глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ
Самое сокровенное знание

1
шри-бхагаван увача
идам ту те гухйатамамправакшйамй анасуйаве
джнанам виджнана-сахитамйадж джнатва мокшйасе 'шубхат

шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога, сказал; идам-это; ту-но; те-тебе; гухйа-тамам-самое сокровенное; правакшйами-Я говорю; анасуйаве-независтливому; джнанам-знание; виджнана-реализованное знание; сахитам-с; йат-который; джнатва-зная; мокшйасе-ты освободишься; ашубхат-от материальных страданий.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Мой дорогой Арджуна, поскольку ты никогда не завидуешь Мне, Я открою тебе это самое сокровенное знание и опыт, обладая которым, ты сможешь освободиться от всех страданий материальной жизни /положить конец всем материальным страданиям/.

КОММЕНТАРИЙ: Слушая /повествования/ о Верховном Господе, преданный обретает духовное знание. Метод слушания рекомендован в "Шримад-Бхагаватам": "Слова Господа /послание/ необыкновенно могущественны и ощутить их силу можно, слушая повествования о Верховной Личности Бога и обсуждеая их вместе с Его преданными. Их смысл никогда не откроется тому, кто общается с мирскими философами или учеными, ибо духовное знание необходимо реализовать практически /должно быть реализованным; реализовано/.

Преданные постоянно служат Верховному Господу. Господь знает, о чем думает живое существо, занимающееся деятельностью в сознании Кришны /стремящееся развить в себе сознание Кришны/, знает, насколько оно искренне и дает ему разум, необходимый для того, чтобы постичь науку Кришны в общении с преданными /в обществе преданных/. Беседы о Кришне обладают огромной силой /могуществом/ и если тот, кому посчастливилось участвовать в них, постарается обрести таким образом знание, то с течением времени он безусловно достигнет уровня духовного самоосознания /осознает свою истинную сущность/. Чтобы воодушевить Арджуну служить Ему и таким образом достичь духовного совершенства, Кришна в девятой главе "Бхагавад-гиты" рассказывает о предметах более сокровенных, чем те, которые обсуждались до сих пор.

Начало "Бхагавад-гиты", первая глава, является своего рода вступлением /прелюдией/ ко всей книге /ко всем остальным; последующим главам/, а во второй и третьей главах Господь рассказывает о духовном знании, которое называют сокровенным. Темы, обсуждаемые в седьмой и восьмой главах непосредственно связаны с методом преданного служения, и поскольку они дают человеку знание о методе сознания Кришны, их называют еще более сокровенной частью духовного знания. Однако девятая глава "Бхагавад-гиты" рассказывает о беспримесном, чистом служении Господу, и поэтому говорится, что в ней заключено самое сокровенное знание. Тот, кто постиг самое сокровенное знание о Кришне, естественным образом поднимается на трансцендентный уровень и не ощущает материальных страданий, даже находясь в материальном мире. В "Бхакти-расамрита-синдху" сказано, даже если человек, искренне желающий заниматься преданным служением Господу, находится в обусловленном состоянии и живет в материальном мире, его следует считать освобожденной личностью. Точно также, в десятой главе "Бхагавад-гиты" сказано, что каждый кто служит Господу, освобождается из материального плена.

Этот стих имеет особое значение /исполнен особого смысла/. Слова идам джнанам ("это знание") относятся к чистому преданному служению, состоящему из девяти видов деятельности: слушания, повторения, памятования, служения, поклонения, вознесения молитв, выполнение приказаний Господа, дружба с Ним и полное вручение себя Ему. Занимаясь этими видами деятельности в процессе преданного служения, человек обретает духовное сознание, сознание Кришны. Когда его сердце очищается таким образом от материальной скверны, он становится способным постичь науку Кришны. Осознать, что живое существо-дух, а не материя, еще далеко недостаточно. Это может стать началом духовного самоосознания, но необходимо осознать также разницу между деятельностью тела, и духовной деятельностью, которой занимается тот, кто знает, что он не является телом.

В седьмой главе мы уже говорили о достояниях и могуществе Верховной Личности Бога, Его разнообразных энергиях, низшей и высшей природе и материальном космосе в целом. Девятая глава посвящена дальнейшему описанию величия Господа /продолжает рассказ о величии Господа?/.

Весьма примечательно и употребленное в данном стихе слово анасуйаве. Люди, берущиеся комментировать "Бхагавад-гиту", даже если это известные ученые, как правило завидуют /враждебно относятся к/ Кришне, Верховной Личности Бога. Даже самые маститые ученые сильно искажают в своих комментариях смысл "Бхагавад-гиты". Поскольку они завидуют Кришне, всем их комментариям, грош цена /их комментарии лишены всякого смысла; все их комментарии совершенно бесполезны/. Авторитетными являются лишь комментарии, написанные преданными Господа. Тот, кто завидует Кришне, никогда не сможет открыть другим смысл "Бхагавад-гиты" или представить /дать им/ совершенное знание о Кришне. Человек, который ищет изъяны в характере Кришны, не зная Его, обыкновенный глупец. Поэтому такого рода комментариев, следует всячески избегать. Тому, кто осознал, что Кришна-это Верховная Личность Бога, чистая и трансцендентная, эти главы принесут неоценимое благо.

2
раджа-видйа раджа-гухйампавитрам идам уттамам
пратйакшавагамам дхармйамсу-сукхам картум авйайам

раджа-видйа-царь знания; раджа-гухйам-царь сокровенного знания; павитрам-чистейшее; идам-это; уттамам-трансцендентное; пратйакша-через непосредственный опыт; авагамам-осознанное; дхармйам-принцип религии ; су-сукхам-очень радостно; картум-постигать; авйайам-вечное.

Это знание-царь всего знания, тайна тайн. Это чистейшее /самое чистое/ знание, оно дает живому существу возможность в процессе духовного самоосознания увидеть свою истинную сущность, поэтому его называют /оно является/ совершенной религией /совершенством религии/. Оно вечно и постижение его радостно.

КОММЕНТАРИЙ: Девятую /эту/ главу "Бхагавад-гиты" называют царем всего знания, поскольку в ней изложена суть всех философских доктрин, о которых шла речь в предыдущих главах. Основные направления индийской философской мысли представлены в трудах Гаутамы, Канады, Капилы, Ягьявалкьи, Шандийи и Ваишванары. Этот ряд замыкает Вьясадева, являющийся автором "Веданта-сутры". Таким образом в области философии и трансцендентной науки нет недостатка в знании . Здесь Господь называет девятую главу "Бхагавад-гиты" царем всего знания и сутью всех наставлений Вед и всех философских направлений /систем/. Это самое сокровенное знание, поскольку сокровенное или трансцендентное знание объясняет разницу между душой и материальным телом. А царем всего сокровенного знания является наука преданного служения.

Люди в большинстве своем не знакомы с этим сокровенным знанием, знание, которым они обладают, является знанием о внешней мире. В системе мирского образования люди изучают так много различных наук: политику , социологию, физику, химию, математику, астрономию, технику /инженерное искусство; машиностроение/ и т.д. В мире много больших университетов, где изучают различные отрасли знания, но нет ни одного учебного заведения, где бы учили науке о душе /изучали; преподавали/. Между тем душа-самое важное, что есть в теле; в отсутствии души тело перестает представлять какую-либо ценность. Тем не менее люди сосредотачивают все свои усилия на удовлетворении потребностей тела, не заботясь о душе, которая является основой /всякой/ жизни.

В "Бхагавад-гите", начиная со второй главы, постоянно подчеркивается жизненно важное значение души. В начале второй главы Господь говорит, что тело бренно, а душа бессмертна (антаванта име деха нитйасйоктах шариринах). Знание о том, что духовная душа отлична от материального тела и по природе своей неизменна, неразрушима и вечна. само по себе является сокровенным знанием. Но оно не дает нам позитивной информации о душе /не дает нам представления о том, что такое /представляет собой/ душа. Некоторые думают, что душа отлична от тела и после его гибели, после того, как душа освободится от материального тела, она превращается в пустоту и обезличивается /становится безличной/. Но на самом деле все обстоит иначе /это не так/. Как может душа, столь активная /активно действующая/ в теле, стать пассивной после того, как освободится от его оков? Душа всегда остается активной. Она вечна и потому всегда /вечно/ деятельна и ее деятельность в духовном мире составляет самую сокровенную часть духовного знания. Поэтому знание о деятельности души названо здесь царем всего знания, его самой сокровенной частью.

Это знание, как сказано в Ведах, является знанием о чистейшей из всех форм деятельности. В "Падма Пуране", где рассказывается о различных видах греховной деятельности людей, подчеркивается, что один грех всегда влечет за собой другой . Те, кто занимается кармической деятельностью, запутываются в сетях греховных реакций различных видов и стадий зрелости. Если бросить в землю семя дерева, дерево не вырастет в одночасье, для этого потребуется /необходимо/ какое-то время. Сначала появляется /появится; должен появиться/ маленький росток, который в будущем станет деревом, начнет цвести и плодоносить и, войдя в полную силу, будет радовать своими цветами и плодами людей, которые посадили его. Точно также, совершая греховный поступок, человек словно бросает в землю семя, которое через некоторое время прорастает. Есть несколько стадий созревания греховных реакций. Человек может уже прекратить заниматься тем или иным видом греховной деятельности, но результаты или плоды его греховных поступков ему только предстоит получить. Одни греховные реакции имеют форму семени, а другие уже созрели и приносят плоды, которые заставляют нас мучиться и страдать. Как было сказано в двадцать восьмом стихе седьмой главы человек, который сбросил с себя груз греховных реакций и занимается исключительно благочестивой деятельностью, свободный от двойственности материальной концепции жизни, вступает /встает/ на путь преданного служения Верховной Личности Бога, Кришне /начинает заниматься/. Иными словами, те, кто действительно занимается преданным служением Верховному Господу, уже освободился от всех последствий своих греховных поступков. Подтверждение этому мы найдем в "Падма Пуране":

апрарабдха-пхалам папамкутам биджам пхалонмукхам
краменаива пралийетавишну-бхакти-рататманам

Те, кто занимаются преданным служением Верховной Личности Бога, постепенно избавляется от всех греховных реакций: тех, которые уже созрели, тех которые только прорастают и тех, что находятся в форме семени. Поэтому преданное служение обладает огромной очистительной силой, и его называют павитрам уттамам, чистейшим. Уттама значит трансцендентный. Тамас это материальный мир, или тьма /царство тьмы/, а уттама называют то, что трансцендентно к материальной деятельности. Преданное служение ни в коем случае нельзя считать материальной деятельностью, даже если порою нам может казаться, что деятельность преданных ничем не отличается от деятельности обыкновенных людей. Тот, кто обладает духовным видением и сведущ в науке преданного служения, знает, что деятельность преданных не является материальной. Все их действия духовны и посвящены Господу, а потому не подвержены оскверняющему влиянию материальных гун.

Говорится, что деятельность в преданном служении настолько совершенна, что человек может непосредственно ощущать ее результаты. Это действительно так, и мы на собственном опыте убедились в том, что каждый, кто повторяет святые имена Кришны (Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе), перестав с течением времени совершать оскорбления, ощущает трансцендентное блаженство и быстро очищается от всей материальной скверны. Мы видели это собственными глазами. Более того, человек, который не только слушает святые имена, но и старается проповедовать философию преданного служения, или оказывает содействие проповеднической деятельности движения сознания Кришны, постепенно продвигается по пути духовного развития. Этот духовный прогресс не зависит от уровня полученного ранее образования или профессиональной подготовки. Метод сам по себе настолько чист, что просто занимаясь преданным служением, мы очищаемся от материальной скверны.

В "Веданта-сутре" (3.2.26) об этом сказано следующее: пракашаш ча карманй абхйасат. "Преданное служение столь могущественно, что просто занимаясь им, человек обретает духовное знание". Практическим примером тому может служить предыдущая жизнь Нарады, который был тогда сыном служанки. Он не мог похвастаться ни прекрасным образованием, ни знатным происхождением. Но когда его мать прислуживала великим преданным, Нарада помогал ей, а иногда, в ее отсутствие, сам служил преданным Господа. Нарада так говорит об этом:

уччхишта-лепан анумодито двиджаих
сакрт сма бхундже тад-апаста-килбишах
эвам праврттасйа вишуддха-четасас
тад-дхарма эватма-ручих праджайате

В этом стихе "Шримад-Бхагаватам" (1.5.25) Нарада рассказывает о своей прошлой жизни своему ученику Вьясадеве. Он говорит, что в течение четырех месяцев, пока в их доме находились чистые преданные, он служил им и близко общался с ними. Убирая за ними посуду, он увидел там остатки их пищи и захотел попробовать их. Спросив у мудрецов разрешения и получив его, Нарада стал есть то, что оставалось после них и с течением времени освободился от всех греховных реакций. Доедая за мудрецами, Нарада стал столь же чист сердцем, как они сами. Беспрерывно слушая и пересказывая повествования о Господе, великие преданные наслаждались вкусом преданного служения, и такой же вкус появился со временем у Нарады. Далее Нарада говорит:

татранвахам кришна-катхах прагайатам
ануграхенашрнавам манохарах
тах шраддхайа ме 'нупадам вишрнватах
прийашравасй анга мамабхавад ручих

Общаясь с мудрецами, Нарада обрел вкус к слушанию и повторению повествований, рассказывающих о величии Господа, и у него появилось огромное желание самому заниматься преданным служением. Поэтому, как сказано в "Веданта-сутре": пракашаш ча крманй абхйасат: тому, кто занимается преданным служением Господу, естественным образом открывается все знание, и он становится способным постичь все. Вот что значит /такое/ пратйакша, непосредственное восприятие.

Дхармйам значит "путь религии" . Нарада, в действительности, был сыном простой служанки. У него не было возможности ходить в школу /ему не пришлось; учиться/. Он просто помогал своей матери, которая по счастливому стечению обстоятельств служила преданным Господа. Таким образом мальчик Нарада также получил возможность служить им, и общение с ними дало ему возможность достичь высшей цели всей религии . Высшей целью всей релиозной деятельности , как сказано в "Шримад-Бхагаватам" является преданное служение Господу (са ваи пумсам паро дхармо йато бхактир адхокшадже). Люди, исповедующие мирские религии, как правило не знают, что высшей целью религии является преданное служение. Как мы уже говорили в комментарии к последнему стиху восьмой главы (ведешу йаджнешу тапахсу чаива), чтобы достичь духовного самоосознания, необходимо овладеть знанием Вед. Однако в данном случае /на данном примере/ мы видим, что Нарада, который никогда не учился в школе духовного учителя и не изучал Вед /не знал предписаний Вед; ведических принципов/, тем не менее достиг высшей цели всех, кто изучает Веды. Метод преданного служения обладает такой силой, что даже не выполняя всех религиозных обрядов и ритуалов, человек может достичь высшей ступени совершенства. Это также подтверждают Веды: ачарйаван пурушо веда. Общаясь с великими ачарьями, человек, даже если он не образован и никогда не изучал Веды, может обрести знание, необходимое для того, чтобы осознать свою истинную сущность.

Процесс преданного служения приносит человеку много радости (сукхам). Почему? Преданное служение состоит из шраванам киртанам вишнох, поэтому достаточно просто слушать повествования о величии Господа или лекции истинных ачаржев, где обсуждается трансцендентное знание. Просто присутствуя там, человек может обрести знание; он может также вкушать остатки чудесных блюд, предложенных Господу. Все в преданном служении приносит человеку радость. Преданным служением может заниматься даже тот, кто живет в крайней нужде. Господь говорит: патрам пушпам пхалам тойам. Он готов принять от преданного любое подношение. Любой человек, независимо от его положения в обществе, может предложить Господу хотя бы листок, цветок, кусочек какого-нибудь фрукта или немного воды, что можно найти в любой части мира, и Господь примет это подношение, если оно будет сделано с любовью /при условии, что оно сделано с любовью/. Известно /История знает/ немало подобных случаев. Просто вдохнув аромат листье туласи, предложенных лотосным стопам Господа, такие великие мудрецы, как Санат-кумара, стали великими преданными. Поэтому преданное служение замечательный процесс, несущий человеку радость. Бог принимает от нас только любовь, с которой мы предлагаем Ему свои подношения.

Здесь сказано, что преданное служение продолжается вечно, вопреки утверждениям Майавади. Иногда они занимаются так называемым преданным служением, но при этом считают, что преданное служение необходимо до тех пор, пока он не достигли освобождения, однако, в конце концов, освободившись из материального плена, каждый из них сам "станет Богом". Такое временное, приспособленческое преданное служение не является чистым. Истинное преданное служение продолжается и после стадии освобождения. Вернувшись в духовный мир, в царство Бога, преданный и там служит Верховному Господу. Он не пытается стать Богом /сравняться с; достичь тождества; слиться/.

Из последующих глав станет ясно, что преданное служение начинается после того, как живое существо освободится из материального плена. Когда, достигнув освобождения, живое существо поднимается на уровень Брахмана (брахма-бхута) /становится Брахманом (уровень брахма-бхуты), оно начинает заниматься преданным служением (самах сарвешу бхутешу мад-бхактим лабхате парам). Верховную Личность Бога нельзя постичь, занимаясь карма-йогой, гьяна-йогой, аштанга-йогой или любым другим методом йоги в отдельности. Все эти виды йоги могут помочь человеку приблизиться к уровню бхакти-йоги, но постичь Личность Бога можно только в процессе преданного служения. "Шримад-Бхагаватам" также подтверждает, что, когда, занимаясь преданным служением, в особенности слушая "Шримад-Бхагаватам" или "Бхагавад-гиту" от душ, которые достигли самоосознания, человек очищается от материальной скверны, он становится способным постичь науку Кришны, науку Бога. Эвам прасанна-манасо бхагавад-бхакти-йогатах. Когда его сердце очистится от грязи, он сможет понять, кто такой Бог. Таким образом, метод преданного служения, метод сознания Кришны-это вершина познания и царь всего сокровенного знания. Это самая чистая форма религиозной деятельности, заниматься которой легко и радостно. Поэтому на путь преданного служения должен встать каждый.

3
ашраддадханах пурушадхармасйасйа парантапа
апрапйа мам нивартантемртйу-самсара-вартмани

ашраддадханах-те, кто не обладает верой; пурушах-такие люди; дхармасйа-в религиозный метод ; асйа-это; парантапа-о покоритель врагов; апрапйа-не достгнув; мам-Меня; нивартанте-возвращаются; мртйу-смерти; самсара-в материальном мире; вартмани-на путь.

Тем, кто, занимаясь преданным служением, не обладает верой, никогда не достичь Меня, о завоеватель богатств. Поэтому они возвращаются в материальный мир и вновь попадают в круговорот рождения и смерти /встают на путь/

КОММЕНТАРИЙ: Неверующим никогда не достичь цели преданного служения; таков смысл этого стиха. Обрести веру можно лишь в общении с преданными. Поистине несчастны те, кто даже услышав от великих душ все наставления Вед, тем не менее не верит /все еще не верит/ в Бога. Подверженные сомнениям и колебаниям, они не могут подняться на уровень преданного служения Господу. Таким образом, вера-главный фактор нашего прогресса в сознании Кришны. В "Чайтанье-чаритамрите" сказано, что вера-это твердая убежденность в том, что, просто служа Верховному Господу, Шри Кришне, можно достичь высшей ступени совершенства. Вот что значит обладать истинной верой. Как сказано в "Шримад-Бхагаватам" (4.31.14):

йатха тарор мула-нишечанена
трпйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
татхаива сарварханам ачйутеджйа

"Поливая водой корень дерева, мы насыщаем все его ветви, сучки и листья, а отправляя пищу в желудок, удовлетворяем все остальные органы чувств. Точно также, тот, кто занимается трансцендентным служением Верховному Господу, естественным образом удовлетворяет всех полубогов, а также всех остальных живых существ". Поэтому, прочитав "Бхагавад-гиту", человек должен безоговорочно принять ее главный вывод: оставив все прочие занятия, живое существо должно служить Верховному Господу, Кришне, Личности Бога. Тот, кто убежден в истинности этой философии жизни, обладает истинной верой.

Развитие этой веры является содержанием метода сознания Кришны. Есть три класса сознающих Кришну людей. К третьему классу относятся те, кто не обладает верой. Даже занимаясь официально преданным служением Господу, такие люди не смогут достичь высшей ступени совершенства и через некоторое время вероятнее всего сойдут с пути преданного служения. Они могут заниматься той или иной деятельностью в сознании Кришны, но из-за отсутствия твердой убежденности и веры им очень трудно продолжать следовать по пути преданного служения. Занимаясь проповеднической деятельностью, мы видим, что некоторые люди присоединяются к движению сознания Кришны со скрытыми мотивами и участвуют в его деятельности, но, поправив свое экономическое положение, оставляют процесс и снова принимаются за старое. Совершенствоваться в сознании Кришны можно, лишь обладая верой /может лишь тот, кто обладает верой/. Что касается развития такой веры, то того, кто, изучив священные писания, стал сведущ в науке преданного служения и обрел твердую веру, называют преданным первого класса. К числу преданных второго класса относятся те, кто не постиг до конца содержания священных писаний, но непоколебимо верит в точ, то кришна-бхакти, преданное служение Кришне-это путь, ведущий к совершенству, и обладая такой верой, встает на этот путь. Такие преданные превосходят преданных третьего класса, у которых нет ни знания священных писаний, ни твердой веры и которые стараются следовать принципам сознания Кришны, общаясь с преданными более высокого класса. Преданный третьего класса может со временем пасть, преданным второго класса, как правило удается избежать падения, а для преданного первого класса возможность падения исключена полностью. Преданный первого класса будет и дальше совершенствоваться в преданном служении, пока не достигнет его конечной цели. Что касается преданных третьего класса в сознании Кришны, то хотя они и убеждены в том, что преданное служение Кришне это большое благо /верный путь/, они не обладают необходимым знанием о Кришне, которое можно обрести, изучая такие священные писания, как "Шримад-Бхагаватам" и "Бхагавад-гита". Иногда преданные третьего класса в сознании Кришны обнаруживают склонность к карма-йоге и гьяна-йоге, что является для них источником беспокойств, но освободившись от подобных тенденций, они становятся преданными второго и первого класса в сознании Кришны. Вера в Кришну также разделяется на три категории, о которых говорится в "Шримад-Бхагаватам". В одиннадцатой песни "Шримад-Бхагаватам" говорится также о привязанности первой, второй и третьей категории. Тем, кто, даже услышав о Кришне и о величии преданного служения, не имеют веры и считают все это пустыми славословиями, очень трудно идти по этому пути, даже если они и занимаются преданным служением Господу. У них практически нет надежды достичь совершенства. Таким образом, вера-очень важный фактор в преданном служении Господу.

4
майа татам идам сарвамджагад авйакта-муртина
мат-стхани сарва-бхутанина чахам тешв авастхитах

майа-Мной; татам-пронизана; идам-это; сарвам-все; джагат-мироздание; авйакта-муртина-в непроявленной форме; мат-стхани-во Мне; сарва-бхутани-все живые существа; на-нет; ча-также; ахам-Я; тешу-в них; авастхитах-нахожусь.

В Своей непроявленной форме Я пронизываю всю вселенную. Все существа пребывают во Мне, но Я остаюсь вне их.

КОММЕНТАРИЙ: Верховную Личность Бога невозможно воспринять с помощью грубых материальных чувств.

атах шри-кришна-намадина бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадаусвайам эва спхуратй адах
(Бхакти-расамрта-синдху, 1.2.234)

Имя Господа Шри Кришны, Его славу /величие/, игры и т.д. невозможно постичь посредством материальных чувств. Господь открывает Себя лишь тому, кто занимается чистым преданным служением, под руководством истинного духовного учителя /под надлежащим руководством/. В "Брахма-самхите" (5.38) сказано: преманджана-ччхурита-бхакти-вилочанена сантах садаива хридайешу вилокайанти. Тот, кто развил в себе трансцендентную любовь к Господу, всегда видит Верховную Личность Бога, Говинду, пребывающим внутри и вовне всего /его; себя/. Господь скрыт от взоров обыкновенных людей. Здесь сказано, что хотя Он вездесущ и всепроникающ, Его невозможно воспринять /постичь/ материальными чувствами /с помощью материальных чувств/. На это указывает употребленное здесь слово авйакта-муртина. Но хотя мы не видим Господа, в Нем покоится все сущее. Как было сказано в седьмой главе, весь материальный космос представляет собой соединение Его двух энергий: высшей, духовной энергии и низшей, материальной. Как солнечный свет разлит по всей вселенной, энергия Господа распространена по всему творению, и в ней покоится все сущее.

Однако отсюда вовсе не следует, что если Господь вездесущ, значит /то/ у Него нет личностной формы /Он не существует как личность/. Чтобы опровергнуть подобные утверждения, Господь говорит: "Я пребываю всюду, и все сущее находится во Мне, однако /и все же/ Я стою в стороне /отстранен/ от всего". Например, царь возглавляет правительство, которое является не чем иным, как проявлением его энергии; различные министерства и ведомства это не что иное, как энергии царя и каждое из них зиждется на его могуществе. Однако нельзя ожидать, что царь будет лично находится в каждом из ведомств /одновременно/. Это довольно грубый пример. Точно также, все, что мы видим вокруг, все, что существует в материальном и духовном мире, покоится на энергии Верховной Личности Бога. Господь творит этот мир, распространяя Свои многочисленные энергии, и, как сказано в "Бхагавад-гите", виштабхйахам идам кртснам: Он пребывает всюду в Своей личностной форме , распространяя Свои бесчисленные /разнообразные/ энергии.

5
на ча мат-стхани бхутанипашйа ме йогам аишварам
бхута-бхрн на ча бхута-стхомаматма бхута-бхаванах

на-никогда; ча-также; мат-стхани-пребывающее во Мне; бхутани-все творение; пашйа-узри; ме-Мое; йогам аишварам-непостижимое мистическое могущество; бхута-бхрт-хранитель всех живых существ; на-никогда; ча-также; бхута-стхах-в материальном космосе; мама-Моя; атма-Сущность; бхута-бхаванах-источник всего творения /сотворенного/.

Однако не все сотворенное находится /покоится/ во Мне. Узри Мое мистическое могущество! Будучи хранителем всех живых существ и пребывая всюду, Я не являюсь частью материального космоса. Я Сам-источник творения.

КОММЕНТАРИЙ: Господь говорит, что все сущее покоится на /в/ Нем (мат-стхани сарва бхутани). Эти слова следует понимать правильно. Сам Господь не выполняет функции сохранения и поддержания материальной вселенной. Иногда мы видим рисунки, на которых изображен Атлас, держащий на своих плечах земной шар; сгибаясь под его тяжестью, он выглядит очень утомленным. Мы не должны представлять таким Кришну, держащего на Себе всю вселенную. Он говорит, что, хотя все сущее покоится на нем, Сам Он стоит в стороне от всего. Планетные системы перемещаются в космическом пространстве, которое является энергией Верховного Господа. Однако Сам Господь отличен от космического пространства. Он занимает иное положение. Поэтому Господь говорит: "Хотя все сущее покоится на Моей непостижимой энергии, Я, будучи Верховной Личностью Бога, нахожусь в стороне от него". Таково непостижимое могущество Господа.

В ведическом словаре Нирукти сказано: йуджйате 'нена дургхатешу карйешу. "Верховный Господь являет удивительные, непостижимые игры, распространяя всюду Свою энергию". Господь в Его личностной форме полон разнообразных могущественных энергий /владеет ими/, и Его воля становится реальностью сама по себе. Вот что значит постичь Личность Бога. Задумав сделать что-то, мы вынуждены преодолевать множество препятствий, и нередко желанная цель является просто недостижимой. Но когда Кришна замыслит что-либо /захочет сделать/, то одной Своей волей Он делает /устраивает/ все столь совершенным образом, что мы не можем /не в силах/ даже представить себе, как все это происходит. Господь объясняет это следующим образом /так говорит об этом/: Являясь хранителем всего мироздания и поддерживая его, Сам Он не касается материального космоса. Своей высшей волей Он он создает все сущее, сохраняет, поддерживает и в конце концов уничтожает его. Поскольку Он абсолютный дух /абсолютно духовен/, между Его умом и Им Самим нет никакой разницы (тогда как мы отличны от своего нынешнего, материального ума). Господь одновременно пребывает везде; однако обыкновенному человеку никогда не понять, каким образом Он лично присутствует всюду. Он отличен от материального мира, который тем не менее покоится на Нем. На это указывают употребленные в данном стихе слова йогам аишварам, мистическое могущество Верховной Личности Бога.

6
йатхакаша-стхито нитйамвайух сарватра-го махан
татха сарвани бхутанимат-стханитй упадхарайа

йатха-подобно тому, как; акаша-стхитах-находящийся в небе; нитйам-всегда; вайух-ветер; сарватра-гах-дующий повсюду; махан-великий; татха-точно также; сарвани бхутани-все сотворенные живые существа; мат-стхани-покоятся во Мне; ити-таким образом; упадхарайа-попытайся понять.

Знай же, что как могучий ветер, дующий повсюду, всегда остается в небе, все сотворенные существа покоятся во Мне.

КОММЕНТАРИЙ: Обыкновенному человеку кажется поистине непостижимым то, как огромное материальное творение покоится на Верховном Господе. Однако Господь приводит здесь пример, который поможет нам понять это. Небо, вероятно, самое большое из всего, что нам известно /мы можем себе представить/. И в этом небе ветер, или воздух-самое большое проявление в материальном мире. Движение воздуха определяет движение всего сущего. Однако при все своем могуществе, воздух ограничен рамками космического пространства, за которые он не может выйти. Точно также, это чудесное космическое проявление создано волей Бога и /все в нем/ подчинено /происходит по/ воле Всевышнего. Как мы часто говори, даже травинка не шелохнется, не будь на то воли Верховной Личности Бога. Таким образом все происходит по воле Господа: по его воле все создается, существует и уничтожается. Сам же Он отстранен от всего, как небо не имеет никакого отношения к тому, что делает ветер.

В "Упанишадах" сказано: йад-бхиша ватах павате. "В страхе перед Верховным Господом дует ветер" ("Таиттирийа Упанишад" 2.8.1). А в "Брихад-аранйака Упанишад" (3.8.9) мы читаем следующее: этасйа ва акшарасйа прашасане гарги сурйа-чандрамасау видхртау тиштхата этасйа ва акшарасйа прашасане гарги дйав-апртхивйау видхртау тиштхатах. "По приказу свыше, под надзором Верховной Личности Бога движутся луна, солнце и другие планеты". В "Брахма-самхите" (5.52) также сказано:

йач-чакшур эша савита сакала-граханам
раджа самаста-сура-муртир ашеша-теджах
йасйаджнайа бхрамати самбхрта-кала-чакро
говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами

В этом стихе описано движение солнца. Здесь сказано, что солнце называют глазами Верховного Господа, и оно распространяет по вселенной огромное количество тепла и света. Тем не менее, солнце движется по заданной орбите, послушное приказу и высшей воле Говинды. Таким образом, из Вед мы получаем свидетельства того, что материальный космос, который представляется нам таким чудесным и великим, находится в полной власти Верховной Личности Бога. Более подробно об этом будет рассказано в последующих стихах девятой /данной/ главы.

7
сарва-бхутани каунтейапракртим йанти мамикам
калпа-кшайе пунас таникалпадау висриджамй ахам

сарва-бхутани-все сотворенные существа; каунтейа-о сын Кунти; пракртим-в природу; йанти-входят; мамикам-Мою; калпа-кшайе-в конце эпохи; пунах-вновь; тани-все те; калпа-адау-в начале эпохи; висриджами-создаю; ахам-Я.

О сын Кунти, в конце каждой эпохи все проявленное в материальном мире входит в Меня, а в начале следующей эпохи Я вновь создаю все посредством Своей энергии.

КОММЕНТАРИЙ: Сотворение, существование и разрушение материального проявления полностью зависит от высшей воли Личности Бога. "В конце эпохи" значит после смерти Господа Брахмы. Брахма живет сто лет, а его один день составляет 4.300.000.000 земных лет. Столько же длится и его ночь. Месяц Брахмы состоит из тридцати таких дней и ночей, а год-из двенадцати месяцев. По прошествии ста лет, когда Брахма умирает, происходит разрушение и уничтожение материального мира. Это значит, что энергия, проявленная Верховным Господом, вновь возвращается в Его лоно. Затем, когда возникает необходимость вновь создать материальный космос, он появляется по воле Всевышнего. Баху сйам: "Я один, но становлюсь многими". Так гласит ведический афоризм ("Чхандогья Упанишад" 6.2.3). Господь распространяет Себя в Своей материальной энергии, и все космическое проявление возникает вновь.

8
пракртим свам аваштабхйависриджами пунах пунах
бхута-грамам имам кртснамавашам пракртер вашат

пракртим-материальный космос; свам-Моей Личности; аваштабхйа-входя в; висриджами-Я создаю; пунах пунах-снова и снова; бхута-грамам-все космические проявления; имам-эти; кртснам-в совокупности; авашам-автоматически; пракртех-силой природы; вашат-под обязательством.

Весь материальный космос подчинен Мне. По Моей воле он через определенные промежутки времени автоматически /сам по себе/ переходит в проявленное состояние, и по Моей воле уничтожается в конце каждой эпохи.

КОММЕНТАРИЙ: Материальный мир, как мы уже неоднократно говорили, - это проявление низшей энергии Верховной Личности Бога. В период его сотворения материальная энергия высвобождается как махат-таттва, и Господь входит в нее в Своем первом воплощении Пуруши, Маха-Вишну. Он возлежит на водах Причинного океана, и из Его дыхания возникают бесчисленные вселенные, в каждую из которых Господь вновь входит как Гарбходакашайи Вишну. Так создаются все материальные вселенные. Затем Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, который входит во все сущее, даже в мельчайший атом. Об этом говорится в данном стихе. Он входит во все сущее.

Что касается живых существ, то они попадают в лоно материальной природы и занимают различное положение, в зависимости от деятельности, совершенной в прошлом. Так начинается деятельность в материальном мире . Живые существа различных видов и форм начинают действовать с момента сотворения материальной вселенной /своего сотворения?/. Ни одна из форм жизни не возникает эволюционным путем. Они создаются одновременно во время сотворения материальной вселенной. Люди, животные, звери и птицы-все создаются одновременно, поскольку живые существа появляются на свет в соответствии с теми желаниями, которые остались у них со времен последнего разрушения вселенной. Употребленное в данном стихе слово авашам ясно указывает на то, что сами живые существа нисколько не причастны к этому процессу. То состояние бытия, в котором они находились в конце своей прошлой жизни в период последнего уничтожения вселенной, проявляется вновь /они проявляются в том состоянии бытия…/ и все это происходит по воле Господа. Таково непостижимое могущество Верховной Личности Бога. Сотворив различные формы жизни, Господь разрывает всякую связь с ними. Материальный космос создается для того, чтобы дать живым существам возможность реализовать /осуществить/ свои устремления, но Сам Господь не имеет
к этому никакого отношения /никак не участвует в этом/.

9
на ча мам тани карманинибадхнанти дхананджайа
удасина-вад асинамасактам тешу кармасу

на-никогда; ча-также; мам-Меня; тани-все эти; кармани-виды деятельности; нибадхнанти-/не/ связывают; дхананджайа-о завоеватель богатств; удасина-ват-как нейтрально; асинам-расположенного; асактам-не испытывая привязанности; тешу-к этим; кармасу-видам деятельности.

О Дхананджайа, Я не связан никакой материальной деятельностью. Я всегда отстранен от нее и занимаю нейтральное положение.

КОММЕНТАРИЙ: Отсюда вовсе не следует, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своей обители в духовном мире Господь постоянно занят самой разнообразной деятельностью. Как сказано в "Брахма-самхите" (5.6), атмарамасйа тасйасти пракртйа на саманамах. "Он всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной". Материальную деятельность выполняют различные энергии Господа. Господь неизменно находится в стороне от деятельности, протекающей в материальном мире. На Его нейтральное положение указывает употребленное здесь слово удасина-ват. Контролируя каждую, даже самую незначительную часть материальной деятельности, Господь занимает по отношению к ней нейтральное положение. Он подобен судье, председательствующему в зале суда. По его приказу кого-то казнят, кого-то садят в тьрьму, а кого-то объявляют владельцем огромного состояния, однако сам судья всегда остается беспристрастным. Он никак не связан со всеми этими потерями или приобретениями. Таким же беспристрастным является и Верховный Господь, хотя Его участие ощущается в любой сфере деятельности. В "Веданта-сутре" (2.1.34) сказано: ваишамйа-наиргхрнйе на: Он не связан с двойственностью материального мира и трансцендентен по отношению к любым ее проявлениям. Он также /не привязан к/ не участвует лично в процессах сотворения и уничтожения материального мира. Живые существа появляются на свет в различных формах и видах жизни в соответствии с деятельностью, совершенной в прошлом, и Господь никогда не вмешивается в эти процессы /в это/.

| Оглавление | Глава Девятая [шлока 10-19]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100