RVN logo

Русские Вайшнавские Новости(РВН)
Russian Vaishnava News(RVN)


RVN logo
Hari-katha >> RVN Homepage >> Наши интервью >> Интервью с Мариной Воробьевой

add news

 

Марина Воробьева

Марина Владимировна Воробьева - религиовед, г. Санкт-Петербург.
Автор Интернет-проектов:

РВН: Представьтесь, пожалуйста. Как Вас зовут? Чем Вы занимаетесь? Это необходимо нашим читателям, чтобы познакомиться с Вами и понять, какое отношение Вы имеете к религиозной тематике и, в частности, к Вайшнавизму.

Марина: Меня зовут Марина, ник - Упельсинка. В Сети я упорно придерживаюсь своего ника. "Упельсинка" - звучит немного смешно, а в рамках серьезного разговора о религии - даже юродиво. Но именно это юродство и позволяет мне легко, без нравоучений и занудства говорить о тех вещах, о которых я говорю.

Моя специальность - религиоведение. Вся моя профессиональная деятельность так или иначе связана с моей специальностью. Помимо заявленных авторских проектов, я работаю в качестве исполнителя и над другими религиозными проектами в сети Интернет, занимаюсь научной деятельностью, а с недавнего времени являюсь преподавателем по религиоведению.

Свою известность в Сети я получила благодаря "Упельсинкиной странице" и почтовой рассылке "Введение в религиоведение", которая вот уже более полутора лет выходит на сервере Subscribe.Ru

РВН: Честно говоря, впервые попав на Ваш сайт (Упельсинкина страница) я был несколько обескуражен. Крупный портрет симпатичной девушки на главной странице (так было пару лет назад) с трудом укладывается в голове с образом серьезного религиоведа, которым Вы, при ближайшем рассмотрении, оказались. Так задумывалось изначально?

Марина: Вы думаете, что симпатичная девушка не может быть серьезной? ;)

РВН: Нет, просто до знакомства с Вами образ религиоведа у меня был не очень симпатичный. Этакий худощавый старик в огромных очках, покрытый пылью науки и затерявшийся в лабиринтах библиотек. :) А оказалось, что они (религиоведы) тоже люди, и вполне могут быть симпатичными, веселыми, но в тоже время серьезными. :)
По роду своей специальности, Вы сталкиваетесь с представителями многих общеизвестных религий и тех религий, о которых многие даже не слышали. Что Вам импонирует в религиях и чего Вы не можете принять в них? В данном случае, я говорю о некоем собирательном образе под названием "религия".

Марина: Импонирует открытость и желание рассказать о себе (не путать со стремлением навязать себя). Как в обычной жизни, так и в религии я не терплю фарисейства и лицемерия.

РВН: Как различить эти понятия, чтобы не путать?

Марина: Разве что интуитивно. Открытость всегда вызывает интерес, а навязывание- раздражение. По крайней мере, я воспринимаю это именно так.

РВН: Религиозный ли Вы человек?

Марина: Я думаю, что теперь - в меньшей степени... Но что Вы подразумеваете под понятием "религиозный"?

РВН: Я подразумеваю, что религиозный человек имеет религиозный идеал и пытается ему следовать. Cчитаете ли Вы себя религиозной личностью?

Марина: Если следовать Вашему определению, то я, пожалуй, могу назвать себя религиозным человеком. Хотя, если честно, я не очень люблю определений. Они - как рамки, как некий стандарт, в который непременно нужно уместиться. Нечто универсальное, за которым пропадает индивидуальность.

РВН: Что вообще профессионалы- религиоведы называют религией?

Марина: Мне нравится определение Лактанция: "Религия - это связь с Богом посpедством благочестия". Разъяснения к этому определению можно найти у О. Пфлейдера в его работе "Религия и религии".

РВН: Я имел ввиду может быть более научные определения. Ведь благочестие - это понятие растяжимое, временное, а Религия - это нечто вечное. По крайней мере, Вайшнавизм называет человеческие законы и благочестие временными, а Религию (наука развития взаимоотношений души с Богом) - вечной.

Марина: Понимаете, Гeорг, я считаю, что лаконичное и емкое понятие Лактанция достаточно научно. Латинское "religio" - это совестливость, благочестие, святость набожность, почитание... Лактанций называет это благочестием, и в это слово он вкладывает все те значения, которые имеет термин "religio". Т.е. в данном случае благочестие выступает как способ. Латинский глагол "religare" означает "связывать", "соединять", "привязывать". Вполне очевидно, что религия это связь. В качестве объекта связи выступает Бог, Абсолют, Нечто Высшее... Т.о. мы можем говорить о взаимоотношениях отдельного индивидуума или общества с объектом поклонения или культа посредством этого самого благочестия.

Да, Вы правы. Благочестие - понятие временное. Но это лишь способ, благодаря которому мы достигаем определенных целей. Я не думаю, что религия вечна. Религия идет рука об руку с историей. Мы можем (и должны!) говорить о культурах или обществах, рассматривая их в различных контекстах, в т.ч. в контексте с религией. Вы правильно сказали, что человеческие законы временны, преходящи. Но согласно некоторым религиозным традициям душа создается Богом в какой-то определенный момент. А если есть точка отсчета (а в некоторых традициях, и точка завершения), значит, мы уже не можем говорить о вечности. Вечен лишь Бог.

РВН: Как, когда и где Вы познакомились с Вайшнавизмом?

Марина: Впервые я услышала о кришнаитах (тогда мне еще было незнакомо слово "вайшнав") в конце 80-х. Некоторые мои друзья-хиппи посещали одно кафе кришнаитов в Санкт-Петербурге, читали Бхагавад-гиту и слушали индийскую музыку. Но по-настоящему мое знакомство с Вайшнавизмом произошло недавно, благодаря сети Интернет. До этого момента я и не подозревала, насколько серьезно это учение...

РВН: Расскажите о своих впечатлениях до знакомства "по-настоящему".

Марина: Это сложный вопрос, и мне не хотелось бы никого обидеть. Не могу сказать, что мои тогдашние друзья были настоящими кришнаитами. Скорее всего, это была дань моде или ощущение свободы... Тогда, в начале 90-х был принят закон о свободе вероисповеданий, поэтому многие даже не задумывались о сути того или иного учения. Они искали себя, примыкали к различным группам верующих… Не думаю, что это плохо. Я думаю, что это был вполне естественный процесс. Просто мне кажется, что "внешнее" постепенно отступает на задний план и дает место "внутреннему". И те, кто раньше в большей мере жил напоказ, углубляются в своих духовных поисках. И это тоже естественно.

РВН: Почему Вы решили, что это серьезное учение?

Марина: Для того, чтобы убедиться в этом, нужно просто заглянуть на сайт //hari-katha.org/  :)

РВН: Комплимент принят. :) Но все же, неужели до знакомства с нашим проектом Вы не думали, что это серьезная религия, которую исповедуют миллионы людей? Ведь Вы же религиовед.

Марина: Да, действительно миллионы людей... На 1 января 1997 г. только по России было зарегистрировано 113 религиозных объединений Вайшнавов.

РВН: Откуда такие сведения, если это не очень страшная тайна?

Марина: Это сведения о государственной регистрации уставов религиозных объединений в РФ по состоянию на 1 января 1997 г. (по данным Управления по делам общественных и религиозных объединений Министерства Юстиции РФ) Доступны всем. :-)

Я просто хочу сказать, что Интернет дал мне наиболее полные возможности для изучения того или иного учения. Здесь я нашла все - начиная с самых азов, заканчивая более серьезными и глубокими вещами. Безусловно, что человек не всегда может найти ответы на свои вопросы в личных беседах с тем или иным верующим. Да и печатных изданий у нас не так уж много.

Что же касается самого религиоведения... Ситуация достаточно сложная. Миллионы верующих (Свидетели Иеговы, пресвитериане, харизматы и др.) могут задаться тем же вопросом. Мне кажется, что основная задача религиоведов - научиться систематизировать и знать истоки. Все остальное - приложится. Поймите одно: ведь учимся мы всю жизнь, а пройти, к примеру, за пятилетний курс все религиоведение, включая все религиозные течения, всю историю религий и все (без исключения!) труды классиков религиоведения - это, практически, невозможно. По крайней мере, так показалось мне... И потом, есть еще один нюанс, который, к сожалению, часто упускается нами из виду. Верить или не верить - это вопрос, которым так или иначе задается каждый. Но решение этого вопроса, по-моему, не должно сказываться на подходе к изучению религий. Не должно быть "воинствующих" религиоведов. Это мое принципиальное убеждение.

РВН: Я с Вами полностью согласен. На земле достаточно воинствующих религиозных фанатиков. :) Так что все места заняты. :)
Вы ведете Почтовый Лист (форум) Упельсинкино Со-Дружество, в котором Вам удалось объединить представителей разных религий и верований. Я сам подписан на него и могу сказать, что Вам удается поддерживать довольно корректную форму общения людей различных вероисповеданий.

Марина: Большая заслуга принадлежит ко-модератору Дмитрию, который помогает мне вести Лист. В декабре 2001 года Листу исполнился один год, и надо отдать должное Дмитрию - все это время он был рядом и следил за ходом дискуссий. Но не только мы формируем облик Со-Дружества, оно также меняет нас. Не знаю как другим, но лично мне Со-Дружество очень помогло. Я стала более терпеливой и более внимательной к словам своих собеседников. По крайней мере, мне хотелось бы так думать. :-)

РВН: Не могли бы Вы поделиться с нами опытом, который Вы приобрели в общении с таким разнообразным "коллективом". Мне интересны также Ваши наблюдения за представителями религий и личностями, их представляющие.

Марина: Не думаю, что это будет корректным по отношению к людям или к религиям, которые они представляют. Понятно, что облик религии для нас часто формируют так называемый "человеческий фактор". Порой из-за этого может сложиться неверное мнение... Все люди разные, и смотреть нужно не на них, а на учение, которое они проповедуют. А все учения говорят о Величии Бога.

РВН: И последний вопрос: Что бы Вы хотели пожелать читателям Вашего интервью?

Марина: Быть честными и искренними перед собой, перед Богом и людьми. Стремиться к духовному совершенству и достигать его.

РВН: Спасибо Вам!



Hari-katha >> RVN Homepage >> Наши интервью >> Интервью с Мариной Воробьевой

add news


© 1999-2024 RVN All rights reserved.