глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
Трансцендентное знание

30
сарве'пй эте йаджна-видойаджна-кшапита-калмашах
йаджна-шиштамрта-бхуджойанти брахма санатанам

сарве-все; апи-несмотря на внешние различия; эте-эти; йаджна-видахпостигшие цель жертвенных обрядов; йаджна-кшапита-очищаются, совершая их; калмашах-от греховной скверны; йаджна-шишта-плодов этих жертвоприношений; амрта-бхуджах-те, кто изведал нектарный вкус; йантидействительно достигают; брахма-высшей; санатанам-вечной обители.

Все те, кто постиг смысл жертвоприношений, совершая их, очищаются от греховной скверны и, изведав нектарный вкус их плодов, достигают высшей, вечной обители.

КОММЕНТАРИЙ: Из приведенных выше описаний различных видов жертвоприношений (как то: принесение в жертву своей собственности, изучение Вед или философских систем и занятия йогой) ясно, что общей целью всех их является обуздание чувств. Жажда чувственных удовольствий является основной /коренной/ причиной материальной жизни, поэтому до тех пор пока человек не перестанет стремится к удовлетворению собственных чувств, он не попадет туда, где жизнь вечна, исполнена блаженства и знания, то есть не достигнет вечной обители Брахмана. Все ранее упомянутые виды жертвоприношений помогают человеку очиститься от греховных реакций, накопленных за многие годы и жизни в материальном мире. Это поможет человеку не только обрести счастье и богатство в этой жизни, но и вернуться после смерти в царство Бога, либо погрузившись в сияние безличного Брахмана, либо вступив в общение с Верховной Личностью Бога, Кришной.

31
найам локо 'стй айаджнасйакуто 'нйах куру-саттама

на-никогда; айам-этой; локах-планете; асти-есть; айаджнасйа-для того, кто не совершает жертвоприношений; кутах-где же; анйах-в другой; куру-саттама-о лучший среди Куру.

О лучший среди Куру, тот, кто не совершает жертвоприношений, никогда не будет счастлив на этой планете и в этой жизни, не говоря уже о следующей.

КОММЕНТАРИЙ: В какой бы форме жизни не находилось живое существо, оно всегда пребывает в неведении относительно своей истинной природы. Иначе говоря, причиной нашего пребывания в материальном мире являются бесчисленные греховные реакции, которые тянутся за нами из прошлых жизней. Причиной греховной жизни является невежество, и, греша, мы попадаем в кабалу материальной жизни. Человеческая форма жизни-единственная лазейка, через которую можно выбраться из этой западни. Поэтому Веды дают нам возможность освободиться из материального плена, указывая нам основные направления религиозной деятельности, экономического развития, ограниченного удовлетворения чувств и, наконец, давая нам метод, позволяющий навсегда избавиться от материальных страданий /покончить с ними/. Следуя религиозным принципам, то есть совершая рекомендованные выше различные виды жертвоприношений, мы автоматически решим свои экономические проблемы. Совершая ягьи, мы обеспечим себя достаточным количеством пищи, молока и т.д., даже в условиях так называемого роста населения. Обеспечив насущные потребности тела, человек неизбежно начинает стремиться к удовлетворению своих чувств /желать чувственных удовольствий/. Поэтому Веды предписывают людям вступать в освященные религией браки, дающие возможность ограниченного удовлетворения чувств. Таким образом человек постепенно поднимается на уровень освобождения от материального рабсства, высшей точкой /вершиной/ которого является общение с Верховной Личностью Бога. Как уже было сказано, чтобы достичь совершенства, необходимо совершать ягьи. И если человек отказывается /не желает/ совершать ягьи в соответствии с предписаниями /выполняя предписания/ Вед, то может ли он надеяться стать счастливым в этой жизни, не говоря уже о том, чтобы обрести счастье в другом теле, на другой планете? На разных райских планетах разный уровень материального комфорта /благосостояния/, но в любом случае люди, совершающие различные виды жертвоприношений, получат там огромные возможности для наслаждения жизнью. Однако высшего блаженства достигнет тот, кто, развив в себе сознание Кришны, поднимется на планеты духовного мира. Поэтому жизнь в сознании Кришны является ключом к решению всех проблем материальной жизни /позволяет разрешить все проблемы материальной жизни.

32
эвам баху-видха йаджнавитата брахмано мукхе
карма-джан виддхи тан сарванэвам джнатва вимокшйасе

эвам-таким образом; баху-видхах-различные виды; йаджнахжертвоприношений; витатах-распространенные; брахманах-Вед; мукхе-через уста; карма-джан-являющиеся результатом деятельности; виддхи-знай же; таних; сарван-все; эвам-таким образом; джнатва-зная; вимокшйасе-ты достигнешь освобождения.

Все различные виды жертвоприношений одобрены Ведами, и каждое из них является результатом определенной деятельности. Обладая этим знанием, ты непременно достигнешь освобождения.

КОММЕНТАРИЙ: Разным категориям людей, как уже говорилось, Веды предписывают /рекомендуют/ совершать различные виды жертвоприношений. Поскольку люди полностью поглощены телесными представлениями о жизни, ведические жертвоприношения организованы /задуманы/ таким образом, чтобы занять деятельностью либо тело, человека, либо его ум или разум /тело человека, его ум и разум/. Но все они в конечном счете предназначены для того, чтобы помочь живому существу выбраться из западни материального тела. Это подтверждают слова, изошедшие из уст Самого Господа.

33
шрейан дравйа-майад йаджнаджджнана-йаджнах парантапа
сарвам кармакхилам партхаджнане парисамапйате

шрейан-лучше; дравйа-майат-материальной собственности; йаджнат-чем принесение в жертву; джнана-йаджнах-принесение в жертву знания; парантапа-о карающий врагов; сарвам-все; карма-виды деятельности; акхилам-в совокупности; партха-о сын Притхи; джнане-знанием; парисамапйатезавершаются.

О карающий врагов, принесение в жертву знания лучше, чем пожертвование /? принесение в жертву/ материальной собственности. В конечном итоге, о сын Притхи, все жертвоприношения помогают человеку обрести трансцендентное знание.

КОММЕНТАРИЙ: Цель всех жертвоприношений состоит в том, чтобы обрести полное знание и, освободившись от материальных страданий, /в конце концов/ подняться на уровень трансцендентного любовного служения Верховному Господу (сознания Кришны). Однако во всех этих жертвоприношениях /во всех видах жертвоприношений/ есть некое таинство, в которое необходимо проникнуть. Иногда жертвоприношения принимают различные формы, в зависимости от типа веры, которой обладает тот, кто их совершает. Считается, что вера, воплощенная в трансцендентное знание, значительно превосходит простое принесение в жертву материальной собственности, ибо жертвоприношение, лишенное знания, относится к сфере материальной деятельности и не приносит нам никакого духовного блага. Обладая истинным знанием, человек обретает сознание Кришны и достигает высшей ступени трансцендентного процесса познания. Если, совершая жертвоприношения, человек не совершенствуется в знании, он действует на материальном уровне. Духовной его деятельности станет только тогда, когда он будет совершать жертвоприношения, обладая трансцендентным знанием. В зависимости от уровня сознания, деятельность, связанная с совершением жертвоприношений относится либо к категории карма-канды (кармической деятельности), либо к категории гьяна-канды (философского поиска истины). Гораздо лучше, если целью нашей деятельности является обретение знания.

34
тад виддхи пранипатенапарипрашнена севайа
упадекшйанти те джнанамджнанинас таттва-даршинах

тат-знание о различных видах жертвоприношений; виддхи-попытайся обрести; пранипатена-обратившись к духовному учителю; парипрашнена-смиренно вопрошая; севайа-служа; упадекшйанти-они откроют; те-тебе; джнанамзнание; джнанинах-осознавшие себя; таттва-истину; даршинах-те, кто видит.

Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души способны открыть тебе знание, ибо сами они уже постигли его.

КОММЕНТАРИЙ: Путь духовного самоосознания, безусловно, далеко не из легких. Поэтому Господь советует нам обратиться за помощью к духовному учителю, который принадлежит к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Самого Господа. Тот, кто не входит в цепь ученической преемственности, не является истинным духовным учителем. Изначальный духовный учитель-это Сам Господь, и человек, являющийся звеном в цепи ученической преемственности, способен передать ученику послание Господа таким как оно есть, без изменений. Духовного самоосознания нельзя достичь, изобретая собственный метод /путь/ духовного развития, как это делают невежественные лицемеры /самозванцы/. В "Бхагаватам" (6.3.19) сказано: дхармам ту сакшад бхагават-пранитам. Путь религии указывает людям Сам Господь. Поэтому философские спекуляции или сухие аргументы не помогут нам втсать на этот путь. Духовного совершенства нельзя достичь и самостоятельным изучением книг. Чтобы получить духовное знание, необходимо обратиться к истинному духовному учителю и, безраздельно предавшись ему, стать его покорными слугами, лишенными ложной гордости. Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы /в умении/ удовлетворить духовного учителя. Пытливость и смирение являются необходимыми условиями для достижения духовного самоосознания. До тех пор, пока мы не станем покорными слугами своего духовного учителя, наши вопросы к нему не дадут желаемого результата /не возымеют действия/. Каждый из нас должен пройти через испытание, приготовленное для него духовным учителем, и, увидев искренность намерений своего ученика, духовный учитель немедленно благословит его и откроет ему истинное духовное знание. В этом стихе Господь отвергает как слепое следование учителю, так и обращение к нему с бессмысленными вопросами. Мы должны не только смиренно внимать учителю, но и став его покорными слугами и вопрошая его, составить ясное представление о духовных предметах. Истинный духовный учитель всегда добр и милостив к своему ученику. Поэтому если ученик обладает смирением и с готовностью служит своему духовному учителю, он получит от него ответы на все свои вопросы и достигнет духовного совершенства.

35
йадж джнатва на пунар мохамэвам йасйаси пандава
йена бхутанй ашешанидракшйасй атманй атхо майи

йат-что; джнатва-зная; на-никогда; пунах-вновь; мохам-в иллюзии; эвам-этой; йасйаси-не окажешься; пандава-о сын Панду; йена-которым; бхутани-живые существа; ашешани-все; дракшйаси-ты увидишь; атмани-в Высшей Душе; атха у-иными словами; майи-во Мне.

Получив от осознавшей себя души истинное знание, ты никогда уже не окажешься во власти иллюзии, ибо это знание пможет тебе увидеть, что все живые существа-частицы Всевышнего, иными словами все они-Мои дети /принадлежат Мне; все они во Мне/.

КОММЕНТАРИЙ: Получив от осознавшей души, то есть от того, кто видит истинную природу вещей, духовное знание, человек осознает, что все живые существа являются неотъемлемыми частицами Верховной Личности Бога, Господа Шри Кришны. Чувство /ощущение своей/ независимости от Кришны называют майей (ма значит "не", а йа-это). Некоторые полагают, что мы никак не связаны с Кришной и что Кришна-это просто /великая/ историческая личность, а Абсолют-это безличный Брахман. В действительности, как сказано в "Бхагавадгите", безличный Брахман представляет собой сияние, исходящие от тела Кришны. Будучи Верховной Личностью Бога, Кришна является причиной и источником всего сущего. В "Брахма-самхите" ясно сказано, что Кришна-это Верховная Личность Бога, причина всех причин. Даже миллионы воплощений Господа-не более чем /всего лишь/ Его различные экспансии. Живые существа также являются экспансиями Кришны. Философы-майявади ошибочно считают, что, распространяя Себя во множество частей /экспансий/, Кришна перестает существовать как индивидуальная /отдельная/ личность. Подобное представление по сути своей является /сугубо/ материалистическим. Из опыта жизни в материальном мире нам известно, что если какую-либо из существующих здесь вещей разделить на части, она теряет свой первоначальный вид /форму/. Однако философы-майявади не могут понять, что на абсолютном уровне один плюс один, также как и один минус один, равно единице. Таков мир абсолюта.

Лишенные знания об абсолютной реальности, мы находимся сейчас под покровом иллюзии и оттого считаем себя независимыми от Кришны. Являясь отделенными частицами Кришны, мы тем не менее неотличны от Него. Различные тела, которыми живые существа обладают в материальном мире-все это майя, а отнюдь не реальность. Предназначение каждого из нас -доставлять удовольствие Кришне /удовлетворять чувства Кришны/. Только влияние майи могло заставить /заставило/ Арджуну думать, что его временные кровные узы с родственниками важнее его вечных духовных взаимоотношений с Кришной. В этом смысл всего учения "Бхагавад-гиты": живое существо, будучи вечным слугой Кришны, всегда связано с Ним, а его ощущение своей независимости от Господа называют майей. Живые существа-отделенные частицы Всевышнего и как таковые имеют особое предназначение. Забыв о нем, они с незапамятных времен беспрестанно меняют тела, переходя из тела человека в тело животного, полубога и т.д. Все потому, что живые существа забыли о том, что их долг-заниматься трансцендентным служением Господу. Однако, развив в себе сознание Кришны и служа Кришне на трансцендентном уровне, мы сбросим с себя пелену иллюзии. Только духовный учитель может дать нам это чистое знание и освободить нас от заблуждения, что живое существо будто бы тождественно Кришне. Совершенное знание-это знание о том /осознание того/, что Высшая Душа, Кришна, является высшим прибежищем всех живых существ, покинув которое, живые существа попали во власть иллюзорной материальной энергии, которая заставляет их считать себя полностью независимыми. Так, отождествляя себя с различными материальными телами, они забывают о Кришне /Кришну/. Когда же пребывающее в иллюзии /сбитое с толку/ живое существо обретает сознание Кришны, перед ним открывается путь к освобождению, что подтверждается в "Шримад Бхагаватам" (2.10.6): муктир хитванйатха-рупам сварупена вйавастхитих. Достичь освобождения значит вернуться в свое изначальное положение, положение вечного слуги Кришны (обрести сознание Кришны).

36
апи чед аси папебхйахсарвебхйах папа-крт-тамах
сарвам джнана-плавенаивавриджинам сантаришйаси

апи-даже; чет-если; аси-ты являешься; папебхйах-из грешников; сарвебхйах-из всех; папа-крт-тамах-величайшим грешником; сарвам-все последствия твоих греховных поступков; джнана-плавена-на корабле трансцендентного знания; эва-безусловно; вриджинам-океан страданий; сантаришйаси-сможешь пересечь.

Даже если ты-самый неисправимый грешник, стоит тебе взойти /подняться/ на корабль трансценеднтного знания, и ты сможешь пересечь /переправиться через/ океан страданий.

КОММЕНТАРИЙ: Осознание своего положения во взаимоотношениях с Кришной столь замечательно, что, обладая им, человек сразу же перестает вести борьбу за существование, которая ни на минуту не прекращается в океане неведения. Материальный мир иногда называют океаном неведения, а иногда лесом, в котором бушует пожар /объятым пламенем пожара/. Оказавшись в океане, даже самый искусный пловец, вынужден приложить немало усилий, чтобы остаться в живых. И тот, кто протянет ему руку помощи и вытащит его из воды, станет для него величайшим благодетелем. Совершенное знание, полученное от Верховной Личности Бога-это путь, ведущий к освобождению. Корабль сознания Кришны очень простой и в то же самое время /вместе с тем/ необыкновенно возвышенный.

37
йатхаидхамси самиддхо 'гнирбхасма-сат куруте 'рджуна
джнанагних сарва-карманибхасма-сат куруте татха

йатха-подобно тому как; эдхамси-дрова; самиддхах-пылающий; агнихогонь; бхасма-сат-в пепел; куруте-превращает; арджуна-о Арджуна; джнанаагних-огонь знания; сарва-кармани-все последствия материальной деятельности; бхасма-сат-в пепел; куруте-превращает; татха-точно также.

Подобно тому, как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, огонь знания сжигает до тла все последствия материальной деятельности.

КОММЕНТАРИЙ: Совершенное знание о душе, Сверхдуше и их взаимоотношениях сравнивают здесь с пламенем огня. Этот огонь не только сжигает дотла все последствия греховной деятельности живого существа, но и превращает в пепел все последствия его благочестивой деятельности. Есть несколько типов греховных реакций: действующие, созревающие, уже полученные и те, которые предстоит получить. Однако знание, открывающее живому существу его изначальное положение, превращает все эти реакции в пепел. Когда человек обладает полным знанием, все реакции, как уже полученные так и ждущие своей очереди, оказываются уничтоженными. В Ведах ("Брихад-араньяка Упанишад" 4.4.22) говорится: убхе ухаиваиша эте таратй амртах садхв-асадхуни. "Человек избавляется от последствий и греховной, и благочестивой деятельности.

38
на хи джнанена садршампавитрам иха видйате
тат свайам йога-самсиддхахкаленатмани виндати

на-ничего; хи-безусловно; джнанена-с этим знанием; садршам-в сравнении; павитрам-освященного; иха-в этом мире; видйате-не существует; тат-это; свайам-сам; йога-в преданном служении; самсиддхах-достигший зрелости; калена-в должный срое; атмани-в себе; виндати-насладится.

В этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Это знание-спелый плод всего мистицизма . И тот, кто достигнет высшей ступени преданного служения, в должный срок насладится им в своем сердце.

КОММЕНТАРИЙ: Говоря о трансцендентном знании, мы имеем в виду результат духовного самоосознания . Вот почему в этом мире нет ничего более возвышенного и чистого, чем трансцендентное знание. Невежество делает нас рабами в материальном мире, а знание открывает перед нами путь к освобождению. Это знание-спелый /зрелый/ плод с древа преданного служения, и тому, кто обрел его /трансцендентное знание/ ни к чему искать мир и покой где-либо еще, ибо он находит умиротворение в самом себе. Иначе говоря, знание и умиротворение приводят человека на уровень сознания Кришны /помогают ему обрести сознание Кришны/.

39
шраддхавал лабхате джнанамтат-парах самйатендрийах
джнанам лабдхва парам шантимачиренадхигаччхати

шраддха-ван-человек, обладающий верой; лабхате-обретает; джнанам-знание; тат-парах-изо всех сил стремящийся обрести его; самйата-обуздавший; индрийах-чувства; джнанам-знание; лабдхва-получив; парам-трансцендентного; шантим-умиротворения; ачирена-очень скоро; адхигаччхати-достигает.

Тот, кто, обладая верой и стремясь обрести трансцендентное знание, обуздал свои чувства, становится достойным получить это знание, и, получив его, тотчас же достигает высшего духовного умиротворения.

КОММЕНТАРИЙ: Такое знание в сознании Кришны может получить только человек, который обладает верой и не сомневается в существовании Кришны. Обладать верой значит быть убежденным в том, что, просто действуя в сознании Кришны, можно достичь высшей ступени совершенства. Чтобы обрести эту /такую/ веру, нужно заниматься преданным служением и повторять мантру Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, которая очистит наше сердце от всей материальной скверны. Кроме того, необходимо также подчинить себе деятельность чувств. Человек, обладающий верой в Кришну и обуздавший чувства, может легко и быстро обрести совершенное знание и подняться на уровень сознания Кришны /стать сознающим Кришну/.

40
аджнаш чашраддадханаш часамшайатма винашйати
найам локо 'сти на парона сукхам самшайатманах

аджнах-глупцы, не знающие священных писаний; ча-и; ашраддадханах-не верящие слову шастр; ча-также; самшайа-сомневающийся; атма-человек; винашйати-деградирует; на-никогда; айам-в этом; локах-мире; асти-не будет; на-ни; парах-в следующей жизни; на-не; сукхам-счастья; самшайасомневающегося; атманах-человека.

Те же, кто погряз в невежестве и лишен веры, кто сомневается в авторитетности богооткровенных писаний, никогда не обретут сознания Бога, но падут еще ниже. Тому, чье сердце грызет червь сомнения, не найти счастья ни в этой жизни, ни в следующей.

КОММЕНТАРИЙ: Из достаточно большого количества /множества/ общепризнанных и авторитетных священных писаний самым лучшим является "Бхагавад-гита". Люди, мало чем отличающиеся от животных, не знают богооткровенных писаний и не верят в них. А другие, даже зная содержание священных писаний и цитируя их, тем не менее не верят тому, что написано в них. Среди тех, кто верят в слова таких писаний как "Бхагавад-гита", немало людей, которые не верят в существование Верховной Личности Бога, Шри Кришны и не поклоняются Ему. Такие люди не останутся долго в сознании Кришны и в конце концов неизбежно падут. Из всех перечисленных выше категорий людей, скептики, лишенные веры, ни продвинутся ни на шаг по пути к духовному самоосознанию. Люди, не верящие в Бога и Его слово, не найдут блага ни в этой жизни, ни в следующей. Путь к счастью для них закрыт навсегда. Поэтому, обладая верой, мы должны следовать предписаниям шастр и таким образом обрести духовное знание. Только оно даст нам возможность подняться на трансцендентный уровень и достичь духовного самоосознания. Иными словами, скептики лишают себя возможность духовного совершенствования. Поэтому мы должны следовать по стопам великих ачарьев, принадлежащих к цепи ученической преемственности, и таким образом достичь совершенства /цели жизни/.

41
йога-саннйаста-карманамджнана-санчхинна-самшайам
атмавантам на карманинибадхнанти дхананджайа

йога-занимаясь преданным служением на уровне карма-йоги; саннйаста-тот, кто отказывается; карманам-от плодов своего труда; джнана-знанием; санчхинна-разрубает; самшайам-узел сомнений; атма-вантам-достгший самоосознания; на-никогда; кармани-действия; нибадхнанти-не связывают; дхананджайа-о завоеватель богатств.

Тот, кто занимается преданным служением, не испытывая привязанности к плодам своего труда, чьи сомнения полностью разрушены силой трансцендентного знания, действительно осознал свою истинную сущность. Поэтому он не запутывается в сетях действий и их последствий, о завоеватель богатств.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто следует указаниям, которые Господь, Личность Бога, Сам изложил в "Бхагавад-гите", обретает трансцендентное знание, которое освобождает его от всех сомнений. Будучи неотъемлемой частицей Господа и полностью развив в себе сознание Кришны, он постигает свою истинную сущность и освобождается из плена материальной деятельности.

42
тасмад аджнана-самбхутамхрт-стхам джнанасинатманах
чхиттваинам самшайам йогаматиштхоттиштха бхарата

тасмат-поэтому; аджнана-самбхутам-порожденное неведением; хрт-стхамнаходящееся в сердце; джнана-знания; асина-мечом; атманах-души; чхиттваразруби; энам-это; самшайам-сомнение; йогам-йогой; атиштхавооружившись; уттиштха-встань и сражайся; бхарата-о потомок Бхараты.

Поэтому, взяв в руки меч знания, разруби узел сомнений, затянувшийся в твоем сердце, которое заполонило невежество! Вооружившись йогой, о Бхарата, встань и сражайся!

КОММЕНТАРИЙ: Систему йоги, изложенную в данной главе, называют санатанайогой, или вечной деятельностью каждого живого существа. Эта йога предусматривает совершение двух видов жертвоприношений: принесение в жертву материальной собственности и обретение знания о душе /о своей истинной сущности/, что является абсолютно духовной деятельностью. Если принесение в жертву материальной собственности не связано с процессом духовного самоосознания, такие жертвоприношения становятся материальной деятельностью. Однако тот, кто жертвует материальной собственностью для того, чтобы достичь духовного совершенства, то есть подняться на уровень преданного служения /в процессе преданного служения Господу/, приносит истинную жертву . Духовная деятельность также может быть разделена на два вида: осознание своей собственной сущности (своей истинной природы /своего изначального положения/) и постижение Верховной Личности Бога. Тот, кто следует путем, указанным в "Бхагавад-гите как она есть" /? неуклонно следует путем, указанным в "Бхагавад-гите"/, легко овладевает этими двумя главными разделами духовного знания. Он без труда осознает, что душа является неотъемлемой частицей Верховного Господа. Это знание приносит ему огромное благо, ибо позволяет без особых усилий постичь трансцендентные деяния Господа. В начале этой главы Верховный Господь Сам рассказывал о Своих трансцендентных деяниях. Человек, который не понимает смысла наставлений "Гиты", является безбожником, злоупотребляющим частичной независимостью, которой наделил его Верховный Господь. А тот, кто выслушав эти наставления, так и не сумел постичь истинной природы Господа, вечной, исполненной блаженства и всеведущей Личности Бога, попросту безнадежный глупец /не кто иной как/. Освободиться из плена неведения можно постепенно принимая принципы сознания Кришны / /и/ следуя им/. Пробуждению сознания Кришны способствуют различные виды жертвоприношений полубогам и Верховному Брахману, жертвоприношения, совершаемые теми, кто хранит обет безбрачия и теми, кто ведет семейную жизнь, жертвоприношения, связанные с обузданием чувств, занятиями мистической йогой и совершением аскез, а также принесение в жертву материальной собственности, изучение Вед и деятельность в рамках социальной системы варнашрама-дхарма. Все эти виды деятельности относятся к категории жертвоприношений и регулируются предписаниями шастр. Но во всех этих видах деятельности главным /определяющим/ фактором является достижение духовного самоосознания. Тот, кто стремится к этой цели, действительно следует указаниям "Бхагавад-гиты", а тот, кто сомневается в авторитете Кришны, падает и возвращается к материальной деятельности. Поэтому Господь рекомендует нам изучать "Бхагавад-гиту" или любое другое священное писание под руководством истинного духовного учителя, став его покорным слугой. Истинный духовный учитель является вечным звеном в цепи ученической преемственности и ни на шаг не отступает от указаний Верховного Господа. Много миллионов лет назад Господь передал наставления "Бхагавад-гиты" богу солнца, от которого они пришли на землю. Поэтому каждый из нас должен следовать по пути, указанному в "Бхагавад-гите" и остерегаться тех, кто, стремясь к самовозвеличиванию, уводит людей и истинного пути. Господь, вне всякого сомнения, является верховной личностью, и Его деяния обладают трансцендентной природой /все Его деяния трансцендентны/. Тот, кто постиг эту истину, становится освобожденной личностью, даже если он только приступил к изучению "Бхагавадгиты".

Так заканчивается комментарий Бхактиведанты к четвертой главе "Шримад Бхагавад-гиты", которая называется "Трансцендентное знание".

| Оглавление | Глава Пятая [шлока 1-9]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.