Истина и красота
Впервые Бхактиведанта Свами
опубликовал этот очерк в Индии, в старом
газетном варианте журнала “Бэк ту Годхед”
(20 ноября 1958 года), выходившего дважды в
месяц. В нем рассказывается незабываемая
история о “жидкой красоте”, в которой
Бхактиведанта Свами наглядно
демонстрирует, что лежит в основе
человеческой сексуальности. Это наглядное
объяснение, раскрывающее природу истины и
красоты, неподвластно времени и по-прежнему
актуально для тех, кто занят поиском своего
“внутреннего я”.
Иногда возникают споры о том, насколько
совместимы понятия “истина” и “красота”.
Люди охотно говорили бы правду, — может
сказать кто-то, — но поскольку истина не
всегда прекрасна (в самом деле, зачастую она,
скорее, страшна и неприятна), как выразить
истину и красоту одновременно? В ответ мы
можем сообщить всем, кого это интересует,
что “истина” и “красота” — понятия совместимые.
И действительно, можно решительно
утверждать, что настоящая истина, то есть
абсолютная истина, всегда прекрасна. Истина
так прекрасна, что привлекает каждого,
включая и саму себя. Истина настолько
прекрасна, что многие мудрецы, святые и
преданные ради нее оставили все. Махатма
Ганди, кумир современного общества,
посвятил свою жизнь экспериментам с
истиной, и вся его деятельность была
направлена только на поиски истины.
Да разве только Махатма Ганди? В каждом из
нас заложена потребность в поиске истины и
только истины, поскольку она не только
прекрасна, но и всесильна, неисчерпаема,
исполнена славы, отрешенности и знания.
К сожалению, людям ничего не известно о
настоящей истине. В самом деле, 99, 9
процентов людей во всех сферах
деятельности в поисках истины преследует
ложные цели. Нас действительно влечет
красота истины, но с незапамятных времен мы
привыкли любить ложь в облике истины.
Поэтому для мирского человека понятия “истина”
и “красота” несовместимы друг с другом.
Нижеследующая история объясняет, что такое
мирские истина и красота. Однажды очень
влиятельный человек с крепким
телосложением, но сомнительной репутацией,
влюбился в прекрасную девушку. Девушка была
не только очень хороша собой, но и
целомудренна, поэтому ей не нравились
ухаживания этого человека. Мужчина же,
побуждаемый похотью, был настойчив, поэтому
девушка попросила его подождать семь дней и
назначила время встречи. Он согласился и с
нетерпением стал ждать назначенного срока.
А эта благочестивая девушка, чтобы показать
настоящую красоту абсолютной истины,
воспользовалась весьма поучительным
методом. Она стала принимать большие дозы
слабительного и рвотного, так что в течение
семи дней страдала от непрерывного поноса и
рвоты. Эти жидкие испражнения и рвоту она
собирала в специальные горшки. Из-за
принятия слабительных так называемая
красивая девушка стала худой как скелет,
кожа ее почернела, а прекрасные глаза
ввалились. И вот в назначенный час она с
волнением ожидала встречи с нетерпеливым
мужчиной.
Он пришел разодетым, и, увидев ожидавшую
там безобразную девушку, осведомился у ней
о той красавице, на встречу с которой пришел.
Он не смог узнать в этой девушке ту самую
красавицу, о которой спрашивал; более того,
он не узнал ее даже после того, как она
несколько раз сказала ему, кто она — в таком
жалком состоянии она находилась. Наконец
девушка сказала этому влиятельному
человеку, что выделила составные части
своей красоты и собрала их в горшки. Она
сказала также, что он может насладиться
этими соками красоты. И когда наш мирской
романтик попросил показать ему их, она
подвела его к сосудам с жидкими
испражнениями и рвотой, от которых исходил
невыносимый запах. Так ему была поведана
история происхождения жидкой красоты. В
конце концов по милости этой святой девушки
этот низменный человек сумел отличить
призрачное от реального и пришел в себя.
Этот человек находился в том же положении,
что и любой, кого привлекает ложная
материальная красота. У вышеупомянутой
девушки было прекрасно развитое, согласно
желаниям ее ума, тело, но на самом
деле она пребывала вне этого временного
материального тела и ума. В
действительности она была духовной искрой,
как и тот мужчина, которого привлекла ее
ложная оболочка.
Однако мирские интеллектуалы и эстеты
введены в заблуждение внешней красотой и
привлекательностью относительной истины и
не имеют понятия о духовной искре, которая
одновременно является и истиной, и красотой.
Духовная искра так прекрасна, что, когда она
покидает так называемое прекрасное тело,
которое фактически наполнено
испражнениями и рвотой, никто не хочет
прикасаться к этому телу, даже если его
украшает дорогой костюм.
Все мы гонимся за ложной, относительной
истиной, несовместимой с подлинной
красотой. Но настоящая истина неизменно
прекрасна, и ее красота не увядает с годами.
Эта духовная искра неуничтожима. Красоту
внешней оболочки можно разрушить за
несколько часов одной дозой сильного
слабительного, но красота истинная
неразрушима и всегда остается той же. К
сожалению, мирские художники и
интеллектуалы не ведают об этой прекрасной
духовной искре. Им ничего не известно и о
пламени, из которого вылетают все эти
духовные искры, и о взаимоотношениях между
искрами и пламенем, принимающих форму
трансцендентных игр. Когда милостью
Всевышнего эти игры проявляются здесь,
глупцы, не видящие ничего выходящего за
пределы сферы действия их чувств, путают
эти игры истины и красоты с проявлениями
описанных выше поноса и рвоты. Поэтому они в
отчаянии спрашивают, как можно совместить
истину с красотой.
Обыватели не знают, что совершенное
духовное существо является прекрасной
личностью, привлекающей к себе все и вся. Им
неизвестно, что Оно — первичная субстанция,
первоисточник и первопричина всего сущего.
Как неотъемлемые частицы совершенного духа,
бесконечно малые духовные искры наделены
присущими Ему качествами красоты и
вечности.
Единственное их отличие состоит в том, что
целое всегда остается целым, а части всегда
остаются частями. Однако и то и другое
является высшей истиной, высшей красотой,
высшим знанием, высшей энергией, высшей
отрешенностью и высшим богатством.
Любое произведение, не описывающее высшую
истину и красоту, даже если оно создано
величайшим мирским поэтом или
интеллектуалом, — всего лишь вместилище
испражнений и рвоты относительной истины.
Истинная же литература — та, которая
повествует о высшей истине и красоте
Абсолюта.
"Наука самоосознания"
(C) BBT, 1991, ISKCON
|