Уже не одно тысячелетие
человечество пытается понять Кто Такой Бог.
Хотя, наверное, «человечество» — слишком
громко сказано. К сожалению, понятие «размышлять
о Боге» у большинства вызывает ассоциацию с
седовласым и угрюмым стариком, сидящем на
подгнившем пеньке где-то в холодных
сибирских лесах или же в знойных джунглях
далекой Индии. Отнести же к себе
необходимость понять Всевышнего кажется
чем-то нелепым и, быть может, даже излишней
роскошью, которую могут себе позволить лишь
лентяи да, уставшие от жизни, богачи. Откуда
же такое мнение берется? Где кроется его
источник? Кто-то сошлется на всеобщую
деградацию, кто-то обвинит в этом советскую
власть, кто-то найдет иную причину... Все это,
конечно, имеет место, но главная причина не
в этом. Настоящая причина банальна, но, как
показывает жизнь, весома. Дело в том, что
любая задача, над которой человечество
безрезультатно бьется слишком долго, со
временем входит в разряд, так сказать,
риторических вопросов, а значит для
большинства теряет свою актуальность и
вообще всякий смысл. Что мы сейчас и видим. К
Богу, к Религии, человек обращается или
когда ему плохо, или чтобы придать нечто
необычное своему имиджу личности, или же «по
семейной традиции». Иные причины
встречаются крайне редко. «Хочу найти Бога»
— такой мотив уже днем с огнем не сыщешь.
Увы! Религия, Дхарма, стала
рассматриваться как еще одно увлечение
среди прочих. И если находится человек,
решивший посвятить всю жизнь поиску
Господа, его немедленно причисляют либо к
фанатикам, либо к сумасшедшим, либо, тяжело
вздохнув, отправляют в монахи, — «надо же
кому-то и в монахи идти». Но, как это
называется в современном обществе, «нормальный»
человек, не станет служить Богу в ущерб
своей репутации, своему бизнесу, своим
удовольствиям. Ну, разве что, на Пасху в
церковь на часок забежит свечку поставить,
да и домой или на фирму — дела, дела. А что
дают ему эти «дела»? Наш Учитель Шрила
Шридхар Махарадж часто цитировал из
знаменитой элегии Грэя:
«О, великолепие церемоний,
помпезность власти,
О, чарующие красоты, - все, что
дарует богатство!
Все ожидает часа забвения,
Путь славы ведет лишь к
погребению.»
Таков финал любых начинаний в
мире материи. Как легко это понять,
обратившись к истории разных империй.
Скажем, Барбаросс, положивший столько
усилий на объединение герцогств Германии и
Италии в Священную Римскую Империю,
отправился в Крестовый Поход и, пытаясь
искупаться в прохладной реке, пошел ко дну в
собственных доспехах. Естественно, его
империю тут же разорвали на клочки
междоусобные войны. Но что обрел сам
Барбаросс? Сотни и тысячи подобных примеров
может найти каждый. Но пример полезен
выводом, а чтобы сделать вывод, нужно крепко
задуматься.
Человечество породило культ «бездумной
деловитости». Все заняты... но чем? А главное,
зачем? Ввысь устремляются небоскребы,
создаются фонды, меняются политические
системы... Но рядом умирают люди! Они живут
чуть больше полусотни лет, и уходят. И им
больше нет дела ни до фондов, ни до
политиков. Они потратили свою короткую
жизнь ни на что и ушли в неизвестность.
Печальная участь.
Люди перестают думать глобально
и становятся похожими одни на колонию
муравьев, где больше не надо задумываться о
том «зачем я?», все для муравейника, который
будет стоять века; а другие на тараканов —
главное построить норку, натаскать в нее
побольше крошек хлеба, вывести потомство, а
потом уж и помереть можно. Но к какому бы
типу ни относился человек, он сам остается
ни с чем: в первом случае все его усилия
уходят в великое безличие-муравейник, а во
втором — потомству, которое тоже ничего не
получит, но, живя опять-таки лишь для своего
потомства, повторит жизненный цикл предков.
Полная беспросветность! Ни эмпирическая
наука с ее ограниченной логикой, ни
эфемерные идеи искусства, ни экономика,
способная улучшить жизнь, так сказать, лишь
количественно, но не качественно, не в силах
дать ответ, дать хоть какую-то светлую
надежду. И лишь Дхарма, чистая религия,
способна человека сделать Человеком.
Религия отнюдь не предназначена
для улучшения жизни в мире материи. Тлен
улучшить нельзя. Религия призвана изменить
сознание, сделав его способным жить рядом с
совершенным и вечным Господом. Религия, так
же как и понятие «йога» имеет одно значение
— связь. Связать узами бескорыстной любви и
дружеского доверия душу и Бога — вот
единственная задача истинной Дхармы,
религии. Но, к сожалению, очень часто под
маской религии, страдающим без Господа
людям, подсовывают опустившуюся до уровня
полной материалистичности
псевдорелигиозную идеологию, которая не в
силах дать жаждущему сердцу вечную
близость с Богом. Такая поверхностная
религиозность может привнести временный
покой в семью, на неделю дать облегчение
грызущей совести, но она не в силах утолить
ту тоску, что постоянно взывает к нам из
самых глубин сознания, тоску по родству с
Возлюбленным Господом. Душа, настоящее и
вечное «я», страдает и чахнет вне Его
милости, вне Его добрых Слов, без нежного
прикосновения Его рук. Но приходя в религию,
которая не способна даже объяснить
человеку природу его страданий, не то что
устранить их, человек отчаивается найти
ответы на вопросы духа, и становится просто
безразличным. Он просто живет «как все»,
пытаясь забыться или в семье, или в работе,
или в развлечениях, или в наркотиках.
Душа, живое существо, в
действительности нуждается только в одном
— в Кришна-самбандхе. Она не живет, а просто
влачит жалкое существование пока Кришна ни
заключит ее в Своих объятиях. Душе
необходим совершенный Друг, и им является
Господь и только Господь. И если человек не
задумается над этим, если не запретит себе
просто существовать, лишь делая вид, что все
в порядке, он в упустит тот редкий шанс,
который дает ему нынешнее рождение
человеком. Ведь он не знает что там, за
порогом скорой смерти...
Дева дас
|