Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >>
Дэва дас >>
Две причины Его явления
ДВЕ ПРИЧИНЫ ЕГО ЯВЛЕНИЯ
шри-чаитанйа-прасадена
тад-рупасйа винирнайам
бало ‘пи курутэ шастрам
дриштва враджа-виласинах
“Милостью Шри Чаитанйи, даже
ребенок может постичь Того, Кого Шастра
описывает как вечно Играющего во Врадже.”
В Шри Чаитанйа-чаритамрите
находим две причины нисхождения в этот мир
Господа Гаурачандры: антаранга (внутреннюю)
и бахиранга (внешнюю). В нашем опыте имеет
место разделение на внутреннее и внешнее, с
непременным элементом возвышения первого и
принижения второго. И это вполне
обоснованно. Однако, такое разграничение
неприемлемо в случае с Вишну-таттвой, с
Богом. Нельзя отнести внешнюю причину
явления Махапрабху к низшему, ущербному
началу, и лишь внутренней причине отдать
должное почтение. Такой подход не только
примитивен, но и оскорбителен.
Об антаранга-причине Шрила
Кришнадас Кавирадж говорит следующее:
према-раса-нирйаса каритэ
асвадана
“Саму Суть восторга Премы пришел
вкусить.”
Целая глава Чаитанйа-чаритамриты
посвящена этой теме. Совершенными словами и
совершенными чувствами Шри Кришнадас
Прабху описывает желание Господа ощутить
тот Пламень Любви, который неугасимо пылает
в сердце Шри Радхи и согревает своим теплом
сердца Шаранагата-Вайшнавов. И, очарованный
этой Любовью, Шри Кришна принимает Бхаву (Чувство)
и Канти (Сияние Тела) Радхарани. И тут нам
открывается одно из величайших Таинств
Вайшнава-дхармы:
экатманав апи бхуви пура дэха-бхедам
гатау тау
чаитанйакхйам пракатам адхуна тад-двайам
чаикйам аптам
“Единые Самим Существом Своим (Шри
Радха и Кришна), но с незапамятных времен
являющие Себя в двух отдельных Обликах, в
Шри Чаитанйе вновь стали нераздельно едины.”
Как много это объясняет: и почему Вайшнавы
поклоняются Радхе и Кришне, а не одному
только Кришне; и почему не может быть “второй”
Радхи или же кого-то равной Ей; и коим
образом Сам Бхагаван может в известном
смысле ощущать Свою зависимость от Радхи; и
многое другое! Это Таинство может быть до
некоторой степени открыто осознанию дживы,
но лишь особой милостью Всевышнего, а
посему не стоит нам слишком глубоко
вдаваться в подобные исследования. По
крайней мере, так советуют наши Ачарйи.
Мы коснулись только внутренней
причины явления Махапрабху, но какова же
бахиранга-причина?
према-нама прачаритэ эи аватара
“Пришел наделить пречистой
Любовью к Святому Имени Бога.”
Господь Чаитанйа благословил
искренне молящихся Кришна-Наму, обрести
Прему, ощутить ту Любовь, ради которой Он
Сам снизошел в этот мир. Почему именно Шри
Нам? Почему не Образ Господа или же Его
Качества? В Хари-Нама Чинтамани есть ответ
Шрилы Харидаса Тхакура: “Именно из Святого
Имени (Шри Нама), словно из семени, вырастают
и расцветают Образ (Рупа), Качества (Гуна) и
сладостные Деяния (Лила) Господа.” Пурна,
Абсолютное Целое вечно живет в Кришна-Наме.
Когда Гуру дает посвящение в Нам-Бхаджан,
человеческое естество воспринимает лишь
видимую, малую часть этого Таинства —
Гурудев сказал мне Имя Господа. По сути дела,
всего-то шесть слогов. Но это обманчивое
впечатление! В Шри Наме вечно и полно
присутсвуют все достояния Бхагавана, вся
Его сила, все великолепие, вся милость, все
безразличие к преходящему, все богатства и
вся мудрость.
намнам акари бахудха ниджа-сарва-шактис
Имя Божие исполнено всеми Его
Личными Шакти. Так учит Сам Махапрабху. Все
что возможно найти в дивном Облике Кришны,
все что присутствует в Его Качествах и
сладостных Деяниях, без малейшего ущерба
есть в Его Имени. Более того, Кришна-Нам
Прабху, в глазах истинно верующих, даже
превосходит остальные Ипостаси Божества!
вачйам вачакам итй удети
бхавато нама сварупа-двайам
пурвасмат парам эва ханта карунам татрапи
джан имахе
йас тасмин вихитапарадха-нивахах прани
самантад бхавед
асйенедам упасйа со ‘пи хи
саданандамбудхау маджджати
“Описываемый (Господь, на
Которого указывает Слово, Имя), и
Описывающий (Слово, Имя, описывающее
Личность) — два Твоих, о Шри Нам, вечных
проявления. И второе Твое проявление мы
сознаем более милостивым. Тот, кто совершал
множество оскорблений против первого
проявления Твоего, может, поклоняясь Тебе
устами (искренним Зовом), погрузиться в
океан вечного блаженства.” Это слова Шрилы
Рупы Госвами.
Обращаясь к Шри Наму чувством
веры и преданной любви, джива сполна
обретет Парамартху, высочайшее Сокровище.
Все совершенства духа могут быть обретены
именно в Нам-Бхаджане, тогда как вне
служения Шри Наму любые достижения будут
неполными и искаженными. В свободном же от
апарадх поклонении Кришна-Наму
пробуждается, чуждый опыту мира материи,
голод, жажда, горение сердца...
тунде тандавини ратим витанутэ
тундавали-лабдхайе
карна-крода-кадамбини гхатайатэ
карнарбудебхйах сприхам
четах-прангана-сангини виджайатэ
сарвендрийанам критим
но джанэ джанита кийадбхир амритаих
кришнети варна-двайи
“В устах моих танцуешь — и я
становлюсь одержимым желанием заполучить
множество ртов! Касаешься моего слуха — и
это становится причиной возжелать миллионы
ушей! Приходишь в сад сердца моего — и
мгновенно подчиняешь Себе любые движения
моих чувств! Я не в силах постичь, сколь
много Амриты может источать два слога Имени
Кришны!”
Такая влюбленность в Шри Нам
приходит, если взывать к Имени Кришны с
верой в Абсолютную природу Кришна-Нама,
если избегать всех апарадх, и если
выполнять главное условие Даятеля Шри Нама,
Чаитанйи Махапрабху:
тринад апи суничена
тарор апи сахишнуна
аманина манадена
киртанийах сада харих
“Став ниже придорожной травинки
и дерева терпеливее, не думая о себе высоко
и уважая каждого, Славу Шри Хари возможно
петь непрерывно.”
Когда же в верующем сердце
восторжествуют шесть Чувств Шаранагати,
Нам-Бхаджан станет совершенным и
всеохватным. И ради того, чтобы каждый смог
жить таким Нам-Бхаджаном, в этот мир пришел
Чаитанйадев. Это и есть внешняя причина
нисшествия Махапрабху. Но от того, что она
внешняя, она не становится второстепенной.
Бхагаван жаждет Сам вкусить Према-расу —
это антаранга-причина; но, вкусив Према-расу,
Он, словно наищедрейший Благотворитель,
начинает раздавать это Сокровище всем и
каждому — это бахиранга-причина. И разве
можно сказать что какая-то из них менее
важна, менее чиста и совершенна? Нет.
Когда Нимай Пандит проходил
обряд посвящения в саннйаса-дхарму, сквозь
раскаты людского плача и стонов, послышался
голос Его саннйаса-Гуру, Шри Кешава Бхарати:
“Твое Имя — Шри Кришна Чаитанйа. Ты пришел,
чтобы дать душам этого мира Кришна-сознание,
и потому никакое иное Имя Тебе не подходит.
Только Кришна Чаитанйа.” “Чаитанйа” —
означает жизненную силу, то, чем живет
сознание. И Махапрабху дал нашему сознанию
совершенную жизнь, жизнь ради Кришны,
Кришна-сознание. Поэтому Он — Шри Кришна
Чаитанйа Махапрабху, Господь, пришедший
отдать нам Свое самое дорогое.
Слуга Дэвы,
День памятования Саннйаса-лилы Махапрабху.
(15.01.02)
|