Hari-katha >> Шрила Бхактивинод >> Шри Харинама Чинтамани >> Признаки садху |
В одиннадцатой Песне «Шримад-Бхагаватам», Уддхава перечисляет Кришне качества садху:
Дойалу —
Сахишну — обладающий терпимостью;
Сама — уравновешенный;
Дроха шунья врата — совершающий аскезы, не приносящие вреда телу;
Сатьясара — правдивый;
Вишуддхатма —чистый;
Парахита рата — помогающий всему человечеству;
Каме акшубхита буддхи — тот, чей разум свободен от вожделения;
Данта — владеющий чувствами;
Акинчана —
Мриду — мягкий;
Паримита бходжи — соблюдающий меру в еде и проч.;
Сантаман — умиротворенный;
Аниха — тот, кого не интересуют материальные дела;
Дхритиман —
Стхира — стойкий;
Кришна эка шарана — преданный исключительно Кришне;
Апраматта — не пренебрегающий своими обязанностями;
Сугамбхира—очень серьезный;
Виджита шад гуна — победивший шесть инстинктов;
Амани — не требующий почтения к себе;
Манада — почтительно относящийся к другим;
Дакша — умелый;
Аванчака — не склонный к обману и лицемерию;
Гьяни — сведущий в писаниях;
Шучи — чистый.
Является кто-либо садху или нет, можно судить по наличию этих качеств. При этом, однако, следует иметь в виду, что вышеупомянутые признаки подразделяются на две категории: главные (сварупа-лакшана) и второстепенные (татастха-лакшана). К категории сварупа-лакшана относится исключительная преданность Кришне, а все остальные признаки являются производными от этого главного качества. У того, кому выпала удача встретиться с вайшнавом, может появиться интерес к Святому Имени, и он начнет повторять имя Господа. Приняв прибежище лотосных стоп Кришны, такой человек обретает главное качество садху, а все остальные качества появятся по мере того, как он будет продолжать повторять Святое Имя. Таким образом, качества татастха-лакшана являются сопутствующими, или второстепенными, по отношению к сварупа-лакшана. И тем не менее, у истинного вайшнава несомненно проявятся все эти качества как следствие надлежащего повторения Святого Имени.
Положение человека в системе варн и ашрамов, а также соответствующие этому положению качества и склонности, относятся к внешним различиям и никоим образом не определяют, является данный преданный садху или нет. Главным отличительным признаком садху является его полная преданность Кришне, а она не зависит ни от варны, ни от ашрама.