глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
Знание Абсолюта

1
шри-бхагаван увача
майй асакта-манах партхайогам йунджан мад-ашрайах
асамшайам самаграм мамйатха джнасйаси тач чхрну

шри-бхагаван увача-Верховный Господь сказал; майи-на Мне; асакта-манахсосредоточив ум; партха-о сын Притхи; йогам-духовного самоосознания; йунджан-идя по пути; мат-ашрайах-сознавая Меня /находясь в сознании Кришны/; асамшайам-освободившись от сомнений; самаграм-полностью; мамМеня; йатха-как; джнасйаси-ты сможешь постичь; тат-об этом; шрнуслушай же.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Сейчас, о сын Притхи, ты услышишь о том, как занимаясь йогой в /полном/ сознании Кришны и сосредоточив на Мне свой ум, ты сможешь постичь Меня, освободившись от всех сомнений /освободиться и постичь/.

КОММЕНТАРИЙ: Седьмая глава "Бхагавад-гиты" рассказывает о природе сознания Кришны. Кришна исполнен всех достояний и в этой главе рассказывается о том, как Он проявляет Свои достояния. Здесь также идет речь о четырех типах удачливых людей, которые обращаются к Кришне, и о четырех типах несчастных людей, которые никогда не придут /предадутся/ к Кришне.

В первых шести главах "Бхагавад-гиты" рассказывалось о том, как живое существо, которое является нематериальной духовной душой может доситчь самоосознания с помощью различных методов йоги. В конце шестой главы Кришна со всей ясностью заявил, что тот, чей ум сосредоточен на Кришне, иначе говоря, тот, кто занимается деятельностью в сознании Кришны, находится на высшей ступени йоги. Только сосредоточив ум на Кришне, мы сможем полностью постичь Абсолютную Истину /но никак иначе/. Осознание безличного брахмаджьоти или локализованной Параматмы является неполным, но лишь частичным осознанием Абсолютной Истины. Полностью осознать Абсолютную Истину значит овладеть наукой Кришны, и человеку, обладающему сознанием Кришны открывается все /знание/. Полностью развив в себе сознание Кришны, человек понимает, что Кришна, вне всяких сомнений, является высшей ступенью познания. Различные методы йоги-не более чем этапы пути, ведущего к сознанию Кришны. Тот, кто занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны, автоматически получает полное знание о брахмаджьоти и Параматме. Метод сознания Кришны дает человеку возможность познать все: Абсолютную Истину, живых существ, материальную природу и все, что с ними связано.

Поэтому человек должен начать заниматься йогой так, как предписано в последнем стихе шестой главы. Сосредоточить ум на Кришне, Верховном Господе, можно занимаясь девятью видами деятельности в преданном служении, первым и самым важным из которых является шраванам. Поэтому Господь говорит Арджуне: тач чхрну, "Слушай Меня". Нет авторитета более великого, чем Кришна, поэтому тот, кто слушает Его, получает редчайшую возможность полностью развить в себе сознание Кришны. Поэтому духовное знание должно быть получено непосредственно от Кришны или от Его чистого преданного, а не от выскочки-атеиста, который кичится своей образованностью.

Процесс постижения Кришны, Верховной Личности Бога, Абсолютной Истины, описан во второй главе Первой Песни "Шримад-Бхагаватам":

шрнватам сва-катхах кришнахпунйа-шравана-киртанах
хридй антах-стхо хй абхадранивидхуноти сухрт сатам

нашта-прайешв абхадрешунитйам бхагавата-севайа
бхагаватй уттама-шлокебхактир бхавати наиштхики

тада раджас-тамо-бхавахкама-лобхадайаш ча йе
чета этаир анавиддхамстхитам саттве прасидати

эвам прасанна-манасобхагавад-бхакти-йогатах
бхагават-таттва-виджнанаммукта-сангасйа джайате

бхидйате хридайа-грантхишчхидйанте сарва-самшайах
кшийанте часйа карманидршта эватманишваре

"Слушать повествования о Кришне, изложенные в ведических писаниях, или слушать слова Самого Кришны, увековеченные в "Бхагавад-гите"-значит заниматься благочестивой деятельностью. Господь Кришна, пребывающий в сердце каждого живого существа как его лучший друг, очищает сердце преданного, который неустанно слушает о повествования Нем, от материальной скверны. Таким образом в преданном естественным образом пробуждается трансцендентное знание. Слушая повествования о Кришне, изложенные в "Шримад-Бхагаватам", слушая рассказы преданных о Кришне, человек начинает заниматься преданным служением Господу. Занимаясь преданным служением, он выходит из-под влияния гун страсти и невежества и таким образом постепенно освобождается от вожделения и жадности. Очистившись от этой скверны, кандидат в преданные достигает уровня чистой благости, и, вдохновленный преданным служением, постигает науку Бога во всех ее аспектах. Так бхакти-йога разрубает тугой узел материальных привязанностей в сердце человека, который сразу же поднимается на уровень асамшайам самаграм и постигает Высшую Абсолютную Истину, Личность Бога" (Бхаг. 1.2.17-21).

Таким образом, постичь науку Кришны можно только слушая Кришну или Его преданных, обладающих сознанием Кришны.

2
джнанам те 'хам са-виджнанамидам вакшйамй ашешатах
йадж джнатва неха бхуйо 'нйаджджнатавйам авашишйате

джнанам-знание о материальном мире; те-тебе; ахам-Я; са-вместе с; виджнанам-трансцендентным знанием; идам-это; вакшйами-изложу; ашешатах-полностью; йат-которым; джнатва-овладев; на-не; иха-в этом мире; бхуйах-более; анйат-ничего; джнатавйам-что необходимо познать; авашишйате-не останется.

Сейчас Я открою тебе все знание о материальной и о трансцендентной природе. Овладев им, ты познаешь все.

КОММЕНТАРИЙ: Полное знание включает в себя знание о материальном мире, о стоящей за ним духовной природе и об источнике их обоих. Все это трансцендентное знание. Господь хочет открыть его Арджуне, потому что Арджуна-Его великий преданный и близкий друг. Господь уже говорил об этом в начале четвертой главы и здесь Он снова подтверждает, что полное знание может получить лишь преданный Господа, который принадлежит к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Самого Господа. Поэтому только разумный человек может постичь источник всего знания, который является причиной всех причин и единственным объектом медитации во всех системах йоги. Познав причину всех причин, человек познает все и для него не остается ничего непознанного. В Ведах ("Мундака Упанишад" 1.3) сказано: касмин бхагаво виджнате сарвам идам виджнатам бхавати.

3
манушйанам сахасрешукашчид йатати сиддхайе
йататам апи сиддханамкашчин мам ветти таттватах

манушйанам-людей; сахасрешу-из многих тысяч; кашчит-кто-либо один; йатати-стремится; сиддхайе-к совершенству; йататам-из тех, кто стремится к совершенству; апи-воистину; сиддханам-из тех, кто достиг совершенства; кашчит-кто-либо один; мам-Меня; ветти-постиг; таттватах-воистину.

Из многих тысяч людей лишь один стремится к совершенству, а из тех, кто достиг совершенства, едва ли один постиг Меня таким как Я есть /воистину постиг Меня/.

КОММЕНТАРИЙ: Из многих тысяч людей самых разных категорий и типов лишь один может заинтересоваться методом духовного самоосознания и попытаться узнать, какова его истинная сущность, что такое тело и что представляет собой Абсолютная Истина. Большинство же людей занимается удовлетворением животных потребностей: они просто едят, спят, обороняются и совокупляются, и вряд ли у кого-нибудь из них возникает интерес к трансцендентному знанию. Первые шесть глав "Бхагавад-гиты" предназначены для людей, стремящихся обрести трансцендентное знание, постичь пророду души, Сверхдуши, достичь духовного самоосознания с помощью методов гьяна-йоги и дхьяна-йоги и отделить духовную сущность от ее материальной оболочки /постичь отличие души от материи/. Однако постичь Кришну могут только те, кто обладает сознанием Кришны. Другие трансценденталисты могут осознать безличный Брахман, ибо это гораздо легче, чем постичь Кришну. Кришна-Верховная Личность Бога, но чтобы постичь Его, недостаточно осознать аспекты Брахмана и Параматмы. Йоги и гьяни терпят неудачи в своих попытках постичь Кришну. Хотя величайший из всех имперсоналистов, Шрипада Шанкарачарья, в своем комментарии к "Бхагавад-гите" признал Кришну Верховной Личностью Бога, его последователи отказываются принимать Его таковым, ибо постичь Кришну очень трудно даже тому, кто достиг трансцендентного уровня и осознал аспект безличного Брахмана.

Кришна-Верховная Личность Бога, причина всех причин, предвечный Господь Говинда. Ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах/ анадир адир говиндах сарва-карана-каранам. Непреданным невероятно трудно постичь Его. Хотя непреданные и заявляют, что метод бхакти, или преданного служения, очень легок, сами они оказываются неспособными следовать ему. Если метод бхакти так легок, как об этом говорят непреданные, то почему они выбирают для себя трудный путь? Так-называемый путь бхакти, по которому идут самозванцы, не сведущие в науке бхакти, может казаться легким, когда же спекулятивные философы и ученые пытаются заниматься бхакти-йогой в соответствии со всеми правилами и предписаниями, то быстро сходят с этого пути. В "Бхакти-расамрита-синдху" (1.2.101) Шрила Рупа Госвами говорит:

шрути-смрти-пуранади-панчаратра-видхим вина
аикантики харер бхактирутпатайаива калпате

"Тот, кто занимается преданным служением Господу, игнорируя такие авторитетные священные писания, как "Упанишады", "Пураны" и "Нарада-панчаратра", лишь нарушает покой общества".

Имперсоналисту, осознавшему Брахман или йогу, который осознал Параматму, никогда не постичь Кришну, Верховную Личность Бога, который становится сыном матери Яшоды или колесничим Арджуны. Даже великие полубоги порою приходят в недоумение, наблюдая за действиями Кришны (мухйанти йат сурайах). Мам ту веда на кашчана: "Никто не знает Меня таким как Я есть" - говорит Господь. А тот, кому удалось постичь Кришну, са махатма су-дурлабхах. "Такая великая душа встречается крайне редко". Поэтому до тех пор, пока человек не начнет заниматься преданным служением Господу, он не сможет постичь Кришну таким, как Он есть (таттватах), даже если он великий ученый или философ. Только чистым преданным может открыться знание о трансцендентных качествах Кришны, который является причиной всех причин, о Его непостижимом могуществе и достояниях, о Его богатствах, славе, силе, красоте, знании и отрешенности, ибо Кришна неизменно благоволит к Своим преданным. Он-вершина осознания Брахмана /высший аспект в/, и только преданные могут постичь Его таким, как Он есть. Поэтому говорится:

атах шри-кришна-намадина бхавед грахйам индрийаих
севонмукхе хи джихвадаусвайам эва спхуратй адах

"Никто не сможет постичь Кришну таким как Он есть с помощью грубых /ограниченных/ материальных чувств. Но Он Сам открывает Себя Своим преданным, удовлетворенный их трансцендентным любовным служением Ему" ("Бхактирасамрита-синдху" 1.2.234)

4
бхумир апо 'нало вайухкхам мано буддхир эва ча
аханкара итийам мебхинна пракртир аштадха

бхумих-земля; апах-вода; аналах-огонь; вайух-воздух; кхам-эфир; манахум; буддхих-разум; эва-безусловно; ча-и; аханкарах-ложное эго; ити-таким образом; ийам-все эти; ме-Мои; бхинна-отделенные; пракртих-энергии; аштадха-восьми видов.

Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго-все эти восемь элементов являются Моими отделенными материальными энергиями.

КОММЕНТАРИЙ: Наука Бога рассматривает вечную природу Всевышнего и Его разнообразных энергий. Материальную природу называют пракрти, это энергия, которой Господь обладает в Его различных пуруша-воплощениях (экспансиях). Как сказано в "Сатвата-тантре":

вишнос ту трини рупанипурушакхйанй атхо видух
экам ту махатах сраштридвитийам тв анда-самстхитам
тртийам сарва-бхута-стхамтани джнатва вимучйате

"Чтобы сотворить /создать/ материальный мир, полная часть Господа Кришны принимает формы трех Вишну. Первый из Них, Маха-Вишну, создает совокупность материальной энергии, называемой махат-таттва. Второй, Гарбходакашайи Вишну, входит в каждую из материальных вселенных, чтобы создать там все многообразие жизни. Третья форма Вишну, Кширодакашайи Вишну, как вездусущая Сверхдуша пронизывает Собой все вселенные и носит имя Параматмы. Он находится даже внутри атомов. Каждый, кто постиг этих трех Вишну, получает возможность освободиться из материального плена".

Материальный мир является временным проявлением одной из энергий Верховного Господа. Всеми процессами, происходящими в материальном мире, управляют три Вишну, экспансии Господа Кришны. Этих пуруш называют воплощениями Господа. Как правило, те, кто не сведущ в науке Бога (Кришны), считают, что материальный мир это место, где живые существа могут наслаждаться, и что живые существа являются пурушами, источниками материальной энергии, ее хозяевами и наслаждающимися ею. Согласно "Бхагавад-гите" такого рода атеистическое заключение является ложным. В обсуждаемом нами стихе говорится, что Кришна-первопричина всего материального проявления. Это подтверждает также "Шримад-Бхагаватам". Различные элементы материального мира являются отделенными энергиями Господа. Даже брахмаджьоти, которое имперсоналисты считают высшей целью, не что иное как духовная энергия, проявленная в духовном небе. В брахмаджьоти нет того духовного разнообразия, которое царит на планетах Ваикунтхи, но для имперсоналистов брахмаджьоти является высшей и вечной целью /обителью/. Параматма-это тоже временный всепронизывающий аспект Кширодакашайи Вишну. Параматма не является вечным атрибутом духовного мира. Поэтому высшим аспектом Абсолютной Истины является Верховная Личность Бога, Кришна. Он -личность, являющаяся источником всех энергий, и обладателем самых разнообразных отделенных и внутренних энергий.

Материальная энергия, как уже говорилось состоит из восьми основных элементов. Первые пять из них, а именно земля, вода, огонь, воздух и эфир, называют пятью /большими или / грубыми материальными элементами, в которых заключены пять объектов чувств: материальный звук, тактильное ощущение, форма, вкус и запах. Материальная наука ограничивается изучением лишь этих десяти элементов, оставляя в стороне другие три элемента: ум, разум и ложное эго. Ученые, изучающие различные психические процессы, также не обладают совершенным знанием, ибо им неизвестен первоисточник всего сущего, Кришна. Ложное эго, сконцентрированное в понятиях "я" и "мое", которые составляют основной принцип /основу/ материальной жизни, включает в себя десять органов чувств, участвующих в материальной деятельности. Разум относится к совокупности элементов материального творения, называемой махат-таттвой. Таким образом из восьми отделенных энергий Господа возникают двадцать четыре элемента, составляющие материальный мир и являющиеся предметом изучения в атеистичекой философии Санкхьи; изначально это производные энергий Кришны, отделенные от Него, но последователи атеистической философии Санкхьи не знают о том, что Кришна является причиной всех причин. Философия Санкхьи ограничивается лишь изучением различных проявлений внешней энергии Кришны, описанных в "Бхагавад-гите".

5
апарейам итас тв анйампракртим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахойайедам дхарйате джагат

апара-низшей; ийам-этой; итах-кроме; ту-но; анйам-другая; пракртимэнергия; виддхи-знай же; ме-Моя; парам-высшая; джива-бхутам-состоящая из живых существ; маха-бахо-о сильнорукий; йайа-которые; идам-этот; дхарйате-используют или эксплуатируют; джагат-материальный мир.

Кроме этих восьми элементов, о сильнорукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые эксплуатируют ресурсы материальной, или низшей природы.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что живые существа относятся к высшей природе (или энергии) Верховного Господа. Его низшая, материальная энергия состоит из различных элементов: земли, воды, огня, воздуха, эфира, ума, разума и ложного эго. Оба вида материальных элементов, грубые (земля и т.д.) и тонкие (ум и т.д.) являются порождением низшей энрегии Господа. Живые существа, использующие эти различные виды низшей энергии для достижения различных целей, составляют высшую энергию Верховного Господа, и именно благодаря этой энергии финкционирует весь материальный мир. Материальный космос лишен возможности действовать до тех пор, пока не будет приведен в движение высшей энергией, живым существом. Энергиями всегда управляет их источник, поэтому живые существа всегда находятся /остаются/ под контролем Верховного Господа и не обладают полной независимостью. Он никогда не станут столь же могущественными, вопреки мнению неразумных людей. Разница между живыми существами и Верховным Господом определена в "Шримад-Бхагаватам" (10.87.30) следующим образом:

апаримита дхрувас тану-бхрто йади сарва-гатас
тархи на шасйатети нийамо дхрува нетаратха
аджани ча йан-майам тад авимучйа нийантр бхавет
самам ануджанатам йад аматам мата-душтатайа

"О Верховное Вечное Живое Существо! Если бы воплощенные живое существа были вечными и вездусущими, подобно Тебе, они бы не находились в Твоей власти. Если же живые существа являются частицами Твоих энергий, о Господь, они незамедлительно оказываются подвластными Тебе. Поэтому чтобы достичь подлинного освобождения, живые существа должны покориться Твоей власти, и, предавшись Тебе, они станут счастливыми. Только тогда они смогут вернуться к своей вечной природе и занять положение контролирующих . Поэтому люди с весьма ограниченным /скудным/ запасом знаний, отстаивающие монистическую концепцию о том, что Бог и живые существа во всех отношениях тождественны друг-другу, в действительности придерживаются неверных и порочных представлений".

Верховный Господь, Кришна-единственный властелин, а все остальные живые существа -Его подвластные. Живые существа являются высшей энергией Господа, поскольку качественно они не отличны от Всевышнего, хотя и не тождественны Ему в количественном отношении. Эксплуатируя грубые и тонкие элементы низшей (материальной) энергии Господа, живые существа (Его высшая энергия) утрачивают свой истинный духовный ум и разум. Причиной этого является воздействие материальной природы на живое существо. Когда же живое существо выходит изпод влияния иллюзорной, материальной энергии, оно достигает ступени /уровня/ мукти, или освобождения. Ложное эго, находящееся во власти материальной иллюзии, заставляет живое существо думать, что оно неотлично от материи и что все его материальные достояния являются его собственностью. Живое существо может осознать свою истинную природу только освободившись от материальных представлений, в том числе и представления о том, что оно может стать абсолютно тождественным Богу /Богом/. Отсюда следует, что "Гита" подтверждает, что живое существо является лишь одной из бесчисленного множества энергий Кришны, и когда эта энергия очистится от материальной скверны, она полностью разовьет в себе сознание Кришны, иначе говоря, достигнет освобождения.

6
этад-йонини бхутанисарванитй упадхарайа
ахам кртснасйа джагатахпрабхавах пралайас татха

этат-эти две природы; йонини-источником возникновения которых; бхутани-всего сотворенного; сарвани-всех; ити-это; упадхарайа-знай же; ахам-Я; кртснасйа-включающий в себя все; джагатах-мира; прабхавахисточник возникновения; пралайах-разрушения; татха-а также.

Эти две природы /энергии/-источник всех сотворенных живых существ. Знай же наверное, что Я-начало и конец всего духовного и материального в этом мире.

КОММЕНТАРИЙ: Все сущеее возникло в результате соединения материи и духа. Дух-это основа творения, а материя-порождение духа. Духовное начало не возникает на определенном этапе эволюции материальных элементов. Напротив, сам материальный мир создается /переходит в проявленное состояние/ только благодаря присутствию духовной энергии. Наше материальное тело растет и развивается благодаря тому, что в нем находится дух; ребенок, вырастая становится юношей, а затем взрослым мужчиной потому, что в его теле присутствует высшая энергия, духовная душа. Аналогичным образом, весь проявленный космос, вся эта огромная вселенная приняла свой нынешний облик благодаря присутствию Сверхдуши, Господа Вишну. Дух и материя, которые, соединяясь друг с другом, творят эту огромную вселенную, изначально являются двумя энергиями Господа, поэтому Господь-первопричина всего сущего. Живое существо, неотъемлемая частица Господа, может стать причиной возникновения огромного небоскреба, промышленного комплекса или даже целого города, но оно не в силах сотворить вселенную. Причиной возникновения этой гигантской вселенной является гигантская душа, или Сверхдуша. А Кришна, Верховный Господь является источником как гигантской, так и маленьких душ. Поэтому Его называют причиной всех причин. Это подтверждает "Катха Упанишад" (2.2.13). Нитйо нитйанам четанаш четананам.

7
маттах паратарам нанйаткинчид асти дхананджайа
майи сарвам идам протамсутре мани-гана ива

маттах-кроме Меня; пара-тарам-превыше; на-не; анйат кинчит-чего-либо еще; асти-существует; дхананджайа-о завоеватель богатств; майи-во Мне; сарвам-все сущее; идам-что мы видим вокруг; протам-нанизанным; сутре-на нить; мани-ганах-жемчужинам; ива-подобно.

О завоеватель богатств, нет истины превыше Меня. Все сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить.

КОММЕНТАРИЙ: По сей день не утихают споры о том, является ли Абсолютная Истина личностью или Она безлична. "Бхагавад-гита" провозглашает, что Абсолютная Истина-это Верховная Личность Бога, Шри Кришна, повторяя /подтверждая/ это снова и снова. В частности в этом стихе особо подчеркивается, что Абсолютная Истина является личностью. Подтверждение тому, что Личность Бога-это Высшая Абсолютная Истина, мы находим в "Брахма-самхите": ишварах парамах кришнах сач-чид-ананда-виграхах. Высшая Абсолютная Истина, Личность Бога-это Кришна, предвечный Господь, неиссякаемый источник блаженства, Говинда, тело которого является вечным, исполненным знания и блаженства. Эти авторитетные писания не оставляют сомнений в том, что Абсолютная Истина является Верховной Личностью, причиной всех причин. Однако имперсоналисты оспаривают это, ссылаясь на Веды и используя в качестве аргумента следующий стих из "Шветашватары Упанишад" (3.10): тато йад уттаратарам тад арупам анамайам/ йа этад видур амртас те бхаванти атхетаре духкхам эвапийанти. "В материальном мире Брахма, первое живое существо во вселенной, считается величайшим /самым великим/ существом среди полубогов, людей и низших животных. Но выше Брахмы находится Трансцендентное начало, не имеющее материальной формы и не оскверненное материальной энергией. Тот, кто постиг Его, также становится трансцендентным, те же, кто не знает Его, терпят страдания в материальном мире".

Имперсоналисты придают особое значение употребленному здесь слову арупам. Оно указывает на трансцендентную форму, которая является вечной, исполненной знания и блаженства, как сказано в приведенном выше стихе из "Брахма-самхиты". Это подтверждают также другие стихи из той же "Шветашватары Упанишад" (3.8-9):

ведахам этам пурушам махантам
адитйа-варнам тамасах парастат
там эва видван ати мртйум эти
нанйах пантха видйате 'йанайа

йасмат парам напарам асти кинчид
йасман нанийо но джйайо 'сти кинчит
вркша ива стабдхо диви тиштхатй экас
тенедам пурнам пурушена сарвам

"Мне известна Верховная Личность Бога, которая трансцендентна ко всем материальным представлениям, порожденным тьмой неведения. Лишь тот, кто постиг Ее, сможет вырваться из круговорота рождения и смерти. Путь к освобождению только один-постичь Верховную Личность Бога".

"Нет истины выше, чем Верховная Личность, ибо Она является непревзойденной. Верховный Господь меньше мельчайшего и больше величайшего. Он стоит, подобно безмолвному дереву, озаряя духовное небо, и как дерево всюду простирает свои корни, так и Господь всюду простирает Свои многообразные энергии".

Из приведенных здесь стихов явствует, что Высшая Абсолютная Истина-это Верховная Личность Бога, которая Своими бесчисленными энергиями пронизывает все духовные и материальные миры.

8
расо 'хам апсу каунтейапрабхасми шаши-сурйайох
пранавах сарва-ведешушабдах кхе паурушам нршу

расах-вкус; ахам-Я; апсу-воды; каунтейа-о сын Кунти; прабха-свет; асми-Я; шаши-сурйайох-луны и солнца; пранавах-сочетание трех букв а-у-м; сарва-во всех; ведешу-Ведах; шабдах-звуковая вибрация; кхе-в эфире; паурушам-талант; нршу-в человеке.

О сын Кунти, Я-вкус воды, свет солнца и луны, слог ом в ведических мантрах. Я-звук в эфире и талант в человеке.

КОММЕНТАРИЙ: Из этого стиха мы узнаем, как Господь Своими разнообразными духовными и материальными энергиями пронизывает все сущее. На первых этапах духовного развития Верховного Господа осознают через Его разнообразные энергии, в Его безличном аспекте. Как присутствие бога солнца, который является личностью, можно ощутить через его вездесущую энергию, солнечный свет, так и присутствие Господа, который пребывает в Своей вечной обители, можно ощутить через Его энергии, которыми пронизано все сущее. Вкус-неотъемлемое свойство /основное качество/ воды. Никто не станет пить морскую воду, потому что в ней чистый вкус воды смешан с вкусом соли. Нас больше привлекает вода, имеющая чистый вкус, и этот чистый вкус является одной из энергий Верховного Господа. Имперсоналист ощущает присутствие Господа в воде через ее вкус, а персоналист прославляет Господа, который милостиво дал человеку эту вкусную воду, чтобы он мог утолить жажду. Таким образом можно ощутить присутствие Господа всюду. В сущности, философии персонализма и имперсонализма не противоречат друг другу. Тот, кто постиг Бога, знает, что личностный и безличный аспекты одновременно присутствуют во всем сущем, и в этом нет никакого противоречия. Поэтому Господь Чайтанья провозгласил /Свой/ возвышенный принцип ачинтйа бхеда и абхедататтва, одновременного единства и различия.

Источником солнечного и лунного света также является брахмаджьоти, безличное сияние Верховного Господа. А пранава, или омкара, трансцендентный звук, с которого начинается каждый ведический гимн, является формой обращения к Верховному Господу. Поскольку имперсоналисты так боятся обращаться к Господу Кришне, называя Его одним из Его бесчисленных имен, они предпочитают произносить трансцендентный звук омкара. Но они не понимают, что омкара является звуковым воплощением Кришны. Сознанием Кришны пронизано все сущее, и тот, кто обладает им, поистине благословенное живое существо. Те, кто не знают Кришну, пребывают в иллюзии, поэтому знание о Кришне-это путь, ведущий к освобождению, а забвение Кришны-причина материального рабства.

9
пунйо гандхах пртхивйам чатеджаш часми вибхавасау
дживанам сарва-бхутешутапаш часми тапасвишу

пунйах-изначальный; гандхах-аромат; пртхивйам-земли; ча-также; теджах-жар; ча-также; асми-Я; вибхавасау-огня; дживанам-жизнь; сарвавсех; бхутешу-живых существ; тапах-аскеза; ча-также; асми-Я; тапасвишутех, кто совершает аскезы.

Я-изначальный аромат земли, Я-жар огня. Я-жизнь всех живущих и аскеза всех аскетов.

КОММЕНТАРИЙ: Пунйа это то, что неподвержено разложению; пунйа значит "изначальный". Все существующее в материальном мире обладает своим запахом, или ароматом, будь то запах и аромат цветка, земли, воды, огня, воздуха и т.д. Чистый, изначальный запах, пронизывающий все сущее-это Кришна. Точно также у всего в этом мире есть свой неповторимый вкус, который может измениться в результате различных химических реакций. Таким образом изначально все сущее обладает тем или иным запахом, ароматом и вкусом. Вибхавасу значит "огонь". Без огня остановятся фабрики и заводы, без огня мы не сможем приготовить пищу и т. д., и этот огонь-тоже Кришна. Кришна-это жар огня. Согласно ведической медицине, причиной несварения желудка является понижение температуры в области живота. Таким образом, огонь необходим нам даже для того, чтобы переваривать пищу. Обладая сознанием Кришны, человек осознает, что земля, вода, огонь, воздух, любые признаки и свойства, все химические и физические элементы существуют благодаря Кришне. Продолжительность человеческой жизни также зависит от Кришны. Поэтому по милости Кришны человек может либо продлить свою жизнь, либо сократить ее. Таким образом принцип сознания Кришны действует в любой сфере /нашего/ бытия.

| Оглавление | Глава Седьмая [шлока 10-19]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100