= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Шридхар Махарадж >> Ма шучах

МА ШУЧАХ

Преданный: Что бы вы посоветовали преданному, вся духовная жизнь которого — это тяжелая борьба, без малейшего вкуса к Сознанию Кришны?

Шрила Шридхар Госвами: Прежде всего возникает вопрос: "Борьба за что?" Бороться значит бороться за что-то. Борьба подразумевает нечто — что у нее есть какая-то цель, какой-то смысл. Так ради чего эта борьба?

Немецкий философ Гегель дал свою философию, которую назвал "идеалистическим реализмом". Он говорит, что идеал не является чем-то нереальным, продуктом абстрактного воображения, наоборот, он реален и он превыше всего, в то время как материальное тело — ничто, скорее просто слуга, который должен слушаться голоса идеала. Первое — это идея, а тело уже следует за ней. Поэтому идеал реален. Такую философию выдвинул Гегель.

Вы говорите "борьба", но борьба за что? Борьба может быть двух видов. Первый случай — когда отсутствует вкус к материальному наслаждению и отречению, но есть желание чего-то неведомого, но, по крайней мере, выше двух этих целей жизни. Если человек ощущает: "Мне невыносим мир наслаждения, но и в отречении я не нахожу ничего хорошего", то можно понять, что в прошлом он приобрел сукрити, заслуги перед Преданностью, которые теперь подсознательно им движут. Из его подсознания придет желание во что бы то ни стало найти общество Садху, посредника между дживой и Богом, святого Наставника, которой смог бы ему помочь. Он будет чувствовать: "Моя жизнь пуста. Я хочу прибежища. Есть ли тот, кто даст мне прибежище? Кто меня спасет?" Он будет чувствовать такую непонятную тяжесть на душе, где будет и неудовлетворенность своим сегодняшним днем, и ничего, что давало бы надежду на какое-то настоящее занятие в будущем. Но он хочет и сам не сознает чего. Чтобы испытывать такую жажду позитивного, необходимо сукрити. Это борьба одного рода.

Другой случай — когда нет никакой позитивной цели, а единственная цель — это отделаться от опостылевшей негативной стороны. Такое желание отказаться от всего, впасть в самадхи и закончиться, исчезнуть до ноля подобно самоубийству. Все равно как человек, не в состоянии вынести тяжелую жизненную ситуацию, думает: "Я больше не могу оставаться в живых", и совершает физическое самоубийство, вот так же отречение является самоубийством духовным.

Он думает: "Мне надоел этот материальный мир, где постоянно происходят драки между всеми этими временными существами. Здесь меня не ждет ничего хорошего". Такое чувство приводит его к желанию впасть в самадхи. Это все равно, что положить живого человека в могилу и запечатать крышку. Но если человек не чувствует удовлетворения здесь, во временном материальном мире, но и кончать с собой не хочет, не хочет избавиться от самого своего существования, и если он, пусть даже подсознательно, желает какой-то светлой, сияющей жизни, значит в его подсознание заложено сукрити. Тогда к нему может придти Садху и принести ему благую весть и наставления: "Поступай так-то и так-то". Он найдет в себе готовность последовать этому совету, и тогда начнется его позитивная жизнь.

Есть пример одного из моих братьев в Боге. Еще будучи юношей лет восемнадцати, он почувствовал неудовлетворенность жизнью в окружении своей семьи и поехал в Джаганнатх Пури. В мыслях и в сердце он хотел найти общение с Садху и остаться с ним. В это время наш Гуру Махарадж был в Пури, и один из его последователей, очень образованный и разумный Преданный, встретился с юношей и спросил:

— "Ты очень простой мальчик. Зачем ты приехал сюда?"
— "Я ищу Садху".
— "Вот как! Тогда пойдем со мной".

Он привел его в лагерь нашего Шрилы Прабхупады, и юноша остался с нами. Он столько приобрел в своей прошлой жизни, что, отправившись на поиски духовного пути к настоящему, он с легкостью нашел его — присоединился к Прабхупаде, и присоединился навсегда. Он пришел в возрасте восемнадцати лет и получил саннйасу в двадцать восемь. Но перед тем, как он принял саннйасу, некоторые отговаривали его: "Ты такой молодой, и при том неизвестно, сколько тебе еще осталось жить, так что это не очень рассудительно — идти на такой риск!" Он тоже колебался и сказал мне: "Прабхупада предложил мне принять саннйасу, но я не решаюсь, а еще некоторые из моих друзей тоже смущают меня". Я рассказал Шриле Прабхупаде о его сомнениях. Прабхупада ответил ему так: "Ты испугался? Страх в этом мире, но ты собираешься принять прибежище в абхайа пада, в бесстрашных Святых Стопах. Где же страх? Не бойся ничего. Весь страх сосредоточен здесь, на этом плане существования, но тебе предстоит принять прибежище над этой областью страха. Ты хочешь вступить в область бесстрашия, ты хочешь связи с бесстрашным миром. Скорее этот мир полон страха!" Такие слова пришли с его уст.

Наконец тот решился, и Прабхупада дал ему саннйасу в Пури. Каждый день, утром, в течение примерно месяца, он пел любимую песню Шрилы Прабхупады: Шри Рупа Манджари-пада. В действительности, Прабхупада забрал его из Гайи в Пури только для того, чтобы слушать, как тот поет своим удивительным голосом. Он пел:

Радха-поданкито дхам,Вриндавоно jаро нам,
таха jе на ашрой корило/
Гитавали, Шри Радхаштака, 1

Бхактивинод Тхакур говорит: "Что такое Вриндаван? Это место, где есть следы Стоп Шри Радхики. Таков критерий Вриндавана: он несет на своем челе отпечатки Стоп Шримати Радхарани". Это открытие Бхактивинода Тхакура. А значит, если мы хотим увидеть, что такое Вриндаван, и Кто Она — Радхарани, и Кто Он — Кришна, мы должны извлечь понимание, ключ, извлечь впечатление из этих слов. Бхактивинод Тхакур говорит, что Радхарани — это все и вся:

Радха-поданкито дхам,Вриндавоно jаро нам,
таха jе на ашрой корило/

"Кому принадлежит имя "Вриндаван"? Кто несет на своей голове отпечатки Стоп Радхарани, тот Вриндаван!" Это высшая сладость! И там сладостно все, потому что все, что там есть, берет свое начало в Ней. Как сценарий кинофильма происходит полностью из ума режиссера, который затем может сыграть в нем свою роль, так и все, что составляет Вриндаван, исходит от Шри Радхики.

А от Шри Гауранги мы получаем дар, в котором слита благодать всего. Его дар полон такой дивной, надмирной сладости и вечен в своей игре.

Есть такая птица — чатака — постоянно обращенная к небесам в молитве о воде. Природа ее такова, что она может проглотить только воду, льющуюся свыше, и не может подбирать с земли. Мы должны превратиться в такую птицу в своей жажде Божественной капли Божественной сладости Божественного нектара, что раздает Махапрабху. Нектар, а не мед, есть сладчайший напиток из всех, какие только есть. Мед материален, но нектар — это нечто свыше, извне материального мира. Мед можно найти здесь, внизу, но нектар — только в нашем воображении. В материальном мире у нас отсутствует опыт нектара, потому что его природа трансцендентна. Его называют амритой, или "пищей богов". Для Преданных, Божественных душ, есть нектар, а для демонов — яд.

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.