Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >>
Триданди Б.В.Госвами >> О ГОЛОДЕ
О ГОЛОДЕ
Человек может прожить без пищи
около сорока дней. Без воды он может
протянуть от силы дней шесть-семь. Без тепла
- несколько часов. Без воздуха - одну-две
минуты. Мы зависим от пищи, потому что тело
наше создано из тех же элементов, что и пища.
Еще сильнее мы зависим от воды, потому что
жидкость преобладает в нашем теле. Огонь
лежит в основе всех процессов, происходящих
в теле, поэтому мы не можем жить без тепла,
но еще сильнее мы зависим от воздуха, потому
что воздушные потоки поддерживают душу в
теле. (Русские слова "дух", "душа" и
"воздух" происходят от одного корня).
Чем тоньше элемент, тем сильнее наша
зависимость от него. Почему? Потому что чем
тоньше элемент, тем сильнее его связь с
глубинной природой тела и процессами,
протекающими в нем.
Но какова глубинная природа души? Душа
создана не из праха, не из воды и даже не из
воздуха. Душа состоит из любви. Нет ничего
тоньше и эфемернее любви и ничего сильнее
ее. Жажда сильнее голода. Потребность в
тепле сильнее жажды. Потребность в воздухе
сильнее потребности в тепле, но потребность
любить и быть любимым гораздо сильнее, чем
даже потребность в воздухе. Сказать, что
любовь нужна нам, как воздух, - значит не
сказать ничего.
В обусловленном состоянии материального
бытия изначальная любовь, излучаемая душой,
преломляясь сквозь материальные оболочки,
принимает форму веры. Поэтому Кришна
говорит в "Бхагавад-гите" (17.3): шраддха-майа
йам пурушах - "Душа, обусловленная гунами
материальной природы, состоит из веры".
Нет боли в этом мире сильнее, чем боль
подорванной веры. Нет раны незаживаемей,
чем рана, нанесенная нашей вере.
Христианская формула "вера-надежда-любовь"
отражает эволюцию духа, придавленного
материей. Шраддха-ратир-бхактир
анукрамишйати (Бхаг.,3.25.25) - вера,
привязанность и любовь последовательно
прорастают в сердце человека, идущего путем
бхакти.
Искорка веры, шраддхи, разгораясь все
сильнее в сердце человека, сжигает в нем всю
грязь и порождает горячую, безрассудную
надежду на встречу с Богом. На санскрите эта
ступень называется рати, "привязанностью",
или бхавой, преддверием любви. Иоанн
Лествичник называет ее "сокровищем до
обретения сокровища" - любви еще нет, но
то, что уже есть у нас, ценнее самых больших
богатств.
Рупа Госвамипад говорит, что одним из
признаков бхавы является аша-бандха -
неистребимая надежда на любовь, горящая в
смиренном сердце бхава-бхакты.
на према шраванади-бхактир апи
ва його 'тхава ваишнаво
джнанам ва шубха-карма ва кийадихо садж-джатир
апйасти ва
хинартхадхика-садхаке твайи
татхапйаччхедйа мула сати
хе гопиджанаваллабха вйатхайате ха ха
мадашаива
(Бхакти-расамрита-синдху, 1.3.35)
"О Гопиджанаваллабха,
Возлюбленный гопи, почему моя надежда
причиняет мне такую боль? Вдруг я понял, что
у меня нет ни крошки любви к Тебе. Мне нечем
похвастаться: я не слушаю Имя Твое и речи
мои обращены не к Тебе. Я не могу надолго
погружаться в размышления о Тебе или
служить вайшнавам. Знание? Откуда оно у меня?
Добрые дела? Их тоже как не было, так и нет. О
моей родословной лучше даже не думать - едва
ли мое происхождение поможет мне
приблизиться к Тебе. И даже когда я думаю о
Тебе, на самом деле я думаю только о себе и о
том, как хорошо мне будет, когда я окажусь
рядом с Тобой. Что остается мне делать? На
что надеяться? Только на то, что к самым
падшим Ты проявляешь особую милость, и
потому я все равно надеюсь на то, что когда-нибудь
Ты преобразишь мою надежду и мое
неистребимое желание счастья
превратится в желание видеть счастливым
Тебя".
А когда надежда (рати) превращается в любовь
(прему, или бхакти), она изгоняет из нашего
сердца уныние, иллюзии, голод, жажду,
старость и смерть. Только любовь может
исполнить все наши желания, и потому
человек, обретший подлинную любовь,
перестает зависеть от пищи, воды, тепла и
даже воздуха.
нитйо нитйанам четанаш
четананам
эко бахунам йо видадхати каман
(Катха-упанишад, 2.2.13)
Единый Господь испокон веков
исполняет желания бесчисленных живых
существ. Какие желания? Чего все мы в конце
концов хотим? Только любви. Это наше вечное
предназначение и наша вечная природа. И
только Он (Бог, Кришна, Видхух) может дать
нам (видадхати) любовь и навсегда утолить
сжигающие нас голод и жажду.
Ваш слуга, БВ Госвами
Оригинал статьи находится
здесь
|