глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ПЯТАЯ
Карма-йога, деятельность в сознании Кришны

20
на прахршйет прийам прапйанодвиджет прапйа чаприйам
стхира-буддхир асаммудхобрахма-вид брахмани стхитах

на-никогда; прахршйет-не радуется; прийам-что-либо приятное; прапйаполучая; на-не; удвиджет-огорчается; прапйа-сталкиваясь; ча-также; априйам-с чем-то неприятным; стхира-буддхих-твердый разумом; асаммудхахне подверженный иллюзии; брахма-вит-тот, кто полностью постиг Высвышнего; брахмани-на трансцендентном уровне; стхитах-находящийся.

Человек, который не радуется удачам и не огорчается, сталкиваясь с неприятностями, кто тверд разумом, неподвержен иллюзии, сведущ в науке Бога, уже находится на трансцендентном уровне.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь перечислены признаки, по которым можно узнать того, кто достиг духовного самоосознания. Из них главный заключается в том, что такой человек не подвержен влиянию иллюзии, которая заставляет обусловленное живое существо считать материальное тело своей истинной сущностью. Он прекрасно знает, что он отличен от тела и является отделенной частицей Верховной Личности Бога. Поэтому он не радуется приобретениям и не скорбит о потерях, связанных с материальным телом. Такое равновесие ума называют стхира-буддхи, твердым разумом. Такой человек никогда попадет в ловушку ошибочного представления о том, что душа тождественна грубому телу, он никогда не станет считать тело вечным и отвергать существование души. Обладая этим знанием, он становится способным постичь Абсолютную Истину во всех трех аспектах-Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Зная свое истинное положение, он никогда не станет делать искусственных попыток стать во всех отношениях тождественным /равным/ Всевышнему. Такой человек достиг осознания Брахмана, или духовного самоосознания. Подобное сознание получило название сознания Кришны.

21
бахйа-спаршешв асактатмавиндатй атмани йат сукхам
са брахма-йога-йуктатмасукхам акшайам ашнуте

бахйа-спаршешу-к чувственным удовольствиям, приходящим извне; асактаатма-тот, кто не привязан; виндати-черпает блаженство; атмани-в себе самом; йат-то, которое; сукхам-счстье; сах-он; брахма-йога-сосредоточив свой ум на Брахмане; йукта-атма-связавший себя; сукхам-счастье; акшайамбеспредельное; ашнуте-испытывает.

Того, кто достиг освобождения, не привлекают материальные чувственные удовольствия, он постоянно пребывает в состоянии транса, черпая блаженство в самом себе. Так человек, осознавший свою истинную сущность, наслаждается беспредельным счастьем /испытывает беспредельное счастье, ибо его ум /помыслы/ сосредоточен /ы/ на Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Шри Ямуначарья, великий преданный, обладавший сознанием Кришны, говорил:

йад-авадхи мама четах кришна-падаравинде
нава-нава-раса-дхаманй удйатам рантум асит
тад-авадхи бата нари-сангаме смарйамане
бхавати мукха-викарах суштху ништхиванам ча

"С той поры как я стал заниматься трансцендентным любовным служением Кришне, черпая в Нем все возрастающее блаженство, стоит мне подумать о плотских утехах, на моем лице появляется гримаса отвращения и я сплевываю". Тот, кто достиг уровня брахма-йоги, или сознания Кришны, настолько поглощен любовным служением Господу, что у него пропадает всякий вкус к материальным удовольствиям, из которых наивысшим является сексуальное /половое наслаждение/. Вокруг него вращается весь мир, и ни один материалист не станет работать, не будь у него подобного стимула. Однако человек, занятый деятельностью в сознании Кришны, работает с огромным энтузиазмом, не стремясь к плотским удовольствиям, но всячески избегая их. Это критерий степени /уровня/ его духовного развития. Духовное развитие и половая жизнь вещи несовместимые. Человек, обладающий сознанием Кришны, вообще не стремится к чувственным удовольствиям, потому что является освобожденной личностью.

22
йе хи самспарша-джа бхогадухкха-йонайа эва те
адй-антавантах каунтейана тешу рамате будхах

йе-те; хи-безусловно; самспарша-джах-связанные с материальными чувствами; бхогах-удовольствия; духкха-страданий; йонайах-источниками; эва-безусловно; те-они являются; ади-начало; анта-конец; вантах-имеют; каунтейа-о сын Кунти; на-никогда; тешу-в этих; рамате-не находит удовльствия; будхахразумный человек.

Разумный человек никогда не стремится к тому, что связано с материальными чувствами и может стать для него источником страданий. О сын Кунти, у подобных удовольствий есть начало и конец, поэтому мудрец /мудрый человек; человек, обладающий знанием/ никогда не обольщается ими /не станет искать их/.

КОММЕНТАРИЙ: Материальные /чувственные/ удовольствия связаны с материальными чувствами, которые являются такими же временными, как и само материальное тело. Того, кто достиг освобождения, не интересуют преходящие вещи. Да и как может тот, кто познал вкус трансцендентного блаженства, стремится к иллюзорным удовольствиям? В "Падма Пуране" сказано:

раманте йогино 'нантесатйананде чид-атмани
ити рама-паденасаупарам брахмабхидхийате

"Для йогов-мистиков Абсолютная Истина является источником беспредельного трансцендентного блаженства, поэтому Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога, также называют Рама".

В "Шримад-Бхагаватам" (5.5.1) в связи с этим сказано следующее:

найам дехо деха-бхаджам нр-локе
каштан каман архате вид-бхуджам йе
тапо дивйам путрака йена саттвам
шуддхйед йасмад брахма-саукхйам тв анантам

"Мои дорогие сыновья, живому существу, получившему человеческую форму жизни, нет смысла трудиться не покладая рук просто ради чувственных удовольствий; такие удовольствия доступны тем, кто питается испражнениями [свиньям]. Напротив, в этой жизни вы должны совершать аскезы, чтобы очиститься от материальной скверны и погрузиться в беспредельное трансцендентное блаженство /познать беспредельное трансцендентное блаженство/".

Таким образом, истинные йоги, или ученые трансценденталисты, не стремятся к чувственным удовольствиям, которые обрекают живое существо на вечное прозябание в плену материальной жизни. Чем сильнее наша привязанность к материальным удовольствиям, тем больше нам придется страдать в материальном мире.

23
шакнотихаива йах содхумпрак шарира-вимокшанат
кама-кродходбхавам вегамса йуктах са сукхи нарах

шакноти-способен; иха эва-в своем нынешнем теле; йах-тот, кто; содхумтерпеть; прак-прежде чем; шарира-тело; вимокшанат-оставить; кама-желание; кродха-и гнев; удбхавам-порожденные; вегам-позывами; сах-он; йуктах-в трансе; сах-он; сукхи-счастлив; нарах-человек.

Если, прежде чем оставить свое нынешнее тело, человеку удасться развить в себе способность терпеть позывы материальных чувств и избавиться от желаний и гнева, его положение станет неуязвимым и он обретет счастье уже в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто хочет неуклонно продвигаться вперед по пути духовного самоосознания, должен научиться сдерживать позывы материальных чувств: позывы говорить, гневаться, позывы ума, желудка, гениталий и языка. Того кто обуздал свои чувства и ум, называют госвами или свами. Такие госвами ведут строго регулируемый образ жизни и полностью отказываются от чувственных удовольствий. Неудовлетворенные материальные желания вызывают гнев, который приводит в возбуждение /поражает/ ум, глаза и грудь. Поэтому человек должен научиться сдерживать /контролировать/ свои желания еще до того, как оставит свое материальное тело. Того, кто обладает такой способностью, следует считать достигшим духовного самоосознания и познавшим духовное блаженство. Долг каждого трансценденталиста-приложить все усилия к тому, чтобы обуздать свои /в себе/ желания и гнев.

24
йо 'нтах-сукхо 'нтар-арамастатхантар-джйотир эва йах
са йоги брахма-нирванамбрахма-бхуто 'дхигаччхати

йах-тот, кто; антах-сукхах-счастлив в себе самом; антах-арамах-черпает блаженство в себе самом; татха-также как; антах-джйотих-чьи устрелмения направлены внутрь; эва-безусловно; йах-всякий; сах-он; йоги-йог-мистик; брахма-нирванам-освобождение во Всевышнем; брахма-бхутах-осознав свою истинную сущность; адхигаччхати-достигает.

Тот, кто счастлив, активен и радостен в самом себе, чьи устремления связаны с его истинной сущностью, поистине совершенный йог-мистик. Он обретает освобождение во Всевышнем и в конечном итоге достигает Его.

КОММЕНТАРИЙ: До тех пор, пока живое существо не откроет источник радости и наслаждения в себе самом, оно не сможет отказаться от внешней /материальной/ деятельности, которая приносит ему иллюзорное счастье. Тот, кто достиг освобождения, действительно испытывает счастье. Поэтому он может /безмолвно; спокойно/ сидеть где угодно и наслаждаться деятельностью, происходящей у него внутри. Такой человек, находящийся в состоянии освобождения, не желает более внешнего, материального счастья. Это уровень брахма-бхуты, достигнув которого, живое существо возвращается домой, к Богу.

25
лабханте брахма-нирванамршайах кшина-калмашах
чхинна-дваидха йататманахсарва-бхута-хите ратах

лабханте-достигают; брахма-нирванам-освобождения во Всевышнем; ршайахте, кто живет активной внутренней жизнью ; кшина-калмашах-кто свободен от всех грехов; чхинна-поднявшись над; дваидхах-двойственностью; йата-атманахидущие по пути духовного самоосознания; сарва-бхута-всех живых существ; хите-деятельностью на благо; ратах-заняты.

Те, кто поднялся над двойственностью, порожденной сомнениями, чей ум погружен в себя , кто всегда занят деятельностью на благо других живых существ и свободен от греха, достигают освобождения во Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Только человек, полностью развивший в себе сознание Кришны, может заниматься деятельностью на благо всех живых существ. Тот, кто действительно осознал, что Кришна является источником всего сущего, своей деятельностью, совершаемой в таком сознании, приносит благо каждому. Причина страданий людей кроется в забвении ими своих взаимоотношений с Кришной, верховным наслаждающимся, верховным владыкой всего сущего и верховным другом каждого живого существа. Поэтому деятельность, направленная на то, чтобы возродить в человеческом обществе подобное сознание, является высшей благотворительной деятельностью. Заниматься ей может лишь тот, кто достиг освобождения во Всевышнем. Человек, сознающий Кришну, нисколько не сомневается в Его главенствующем положении. У него нет сомнений, ибо он полностью очистился от греха. Таково состояние божественной любви /любви к Богу.

Человек, пекущийся лишь о материальном благополучии человеческого общества, в действительности бессилен кому-либо помочь. Временное облегчение, которое его деятельность приносит телу и уму людей, не может удовлетворить их полностью. Истинной причиной тех трудностей, с которыми человек сталкивается в тяжелой борьбе за существование, является забвение ими своих взаимоотношений с Верховным Господом. Полностью осознав свои взаимоотношения с Кришной, человек достигает освобождения /становится освобожденной душой/, даже находясь /оставаясь; продолжая оставаться/ в клетке материального тела.

26
кама-кродха-вимуктанамйатинам йата-четасам
абхито брахма-нирванамвартате видитатманам

кама-от желаний; кродха-и гнева; вимуктанам-тех, кто освободился; йатинам-святых людей; йата-четасам-кто обуздал ум; абхитах-гарантировано в скором времени; брахма-нирванам-освобождение во Всевышнем; вартате-там есть; видита-атманам-тех, кто достиг самоосознания.

Тот, кто освободился от гнева и материальных желаний, достиг самоосознания, обуздал ум и прилагает все усилия для того, чтобы /из всех сил стремиться/ достичь совершенства, в скором времени непременно получит освобождение во Всевышнем.

КОММЕНТАРИЙ: Из святых людей, которые неустанно стремятся к освобождению, лучшим является тот, кто обладает сознанием Кришны. "Бхагаватам" (4.22.39) дает этому следующее подтверждение:

йат-пада-панкаджа-палаша-виласа-бхактйа
кармашайам гратхитам удгратхайанти сантах
тадван на рикта-матайо йатайо 'пи
руддхасрото-ганас там аранам бхаджа васудевам

Просто поклоняйтесь Васудеве, Верховной Личности Бога, служа Ему с любовью и преданностью. Даже великие мудрецы не способны контролировать свои чувства столь же эффективно, как те, кто пребывает в состоянии трансцендентного блаженства, служа лотосным стопам Господа и тем самым изживая в себе глубоко укоренившееся стремление к кармической деятельности".

Желание обусловленной души наслаждаться плодами своего труда пустило столь глубокие корни, что даже великие мудрецы испытывают немало трудностей, пытаясь обуздать такие желания, и прилагают к этому поистине титанические усилия. Преданный Господа, беспрерывно занимаясь преданным служением в сознании Кришны и полностью осознав свою истинную сущность, очень быстро достигают освобождения во Всевышнем. В совершенстве овладев наукой духовного самоосознания, такой преданный всегда пребывает в состоянии транса. Священные писания проводят следующую аналогию:

даршана-дхйана-самспаршаирматсйа-курма-вихангамах
сванй апатйани пушнантитатхахам апи падма-джа

"Одним лишь взглядом, мыслью и касанием рыба, черепаха и птица взращивают своих детенышей. То же самое делаю и я, о Падмаджа!"

Рыба взращивает мальков, просто глядя на них. А черепаха делает это в процессе медитации. Находясь в воде, она медитирует на яйца, которые отложила на земле. Точно также, преданный Кришны, находясь вдали от Его обители, сможет достичь ее, если будет не переставая думать о Господе, занимаясь деятельностью в сознании Кришны. Тогда он уже не будет ощущать никаких материальных страданий; такое состояние получило название брахма-нирвана. Находясь в этом состоянии, человек не испытывает материальных страданий, ибо постоянно погружен в бытие Всевышнего.

27-28
спаршан кртва бахир бахйамшчакшуш чаивантаре бхрувох
пранапанау самау кртванасабхйантара-чаринау

йатендрийа-мано-буддхирмунир мокша-парайанах
вигатеччха-бхайа-кродхойах сада мукта эва сах

спаршан-объекты чувств, такие как звук; кртва-сосредоточив; бахихвнешние; бахйан-без нужды; чакшух-глаза /взгляд/; ча-также; эва-безусловно; антаре-между; бхрувох-бровями; прана-апанау-восходящий и нисходящий потоки воздуха; самау-в приостановленном состоянии; кртва-держа; насаабхйантара-в ноздрях; чаринау-дыхание; йата-обуздав; индрийа-чувства; манах-ум; буддхих-разум; муних-трансценденталист; мокша-к освобождению; парайанах-предназначенный; вигата-избавившись; иччха-от желаний; бхайастраха; кродхах-гнева; йах-тот, кто; сада-всегда; муктах-освобожденным; эва-безусловно; сах-он является.

Отстранившись от всех окружающих его объектов чувств, устремив свой взор в пространство между бровей, задержав вдыхаемый и выдыхаемый воздух в ноздрях трансценденталист, стремящийся к освобождению, подчиняет себе ум, чувства и разум и освобождается от желания, страха и гнева. Тот, кто всегда пребывает в таком состоянии, безусловно является освобожденной личностью.

КОММЕНТАРИЙ: Развив в себе сознание Кришны, человек сразу же осознает свою духовную сущность, а затем постигает Верховного Господа в процессе преданного служения. Достигнув уровня преданного служения, он становится трансцендентным к материальному миру и способным ощутить присутствие Господа в /сфере/ своей деятельности. Подобное состояние называется освобождением во Всевышнем.

Рассказав о выше перечисленных признаках /принципах/ освобождения во Всевышнем, Господь дает Арджуне указания о том, как достичь этого уровня с помощью метода мистической йоги, называемой аштанга-йогой и состоящей из девяти ступеней: йама, нийама, асана, пранайама, пратйахара, дхарана, дхана и самадхи. Метод йоги подробно описан в шестой главе "Бхагавад-гиты", а предварительные сведения о нем приведены в конце пятой главы. С помощью метода пратйахары йог должен отвести свои чувства от объектов чувств, таких как звук, касание, форма, вкус и запах, а затем устремив свой взгляд в межбровье и полузакрыв глаза, сосредоточить его на кончике носа. Глаза не нужно закрывать совсем, потому что так не долго и заснуть. Точно также, не имеет смысла открывать их полностью, рискуя /из-за опасности/ привлечься объектами чувств. Нейтрализуя восходящий и нисходящий потоки воздуха в теле, йог задерживает дыхание /воздух/ в ноздрях. Тот, кто следует этому методу йоги /занимается аштанга-йогой/, развивает в себе способность контролировать чувства, отстраняется от объектов чувств и таким образом готовится к тому, чтобы достичь освобождения во Всевышнем.

Метод йоги помогает человеку избавиться от страха и гнева в любых проявлениях и, поднявшись на трансцендентный уровень, ощутить присутствие Сверхдуши. Иными словами, метод сознания Кришны-самый легкий из всех методов йоги. Об этом будет подробно рассказано в следующей главе. Человек, обладающий сознанием Кришны и всегда занятый преданным служением Господу, не рискует потерять контроль над чувствами и позволить им найти себе другое занятие. Этот метод позволяет контролировать чувства намного эффективнее, нежели метод аштангайоги.

29
бхоктарам йаджна-тапасамсарва-лока-махешварам
сухридам сарва-бхутанамджнатва мам шантим рччхати

бхоктарам-того, кто наслаждается; йаджна-жертвоприношений; тапасам-а также обетов и аскез; сарва-лока-всех планет и правящих на них полубогов; махаишварам-Верховный Господь; су-хридам-благодетель; сарва-всех; бхутанамживых существ; джнатва-таким образом постигнув; мам-Меня (Господа Кришну); шантим-свободу от материальных страданий; рччхати-он обретает.

Человек, который полностью развил в себе сознание Бога, который постиг Меня как того, кому в конечном итоге принадлежит плоды всех жертворпиношений и аскез /кто наслаждается ими/, как Верховного Господа всех планет и полубогов, благодетеля и доброжелателя всех живых существ, такой человек избавляется от материальных страданий и достигает умиротворения.

КОММЕНТАРИЙ: Обусловленные души, томящиеся в плену иллюзорной энергии /зажатые в тиски/, стремятся обрести мир и покой в материальном мире. Но им неизвестна формула мира, раскрытая в этой части "Бхагавад-гиты". Эта формула величественна и проста: Плодами всех наших действий наслаждается Господь Кришна. Все, что у нас есть, необходимо использовать в служении Господу, ибо Он-владыка всех планет и управляющих ими полубогов. Нет никого, кто мог бы превзойти Господа в Его величии. Он более велик, чем самые великие полубоги, Господь Шива и Господь Брахма. В Ведах ("Шветашватара Упанишад" ^.7) сказано, что Верховный Господь там ишваранам парамам махешварам. Пребывая в иллюзии, живые существа пытаются утвердить свое господство над окружающим миром, хотя /однако на самом деле/ сами /они/ находятся во власти материальной энергии Господа. Господь-повелитель /господин/ материальной природы, а обусловленные души вынуждены подчиняться ее суровым законам. Пока люди не поймут эти простые истины, они никогда не достигнут мира ни каждый в отдельности, ни все вместе. В этом вся суть сознания Кришны: Господь Кришна-это верховный властелин, а все живые существа, в том числе и великие полубоги-Его подвластные. Достичь полного умиротворения можно лишь развив в себе сознание Кришны.

Пятая глава рассказывает о деятельности в сознании Кришны, получившей название карма-йоги. Ниже мы найдем ответ на вопрос, неизбежно возникающий в уме, относительно того, как карма-йога может привести человека к освобождению. Действовать в сознании Кришны значит действовать с полным осознанием того, что Господь является властителем всего сущего. Такая деятельность тождественна трансцендентному знанию. Бхакти-йога-это непосредственно /сам/ метод сознания Кришны, а гьяна-йога-путь, приводящий человека на уровень бхакти-йоги. Обладать сознанием Кришны значит действовать в полном знании о своих взаимоотношениях с Высшей Абсолютной Истиной, и высшей ступенью в сознании Кришны является постижение Кришны, Верховной Личности Бога. Чистая душа как неотъемлемая частица Бога, является Его вечным /-ой/ слугой. Желая утвердить свое господство над майей (иллюзией), живое существо попадает в ее царство, и это становится причиной его многочисленных страданий /и обрекает себя на многочисленные страдания/. Пока живое существо находится в материальном мире, оно вынуждено действовать /трудиться, чтобы удовлетворить потребности материального тела. Однако метод сознания Кришны поднимает его на уровень духовной жизни, даже если оно все еще находится в царстве материальной природы, ибо, занимаясь преданным служением в материальном мире, живое существо постепенно возвращается в духовное бытие. Чем дальше продвигается человек по этому пути, тем меньше зависит от материальной природы. Господь Кришна ни к кому не питает пристрастия. Все зависит от того, как каждый из нас исполняет свои обязанности в сознании Кришны, призванные помочь нам полностью подчинить себе чувства и преодолеть власть желания и гнева. И тот, кто всегда остается в сознании Кришны, контролируя чувства, желания и гнев, фактически /действительно/ находится на трансцендентном уровне, на уровне брахма-нирваны. Человек, занимающийся преданным служением в сознании Кришны, автоматически занимается и восьмиступенчатой мистической йогой, ибо достигает ее конечной цели. Практикуя йаму, нийаму, асану, пранайаму, пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи, человек постепенно продвигается по пути духовного развития. Но все это путь, ведущий к совершенству в преданном служении, ибо только преданное служение способно принести человеку мир и покой. Занимаясь преданным служением, человек достигает высшего совершенства жизни.

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к пятой главе "Шримад Бхагавадгиты", которая называется Карма-йога, деятельность в сознании Кришны".

| Оглавление | Глава Шестая [шлока 1-19]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.