= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Бхактивинод Тхакур >> Возлюбить Бога

Возлюбить Бога

Первым это сказал Христос Иисус: “Возлюби Бога всем сердцем своим, и всем умом, и всею душею, и всей крепостию своей, и возлюби человека, как брата твоего”1. Это, несомненно, абсолютная истина, однако разные люди дают различные толкования этим святым словам. Высказывания всех великих людей прекрасны, но во многом загадочны: понятые, они приближают истину как можно ближе к сердцу, непонятые, они остаются “мертвящей” буквой. Такое таинственное свойство объясняется тем, что для людей, продвинутых в их внутреннем обращении к Божеству, естественно получать откровения, совершенно непостижимые для менее развитых душ. Стадии прогресса во многом схожи с кругами спиритуализма, которые, хотя и ошибочные сами по себе, могут многое объяснить о постепенном развитии души. Как мы понимаем, некоторые спиритуалисты считают, что, облагороженная, материя превращается в дух. Эта теория полностью противоречит всем внутренним убеждениям. Материя есть материя, а Дух есть Дух, и ни одно из них не может состоять из другого. Существование Духа безусловно выше, хотя в нашем теперешнем состоянии материального рабства мы не в состоянии до конца осмыслить действительное отношение Духа к материи, пространству и времени. Оставив в стороне метафизику, мы приходим к выводу, что, поднимаясь выше и выше, человеческая душа становится способной понять то, о чем мы в настоящий момент не имеем никакого представления. В соответствии с этим важным законом, Христос Иисус из Назарета получил и произнес слова, приведенные выше. Читателей, возвышающихся над средним уровнем людей, эти слова Иисуса учат любить Бога всем своим сердцем (что значит привязанностью сердца, которую можно различить в каждом ребенке и противоположностью которой является ненависть), всем своим умом (то есть интеллектом, который знает, в противоположность невежеству о хорошем и благом), всей своей душой (то есть тем началом человеческого существа, которое поклоняется Всевышнему и ощущает собственное бессмертие) и всей крепостью своей (то есть всеми поступками). Однако нечто гораздо большее и другие, лучшие, более высокие смыслы открываются вдохновленному свыше в этих святых словах Богодухновенного Иисуса. Он учит человека любить Бога, а не знать Его, или предполагать о Нем, или ненавидеть Его или думать о Нем. Иисус учит нас, что человек в своем абсолютном состоянии2 не является ни интеллектом, ни телом, но есть чистая Душа. Мудрость есть существо души, а ее поступок -- абсолютная любовь.3 Абсолютное состояние человека заключается в его абсолютных взаимоотношениях с Божеством в чистой любви. Поэтому любовь и только она есть религия Души, а значит и человека в целом. Здесь ученик спрашивает: “Что же мне делать с сердцем? Мое сердце любит смотреть, “как улыбается солнце”, любит “съесть самое сладкое блюдо и полюбоваться танцем”. Иисус отвечает очень глубоко: “Да, ты должен возлюбить Бога всем своим сердцем; сейчас твое сердце стремится ко всему, кроме Бога, но ты должен, все равно как объезжая упрямую лошадь, направить бег твоих переживаний к любящему Богу”. Таков один из четырех образов служения, или, как его определяет Вайшнавская Литература, Шанта Раса4. Тогда ученик говорит: “Господи, рассудок уводит меня от Бога: он хочет обратить меня в позитивизм5; наставь меня, что мне делать?” “Да, -- отвечает Иисус, -- ты должен возлюбить Бога всем своим умом, другими словами, воспринимаешь ли ты что-либо, сознаешь, помнишь, воображаешь или обдумываешь, не позволяй себе быть сухим мыслителем, но люби. Только любовь способна размягчить сухость интеллекта; развивай свой разум на добром и святом любовью к истине, духовной красоте и гармонии”. Такова вторая стадия развития Вайшнава, зовущаяся Дасйа Расой6. Тогда ученик спрашивает, достаточно ли для него развитых привязанности и разума, и Господь говорит: “Ты должен любить Бога и душой своей, что значит воспринимать себя в духовном соучастии Божеству и получать святые откровения в самые возвышенные часы своего служения”. Это Сакхйа Раса7 Вайшнавов: Душа, обращенная к Богу в святом и бесстрашном служении. Ученик опасается, что в таком положении он потеряется и не сможет ничего делать. Тогда Спаситель говорит ему эти слова: “Ты должен возлюбить Бога всей крепостью своей, то есть всей своей волей; ты заблуждаешься, полагая, что лишишься деятельной жизни, -- ты обретешь ее во много крат. Труд для Бога и Богом данный, происходящий не из корысти, но из священной свободной воли (единственной крепости человеческой), и выражающий собою чистую любовь, полностью захватит твое внимание”. Таково общее описание Бхакти. Затем Иисус продолжает: “Возлюби человека, как брата твоего”. Это указывает на четвертую стадию любви, когда чувствуешь, что все люди братья, а Бог -- их общий Отец. Такова Ватсалйа Раса на первом этапе своего развития.

Таким образом Бхакти (любовь) в своем самом начальном проявлении воспринимается в человеке в виде сердца, затем в виде разумения, затем в виде души, и, наконец, в виде воли. Эти проявления не разрушают друг друга, но прекрасно слагаются в стройное здание того, что мы зовем человеком духовным, или Экантой Вайшнавской Литературы. Но за ними стоит еще более высокая истина, открывающая себя лишь тем немногим, кто к ней готовы. Мы имеем в виду духовное превращение Души в женщину. Это есть то высочайшее пренебесное состояние, в котором душа может вкусить от сладости нерасторжимого брачного союза с Богом Любви. Такова пятая, наивысшая стадия развития Вайшнава, которую мы зовем Мадхура Расой, и ей одной посвящена самая прекрасная часть всей Вайшнавской Литературы. Таинственная, эта стадия человеческой жизни доступна не для всех, а сказать точнее, недоступна ни для кого, кроме “избранных Богом”. Она настолько недосягаема для среднего человека, что “реалисты” и даже обычные верующие не в состоянии понять ее, и, более того, насмехаются над ней, как над чем-то противоестественным. Боже! Открой Свои драгоценнейшие истины всем, чтобы избранных Тобой не причисляли к фанатикам и сумасшедшим и чтобы все человечество удостоилось быть “избранным Тобой”


Статья Шрилы Тхакура Бхактивинода, впервые опубликованная в “Журнале Таджпура” (Journal of Tajpur) в пятницу, 25 августа 1871 года

1 It was Christ Jesus who first said (Первым это сказал Христос Иисус) -- Иисус повторяет заповеди Ветхого Завета (Второзаконие 6.4-5 и Левит 19.18), но именно он первый выделяет именно эти две заповеди вместе как суть всех заповедей, а не просто законы в ряду остальных. Шрила Тхакур Бхактивинод не цитирует Иисуса дословно (ср. Мф 22.37-39; Мк 12.30-31), но и сам Иисус не повторяет слово в слово Моисея (Вт 6.4-5). Значимый, как мы видим из дальнейшего объяснения Шрилы Бхактивинода, порядок сердце-ум-душа-крепость (силы) мы находим в ответе книжника, когда тот повторяет услышанное от Иисуса в Мк 12.33. Возлюби человека, как брата твоего -- такое прочтение заповеди “возлюби ближнего твоего, как самого себя” подтверждается не только Божественным авторитетом Шрилы Тхакура Бхактивинода, но как Ветхим Заветом (Левит 19.17-18): “Не враждуй на брата твоего в сердце твоем … Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь Бог ваш”, так и посланиями Апостолов, как напр. 1 Иоанна 2.7-10; 4.21; 5.2: “Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. … Но притом и новую заповедь пишу вам: … Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. Кто любит брата своего, тот пребывает в свете, и нет в нем соблазна. … И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. … Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его”.
2 Понятие „абсолютный” здесь употребляется в значении нирупадхик, „не имеющий отношения к временным покрытиям”.
3 Мудрость=Чит, поступок=Дхарма, абсолютная любовь=Према.
4 Созерцательное отношение к Богу
5 Система философских взглядов, относящих теологию и другие методы познания, основанные на признании сверхчувственного мира, к устаревшим и несовершенным и считающих чувственный и экспериментальный опыт единственным источником позитивного (т.е. реального) знания.
6 Служебное отношение к Богу
7 Служение Господу как Другу
8Взаимоотношения Старшего и Ребенка

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.