= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Пури Махарадж >> МИЛОСТЬ ВАЙШНАВОВ

МИЛОСТЬ ВАЙШНАВОВ - ИСТОЧНИК ВСЕХ СОВЕРШЕНСТВ

Шрила Вриндавана дас Тхакур пишет в "Чайтанья-Бхагавате" (М.21.21):

бхагават, туласи, гангая, бхактджане
чатурдха виграха кришна эи чари сане

Книга "Бхагавата", чистые преданные, растение туласи и река Ганга - все четверо относятся к Господу как часть Его проявлений, или "тадия" - Его личные духовные атрибуты. После установления Божества с проведение должных ритуалов преданный может заняться поклонением Божеству. Но этим четырем атрибутам поклоняются и так, потому что нет нужды вливать в них сознание, как во время традиционной инсталляции, так как все они сами по себе трансцендентны и не похожи на обычные материальные предметы. Служение этим атрибутам Шри Кришны - одна из шестидесяти четырех составляющих преданности. Пять главных составляющих таковы:

  1. Жить на земле Матхуры
  2. Общаться с преданными
  3. Воспевать Святые Имена
  4. Слушать священное писание "Бхагават"
  5. С верой служить Божествам

Даже небольшая практика в любом из этих пяти занятий может пробудить преданность к Шри Кришне. Служение "тадие" Господа неразрывно связано с этими пятью, а также другими составляющими. Без общение с чистыми преданными и служения им никак невозможно следовать какому-либо процессу преданного служения:

арадхананан сарвешам вишнор арадханам парам
тасмат паратарам деви тадиянам самрчанам

О Деви, из всех видов поклонения превыше всего - поклонение Вишну, но поклонение Его атрибутам даже выше, чем это.

ачайитва ту говиндам тадиян нарчхаетуях
на са бхагавато джнеях кевалам дамбиках смритах

Тот, кто поклоняется Господу Говинде, но не занят поклонением Его преданным или Его атрибутам, не может считаться преданным высокого уровня. Это просто высокомерный преданный.

Поклонение Господу Говинде без должного почитания Туласи-деви или с пренебрежением к Туласи-деви никогда не будет принято Господом. Верховный Господь очень любит своих преданных и Он покорен их любовью к себе, поэтому Господу можно доставить удовольствие, лишь доставив удовольствие таким чистым преданным. Сам Господь Кришна говорит, что тех, кто считает себя Его преданными, Он таковыми не считает, но преданный Его преданного - это преданный Господа высочайшего уровня (см. "Ади-пурану").

йе ме бхакта джанах партха на ме бхактас ча те джанах
мад-бхактанам ча йе бхактас те ме бхактанам матах

Махараджа Пратапарудра с величайшей преданностью и уважением относился к Райе Рамананде. Видя это, Шриман Махапрабху начал с радостью восхвалять его как великого преданного, говоря ему, что Господь Кришна, конечно же, примет его, видя, с какой любовью относится тот к чистому преданному.

Когда Уддхава сказал, что он жаждет понять чистое преданное служение Шри Кришне, сам Верховный Господь дал ему такой ответ:

адарах паричарьяям сарвангайрабхиванданам
мад-бхактах-пуджасвадхика сарва-бхутешу ман-матих
мад-атешв анга чешта ча вачаса мад-гунеранам
майй арпанам ча мансах сарва кама-виварджонам
Бхаг. 11.19.21-22

Следует почитать самых дорогих Моих слуг и прославлять их всем своим телом. Поклонение Моим преданным даже важнее, чем поклонение Мне. Почитая всех живых существ и одинаково глядя на всех, следует стремится ко Мне и воспевать Мне славу своим устами. Мыслями нужно предаться Мне и оставить все желания, которые не связаны со Мной.

Вся эта деятельность принадлежит к царству чистого преданного служения. Служение чистым преданным обретается только после жизней, посвященных благочестивой деятельности.

Услышав от Майтреи Муни нектарные повествования об играх Господа Кришны, Махатма Видура избавился от сомнений и заметил:

дурапа хьяльпа тапасах сева вайкунтха вартмашу
ятра упагияте нитьям дева дево джанарданах

Человек, у которого недостаточно благочестивых поступков, не может получить преданное служение великим душам, постоянно прославляющим Господа Джаганнатху, Шри Кришну.

Слушание рассказов о Господе от осознавших себя душ пробудит в человеке дремлющую любовь к Господу Хари, и тогда он меньше будет запутан в телесной концепции жизни. Поэтому нет иного способа обрести преданность, кроме постоянного общения с осознавшими себя преданными, и это общение принесет благо, поскольку это дополнительный плюс на пути к чистому преданному служению. Поэтому тот, у кого на счету немного достоинств или благочестивых поступков, не сможет обладать непреклонной верой в четыре духовные истины: остатки прасада Господа, Верховного Господа Говинду, Святые Имена и чистых преданных. Это подтверждается стихом из "Падма-пураны".

Шрила Джива Госвами написал в "Бхакти-сандарбхе", что пока сердце живого существа наполнено скверной, он не сможет должным образом понимать Духовные Истины и иметь в них твердую веру. Кроме того, поскольку вера его слаба, он не сможет с должным умонастроением почитать своего духовного учителя. И весьма часто в такой ситуации, находясь под влиянием собственного ума и тела, сбитый с толку, веря наставлениям гуру-самозванца, эта невезучая душа сталкивается в адские миры.

Однажды царь Ними из Видехи преисполнился радости, когда неожиданно увидел девятерых великих мудрецов (Нава-йогендр) возле своей жертвенной арены. Поклонившись им так, как того требовало их положение, он с преданностью процитировал следующий стих:

дурлабха манушьо дехо дехинам кшана бхангурах
татрапи дурлабхам манье вайкунтха прия даршанам
атах атьянтикам кшемам причхамо бхагавато анугхах
самсаро'смин кшана ардхо пи сат-сангах севадинрам
(Бхаг. 11.1.29-30)

Считается, что получить такое жалкое временное тело очень сложно, но еще сложнее увидеть чистых преданных Господа. В этом временном материальном мире величайшее сокровище и источник блаженства для обычных людей - общение с таким святыми высочайшего уровня, как ваши светлости. 

Эти девять святых познали суть писаний, у них была вера в них, и они могли ответить на сложные вопросы царя Ними, потому что обладали прекрасными личными качествами и безукоризненным поведением, как и подобает осознавшим себя душам столько высокого уровня.

Самоосознания достиг тот, кто постиг все тайные истины писаний и собственным примером и поступками передает духовные наставления другим. Внешнее лучезарное проявление Господа - это гуру и чистые преданные. Без глубокой преданности их лотосным стопам едва ли можно надеяться на то, чтобы проникнуть в глубинные тайны писаний. Как говорится в "Шветашватара-шрути", тому, кто непоколебимо верит в духовного учителя и Верховного Господа, сразу же открывается смысл писаний. Без милости Шри Гуру невозможно обрести милость преданных, а без милости преданных и милости духовного учителя не может быть и речи о том, чтобы получить милость Верховного Господа. Без тесного общения и взаимопонимания с духовным учителем человек не сможет понять, кто такой настоящий вайшнав, и вследствие общения с непреданными стремглав помчится в адские миры. 

Истинный гуру владеет собой, он прекрасно знает писания и в то же время сосредоточен на чистом преданном служении Господу. После таких серьезных проступков, как общение с женщинами и непреданными, человек, неспособный контролировать свою похоть, лишенный знания и преданности и безразличный к воспеванию Святых Имен, однозначно не может быть гуру. Если железо не подвергается интенсивному прокаливанию, то его примеси не исчезают, так же и лучезарный духовный учитель подобен яркому пламени в том смысле, что он обладает трансцендентным знанием, и без его возвышенных наставлений ведьма-иллюзия безусловно поглотит нас, и спастись не получится. Здесь под ведьмой подразумевается желание услаждать свои чувства и получить освобождение, как было объяснено Шрилой Рупой Госвами:

Шрила Джагадананда Пандит в "Према-виварте" умолял нас перестать общаться с непреданными, потому что из-за такого общения мы стремимся к чувственным наслаждениям, мистическим силам и освобождению. Пусть станет для вас привычкой общение с чистыми преданными, которое пробудит в вас желание воспевать Святые Имена. Шрила Кришнадас Кавираджа в "Чайтанья-чаритамрите" подтверждает это, говоря, что все желания, подобные стремлению к чувственным удовольствиям и освобождению, не ведут к обещанной цели - преданности Богу. 

В "Шримад-Бхагаватам" провозглашается, что есть высочайший религиозный принцип: дхарман проджито кайтава, атра парама нирматсарам сатам". Здесь говорится, что религия, экономическое развитие, желание чувственных наслаждений - всё суть ложные стремления. Их следует избегать, в то время как освобождение - это величайшее ложное стремление, поскольку может напрочь уничтожить преданность. Шрила Шридхар Свами заявляет, что слово "про" используется для того, чтобы с большей силой высказать порицание всех ложных стремлений: религиозных формальностей, экономического развития, чувственных наслаждений и освобождения, - все они должны быть полностью отвергнуты.

Дальше Шрила Кришнадас Кавираджа утверждает, что препятствия на пути к чистому преданному заключению заключаются в благочестивой и неблагочестивой деятельности. Только беспричинная милость Шри Шри Гауры-Нитьянанды способна полностью рассеять тьму невежества и дать начало истине чистой преданности. 

Стих Шрилы Рупы Госвами "аньябхилашита шуньям" также касается того, что мы сейчас обсуждаем. Основной процесс (абхидея) преданного служения - воспевание Святых Имен, для достижения совершенства в котором требуется соответствующее общение с чистыми преданными. И наоборот, при общении с теми, кто гонится за чувственными наслаждениями, мистическими силами и освобождением, даже многие жизни, посвященные усиленному слушанию и воспеванию, принесут небольшой результат. Как говорится в "Шримад-Бхагаватам" (1.10.11), ученый, полностью отказавшись от дурного общества, слушающий нектар славы и качеств Верховного Господа в кругу святых преданных, никогда не сможет забыть о Нем.

Шрила Кришнадас Кавираджа комментирует стих из "Шримад Бхагавад-гиты" "чатур виддха бхаджанте мам", в котором говорится о четырех категориях людей, поклоняющихся Господу, а именно: любознательные, бедствующие, жаждущие богатства и ученые. Все эти категории могут быть сведены в две: стремящиеся к чувственным наслаждениям и стремящиеся к освобождению.

Пример бедствующей души - это слон Гаджендра, который оказался в опасном положении и, будучи атакован огромным крокодилом, в невыносимом отчаянии воззвал к Господу. Вторая категория - это преданные, подобные Дхруве, который стремился стать правителем планеты, гнался за престижем и богатством. К категории любознательных относятся такие святые, как Шаунака, который жаждал постичь науку самоосознания. Интеллигентные, подобные Уддхаве ученые образуют четвертую категорию. Всем этим четырем категориям делает честь то, что они пристрастились к преданному служению, но единственный для них путь к чистой преданности - это полный отказ от всех желаний вплоть до желания освобождения. Здесь мы увидели, что все эти четыре категории людей, занятых поисками Бога, находятся под влиянием материальной скверны, например материальных наслаждений и освобождения, и не являются идеалом чистой преданности. Стремление к чистой преданности может развиться только после отказа от всех этих желаний. 

Далее Шрила Кришнадас Кавираджа отвергает все ложные стремления, касающиеся четырех традиционных целей человеческой жизни и утверждает, что всё, кроме Господа Кришны и чистого преданного служения Ему, - невежество (аджнартхам). Продолжать общаться с людьми, увлеченными этими ложными стремлениями - значит находиться в дурном обществе, и тот, кто это делает, не сможет достичь успеха в преданном служении даже через много миллионов жизней.

В "Шримад-Бхагаватам" (11.10.16) говорится:

тато духсангам утсриджья статуш фаджита буддхи
шанта эвась чинданти мановьясангам уктибих

Здравомыслящий человек должен находиться в хорошем обществе и отказаться от плохого. Те, кто постигают духовную науку, могут благодаря возвышенным наставлениям чистых преданных отвергнуть любые желания, неблагоприятные для преданного служения.

Как говорил Господь Капила своей матери Девахути, в процессе слушания историй о Верховном Господе в обществе преданных, сначала появляется вера, постепенно, после практики, она приводит к спонтанной преданности и заканчивается это любовью к Богу.

сатам прасангам мам вирья самвидо бхаванти
хриткарнарасаянах катхах
тад джошанад ашвапаварга вартмани шраддха рати бхактир анукрамишьяти
(ШБ 3.25.25)

Общаясь со святыми, нужно говорить о Моих Святых Именах, нектарных играх и Моей славе. Во время слушания таких историй постепенно твердая вера развивается, очищает преданного, и его привязанность ко мне приводит его к высшей цели - любви к Богу.

Влияние общества святых зависит от того, как мы с ними общаемся. Такое общество окажет на нас положительное воздействие, это подобно эффекту от прикосновения к древнему философскому камню. Нужно выбрать хорошее общество, пользуясь здравым смыслом и способностью отличать одно от другого, чтобы нас в конечном итоге не обманули. 1 секунда = 11 лавам, или 1 лава = 1/11 секунды. Шрила Кришнадас Кавираджа отмечает, что даже за такую долю секунды общество святых может дать кому-либо совершенство или привести к нему: лава матра садху санге сврва сиддхи хайя. В заключение скажем, что только милость духовного учителя и чистых преданных, а также их общество может привести к тому, что мы очистимся от всяческой скверны и наша преданность возрастет. 

Есть доказательств в многих стихах "Шримад-Бхагаватам", где говорится о необходимости общения чистых преданных для духовного прогресса - в противоположность простой практике личных обетов, соблюдения правил нравственности, аскетизма, благочестия, получения знаний и т.д. (ШБ 5.12.12). Лишь смиренно покорившись лотосным стопам чистого преданного, можно добиться успеха.

С другой стороны, во время общения с теми, кто трудится ради материальных благ, или со скучными учеными, сердце оскверняется стремлением к чувственным наслаждениям и освобождению. Работа, знания и мистическая йога не способствуют чистой преданности; наоборот, преданное служение не зависит от этих вещей. Ни одна из них не может привести к конечному результату. Только процесс преданности может подарить любовь к Богу. Это совершенный, независимый от других путь.

Господь Кришна сказал Уддхаве, что какие бы совершенства ни достигались каким-либо другим способом, Мои преданные легко получают все эти плоды. Но они с презрением от них отказываются, предпочитая блаженство чистого преданного служения. Те, кто лелеют нежелательные стремления, не могут называться "чистыми преданными", или "тадией", Господа. Поэтому серьезные ученики должны внимательно служить этим духовным атрибутам - "тадие" Господа, чтобы прогрессировать на пути преданности. В "Чайтанья-чаритамрите" говорится, что богатство чистой преданности можно получить, если добиться успеха в воспевании Святых Имен без оскорблений. Если преданный отклонился от "нама-бхаджаны" и ищет прибежище в другом процессе, то это бессмысленно, поскольку преданное служение в виде воспевания Святых Имен может даровать любое совершенство. Постоянно воспевать Святые Имена - лучший способ провести свою лодку мимо оскорблений и прийти к конечной цели. Если воспевать с оскорблениями, то пожать плоды преданности не удастся (ШБ 2.3.10):

акамах сарва камо ва мокша кама уддхарадхих
тиврена бхакти йогена яджета пурушам парам

Нет у человека желаний, полон ли он желаний, жаждет ли он освобождения - ему следует ревностно поклоняться Верховному Господу и заниматься преданным служением.

Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакура просветил нас, объяснив, что слово "тиврена" (интенсивный), употребленное в таком контексте, означает "свободный от последствий знания, плодотворной деятельности или какой-либо смеси этих нежелательных вещей". 

Однажды Шрила Рамачандра во время неожиданного появления Вибхишаны, брата Раваны, сказал своему преданному Сугриве, что Он дал обет: если кто-либо искренне и преданно скажет "Я Твой", то Он всегда готов его защитить.

кришна кахе-ама бхадже, маге вишая-сукха
амрита чади виша-маге-эи бада муркха

Шрила Бхактивинода Тхакура в комментарии на вышеприведенный стих пишет: "Греховные поступки и дурное общество могут дать толчок всем побочным желаниям: стремлению к освобождению, мистическим силам и чувственным наслаждениям, но с помощью наставлений святого можно отказаться от всех этих гадких желаний в пользу чистого преданного служения. Поэтому благодаря неожиданной удаче - общению со святыми и заботе о преданном служении, даже если раньше не было никаких стремлений к преданности, тем не менее беспричинная милость Господа Кришны начнет действовать и наградит чистым результатом. Сам Господь Кришна говорит: "Сейча этот глупец поклоняется Мне, потому что хочет чувственных наслаждений, отвергая нектар, который Я могу дать и желая взамен яда. Из-за беспросветного невежества у него нет нормальных желаний, тем не менее, будучи Всеведущим, я заставлю его забыть о своих желаниях чувственных наслаждений, подарив ему нектар своих лотосных стоп". Среди различных форм жизни рождение в человеческом теле на земле Бхарата-варши - врат в духовный мир - наивысшее". 

Верховный Господь Хари досконально описал миру во время своего пришествия нектарный вкус чистой преданности.

сатьям дисать артхитам архито нринам
найва артхадо ят пунарартхита ятха
сваям видхате бхаджанам аниччхатам
иччха апи дханам ниджа пада паллавам

Безусловно, все желания всех, поклоняющихся Верховному Господу, удовлетворяются, потому что они поклоняются Шри Кришне. Однако когда о чем-то просят снова и снова, Господь этого не делает, но дает вместо этого нектар своих лотосных стоп, успокаивая таким образом похотливые желания людей.

кама лаги кришна бхадже, пайя кришна расе
кама-чади дас хойте хая абхиласе

Шрила Бхактивинода Тхакур комментирует: "Когда человек с мелочными желаниями совершает самое незначительное усилие в преданном служении и в обществе преданных, он постепенно забудет о своих прежних похотливых устремлениях и обретет вкус к преданному служению. Преданное служение настолько невероятно могущественно, что если им заниматься постоянно, то можно попытаться отказаться от всех похотливых желаний сразу и просто наслаждаться тем, что ты - слуга Господа Кришны".

Дхрува в своих молитвах к Господу Кришне говорит: "О Господь, я совершал великие аскезы, стремясь к высокому положению, но мне повезло - я обрел Тебя, которого не знают полубоги и великие мудрецы. Это похоже на то, что я искал камень, а обнаружил огромный бриллиант. Поэтому я очень благодарен за это и не хочу больше ничего, кроме Тебя".

Можно освободиться от всех пагубных желаний, если иметь следующие три вещи: общение с чистыми преданными, милость Господа Кришны и чистое преданное служение. Шрила Кришнадас Кавираджа исследовал позитивное влияние чистой преданности на великих душ, которые уже достигли самоосознания. Шрила Шукадева Госвами, несмотря на то, что он был осознавшей себя душой, пришел в восторг от стихов "Шримад-Бхагаватам", которые он услышал от отца, и начал серьезно изучать это священное писание под его руководством. Четверо Кумаров были великими имперсоналистами, но аромат листьев Туласи, предложенных лотосным стопам Шри Кришны, изменил их сознание, и они начали проявлять признак экстаза преданности. Девять мудрецов (Нава-йогендры) с рождения были осознавшими себя душами, продвинутыми в духовном знании, но после того, как они услышали нектарные рассказы о Господе Кришны из уст Господа Брахмы, Господа Шивы и Шри Нарады, они полностью погрузились в трансцендентные качества Господа Кришны.

В стихе "атмарамашача мунайо" из "Шримад-Бхагаватам" утверждается, что даже осознавшие себя души, свободные от любых мирских желаний и черпающие радость в своем "Я", постепенное приходят к занятиям преданным служением Верховному Господу. Таковы уникальные качества Господа Кришны, который может овладеть мыслями всех. Шрила Кришнадас Кавираджа пишет, что наиболее разумные люди (уддхарадхих) привязываются к преданному служению и любят служить духовным чувствам Господа Хари, в то время как все, кто обуян извращенными желаниями, запутались в похоти. Таким образом, человек с широкими взглядами - это тот, кто знает, как практиковать чистое преданное служение Верховному Господу. Чистое преданное служение не запятнано никакими другими желаниями. Это единственный путь в духовные миры, как утверждается в "Гите": "бхакти мам абхиджананти яван часми таттватах", и для этого очень нужно общаться с чистыми преданными. 

Оригинал статьи: Бхактиведанта Мемориал Лайбрери
Перевод: Борис Никифоров


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.