Hari-katha >> Ачарьи cовременности >> Шрила Тиртха Махарадж >> Послание Шри Гиты

ПОСЛАНИЕ ШРИ ГИТЫ
Часть вторая


Многие искажают Учение Гиты ради удовлетворения своей низменной природы. Однажды во времена правления англичан Пуджйапад Бхакти Кумуд Санта Госвами Махарадж (Ученик Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура, Гуру - брат Бхакти Дайиты Мадхавы Госвами Махараджа) посетил Кашмир. Махараджей Кашмира в то время был Хари Симха. Он организовал однажды встречу, куда был приглашен и Санта Махарадж, как гость королевской семьи. Организаторами встречи были представители местной знати. Многие из них, включая махараджу Кашмира, владели чайными плантациями. Наш Шикша-гуру Пуджйапад Санта Махарадж – очень решительная личность. Он, не колеблясь, говорит правду. В своей речи он подчеркнуто заявил: “Добродетельные люди не должны совершать грехов. Они не должны предаваться азартным играм, вступать в незаконные связи с женщинами, убивать животных и употреблять одурманивающие вещества, даже чай”.

Плантаторов его слова как громом поразили. Какой ошибкой было пригласить Свамиджи! “Мы тут чай рекламируем, а он пришел разрушить наш бизнес!”. Один из чайных плантаторов подошел к Санта Махараджу и сказал “Свамиджи! Вы выступаете против чая, а ведь он прославляется в Гите!”. Санта Махарадж ответил: “Я проштудировал Гиту от корки до корки, но нигде не встречал такого”. – “Нет, там есть!”. Слово “чай” происходит от санскритского корня “ча”. Плантатор процитировал шлоку из Гиты:

сарвасйа ЧАхам хридй саннивиштхо
маттах смритир джнанам апоханам ЧА
ведайш ЧА сарвайр ахам эва ведйо
веданта-крид веда-вит эва ЧАхам (15.15)

“В форме ЧАЯ вхожу в сердца всех джив (живых существ)”. А в конце Кришна провозглашает: “Я есть ЧАЙ”. Это пример того, как истинный смысл извращен ради скрытых мотивов. Такие комментарии лишь дезориентируют читателя, не принося никакой пользы.

Истинный смысл этой шлоки таков: “Как Сверхдуша, Я восседаю в сердцах всех живых существ. Из Меня исходит память и знание живого существа, восприятие и постижение, а также и гибель всего Сущего. Все Веды утверждают Меня, как единственную цель всего познания. Я – автор Веданты и Я – авторитет в Ведах”

Гита является частью “Махабхараты”. В “Бхишма-парве” (Шестая песнь “Махабхараты”) Махабхараты Вайшмапайана Риши поведал Джанмеджайе (“Махабхарата” была поведана внуку Шри Кришны - Джнамеджайе риши Вайшампайаной.) о замешательстве Арджуны, о его скорби. Санджайа получил от Вйасадевы Муни возможность увидеть то, что происходило на Курукшетре и пересказать Дхритараштре:

дхритараштра увача
дхарма-кшетре куру-кшетре
самавета йуйутсавах
мамаках пандаваш чайва
ким акурвата санджайа (1.1)

Дхритараштра спросил у Санджайи: “Что предприняли мои сыновья – Дурьодхана и другие, которые вместе с Пандавами, возглавляемыми Махараджей Йудхиштхирой, собрались в Святом месте Курукшетре, намереваясь сражаться?”

Вишванатха Чакраварти в комментарии говорит: “Они прибыли с желанием сражаться, значит, они будут сражаться. Какие могут быть вопросы? Но Дхритараштра сомневается в этом. “Курукшетра святое место, а Пандавы – истинно религиозные люди. Они могут пойти на мировую, а мои сыновья – навряд ли. Но воздействие Курукшетры может изменить настрой моих сыновей, и все закончится миром”. Такие сомнения были у Дхритараштры, и потому он спросил, что было предпринято. К несчастью, он думал: “Если сражение не состоится, наши сыновья будут в вечной опасности, Пандавы всегда будут угрожать им. Пусть лучше будет битва!”

Выполняя желание Арджуны, Кришна вывел колесницу перед строем Кауравов. И тут, увидев перед собой всех своих родственников, Арджуна задрожал. Он увидел Деда Бхишму, своего гуру Дроначарьйу, а также своих дядьев, двоюродных братьев, родных и близких. Он не мог понять, что делать: “Они все готовы пожертвовать своими жизнями. Если я обрету царствование, убив их, не будет мне покоя. Пусть лучше они убьют меня, но я не буду сражаться”. И Арджуна отбросил свой священный лук – могучего Гандиву. Видя смятение Арджуны, его нежелание сражаться, Кришна упрекнул его:

шри бхагаван увача
кутас тва кашмалам идам
вишаме самупастхитам
анарйа-джуштам асваргйам
акирти-карам арджуна (2.2)
“О Арджуна! Как могло настичь тебя это смятение в самый критический момент, перед строем врагов на поле битвы? Ариям это не подобает. Такие помыслы сейчас недопустимы. Ты не достигнешь высшей цели, но лишь погубишь свое имя и славу!”
клаибйам ма сма гамах партха
наитат твайи упападйате
кшудрам хридайа-даурбалйам
тйактвоттиштха парантапа (2.3)
“О Партха! Не проявляй слабости! Это не подобает тебе! Изгони уныние из своего сердца, поднимись и готовься вступить в битву! Ты полон сил, чтобы сокрушить врагов!”
ашочйан анвашочас твам
праджна-вадамш ча бхашасе
гатасун агатасумш ча
нанушочанти пандитах (2.11)
“Ты обращаешься ко Мне как ученый человек, а горюешь о неподобающем. Ибо мудрый не скорбит ни о рождении, ни о смерти, потому что атма (истинная живая сущность) – вечна, не подвержена рождению и гибели”.
дехино ‘смин йатха дехе
каумарам йауванам джара
татха дехантара-праптир
дхирас татра на мухйати (2.13)
“Бренные тела живых существ проходят через различные стадии – детство, юность; потом дряхлеют и умирают. Мудреца все это не вводит в заблуждение”.
на джайате мрийате ва кадачин
найам бхутва бхавита ва на бхуйах
аджо нитйах шашвато ‘йам пурано
на ханйате ханйамане шарире (2.20)
“Дживатма (индивидуальная душа) не рождается и не умирает. Тела рождаются вновь и вновь, претерпевают рост, уничтожаются – но душа не погибает. Она нерожденная, вечная, всегда существовавшая в прошлом, существующая в настоящем и будущем, древнейшая, но всегда юная”.

татраика-стхам джагат критснам
правибхактам анекхадха
апашйад дева-девасйа
шарире пандавас тада (11.13)

“О Савйасачин (Тот, кто умело пускает стрелы обеими руками), Я уже уничтожил всех врагов. Ты – лишь инструмент в Моих руках. Отбрось ложную мысль, что ты – их убийца!” Арджуна подумал: “Я говорю о добродетели, но Шри Кришна недоволен. Он укоряет меня. Быть может, я ошибаюсь, считая верным то, что ложно?”

карпанйа-дошопахата-свабхавах
приччхами твам дхарма-саммудха-четах
йач чхрейах сйан нишчитам брухи тан ме
шишйас те ‘хам шадхи мам твам прапаннам (2.7)

Арджуна сказал: “Я утратил мою истинную доблесть, я запутался в том, что истинно, а что ложно. Я предаюсь Тебе. Я Твой ученик. Пожалуйста, научи меня –в чем мое вечное благо?”

Когда Арджуна принял полное прибежище у Лотосных Стоп Шри Кришны, Кришна начал давать ему наставления, и через него – всем обусловленным душам этого мира.

Часть перваяОглавление статьиК Тиртхе МахараджуЧасть третья


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.