глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога

40
шри-бхагаван увача
партха наивеха намутравинашас тасйа видйате
на хи калйана-крт кашчиддургатим тата гаччхати

шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога, сказал; партха-о сын Притхи; на эва-никогда ни будет такого; иха-в материальном мире; на-никогда; амутра-в следующей жизни; винашах-гибели; тасйа-для него; видйате-не существует; на-никогда; хи-безусловно; калйана-крт-тот, кто занят благой деятельностью; кашчит-каждый; дургатим-деградации; тата-Мой друг; гаччхати-подвергается.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: О сын Притхи, трансценденталисту, занятому благой деятельностью, не грозит гибель ни в материальном, ни в духовном мире. О друг Мой, зло никогда не одолеет того, кто творит добро.

КОММЕНТАРИЙ: В "Шримад-Бхагаватам" (1.5.17) Шри Нарада Муни дает Вьясадеве следующее наставление:

тйактва сва-дхармам чаранамбуджам харер
бхаджанн апакво 'тха патет тато йади
йатра ква вабхадрам абхуд амушйа ким
ко вартха апто 'бхаджатам сва-дхарматах

"Если оставив все материальные устремления, человек полностью предастся Верховной Личности Бога, он никогда не узнает потерь и поражений. С другой стороны, непреданный, неукоснительно исполняющий все предписанные ему обязанности, часто не достигает ничего". Существует много различных видов деятельности, оговоренных в священных писаниях и не упомянутых в них, которые ведут людей к материальному процветанию. Трансценденталист должен отказаться от всех видов материальной деятельности ради достижения духовного совершенства, то есть ради того, чтобы обрести сознание Кришны. Нам могут возразить: высшего совершенства может достичь лишь тот, кто полностью развил в себе сознание Кришны, в противном случае человек ничего не достигнет ни в материальной, ни в духовной сфере. В писаниях сказано, что тот, кто не исполняет предписанных ему обязанностей, в результате оказывается вынужденным страдать, и такая же участь ожидает того, кто не сумел должным образом исполнить свои трансцендентные обязанности. "Бхагаватам" заверяет незадачливого трансценденталиста в том, что у него нет причин для беспокойства. Даже если ему придется страдать в наказание за то, что он не исполнил должным образом свой долг, он все равно ничего не теряет, потому что благая деятельность, совершенная им в сознании Кришны, никогда не будет забыта /предана забвению/, и человек сможет продолжать заниматься ею, даже если в следующей жизни станет низкорожденным. С другой стороны, тот, кто только исполняет предписанные ему обязанности, не всегда достигает благоприятных результатов, поскольку не обладает сознанием Кришны.

Смысл этого состоит в следующем. Есть два класса людей: те, кто живут в соответствии с предписаниями священных писаний, и те, кто нарушает /не придерживается; игнорирует/ их. Первые неукоснительно исполняют предписанные им обязанности, в соответствии с принципами, изложенными в шастрах, а к числу последних относятся люди, которые, подобно животным, заняты исключительно удовлетворением собственных чувств и не знают ни о том, что ожидает их в следующей жизни, ни о том, как освободиться из материального плена. Такими людьми, будь они цивилизованные или дикари, образованные или неграмотные, сильные или слабые, движут исключительно животные инстинкты. Их деятельность никогда не приносит им блага, потому что, удовлетворяя свои животные потребности в еде, сне, обороне и сексе, они остаются в плену материальной жизни, которая всегда исполнена страданий. Те же, кто следует указаниям шастр и постепенно развивают в себе сознание Кришны, несомненно продвигаются вперед по пути, ведущему к совершенству.

Людей, идущих по благому пути, можно разделить на три категории: (1) те, кто следуя правилам и предписаниям Вед, стремятся к материальному процветанию; (2) те, кто пытается освободиться из плена материальной жизни; (3) и люди, которые занимаются преданным служением в сознании Кришны. Тех, кто следует правилам и предписаниям шастр, желая обрести материальное счастье, можно в свою очередь разделить на две группы: те, кто трудится ради плодов своего труда и те, кто не стремится использовать результаты своего труда для удовлетворения собственных чувств. Те, кто занимается кармической деятельностью, чтобы удовлетворять свои чувства, могут достичь более высокого уровня жизни и даже подняться на райские планеты, но поскольку они продолжают оставаться в плену материальной природы, путь, по которому они следуют, нельзя назвать благотворным. Единственной благотворной деятельностью является та, что ведет к освобождению. Любая деятельность, которая в конечном счете не направлена на достижение духовного самоосознания или освобождения от материальной концепции жизни, не является благотворной. Деятельность в сознании Кришны единственная благотворная деятельность, и того, кто добровольно терпит неудобства и лишения, чтобы развить в себе сознание Кришны, можно назвать совершенным трансценденталистом, совершающим суровые аскезы. И поскольку система восьмиступенчатой йоги, направлена на то, чтобы в конечном счете обрести сознание Кришны, тот, кто занимается ею, также получает благо и ему не нужно бояться деградации.

41
прапйа пунйа-кртам локанушитва шашватих самах
шучинам шриматам гехейога-бхрашто 'бхиджайате

прапйа-достигнув; пунйа-кртам-тех, кто занимался благочестивой деятельностью; локан-планет; ушитва-проведя; шашватих-множество; самахлет; шучинам-праведников; шри-матам-богатых людей; гехе-в доме; йогабхраштах-тот, кто сошел с пути духовного самоосознания; абхиджайатерождается.

Проведя великое множество жизней в наслаждениях на планетах, где живут благочестивые живые существа, неудачливый йог рождается в семье праведников или богатых аристократов.

КОММЕНТАРИЙ: Есть две категории неудачливых йогов: те, кто оставил занятия йогой, едва начав их, и тот, кто сошел с этого пути, пройдя значительную его часть. Первые отправляются на планеты, где живут благочестивые живые существа. Проведя там очень много лет, они вновь попадают на эту /нашу/ планету и появляются на свет в семье благочестивых брахманов-ваишнавов или богатых аристократов.

Истинная цель занятий йогой /йоги/-достичь высшей ступени совершенства в сознании Кришны, как сказано в последнем стихе этой главы. Но тем, кто не достиг этой цели, поддавшись материальным соблазнам, по милости Господа дается шанс полностью реализовать свои материальные устремления /желания/. Затем им предоставляется возможность появиться на свет в семьях праведников или богатых аристократов /благочестивых или аристократических семьях/. Родившиеся в таких семьях могут использовать имеющиеся там /их/ возможности для того, чтобы полностью развить в себе сознание Кришны.

42
атха ва йогинам эвакуле бхавати дхиматам
этад дхи дурлабхатарамлоке джанма йад идршам

атха ва-или; йогинам-ученых трансценденталистов; эва-безусловно; куле-в семье; бхавати-рождается; дхи-матам-тех, кто наделен великой мудростью; этат-это; хи-безусловно; дурлабха-тарам-очень редкое; локе-в этом мире; джанма-рождение; йат-то, которое; идршам-подобно этому.

Тот, кто оставил занятия йогой, посвятив им много лет, роождается в семье трансценденталистов, обладающих духовным знанием. Но редко кому в этом мире выпадает такая возможность.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Кришна говорит о том, как почетно появиться на свет в семье йогов или трансценденталистов, поскольку ребенок, родившийся в такой семье, с самого начала своей жизни получает мощный толчок к духовному развитию. Это в особенности относится к семьям ачаржев и госвами. Члены таких семей, где чтут традиции и дают детям надлежащее воспитание, сведущи в духовной науке и являются преданными Господа, поэтому с течением времени они становятся духовными учителями. В Индии много семей ачарьев, но в настоящее время практически все они выродились /деградировали/, из-за недостатков в образовании и воспитании. Милостью Господа еще существуют /сохранились/ семьи, которые из поколения в поколение воспитывают трансценденталистов. Появиться на свет в таких семьях, несомненно, большая удача. К счастью и наш духовный учитель, Ом Вишнупада Шри Шримад Бхактисиддханта Сарасвати Госвами Махараджа, и ваш покорный слуга по милости Господа получили возможность родиться в таких семьях и с первых дней своей жизни заниматься преданным служением Господу. Позднее мы встретились по воле свыше.

43
татра там буддхи-самйогамлабхате паурва-дехикам
йатате ча тато бхуйахсамсиддхау куру-нандана

татра-затем; там-это; буддхи-самйогам-пробуждение сознания; лабхатепроисходит; паурва-дехикам-которым он обладал в прошлой жизни; йатате-он пытается; ча-также; татах-затем; бхуйах-вновь; самсиддхау-достичь совершенства; куру-нандана-о сын Куру.

У того, кто родился в такой семье, просыпается божественное сознание, которым он обладал в предыдущей жизни, и он вновь начинает заниматься йогой, чтобы достичь совершенства, о сын Куру.

КОММЕНТАРИЙ: Примером того, кто пробудил в себе трансцендентное сознание, развитое в прошлой жизни, может служить царь Бхарата, который в третий раз родился в семье благочестивого брахмана. В свое время царь Бхарата был императором всего мира /правил всем миром/ и с тех пор полубоги стали называть /называют/ эту планету Бхарата-варшей. До этого она называлась Илаврита-варша. Будучи еще молодым, император отошел от дел, чтобы обрести духовное совершенство, но не сумел достичь поставленной цели. В следующей жизни он родился в семье благочестивого брахмана и был известен под именем Джада Бхарата, потому что всегда искал уединения и не хотел разговаривать с кем бы то ни было. Позднее царь Рахугана обнаружил /открыл/ в нем великого трансценденталиста /обнаружил, что он был/. На примере его жизни видно, что ничто из достигнутого трансценденталистом, который занимается йогой, не пропадает /никогда не пропадает даром. По милости Господа трансценденталист снова и снова получает возможность достичь высшего совершенства в сознании Кришны /полностью развить в себе сознание Кришны/.

44
пурвабхйасена тенаивахрийате хй авашо 'пи сах
джиджнасур апи йогасйашабда-брахмативартате

пурва-в предыдущей; абхйасена-занимаясь; тена-благодаря этому; эвабезусловно; хрийате-привлечется; хи-несмоненно; авашах-автоматически; апитакже; сах-он; джиджнасух-стремящийся к знанию; апи-даже; йогасйа-о йоге; шабда-брахма-обрядов и ритуалов, рекомендованных в шастрах; ативартатеподнимается выше.

Обладая божественным сознанием, которое он развил в преридыдущей жизни, такой человек автоматически /естественным образом/ получает возможность заниматься йогой, даже не ища ее. Трансценденталист, стремящийся обрести духовное знание, всегда стоит выше обрядов и ритуалов, рекомендованных в шастрах.

КОММЕНТАРИЙ: Йогов, достигшие высокой ступени духовного развития, не интересуют обряды и ритуалы, описанные в шастрах, их естественным образом привлекают принципы йоги, которые помогут им развить в себе сознание Кришны и достичь высшего совершенства йоги. О причине отсутствия у продвинутых трансценденталистов интереса к ведическим ритуалам в "Шримад-Бхагаватам" (3.33.7) сказано следующее:

ахо бата шва-пачо 'то гарийан
йадж-джихвагре вартате нама тубхйам
тепус тапас те джухувух саснур арйа
брахманучур нама грнанти йе те

"О мой Господь! Те, кто повторяют /воспевают/ святые имена Твоей милости, достигли высот духовной жизни, даже если они родились в семьях собакоедов. Такие люди, несомненно, уже совершили все аскезы и жертвоприношения, а также омовения во всех святых местах, и изучили все священные писания".

Всем известно о том, что Господь Чайтанья признал Тхакура Харидаса одним из своих самых выдающихся учеников. Хотя Тхакура Харидаса появился на свет в семье мусульман, Господь Чайтанья удостоил его возвышенного титула намачарьи, поскольку Харидаса Тхакура, следуя данному им обету, каждый день повторял триста тысяч святых имен Господа: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. То, что он беспрестанно повторял святые имена, свидетельствует о том, что в своей предыдущей жизни он уже совершил все ведические ритуалы, известные как шабда-брахма. Поэтому до тех пор, пока человек не очистится, он не сможет принять принципов /следовать принципам/ сознания Кришны или повторять святое имя Господа, Харе Кришна.

45
прайатнад йатаманас туйоги самшуддха-килбишах
анека-джанма-самсиддхастато йати парам гатим

прайатнат-неукоснительно следуя; йатаманах-прилагая усилия; ту-и; йоги-такой трансценденталист; самшуддха-очистившись; килбишах-от всех грехов; анека-после великого множества; джанма-жизней; самсиддхах-достигнув совершенства; татах-затем; йати-достигает; парам-высшей; гатим-цели.

Когда такой йог, искренне стремясь к дальнейшему совершенствованию, полностью очищается от материальной скверны, он после великого множества жизней, проведенных в занятиях йогой, в конце концов обретает духовное совершенство и достигает высшей цели жизни.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, который появился на свет в семье благочестивых людей, богатых аристократов или возвышенных трансценденталистов, вскоре осознает, что находится в условиях, благоприятных для занятий йогой. Поэтому с решимостью он вновь берется за свой незавершенных труд и постепенно очищается от всей материальной скверны. Полностью очистившись от материальной скверны, он наконец достигает высшего совершенства, каким является сознание Кришны. Сознание Кришны-высшая ступень процесса очищения. Подтверждение этому мы найдем в следующем стихе "Бхагавад-гиты" (7.28):

йешам тв анта-гатам папамджананам пунйа-карманам
те двандва-моха-нирмуктабхаджанте мам дридха-вратах

"После великого множества жизней, проведенных в занятиях благочестивой деятельностью, человек полностью очищается от всех материальной скверны и освобождается из плена иллюзорной двойственности. Тогда он поднимается на уровень трансцендентного любовного служения Господу".

46
тапасвибхйо 'дхико йогиджнанибхйо 'пи мато 'дхиках
кармибхйаш чадхико йогитасмад йоги бхаварджуна

тапасвибхйах-чем аскет; адхиках-более велик; йоги-йог; джнанибхйах-чем мудрец; апи-также; матах-считается; адхиках-более велик; кармибхйах-чем тот, кто занимается кармической деятельностью; ча-также; адхиках-более велик; йоги-йог; тасмат-поэтому; йоги-трансценденталистом; бхава-стань; арджуна-о Арджуна.

Йог неизмеримо более велик любого аскета, философа-эмпирика и того, кто занимается кармической деятельностью. Поэтому, о Арджуна, не взирая ни на что, стань йогом.

КОММЕНТАРИЙ: Говоря о йоге, мы имеем виду процесс соединения нашего сознания с Высшей Абсолютной Истиной. Разные категории людей по разному называют этот процесс, в зависимости от выбранного ими метода духовного самоосознания. Когда процесс воссоединения со Всевышним основан на кармической деятельности, его называют карма-йогой, когда он связан в основном с философскими изысканиями, он носит название гьяна-йоги, а когда в основе процесса лежит деятельность в преданном служении Верховному Господу, его именуют бхакти-йогой. Бхакти-йога, или метод сознания Кришны, как будет сказано в следующем стихе, является высшей ступенью йогической лестницы. В данном стихе Господь подтвердил превосходство /мистической?/ йоги, но не сказал, что она выше бхакти-йоги. Бхакти-йога дает человеку полное духовное знание, и потому является непревзойденной /непревзойденным методом духовного самоосознания/. Аскезы, которые не приводят человека к осознанию своей истинной сущности, являются несовершенными. Философские изыскания, которые не побуждают человека предаться Верховному Господу, также остаются несовершенными. А кармическая деятельность, лишенная сознания Кришны - это пустая трата времени. Поэтому самым лучшим из всех перечисленных здесь методов йоги является бхакти-йоги, более подробно об этом будет рассказано в последующем стихе.

47
йогинам апи сарвешаммад-гатенантар-атмана
шраддхаван бхаджате йо мамса ме йуктатамо матах

йогинам-среди йогов; апи-также; сарвешам-всех видов; мат-гатена-следуя Моим указаниям, всегда думая обо Мне; антах-атмана-в глубине своего сердца; шраддха-ван-обладая непоколебимой верой; бхаджате-занимается трансцендентным любовным служением; йах-тот, кто; мам-Мне (Верховному Господу); сах-его; ме-Я; йукта-тамах-величайшим йогом; матах-считаю.

И из /среди всех йогов, тот, кто, обладая непоколебимой верой, всегда выполняет Мои указания, думает обо Мне в глубине своего сердца и служит Мне с любовью и преданностью, самым тесным образом связан со Мной в йоге и превосходит всех прочих трансценденталистов. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Особого внимания заслуживает употребленное здесь слово бхаджате. Бхаджате-производное от слова бхадж, которое употребляется, чтобы указать на необходимость в служении. Русское слово "поклонение" не совпадает по смыслу со словом бхадж. Поклоняться значит чтить того, кто достоин поклонения, преклоняться перед ним. Но служить с любовью и преданностью можно /должно/ только Верховной Личности Бога. Человек может пренебречь поклонением какому-нибудь высокопоставленному лицу или полубогу и прослыть невежей, но на том, кто отказался служить Верховному Господу, лежит печать проклятия. Каждое живое существо- неотъемлемая частица Верховной Личности Бога и в соответствии со своей природой /изначально/ предназначено для того, чтобы служить Верховному Господу. Не делая этого, оно деградирует. "Бхагаватам" (11.5.3) дает этому следующее подтверждение:

йа эшам пурушам сакшадатма-прабхавам ишварам
на бхаджантй аваджанантистханад бхраштах патантй адхах

"Тот, кто отказывается служить предвечному Господу, являющемуся источником всех живых существ, и не исполняет своего долга перед Ним, неизбежно падет, утратив свое изначальное положение".

В этом стихе также употреблено слово бхаджанти. Таким образом бхаджанти относится /применимо/ только к Верховному Господу, тогда как слово "поклонение" можно употреблять и по отношению к полубогам или обыкновенным живым существам. Слово аваджананти, употребленное в данном стихе, всречается также в "Бхагавад-гите". Аваджананти мам мудхах: "Только глупцы и негодяи насмехаются /глумятся/ /могут насмехаться; глумиться/ над Верховной Личностью Бога, Господом Кришной". Такие глупцы берутся писать собственные комментарии к "Бхагавадгите", хотя отвергают служение /принцип служения/ Господу. В результате, они не могут должным образом разграничить понятия, обозначенные словами бхаджанти и "поклонение".

Занятия йогой достигают своей кульминации на уровне бхакти-йоги. Все остальные методы йоги-не более чем ступени, ведущие к бхакти в бхакти-йоге. Строго говоря, йога значит бхакти-йога; все остальные виды йоги-ступени, позволяющие достичь уровня бхакти-йоги. Начиная со ступени карма-йоги и заканчивая уровнем бхакти-йоги, живое существо проходит /должно пройти/ длинный /долгий/ путь духовного самоосознания. Началом этого пути является кармайога, лишенная стремления к плодам своего труда. Когда, человек, занимающийся карма-йогой, обретает знание и способность к самоотречению, он поднимается на уровень гьяна-йоги. Когда занятия гьяна-йогой приводят его к медитации на Сверхдушу, посредством различных физических методов /упражнений; методов механического воздействия на тело/, и он сосредотачивает на Ней свой ум, то достигает стадии аштанга-йоги. Поднявшись еще выше и осознав Верховную Личность Бога, Кришну, человек достигает уровня бхакти-йоги, кульминации. Бхакти-йога является высшей целью занятий йогой, но чтобы вникнуть в суть этого метода, человек должен понять содержание всех остальных методов йоги. Йог, стремящийся достичь высшей цели, находится на верном пути, который приведет его к вечному счастью. А тех, кто достигнув определенной ступени йоги, останавливается на ней и не движется дальше, называют соответственно карма-йогами, гьяна-йогами, дхьяна-йогами, раджа-йогами, хатха-йогами и т.д.. Если человеку посчастливится подняться на уровень бхакти-йоги, он поднимется и над всеми остальными методами йоги. Поэтому развить в себе сознание Кришны-значит достичь высшей ступени йоги. Так, говоря о Гималаях, мы имеем в виду самые высокие горы в мире, и высочайшей горной вершиной на земле является Эверест, который находится в Гималаях.

Только тот, кому очень посчастливится, может обрести сознание Кришны, следуя путем бхакти-йоги и выполняя предписания Вед. Идеальный йог /йог, достигший совершенства/ сосредотачивает свой ум на Кришне, которого называют Шьямасундара. Цвет Его прекрасного тела напоминает цвет грозового облака, Его лотосоподобный лик сияет, словно солнце, одежды усыпаны драгоценными камнями, а грудь украшена гирляндами из цветов. Сияние, исходящее от Его тела, освещает все стороны света и называется брахмаджьоти. Он приходит в материальных мир в различных воплощениях, таких как Рама, Нрисимха, Вараха и Кришна, Верховная Личность Бога. Появляясь на земле в облике человека Он становится сыном матери Яшоды и известен под именами Кришна, Говинда и Васудева. Он - самый совершенный сын, муж, друг и господин, Он исполнен всех достояний и трансцендентных качеств. Того, кто полностью осознал эти черты и качества Господа, называют совершенным йогом.

Достичь высшей ступени совершенства можно только занимаясь бхакти-йогой. Это подтверждается в Ведах:

йасйа деве пара бхактирйатха деве татха гурау
тасйаите катхита хй артхахпракашанте махатманах

"Только тем великим душам, которые обладают непоколебимой верой в Господа и духовного учителя, открывается смысл ведического знания" ("Шветашватара Упанишад" ^.23).

Бхактир асйа бхаджанам тад ихамутропадхи-наирасйенамушмин манахкалпанам, этад эва наишкармйам. "Бхакти-это преданное служение Господу, не оскверненное желанием материальной выгоды в этой жизни или в следующей. Освободившись от подобных устремлений, йог должен сосредоточить свой ум на Всевышнем. Такова цель наишкармйа" ("Гопала-тапани Упанишад" 1.15).

Существуют определенные методы, в соответствии с которыми следует заниматься бхакти-йогой и развивать в себе сознание Кришны, которое является высшим совершенством йоги.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к Шестой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Дхьяна-йога".

| Оглавление | Глава Седьмая [шлока 1-9]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.