глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Трансцендентное знание

20
тйактва карма-пхаласангамнитйа-трпто нирашрайах
карманй абхиправртто 'пинаива кинчит кароти сах

тйактва-избавившись; карма-пхала-асангам-от привязанности к результатам труда; нитйа-всегда; трптах-удволетворенный; нирашрайах-не имея прибежища; кармани-деятельностью; абхиправрттах-постоянно занятый; апинесмотря на; на-не; эва-безусловно; кинчит-что угодно; кароти-делает; сахон.

Полностью избавившись от привязанности к результатам своего труда, всегда удовлетворенный и независимый, он не запутывается в сетях кармической деятельности, хотя трудится не покладая рук.

КОММЕНТАРИЙ: Освободиться от пут кармической деятельности можно только обладая сознанием Кришны и посвящая Кришне все свои действия. Человек, сознающий Кришну действует, побуждаемый чистой любовью к Верховной Личности Бога и потому не испытывает привязанности к результатам своего труда. Он не заботится даже об удовлетворении своих насущных потребностей, во всем полагаясь на Кришну. Он не стремится ни к тому, чтобы приобретать вещи, ни к тому, чтобы сохранить имеющуюся у него собственность. Он старается как можно лучше исполнить свои обязанности, а во всем остальном зависит от воли и желания Кришны. Не испытывая привязанности к результатам труда, такой человек никогда не получает кармических реакций, хороших или плохих, как будто он вообще ни совершает действий. Это признак акармы, деятельности, не приносящий человеку кармических реакций. Однако всякая другая деятельность, совершенная не в сознании Кришны, порабощает того, кто занимается ею и, как уже говорилось, относится к категории викармы.

21
нирашир йата-читтатматйакта-сарва-париграхах
шарирам кевалам кармакурван напноти килбишам

нираших-не стремясь к результатам; йата-контролируя; читта-атма-ум и разум; тйакта-не испытывая; сарва-никаких; париграхах-собственнических чувств; шарирам-чтобы поддержать душу в теле; кевалам-только; кармадеятельностью; курван-занимается; на-никогда; апноти-не получает; килбишам-греховных реакций.

Человек, обладающий знанием, действует, полностью контролируя свой ум и разум, не считает себя собственником своих вещей и заботится об удовлетворении лишь самых насущных потребностей. Такая деятельность не приносит ему греховных реакций.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не заботится о том, какими, хорошими или плохими, будут результаты его деятельности. Он полностью контролирует /подчинил себе/ ум и разум. Он знает, что, будучи частицей Всевышнего, он действует как часть целого и является не исполнителем действий, а лишь орудием в руках Всевышнего. Когда наша рука движется, она делает это не сама по себе, а благодаря усилиям всего тела. Человек в сознании Кришны всегда действует в соответствии с желанием и волей Всевышнего, поскольку не стремится к удовлетворению собственных чувств. Его действия подобны действиям детали какого-нибудь механизма. Подобно тому, как деталь необходимо чистить и смазывать маслом, поддерживая ее в рабочем состоянии, человек, обладающий сознанием Кришны работает ровно столько сколько необходимо для того, чтобы удовлетворить свои насущные потребности и быть способным заниматься трансцендентным любовным служением Господу. Поэтому его действия не приносят ему кармических реакций. Подобно животному, он не считает себя даже собственником своего тела. Жестокий хозяин может убить принадлежащее ему животное, которое при этом не выражает никакого протеста /безропотно смиряется со своей участью/. К тому же оно никогда не бывает по-настоящему независимым. Человек в сознании Кришны полностью поглощен деятельностью, ведущей к самоосознанию /духовной деятельностью/ и у него практически нет времени на то, чтобы приобретать иллюзорную материальную собственность. Чтобы поддержать душу в теле, ему не нужно добывать деньги нечестным путем. Поэтому он не оскверняет себя материальной греховной деятельностью. Его действия не приносят ему никаких кармических реакций /не влекут за собой никаких последствий/.

22
йадрччха-лабха-сантуштодвандватито виматсарах
самах сиддхав асиддхау чакртвапи на нибадхйате

йадрччха-само по себе; лабха-то, что приходит; сантуштах-довольствуется; двандва-над двойственностью; атитах-поднявшись; виматсарах-освободившись от зависти; самах-тверд; сиддхау-в успехе; асиддхау-неудаче; ча-и; кртвасовершая действия; апи-хотя; на-никогда; нибадхйате-не попадает под влияние.

Человек, который довольствуется тем, что приходит к нему само собой, никому не завидует и, преодолев влияние двойственности, одинаково встречает успех и неудачу- совершая действия, никогда не запутывается в их последствиях.

КОММЕНТАРИЙ: Человек, обладающий сознанием Кришны, не прилагает особых усилий даже к тому, чтобы позаботиться о собственном теле. Он довольствуется тем, что приходит к нему само по себе. Он никогда не берет взаймы и не попрошайничает, но честно трудится в меру своих сил и возможностей и удовлетворяется тем, что ему удалось заработать честным трудом. Поэтому он ни от кого не зависит в средствах к существованию. Он никогда не позволит, чтобы служение другого стало препятствием для его деятельности в сознании Кришны. Однако, служа Господу, он с готовностью выполняет любую работу, оставаясь безучастным к двойственности материального мира. Проявлениями такой двойственности являются, например, жара и холод, счастье и страдания. Человек, сознающий Кришну, не испытывает на себе влияния материальной двойственности, ибо готов без колебаний сделать все, что необходимо для удовлетворения Кришны. Поэтому он одинаково приемлет успех и неудачу. Эти признаки становятся очевидными тогда, когда человек /полностью/ обретает трансцендентное знание.

23
гата-сангасйа муктасйаджнанавастхита-четасах
йаджнайачаратах кармасамаграм правилийате

гата-сангасйа-того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы; муктасйа-достигшего освобождения; джнана-авастхита-находящегося на трансцендентном уровне; четасах-чье знание; йаджнайа-ради удовлетворения Ягьи (Кришны); ачаратах-действуя; карма-деятельность; самаграм-вся; правилийате-целиком находится.

Действия того, кто вышел из-под влияния гун материальной природы и обрел трансцендентное знание, становятся целиком духовными.

КОММЕНТАРИЙ: Полностью развив в себе сознание Кришны, человек поднимается над всеми проявлениями двойственности и выходит из-под оскверняющего влияния материальных гун. Осознав свою природу и свои взаимоотношения с Кришной, он достигает освобождения, и его ум остается всегда погруженным в сознание Кришны. Поэтому все, что он делает, он делает для Кришны, который является изначальным Вишну /все свои действия он посвящает/. И как следствие этого, все его действия становятся актами жертвоприношений, ибо цель любого жертвоприношения -удовлетворить Верховную Личность, Вишну, или Кришну. Результаты подобной деятельности становятся трансцендентными и приносят человеку кармических реакций.

24
брахмарпанам брахма хавирбрахмагнау брахмана хутам
брахмаива тена гантавйамбрахма-карма-самадхина

брахма-духовное по природе /обладающее духовной природой/; арпанампожертвование; брахма-Всевышний; хавих-масло; брахма-духовный; агнау-в жертвенном огне; брахмана-духовной душой; хутам-предложенное; брахмадуховного царства; эва-непременно; тена-он; гантавйам-достигнет; брахмадуховной; карма-деятельностью; самадхина-полностью поглощенный.

Человек, целиком погруженный в сознание Кришны непременно достигнет духовного царства, ибо всего себя он отдает духовной деятельности /он с полной самоотдачей занимается духовной деятельностью/, в которой потребление является абсолютным и предлагаемое обладает той же духовной природой.

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе говорится о том, как деятельность в сознании Кришны может в конечном итоге привести человека к духовному совершенству. Преданные в сознании Кришны могут заниматься самыми разнообразными видами деятельности, о которых будет рассказано в последующих стихах. Здесь же изложен лишь принцип деятельности в сознании Кришны. Обусловленной душе, пораженной материальной скверной, обязательно придется действовать на материальном уровне /не избежать материальной деятельности/, и все же она должна вырваться из материального плена. Методом, который поможет ей сделать это, является метод сознания Кришны. Например, больного, который страдает заболеванием кишечника, вызванным чрезмерным употреблением молока, можно вылечить другим молочным продуктом, творогом /? простоквашей/. Так и обусловленную душу, поглощенную материальной деятельностью, можно вылечить с помощью метода сознания Кришны, изложенного в "Бхагавад-гите". Этот метод обычно называют ягьей, то есть деятельностью (жертвоприношением), цель которого -удовлетворить Вишну, или Кришну. Чем больше живые существа, находящиеся в материальном мире, будут действовать в сознании Кришны, то есть исключительно ради удовлетворения Вишну, тем более духовной станет его атмосфера, благодаря полной погруженности людей в сознание Кришны . Употребленное здесь слово брахма (Брахман) значит "духовный". Господь обладает духовной природой, и лучи, исходящие от Его трансцендентного тела, называют брахмаджьоти, Его духовным сиянием. Все сущее пребывает в брахмаджьоти /покоится/, но когда джьоти покрыто иллюзией (майей), или желанием чувственных удовольствий /деятельностью, связанной с удовлетворением чувств/, оно называется материей. Этот материальный покров можно сбросить, воспользовавшись методом сознания Кришны; таким образом все то, что приносится на алтарь сознания Кришны, тот, кто принимает подношение, процесс потребления, совершающий подношение и его результат-все это вместе взятое является Брахманом, или Абсолютной Истиной. Абсолютную Истину, покрытую майей, называют материей. Материя, задействованная в служении Абсолютной Истине, вновь обретает духовную природу, а сознание Кришны-это метод, позволяющий трансформировать иллюзорное сознание в сознание Брахмана, то есть Всевышнего. Говорится, что когда ум полностью погружен в сознание Кришны, он находится в самадхи, или состоянии транса. Деятельность, совершенная в трансцендентном сознании, получила название ягьи, жертвоприношения, целью которого является удовлетворение Абсолюта. На уровне духовного сознания жертвователь, пожертвование, процесс потребления, тот, кто совершает или проводит жертвоприношение и его результат, его конечная цель-становятся тождественными Абсолюту, Верховному Брахману. В этом заключается /Таков/ метод сознания Кришны.

25
даивам эвапаре йаджнамйогинах парйупасате
брахмагнав апаре йаджнамйаджненаивопаджухвати

даивам-поклоняясь полубогам; эва-таким образом; апаре-некоторые другие; йаджнам-жертвоприношения; йогинах-йоги-мистики; парйупасате-поклоняются с необыкновенным радением; брахма-Абсолютной Истины; агнау-на огонь; апаре-другие; йаджнам-приносят пожертвования; йаджнена-совершая жертвоприношения; эва-таким образом; упаджухвати-предлагают.

Одни йоги с необыкновенным радением поклоняются полубогам, совершая различные жертвоприношения, а другие приносят жертвы на огонь Верховного Брахмана.

КОММЕНТАРИЙ: Как уже говорилось, человека, выполняющего свои обязанности в сознании Кришны, также называют совершенным йогом, или мистиком высшего класса. Но есть и другие йоги, которые приносят жертвы полубогам, или поклоняются Верховному Брахману, безличному аспекту Верховного Господа. Таким образом, существуют различные виды жертвоприношений, которые совершают различные категории людей. Все эти виды жертвоприношений, совершаемые разными категориями людей, различаются лишь внешне. В сущности, жертвориношение-это действие, направленное на удовлетворение Верховного Господа, Вишну, которого также называют Ягьей. Все различные виды жертвоприношений могут быть разделены /можно разделить/ на две основные категории: принесение в жертву предметов материальной собственности и жертвоприношения с целью обретения трансцендентного знания. Люди, обладающие сознанием Кришны, жертвуют всю свою материальную собственность ради удовлетворения Верховного Господа, а люди, стремящиеся обрести временное материальное благополучие, жертвуют свою собственность, чтобы удовлетворить полубогов, таких как Индра, бог солнца и другие. Еще одна катгория людей, имперсоналисты, приносят в жертву свою индивидуальность /свое индивидуальное существование/, погружаясь в бытие безличного Брахмана. Полубоги-это могущественные живые существа, назначенные Верховным Господом управлять материальным миром и следить за всеми протекающими в нем процессами: снабжение вселенной теплом, водой и светом. Те, кто стремятся завладеть материальными благами, поклоняются полубогам, совершая различные жертвоприношения, рекомендованные в Ведах. Из называют бахв-ишвара-вади, или полетеистами. Другая категория людей, те, кто поклоняются безличному аспекту Абсолютной Истины и считают формы полубогов существующими лишь временно, приносят на алтарь Всевышнего свою индивидуальность, и прекращают индивидуальное существование, погружаясь в бытие Всевышнего. Имперсоналисты проводят время в философских поисках и дискуссиях, пытаясь постичь трансцендентную природу Всевышнего. Иными словами, если те, кто трудятся для того, чтобы насладиться плодами своего труда, приносят в жертву часть свое материальной собственности ради получения материальных удовольствий, тогда как имперсоналисты жертвуют своей индивидуальностью, чтобы погрузиться в бытие Всевышнего. Для имперсоналиста жертвенным алтарем является Верховный Брахман, а пожертвованием-своя собственная индивидуальность, сгораемая в огне Брахмана. Однако человек в сознании Кришны, подобный Арджуне, жертвует всем ради удовлетворения Кришны, и в результате все его материальные достояния, также как и он сам-все приносится в жертву Кришне. Так он становится йогом высшего класса, но при этом сохраняет свою индивидуальность /не лишается ее/.

26
шротрадининдрийанй анйесамйамагнишу джухвати
шабдадин вишайан анйаиндрийагнишу джухвати

шротра-адини-такие как процесс слушания; индрийани-чувства; анйе-другие; самйама-ограничений; агнишу-не огонь; джухвати-приносят; шабда-адинзвуковая вибрация; вишайан-объекты чувственного удовлетворения; анйе-другие; индрийа-органов чувств; агнишу-на огонь; джухвати-они принсят в жертву.

Одни [те, кто всю жизнь остаются брахмачариями] приносят в жертву процесс слушания и свои чувства на огонь обуздания ума, а другие [ведущие регулируемую семейную жизнь] приносят в жертву объекты чувств на огонь чувств.

КОММЕНТАРИЙ: Представители четырех укладов духовной жизни-брахмачарии, грихастхи, ванапрастхи и санньяси-все должны стать йогами, или трансценденталистами высшего класса. Поскольку человеческая жизнь дана нам не для того, чтобы, подобно животным, удовлетворять свои чувства, четыре духовных уклада призваны помочь человеку достичь духовного совершенства. Брахмачарии, проходящие подготовку у духовного учителя, учатся контролировать ум, воздерживаясь от чувственных удовольствий. Брахмачари слушает лишь то, что связано с сознанием Кришны; поскольку слушание является основой процесса духовного самоосознания, чистый брахмачари всегда поглощен харернаманукиртанам, он слушает повествования о величии Господа и сам прославляет Его. Он старается оградить себя от материальных звуков, и его слух поглощен трансцендентными звуками Харе Кришна, Харе Кришна. Точно также, домохозяева, которым разрешено удовлетворять свои чувства, делают это, придерживаясь очень строгих ограничений. Неограниченная половая жизнь, употребление одурманивающих средств и мясоедение стали нормой в современном человеческом обществе, однако домохозяин, живущий в соответствии с предписаниями шастр, ограничивает свою половую жизнь, равно как и другие виды чувственных удовольствий. Поэтому в цивилизованном человеческом обществе должен быть учрежден институт брака, основанного на религиозных принципах, поскольку это-средство ограничения половой жизни. Тот, кто ведет ограниченную половую жизнь, не испытывая привязанности к ней, также совершает ягью, жертвуя стремлением к удовлетворению чувств во имя более возвышенной, духовной жизни.

27
сарваниндрийа-карманипрана-кармани чапаре
атма-самйама-йогагнауджухвати джнана-дипите

сарвани-всех; индрийа-органов чувств; кармани-функции; прана-карманифункции жизненного дыхания; ча-также; апаре-другие; атма-самйама-обуздания ума; йога-связующий процесс; агнау-на огонь; джухвати-приносят; джнанадипите-стремясь достичь самоосознания.

Те же, кто стремится достичь самоосознания посредством обуздания ума и чувств, приносят деятельность всех органов чувств и само дыхание жизни на огонь усмиренного ума.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь речь идет о системе йоги, автором которой является Патанджали. В его "Йога-сутре" душа названа патйаг-атма и параг-атма. Душу, стремящуюся к удовлетворению чувств, называют параг-атма, но когда та же самая душа отказывается становится равнодушной к чувственным удовольствиям, ее именую пратйаг-атма. Душа находится в кольце десяти воздушных потоков, циркулирующих в теле, и ощутить ее присутствие можно в процессе дыхания /контролируя их движение/. Система йога Патанджали учит человека приемам и методам механического контроля воздушных потоков, так чтобы в конечном итоге движение воздушных потоков способствовало очищению души от скверны материальных привязанностей. В этой системе йоги конечной целью является достижение уровня пратйаг-атмы. На этом уровне душа отстраняется от материальной деятельности /перестает заниматься материальной деятельностью/. Органы чувств постоянно взаимодействуют с объектами чувств: ухо слышит звуки, глаза видят формы, нос различает запахи, язык ощущает вкус, а рука осязает предметы; таким образом, каждый из органов чувств занят деятельностью, не связанной с душой. Все это функции прана-вайу. Апана-вайу-движется вниз, вйанавайу выполняет функции сжатия и расширения, самана-вайу поддерживает равновесие, удана-вайу движется вверх, и человек, обладающий знанием, направляет деятельность всех этих воздушных потоков на достижение самоосознания.

28
дравйа-йаджнас тапо-йаджнайога-йаджнас татхапаре
свадхйайа-джнана-йаджнаш чайатайах самшита-вратах

дравйа-йаджнах-принося в жертву свою собственность; тапах-йаджнахжертвоприношение, состоящие в совершении аскез; йога-йаджнахжертвоприношение, которое заключается в занятиях восьмиступенчатой мистической йогой; татха-таким образом; апаре-другие; свадхйайа-жертвоприношение, предусматривающее изучение Вед; джнана-йаджнах-жертворпиношение, состоящее в овладении трансцендентным знанием; ча-также; йатайах-те, кто достиг самоосознания; самшита-вратах-налагая на себя суровые обеты.

Налагая на себя строгие обеты, одни достигают самоосознания, принося в жертву свою собственность, а другие-совершая суровые аскезы, занимаясь восьмиступенчатой мистической йогой, или изучая Веды для того, чтобы обрести трансцендентное знание.

КОММЕНТАРИЙ: Существует несколько видов жертвоприношений. Одни люди приносят в жертву свою собственность, совершая разного рода пожертвования. В Индии богатые коммерсанты или члены царских семей открывают различные благотворительные /богоугодные/ заведения, такие как дхарма-шала, анна-кшетра, атитхи-шала, анатхалайа и видйа-питха. В других странах также много больниц, домов престарелых и других подобного рода заведений, занимающихся бесплатной раздачей пищи, обучением и медицинским обслуживанием неимущих. Все эти виды благотворительной деятельности называют дравйамайа-ягьей. Есть также люди, которые, стремясь занять более высокое положение в жизни или подняться на райские планеты вселенной, добровольно совершают различные аскезы, такие как чандрайана и чатурмасйа. Они дают суровые обеты, ограничивая себя рамками строгих правил и предписаний. Например, тот, кто дает обет чатурмасйа, не должен бриться в течение четырех месяцев в году (с июля по октябрь), есть определенные виды продуктов, не должен есть дважды в день или выходить за порог дома. Жертвуя жизненными удобствами, человек совершает тапомайа-ягью. Еще одна категория людей занимается различными видами мистической йоги, такими как йога Патанджали (цель которой-погрузиться в бытие Абсолюта), хатха-йога или аштанга-йога (позволяющая овладеть митсическими сиддхами). Есть также люди, регулярно отправляются в паломничество по святым местам. Подобные виды деятельности получили название йога-ягья, жертвоприношений целью которых является достижение определенных материальных совершенств /в материальном мире/. Определенная категория людей занимается изучением различных ведических писаний, в особенности "Упанишад" и "Веданта-сутры", или философию Санкхьи. Эти виды деятельности называют свадхйайа-ягьей, жертвоприношением в процессе овладения знанием. Все эти йоги совершают различные виды жертвоприношений, твердо веря в то, что таким образом им удастся достичь более высокого уровня бытия. Однако метод сознания Кришны поистине уникален, ибо он состоит в непосредственном служении Верховному Господу /ибо он позволяет человеку непосредственно служить Верховному Господу/. Ни один из перечисленных выше видов жертвоприношений не даст нам возможности обрести сознание Кришны; сделать это можно лишь по милости Господа и Его чистых преданных. Поэтому метод сознания Кришны является трансцендентным.

29
апане джухвати пранампране 'панам татхапаре
пранапана-гати руддхвапранайама-парайанах
апаре нийатахарахпранан пранешу джухвати

апане-в воздушном потоке, который движется вниз; джухвати-предлагают; пранам-поток выдыхаемого воздуха; пране-поток вдыхаемого воздуха; апанампоток воздуха, который движется вниз; татха-также как и; апаре-другие; прана-выдыхаемого воздуха; апана-и вдыхаемого воздуха; гати-движение; руддхва-задерживая; прана-айама-транс, наступающий в результате полного прекращения дыхания; парайанах-склонные к этому; апаре-другие; нийатаконтролируя; ахарах-потребление пищи; пранан-выдыхаемый воздух; пранешуво вдыхаемый воздух; джухвати-принося в жертву.

Другие, те, которые для того, чтобы войти в состояние транса, учатся управлять дыханием, задерживая выдох на переходе во вдох и вдох на переходе в выдох, в конце концов прекращают дышать вообще и погружаются в транс. Другие же, ограничивая себя в еде, приносят в жертву выдыхаемый воздух.

КОММЕНТАРИЙ: Система йоги, предусматривающая контроль над процессом дыхания и называемая пранаямой, является первой ступенью хатха-йоги, которая состоит в выполнении различных асан. Все эти виды йоги рекомендованы для обуздания чувств и духовного совершенствования. Те, кто занимаются пранаямой, учатся управлять движением воздушных потоков, циркулирующих в теле, чтобы в конечном итоге изменить их направление. Апана-это поток воздуха, который движется вниз, а прана-воздушный поток, поднимающийся вверх. Йог, занимающийся пранаямой, практикует дыхание в обратном направлении до тех пор, пока потоки воздуха не нейтрализуют друг друга и придут во состояние пурака, равновесия. Встречное движение выдыхаемого и вдыхаемого воздуха называется речака. Когда оба воздушных потока полностью прекращают свое движение, человек переходит на ступень кумбхака-йоги. Занятия кумбхака-йогой способствуют увеличению продолжительности жизни, что дает возможность достичь духовного совершенства. Йог, обладающий разумом /Действительно разумный йог/, стремится достичь совершенства в течение /на протяжении/ одной жизни, не дожидаясь следующей, и те, кто занимаются кумбхака-йогой, могут увеличить продолжительность своей жизни на много-много лет. Между тем, человек, обладающий сознанием Кришны и всегда поглощенный трансценеднтным любовным служением Господу, потому автоматически контролирует свои чувства. Его чувства все время заняты в служении Кришны и лишены возможности заниматься какой-либо другой деятельностью. В конце жизни он естественным образом переносится в трансцендентную обитель Господа Кришны и потому даже не пытается /не прилагает усилий к тому, чтобы/ продлить свою жизнь. Он немедленно достигает освобождения; как сказано в "Бхагавад-гите" (14.26):

мам ча йо 'вйабхичаренабхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитанбрахма-бхуйайа калпате

"Тот, кто занимается чистым преданным служением Господу, выходит из-под влияния гун материальной природы и сразу же достигает духовного уровня". Человек, обладающий сознанием Кришны, начинает служить Господу на трансцендентном уровне и постоянно пребывает в таком состоянии сознания. Поэтому он никогда не падает и в конце жизни немедленно переносится в царство Бога. Умеренность в еде достигается автоматически, когда человек ест только кришна-прасадам, пищу, первоначально предложенную Господу. Ограничения в еде в значительной степени помогают человеку держать чувства под контролем. А не обуздав чувства, он не сможет вырваться из материального плена.

| Оглавление | Глава Четвертая [шлока 30-42]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.