глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Самое сокровенное знание

10
майадхйакшена пракртихсуйате са-чарачарам
хетунанена каунтейаджагад випаривартате

майа-под Моим; адхйакшена-надзором; пракртих-материальная природа; суйате-появляется; са-вместе с ; чара-ачарам-движущиеся и неподвижные живые существа; хетуна-по этой причине; анена-это; каунтейа-о сын Кунти; джагат-космическое проявление; випаривартате-действует.

О сын Кунти, будучи одной из Моих энергий, материальная природа действует под Моим надзором, производя на свет все движущиеся и неподвижные живые существа. Под ее руководством этот проявленный мир снова и снова создается и подвергается уничтожению.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности, протекающей в материальном мире, он всегда остается верховным повелителем . Верховный Господь является олицетворением высшей воли и основой всего материального проявления, деятельностью которого тем не менее управляет материальная природа. Кришна также говорит в "Бхагавад-гите", что Он-отец всех живых существ во всем многообразии их видов и форм. Как отец вносит во чрево матери семя, из которого впоследствии появляется ребенок, так и Верховный Господь одним Своим взглядом оплодотворяет материальную природу, из лона которой выходят самые разнообразные живые существа, получающие тот или иной тип тела в зависимости от желаний, которые остались у них из прошлой жизни и своей прошлой деятельности. Все живые существа, рожденные под взглядом Верховного Господа, получают различные типы тел в зависимости от своей прошлой деятельности и желаний. Таким образом Сам Господь не связан непосредственно с материальным миром. Он просто бросает взгляд на материальную природу, которая в результате приходит в движение и производит все многообразие форм жизни. Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, совершает деятельность, но Сам Он не принимает непосредственного участия в создании материальной вселенной. В смрти приводится следующий пример: когда человек держит в руках цветок, аромат цветка достигает его обоняния, однако сам цветок и его аромат отличны друг от друга. Аналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога; в действительности, Господь не связан непосредственно с материальным миром, но Своим взглядом Он творит Его и устанавливает его законы /и повелевает им?/. Одним словом, без руководства /надзора/ Верховной Личности Бога материальная природа ничего не способна сделать сама по себе. Однако Верховный Господь всегда стоит в стороне от материальной деятельности.

11
аваджананти мам мудхаманушим танум ашритам
парам бхавам аджанантомама бхута-махешварам

аваджананти-глумятся; мам-надо Мной; мудхах-глупцы; манушим-в человеческом образе; танум-тело; ашритам-принимая; парам-трансцендентной; бхавам-природы; аджанантах-не зная; мама-Мою; бхута-всего сущего; маха-ишварам-верховного владыки.

Глупцы глумятся /смеются/ надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведомо, что Я обладаю трансцендентной /духовной/ природой и являюсь Верховным Господом всего сущего.

КОММЕНТАРИЙ: Из всего сказанного в предыдущих стихах этой главы, ясно, что Верховный Господь, который приходит в материальный мир в человеческом облике, не является обыкновенным человеком. Личность Бога, которая руководит процессами сотворения, поддержания и уничтожения всего материального космоса /творит, поддерживает, уничтожает?/, не может быть обыкновенным человеком. Однако находится немало глупцов, которые считают, что Кришна это просто могущественный человек и не более. В действительности же, Он-изначальная Верховная Личность, что подтверждает "Брахма-самхита" (ишварах парамах кришнах); Он-Верховный Господь.

В мире много ишвар, правителей, обладающих разной властью. В системе управления в материальном мире мы встретим руководителей различных рангов: директоров и должностных лиц, которыми руководят чиновники более высокого ранга; они в свою очередь подчиняются министру, а тот-президенту. Все они являются руководителями, но подчинены один другому. В "Брахма-самхите" сказано, что Кришна является верховным правителем; безусловно, в материальном в духовном мире много правителей, но верховный правитель это Кришна (ишварах парамах кришнах), тело которого сач-чид-ананда, не является материальным.

Живые существа, обладающие материальными телами, не способны совершать те чудесные деяния, о которых рассказывалось в предыдущих главах. Тело Господа вечно, исполнено блаженства и знания. Хотя Он отнюдь не заурядная личность, глупцы смеются над Ним и считают Его обыкновенным человеком. Тело Господа названо манушим, поскольку Он действует как обыкновенный человек, друг Арджуны, который занимается политической деятельностью и участвует в битве на Курукшетре. Очень часто Он действует совсем как обыкновенный человек, хотя на самом деле обладает телом, которое является воплощением вечного блаженства и абсолютного знания: сач-чид-ананда-виграха. Это подтверждают и другие ведические писания. Сач-чид-ананда-рупайа кришнайа: "Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, Кришной, являющимся воплощением вечности, блаженства и знания" ("Гопала-тапани Упанишад" 1.1). В Ведах приведены и другие описания. Там экам говиндам: "Ты-Говинда, дарующий наслаждение коровам и чувствам". Сач-чид-ананда-виграхам: "Тело Твое трансцендентно, исполнено знания, блаженства и вечности" ("Гопала-тапани Упанишад 1.35).

Хотя тело Господа трансцендентно, исполнено блаженства и знания, многие так-называемые ученые и комментаторы "Бхагавад-гиты" глумятся над Кришной, считая Его обыкновенным человеком. В результате благочестивой деятельности, совершенной в прошлой жизни, эти ученые могут обладать незаурядными способностями, но их представление о Шри Кришне является следствием скудности их знаний. Поэтому их называют мудхами, ибо только глупцы, могут считать Кришну обыкновенным человеком. Они называют Кришну обыкновенным человеком потому, что ничего не знают о сокровенных деяниях Верховного Господа и Его разнообразных энергий. Они не знают, что тело Кришны является символом /воплощением/ абсолютного знания и блаженства, что Он-владетель всего сущего, который может любому даровать освобождение. Не ведая о многочисленных трансцендентных качествах Кришны, они глумятся над Ним.

Им также не известно, что появление Верховной Личности Бога в материальном мире является результатом действия Его внутренней энергии. Он-повелитель материальной энергии. Господь уже неоднократно заявлял о том, что-мама майа дуратйайа-материальная энергия, обладая необыкновенным могуществом, тем не менее находится под Его началом, и каждый, кто предастся Ему, сможет освободиться из-под ее власти. Если душа, предавшаяся Кришне, становится способной выйти из-под влияния материальной энергии, как же тогда Верховный Господь, который творит, поддерживает и разрушает весь материальный космос, может обладать материальным телом, подобным нашему /также как и мы с вами/? Подобные представления глупы и безосновательны. Однако недалекие люди не могут понять /представить себе/, как Личность Бога, Кришна, появляющийся в облике обыкновенного человека, может повеливать всеми атомами и таким гигантским проявлением, как вселенская форма /и огромной материальной вселенной/. Величайшее и мельчайшее лежат за пределами их воображения, поэтому им трудно представить себе, что живое существо, предстающее перед ними в облике человека, может одновременно держать под Своим контролем беспредельное и бесконечно малое. Но даже управляя бесконечным и предельным, Сам Господь стоит в стороне от всего этого /подобных проявлений/. Относительно Его йогам аишварам, Его непостижимой трансцендентной энергии, ясно сказано, что Господь способен одновременно управлять беспредельным и бесконечно малым и вместе с тем оставаться в стороне от всего этого. Хотя глупцы не представляют себе, как Кришна, который появляется в этом мире в облике человека, может держать под Своим контролем бесконечное и предельное, чистые преданные Господа принимают это как данность, ибо знают, что Кришна-это Верховная Личность Бога. Поэтому, безраздельно предавшись Ему, они занимаются деятельностью в сознании Кришны, преданным служением Господу.

Между имперсоналистами и персоналистами не утихают споры о явлении Господа в человеческом облике. Однако, обратившись к "Бхагавад-гите" и "Шримад-Бхагаватам", авторитетным писаниям, где изложена наука Кришны, мы узнаем, что Кришна-это Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике обыкновенного человека, Он в действительности не является таковым. В первой главе Первой песни "Шримад-Бхагаватам" мудрецы во главе с Шаунакой, спрашивая /Суту Госвами/ о деяниях Кришны, говорят:

кртаван кила карманисаха рамена кешавах
ати-мартйани бхагавангудхах капата-манушах

"Играя роль обыкновенных людей, Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, и Баларама совершили множество чудесных /сверхчеловеческих/ деяний" (Бхаг. 1.1.20). Появление Господа в человеческом облике, приводит глупцов в замешательство /вызывает у них недоумение/. Ни один человек не смог бы совершить тех чудесных деяний, которые Кришна совершил, когда находился на земле. Сначала Он предстал перед Своим отцом и матерью, Васудевой и Деваки, в Своей четырехрукой форме, но услышав их молитвы, принял облик обыкновенного ребенка. Как сказано в "Бхагаватам" (10.3.46), бабхува пракртах шишух: Он превратился в обыкновенного ребенка и стал похож на обыкновенного человека. В данном стихе также сказано, что спсобность Господа принимать человеческий облик является одним из свойств Его трансцндентного тела. В одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты" также сказано, что Арджуна просил Кришну показать ему Свою четырехрукую форму (тенаива рупена чатур-бхуджена). Представ перед ним в этой форме, Кришна, опять по просьбе Арджуны, снова принял Свой изначальный человекоподобный образ (манушам рупам). Эти черты Верховного Господа, не могут быть присущи обыкновенному человеку.

Некоторые из тех, кто глумятся над Кришной, зараженные философией Майавады, чтобы доказать, что Кришна является обыкновенным человеком, цитируют следующий стих из "Шримад-Бхагаватам" (3.29.21): Ахам сарвешу бхутешу бхутатмавастхитах сада. "Верховный Господь пребывает в каждом живом существе". Вместо того, чтобы слушать комментарии псевдофилософов, глумящихся над Кришной, лучше обратиться к комментариям, которые написали к этому стиху такие ваишнавские ачарьи, как Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур. Комментируя этот стих, Джива Госвами говорит, что Кришна Своей полной частью, в аспекте Параматмы или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвижных живых существах, поэтому преданный-неофит, который сосредотачивает свое внимание на поклонении арча-мурти, форме Верховного Господа в храме, и не выказывает уважения к другим живым существам, не получает от такого поклонения никаких результатов. Есть три класса преданных, и неофиты это преданные самого низкого класса. Преданный-неофит уделяет больше внимания стоящему в храме Божеству, нежели другим преданным, поэтому Вишванатха Чакраварти Тхакур, предупреждает нас о том, что такое умонастроение необходимо изменить. Преданный должен видеть, что поскольку Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, тело каждого из них является храмом Верховного Господа, и с тем же почтением, с каким мы относимся к храму Господа, мы должны относится к телам всех живых существ, ибо там находится Параматма. Поэтому мы должны уважать каждого и не пренебрегать никем.

Многие имперсоналисты глумятся и над поклонением Господу в храме. Бог пребывает всюду, говорят они, так зачем же нам ограничивать себя рамками храмового поклонения? Но если Бог пребывает всюду, то почему Он не может находиться в храме или в форме Божества? Споры между персоналистами и имперсоналистами будут продолжаться вечно, но чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, знает, что Кришна, будучи Верховной Личностью Бога, вместе с тем является вездесущим, что подтверждает "Брахма-самхита". Хотя Он вечно остается в Своей обители, на Голоке Вриндавана, Своими разнообразными энергиями и полными частями Господь пребывает всюду, в каждом уголке /во всех частях/ материального и духовного миров.

12
могхаша могха-карманомогха-джнана вичетасах
ракшасим асурим чаивапракртим мохиним шритах

могха-ашах-обманутые в своих надеждах; могха-карманах-терпящие неудачу в кармической деятельности; могха-джнанах-обладающие бесполезным знанием; вичетасах-введенные в заблуждение; ракшасим-демонической; асурим-атеистической; ча-и; эва-безусловно; пракртим-природы; мохиним-иллюзорной; шритах-найдя прибежище.

Введенные таким образом в заблуждение, они придерживаются демонических и безбожных взглядов /убеждений, представлений; исповедуют, разделяют/. Поскольку они пребывают в иллюзии, их надеждам на освобождение не суждено сбыться, их кармическая деятельность обречена на неудачу, а обретенное ими знание не имеет никакой ценности.

КОММЕНТАРИЙ: Есть много преданных, которые считают, что они обладают сознанием Кришны и занимаются преданным служением, но в сердце своем они не признают Верховную Личность Бога, Кришну, Абсолютной Истиной. Им никогда не насладиться плодом преданного служения и не вернуться домой, к Богу. Точно также, те, кто занимается благочестивой кармической деятельностью, надеясь в конце жизни освободиться из материального плена, никогда не достигнут этой цели, ибо они глумятся над Верховной Личностью Бога, Кришной. Иначе говоря, люди, которые высмеивают Кришну, являются демонами, или атеистами. Как сказано в седьмой главе "Бхагавад-гиты", такие демоны-безбожники никогда не предаются Кришне. Поэтому их философские изыскания, с помощью которых они рассчитывают постичь Абсолютную Истину, приводят их к ложному выводу о том, что живые существа тождественны Кришне. Разделяя это заблуждение, они думают, что тело человека просто покрыто материальной энергией, однако, освободившись от материального тела, он снова станет неотличным от Бога /он станет Богом/. Любые попытки сравняться с Кришной, обречены на неудачу, поскольку являются иллюзорными. Усилия атеистов и демонов, направленные на то, чтобы обрести духовное знание, всегда оказываются тщетными. Об этом сказано в данном стихе. Изучая ведические писания, такие как "Веданта-сутра" и "Упанишады", эти люди лишь напрасно теряют время.

Поэтому всякий /тот/, кто считает Кришну, Верховную Личность Бога, обыкновенным человеком совершает великой оскорбление. Такой человек, безусловно, пребывает в иллюзии, ибо не в состоянии постичь вечную форму Кришны. В "Брихад-вишну-смрити" ясно сказано:

йо ветти бхаутикам дехамкришнасйа параматманах
са сарвасмад бахиш-карйахшраута-смарта-видханатах
мукхам тасйавалокйаписа-челам снанам ачарет

"Человека, который считает тело Кришны материальным, нельзя допускать к проведение обрядов и ритуалов, предписанных в шрути и смрити. А тот, кто случайно увидел его лицо, должен немедленно совершить омовение в Ганге, чтобы очистить себя от скверны". Люди глумятся над Кришной, потому что завидуют Верховной Личности Бога /Люди, которые глумятся, завидуют/. Они обречены вновь и вновь появляться на свет среди демонов и атеистов. Их истинное знание останется вечно скрытым под покровом иллюзии и они с течением времени опустятся в темнейшие области материального мира.

13
махатманас ту мам партхадаивим пракртим ашритах
бхаджантй ананйа-манасоджнатва бхутадим авйайам

маха-атманах-великие души; ту-но; мам-Мне; партха-о сын Притхи; даивим-божественной; пракртим-природы; ашритах-приняв покровительство; бхаджанти-служат; ананйа-манасах-чей ум всегда сосредоточен на; джнатва-зная; бхута-творения; адим-источник; авйайам-вечный.

О сын Притхи, те, кто не подвержен иллюзии, великие души, находятся под покровительством божественной природы. Они полностью поглощены преданным служением, ибо знают, что Я-Верховная Личность Бога, изначальная и вечная.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе дано описание махатмы. Его первым /главным/ признаком является то, что он обладает божественной природой /находится под ее покровительством/. Материальная природа не оказывает на него никакого влияния. Как же достичь такого уровня? Об этом было сказано в седьмой главе: тот, кто предался Верховной Личности Бога, Шри Кришне, сразу же выходит из-под влияния материальной энергии. Таково условие. Чтобы освободиться из-под власти материальной природы, обусловленная душа должна предаться Верховной Личности Бога. Это-первый шаг /этап/. Поскольку живое существо является пограничной энергией Господа, то, выйдя из-под влияния материальной энергии, оно оказывается во власти духовной энергии. Духовную энергию, которая ведет теперь /тогда/ живое существо, называют даиви пракрти, божественной природой. Когда, предавшись Верховной Личности Бога, человек поднимается на трансцендентный уровень, он становится великой душой, или махатмой.

Внимание махатмы сосредоточено исключительно на Кришне, ибо он до конца осознал, что Кришна-это изначальная Верховная Личность, причина всех причин. Он нисколько не сомневается в этом. Стать махатмой, великой душой, можно общаясь с другими махатмами, чистыми преданными Господа. Чистых преданных не привлекают другие формы Кришны, таким, например, как четырехрукий Маха-Вишну. Все их внимание сосредоточено на двурукой форме Кришны. Они не испытывают влечения к другим Его формам, а также к кому-либо из людей или полубогов. Обладая сознанием Кришны, они медитируют только на Кришну /сосредотачивают свой ум/. Они постоянно служат Господу, все время находясь в сознании Кришны, и никогда не сходят с пути преданного служения.

14
сататам киртайанто мамйатанташ ча дридха-вратах
намасйанташ ча мам бхактйанитйа-йукта упасате

сататам-всегда; киртайантах-говоря; мам-обо Мне; йатантах-прилагая все усилия; ча-также; дридха-вратах-с решимостью; намасйантах-падая ниц; ча-также; мам-Мне; бхактйа-с преданностью; нитйа-йуктах-постоянно занятые; упасате-поклоняются.

Неустанно прославляя Меня, служа Мне с великой решимостью, падая ниц передо Мной, эти великие души всегда поклоняются Мне с любовью и преданностью.

КОММЕНТАРИЙ: Обыкновенного человека нельзя сделать махатмой, просто повесив на него ярлык. Махатма должен обладать соответствующими качествами, которые перечислены в этом стихе: махатма неустанно прославляет Верховного Господа Кришну, Личность Бога. У него нет другого занятия. Он все время занят прославлением Господа. Иными словами, махатма не является имперсоналистом. Говоря о прославлении, мы имеем в виду прославление Верховного Господа, восхваление Его святого имени, Его вечной формы, трансцендентных качеств и чудесных деяний. Только это достойно прославления; таким образом махатма выражает свою любовь /привязанность/ к Верховной Личности Бога.

"Бхагавад-гита" не относит к числу махатм тех /того/, кто привязан к безличному аспекту Верховного Господа, брахмаджьоти. Описание имперсоналиста приводится в следующем стихе. Махатма же всегда занимается различными видами деятельности в преданном служении Господу: как сказано в "Шримад-Бхагаватам", он слушает и пересказывает повествования о Вишну, а не о каком-нибудь полубоге или человеке. Таков процесс преданного служения: шраванам киртанам вишнох и смаранам, памятование о Господе. Махатма обладает твердой решимостью получить в конечном итоге возможность общаться с Верховным Господом в одной из пяти трансцендентных рас. Чтобы достичь этой цели, он телом, умом и речью, всем своим существом служит Верховному Господу, Шри Кришне. Вот что значит полностью развить в себе сознание Кришны.

В преданном служении есть некоторые виды деятельности, которые называют предписанными /установленными?/: это пост в определенные дни, такие например, как одиннадцатый день убывающей и прибывающей луны, Экадаши, а также день явления Господа. Все эти правила и предписания установлены великими ачарьями для тоех, кто действительно желает получить возможность общаться с Верховной Личностью Бога в духовном мире. Махатмы, великие души, строго следуют всем этим правилам и предписаниям, поэтому они непременно достигнут желанной цели.

Как было сказано во втором стихе этой главы, заниматься преданным служением не только легко, но и радостно. Человеку не нужно совершать суровых аскез; он может жить, занимаясь преданным служением под руководством опытного духовного учителя. Кем бы он ни был, домохозяином, санньяси или брахмачари, и где бы ни находился /в каком бы уголке мира ни находился, он всегда и везде может служить Верховной Личности Бога и стать махатмой, великой душой.

15
джнана-йаджнена чапй анйейаджанто мам упасате
экатвена пртхактвенабахудха вишвато-мукхам

джнана-йаджнена-совершенствуясь в знании; ча-также; апи-безусловно; анйе-другие; йаджантах-принося в жертву; мам-Мне; упасате-поклоняются; экатвена-в единстве; пртхактвена-в двойственности; бахудха-в разнообразии; вишватах-мукхам-и во вселенской форме.

Другие, те, кто совершает жертвоприношения, расширяя свои познания, поклоняются Верховному Господу как тому, кто является единым, как тому, кто распространяет себя во множество форм, и тому, кто принимает вселенскую форму.

КОММЕНТАРИЙ: Этот стих подводит итог тому, о чем говорилось в предыдущих стихах. Господь говорит Арджуне, что чистых преданных Господа, помыслы которых сосредоточены только на Кришне, называют махатмами; наряду с ними, существуют те, кто еще не достиг уровня махатм, но тем или иным образом поклоняется Кришне. Ранее уже говорилось о тех, кто обращается к Господу, находясь в бедственном положении, нуждаясь в деньгах, из любопытства или стремясь обрести знание. Но есть люди, находящиеся на еще более низком уровне; их разделяют на три категории: (1) те, кто поклоняется себе как Всевышнему /равному Верховному Господу; считая себя неотличным от Верховного Господа/; (2) те, кто создают форму Господа в своем воображении и поклоняются ей; и (3) те, кто поклоняется вишварупе, вселенской форме Верховной Личности Бога. Большинство из них относится к низшей категории; это те, кто поклоняются себе как Верховному Господу и называют себя монистами. Считая себя Всевышним, такие люди делают себя объектом поклонения. Это тоже своеобразное поклонение Богу, ибо они не отождествляют себя с материальным телом и понимают, что в действительности каждый из них-духовная душа, и это уже немало. Обычно имперсоналисты поклоняются Верховному Господу именно таким образом. Ко второй категории относятся те, кто поклоняются полубогам и считают любую форму, возникшую у них в воображении, формой Верховного Господа. К третьей категории относятся люди, чьи представления не выходят за пределы материальной вселенной. Они считают вселенную самым совершенным организмом или существом и поклоняются ей. Материальная вселенная также является одной из форм Господа.

16
ахам кратур ахам йаджнахсвадхахам ахам аушадхам
мантро 'хам ахам эваджйамахам агнир ахам хутам

ахам-Я; кратух-ведический обряд; ахам-Я; йаджнах-жертвоприношение, предписанное в смрити; свадха-подношение; ахам-Я; ахам-Я; аушадхам-лекарственная трава; мантрах-трансцендентный гимн; ахам-Я; ахам-Я; эва-безусловно; аджйам-топленое масло; ахам-Я; агних-огонь; ахам-Я; хутам-жертвенный дар.

Однако ведический обряд, жертвоприношение, дары, предлагаемые предкам, лекарственные травы и трансцендентные гимны-все это Я. Я масло, огонь и то, что приносится в жертву.

КОММЕНТАРИЙ: Ведический обряд джйотиштома-это тоже Кришна, также как и маха-йаджна, о которой говорится в срити. Дары, предлагаемые Питрилоке или жертвоприношение, которое совершают, чтобы удовлетворить Питрилоку, которую считают царем лекарственных трав в форме очищенного топленого масла -это тоже Кришна. Мантры, сопровождающие это жертвоприношение, также являются Кришной, равно как и многочисленные явства, приносимые в жертву и приготовленные из молока и молочных продуктов. Огонь это тоже Кришна, ибо он является одним из пяти материальных элементов и потому считается отделенной энергией Кришны. Иначе говоря, ведические жертвоприношения, рекомендованные в разделе карма-канда в общем и целом / в совокупности/ также являются Кришной. Вот почему считается, что те, кто занимается преданным служением Кришне, уже совершили все жертвоприношения, предписанные в Ведах.

17
питахам асйа джагатомата дхата питамахах
ведйам павитрам омкарарк сама йаджур эва ча

пита-отец; ахам-Я; асйа-этой; джагатах-вселенной; мата-мать; дхата-опора; питамахах-дед; ведйам-то, что следует знать; павитрам-то, что очищает; ом-кара-слог ом; рк-Риг Веда; сама-Сама Веда; йаджух-Яджур Веда; эва-безусловно; ча-и.

Я отец этой вселенной и мать, ее опора и прародитель. Я объект познания, очистительная сила и слог ом. Я Риг, Сама и Яджур Веда.

КОММЕНТАРИЙ: Весь материальный космос, все движущиеся и неподвижные живые существа возникают в результате той разнообразной деятельности, которую совершает энергия Кришны. Находясь в материальном мире, мы вступаем во взаимоотношения с различными живыми существами, которые являются ни чем иным, как материальной энергией Кришны; в результате созидательной деятельности пракрити кто-то из них становится нашим отцом, матерью, дедом, прародителем / творцом, создателем?/ и т.д., но в действительности все они-частицы Кришны. Будучи таковыми, живые существа, которых мы называем отцом, матерью и т.д. в сущности ни что иное, как Кришна. Употребленное в данном стихе слово дхата значит "творец". Помимо того, что наши отец и мать являются частицами Кришны, творец /вселенной?/ и родители наших родителей это тоже Кришна. В сущности, любое живое существо, будучи частицей Кришны, является Кришной. Поэтому единственная цель Вед состоит в том, чтобы познать Кришну. Все заключенное в них знание ведет нас шаг за шагом к постижению Кришны. Повествования, слушая которые, мы очищаемся от материальной скверны и возвращаемся в свое изначальное положение-это /прежде всего/ повествования о Кришне. Аналогично, живое существо, стремящееся постичь ведическое знание, также является частицей Кришны, а стало быть и Им Самим. Слог ом, входящий во все ведические мантры и называемый пранава-это трансцендентная звуковая вибрация, которая также является Кришной. А поскольку пранава, или омкара входит в состав всех гимнов, заключенных в четырех Ведах-Сама, Яджур, Риг и Атхарва Веде-их также следует считать Кришной.

18
гатир бхарта прабхух сакшинивасах шаранам сухрт
прабхавах пралайах стханамнидханам биджам авйайам

гатих-цель; бхарта-опора; прабхух-повелитель; сакши-свидетель; нивасах-обитель; шаранам-прибежище; су-хрт-самый близкий друг; прабхавах-созидание; пралайах-разрушение; стханам-основа; нидханам-место успокоения; биджам-семя; авйайам-вечное.

Я-цель и опора, повелитель и свидетель, обитель, прибежище и самый близкий друг. Я-созидание и разрушение, основа всего сущего, место успокоения и вечное семя.

КОММЕНТАРИЙ: Гати значит цель, к которой стремится живое существо. Нашей высшей целью является Кришна, однако люди даже не подозревают об этом. Тот, кто ничего не знает о Кришне, идет по неверному пути, и его так-называемое движение вперед является либо неполным, либо воображаемым. Многие люди стремятся попасть на планеты различных полубогов и, строго следуя соответствующим методам , достигают Чандралоки, Сурьялоки, Индралоки, Махарлоки и т.д. Но все эти локи, или планеты, являясь творениями Кришны, одновременно тождественны Ему и отличны от Него. Созданные энергией Кришны, эти планеты неотличны от Кришны, но в действительности они лишь ступенька на пути к осознанию Бога. Входя в соприкосновение с различными энергиями Кришны, мы общаемся с Ним опосредованно /идем к Нему окольным путем/. Однако нам нужно обратиться к Кришне напрямую, что /и это/ сбережет наше время и силы. Так, если на последний этаж высотного дома можно подняться на лифте, то зачем идти по лестнице, перешагивая со ступеньки на ступеньку? Все покоится на энергии Кришны и существует только благодаря Его покровительству . Кришна-верховный правитель, ибо все сущее принадлежит Ему и покоится на Его энергии /существует в Его энергии?/. Пребывая в сердце каждого живого существа, Кришна является верховным свидетелем. Наши дома, страны и планеты, на которых мы живем, - это тоже Кришна. Кришна-высшая цель и высшее прибежище, поэтому, чтобы защитить себя или избавиться от страданий, нужно предаться Кришне. Тот, кто нуждается в защите, должен всегда помнить о том, что защитить его может только живое существо /найти защиту можно только у/. Кришна-это верховное живое существо. И поскольку Он является источником нашего существования /возникновения/, нашим верховным отцом, у нас нет и не может быть лучшего друга и благожелателя, нежели Кришна. Кришна-изначальный источник творения и его последние прибежище в период разрушения вселенной /материального мира/. Поэтому Кришна является /Его называют/ вечной причиной всех причин.

19
тапамй ахам ахам варшамнигрхнамй утсриджами ча
амртам чаива мртйуш часад асач чахам арджуна

тапами-дарую тепло; ахам-Я; ахам-Я; варшам-дожди; нигрхнами-останавливаю; утсриджами-посылаюв; ча-и; амртам-бессмертие; ча-и; эва-безусловно; мртйух-смерть; ча-и; сат-дух; асат-материя; ча-и; ахам-Я; арджуна-о Арджуна.

О Арджуна, это Я дарую тепло, Я посылаю и останавливаю дожди. Я-бессмертие и Я-олицетворенная смерть. Во Мне пребывают /берут начало/ дух и материя.

КОММЕНТАРИЙ: С помощью Своих разнообразных энергий Кришна распространяет тепло и свет, действуя как солнце и электричество. Это Кришна прекращает дожди летом и заливает ими землю в сезон дождей. Энергия, которая поддерживает нас, увеличивая продолжительность нашей жизни, также является Кришной, и Кришна же предстает перед нам в конечном итоге как смерть /в конце нашего жизненного пути/. Изучив разнообразные энергии Кришны /проанализировав их/, мы придем к выводу, что Кришна не отличает материю от духа, иными словами, Он является и тем, и другим. Поэтому тот, кто развил в себе сознание Кришны, никогда не проводит подобных разграничений. Он всюду видит только Кришну.

Поскольку Кришна это материя и дух одновременно , огромная вселенская форма, охватывающая все, что проявлено в материальном мире, также является Кришной, и Его игры во Вриндаване в двурукой форме Шьямасундары, который играет на флейте, это игры Верховной Личности Бога.

| Оглавление | Глава Девятая [шлока 20-34]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.