КО ДНЮ ЯВЛЕНИЯ ШРИЛЫ БХАКТИ
ПРАМОД ПУРИ ГОСВАМИ МАХАРАДЖА
Шрила Бхактиведанта Нараяна
Госвами Махараджа
10 октября 2001 г., утро, Шри Джаганнатха-Пури
Священное пушпанджали лотосным стопам
парампуджьяпада аштоттара-шата Шри Шримад
Бхактипрамоды Пури Госвами Махараджи и
воспоминания о его божественной личности.
Слава Шри Гуру и Гауранге!
В
ноябре 1946 г. я покинул свой дом и приехал в
Шридхаму Навадвипу, в Шри Девананда-Гаудия-матх.
Вскоре, в 1947 г., в конце парикрамы по Шри
Навадвипа-дхаме, которая проводилась по
поводу божественного дня явления Шри
Чайтаньи Махапрабху, я принял
покровительство лотосных стоп моего горячо
любимого Гурудевы, ом вишнупада аштоттара-шата
Шри Шримад Бхактипрагьяны Кешавы Госвами
Махараджи. Он сделал мою жизнь успешной, дав
мне посвящение в хари-наму и дикшу.
После того как священные торжества Гаура-пурнима
и Шридхама-парикрама завершились, я
отправился сопровождать Гурудеву в его
поездке в Чинчурах, в Шри Уддхарана-Гаудия-матх
-- один из матхов "Шри Гаудия-веданта
Самити".
Именно там, в Шри Уддхарана-Гаудия-матхе, я
впервые получил даршан лотосных стоп парампуджьяпада
аштоттара-шата Шри Шримад Бхактипрамоды
Пури Госвами. Тогда он уже отрекся от мира,
приняв санньясу 3 марта 1947 г. в Шри Гаура-Гададхара-матхе
(Чампахатти) от нитья-лила-правишта ом
вишнупада аштоттара-шата Шрилы
Бхактигауравы Вайкханасы Махараджи, одного
из выдающихся учеников-санньяси джагад-гуру
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами
Прабхупады.
Я был очень впечатлен этим даршаном, и
мой горячо любимый Гурудева, Шри Шрила
Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа,
занял меня служением Шриле Пури Госвами
Махарадже. Каждый день я ходил с ним
совершать омовение на Гангу неподалеку,
неся его верхнюю одежду, каупину и камандалу
(сосуд для воды). После омовения я нес
назад, в матх, его постиранную одежду и камандалу,
наполненный водой, после чего подавал ему
прасад. Кроме того, я выполнял множество
наставлений, которые он милостиво давал мне
в различных обстоятельствах. Я смиренно
задавал разные вопросы (парипрашнена)
ему, и он отвечал на них с огромной любовью.
Во время наших бесед в те дни он
рассказывал мне кое-что о своей жизни.
Прежде его звали Прамода Бхушана. Его
родители были религиозными, из касты брахманов
(Чакраварти). Он родился 8 октября 1898 г. в
селении Ганганандапур, в округе Джессор (ныне
это территория Бангладеша). С раннего
детства ему нравилась хари-киртана. Он
так любил слушать хари-киртану, что
порой забывал об ощущениях своего тела.
В студенческие годы он встретил Гаудия-вайшнава
по имени Шри Бхактиратнакара Тхакур. Шри
Бхактиратнакара Тхакур был первым, кто
познакомил его с книгами Шрилы
Бхактивиноды Тхакура. Прамода Бхушана
внимательно изучил их и затем в обществе
этого вайшнава начал читать "Шри
Чайтанья-чаритамриту".
Получив степень бакалавра в Калькуттском
университете, он пожелал продолжить свое
образование, но на его плечи легло бремя
заботы о семье. Против своего желания ему
пришлось оставить учебу и устроиться на
работу в почтовое управление в Калькутте. В
этот период своей жизни он и встретил джагад-гуру
нитья-лила-правишта ом вишнупада Шри
Шримад Бхактисиддханту Сарасвати Госвами
Прабхупаду, могущественная хари-катха
которого оказала на него глубокое влияние.
В 1923 г., в благоприятный день Шри Кришна-Джанмаштами,
в Уттаданга-Гаудия-матхе, он получил от
Шрилы Прабхупады дикшу и имя Шри
Пранавананда Брахмачари.
Шрила Прабхупада был необычайно доволен
его непоколебимостью, беззаветной
преданностью, любовным служением,
исполненным бхавы, и, в особенности, его
литературным даром. Поэтому он доверил ему
руководить санкиртаной, проповедью, брихад-мридангой,
Дайника-Надия-пракашей, поручил
рассказывать хари-катху и писать статьи
в журналы Шри Гаудия-матха. Ради служения брихад-мриданге
он останавливался в разных местах, таких,
как Калькутта, Кришна-нагар и Майяпур. Для
того чтобы проповедовать гаура-вани, учение
Гаурасундары, он путешествовал не только по
Бенгалии, но и по всей Индии, и делал это с
большим успехом. Иногда он путешествовал со
Шрилой Прабхупадой, а иногда с его старшими
близкими учениками-санньяси. Так он
служил своему Гурудеве всем сердцем,
исполняя его самые заветные и сокровенные
желания (мано 'бхишта сева).
После ухода Шрилы Прабхупады Шрила
Бхактипрамода Пури Госвами Махараджа
оставался несколько месяцев с моим
возлюбленным Гурупадападмой Шри Шрилой
Бхактипрагьяной Кешавой Госвами, Шрилой
Бхактидаитой Мадхавой Госвами Махараджей,
Шрилой Бхактиракшакой Шридхар Госвами
Махараджей и другими духовными братьями. В
это время у меня была замечательная
возможность служить ему и слушать его хари-катху.
Он так любил меня, что считал своим
учеником, и я относился к нему с тем же
почтением, что и к своему Гурудеве.
Множество раз он с необыкновенной добротой
благословлял меня.
Однажды, когда мы были в матхе в
Чинчурахе, мы пошли вместе омыться в Ганге.
Я нес его одежду и сосуд для воды, а также
свою лоту (чашу), которая осталась у меня
еще с пурва-ашрама (моей семейной жизни).
Я положил все это на берегу гхаты, и мы
вошли в воды Бхагавати-Бхагиратхи, чтобы
совершить омовение. Когда я омылся, то
обнаружил, что моей лоты нет: ее унесло
течением Ганги, неподалеку уже впадающей в
океан. Пуджья-чарана Пури Махараджа
улыбнулся и сказал: "Ты ушел из дома,
оставив жену, семью, детей и богатство,
чтобы стать акинчана-вайшнавом, -- так
зачем сохранять привязанность к лоте?"
В ответ я тоже улыбнулся. Я взял его мокрую
одежду и сосуд для воды, и мы вернулись в матх.
С тех пор каждый раз, когда мы встречались,
он напоминал мне об этой лиле. Я не смогу
забыть о той милости, которую он являл мне
всю жизнь.
Прошло время, и прапуджья-чарана Шриле
Пури Госвами Махарадже поручили служить
Божеству Шри Ананта-Васудевы в Калне. У царя
провинции Вардхман не получалось служить
этому Божеству. Обратив внимание на чистоту
и преданность Шрилы Пури Госвами Махараджи,
царь, необычайно впечатленный этими
качествами, доверил ему служение Ананта-Васудеве.
Позже Шрила Пури Махараджа вместе со своими
учениками взяли на себя ответственность за
заботу об этом храме. Я также много раз
приезжал в Калну, чтобы получить даршан Шрилы
Пури Махараджи.
Я всегда видел, как он занят написанием
статей. Его перо не знало покоя. Каждый раз,
когда после повторения определенного числа
кругов хари-намы, служения Божеству и
изучения шастр оставалась хотя бы
немного времени, он использовал эту
возможность, чтобы писать статьи о шуддха-бхакти.
Он посылал много статей в журналы разных
Гаудия-матхов, а в Матхе Шрилы Бхактидаиты
Мадхавы Госвами Махараджи он был главным
редактором их журнала "Шри Чайтанья-вани".
Свои поздние годы он провел в Шридхаме
Майяпуре, где основал в Ишодьяне Шри
Гопинатха-Гаудия-матх. Последнюю часть
своей жизни он оставался в Банким-мухана-чакратиртха,
в Шри Пурушоттама-дхаме. 22 ноября 1999 г.,
ночью, в 2 часа 07 минут, он вошел в нитья-лилу.
Когда я приезжал в Шридхаму Вриндавану,
Шридхаму Майяпур или Калькутту, мне
выпадала удача видеть его лотосные стопы. И
тогда я каждый раз показывал ему, что нового
мы издали в нашем Матхе на хинди. Я
показывал ему "Джайва-дхарму", "Чайтанья-шикшамриту"
("Учение Шримана Махапрабху"), книги и
комментарии Шрилы Вишванатхи Чакраварти
Тхакура: "Бинду", "Кирану", "Кану",
"Упадешамриту", "Манах-шикшу", "Рага-вартма-чандрику",
а также некоторые книги на английском. Он
был счастлив получать от меня все эти книги,
и в ответ он вдохновлял меня и велел
печатать еще больше книг по сиддханте Гаудия-вайшнавов.
Каждый раз, когда мы встречались, он
спрашивал: "Что нового вышло на хинди?"
Когда наш горячо любимый Гурудева вошел в нитья-лилу,
Шрила Пури Госвами Махараджа был с нами,
чтобы утешить нас. Он приезжал также на
открытие Самадхи-мандира в Шри-Девананда-Гаудия-матхе.
В тот приезд он, готовый вот-вот
расплакаться, сказал нам: "Винода Да [Шрила
Бхактипрагьяна Кешава Госвами Махараджа]
очень любил нас. Всякий раз, когда мы
узнавали, что Виноды Да сейчас не в Майяпуре,
мы меняли расписание и отменяли поездку в
Майяпур". Он говорил, что не знал никого,
кто с такой же теплотой и любовью относился
бы к другим, как Винода Да.
Шрила Пури Госвами Махараджа был
полностью предавшейся душой; он вечный
спутник Шрилы Прабхупады. Когда он,
бесконечно поглощенный бхавой преданности,
пел киртану либо читал лекцию, он
закрывал свои полные слез глаза. Обсуждая бхакти-таттву
и раса-таттву, он обнаруживал такое
глубокое осознание, что все слушали как
завороженные. Он был олицетворением стиха
Шримана Махапрабху тринад апи суничена. Он
был парама-бхагаватой и гуна-грахи (тем,
кто высоко ценит достоинства других).
Поныне я ни разу не слышал, чтобы он осуждал
кого-либо. Более того, он относился с
почтением даже ко мне и воодушевлял меня,
совершенно никчемного человека, не
имеющего и крупицы бхакти.
Я постоянно видел его идущим босиком, с дандой
по Навадвипа-дхаме и совершающим Враджа-мандала-парикраму
длиной в 84 кроша. Я видел, как даже в
преклонные годы он совершал парикраму, не
принимая никакой пищи и воды, и при этом
всегда пел киртаны и говорил хари-катху.
Я приехал увидеться с ним примерно за
полтора месяца до его божественного ухода.
Тогда он ни с кем не разговаривал и не
открывал глаза. Схватившись за его стопы, я
сказал: "Я ваш ничтожный слуга -- Нараяна
Махараджа". Услышав это, он взял обе мои
руки в свои и благословил меня. Затем он
велел своим слугам дать мне прасад. Не
знаю, разговаривал ли он с кем-либо еще
после этого. Он вошел в нитья-лилу, когда
ему был 101 год.
Он в совершенстве знал всю сиддханту и
был чистым преданным в преемственности
Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Госвами
Прабхупады. Его наставления и
благословения очень сильно воодушевляли
меня. И теперь, после того как он ушел в
божественную апраката-лилу, я лишился
прикосновения его руки, которая всегда
обильно благословляла и вдохновляла меня, и
поэтому в его отсутствие я погрузился в
пучину уныния.
Я подношу шри шри пушпанджали
лотосным стопам этого парама-нишкинчана
махабхагаваты, Шри Шри Бхактипрамоды
Пури Госвами Махараджи. Пусть он будет
доволен мной и прольет на меня свою
беспричинную милость.
Вайшнава-крипа-леша-прартхи
Тридандисвами Бхактиведанта Нараяна
Махараджа
Перевод с английского: Агха-рипу
дас
|