= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

Hari-katha >>  Статьи Вайшнавов >> Голос Любящей Совести

назад| оглавление | вперед

3-3

Доброе утро, Сергей! Я рад, что ты снова пришел. Наш разговор продолжается, не так ли?
И теперь, если уж ты решил продолжить, давай все-таки выясним до конца, чего ты ожидаешь от нашего разговора. Задавай тему.

Тему? Хм… По-моему, тема вроде как задана.

Хорошо. Тебе, насколько Я понял, нравится идея очаровательного пастушка-Бога. Ты допускаешь, что за этой идеей действительно стоит какая-то реальность, и что есть личности, у которых все работает. Ты хочешь, чтобы и у тебя заработало, но не знаешь, как этого добиться. Это так?

Если сказать совсем уж честно…

Уж, пожалуйста!

С тех пор, как я ушел из ИСККОН, многое изменилось в моей душе. Скажу прямо, я убежден, что сейчас стою на верном пути. И я не хотел бы оставлять его.

Но почему-то я немного скучаю по Кришне. По тому Кришне, который Бог, а не просто величайший из йогов. Да, я хотел бы, чтобы это оказалось правдой. Осталась какая-то отдаленная тоска. Очень слабая. Я, в общем-то, и не замечал ее, но вчера все это проснулось снова… Я чувствую, что в моем сознании будто какая-то дыра. Будто упущено что-то важное. Что-то осталось не завершенным. Я, между прочим, почти не спал сегодня.

Похоже, я привязался к Кришне за все эти годы. И мне, в общем-то, без разницы, Бог Он или просто просветленный учитель йоги. Он мне нравится! Просто как личность. Все йоги очень уважают Бхагавад-гиту. Все без исключения. Все признают, что йога многое потеряет, если убрать из нее наставления Кришны. По-прежнему в трудные минуты я инстинктивно обращаюсь к Нему. Что-то вроде наработанного канала. Привычно…

Я не ожидал, что все эти вопросы беспокоят меня настолько серьезно. Ведь действительно Вайшнавизм – это слишком великая традиция, чтобы просто отвергнуть ее.

Теперь, как Я понимаю, ты хочешь разобраться в этом?

Да.

Тогда приступим, малыш.

Давай приступим. Я даже кое-что выписал на листок, чтобы не забыть. Я верю, что Ты поможешь мне.

Благодарю.

Конечно, все это более чем странно, но я почему-то решил походить сюда. «Зачастить» еще некоторое время. Похоже, что я Тебе верю. Скажи, а Ты правда Бог?

Это что-то изменит в наших отношениях?

Наверное, да. Хотя я и так Тебе верю.

Если Я просто скажу, тебе будет этого достаточно?

Да.

А ты сам как чувствуешь?

Когда я читаю строчки, которые Света пишет, я будто чувствую, как бы это сказать… особое внимание Бога. Да, можно сказать, что я чувствую любовь Бога. Не могло ведь все это случиться просто так?

Не могло. Но Я не буду испытывать твое терпение и отвечу на твой вопрос. Да, малыш, Я Бог. Я Бог, Который больше всего на свете не желает быть Богом. Чтобы не быть Богом, Я принял очень серьезные меры и, как Мне кажется, кое-чего добился. Благодаря Моим стараниям, очень многие перестали считать Меня Богом, и это приносит глубокую радость Моему сердцу.

Поэтому, если тебя беспокоит Мое самочувствие, Я не хочу, чтобы ты считал Меня Богом. Я хочу, чтобы ты считал Меня другом. Спрашивай Меня, как бы ты спрашивал своего друга. Попробуй без страха раскрыть Мне свое сердце. А Я тогда раскрою тебе Свое.

Что-то это слишком круто! Бог раскроет мне Свое сердце?

Увы, увы… ты не оправдал Моих ожиданий.

Нет, я не отказываюсь быть с Тобой искренним. От Светки у меня нет тайн, тем более, от Бога.

Не иметь тайн от Бога и считать Бога своим другом — немного разные вещи.

Я правда хочу довериться Тебе. А зачем бы я тогда пришел?

У тебя доброе сердце, малыш.

Что ж, тогда и Я доверюсь тебе.

Так вот, это Мой зов держал тебя. Это Моя боль не давала тебе заснуть. Это Моя тоска привела тебя сюда, в эту комнату, и посадила перед этим письменным столом.

И еще кое-что Я хочу сказать тебе. Но, боюсь, ты не поверишь.

Я поверю.

Обещаешь?

Обещаю.

Хорошо, Я скажу. Я тоже не спал долгие ночи, думая о тебе, малыш. Но чтобы принять, что Бог вообще может спать или, того хуже, мучиться от бессонницы, необходимо очень многое осознать.

ОЧЕНЬ МНОГОЕ ОСОЗНАТЬ!

Величайшие мудрецы и йоги изучают Бхагавад-гиту и не осознают этого. Вот почему Я не ожидаю сейчас, что ты поверишь Мне и не воспримешь все как шутку.

Но Я все же решил сказать тебе об этом, ибо предполагаю, что наш разговор дальше пойдет в этом направлении. Давай будем просто считать, что это заголовок нашей следующей темы.

Мы постараемся выяснить, может ли Бог видеть сны…

Сегодня Ты как-то по особенному говоришь со мной. Вчера Ты был другим.

Да, малыш, Я могу быть разным. Бесконечно разным.

Но, если ты помнишь, вчера ты попросил Меня кое о чем.

Я попросил Тебя вести меня Домой.

Вот именно. Такая просьба совпадает с Моим сокровенным желанием. И это желание настолько сильно, что теперь не имеет особого значения, что ты имел в виду, прося об этом.

Не возражаешь?

Нет.

И не боишься?

А чего мне бояться?

Того, например, что Я выполню твою просьбу так, как Я Сам ее понимаю.

Ты что, заставишь меня бросить йогу и вернуться в ИСККОН?

Бог никогда не станет заставлять тебя. Я планирую начать с того, что просто отвечу на твои вопросы. Но после этого, возможно, ты пересмотришь некоторые свои планы.

Я сам пересмотрю их или я буду вынужден пересмотреть их?

Обещаю, никакого насилия.

Тогда чего же мне бояться?

Это может быть больно, малыш.

Пересматривать планы?

Путь к Истине труден и долог. Шаги на этом пути заключаются в том, что ты отвергаешь одно за другим свои представления о ней. Всякий раз ты отвергаешь свое очередное представление, чтобы принять следующее, более полное. И этот процесс очень часто может быть болезненным, ибо ты оставляешь то, чем действительно жил, и тех, кого по-настоящему любишь.

Но в то же время это и естественно: когда ты движешься вперед, что-то неизбежно должно оставаться позади…

Поэтому испугаться подобных перемен означает отказаться от поиска Истины.

Выходит, у меня нет выбора. Зачем же Ты тогда спрашиваешь?

Выбор всегда есть. И Бог всегда будет спрашивать тебя.

Что ж, я могу сказать, что хочу двигаться к Истине.

А Домой?

Да, я хочу двигаться Домой. И я хочу понять, где же мой дом на самом деле.

Я благодарю тебя за такой ответ. Тогда в путь! Что ты там написал на своем листочке?

О, я много тут чего написал… первое, чего я хочу понять, это почему путь к Кришне такой абстрактный?

В смысле?

Ты представляешь себе, что такое йог с семилетним стажем!

Думаю, что да.

Если оставить юмор. Ведь если бы эти семь лет я провел, практикуя йогу, настоящую йогу, насколько мощный результат я бы сейчас имел!

Если бы ты по-настоящему практиковал настоящую йогу, ты бы имел, несомненно, великий результат.

А там что!? Понимаешь, я хочу настоящего! Настоящий результат, который я могу потрогать. Чтобы со мной начало что-то происходить. А что мне дало пребывание в этом «Харе Кришна»? Совершенно ничего!

На самом деле, ты получил богатейший опыт.

Какой еще опыт?

Опыт того, как не нужно стремиться к истине. Опыт того, что самообман разрушает все, сводит на нет даже огромные усилия. Это большое богатство, малыш!

И дело здесь не столько в «Харе Кришна», сколько в твоем навязчивом желании обманывать себя. Так случилось, что ты получил этот опыт там, но это могло произойти и в другом месте.

Все другие пути к Богу, с которыми я знаком, имеют четкие критерии прогресса. Все это очень ощутимо. То есть это реально. Ученик приходит и его погружают в реальный процесс, например, в медитацию. И он чувствует совершенно реальные изменения. А в…

А что, в «Сознании Кришны» изменения вообще отсутствуют?

Сначала, конечно, изменения есть.

Это была целая эпопея, когда мы все бросали есть мясо и смотреть телевизоры. Потом мы побросали работу как «источник дурного общения». Мучительно шло избавление от курения и пристрастия к спиртному. Кто-то даже «слез с иглы». Да, изменения были. Мы стали чище. Мы все заметили это. Наше мышление изменилось. Но на этом почему-то все кончилось. Мы достигли какого-то начального, незначительного уровня и остановились. Какое-то время потоптались, а потом медленно стали сползать назад.

Я понял твой вопрос. Чем грубее энергии, с которыми ты работаешь, тем более ощутимыми будут результаты и тем быстрее они придут. Очевидно, что грубое всегда более «наглядно», ибо не требует внутреннего преобразования твоих органов восприятия.

Поэтому, если ты хочешь самых быстрых и самых наглядных результатов, могу посоветовать тебе заняться культуризмом или записаться в секцию бокса.

Любая духовная практика сначала производит грубое очищение психики и тела и лишь затем поднимает сознание на более высокие планы. Но чтобы достичь этих светлых уровней, необходимо начать очень серьезно следовать избранному процессу. А вот до этого-то большинство практикующих и не дотягивает! Подавляющее большинство останавливается на внешнем и поверхностном, а когда это надоедает, все начинают, как ты сказал, медленно сползать назад.

Например, сейчас, придя в школу йоги, ты чувствуешь эйфорию от чисто внешних вещей. Да, здоровье наладилось, депрессии ушли, но сможешь ли ты пойти дальше? Твоя ситуация снова повторилась в точности. И если ты убежден, что теперь все будет хорошо, Я спрошу тебя, что мешало тебе раньше? И если ты не смог этого сделать тогда, что изменилось сейчас?

Если ты считаешь, что достичь прогресса в медитации или в пранайаме легче, ты заблуждаешься. Ты даже представить себе не можешь, какой серьезный труд ожидает тебя!

Очень скоро ты убедишься, что йогические Шастры в твоем случае почему-то не работают: все сроки прошли, а сиддх нет и в помине.

Ответил ли Я на вопрос?

Ты хочешь сказать, что я просто перешел от одного внешнего к другому внешнему? От одних азов к другим азам?

Именно.

И если бы в бхакти я пошел немного глубже, я и там получил бы конкретные результаты?

Нет, малыш. «Немного глубже» не поможет. Необходимо серьезное изучение и тщательное следование всем наставлениям. Тогда Бог даст тебе. Ибо именно упорство показывает Богу, что ты действительно этого хочешь!

Но почему-то я чувствую, что сейчас мне удастся начать серьезное продвижение в йоге. Я просто горю энтузиазмом.

Это прекрасно. Но не стоит забывать, что то же самое ты чувствовал и во время «первого забега»…

Сейчас другая ситуация.

Чем же она другая?

Я вижу системность и упорядоченность йоги, чего нельзя сказать о «Сознании Кришны». По крайней мере, йогу я понимаю. А разве можно следовать процессу, если ничего не понимаешь?

Нельзя. Но Мне трудно поверить, что ты действительно не обнаружил никакой упорядоченности в бхакти. Ты это серьезно утверждаешь?

Я сейчас объясню. Йога – это строго последовательный процесс. Сначала начинается очищение физического тела. Асаны излечивают все болезни. Тело становится сильным, гибким и крепким. Энергия накапливается. Когда физическое тело чисто, ученик готов к пранайаме. Пранайама окончательно излечивает все болезни, дает колоссальную энергию, готовит ум к медитации. Когда замедляется дыхание посредством пранайамы, останавливается ум. Ум перестает блуждать, а дальнейший прогресс в пранайаме приводит к пратйахаре, когда чувства отрываются от внешнего мира и направляются внутрь. И так далее. Я думаю, мне не стоит объяснять Богу, что такое йога. Одним словом, это последовательный процесс, который я могу понять.

Я тоже могу понять, что ты ничего не понимаешь.

Я не утверждаю, что постиг йогу до самых глубоких глубин. Но кое в чем я разобрался…

Ты не понимаешь даже азов йоги.

Впрочем, такой подход, как у тебя, существует. Так мыслят демоны. Кстати, в «демонической» йоге ты тоже пока ни бум-бум.

Демоны?!!!

Да. Но все это предусмотрено, ибо демоны занимают важное место в творении Бога. Однако Мой долг сообщить тебе, что ты стоишь на демонической платформе знания. Я не возражаю, стой, где стоишь. Но Я сомневаюсь, что ты действительно этого хочешь.

Чем же «демонична» моя платформа?

Как достигается высшая цель йоги?

«Когда останавливается ум, проявляется сущность…» Это не я придумал, так говорит Патанджали. Поэтому суть йоги сводится к читта-вритти ниродха – остановке блужданий ума. Душа смотрит в зеркало ума. Если ум беспокоен или просто подвижен, как это происходит в обычном состоянии, душа не может увидеть себя в таком «зеркале». Она видит все вкривь и вкось. На этом построена иллюзия. Я вижу какие-то уродливые образы и считаю их собой. Но если ум спокоен, «зеркало» идеально гладкое, и душа, глядя в него, может увидеть себя саму без искажений. Когда очищаются боковые нади, ида и пингала, прана входит в центральную сушумну-нади, и кундалини начинает …

Подброшенный камень падает вниз.

Когда металл нагревают, он расширяется…

Что это ты пишешь? Школу вспомнила?

Светлана: Пишу, что мне говорят…

Она правильно пишет. Я провожу аналогию. Это законы, к которым привыкло подавляющее большинство людей. Это механические законы. В твоем представлении йога, как Я вижу, тоже сводится к некоему техническому процессу.

Ты полагаешь, перед тобой лежит мертвая механическая структура не важно, структура это твоего физического тела или Вселенной, главное, что она мертвая, с которой ты можешь при наличии некоторой сноровки сделать все, что тебе заблагорассудится? А сам процесс в этом случае сводится всего лишь к обретению такой сноровки?

Разве ты не видишь аналогию: когда металл нагревают, он расширяется; когда останавливается дыхание, останавливается ум; когда останавливается ум, проявляется сущность…?

Сергей: А разве это не так?

Это так, но лишь с определенной точки зрения, а именно с демонической.

Ну и поворот…

Скажи, подброшенный камень падает?

Обычно да.

А может он не упасть?

Вероятно, да.

Когда он не упадет?

Когда будут привлечены какие-то силы… Левитация, например.

Но кто управляет этими силами?

Тот, кто вызывает этот эффект. Какой-нибудь йог или мистик…

А кто дает йогам и мистикам силу управлять материей?

Бог.

Ладно… Пожалуй, пока ты еще не совсем демон. Окончательно сформировавшийся демон, асур, сейчас бы ответил, что йоги и мистики обретают свою силу посредством определенных практик, позволяющих накапливать энергию…

Но разве йога – это не практика?

Это практика. И бхакти тоже практика. И карма-канда тоже практика. Существует огромное количество практик… Но действительное назначение всякой практики, в том числе направленной на постижение Истины, просто показать Богу силу и суть твоего желания. Само по себе постижение Истины, как и любой другой результат, к которому ты стремишься, НЕ ЗАВИСИТ ОТ ТВОЕЙ ПРАКТИКИ.

Ты думаешь, ум останавливается именно потому, что йог задерживает свое дыхание? Ты думаешь, вода становится твердой, потому что температура опускается ниже нуля? Все это иллюзия, малыш!

Ведь иногда подброшенный камень не падает, нагреваемый металл не расширяется, а остановка праны не приводит к просветлению. Очень многие добились остановки дыхания, но не обрели при этом даже намека на самадхи.

Почему?

Некоторые сожгли себе легкие или сердце, некоторые получили кровоизлияние в мозг, некоторые сошли с ума. Многие спалили срединный канал, а многие вышли из тела, да так и не смогли войти… Это сплошь и рядом происходит сейчас, это бывало и раньше.

Ну, так они просто неправильно занимались йогой!

Конечно, они неправильно занимались йогой. Но в чем заключается правильность?

Вероятно, у них не было квалифицированного наставника по йоге.

Верно. Но что скажет тебе наставник по йоге, который по-настоящему квалифицирован?

Что результат дает Бог?

Да, он скажет тебе, что прямой зависимости между твоими действиями и результатом не существует, что любой результат дает Ишвара. Это не означает, что само по себе действие не важно, но это означает, что процесс, прежде всего, представляет собой ОБЩЕНИЕ!

Между тобой и результатом всегда стоит Ишвара Верховный Повелитель, Который наблюдает за твоими действиями и решает, какой результат тебе дать и дать ли вообще!

Любой истинный наставник по йоге скажет тебе, что в основе всего лежит ишвара-пранидхана, самопредание Богу. С нее все начинается, ею и, между прочим, ради нее движется и ею же завершается. Ибо без следования йаме и нийаме невозможна никакая йога.

Полагаю, это не новость для тебя. Йога это действительно упорядоченный процесс, но смысл этого не в том, что пока ты не вылечишь тело, не сможешь медитировать, а в том, что без совершенства в яме и нияме все остальное лишено смысла! Даже остановка праны и даже медитация, которая длится миллионы лет.

Ибо во Вселенной НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИКАКИХ МЕХАНИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ! Есть только свободный, живой Бог, Который пронизывает Собой все и Который в конечном счете и есть все, что существует.

Но если практика неправильная, результат не придет! Значит, все-таки кое-что зависит и от сноровки?

В абсолютном смысле нет ничего правильного и ничего неправильного. «Правильность» и «неправильность» всего лишь следствия сильного или слабого желания. Если ты действительно хочешь чего-то, ты будешь стараться сделать все «правильно». Когда Бог видит сильное желание, ВИДИТ, НАСКОЛЬКО ТЩАТЕЛЬНО ТЫ СТАРАЕШЬСЯ СОБЛЮСТИ КАЖДУЮ МЕЛОЧЬ, Он дает.

Вернее, Он обычно дает.

Вы называете законами то, что происходит чаще всего.

Однако какой бы «железной» ни была закономерность, всякий раз нет никакой гарантии, что процесс повторится. Ибо единственная причина любого «повторения» желание Бога. Когда кто-то начинает рассматривать цепочку «причина следствие» без учета воли Вездесущей Жизни, он сразу же оказывается на позиции демонической половины Вселенной.

Ты находишься в Океане Жизни, Который есть Я, и поэтому вокруг тебя нет ничего, кроме движущейся, ликующей, любящей Жизни! Все, что тебя окружает, и все, что с тобой происходит, это твои отношения со Мной. Чем полнее ты начинаешь осознавать это, тем в большей степени обретаешь божественность.

Но когда ты начинаешь видеть вокруг себя ЗАКОНЫ, а не ОТНОШЕНИЯ, ты превращаешься в асура.

Я, разумеется, позволяю асурам существовать, ведь разделение Вселенной на две половины божественную и демоническую создано с определенной целью. Поэтому обычно Я изображаю иллюзию наличия незыблемых законов, чтобы каждый имел возможность увидеть именно то, что он хочет.

Это грандиозное объяснение. Я, в общем-то, потрясен. Но ведь это не означает, что нет никакого порядка? Порядок должен быть.

Конечно, порядок есть. Но, как Я уже сказал, это порядок жизни, а не порядок механических законов.

Ну, вот смотри. Если, допустим, у меня больное тело… Йога начинает с того, что исцеляет его. Это первый положительный эффект. Я понимаю, что это дает Бог, а не сама по себе моя практика, а упорство лишь свидетельствует о силе моего желания. Но почему в йоге Бог ДАЕТ ЭТО, а в бхакти не дает?

Я понимаю, что это только начало, и что йога не ограничивается здоровьем. Но это первый наглядный эффект! Это первая РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ! Меня берут какого угодно больного и ставят на ноги. Любой может достичь успеха в йоге – даже дряхлый и больной, йога предусматривает это. Конечно, при наличии упорства.

В бхакти ничего подобного не наблюдается. Пришедший в бхакти не может рассчитывать на какую-либо помощь относительно своего тела. Все его проблемы остаются при нем. Конечно, есть некоторые ограничения. Пришедший бросает все свои дурные привычки и получает некоторое облегчение. Я могу допустить, что некоторые его болезни проходят. Но не все же болезни возникают от пьянства, наркомании и беспорядочного секса.

Таким образом, создается впечатление, что бхакти бессильно в вопросах избавления от болезней. На этот счет не предусмотрено ничего. И, если учесть, что все есть воля Вездесущей Жизни, как Ты сказал, то почему тогда эта самая Жизнь не помогает тем, кто обращается к бхакти?

Это правда, это мой опыт! Кришна спокойно смотрел, как я загибаюсь… я не обвиняю, я сейчас просто спрашиваю. Да, это выглядело именно так. Почему я не ощутил никакой помощи?! Наоборот, мое здоровье становилось все хуже и хуже. Да и не только мое. Это вообще типичная ситуация. Очень многие испытали, что эта практика разрушает их.

Йога сразу же начинает последовательно исцелять меня. Сначала физическое тело. Это база, фундамент. Потом тонкое тело. Энергия… А что касается кришнаитов, то у них принято на свое тело просто плевать. Будто его и нет вовсе. Получается, что мы все какие-то бесплотные духи. Наличие тела полностью игнорируется, разве не так?

Но ведь больное тело не позволит приступить к духовной практике! Йогические тексты утверждают, что вялость, слабость, болезненность, излишний вес и лень препятствуют самоосознанию. Почему это игнорируется в бхакти? Почему Кришна не может вылечить меня? Вот мой вопрос.

На самом деле ты затронул многие важные вопросы.

Во-первых, йога начинает не с того, что излечивает твое тело, а с того, что обучает тебя йаме и нийаме. Тебе объясняют, в чем состоит цель йоги, и как она достигается. Затем тебя подводят к процессу, старательно следуя которому, ты тем самым показываешь Богу, в чем состоит твое желание и насколько оно сильно.

ЭТИ ПРОЦЕССЫ МОГУТ БЫТЬ РАЗНЫМИ даже при наличии одной и той же цели… Именно этого ты почему-то пока не понимаешь. Это не так, что в йоге Бог дает здоровье, а в бхакти нет. Ведь бхакти это йога, а цель любой истинной йоги связь с Богом.

Цель одна, процессы разные. Для некоторых процессов физическое здоровье действительно важно, для некоторых нет.

Поэтому, во-вторых, вовсе не обязательно, что первый наглядный результат будет заключаться в излечении твоего физического тела. Излечение тела далеко не всегда является признаком того, что ты приближаешься к цели йоги.

В-третьих, если ты считаешь, что излечение твоих болезней (всех или некоторых) является признаком ИСТИННОСТИ избранного тобою пути, то здесь ты тоже не прав. В твоем представлении истинный путь к Богу подобен правильно набранному номеру скорой помощи. Если номер правильный, «скорая» приедет и тебя начнут лечить, а если не правильный попадешь не по адресу и твои болезни останутся с тобой.

Так вот, даже если речь идет о верном пути к Богу, далеко не всегда Бог исцеляет тела тех, которые идут к Нему. Есть очень веская причина, почему Бог поступает так. Тем более, Кришна.

Кришна может вылечить тебя. И многих обратившихся к бхакти Он действительно вылечил. Но Он не лечит всех подряд и вообще не ведет Себя каким-либо предсказуемым образом. Кришна всегда оставляет за Собой право решать, кому и чего дать или что у кого забрать. Предсказуемость и закономерность не Его правила.

Предсказуемость и закономерность могут жить лишь там, где господствуют идеи наслаждения и избавления. Это справедливо как для суров, так и для асуров, то есть для божественной и демонической половин Вселенной.

Асуры, как Я уже говорил, не видят ничего, кроме «незыблемых» законов, и потому изначально следуют механической концепции бытия, где Богу просто нет места. В лучшем случае они признают Бога как некоего абстрактного творца, который однажды создал законы и больше в них не вмешивается.

Суры, в отличие от демонов, осознают существование Верховного Управителя и иногда даже имеют возможность непосредственно созерцать Его и общаться с Ним, однако по причине все той же корыстности своих желаний могут находиться с Творцом лишь в упорядоченных и предсказуемых отношениях. По крайней мере, они очень желают, чтобы это было так.

Но высочайшее проявление любви, которого так ждет Кришна, свободно от малейшей примеси какой бы то ни было корысти и потому не ищет никаких закономерностей. А если Бог всегда лечит того, кто обращается к Нему (или всегда дает деньги или еще что-нибудь), разве это не закономерность?

Подумай сам, наличие очевидной закономерности неизбежно порождает корысть. И, наоборот, любая корысть требует закономерности. Разве не так? Ведь закономерность дает тебе в руки ключ, как получить то, чего ты желаешь, либо просто механическим способом, либо через посредство доброго и неизменно безотказного Бога.

Корыстными Я называю первые две цели из трех существующих во Вселенной: наслаждение и избавление.

Пока тобой движет идея наслаждения Миром Материи, ты не можешь пойти дальше использования Бога во всех мероприятиях удовлетворения своих грубых и тонких чувственных нужд. Именно с этого все начинается: такой вид отношений с Богом наиболее доступен и понятен для существа, поднимающегося из животного состояния.

Ибо удовлетворение чувств единственное, чем занимаются животные. Им не нужно объяснять, что это такое и для чего это нужно. Тот, кто ушел от этого состояния не слишком далеко, способен воспринять лишь концепцию Бога, помогающего ему делать то, что раньше он делал сам. Закономерности здесь просто необходимы. А иначе что же это за помощь!

Просишь исцеления и получаешь здоровье.

Просишь хорошую жену получаешь хорошую жену.

Просишь денег получаешь деньги.

И если человеку известны некие правила или методы, посредством которых он может получить от Бога все необходимое, он видит такого Бога очень полезным, а следовательно очень любящим.

Великие существа, которым подвластно управление материей во вселенском масштабе, несомненно, действуют из желания служить Владыке Всего, однако их служение не свободно полностью от корысти, так как они постоянно наблюдают огромную личную пользу от своей деятельности.

Желание избавления также относится к категории корыстных желаний. Поэтому и здесь правила и закономерности по-прежнему необходимы. В этом случае желающий будет счастлив узнать, что набор определенных действий может избавить его от столь мучительных покровов материи. То есть процесс должен быть в известной степени предсказуемым, иначе он просто запутается и потеряется.

Но когда твое сердце выходит за пределы этих двух разновидностей корысти, когда оно вновь и вновь жаждет отдавать, а не получать, какие-либо предсказуемые закономерности теряют смысл.

Любовь означает, что ты пытаешься ДАТЬ Богу независимо оттого, что будет происходить лично с тобой. Снова и снова ты пытаешься делать то, что, по словам Самого Бога, доставляет Ему радость. Если твоя ситуация как-либо меняется, ты видишь в этом какой-то Его план и понимаешь, что этим Он показывает тебе, что ты должен дать на этот раз.

В ЛЮБОЙ СИТУАЦИИ ТЫ ЖЕЛАЕШЬ ЛИШЬ ДАВАТЬ, ДАВАТЬ И ДАВАТЬ.

Ты не пытаешься связать Бога обещаниями и обязательствами конкретной реакции на конкретное действие. И, что удивительно, находишь в этом все возрастающее блаженство.

Обращаясь к Кришне, некоторые поступают так, а некоторые нет. Все зависит от мотивации их обращения. И Кришна всегда ведет Себя по-разному: логично, алогично и комбинируя то и другое.

Поэтому кто-то, поклоняясь Кришне, излечивается от всех болезней и становится богат, а кто-то наоборот разоряется и «зарабатывает» тяжкие болезни, иногда даже неизлечимые.

Когда я сорвал спину, это означает, что Ты захотел, чтобы теперь я начал «давать», лежа в постели?

Это хороший вопрос. Он возникал у тебя и тогда. И Мне очень жаль, что ты не захотел услышать Мой ответ на него.

Произошла ли твоя травма по воле Бога? Да, это произошло по Моей воле. Вернее, Я не стал препятствовать тому, чтобы это произошло по твоей воле.

Все шло к травме, ты видел это, но упрямо продолжал рваться вперед. Я не стал тебе мешать.

Потому что я должен был оказаться в постели? Почему Ты не захотел уберечь меня от этого?

Я решил, что так будет лучше.

Тебе нравится видеть, когда Тебе служат, скрипя зубами от боли?

Не заставить тебя служить, скрипя зубами, но показать тебе, что ты не служишь. Я хотел, чтобы ты увидел, чем в действительности ты занимаешься. А для этого требовалось немного успокоить тебя. Дать тебе время и возможность подумать в тишине.

И где же тут моя свобода выбора? Чуть что – спину ломают!

Я не хотел заставить тебя начать служить. Но ведь ты претендовал именно на служение, и Я просто предоставил тебе возможность понять, что ты немного ошибаешься, оставив за тобой полную свободу исправить ошибку или оставить все как есть.

Я не решаю за тебя, что именно тебе выбрать, но как добрый друг помогаю разглядеть твой самообман, если он имеет место. В твоих же интересах. Другими словами, Я всегда помогаю тебе выбрать именно то, что ты хочешь, а не то, что ты думаешь, будто хочешь.

Тебе весьма странно слышать все это. Я знаю. Но потому и странно, что твоя мотивация весьма далека от бхакти.

Именно поэтому тебе легче принять и понять систему, которая в известной степени механична, ибо в этом случае ты видишь, как можно ее использовать. Кришна не давал тебе такой возможности, ибо ты заявил Ему, что стремишься к бескорыстной любви. Когда же ты начал буксовать, Он ласково показал тебе, что твои мотивы не соответствуют заявленной цели. Ты мог изменить мотивы, но предпочел сохранить их в прежнем виде. Тогда Кришна «перевел тебя в другую школу» к процессу, где твои мотивы могут быть реализованы.

Сергей: Слушай, как ты можешь сразу так складно писать? Ты ведь совсем не думаешь. Как у тебя строятся предложения?

Светлана: Они не строятся. Я пишу то, что «слышу». В это время я не думаю над тем, что пишу.

Сергей: Ты сначала слышишь, а потом записываешь?

Светлана: По-всякому бывает. Чаще всего следующее слово возникает в голове чуть раньше, чем я дописываю предыдущее.

Сергей: То есть, когда ты начинаешь писать предложение, ты не знаешь, чем оно закончится?

Светлана: М-м-м… Часто – да. Но иногда в сознании возникает сразу целый массив информации. Сразу целый абзац. Тогда я стараюсь изо всех сил записать его, пока не забыла. Конечно, это мне не всегда удается. Но сейчас пока вроде ничего.

Сергей: В какой степени то, что Он говорит сейчас мне, похоже на то, что Он говорил тебе?

Кхм! Прошу прощения, но Я все еще здесь.

Сергей: О! Прости, пожалуйста! Я немного забылся.

Да, лекарства похожи, так как вы оба больны «хроническим самообманом». Однако есть и отличия. Каждый из вас индивидуальное живое существо.

Это просто фантастика какая-то!

Что фантастика?

Да вот все это.

Возможно, но Я еще не закончил отвечать на твой вопрос.

Ой… а я уже и забыл…

Хорошо, Я напомню тебе. Я всегда напоминаю тебе о твоих истинных желаниях, и всегда отвечаю на твои настоящие вопросы. Мы говорили о том, что люди, пришедшие в бхакти, не всегда излечиваются от болезней.

Светлана: Ты не представляешь, что сейчас происходит!

Сергей: А что сейчас происходит?

Светлана: Он лечит тебя!!!

Почему вы все время говорите обо Мне в третьем лице? Это, между прочим, не вежливо.

Нет, я должна это сказать! Я просто вижу, как безумно Ты любишь нас. Вся слава Тебе! Вся слава Радхике!

Успокойся. Немедленно успокойся.

Неужели ты не видишь? Бесчувственный ты человек!

Зачем ты оскорбляешь своего гостя? И Моего, к тому же…

Я не оскорбляю…

Боюсь, он решит, что ты не в себе, сумасшедшая кришнаитка.

Светлана: (плачет)

Сергей: Да… как у тебя глубоко все это.

Йогические тексты действительно утверждают, что вялость, слабость, болезненность и другие проблемы физического тела препятствуют самоосознанию. Это так для всех путей йоги, однако для разных путей это так в разной степени.

Прости, что игнорирую твое состояние, но таким образом Я пытаюсь отвлечь и успокоить тебя, Моя дочь.

Сейчас твое поведение немного смущает нашего гостя, и, боюсь, дает ему неверное представление о любви Бога. Поэтому ты просто пиши. Я благодарю тебя за то, что ты пригласила его ко Мне, но сейчас он начал СВОЙ разговор со Мной. Это его разговор, дитя Мое. Я благодарю тебя за твою нежную любовь, Моя малышка. Я очень дорожу твоей любовью, но сейчас позволь ему проявить его чувства. Он имеет на это право.

Да, Я спасаю его, но все происходит не так, как ты это себе представляешь. Ибо во всем бескрайнем творении Бога не существует двух полностью идентичных живых существ.

Когда необъятная Любовь Бога взрывается океаном бесчисленных сияющих искр Жизни, каждая искра получает свободу, чтобы по-своему излучать свою маленькую любовь. В этом состоит прекрасное чудо Любви, Мое дитя. Ибо вечная, безграничная свобода это дыхание любящего Бога, то, что вечно продолжает и расширяет Его всерадостное бытие.

Я забываюсь в бесконечном счастье, наблюдая, как каждый из вас по-своему любит Меня.

Пребывая с каждым.

Отвечая каждому.

Играя с каждым…

И это единственное, что происходит где бы то ни было.

Теперь, как Я чувствую, мы снова можем вернуться к йоге.

Дорогой Сергей, Я попробую нарисовать для тебя маленькую схему, которая, возможно, ответит на многие твои вопросы. В следующий раз мы начнем с этого.

назад| оглавление | вперед


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.