"Шрила Кешава Махарадж был безгранично
милостив ко мне..."
Письмо Шрилы А.Ч.Бхактиведанты Свами о его
отношениях со Шрилой Бхактипрагьяна
Кешавой Госвами Махараджем и "Гоудия
Веданта Самити"
"Вся слава Шри Гуру и Гоуранге!
Сиэттл, штат Вашингтон
22 октября, 1968 года
Я предлагаю свои смиренные поклоны
лотосным стопам всех вайшнавов.
Шрипад Тривикрам Махарадж!*
Вчера я получил ваше письмо от 12
октября, и печальная новость, которую вы
сообщили, чуть не разорвала моё сердце**.
Пожалуйста, напишите мне подробнее о
неожиданном уходе Пуджйапад Махараджа [Шрилы
Бхактипрагьяны Кешавы Госвами]. У меня были
очень давние отношения и доверительные со
Шрилой Махараджем. Когда я приезжал в
Шридхам Маяпур, обо мне с огромной любовью
заботились Шрипад Нарахари Дада и Шрипад
Винода Дада [Шрила Кешава Госвами]. Они были
для меня необычайно близкими, дорогими
друзьями. А в Калькутте старший Тиртха
Махарадж [Шрила Бхактипрадип Тиртха
Госвами], профессор Нишиканта Санньял [Шри
Нараян Бхактисудхакар Прабху] и Васудева
Прабху были очень дороги мне. Впоследствии
я часто приезжал и близко общался со Шрипад
Шридхаром Махараджем - мы были дружны с ним
так же, как могут быть дружны самые близкие
родственники. Кроме Шрипад Шридхара
Махараджа все упомянутые вайшнавы уже
ушли из этого мира. Приближается и наше
время, и поэтому как хорошо было бы получить
возможность служить Шриле Прабхупаде [Сарасвати
Тхакуру] как можно дольше.
С "Гоудия Веданта Самити" меня
связывают близкие отношения. Вам самим, и
особенно Шрипад Вамане Махараджу,
прекрасно известен тот факт, что я являюсь
одним из трёх основателей "Шри Гоудия
Веданта Самити". Мы задумали эту идею
основать "Шри Гоудия Веданта Самити" в
Калькутте, на Боспара Лэйн, еще до того, как
Шрила [Кешава] Махарадж принял санньясу.
...В то время Шрипад Вамана Махарадж, который
был тогда еще брахмачари, пришёл ко мне
домой на Ситаканта Банерджи Лэйн и передал
мне предложение стать главным редактором
журнала на бенгали "Шри Гоудия-патрика".
Преклоняясь перед указанием Шрилы [Кешавы]
Махараджа, я начал регулярно писать статьи
для "Гоудия-патрики". Шриле [Кешаве]
Махараджу очень нравилось всё, что я писал.
Потом меня также назначили главным
редактором журнала на хинди, "Шри
Бхагават-патрика", и там опубликовали
много моих статей. Позже у меня стало очень
мало времени, и я не мог присылать статьи
как прежде. А теперь я стал жителем
зарубежья и должен путешествовать вокруг
света каждый год по двадцать тысяч
километров. Шрила Кешава Махарадж проявил
ко мне великое сострадание, сделав меня санньяси.
Раньше я поклялся, что никогда не приму санньясу,
но Шрила Махарадж насильно дал её мне.
Сейчас он, несомненно, был бы очень рад
видеть успех моей проповеди. В прошлом году
я посетил его в Калькутте, придя к нему
вместе со своими учениками, и несмотря на то,
что он болел и был прикован к постели, он с
большой радостью принял нас. Я совершенно
уверен: и когда он был в этом мире, и сейчас,
когда он ушел, он, должно быть, очень доволен,
видя мою широкую проповедь послания
Шримана Махапрабху в западных странах,
таких как Америка, Канада, Англия, Германия
и Гавайи, которое находится в Тихом океане,
а также в таких восточных странах, как
Япония и др.
Я был упорным грихамедхой* (чьи мысли
полностью погружены в домашние дела). Шрила
Прабхупада [Сарасвати Тхакур] время от
времени приходил ко мне во сне и просил меня
оставить семейную жизнь и пойти с ним. Такие
сны пугали меня и внушали мне мысль о том,
что мне все же придется принять санньясу.
У меня не было никакого желания принимать
её, но благодаря повторным и настоятельным
просьбам Шрипад Нараяны Махараджа, Шрила
Кешава Махарадж проявил безграничную
милость к этому нежелающему и слепому
человеку, насильно посвятив меня в санньясу.
Мне кажется, что желание Шрилы Прабхупады [Сарасвати
Тхакура] передалось в его сердце, и таким
образом я всё-таки получил посвящение в санньясу.
Поэтому я навечно останусь в долгу перед
Шрилой [Кешавой] Махараджем. И получив ваше
письмо, я сразу же устроил вираха-сабху [праздник
поминовения или разлуки] в храме Сиэттла,
чтобы преклониться перед ним и вспомнить
его. Я посылаю вместе с этим письмом текст
письма соболезнования, который мы
составили во время вираха-сабхи.
Пожалуйста, примите это в качестве нашего
шраддханджали, смиренного подношения. Я
распорядился, чтобы в других моих центрах (список
прилагается), в частности в Лондоне,
Гамбурге и Хонолулу, преданные тоже
устроили такую вираха-сабху и
предложили шраддханджали.
Вам будет приятно узнать, что я
организовал три группы санкиртаны,
которые состоят из моих американских ребят
и супружеских пар. Одна из этих групп сейчас
путешествует по всем городам Америки, и я
езжу вместе с ними. Вторая группа из шести
преданных проводит киртаны в разных
частях Лондона. Индийцы, которые живут в
Лондоне, бывают поражены, видя этих
преданных. Они [индийцы] покинули свою
родину, уехав так далеко от Индии - в
западный мир, за богатством и престижем, а
американцы здесь совершают Харинама-санкиртан!
Так или иначе, но проповедь проходит
успешно.
Мне очень любопытно было бы узнать о
проекте конституции ["Гоудия Веданта
Самити"], который вы разрабатываете. В
этом деле вы можете полностью расчитывать
на моё сотрудничество, ведь я человек
конструктивных идей. Мне никогда не была по
душе деструктивная политика. Это было
желание Шрилы Прабхупады [Бхактисиддханты
Сарасвати] и Шрилы Бхактивиноды Тхакура,
чтобы американские [и другие] преданные
приезжали и пели киртаны в Шридхам
Маяпуре, и теперь это осуществляется. К
сожалению, те, кто заняли Маяпур, считают
его своей личной собственностью. В наши дни
другим уже не позволяется входить туда?
Шрила Кешава Махарадж обычно "с мечом в
руке" разбирался с такими гуру-тьяги (теми,
кто отверг своего Гуру) и с такими гуру-бхоги
(теми, кто наслаждаются имуществом Гуру).
Так или иначе, но в прошлом году он упомянул,
что устроит для меня пять акров земли в
Шридхам Маяпуре. Вы тоже присутствовали
тогда. Если вы поможете мне в этом деле, я
планирую создать ашрам в Маяпуре.
Американские молодые люди и девушки смогли
бы жить там и получать правильное
воспитание, проходить обучение.
Сотрудничая, мы сможем очень хорошо
проповедовать. Поэтому я очень хочу узнать
подробности относительно вашего проекта
конституции.
Завтра я уезжаю в Монреаль, а оттуда поеду
в Санта Фе (Нью-Мексико) и потом в Лос-Анджелес.
Вместе с этим письмом я прилагаю список
адресов наших различных центров. Мы
собираемся построить общину "Нью-Вриндаван"
на трёхстах акрах земли. Пожалуйста,
напишите ответ на адрес в Лос-Анджелесе,
поскольку я буду в Монреале всего три дня, в
Санта Фе - семь дней, а в Лос-Анджелесе почти
месяц.
притхивите ачхе джото нагаради грам
сарватра прачар хойбе мора нам
Взяв за основу это предсказание, можно
развернуть широкую проповедь по всему миру.
Я думаю, что вам удастся составить
конституцию ["Гоудия Веданта Самити"]
точно в соответствии с ним.
Я надеюсь, что в вашем бхаджане всё
хорошо.
Ваш покорный слуга,
Шри Бхактиведанта Свами
P.S. Если у вас есть какая-нибудь хорошая
фотография Шрилы [Кешавы] Махараджа,
пожалуйста, пришлите её мне. Я закажу
сделать с неё масляными красками большой
портрет, и распоряжусь, чтобы это
изображение поставили во всех моих главных
центрах, в частности в Нью-Йорке, Голливуде (Лос-Анджелесе),
Лондоне и др., рядом с изображением Шрилы
Прабхупады [Бхактисиддханты Сарасвати]".
---------------------------
Примечания:
* Шрипад Бхактиведанта Тривикрам Махарадж
(1916-2002) - один из старших учеников Шрилы Б.П.Кешавы
Госвами Махараджа и духовный брат Шрилы
Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа.
Иногда Шрила Бхактиведанта Свами писал ему,
как, например, написал это письмо. (В будущем
мы собираемся опубликовать в "Шри Враджа-преме"
его важнейшие письма и Шриле Нараяне
Госвами Махараджу.)
**Ученики Шрилы Б.П.Кешавы Госвами
Махараджа в Навадвипе вспоминают, что Шрила
Бхактиведанта Свами, вернувшись из
западных стран в Индию в 1971 г., посетил Шри
Девананда Гаудия Матх в Навадвипе, и когда
он проходил через главные ворота Матха, из
его глаз ручьем хлынули слёзы. Он подошёл к самадхи-мандиру
своего санньяса-гуру, и, рыдая, говорил:
"Махарадж! Махарадж!..". Поклонившись,
он встал и долго стоял у самадхи-мандира,
плача и повторяя молитвы. Последний раз он
видел Шрилу Кешаву Госвами Махараджа в 1967 в
Чинсуре (Калькутта), о чем он упоминает в
этом письме. Шрила Кешава Госвами был тогда
очень рад, узнав о замечательном служении,
которое Шрила Бхактиведанта Свами
совершает для Шрилы Бхактисиддханты
Сарасвати Тхакура. Он высоко отзывался о
его проповеди, прославлял его и призывал
всех проповедовать сообща.
В письме соболезнования Шрила
Бхактиведанта Свами написал известный стих
из "Шри Вилапа-кусуманджали", где Шри
Рагхунатха даса Госвами молется Шриле
Санатане Госвами, благодаря его за то, что
тот из сострадания насильно дал ему испить
нектар отречения и бхакти-расы:
вайрагья-йуг бхакти-расам прайатнаир
апайайан мам анабхипсум андхам
крипамбудхир йах пара-духкха-дукхи
санатанам там прабхум ашрайами
Последние две строки этой шлоки Шрила
Бхактиведанта Свами заменил на слова "шри
кешава бхактипрагьяна нама крипамбудхир
йас там ахам прападье", в прославление
своего санньяса-гурудева и дорогого
духовного брата.
***Следует воспринимать такие слова Шрилы
А.Ч.Бхактиведанты Свами о себе как
проявление глубокого смирения вайшнава.
Из книги "Письма Шрилы Прабхупады из
Америки Шриле Бхактиведанте Нараяне
Махараджу",
опубликованном
издательством "Гоудия Веданта Пресс"
Перевод с английского: Яшода
Кумар дас брахмачари
|