= карта сайта =
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Разное  >> Разное >> Индрадьюмна дас >> Радиопередача "Мир Кришны"

Девятая передача (12 февраля 2002 года)

Добрый вечер Самарская губерния!
Вы слушаете передачу "Мир Кришны" на волнах радио "Самара Максимум".

Шрила Шридхара Госвами (1895-1988) - один из величайших в ХХ столетии проповедников чистой преданности Всевышнему Господу. За бескомпромиссную приверженность истине, выдающееся знание сути Писаний и святость характера он еще в юности был удостоен титула "Бхакти Ракшак" - Хранитель Преданности. Хотя большую часть своей жизни он не покидал своей обители в Навадвипе - уединенном и святом месте на берегу Ганги в Бенгале, - стремление к истине и чистоте привело к нему множество искренних душ со всего света.

Его способность привести в гармонию внешние разногласия всех духовных концепций, в то же время не отступая от идеи самопожертвования ради Господа - самой жизни и основания любой подлинной религии - может найти только считанные сравнения в сегодняшнем мире. Утренние беседы на солнечной веранде его скромной обители были все новым и новым озарением для слушавших - хотя каждый раз казалось, что более совершенное, более вдохновляющее описание духовной реальности просто невозможно на человеческом языке. Но в своем неподдельном смирении святого Шрила Шридхара Госвами никогда не считал это собственной заслугой. Его непрестанным желанием было служить тем, чье учение ему доверено было представлять - чистым преданным в преемственности, восходяще к Шри Кришне Чайтанье Махапрабху, явившемуся в XV веке, чтобы положить начало проповеди Божественной Любви.

Сегодня я прочитаю вам небольшой отрывок из его книги "Домой - введение в прекрасную реальность". Итак, предоставим слово Шрила Шридхара Махараджу, признанному святому Вайшнавской традиции, уходящей своими корнями в глубину веков.

Истинная бхакти, преданность, определяется как ахайтуки, беспричинная: она причина самой себе. Она беспричинна и она по себе. Как говорил Гегель, действительность существует по себе. Действительность не есть нечто абстрактное, действительность - значит взаимосвязанное целое, существующее само по себе. Она вечна и ничто не может быть ее истоком. Причиной бхакти является сама бхакти. Такие определения были даны, чтобы помочь нам понять, что такое бхакти. Она несотворенная, она существует вечно; единственно, что она скрыта и должна быть раскрыта, открыта. Она присутствует в потенциальной форме. Благодаря помощи извне, она постепенно и верно явит себя: она как бы во сне - требуется пробудить ее. Покрытия - это преходящие желания и организованные посягательства на эксплуатацию или самоотстранение, безразличие. Надо убрать эти покрытия, и тогда бхакти воссияет в своей первозданной славе.

Приверженность высшей истине и влечение к ней редко встречаются в нашем мире, особенно в современную эпоху, когда все помыслы направлены на эксплуатацию, и даже знание преследует те же низкие цели. В руках эксплуатации знание порождает хаос. Ядерная энергия и другие виды научных изысканий несут великую тревогу: в любой момент миру грозит разрушение. Научное знание привело нас к тому, что в любой момент всему может настать конец! Это знание самоубийственно. Наращивание такого знания в мире означает, что мы собираемся совершить самоубийство. Эксплуатация подразумевает возмездие. Поэтому, если мы посвятим себя полной, всеобъемлющей эксплуатации, то результатом будет пралайа, маха-пралайа, разрушение - гибель всему. Каким бы то ни было образом - от атомной бомбы или от какой-то другой, естественной катастрофы - наступит пралайа, а после этого - вновь творение: рождение и смерть, рождение и смерть... Каждое существо будет вновь и вновь рождаться и умирать, и вся солнечная система будет рождаться и умирать, вновь и вновь, и не будет конца.

Если мы хотим выбраться из этого порочного круга, мы должны расстаться со средой восприятия наших чувств. В Бхагавад-гите, а также в Упанишадах говорится: "Наши чувства занимают первостепенное положение, потому что, если мы лишимся глаз, ушей, носа, чувства осязания и т.д., мы лишимся целого мира. Этот мир присутствует перед нами только благодаря нашим чувствам. В мире опыта чувства имеют первостепенное значение". Затем: "Внутри присутствует ум". А что такое ум? Это наша внутренняя способность делать выбор: "Я хочу того, я не хочу этого." Что-то нравится нам, что-то нет, - все это проявление функции ума. Ум важнее, чем чувства, поскольку, если ум невнимателен к чувствам, кто-то может пройти передо мной, но я скажу: "Я не заметил его. Я не видел его и не слышал его: я задумался."

Чувства важнее внешнего мира, а ум еще важнее, поскольку, если ум не принимает сигналы чувств, то от чувств, подобных множеству дверей, нет никакой пользы. Затем - внутри нас можно проследить еще более важную функцию, более тонкую способность к суждению, разум, буддхи. Как определяется разум? Ум может сказать: "Я беру то-то и то-то", но буддхи скажет: "Нет, нет. Не бери это, это вредно. Лучше возьми вот это, это хорошо для тебя." Такая избирательная способность, разум, является в нас более высокой функцией. Затем - то, что выше даже интеллекта, и есть душа. Таким образом мы можем проследить градацию элементов. Наши чувства важнее внешнего мира, наш ум важнее, чем чувства, выше ума стоит разум, более важный, более тонкий и заслуживающий большего доверия, и есть нечто, стоящее выше, чем буддхи, и это душа. Какова ее природа, каковы ее черты? Она подобна свету.

В Писаниях приводится пример: в лунную ночь облако на небе может заслонить луну - но мы видим это облако благодаря лунному свету. Составитель Вед, Вйасадева, говорит, что атма, душа, подобна такой сияющей луне. Или солнцу: облако может заслонить солнце, но само облако видимо благодаря солнечному свету. Подобно этому, атма - это точка света внутри нас, и благодаря ее присутствию мы можем чувствовать свою ментальную систему. Если убрать свет, все умрет. Если уходит свет, то ментальная система, интеллект, избирательная способность и все многочисленные каналы, через которые мы получаем знание извне, теряют всякий смысл. Этим светом является атма, частичка светового луча, и она категорически отличается от всего, что мы видим здесь. Душа -частичка света, и существует земля света, состоящая из душ, в этом состоит новая ступень развития: от субъективного к сверхсубъективному, от души к Сверхдуше, от атмы к Параматме. Как в этом мире мы находим эфир, воздух, жар, воду, затем землю, затем камень - так развивается материальное существование - так и в более высоком мире развитие идет от интеллекта к душе, затем к Сверхдуше, затем к Сверх-сверхдуше... Так субъективная сторона реальности устремляется к безграничному, которое сверхсубъективно.

В своей теории эволюции Дарвин утверждает, что все произошло от материи. Он говорит, что даже в утробе матери сперва вырастает что-то материальное, и, благодаря росту материи, постепенно развивается и знание. В общих чертах, он полагает, что сознание происходит из материи. Но последователи богооткровенной истины не верят в это. Они говорят, что сознание есть все и вся, и что все плавает на поверхности океана сознания. Такова субъективная эволюция. Дарвин говорит об объективной эволюции, но Ведические Писания говорят, что все подпадает под категорию субъективной эволюции. Как сказал епископ Беркли, "не ум в мире, но мир в уме". Все плавает на поверхности сознания. Сознание предшествует всему.

Сторонники Дарвина утверждают, что в начале было ископаемое. Но что такое ископаемое? Это определенная концепция, являющаяся частью сознания. Поэтому мы заявляем, что сознание пресущно. Что бы вы ни поставили в самое начало, перед этим не могло не существовать сознание, в противном случае, вы были бы не в состоянии говорить ни об этом, ни о чем другом. Потому Веды провозглашают Брахман, всепроникающий безличный аспект Абсолюта, истоком всех душ, а выше души, атмы, стоит Сверхдуша, Параматма. В материальных мирах все развитие происходит с негативной, темной стороны, но существует и светлая сторона: вечный мир, полный многообразной ликующей жизни - несчетные волны в океане блаженства и радости.

Так мы должны понять свой долг в этой жизни, понять, как использовать ее и в чем особая важность человеческой жизни. Существует множество религиозных взглядов, но мы, искатели истины, должны найти среди них решение, приводящее в согласие все, и ради этого мы можем вступить в сравнительный анализ.

В Писаниях говорится, что мы не должны с легкостью расставаться со своим положением. Например, командующий может приказать своим войскам: "Не оставляйте эту позицию. Лучше умрите, но не сдавайте ее". Но когда появится возможность, он скажет: "Вперед!" Подобно этому, Шастры, Писания, предостерегают нас: "Где бы ты ни родился в соответствии со своей предыдущей кармой, деятельностью, какого бы положения ты ни удостоился, не пытайся оставить его, иначе ты можешь пасть". Но, в то же самое время, когда приходит какая-то настоящая, великая возможность, они говорят: "Вперед, к Абсолюту! Не стой на месте." Поэтому в Бхагавад-гите говорится: "Благодаря своим прошлым поступкам ты обрел свое теперешнее положение - лучше умереть, нежели потерять его!" Но в дальнейшем Кришна говорит: "Когда представится возможность идти вперед, к Средоточию Всего, иди любой ценой". Это революционный путь. Существует путь конституциональный и путь революционный. Революционный путь - значит поставить на карту все до последнего и идти вперед, идти к центральной истине, и коли эта человеческая жизнь предоставляет нам наилучшие возможности для такого пути, мы должны воспользоваться ей с максимальной пользой.

Только в человеческой жизни вы способны делать разумный выбор и принимать разумные решения. Если вы опуститесь с этого положения в животные или растительные формы жизни, никто не знает, когда вы вернетесь и вновь сможете принимать решения независимые и добровольные. В этом особая значимость человеческой жизни; вы не должны растратить ее на животные занятия: на еду, сон, ежесекундную боязнь и чувственные наслаждения, поскольку как раз это вы получите везде. Если вы станете животным или кем-нибудь еще: птицей, червем, насекомым и т.д. - все эти удовольствия не уйдут от вас никуда, но шанс обратиться к душе, к религии, к подлинному призванию души- такой шанс вы не получите больше нигде. В обществе святых вы можете обсудить все вопросы жизни, тем самым продвинуться далеко вперед и спасти себя. Но если, получив человеческое рождение, вы упустите эту возможность, то это равносильно самоубийству, и более того! Это все равно, что покончить с собой: получив такой редкостный шанс, как человеческое рождение, не попытаться по-настоящему помочь себе, не попытаться обрести избавление.

Я напомню, что я читал из книги из книги Шрила Шридхара Махараджа, признанного святого Вайшнавской традиции, "Домой - введение в прекрасную реальность".

Сам процес постепенного обретения преданности Всевышнему Господу называется бхакти-йогой. Бхакти - преданность, а йога - связь. Таким образом - это наиболее естественный для внутреннего мира человека процесс, наиболее рекомендованный Всевышним в данную эпоху.

Развитие Любви ко Всевышнему Господу невозможно без воспевания Имен Господа, а также без надлежащего внимательного слушания повествований об Абсолютной Истине из уст возвышенных мудрецов.

В Бхагавад-гите (4.34) сказано: "Обратись к истинному духовному учителю, вопрошай его смиренно и служи ему. Самореализовнная личность может дать тебе знание, ибо она видит истину".

Также, когда мы внимательно повторяем Харе Кришна (Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе) мантру по благославению духовного учителя, мы внимательно слушаем, сосредотачиваясь на звуке. Это совершенный метод. И смысл в том, чтобы слушать повествования именно о Верховном Господе Кришне, а не о чем-то материальном. В Шримад Бхагаватам говорится: шраванам киртанам вишнох - человек может осознать Вишну, всепронизывающую Абсолютную Истину, Верховную Божественную Личность с помощью слушания и воспевания. Таков процесс.

Когда человек следует практике бхакти-йоги, йоги предания себя Всевышнему Господу, его жизнь становится возвышенной и он постепенно осознает свои взаимоотношения с Верховным Господом. Эту форму медитации нельзя считать неким противоестественным состоянием, в которое мы приводим свой ум. Звуки святого имени привычны для души, они тоньше энергии ума и разума. Их природа духовна. Сознание Бога, сознание Кришны, не является чем-то искусственно навязанным уму; это сознание - изначальная энергия живого существа. А когда мы слышим трансцендентные звуки мантры Харе Кришна, это сознание возрождается в нас.

Таким образом, метод Бхакти-йоги (сознания Кришны) прост и одновременно возвышенен, и все люди независимо от своего происхождения и положения в обществе могут приобщиться к этой совершенной философии и осознать свою духовную природу. Сектантские предубеждения чужды философии Бхакти-йоги. Бог один, Бог вечен, следовательно сознание Бога также является единым и вечным.

Вы слушали передачу "Мир Кришны" на волнах "Радио Самара Максимум". Следующая передача выйдет в эфир 26 февраля в 23 часа.
Вел передачу Иван Горшков.
Пишите мне по адресу: [email protected]


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.