глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Дхьяна-йога

30
йо мам пашйати сарватрасарвам ча майи пашйати
тасйахам на пранашйамиса ча ме на пранашйати

йах-кто бы то ни было; мам-Меня; пашйати-видит; сарватра-всюду; сарвам-все; ча-и; майи-во Мне; пашйати-видит; тасйа-для него; ахам-Я; на-не; пранашйами-потерян; сах-он; ча-также; ме-для Меня; на-не; пранашйати-потерян.

Для того, кто видит Меня пребывающим всюду и все пребывающим во Мне, Я никогда не потерян, и он никогда не потерян для Меня.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, безусловно, видит, что Господь Кришна пребывает всюду, и все сущее пребывает в Кришне. Такой человек видит различные предметы и явления материального мира, существующими отдельно друг от друга, но все время находясь в сознании Кришны, он понимает /знает/, что все сущее является проявлением энергии Господа. Нет ничего, что существовало бы отдельно от Кришны, и Кришна является Властелином /Господом/ всего сущего-таков /вот/ основополагающий принцип сознания Кришны. Метод сознания Кришны помогает человеку развить в себе любовь к Кришне и таким образом занять положение трансцендентное даже по отношению к освобождению из материального плена. На этом этапе развития сознания Кришны, следующим за этапом духовного самоосознания, преданный достигает тождества с Кришной в том смысле, что Кришна становится для него всем и он наполняется чувством любви к Кришне. Затем между Господом и преданным устанавливаются очень близкие отношения. На этом этапе живое существо побеждает смерть и уже никогда не теряет из виду Верховную Личность Бога. Слиться с Кришной значит совершить духовное самоубийство. Преданный никогда не пойдет на такой риск. В "Брахмасамхите" (5.38) говорится:

преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена
сантах садаива хридайешу вилокайанти
йам шйамасундарам ачинтйа-гуна-сварупам
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

"Я поклоняюсь предвечному Господу, Говинде, который всегда окрыт взору преданного, чьи глаза умащены бальзамом любви. Он видит Господа в Его вечной форме Шьямасундары, пребывающим в сердце преданного".

Господь Кришна никогда не скрывается от взора такого преданного, и преданный никогда не теряет Господа из виду. То же самое касается /верно по отношению к/ йога, которые видит Господа в аспекте Параматмы у себя в сердце. Такой йог становится преданным Господа и не может прожить ни мгновения, не видя Его перед собою.

31
сарва-бхута-стхитам йо мамбхаджатй экатвам астхитах
сарватха вартамано 'писа йоги майи вартате

сарва-бхута-стхитам-пребывающему в сердце каждого живого существа; йахтот, кто; мам-Мне; бхаджати-поклоняется в преданном служении /служит с любовью и преданностью; экатвам-к единстве; астхитах-находится; сарватхаво всех отношениях; варта-манах-оставаясь; апи-несмотря на; сах-он; йогитрансценденталист; майи-во Мне; вартате-пребывает.

Йог, который поклоняется и служит Сверхдуше, зная о том, что Сверхдуша это Я, всегда, при любых обстоятельствах остается во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Йоги, медитирующий на Сверхдушу, видит в своем сердце полную часть Кришны, Господа Вишну с четырьмя руками, в которых Он держит раковину, диск, булаву и цветок лотоса. Йогу должно быть известно, что Господь Вишну неотличен от Кришны. Кришна в форме Сверхдуши находится в сердце каждого живого существа. Более того, все бесчисленные Параматмы, пребывающие в сердцах бесчисленных живых существ, неотличны друг от друга. Точно также, нет никакой разницы между человеком, обладающим сознанием Кришны и всегда занятым трансцендентным любовным служением Кришне, и йогом, достигшим совершенства, который медитирует на форму Сверхдуши. Хотя йог в сознании Кришны, находясь в материальном мире, занимается разнообразной деятельностью, он всегда пребывает в Кришне. Это подтверждает Шрила Рупа Госвами в "Бхактирасамрита-синдху" (1.2.187): никхиласв апй авастхасу дживан-муктах са учйате. Преданный Господа, всегда занятый деятельностью в сознании Кришны, автоматически достигает освобождения. "Нарада-панчаратра" подтверждает это в следующем стихе:

дик-каладй-анаваччхиннекришне чето видхайа ча
тан-майо бхавати кшипрамдживо брахмани йоджайет

"Сосредоточив свое внимание на трансцендентной форме Кришны, который является вездусущим и находится вне времени и пространства, человек погружается в мысли о Кришне и обретает счастье в трансцендентном общении с Господом".

Сознание Кришны-высшая форма йогического транса. Осознание того, что Кришна в аспекте Параматмы пребывает в сердце каждого живого существа, само по себе делает йога безгрешным /непогрешимым; безупречным/. В Ведах ("Гопалатапани Упанишад" 1.21) об этом непостижимом могуществе Господа сказано следующее: эко 'пи сан бахудха йо 'вабхати. "Хотя Господь один, Он пребывает в сердцах бесчисленных живых существ /в Своих многочисленных формах/". В "Смрити-шастре" также сказано:

эка эва паро вишнухсарва-вйапи на самшайах
аишварйад рупам экам часурйа-ват бахудхейате

"Вишну один, и все же Он, безусловно, является вездесущим. Оставаясь единым, Он с помощью /посредством/ Своей непостижимой энергии пребывает всюду, подобно солнцу, которое появляется сразу во множестве мест".

32
атмаупамйена сарватрасамам пашйати йо 'рджуна
сукхам ва йади ва духкхамса йоги парамо матах

атма-со своей сущностью; аупамйена-сравнивая; сарватра-всюду; самамодинаково; пашйати-видит; йах-тот, кто; арджуна-о Арджуна; сукхам-счастье; ва-или; йади-если; ва-или; духкхам-горе; сах-такого; йогитрансценденталиста; парамах-достигшим совершенства; матах-считают.

Тот является совершенным йогом, о Арджуна, кто, основываясь на собственном опыте, видит истинное равенство всех живых существ, независимо от того, счастливы они или несчастны.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, является совершенным йогом; основываясь на собственном опыте, он сопереживает счастью и страданиям каждого живого существа. Причиной страданий живого существа является забвение им своих взаимоотношений с Богом. А источник счастья заключен в знании того, что Кришна является верховным наслаждающимся плодами всех наших действий, владетелем всех земель и планет и самым искренним другом всех живых существ. Совершенный йог знает, что живое существо, обусловленное гунами материальной природы, забыв о своих взаимоотношениях с Кришной, становится жертвой тройственных материальных страданий. И поскольку, обретая сознание Кришны, человек становится счастливым, он стремится принести знание о Кришне в каждый уголок земли. Поскольку совершенный йог говорит людям о необходимости развить в себе сознание Кришны, он является самым лучшим филантропом в мире и самым дорогим слугой Господа. На ча тасман манушйешу кашчин ме прийакрттамах (Бг. 18.^9). Иными словами, преданный Господа неустанно заботится о благе всех живых существ и потому является истинным другом каждого из них. Он лучший из всех йогов, ибо стремится к совершенству не для собственного блага, но для блага других. Он не завидует своим собратьям и не враждует с ними. Такова разница между чистым преданным Господа и йогом, заинтересованном лишь в собственном совершенствовании. Йог, который удалился в уединенное место, ища идеальных условий для медитации, может быть не столь совершенным, как преданный, старающийся из всех сил привлечь каждого человека к сознанию Кришны.

33
арджуна увача
йо 'йам йогас твайа проктахсамйена мадхусудана
этасйахам на пашйамичанчалатват стхитим стхирам

арджунах увача-Аридужна сказал; йах айам-этот метод; йогах-мистической йоги; твайа-Тобой; проктах-описанный; самйена-в общих чертах; мадхусудана-о покоритель демона Мадху; этасйа-этого; ахам-я; на-не; пашйамивижу; чанчалатват-будучи беспокойным; стхитим-состояние; стхирамустойчивое.

Арджуна сказал: О Мадхусудана, метод йоги, о котором Ты мне вкратце рассказал, кажется мне непосильным, ибо ум мой беспокоен и неустойчив.

КОММЕНТАРИЙ: Метод мистической йоги, о котором Господь Кришна рассказал Арджуне, начиная со слов шучау деше и до йоги парамах, Арджуна отвергает в этом стихе, считая его непосильным. В век Кали обыкновенный человек не может /лишен возможности/ уйти из дома и отправиться в уединенное место где-нибудь в горах или в джунглях, чтобы там заниматься йогой. Всю свои такую короткую жизнь люди этого века проводят тяжелой борьбе за существование. Они не принимают всерьез даже простых и посильных для них методов духовного самоосознания, не говоря уже о более сложной системе йоги, которая предписывает человеку определенный образ жизни, определенное положение тела во время медитации, которой следует заниматься в строго определенном месте, освободив ум от всякой материальной деятельности. Как человек практичный, Арджуна понимал, что этот метод йоги ему не по силам, хотя он обладал множеством различных достоинств. Он принадлежал к царскому роду, был великим воином, обладал большой продолжительностью жизни, и самое главное, был самым близким другом Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Пятьсот лет назад Арджуна обладал неизмеримо большими возможностями нежели те, которые есть у нас, и все же он отверг метод мистической йоги. На самом деле, мы нигде не найдем упоминания о том, чтобы он когда-либо занимался ею. Поэтому данную систему йоги следует считать неприемлемой для века Кали. Безусловно, некоторые, очень немногие люди могут заниматься ею, но для большинства она просто не по силам. Если так обстояло дело /было/ пять тысяч лет назад, что же говорить о сегодняшнем дне? Те, кто пытаются имитировать эту систему йоги, посещая различные так называемые школы и общества йоги и довольствуясь этим, тем не менее лишь напрасно теряют время. Они пребывают в полном неведении относительно истинной цели йоги.

34
чанчалам хи манах кришнапраматхи балавад дридхам
тасйахам ниграхам манйевайор ива су-душкарам

чанчалам-беспокойный; хи-безусловно; манах-ум; кришна-о Кришна; праматхи-неистовый; бала-ват-сильный; дридхам-упрямый; тасйа-его; ахам-я; ниграхам-укротить; манйе-думаю; вайох-ветер; ива-как; судушкарам-трудно.

Ум беспокоен, неистов, упрям и очень силен, о Кришна, и я думаю, что укратить его труднее, чем сдержать ветер /ураган/.

КОММЕНТАРИЙ: Ум настолько силен и упрям, что порой ре берет верх над разумом, хотя должен находится у него в подчинении. Человеку, живущему в миру, которому постоянно приходится преодолевать множество препятствий, несомненно, очень трудно держать ум под контролем. Он может установить искусственное равновесие ума по отношению к друзьям и врагам, но в конечном счете таким людям это не под силу, ибо обуздать ум труднее, чем сдержать ураган /ный ветер/. В Ведах ("Катха Упанишад" 1.3.3-4) сказано:

атманам ратхинам виддхишарирам ратхам эва ча
буддхим ту саратхим виддхиманах праграхам эва ча

индрийани хайан ахурвишайамс тешу го-чаран
атмендрийа-мано-йуктамбхоктетй ахур манишинах

Индивидуальная душа едет /сидит/ на колеснице материального тела, которой правит возница-разум. Ум-это поводья /вожжи в руках возницы/, а чувства-кони. Взаимодействуя /общаясь/ с умом и чувствами живое существо то наслаждается, то страдает/. Так утверждают великие мудрецы". Разум должен руководить умом, но ум столь силен и упрям, что порою может даже взять над разумом верх /подчинить себе разум/, подобно тому как какое-нибудь инфекционное заболевание может оказаться сильнее самых эффективных лекарств. Обуздать ум можно только занимаясь йогой, но для Арджуны, который был светским человеком, этот метод оказался непосильным. Что же тогда говорить о современных людях? Арджуна использует здесь замечательное сравнение: Ни один человек не в силах остановить разбушевавшийся ветер. Еще труднее усмирить необузданный ум. Самый легкий метод, позволяющий контролировать ум, дал людям Господь Чайтанья, который велел им в состоянии полного смирения повторять Харе Кришна-мантру, великую песнь освобождения ума. Предписанный Им метод заключается в следующем: са ваи манах кришна-падаравиндайох. Человек должен думать только о Кришне, лишив свой ум возможности заниматься какой-либо другой деятельностью.

35
шри-бхагаван увача
асамшайам маха-бахомано дурниграхам чалам
абхйасена ту каунтейаваирагйена ча грхйате

шри-бхагаван увача-Господь, Личность Бога, сказал; асамшайам-безусловно; маха-бахо-о сильнорукий; манах-ум; дурниграхам-трудно обуздать; чаламбеспокойный; абхйасена-занимаясь; ту-но; каунтейа-о сын Кунти; ваирагйена-через отречение; ча-также; грхйате-можно контролировать.

Господь Шри Кришна сказал: О сильнорукий сын Кунти, обуздать беспокойный ум, безусловно, чрезвычайно трудно, но вполне по силам тому, кто занимается соответствующей практикой, отказавшись от материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Верховный Господь согласился с Арджуной в том, что усмирить упрямый ум чрезвычайно трудно. Вместе с тем Он сказал, что это можно сделать с помощью соответствующего метода и отказа от материальной деятельности. В чем же заключается этот метод? Люди нынешнего века не способны выполнять строгих правил и предписаний, живя в освященном месте, медитируя на Сверхдушу, ограничивая деятельность ума и чувств, соблюдая обет воздержания, оставаясь в уединении и т.д. Однако тот, кто следуют методу сознания Кришны, занимаются преданным служением Господу, которое складывается из девяти видов деятельности. Первым и самым главным из них является слушание повествований о Кришне. Это очень могущественный трансцендентный метод, позволяющий очистить ум от всякой материальной скверны. Чем больше человек слышит о Кришне, тем больше он получает знаний и тем быстрее отказывается от всего, что отвлекает его ум от Кришны. Не позволяя уму заниматься деятельностью, не связанной со служением Господу, преданный быстро овладевает наукой отречения, называемой ваирагья. Следуя принципу ваирагьи, человек отказывается от материальной деятельности и занимается ум духовной деятельностью. Духовного отречения, ко которому стремятся имперсоналисты, достичь гораздо труднее, чем занять ум деятельностью в сознании Кришны. Этот метод вполне осуществим /реален/, потому что когда человек слушает повествования о Кришне, в нем естественным образом развивается привязанность к Высшему Духу /духовному началу/. Такую привязанность называют парешанубхава, духовным удовлетворением. Оно подобно чувству удовлетворения, которое испытывает голодный человек, утоляя свой голод. С каждым кусочком съеденной пищи это удовлетворение возрастает и человек ощущает новый прилив сил. Точно также, занимаясь преданным служением Господу, человек испытывает трансцендентное удовлетворение и его ум постепенно отстраняется от объектов чувств. Этот процесс напоминает процесс выздоровления больного, который получает квалифицированную медицинскую помощь и соблюдает соответствующую диету. Слушание повествований о Господе Кришне-эффективное средство лечения пораженного болезнью ума, а вкушение пищи, предложенной Кришне-диета, необходимая страждущему пациенту. Таков процесс лечения с помощью метода сознания Кришны.

36
асамйататмана йогодушпрапа ити ме матих
вашйатмана ту йататашакйо 'ваптум упайатах

асамйата-необузданный; атмана-ум; йогах-самоосознания; душпрапахтрудно достичь; ити-таково; ме-Мое; матих-мнение; вашйа-находящийся под контролем; атмана-ум; ту-но; йатата-стремясь; шакйах-на практике; аваптум-достичь; упайатах-соответствующими средствами.

Тому, чей ум необуздан, трудно осознать свою истинную сущность. Однако тот, кто, став хозяином своего ума, идет к цели верным путем, непременно добьется успеха. Таково Мое мнение.

КОММЕНТАРИЙ: Верховная Личность Бога заявляет, что тот, кто не следует авторитетному методу лечения, который поможет ему оградить свой ум от материальной деятельности, вряд ли достигнет цели процесса духовного самоосознания. Занимаясь йогой и стараясь одновременно с этим удовлетворить потребности ума в материальных удовольствиях, человек становится похож на того, кто пытается разжечь костер, поливая дрова водой. Для того, чей ум необуздан, занятия йогой становятся пустой тратой времени. Такое подобие йоги может быть выгодным с материальной точки зрения, но для того, кто стремится к духовному самоосознанию оно совершенно бесполезно. Последний должен подчинить себе ум, постоянно занимаясь трансцендентным любовным служением Господу. Пока человек не будет заниматься деятельностью в сознании Кришны, он не сможет все время держать свой ум под контролем. Человек, обладающий сознанием Кришны, без труда достигает результатов занятий йогой, не прилагая к этому особых усилий, однако йог никогда не добьется успеха, не развив в себе сознание Кришны.

37
арджуна увача
айатих шраддхайопетойогач чалита-манасах
апрапйа йога-самсиддхимкам гатим кришна гаччхати

арджунах увача-Арджуна сказал; айатих-незадачливый трансценденталист; шраддхайа-обладая верой; упетах-занимался; йогат-занятия йогой; чалитаоставил; манасах-побуждаемый умом; апрапйа-не сумев достичь; йогасамсиддхим-совершенства йоги /высшей ступени совершенства/; кам-какая; гатим-судьба; кришна-о Кришна; гаччхати-его ожидает.

Арджуна сказал: О Кришна, какова судьба незадачливого трансценденталиста, который, обладая верой, встал на путь духовного самоосознания, но затем оставил его, привлеченный материальной деятельностью, и не достиг совершенства йоги?

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самоосознания или /мистической/ йоги описан в "Бхагавад-гите". Основой /основополагающим принципом/ духовного самоосознания является знание о том, что живое существо отлично от материального тела и может обрести счастье там, где жизнь вечна, исполнена знания и блаженства. Это трансцендентный уровень, находящийся выше уровней тела и ума. Достичь духовного самоосознания можно совершенствуясь в знании и занимаясь восьмиступенчатой йогой или же бхакти-йогой. И йог-мистик, и преданный должны осознать изначальное положение живого существа /его природу/, его взаимоотношения с Богом, а также то, каким образом оно может восстановить свою связь со Всевышним и достичь высшей ступени совершенства в сознании Кришны. Следуя одному из трех описанный выше методов, человек рано или поздно, непременно достигнет высшей цели жизни. Господь заявил об этом во второй главе "Бхагавад-гиты": даже незначительное продвижение по трансцендентному пути вселяет в человека /великую/ надежду на освобождение. Из трех методов йоги метод бхакти-йоги предназначен именно для века Кали, поскольку является самым легким и прямым методом духовного самоосознания. Чтобы еще раз удостовериться в этом, Арджуна просит Господа Кришну подтвердить сказанное Им ранее. Человек может быть искренен в своем стремлении достичь духовного самоосознания, но процесс философских изысканий и метод восьмиступенчатой йоги практически невыполнимы для людей нынешнего века. Поэтому, даже приложив великое множество усилий, они могут не достичь успеха по целому ряду причин. Прежде всего, они могут недостаточно серьезно следовать избранному методу. Встать на путь духовного самоосознания практически означает объявить войну иллюзорной энергии. Поэтому, всякий раз когда человек пытается вырваться из когтей иллюзорной энергии, она старается помешать ему, прибегая ко всевозможным соблазнам. Обусловленная душа уже очарована гунами материальной природы, и всегда может снова стать жертвой ее чар, даже если она занимается трансцендентной деятельностью. Вот что значит йогач чалита-манасах, оставить путь духовного развития. Арджуна желает знать, что /какая участь/ ожидает /какова участь/ того, кто сошел с этого пути.

38
каччин нобхайа-вибхрашташчхиннабхрам ива нашйати
апратиштхо маха-баховимудхо брахманах патхи

каччит-разве; на-не; убхайа-оба; вибхраштах-сойдя с; чхиннаразорванное; абхрам-облако; ива-как; нашйати-исчезает; апратиштхах-не найдя прибежища; маха-бахо-о сильнорукий Кришна; вимудхах-сбитый с толку; брахманах-трансцендентного; патхи-на пути.

О сильнорукий Кришна, верно ли, что человек, который оставил путь трансцендентного, лишается всех материальных и духовный приобретений и исчезает как разорванное облако, нигде не найдя прибежища.

КОММЕНТАРИЙ: Есть два вида прогресса /успеха/. Материалистов не привлекают трансцендентные предметы; их больше интересует материальный прогресс, являющийся следствием экономического развития, или же достижение высших планет как результат соответствующей деятельности. Тот, кто встает на путь духовного развития, должен пркратить всякую материальную деятельность и отказаться от попыток достичь так-называемого материального счастья во всех его формах и видах. Если начинающий трансценденталист сходит с избранного пути, он как будто бы терпит поражение и на духовном, и на материальном поприще. Иначе говоря, он лишается возможности обрести материальное счастье с одной стороны и достичь духовного самоосознания с другой. Он, подобно разорванному облаку, нигде не может найти прибежища. Иногда от маленького облака, плывущего по небу, отделяется кусочек, который затем пытается присоединиться к облаку побольше. И если ему это не удается, то, унесенное ветром, оно исчезает в безбрежных небесных просторах. Брахманах патхи называют путь духовного самоосознания, следуя по которому, человек осознает себя духовной сущностью, неотъемлемой частицей Верховного Господа, который существует в трех аспектах: как Брахман, Параматма и Бхагаван. Господь Шри Кришна является самым полным проявлением Высшей Абсолютной Истины, поэтому, предавшись Верховной Личности Бога, трансценденталист достигает духовного совершенства. Чтобы достичь той же цели, идя путем осознания Брахмана и Параматмы, потребуется немало жизней (бахунам джанманам анте). Поэтому самый лучший метод духовного самоосознания это бхакти-йога, или метод сознания Кришны, прямой путь постижения Абсолютной Истины.

39
этан ме самшайам кришначхеттум архасй ашешатах
твад-анйах самшайасйасйачхетта на хй упападйате

этат-это; ме-мое; самшайам-сомнение; кришна-о Кришна; чхеттумразвеять; архаси-прошу Тебя; ашешатах-полностью; тват-кроме Тебя; анйах-другой; самшайасйа-сомнения; асйа-этого; чхетта-тот, кто может избавить от; на-никогда; хи-безусловно; упападйате-не найти.

Это сомнение мучит меня, о Кришна, поэтому я прошу Тебя развеять его. Только ты можешь избавить меня от подобных сомнений.

КОММЕНТАРИЙ: Кришне известно все, что происходило в прошлом, происходит в настоящем и случится в будущем. В начале "Бхагавад-гиты" Господь говорил, что все живые существа были индивидуальностями в прошлом, являются таковыми в настоящем и сохранят свое индивидуальное существование в будущем, даже после того, как освободятся из материального плена. Таким образом он уже ответил на вопрос о будущем индивидуального живого существа. Теперь Арджуна хочет знать, какая участь ожидает незадачливого трансценденталиста. Ни одно живое существо не может сравняться с Кришной или превзойти Его, и уж конечно же это не по силам так называемым великим мудрецам и философам, зависящим от милостей материальной природы. Поэтому решение /суждение/ Кришны является полным и окончательным ответом, рассеивающим все сомнения, ибо Он знает прошлое, настоящее и будущее, Его же не знает никто. Только Кришне и Его преданным известно истинное положение вещей.

| Оглавление | Глава Шестая [шлока 40-47]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.