= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Сарасвати Тхакур >> НАМ-БХАДЖАН
НАМ-БХАДЖАН
часть II

Шри Нам Духовен. Мудрость, обеты, медитация, отречение, покой ума, добродетельность, изобретательность — все это даже близко не сравнится с Намом! Не сомневайтесь, что Шри Нам — высшее спасение, Нам — высочайшая цель, Нам — наиболее великое Благо, Нам — вечное бытие, Нам — высшая преданность, Нам — высочайший разум, Нам — совершенное Прити, и именно Шри Нам — благословеннейшее памятование. Шри Нам и семя, и плод для джив, Нам — их Господь, и высочайший Объект поклонения. Шри Нам — их лучший Наставник!

Веды описывают духовную природу Имени Кришны как Высшую Истину. «О Господь, после серьезных изысканий, мы заключили, что Имя Твое — превыше высочайшего, и потому мы поглощены воспеванием Твоего Имени. Нам-Бхаджан не зависит ни от каких правил, Шри Нам превыше любых дел благочестия, Он Духовен, Он virility (мужское начало), и Он сияющая Личность. Веды проявлены из Шри Нама. Нам — блаженство, ананда. Мы способны совершенно предать себя Ему. Шри Нам — и поклонение, и Тот, Кому этим поклонением поклоняются. Его стопы — цель благоговения. Вновь и вновь мы склоняемся к Твоим стопам-лотосам и покрываем свое тело Их пыльцой. Чтобы привести душу к высочайшему бытию, преданные говорят о Шри Наме и вместе воспевают славу Шри Нама. Они веруют, что Имя Твое — Сам Чаитанйа, и всегда поют и слушают Киртану, что тождественна с Именем Твоим. Это приносит подлинную чистоту. Нам — это Сат, вечно существующее. Сама суть Вед — Шри Нам, Абсолютная Истина, Сат-Чит-Ананда. О Вишну, лишь милостью Твоего Имени мы способны предлагать Тебе наши гимны. Так что, лишь Имени Твоему нам следует поклоняться и возносить молитвы.»

В Своих «Восьми славящих наставлениях» Шриман Махапрабху воспевает Славу Шри Нама. Там же Он дает некоторое представление о постепенных шагах в Нам-Бхаджане. Его Считать-себя-ничтожнее-травинки-Шлока дает представление о том, как поклоняться Наму, освободившись от десяти скверен. Его Ни-людей-ни-денег-я-не-желаю-Шлока говорит о бескорыстности в Нам-Бхаджане, о преданности, не мотивированной никакими эгоистическими умыслами. О-Сын-Нанды-Шлока учит скорбному покаянию. Последние же две шлоки описывают Враджа-Бхаджан, в коем любящий Кришну служит Ему в Самбхоге (близости с Ним) или в Випраламбхе (в разлуке с Ним), или же, если он совершенно очарован Шримати Радхарани, то в обоих этих чувствах. Слова Шастр столь высоко и так часто восхваляющие Шри Нам столь многочисленны, что описание их потребовало бы слишком большой книги, такой как Шри Хари-бхакти-вилас. У нас нет возможности уместить в этом маленьком издании все эти слова. Так что мы остановимся здесь, и постараемся хотя бы вкратце описать сам процесс Нам-Бхаджана.

Преданные жаждущие взойти на дивные террасы Премы, должны усвоить некоторые истины, прежде чем приниматься за Нам-Бхаджан. Во-первых, им следует осознать, что Форма (Рупа) Самого Шри Кришны, Его Имени, служения Ему, Его слуги — вечно свободны и вечно духовны! Кришна, Его Обитель, Его атрибуты — все это духовно, и не подвержено воздействию майи, иллюзорной энергии. Никакие мирские соображения не существуют в Севе, служении Кришне. Любое место, помещение, сад, лес, Йамуна, да и все, что связано с Кришной, духовно, и, следовательно, не соприкасается с материей. Далее, преданные должны ощутить, что их твердая вера в эти истины, отнюдь не схожа со слепыми верованиями мира материи... Эта вера абсолютно истинна и вечна. Пусть эти идеи вечно царствуют в чистых сердцах беспримесных Вайшнавов. И результатом такой практики станет совершенное самоосознание. А тот, кто осознал Кришну, как впрочем и себя самого, вскоре обретает Васту-сиддхи (погружение в Мир сокровенного служения Шри Кришне). Здесь, в мире материи, преданные могут ощутить лишь проблеск нематериального. И первая стадия этого чувства — освобождение от рабства иллюзии, а кульминация — Према.

Подлинное понимание тех истин, что существуют вне власти материи, именуется Сваруп-сиддхи. Это настоящее знание о взаимоотношениях Кришны и дживы. И когда такое знание приходит, наше стремление к Преме как к средству и как к цели приносит соответствующие плоды. Духовная Обитель Кришны, Его духовное Имя, Его Божественные качества, Его духовные деяния, — единственная цель исканий — все приходит в Преме. Это открывается в Прашно-упанишад.

Шри Нам во всех отношениях следует воспринимать как Проявление Кришны в этом мире. И хотя Он (Шри Нам) видится как Слово, тем не менее, в следствии исполненности непостижимых Сил, Он Духовен и является особой Инкарнацией Кришны. Поскольку Кришна и Его Имя тождественны, то есть Кришна нисходит в этот мир как Нам, следовательно Кришна-Нам — Предтеча Шри Кришны. Дживам, наделенным жаждой достичь Кришну, вначале следует принять Имя Кришны. Стараясь дать определение сущности и источника Хари-Нама, Шри Гопалгуру Госвами, возлюбленный ученик Шри Сварупы Дамодара Госвами, пишет: «Несомненно, благословенны воспевающие Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе! Даже те из них, кто воспевает посредственно (из Агни-пураны), а так же те, кто свободны от любого греха (из Брахманда-пураны). Шри Кришна Чаитанйа собирает их вместе. Это пение Харе Кришна, исходящее из уст Шри Чаитанйи, затапливает все мироздание волнами Премы! Да возликует Славой это Имя, Его волей!»

Вместе с тем, Шриман Махапрабху, как об этом свидетельствуют Чаитанйа-Чаритамрита и Чаитанйа-Бхагавата, Сам взывал и учил джив взывать, отсчитывая эти шестнадцать Имен, эти тридцать два Звука, на четках Туласи. Шри Гопалгуру Госвами дает этим Именам подробное объяснение.

Даже простым произнесением Имени Хари, все грехи скверного сердца очищаются. Как огонь непременно опалит палец, даже если его сунули в пламя ненароком, так и даже непреднамеренное восклицание Имени Хари выжжет все частички греховной скверны. Этот Хари-Нам, неся в Себе Абсолютную Истину, Читананду, Свет, разрушает авидйу, иллюзию.

Все это вершит Хари-Нам. Или потому что Он уносит прочь тройственные страдания от нищеты, бедствий и болезней, зовут Его Хари (устраняющий, уносящий прочь). Или Его зовут Хари, поскольку Он избавляет от мучений все живое и неживое, или же потому, что умы всего сущего в четырнадцати мирах возносятся на волнах очарования слушая и прославляя Духовные Качества Хари. Или Имя Его — Хари, по той причине, что Своей красотой, приводящей в смущение сотни купидонов, Он очаровывает всех людей и даже все Собственные воплощения. А в звательном падеже Хари, будет Ха-ре. А можно сказать и так, что, согласно видению Брахма-Самхиты, Та, Кто восхищает сознание Хари Своей Према-Сварупой, то есть привязанностью и любовью к Хари, есть Хара или Шримати Радхика, дочь Вришабхану. И когда к Ней обращаются в звательном падеже, это будет звучать как Ха-ре.

А «Кришна», в соответствии с трактовкой Агамы, указывает на Кришну, Который есть Воплощенная Ананда, Парабрахман, влекущий к Себе все сущее. И когда к Кришне взывают, то произносимое слово будет опять-таки «Кришна». Агама говорит: «О Богиня, все преступное, все греховные побуждения, устраняются из сердца звучанием РА, а звук МА — надежные врата, что не допустят возвращения зла в сердце. Вместе же РАМА.» Далее Пураны говорят, что Кришна разумнее разумнейших, хитрее наихитрейших, Высочайшее Божество всех Лил, вечно живущий духовной любовью к Шри Радхе, именуется Рама.

Жаждущие Премы и идущие к ней преданные, воспевают и сознают Харе-Кришна-Нам, читая свою молитву на четках (by counting). Воспевая Кришна-Нам и помня Его, они постоянно памятуют о Его абсолютно духовных качествах, благодаря напоминанию собственному уму Значения Шри Нама. Этим Значением их сердца в кратчайшие сроки избавляются от всего никчемного и обретают чистоту и безупречность. И когда в чуть заметном сиянии только-только восходящего Шри Нама, сердце обретет подлинную чистоту в памятовании Святого Имени, Шри Нам взойдет над горизонтом безупречного в своей безгрешности сердца в полную силу.

Среди тех, кто принял Шри Нам, есть и те, кто уже совершенны, и те, кто только стремятся к совершенству. Относящиеся к последнему классу, разделяются согласно их степени восхождения. Кроме того, вечно свободные преданные никогда не путают душу с телом, они не отождествляют себя с телом или умом. На самых начальных стадиях преданные воспевают Шри Нам фиксированное количество кругов на четках, и когда они преуспевают в этом, они восходят на ту стадию, когда уста не способны удержаться и на миг от воспевания Кришна-Нама. Хотя, отравленный желчью авидйи, язык неофитов поначалу не может ощутить вкус Нам-Бхаджана, терпение и постоянство в обращении к Шри Наму — единственная панацея. Вскоре они будут ощущать беспокойство, стоит им перестать воспевать Шри Нам... и тогда в постоянстве и предельной сосредоточенности появится сильнейшее влечение к Кришна-Наму. Решимость и серьезность в деле уклонения от любых преступлений против Шри Нама совершенно необходима особо на первичных стадиях Бхаджана, а это осуществимо только при условии, что человек будет всеми силами сторониться общения с материалистичными людьми, и в то же время будет пребывать в обществе преданных Господа. Непрестанное воспевание Кришна-Нама, после первых же стадий, естественным образом наделяет душу пылкой любовью к Шри Наму и добротой к дживам. И в этом ни карма, ни гйана, ни йога, не имеют никакого участия. Прилагай они хоть все силы, это может помочь преданному Шри Нама только в вопросах элементарного жизнеобеспечения. Если Кришна-Нам воспевался со всей крепостию духа, вскоре сердце освободится от пламени авидйи, и когда авидйа сгинет, светозарная сила подлинного бесстрастного отречения и чувства родства Кришны и дживы взойдет в сердце во всем своем великолепии. Бесчисленное количество раз эта истина была подтверждена великими мудрецами.

С восторгом сердца нужно вновь и вновь вспоминать Смысл и Образ Шри Нама, и молиться Кришне душераздирающим плачем, что и привлечет милость Кришны, которая устремит душу по пути подлинного Бхаджана, а иначе нынешнее рождение пройдет в пустую, как в случае с карми и, ждущими своего разочарования, гйани.

Те, кто решились на Бхаджан, могут быть отнесены к двум разным категориям: кто-то просто тянет тяжкую ношу, а кто-то уже по достоинству оценивает подлинную ценность происходящего. Жаждущие наслаждений, а так же, стремящиеся к самоуничтожению в освобождении, как в прочем и те, чье внимание приковано к делам этого мира, лишь волокут на себе невыносимо тяжелый груз благочестия, богатства, услаждений плоти и спасения. Они даже не подозревают, что именно Према — высочайшая Сила жизни. Такие «тяжеловозы» терпят неудачу в своих, пусть даже самых отчаянных, попытках прогрессировать в Бхаджане, тогда как зрящее суть внимание к Према-таттве в кратчайшие сроки приводит к высочайшей цели. Живущие таким вниманием, именуются Према-рурукшу (с величайшей решимостью восходящие в миры Премы), и единственно они могут легко и в короткие сроки взойти в мир Премы, стать подлинно Парамахамсами. Тот же, кто отягощен мирской ношей, постигая любовь к Высшей Истине в обществе таких Садху, так же сможет вскоре обрести влечение к Преме.

Благие деяния предыдущих воплощений, проявляющиеся как предвкушение расцвета преданности, благоговейный трепет и сильное стремление служить Всевышнему, преображаются в жгучую жажду самопредания в обществе преданных. Бхаджан, что совершается совместно с подлинными Вайшнавами, пробуждает к жизни Бхакти-садхану, надежду в предвкушении Премы. Если принять процесс Садханы так, как наставляют настоящие беспримесные преданные, вскоре придет безудержное влечение к той стадии, на которой возможно вкушать Прему. Но опять-таки, эта Према останется невообразимо далеко от садхаки, если общаться с не-совсем-истинными Вайшнавами и не полностью посвящать себя служению Кришне. Тогда: 1 — его любовь к тленному миру, 2 — его отождествление себя с телом из плоти и крови, а так же с умом, 3 — его постижение чего-либо, помимо Кришны, 4 — его раболепная зависимость от майи, сделают его неспособным почитать и любить настоящих Вайшнавов, отравив его сердце гнусным лицемерием. И в этом случае садхака вынужден будет долгое время оставаться в рамках самых начальных этапов Садханы. Надежда на Кришну и вера в Него у таких людей, конечно, присутствует, но она настолько слаба, непостоянна и переменчива, что в любой момент они могут быть обольщены противоречивыми аргументами враждующих общин и, следовательно, оказаться под влиянием так называемых наставников и «садху». Чтобы их беспокойное сознание обрело стабильность, они осваивают принцип суждений (путь Шрути) от подлинного духовного наставника, они обретают представление о настоящем поклонении. Твердая вера в Шри Нам пробудится в сердце после долгих усилий в поклонении Божеству. Так, в конце концов, они решатся на Нам-Бхаджан в обществе Вайшнавов.

Совсем иной случай с теми счастливцами, что обладают исключительно твердой верой в Кришна-Нам. Безграничной милостью Кришны, они принимают прибежище у стоп того наставника, который совершенно сведущ в онтологии (ontologist) Шри Нама, то есть он сознает и созерцает Сварупу Шри Нама. Шри Махапрабху говорит, что хотя формальная инициация в данном случае может и не быть столь уж необходимой, но подлинное руководство в Нам-Бхаджане совершенно необходимо. Буквосочетание Шри Нама может быть получено где угодно и от кого угодно, однако глубинную и незримую Истину, что надежно сокрыта в этом буквенном образе, открыть способен лишь настоящий Учитель беззаветно преданный Кришне. Единственно милость такого Руководителя может помочь пересечь стадию, на которой Имя только-только отбрасывает Свой свет, и войти в абсолютное сияние Шри Нама, а кроме того, избавить от десяти богохульств, что останавливают попытки служить Кришна-Наму.

Те, кто воистину преданы Наму, уже, с самого начала достигают второй стадии в поклонении Нама-Сварупе. Фактически они уже не имеют никакой склонности к Намабхасе (произнесение Имени без апарадх, но и без пылкой любви к Шри Наму). По правде сказать, таковые уже имеют ревностную жажду к Преме, и потому они настоящие Према-рурукшу. Такова их религия — ощущать Прему к Шри Кришне. Они переполнены дружескими чувствами к настоящим Вайшнавам, они являют милость и полны сострадания к слабым, неутвержденным Вайшнавам, и они безразличны к тем, кого распирает от самодовольства и высокого мнения о собственной эрудиции, и к тем, кто враждебен к преданным и Шри Мурти Бхагавана. Не способные толком отличить хорошее от дурного, новички, которые ограничены только самыми общими представлениями о правильном, иногда оказываются в весьма плачевном состоянии. Вайшнавы на среднем этапе развития, всем своим естеством жаждущие Премы, ведут себя по-разному с тремя типами Вайшнавов, и очень скоро будут благословлены самой Премой, достигнув высочайшей жизни Вайшнава. И этот средний тип Вайшнавов — лучший для совершения благого общения.

Эти Према-рурукшу-Вайшнавы воспевают на своих четках три лакха за двадцать четыре часа, и то блаженство, что они находят в Шри Наме, столь сильно, что они не могут разлучиться с Ним даже на миг, и тогда, когда уже не остается времени даже на сон и т.п., они погружаются в непрерывный Бхаджан. Постоянным обращением в памяти к значению Шри Нама, как оно было объяснено Шри Гопал Гуру Госвами, постепенно уйдут прочь все напыления в природе живого существа, и тогда Шри Нам Лично явит Себя перед духовным взором преданного. А когда полностью проявляется Шри Нама-Сварупа, это тоже что и проявление Сварупы Самого Шри Кришны. Явление Нама-Сварупы — это явление Кришна-Сварупы! Чем более ясно и чисто воспринимается Шри Нам, чем дольше продолжается Бхаджан в реальном присутствии Нама-Сварупы, чем больше рассеивается воздействие трех первоэлементов материи, а именно сатвы (благости), раджо (суетливости) и тамо (тьмы гордости и невежества), тем явственней в сердце преданного восходят духовные Качества Кришны. И когда Имя, Рупа и Качества Кришны благодатно воссоединяются в сердце преданных, и преданные отчетливо видят это в своем Бхаджане, Лила (Развлечения) Кришны Сама пробуждается в них, благодаря милости Кришны и их собственной погруженности в естественные для дживы Размышления. Непрерывно танцует на их языках Шри Нам, Облик Кришны становится видимым для очей их души, все Качества Шри Кришны ощущаются в их сердце, и бутон Лилы расцветает в душе, когда они погружаются в эти созерцательные Размышления. На этом этапе следует отметить пять состояний живущего преданностью: Шравана-даша, Варана-даша, Смарана-даша, Апана-даша и Прапана-даша. Счастливые переживания, приходящие к преданному в ходе слушания о Цели и о Средстве из уст настоящего Духовного Наставника, могут именоваться Шравана-даша. Так обретаются все мельчайшие составляющие знания о том, как принимать Шри Нам без совершения каких бы то ни было святотатств по отношению к Нему, и как стать пригодным для принятия Шри Нама. Все это способствует постоянству в Нам-Бхаджане.

Когда, воистину готовый к этому, получает от Шри Гуру четки Премы к Шри Наму, то есть когда ученик с великой пылкостью из самых глубин своего сердца отчаянно возносит молитву о полном самопредании лотосным стопам Шри Гуру ради чистого, беспримесного Бхаджана, он обретает воодушевляющую силу и необходимые способности от него. Это и есть Варана-даша.

Памятование, созерцание, сосредоточенность, постоянные размышления и глубокий транс — пять составляющих Смаранам. Памятованием Кришна-Нама, преданный обретает устойчивое восприятие Атрибутов (Качеств Господа). Благодаря этому восприятию, приходит твердая убежденность в стремлении к Лиле Кришны, а затем и погружение в эту Лилу с полной поглощенностью Кришна-расой. Такова Апана-даша. Смараной и Апаной преданный может постичь и полюбить вечную и ежедневную Лилу Кришны с, присущими ей, восьмью периодами. И когда он полностью уйдет в мир этой Лилы, он воистину поймет самого себя и Шри Кришну. Такие преданные называются Парамахамсами.

При наступлении времени ухода из этого мира, Вайшнав, милостью Кришны, становится близким соратником Самой Высшей Цели его поклонения во Врадже, и так обретает суммум-бонум (высочайшее благо) Нам-Бхаджана.

Но должны ли абсолютно все искатели Премы оставлять жизнь домохозяина и принимать саннйасу? Ответим так: находишься ты в суете или в тиши уединения, живешь во дворце или в хижине, грихастха ли ты, или ванапрастха, или саннйаси, какой бы характер ни носила твоя жизнь, но настоящий Према-рурукшу стремится только к той жизни, которая способствует движению к Преме, и немедленно оставляет любой образ жизни, если он слишком тяжел для вершения Бхаджана или же откровенно враждебен. В этой связи весьма ценно вспомнить жития Шриваса Пандита, Пундарики Видйанидхи, Шри Рамананды и иных Спутников Кришны. Все они Парамахамсы с рождения. Рибху, Джанака и другие, в свое время всеми признавались как Парамахамсы, не смотря на то, что вели жизнь домохозяев. С другой стороны, найдя, что семейная жизнь препятствует Бхаджану, Шри Рамануджа Свами, Шри Сварупа Дамодар Госвами, Шри Мадхавендра Пури Госвами, Шри Харидас Тхакур, Шри Санатан Госвами и Шри Рагхунатха Дас Госвами, все они отреклись от семейных дел и приняли отреченную жизнь.

Нежная красота Шри Кришны столь обворожительна, что даже Купидон очарован Им, да и Сам Кришна очарован Собой и жаждет ощутить нежность Его совершенной Возлюбленной, Шри Радхи, Его Собственного Проявления Служения в Любви. Покрыв Себя сиянием и чувствами Шри Радхи, и наполнившись Ее обжигающей, пьянящей любовью, Кришна начинает вести Себя как совершенно влюбленный в Самого Себя, Он проявляет Себя Шри Гаурангой. Шри Кришна, основа природы Высшего Бытия, Настоящая и Вечная Истина — единственный Объект Любви, а Шри Гауранга Носитель и Даятель этой Любви. Кришна одновременно находится и со Своей Супругой в рощах Вриндавана, и вкушает нектар Любви, что бьет фонтаном в сердце Его Супруги, являя Себя Гаурангадевом в Навадвипе, воспевая Имя Кришны и уча остальных любить Кришну и взывать к Его Имени. И делая это, Он совершенно однозначно различал подлинное Имя, что тождественно Тому, на Кого Оно указывает, и лишь кажущееся «имя», которое принимается на мирской, богохульный манер. Он указывал на то, что в Кали-йугу люди этого мира склонны к: двуличию, интоксикациям, сладострастию, убийству животных и корыстолюбию, и потому не способны медитировать на Шри Вишну и совершать поклонение Ему, исполняя Ведические жертвоприношения. Так что, Имя Кришны — единственная медитация, единственное жертвоприношение, единственное Богослужение в эту эпоху Кали. Имя — и средство, и цель. Но следует с величайшим усердием сконцентрировать внимание на том, что Имя Кришны отнюдь не комбинация букв или произносимых звуков, внешняя оболочка не является Самой Личностью. Огонь и светлячок внешне могут показаться сходными, но они вовсе не одно и тоже. Мизерная искра огня, сознательно это будет сделано или неосознанно, с серьезными намерениями или в шутку, может в мгновение воспламенить горючее вещество, тогда как даже сотни светлячков, трудясь пусть даже сотню лет, не смогут этого сделать. Имя Кришны тождественно с Самим Кришной и исполнено всеми Его достояниями и качествами. Следовательно, Его Имя, в отличии от любых иных имен, заключает в Себе всю полноту Его шакти, Его совершенств, чистоты, Его Имя свободно от влияния иллюзии и вечно свободно.

Рассвет полностью рассеивает ночную тьму и загоняет диких зверей в их норы, а разбойников и воров в их логово, давая нам возможность различать очертания окружающих предметов и встречать восхождение светила на небеса. Таково же действие и Намабхасы, устраняющей с нашего пути шипы, разрушающей все мирские алкания, уносящей тучи невежества, так, что мы получаем возможность непосредственно созерцать Шри Нам. Когда пылающий диск Солнца восходит на востоке, его всеосвещающие лучи наделяют нас способностью видеть его, воспринимать сами эти лучи, и видеть все, что омывается этими лучами. Солнце видится нами с помощью его собственных лучей и тепла, и чтобы его увидеть мы легко обходимся без дополнительной помощи осветительных приборов. Но даже все самые яркие свечи вселенной собранные вместе, не помогут нам узреть Солнце. Когда же наша, исполненная призрачных снов, ночь подойдет к концу, когда мы отбросим собственное безразличие и откроем глаза, обратив их к Востоку, нам откроется Имя-Солнце во всем Своем великолепии и красоте.

<< назад, к началу статьи

Перевод: Дева дас


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.