воды, все равно там
есть живые существа. Как растет кактус в
пустыне, казалось бы, совершенно без воды?
Карандхара: Он получает ее из атмосферы.
Шрила Прабхупада: Да. Потому что в
атмосфере есть все необходимые для
поддержания жизни элементы: земля, вода,
огонь, воздух и эфир. Эти элементы
присутствуют в любом материальном объекте.
Например, в моем теле есть вода, хотя вы ее и
не видите. Откуда исходит это тепло? Вы не
видите огня. Разве можете вы видеть, как
огонь горит в моем теле? Тогда откуда же
берется тепло? Как на это ответить?
Записано 18 апреля 1973 года в
парке Чевиот-Хиллз, Лос-Анджелес.
Из книги "Жизнь происходит из жизни"
© 1991BBT, ISKCON
|