= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >> Шрила Бхакти Хридой Бон Махарадж

Жизнь и пример Шрила Бхакти Хридой Бон Махараджа
(Выборочный и редактированный перевод статьи Бхригумуни Прабху ‘The Later Life Of Srila Bhakti Hriday Bon Maharaj’)

Шрила Бхакти Хридой Бон МахараджСреди всех учеников Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура, Бон (Вана) Махарадж был, пожалуй, наиболее аскетичен в своей жизни. В 1941 году, во время хаотичного времени Второй Мировой войны, он отправился в Варанаси. Варанаси хорошо известен, как место пребывания Господа Шивы. Шрила Бон Махарадж знал, что Шива является наилучшим Вайшнавом. Не только это, но и то, что Шива является защитником Вриндавана, и, более того, защитником танца Раса. Чтобы получить его благословения, Бон Махарадж, стоя на лодке на Ганге в месте Шивалай Гхат (Shivalay Ghat), каждое утро и вечер, предлагал Шиве по тысяче листьев бел (bel-leaves). Здесь же, на берегу, он читал лекции по Чайтанья Чаритамрите и Шримад Бхагаватам. Наконец, Господь Шива появился перед ним и исполнил его желание: он получил благословение Шивы жить во Вриндаване.

Бон Махарадж немедленно отправился во Вриндаван. Всего через несколько дней после прибытия, по желанию Господа, ему посчастливилось обрести небольшой кусочек земли на Мадан Мохан Гхера (Madan Mohan Ghera), что недалеко от храма Мадан Мохана. Место было идеальным: эта дорога — не просто обыкновенная дорога, а путь, по которому идет утром Шри Радхика, когда хочет встретить Шри Кришну. Он попросил друзей построить ему на новой земле небольшой домик. А сам Бон Махарадж тем временем отправился на север.

По какой-то причине Бон Махарадж не чувствовал себя готовым, чтобы жить во Вриндаване. Он хотел прежде очиститься, посетив святые места паломничества в Гималаях. Его деяния показывают нам, что жизнь во Вриндаване — это очень возвышенная жизнь. Она не предназначена для любого человека. Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур: «Вы не можете купить билет во Вриндаван.»

Бон Махарадж прибыл на поезде в Харидвар. Оттуда от продолжил свое паломничество пешком. Он принял четыре обета, которые он соблюдал в течение паломничества: ни с кем не говорить, спать на голом полу или на земле, поддерживать жизнь в своем теле только благодаря молоку, фруктам и орехам, и воспевать Святое Имя на каждом шагу. После более чем двух месяцев он возвратился, посетив все святые места, — физически полностью истощенный, но возрожденный духовно. Позднее, он написал книгу о своем путешествии, названную «На пути на Вайкунтху» (‘Baikunther Pathe’). В ней он описал свою реализацию. В Ямунотри, например, он получил даршан самой Ямуна Деви. К сожалению, эта книга до сих пор не переведена на Английский язык (с языка оригинала – прим. перев). Если бы кто-то сделал это, это было бы, без сомнения, огромным служением всем Вайшнавам.

Через Варанаси Бон Махарадж вернулся во Вриндаван, чтобы, наконец, обосноваться там. Его дом, Бхаджан Кутир, тем временем был построен. Позднее он был увеличен, но в то время представлял из себя лишь небольшое строение, состоящее из нескольких комнат. Главным помещением была небольшая комнатка ниже уровня земли, площадью примерно 8-9 квадратных метров. Здесь Бон Махарадж жил в следующие четыре года. В течение этого времени (1943-1946 гг.) он очень редко выходил из своей комнаты или разговаривал с кем бы то ни было, кроме своих Светлостей Шри Шри Радха Говинда. Он проводил весь день напролет в своей комнате, повторяя молитвы, воспевая и танцуя перед Шри Радхой и Шри Кришной. Вечером он давал своему слуге Нараян Дасу список продуктов, которые ему нужны были для приема в пищу. Затем он готовил и принимал прасадам (предложенную на алтаре Господу вегетарианскую пищу — прим. перев.)

Следуя зову своего сердца, Бон Махарадж принял инициацию в Бабаджи у Адвайта Дас Бабаджи, жившего у Говардхана. Адвайта Дас Бабаджи был глубоко реализованной личностью, духовным братом Шрила Бхактивинода Тхакура. Самадхи Адвайта Дас Бабаджи находится недалеко от Бхаджан Кутира великого Вайшнавского Святого Шрила Санатана Госвами на берегу Манаса Ганги (не путать с рекой Ганга – прим. ред.). Бабаджи дал Бон Махараджу имя Вриндабан Дас Бабаджи (слово Вриндаван на бенгали и хинди произносится как Бриндабан из-за отсутствия в алфавите буквы «в» - прим. перев.). В этот период своей жизни Бон Махарадж написал несколько прекрасных песен. Позднее, они были опубликованы под названием «Боль разлуки» (‘Biraha Bedana’). Их этих песен человек может получить некоторое представление о его внутренней жизни. Следуя традиции, автор также раскрыл некоторые аспекты своей собственной духовной природы, а также природы своего духовного наставника.

Где он узнал об этом? Некоторые из преданных говорят, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада лично раскрыл ему это. Другие, что Прабхупада (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур – прим. перев.) появился перед ним в виде видения в храме Говинды. Есть и такие, которые утверждают, что он получил видение во время своего паломничества в Гималаях. Вероятнее всего, он не говорил слишком много на эти конфиденциальные темы даже со своими близкими учениками. Тем не менее, он записал в своих песнях то, что он узнал, а позднее показал их Адвайта Дас Бабаджи, который подтвердил то, что это и является его истинной духовной формой.

После нескольких лет практики исключительной преданности в уединении, в 1946 году, ему было даровано новое видение: его миссия заключается в распространении славы Вриндавана путем учреждения Вайшнавского университета. Он приложил все свои силы для осуществления поставленной задачи, пойдя даже на такой радикальный поступок, как возвращение в статусу санньяси (отреченный образ жизни — прим. ред.), который был оставлен им во время инициации в бабаджи, так как осознал необходимость такого шага для широкой проповеди. Шрипад Радханатх Свами Махараджа, проведший некоторое время вместе с ним в начале семидесятых, говорит:

«Это было существенной частью его жизни. Он, на самом деле, хотел, чтобы это стало подношением Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакуру. Он сказал мне, что целью создания университета было приглашение ученых со всего мира во Вриндаван, чтобы они смогли почувствовать атмосферу Вриндавана, и понять наставления Госвами. Это было его подношением Шрила Бхактисиддханта Сарасвати.» (Интервью, Вриндаван, 01.11.1998 г.)

Тем временем, Бон Махарадж не оставил свою внутреннюю духовную жизнь. Напротив своего Бхаджан Кутира он вырастил цветочный сад, где он впоследствии сидел и воспевал. В своей песне «В саду цветов» (‘Phula-bagane’) он рассказывает, как он будет сидеть там и ждать, когда Божественная Чета будет проходить мимо, так что он сможет предложить их стопам самые прекрасные цветы. Впоследствии сад должен был уступить место новому храму для Шри Шри Радха Говинды и для его самадхи, но дерево тамал все еще там.

Постепенно, стали появляться преданные. Не толпами, а по одному. В конце шестидесятых приехало несколько человек с Запада. Условия жизни в Бхаджан Кутире были и остаются очень простыми. Вся энергия была направлена на поклонение Шри Шри Радха Говинде, посещение арати (поклонение Божеству(-ам) в храме – прим. перев.), изучению писаний и воспеванию Святого Имени Господа. Распорядок дня Бон Махараджа был очень строгим. Один из его учеников Лалит Кришна Дас вспоминает: «Был один брахмачари. Он был хорошим певцом. Однажды он просто заговорил с молодой девушкой. Немедленно Бон Махарадж позвал его и попросил его покинуть ашрам. Таково было его отношение к формированию характера брахмачари.» (Интервью, Мадрас, 28.11.1998 г.) Тем не менее, такая строгость была мотивирована любовью, а не неудовлетворенностью из-за невозможности каким-либо образом повлиять на ситуацию. Бон Махарадж мог также быть добрым и любящим. Гопананда Бон Махарадж, настоящий президент и ачарья Бхаджан Кутира, однажды сопровождал Бон Махараджа и нескольких учеников и последователей в паломничестве по святым местам. Как обычно, он служил поваром. Однажды они завершили свой путь поздно вечером. Был проливной дождь, и Гопеш Брахмачари (имя Гопананда Бон Махараджа в то время – прим. перев) с трудом смог разжечь нормальный огонь. Поэтому, пища была приготовлена очень поздно.

Остальные паломники пожаловались Бон Махараджу, и он требовательно отчитал Гопеша: «Почему ты так долго готовил? Ты что, пытаешься убить всех этих людей?» Гопеш сохранял молчание. Он был застигнут врасплох, убит горем и сердит. В конце концов, это была не его вина, что они прибыли так поздно, и что погода была такой отвратительной. Он не спал всю ночь, борясь со своими мыслями: «Должен ли я был просто уйти? Мне не нужно было терпеть такие слова! Что они скажут, если я вернусь один? И, если я уйду, кто будет готовить для Гуру Махараджа?»

Размышляя таким образом, он остался, и следующим вечером приготовил особенно вкусную еду. Как обычно, Гопеш также раздавал прасадам преданным. Все паломники уплетали за обе щеки и просили еще и еще. Когда все наелись досыта, Бон Махарадж попросил Гопеша тоже поесть. Гопеш молчал, опустив глаза вниз. Бон Махарадж повторил свое распоряжение, но и тогда Гопеш не стал есть. Тогда Махарадж решил узнать, что происходит. Гопеш тихо ответил, что пищи не осталось — все было съедено. Сердце Бон Махараджа расплавилось, когда он увидел бескорыстную преданность своего ученика. Он отчитал остальных за их эгоизм. Таким образом, Бон Махарадж наглядно показал всем высокое сознание его ученика.

В Бхаджан Кутире одним из основных фестивалей в году была Раса-пурнима, праздновавшаяся во время полной луны на Картику. Это время осеннего танца Раса Кришны. Его Святейшество Шрипад Радханатх Свами вспоминает: «Я помню, была Раса-пурнима, Шарад-пурнима. Это была очень необычная ночь. За много дней мы ожидали ее наступления, и каждый говорил мне, что это будет удивительный фестиваль. В саду напротив храма, там, где сейчас находится его самадхи (место, где хранится тело святой личности – прим. перев.), раньше был большой сад туласи. И во внутреннем дворике между садом туласи и храмом преданные сделали из цветов прекрасную маленькую симхасану для Шри Шри Радха Говинды. Они вынесли из храма главные Божества и поместили их в этом саду. Все было так красиво украшено большим количеством цветов! Затем они принесли множество разнообразных сладостей в качестве подношения.

Все происходило ночью, при свете кристально чистой полной луны. На небе не было ни облачка. Я хорошо это помню. Мы сидели перед Божествами Шри Шри Радха Говинды. Полная луна светила своим тусклым светом, освещая прекрасные трансцендентные формы Шри Шри Радха Говинды. Там присутствовали лишь обитатели ашрама, около пятнадцати человек. Бон Махарадж играл на фисгармонии и несколько часов пел красивые бхаджаны для Радхи и Кришны. Это был единственный раз, когда я слышал, как он поет. Это было так сладкозвучно, трогательно и расплавило мое сердце. Он так мелодично пел перед Радхой и Кришной при свете луны во Вриндаване.» (Интервью, Вриндаван, 01.11.1998 г.)

Последователи Бон Махараджа замечательно празднуют этот фестиваль в Бхаджан Кутире и в наши дни. Особенностью его проведение является чтение большой поэмы, написанной Бон Махараджем, под названием «Во Враджа Дхаме» (‘Brajadhame’), где он описывает ранние утренние игры Шри Шри Радха Говинды, игры, к которым он особенно привязан.

Внешне Бон Махарадж был всегда невозмутим и миролюбив, в глазах некоторых даже величественен.. Он обладал большой самоуверенностью, но не из-за эгоизма, а потому что обладал глубокой убежденностью в превосходстве и непревзойденности Гаудия Вайшнавизма. С материальной точки зрения, многим из его великих планов не суждено было сбыться, но он знал, что в преданном служении принимается во внимание искреннее желание и старания преданного, а результат зависит от Кришны.

Некоторые из его духовных братьев не могли понять его, но практически все уважали его как самореализованного святого. Духовные братья, такие как Шримад Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж, Шримад Акичан Кришна Даса Бабаджи Махарадж и Шрипад Бхакти Кумуд Шанта Махарадж видели в нем своего шикша-гуру. Многие из святых Гаудия Вайшнавов Вриндавана не из Гаудия Матха, такие как Шри Харибхакта Даса Шастри, Шри Крипасиндху Даса и Шри Винодбихари питали к нему большое уважение.

В последние годы своего видимого присутствия в этом мире Бон Махарадж был опять вовлечен в широкую проповедь. После ухода из этого мира Гурупрештха Шрила Бхакти Виласа Тиртха Махараджа в 1976 году, являвшегося ачарьей Шри Чайтанья Матха (наиболее крупного подразделения изначального Гаудия Матха), Бон Махарадж был выбран следующим ачарьей. Между 1978 и 1980 годами он много путешествовал и дал посвящение многим ученикам. В то же самое время, он развивал свой Бхаджан Кутир. Его не интересовала организация своего собственного движения, но его ученики настойчиво просили его принимать от них подношения.

Помимо Бхаджан Кутира он открыл три других храма: в Хингалгадже — на границе с Бангладешем, в южной Калькутте и в Нандаграме. Радха Говинда Траст был создан для того, чтобы поддерживать эти храмы. Во время своего проповеднического тура по южной Индии в 1979 году у Бон Махараджа случился сердечный приступ, и он был доставлен в больницу. В течение двух месяцев его состояние оставалось критическим. Постепенно он оправился, но в нем не было уже прежней энергичности. Некоторое время он провел в Калькутте в доме своего ученика Прантош Басу, принимая лечение, но, почувствовав прилив сил, он немедленно вернулся во Вриндаван. У него были дела в институте, и Вриндаван был местом, где он хотел провести свои последние дни.

Он знал, что времени осталось совсем немного. Летом 1982 года во Вриндаване было очень жарко, и он потерял из-за этого свои последние силы. Он полностью прекратил есть и в течение почти месяца принимал ежедневно лишь несколько капель чаринамриты. В последние дни июня его состояние настолько ухудшилось, что обитатели Бхаджан Кутира попросили всех учеников приехать во Вриндаван. Многие приехали, и, когда уход его был близок, было решено проводить непрерывный киртан в храме. Это было между пятым и седьмым июля. Доктор (здесь — ученая степень – прим. перев.) Таподхир Кришна Дастидар пишет: «Наши сердца были переполнены болью и тревогой. Мы попеременно принимали участие в Киртане (совместное воспевание Святых Имен Господа Кришны – прим. ред.), который продолжался даже после полудня 7 июня. Вечером, когда несколько человек из нас воспевали Киртан перед Божествами ашрама, мы были спешно позваны Свами Расикананда Махараджем. Нас попросили всех собраться вокруг кровати Гурудева. Непрерывно воспевая Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе / Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе, мы, беспомощные, наблюдали, как грудь Гурудева медленно поднималась вверх и опускалась вниз с каждым его вдохом и выдохом.

Все это время, несмотря на то, что он находился в полукоматозном состоянии, он ритмично повторял Святое Имя Кришны. Свами Кешавананда Махарадж постоянно держал руку на пульсе Гурудева. Махарадж оставил этот мир в 9 часов 4 минуты вечера 7 июля 1982 года. Великий представитель Гаудия Вайшнавов Его Святейшество Свами Бхакти Хридай Бон Махарадж покинул этот бренный мир, чтобы присоединиться к Вечным Спутникам Верховного Господа. Мы никогда не увидим никого подобного ему.» (‘Supreme Divinity and Sad-Guru’, Калькутта, 1988 г., стр. 83-84).

Как только эта новость распространилась, много преданных пришло, чтобы выразить свои почести великому сиддха ученику Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупады. Некоторые из них говорили, что могли явно ощущать запах сандалового дерева, исходящего от его тела. Другие отметили то, каким умиротворенным и чистым он выглядел. Утром тело Бон Махараджа было взято на традиционную парикраму (обход святых мест – прим. ред.) по семи главным храмам Вриндавана. Покидая Бхаджан Кутир, Бон Махарадж неожиданно открыл глаза, а, когда вернулись, также неожиданно закрыл их. Его главные ученики провели последний ритуал для своего Гуру, поместив его тело в самадхи под храм, специально сооруженный заранее для этой цели. Его ученики не находили себе места от горя, но были полны благодарности, что им выпала удача знать его, слушать его и служить ему.

радха-мадхава-пада-падма-расикам рупанугам сарвада шри-чайтанья-матанусара-чаритам праджам паривраджакам нирдиште
раса-раджа-хрит-дайитайа кудже васантам муда шримантам пранато ‘сми бхакти-хридаям бхактья ванакхьям гурум

«Тот, кто имеет влечение к лотосоподобным стопам Шри Шри Радха Мадхавы, всегда следует Рупа Госвами, учит принципам Шри Чайтаньи, является мудрым проповедником, счастливо обитающим в роще Той, кто особенно дорога сердцу Царя Расы. С преданностью я склоняюсь к стопам этого гуру Шримад Бхакти Хридая Вана.»

рамания-нивасам шри-радха-говиндайох сада поштарам бхакти-валлинам гопананда-ванам бхадже

«Всегда восхитительная обитель для Шри Радхи и Говинды, лелеющий ростки преданности: я поклоняюсь лесу, что дарует блаженство пастушкам.»

Перевод и редакция: Индрадьюмна дас
Адрес оригинала статьи: //vnn.org/world/WD0107/WD10-6827.html 


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.