= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Пури Махарадж >> Ученическая преемственность (Сампрадая)

Ученическая преемственность (Сампрадая)

Значение слова «сампрадая» определено как «знание, нисходящее по цепи следующих друг за другом духовных учителей». Помимо этого, этот термин может быть использован для определения обществ, организаций и групп людей.

Шримад Баладева Видьябхушана пишет в своей «Прамея Ратнавали»:

бхавати вичинтья видуша ниравакара гуру парампара нитьям
экантитвам сидхьяти йайодайати йена харитошах

Знающие ученые и преданные должны всегда медитировать на авторитетную ученическую последовательность. Только поступая таким образом, человек может поддерживать свой статус беспримесного преданного Господа и стать достойным получить милость Верховного Господа. Постоянное обсуждение образцового поведения в чистой преданности предшествующих Ачарий приведет к очищению сердца ученика. Впоследствии, лишь благодаря беспримесной роли слуги слуги сможет очистившийся ученик освободиться от ложного самоотождествления (ложного эго) и заслужить милость Верховного Господа. Беспримесные преданные являются объектом любви Шри Хари, и те, кто, находясь в непосредственном послушании у них, избавлены от малейшего намека на неискренность, могут надеяться обрести милость Господа. Это основная причина, почему инициированный преданный должен всегда с верой медитировать на ученическую преемственность. Шрила Баладева Прабху также просветил нас касательно своих духовных корней в своей книге «Прамея Ратнавали». В этой книге он упомянул два важных для обсуждения стиха, позаимствованных из Падма Пураны.

сампрадая вихина йе мантрасте випхала матах
ата калау бхавишьянти чатварах сампрадайинах
шри брахма–рудар-шанака вайшнавах кшити паванах
чатваршите калау бхавья уткале пурушоттамат

Значение: Святая формула (мантра), полученная вне правильной ученической преемственности, не принесет никаких плодов. Вот почему в этот век Кали явятся четыре великих воплощения и утвердят различные преемственности Вайшнавов. Это Брахма, Рудра, Шри Лакшмидеви и Четыре Кумара. Четыре великих лидера начнут проявлять свои собственные авторитетные ученические преемственности из святой Дхамы Пури (город Джаганнатха Пури в современной Индии – прим. перев.). Изначально, Шри Лакшмидеви передала это сокровенное знание Рамануджачарье, Господь Брахма - Шри Мадхве, Рудра - Вишну Свами, и четыре Кумара - Нимбарка Ачарье. Они, будучи наделенными духовным знанием, пропагандировали свои собственные ученические преемственности.

Нет никакого шанса обрести совершенство полученной мантры, если отсутствует безоговорочное подчинение предшествующим духовным наставникам. Таким образом, четыре великих духовных наставника проповедовали следующие различные догматы Вайшнавской философии:

1. Недвойственность с определенными отличительными чертами (вишиштадвайта) – Рамануджа;
2. Чистая двойственность (шуддха двайта) - Шри Мадхва;
3. Чистая недвойственность (шуддха адвайта) - Вишну Свами;
4. Одновременное единство и различие (двайтадвайта) - Нимбарка Свами.

Шри Рамануджа, проповедовавший принципы вишиштадвайты, был рожден в Шри Перембудюре (Sri Perembudure), что примерное в 13 крорах от Мадраса. Он прожил до очень преклонного возраста в 120 лет и проповедовал поклонение Шри Лакшми Нараяне.

Шриман Мадхва был рожден в Удупи. Он, проповедуя доктрину чистой двойственности, также делал упор на то, что аспект преданности Кришне является наивысшим.

Тот, кто ознаменовывает начало линии чистой недвойственности, известен, как рожденный в провинции Андра в Южной Индии (Вишну Свами – прим. перев.). Служение Шри Радхе Кришне является основополагающим принципом его учения.

Ачарья Нимбарка был рожден деревне Мунгера Паттан в семье преданных Аруни Риши и Джаянти Деви и проповедовал философию преданного служения Кришне на основе принципа одновременного единства и отличия.

Многие ученые заявляют, что Вишну Свами был родом из другого места, нежели упомянутая выше провинция Андра. На самом деле, несколько человек были отнесены к этому имени. Как бы там ни было, несмотря на выявленные противоречия, четыре великих лидера, приняв прибежище Господа Джаганнатхи в Пури Дхаме, начали проповедовать свои различные доктрины согласно своим ученическим последовательностям.

Шримад Кришнадева Ведантавагиша пишет в своем комментарии на «Прамея Ратнавали» Шри Видьябхушаны: «Не будет никакого прибежища без святых слогов (мантры), полученной от авторитетного духовного наставника, а также без правильной ученической последовательности.» Шри Баладева Видьябхушана, выдающийся ученый Гаудия Веданты, пролил свет на такую ученическую последовательность.

Наиболее поклоняемый Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада пишет: «Шрила Баладева Видьябхушана, великий ученый Гаудия Веданты, показал себя принадлежащим ученической линии от Господа Брахмы. Господь Кришна является изначальным духовным наставником, Его учеником является Господь Брахма. Учеником Господа Брахмы является Шри Нарада Риши. Эта последовательность продолжается от Шри Нарады Риши к Шриле Вьясадеве, чьим учеником и был Шри Мадхва. От Шри Мадхвы преемственность продолжилась через Шри Акшобью, Шри Джаятиртху, Шри Джнана Синду, Шри Дайа Ниддхи, Шри Видья Нидхи, Шри Раджендру, Шри Джая Дхарму, Шри Пурушоттаму, затем Шри Брахманью, Шри Вьясатиртху, Шри Лакшмипати и, в конечном счете, Шри Мадхавендра Пури. Выдающимися учениками Шри Мадхавендра Пури были Шри Ишвара Пури, Шри Нитьянанда Прабху и Шри Адвайта Ачарья. Господь Чайтанья, прославленный ученик Шри Ишвари Пури, распространил послание любви Господа как высочайшую цель по всему миру. Большинство отреченных (саньяси – прим. перев.) в школе Мадхвы имели посох, состоявший из одной части (экаданди). Их имена оканчивались на «Тиртха Свами». Тем не менее, Шри Мадхавендра не был из этой категории, нося титул Пури Госвами. Заключение таково, что несмотря на то, что он принял отреченный образ жизни от группы имперсоналистов, нося этот титул (Пури Госвами), его инициация и знание были, вне всякого сомнения, получены от Мадхваитов. В Бхакти Ратнакаре есть упоминание о том, что Шри Нитьянанда принял прибежище у Лакшмипати для получения духовного наставничества. Все основные отреченные последователи линии Мадхвы носили титул «Тиртха Свами». Некоторые самозваные ученические группы сомневаются в авторитетности линии Шри Мадхвы, но все их подозрения беспочвенны, основаны лишь на сущем невежестве. В таких полностью гармонирующих друг с другом произведениях, как «Гаура Ганодеша Дипика», «Бхакти Ратнакара», «Прамея Ратнавали», а также в работах Шри Гопал Гуру Госвами, есть все доказательства аутентичности линии Шри Мадхвы. «Шри Гопал Пурватапани Шрути» доказывает, что Господь Брахма является учеником Господа Кришны. И то, что Мадхва является учеником Шри Вьясадевы - известный исторический факт (см. историю жизни Мадхвы).»

Говорится, что однажды в Марканикая гхате происходила дискуссия между Мадхвой и учеными школы Шанкары, соблюдавшими пост. Внезапно, в небе, подобно голубому облаку, в присутствии всех собравшихся появился как доказательство Шри Вьясадева и отверг всю идеологию Шанкары, приняв в тоже самое время идеологию Шри Мадхвы. Шримад Баладева Прабху сформулировал девять утверждений, которые были подтверждены Шриман Махапрабху в Его наставлениях Его ближайшим последователям, и в которых раскрывается самая суть высших принципов философии Веданты. Шри Мадхва утверждает:

1. Господь Вишну - Верховное Существо
2. Он - Абсолютный Знающий всего происходящего
3. Материальная вселенная реальна
4. Живое существо отлично от Господа Вишну
5. Все живые существа - слуги Господа Хари
6. Есть два вида живых существ а) обусловленные, б) освобожденные души
7. Освобождение заключается в достижение лотосных стоп Господа Вишну
8. Освобождение возможно лишь после того, как живое существо поднимается на уровень трансцендентного служения Верховному Господу
9. Непосредственное свидетельство, заключение и знание, полученное из писаний, - являются тремя видами доказательства.

Эти девять «Прамей» были позднее распространены Господом Чайтаньей как часть доктрины Гаудия Вайшнавов. Все они являются естественными свидетельствами, находящимися в полном согласии с Веданта Сутрой. Эти «Прамеи» не были придуманы автором «Прамеи Ратнавали», но были заимствованы непосредственно от самого Шри Мадхвы.

Древний стих, начинающийся с «Шри Мадхва Мате Хари паратамах сатьям джагат» означает, согласно философии Шри Мадхвы, что Господь Хари - Высшая Истина, материальная вселенная, несмотря на то, что несомненно является реальной, постоянно изменяется и является трансформацией Его энергии. Существуют бесчисленные живые существа, и все они, в конечном счете, являются слугами Господа Хари. Эти живые существа, благодаря различным попыткам и из-за результатов своих действий, достигают высокое или низкое положение. Живые существа, забывшие свое вечное служение Господу Кришне из-за антипатии к Нему, запутались в сетях материальной природы. Эта антипатия привела их к невежественному самоотождествлению себя как живого существа (тела – прим. перев.), полубога и т.д. Отбрасывание такой антипатии и утверждение в своем изначальном конституциональном положении в служении Господу Хари ознаменовывает собой рассвет освобождения. Когда человек нашел прибежище у лотосных стоп Господа Вишну, будучи естественным образом занятым в своем изначальном положении вечного слуги Господа, он достигает освобождения. Чистая преданность означает быть свободным ото всех эгоистичных желаний, связанных с деятельностью ради плодов, независимого поиска знания и т.д. (кармы и гьяны – прим. перев.) Такая чистая преданность сама по себе уже подразумевает достижение освобождения. Тремя видами доказательства являются: 1. явленные в писаниях знания, 2. заключение (сделанное на основании фактов – прим. перев.), 3. непосредственное свидетельство. То, что Шриман Махапрабху принял философию Шри Мадхвы, как согласующуюся с аксиомами Веданты, явствует из писаний Шри Баладевы Прабху.

Тем не менее, Шрила Кришнадас Кавираджа, в 9-ой главе Мадхья-лилы Шри Чайтанья Чаритамриты приводит интересную историю, повествующую о диалоге между Мадхваитами и Шриманом Махапрабху. Из этой истории мы можем сделать вывод, что Мадхваиты твердо верили в свою приверженность формальной системе варнашрамы, а также в предложение плодов своего честного труда Господу Кришне как часть своей духовной практики. Согласно их верованиям, этот процесс позволит им в конечном итоге достич одного из пять видов освобождения и попасть на желаемые планеты Вайкунтхи. Шриман Махапрабху, приведя цитату «шраванам киртанам вишну смаранам» из Шримад Бхагаватам в качестве доказательства, показал им, что слушание и воспевание являются наиболее важными практиками для достижения чистой цели, любви Господа.

Шриман Махапрабху дал следующий вердикт Шримад Рагхуварьятиртха Свами, ученому школы Мадхваитов: «Слушание и воспевание, являющиеся составной частью девити-сложного процесса преданного служения и ведут к преданности Шри Кришне, что само по себе является пятой и наивысшей целью человеческой жизни, в то время, как четыре другие являются ничем иным, как обманными тенденциями. Према или любовь Господа свободна ото всех таких недостатков. Деятельность ради плодов, равно как и посвящение этих плодов, никогда не приведут непосредственно к любви Господа. Тем не менее, благодаря следованию этому пути, ум постепенно очищается, и человек воодушевляется на почитание и преклонение перед святыми людьми, что приводит к появлению веры в процесс преданного служения. Это означает, что вера в слушание и воспевание Святых Имен и т.д. является основным и приведет практикующего непосредственно к цели. Приведет к такому уровню, когда грубые и тонкие нечистоты в сердце человека исчезнут. И на этом уровне в сердце может быть привита любовь. В заключении, любовь Господа никогда не появляется благодаря предложению плодов своего труда. Появление любви находится в прямой зависимости от настроения самопредания и послушания, которые эволюционируют лишь когда человек находится в обществе святых преданных. Следовательно, чистые преданные отвергают все идеи освобождения, берущего начало в плодотворной деятельности и знании, выставляя их как неблагоприятные для чистой преданности. Если эти два метода (карма и гьяна – прим. перев.) являются вашими способом и целью, тогда я убежден, что вы говорите это лишь для того, чтобы подразнить меня.»

Услышав смиренный тон речи Шриман Махапрабху, лидер Мадхваитов склонил в стыде свою голову. Шриман Махапрабху является Ачарьей заключений чистой преданности, и Он продолжил свою речь: «Те, кто действуют ради плодов, равно как и те, кто стремится к освобождению, лишены преданности, и я полагаю, что ваша ученическая преемственность делает упор именно на эти два процесса: деятельность ради плодов и знание. Тем не менее, Я вижу одно очень положительное качество у вашей преемственности, а именно то, что вы верите в блаженную форму Божества как неотличную от Верховного Господа.»

Шрила Бхактивинода Тхакур по этому поводу пишет: «Шриман Махапрабху сказал лидеру Мадхваитов: «Ваша философия в основном находится в противоречии к заключениям чистой преданности, но Я вижу одну выдающуюся истину в вашей философии: признание вечности Верховного Господа и принятие формы божества как неотличного от Него.»

Смысл этого высказывания подразумавает, что мой старший духовный наставник, Шри Мадхавендра Пури, увидев эту особенность учения Мадхваитов - принятие исполненной блаженства формы Божества, - принял их ученическую преемственность. Шрила Джива Госвами прославляет Шри Мадхву в «Татва Сандарбхе» следующим образом: «Мадхва чаранаих», что является множественным временем (bahu cachan). Комментарии Шрила Баладевы на это произведение начинаются следующими словами: «Шри Мадхва в высшей степени почитал Шримад Бхагаватам. У Шри Шанкары не было никаких шансов неправильно истолковать значение этого произведения. Тем не менее, имперсональные комментарии, в основе которых находятся идеалы монизма, его ученика по имени Пуньяранья, привели к тому, что многие преданные (Вайшнавы), привлекшись к этим комментариям, отклонились от своего учения после их прочтения. Для того, чтобы отклонить эти ложные монистические идеалы и привести преданных обратно на правильный путь, Шри Мадхва написал исчерпывающий комментарий к Бхагаватам, нейтрализующий ложные имперсональные притязания. Отсюда, слова «Мадхва чаранаих», сказанные в этом контексте, не только показывают высокое почитание Шри Мадхвы, но также характеризуют его как истинного предшествующего Ачарью в цепи наставников. Шри Мадхва был никем иным, как воплощением самого бога ветра Ваю. Он всезнающ и его невозможно превзойти. Говорится, что однажды меньше чем за час он одержал победу в философском диспуте с очень известным ученым, который был главой четырнадцати Матхов. Этот ученый склонился свою голову к его стопам и стал его учеником. В последствии, приняв отреченный статус, этот ученик стал известен под именем Шри Падманабха».

В своих комментариях на «Таттва Сандарбху» (глава 26-я) Шрила Джива Госвами, комментируя слова «таттва вада гурунам», Шрила Баладева пишет:

сарвам васту сатьям ити вадастаттва
вадастад упадесштринам ити артхах

Значение: Благодаря действию непостижимой энергии Господа, каждый трансцендентный Верховный объект неотличен от своих качеств (атрибутов). Энергией Верховного Господа являются живые существа, и материальная природа является отражением духовной энергии. Тем не менее, существуют одновременно как сходства, так и различия между Верховным Господом и живым существом (душой – прим. перев.), равно как и между духовной энергией и материальной природой, что является в конечном счете непостижимым. Основой и философией преданных Гаудия является принцип Непостижимой Тождественности и Различия («ачинтья бхеда-абхеда»). И то, что Шри Мадхва принял это в самом начале, укрепляет его неразрывную связь с преданными Гаудия. Из текстов Шри Мадхвы Шри Джива Госвами позаимствовал огромное количество подтверждений для Гаудия Вайшнавизма, гораздо больше, чем у других Вайшнавских лидеров. Несмотря на то, что Шри Мадхва получил посвящение в отреченный образ жизни (санньясу) от Шанкаритов в возрасте 12 лет, он никогда не поддерживал монистические идеалы Шанкары. Он получил инициацию как «Пурна Праджну» от Ачьюта Прекши, своего духовного учителя, который позднее поменял свои убеждения и стал его собственным учеником!

В Бадарикашраме Шри Мадхва лично встретил Вьясадеву, и, получив его возвышенные наставления, стал по его указанию поклоняться 18 Шалаграмам. Однажды, когда Шри Мадхва совершал омовение в океане, он нашел большой кусок глины (чанданы), из которого выглядывало прекрасное Божество маленького мальчика Шри Кришны. Позже, находясь в Удупи, он начал совершать поклонение этому Божеству и 18 Шалаграмам вместе. Шри Мадхва был учеником Шри Вьясадевы, также Шри Вьясадева был учеником Нарада Риши (о чем свидетельствует Бхагаватам 1.4), и Нарада Риши был учеником Господа Брахмы («Бхагаватам», 2.7.15). Далее, в «Брахма самхите», «Гопал Тапани Смрити» и «Шримад Бхагаватам» показано, что Господь Брахма является учеником Шри Кришны. Кришна Сам говорит Уддхаве в «Шримад Бхагаватам» (11.11.3):

калена наста пралайе ванийам ведасмиджнита
майадау брахмане проктах дхарма йасйам мадатмаках

Значение: В Ведах описаны Моя природа и качества. Когда это знание под влиянием времени становится утерянным, подобно тому, как это происходит в период уничтожения мира, Я вновь, в самом начале творения, даю это знание Господу Брахме.

В «Мундака Смрити» (1.1.1) сказано:

брахма деванам пратхамах сарва бхува
вишвасья карта бхуванасья гопта
са брахма видьям сарва видья пратиштам
артхвая джйешта путрая праха

Значение: Господь Брахма поддерживает и творит эту материальную вселенную, состоящую из живых существ и неживых объектов. Он является главным среди всех полубогов. Он был рожден из лотосного пупка Шри Нараяны. Он обладает непревзойденным знанием священных писаний, которое он передал своему старшему сыну.

Атхарва и Риг Веда Самхита приводят следующий стих:

ом тад вишох парамам падам сада
пашьянти сурайох дивива чакшурататам

Значение: Обитель Господа Вишну сияет подобно солнцу, и преданные (Вайшнавы) могут вечно созерцать эту трансцендентную обитель Господа. Преданные Верхового Господа являются совершенными получателями этого знания брахма видьи.

В Шрути есть много стихов, говорящих о том, что Верховный Господь изначально существует как причина всех причин и Одна Неделимая Абсолютная Истина. Из «Мундака Шрути» (1.1.13):

тасмаи са видан анупасанайа самйак
прашанта читтайа шаман витайа
йена кшарам пурушам веда сатьям
правача там таттвато брахмавидйям

Значение: Тот, кто понимает Шри Кришну, тот - Гуру. С послушанием правильным правилам из писаний любознательный ученик, вопрошающий его в спокойном состоянии ума, полностью контролирующий свое поведение и свободный от привязанности к материальным объектам, получает в награду знание, называемое брахма видья, с помощью которого Верховный Господь может быть познан воистину.

Из приведенных утверждения из Шрути можно понять, что эта ученическая цепь от Брахмы существует с древнейших времен. Господь Брахма лично получил свои трансцендентальные наставления от Господа Кришны, и вплоть до настоящего времени это знание низошло нетронутым по цепи ученической преемственности.

На вопрос: для чего существует эта ученическая преемственность? - Шрила Бхактивинода Тхакура в своей «Джайва Дхарме» пишет: «В этом материальном мире многие отклонились из-за влияния монистических идеалов (имперсонализма). В отсутствии правильной ученической цепи нет никакой возможности обрести общение или руководство из истинных источников. Именно по этой причине «Падма Пурана» категорически утверждает, что мантра, полученная в отсутствии ученической цепи не принесет никакого плода. Брахма Сампрадая наиболее древняя из четырех существующих ученических цепей. И с незапамятных времен она все еще продолжается. Шримад Кавикарнапура приводит список духовных учителей, входящих в линию от Брахмы, который он составил на основе «Гаура Ганодеша Дипики»: Господь Брахма является учеником Господа Нараяны, Нарада был учеником Брахмы, от Шри Нарада Риши это знания получил Шри Вьясадева».

Сыном Вьясадевы был Шукадева Госвами, который, несмотря на то, что с самого рождения был самореализованной душой, привлекся изучением Шримад Бхагаватам после того, как услышал несколько шлок из уст своего отца. Надлежащим образом он изучил Шримад Бхагаватам у своего отца, и потому считается учеником Шрила Вьясадевы. Наиболее известный Мадхвачарья также получил посвящение у Шрила Вьясадевы. И линия его ученической преемственности выглядит следующим образом:

Шри Падманабха, Шри Нара Хари, Шри Мадхава Випра, Шри Акшобхья, Шри Джая Тиртха, Шри Джана Синдху, Шри Даяниддхи, Шри Раджендра, Шри Дайа Дхарма, Шри Пурушоттама, Шри Брахманья, Шри Вьясатиртха, Шри Лакшмипати, Шри Мадхавендра Пури.

Шрила Мадхавендра Пури укрепил идеалы чистой преданности, и его учеником был Шри Ишвара Пури. Господь Гаура-сундара, приняв Ишвара Пури своим духовным учителем, наводнил весь мир богатством любви Господа. Ученик Шримад Вракрешвара Пандита, Шримад Гопал Гуру Госвами принимал эту ученическую цепь именно так. Также, ученик Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура, Шрила Нарахари Тхакура подтвердил в своей книге Бхакти Ратнакаре эту ученическую преемственность. Наши выдающиеся Ачарьи, поклоняемый Бхактивинода Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, на своем примере показали, что являются представителями ученической преемственности, описанной Шри Баладевой Видьябхушаной.

Шрила Бхактивинода комментирует по этому поводу: «Ученическая преемственность Господа Брахмы - путь, признанный всеми последователями Господа Чайтаньи. Это находит свое подтверждение в книге «Гаура Ганодеша Дипика» Шрила Кавикарнапуры. Все заимствованное оттуда было записано должным образом и находят подтверждение у Шрила Видьябхушаны. Тот, кто не принимает эту последовательность, безусловно, является главным врагом Гаудия Вайшнавов».

Позднее, в книге «Шриман Махапрабху Шикша» Шрила Бхактивинода пишет:

«Философия Шри Нимбарки - Единство и Различие (двайтадвайта – прим. перев.), - будучи наиболее идеальной, сама по себе не являлась полной. Но, благодаря проповеди Шриман Махапрабху, тем не менее, это знание стало завершенным. Господь Гаурасундара принял линию Шри Мадхвы, потому что они твердо верили, что форма Божества Господа реальна, является воплощением знание и блаженства, что она не отлична от Верховного Господа. Из этого факта следует, что принцип Единовременного Тождества и Отличия (ачинтья-бхеда-абхеда – прим. перев.) получает свое подтверждение, так как он лежит в основе этой связи. Несмотря на то, что принцип чистой преданности всегда один, с возникновением четырех ученических последовательностей проявились некоторые несоответствия в деталях. Шриман Махапрабху синтезировал все эти различные философии в наиболее правильном контексте, взяв в от Шри Мадхвы концепцию вечной формы Божества, от Шри Рамануджи - концепцию различности энергий Господа, от Вишну Свами - его концепцию недвойственности и поклонения атрибутам Господа, а также была включена философия Единства и Отличия Шри Нимбарки. Все это, в свою очередь придало этим философиям бОльшую релевантность, так как в их основе теперь лежал принцип Единовременного Непостижимого Единства и Отличия. Очень скоро останется лишь одна авторитетная цепь ученической преемственности под названием «Шри Брахма-Сампрадая». Все другие растворятся, сольются с этим названием. «Шри Брахма-Мадхва-Гаудия» линия чистых духовных наставников гуру парампары четко определена таким образом. От Господа Кришны-Брахмы-Нарады-Вьясы-Мадхвы вниз, непосредственно к Шри Гауранге Махапрабху.»

Бхагават Гуру Парампара

  • Господь Кришна-Господь Брахма-Нарада Муни
  • Шри Вьяса-Шри Мадхва-Шри Падманабха-Шри Нарахари
  • Шри Мадхава Випра-Шри Акшобхья-Шри Джая Тиртха
  • Шри Джнанасиндху-Шри Даяниддхи-Шри Видьянидхи
  • Шри Раджендра-Шри Джая Дхарма-Шри Пурушоттама
  • Шри Брахманаятиртха-Шри Вьясатиртха
  • Шри Лакшмипати-Шри Мадхавендра Пури
  • Шри Ишвара Пури-Господь Чайтанья-Шри Рупа
  • Шри Санатана (Шесть Госвами)
  • Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами
  • Шрила Нароттама Дас Тхакура
  • Шрила Баладева Видьябхушана
  • Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи
  • Шрила Бхактивинода Тхакура (Шикша Гуру); -Шрила Гаура Кишора Дас Бабаджи (Дикша Гуру)
  • Шри Шрила Прабхупада Бхактисиддханта

В этом контексте, многие, принимая Шримана Махапрабху как инициатора этой цепи ученической преемственности Гаудия, тем не менее, не могут принять, что Его последовательность связана со Шри Мадхвой. По нашему мнению, изложенному в здесь, простое принятие Шриман Махапрабху (но не принятие Шри Мадхвы – прим. перев.) не означает, что индивидуальная проницательность и способность к внешнему анализу могут превзойти таковые у Шриман Махапрабху. Инаугурация любой линии ученической преемственности - полностью Его прерогатива, только по Его милости. Он - Сам Господь Кришна, источник всех экспансий и изначальный Гуру. В Своих проявленных играх Господа Гауранги, где Он играл роль чистого преданного, Верховный Господь принял ученическую преемственность Брахмы, чтобы показать правильный пример всем остальным. С помощью примера полного повиновения духовному учителю в этой последовательности, он также показал пример правильного служения духовному учителю. В одной из Своих разнообразных игр, Сам Господь Кришна показал поразительную непоколебимость в служении Сандипани Муни.

Все это нисколько не уменьшило Его положение Верховной Божественной Личности. Шриман Махапрабху, принимая линию Шри Мадхвы, ясно показал нам правильную ученическую преемственность, начинающуюся от Господа Брахмы. Несмотря на некоторые положения учения Шри Мадхвы, такие как чрезмерное упование на деятельность и знание, как на цель и средства, и то, что Маха Лакшми и гопи Враджа не могут правильно согласовываться с учением Гаудий, мы, тем не менее, должны с почтением относиться к наставлениям и примеру Верховного Господа Шриман Махапрабху.

Младшего сына Шивананда Сены, ближайшего ученика Шриман Махапрабху, звали Пармананда Дас. Господь с любовью звал его Пури Дас. Случилось так, что однажды в младенчестве он сосал большой палец ноги Господа. Пури Дас в возрасте всего семи лет процитировал в эрудированной манере следующий санскритский текст: шравашох кувалайах акшнор анджананмурашо махендра манидама и т.д. Значение: Вся слава Шри Хари, который обладает лотосными ушами, украшенными серьгами, на чьей груди красуется алмаз Махендра, возлюбленному девушек Вриндавана.

Такое выдающееся сочинение маленького мальчика доставило удовольствие Шриман Махапрабху и Его спутникам, наполнив их удивлением по поводу такого проявления учености. Позже он стал прославился под именем Кавикарнапуры, стал известен среди спутников Господа как плодотворный поэт и ученый. «Ананда Вриндавана Кампу», «Гаура Ганодеша Дипика» - некоторые из его произведений. Из «Гаура Ганодеши Дипики» мы узнаем об ученической преемственности от Шри Гаури Дас Пандита до Шри Хридая Чайтаньи, затем до Шри Шьямананды, потом Шри Расикананды, потом Шри Нитьянанды, потом Шри Радха Дамодара и, в конечном счете, до Шримад Баладевы Видьябхушаны.

В своем произведении «Говинда Бхасья» Шрила Баладева Видьябхушана представил неизмененной ученическую последовательность, защитив таким образом достоинство последователей Господа Чайтаньи. Это с большим благоговением объяснено им в самом начале «Говинда Бхасьи», являющейся комментарием к Веданте. Те, кто отрицает слова таких великих душ, как Шри Баладева Видьябхушана, Шри Кавикарнапура и Шри Гопал Гуру, не принимая линию Мадхвы как часть ученической преемственности Господа Чайтаньи, начинающуюся от Брахмы, являются великими оскорбителями лотосных стоп этих великих душ.

Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами пишет: «Мадхавендра Пури был истинным изначальным семенем древа любви Господа, и он, принимая прибежище у Лакшмипати, по настоятельной потребности принял прибежище в последовательности Шри Мадхвы. Шри Ишвара Пури, преданный ученик Шри Мадхавендра Пури, также достоин всяческого восхваления».

Для нас не существует иного предназначения, чем принятие линии Мадхвы. Шрила Бхактивинода Тхакура наставил нас в своем стихе, начинающемся с «анмая прабха таттвам харимиха парамам сарва шактим расабдхим» касательно секретов десяти наиважнейших истин. Один из этих секретов - принятие ученической преемственности Мадхвы. Он пишет: «Эта ученическая преемственность находит свое подтверждение в Ведах. Веды и согласующиеся с ними писания, такие как Шримад Бхагаватам и Пураны, являются непосредственным доказательством. Из приводимых ими свидетельств мы можем понять, что Господь Кришна является Высшей Истиной. Он наполнен различными энергиями и является океаном нектарных вкусов. Два вида живых существ, освобожденные и обусловленные души, являются Его неотъемлемыми частичками. Обусловленная душа погружена в материю, в то время, как освобожденная душа свободна от ее влияния. Духовный и материальный миры связаны между собой на основании принципа непостижимого Единства и Отличия Господа Хари. Преданность является единственным средством, а любовь Господа является единственным достижением».

Таким образом, в заключение, имя нашей истинной последовательности - Брахма-Мадхва-Гаудия ученическая преемственность.

Перевод: Индрадьюмна дас


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.