глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ
Природа, наслаждающийся и сознание

13
джнейам йат тат правакшйамийадж джнатвамртам ашнуте
анади мат-парам брахмана сат тан насад учйате

джнейам-объект знания /познаваемое/; йат-которое; тат-то; правакшйами-Я сейчас расскажу; йат-которое; джнатва-зная; амртам-нектара; ашнуте-ощутит вкус; анади-не имеющий начала; мат-парам-подвластный Мне; брахма-дух; на-не; сат-причина; тат-тот; на-не; асат-следствие; учйате-сказано.

Сейчас я расскажу тебе об объекте знания, ибо постигнув его, ты ощутишь вкус вечности. Брахман, /животворящий/ дух, не имеющий начала и подвластный Мне, не подчиняется закону причины и следствия, который действует в материальном мире.

КОММЕНТАРИЙ: Господь рассказал Арджуне о поле деятельности и знающем поле. Он также описал метод, позволяющий познать того, кто знает поле деятельности. Теперь Он собирается рассказать Арджуне об объекте знания, сначала о душе, а затем о Сверхдуше. Познав душу и Сверхдушу, являющихся объектом знания, человек наслаждается нектаром жизни. Как было сказано во второй главе, живое существо является вечным. То же самое подтверждает данный стих. Никто не может назвать день, когда джива появилась на свет, как никто не может определить время, когда дживаатма отделилась от Верховного Господа. Поэтому говорится, что у нее нет начала. Подтверждение тому мы найдем в Ведах: на джайате мрийате ва випашчит ("Катха упанишад" 1.2.18). Живое существо, знающий тело, является нерожденным, бессмертным и исполненным знания.

В Ведах сказано ("Шветашватара упанишад" 6.16), что Верховный Господь в аспекте Сверхдуши также является прадхана-кшетраджна патир гунешах, знающим все тела и повелителем трех гун материальной природы. Как утверждают смрти: даса-бхуто харер эва нанйасйаива кадачана. Живые существа-вечные слуги Господа. Это подтверждает в Своих наставлениях Господь Чайтанья. Поэтому Брахман, о котором идет речь в данном стихе, это живое существо, индивидуальная душа, которое относится к категории виджнана-брахмы, в отличие от ананда-брахмы. Ананда-брахма-это Верховный Брахман, Верховная Личность Бога.

14
сарватах пани-падам татсарвато 'кши-широ-мукхам
сарватах шрутимал локесарвам авртйа тиштхати

сарватах-повсюду; пани-руки; падам-ноги; тат-это; сарватах-повсюду; акши-глаза; ширах-головы; мукхам-лица; сарватах-повсюду; шрути-мат-имея уши; локе-в мире; сарвам-все; авртйа-покрывая; тиштхати-существует.

Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в аспекте Сверхдуши пронизывает Своим бытием все сущее.

КОММЕНТАРИЙ: Как солнце, повсюду распространяющее свои лучи, Сверхдуша, Верховная Личность Бога, пронизывает Собою все сущее. Такова вездесущая форма Господа, в которой существуют все индивидуальные живые существа, начиная с самого первого из них, великого учителя Брахмы, и кончая крошечным муравьем. Все бесконечное количество голов, ног, рук, глаз и живых существ покоится в Сверхдуше и существует благодаря Ей. Вот почему Сверхдушу называют вездесущей. Однако индивидуальное живое существо не может заявить, что его руки, ноги и глаза разбросаны повсюду. Это невозможно /нереально. Если же кто-то думает, что окутанный пеленой неведения, он не осознает того, что его руки и ноги находятся повсюду, но обретя истинное знание, увидит это, он мыслит весьма противоречиво. /его логика, образ мыслей весьма противоречивы/. Это значит лишь то, что индивидуальная душа, обусловленная материальной природой, не является верховным живым существом. Всевышний отличен от индивидуальной души. Верховный Господь может простереть руку в бесконечность, н что не способно обыкновенное живое существо. В "Бхагавад-гите" Господь говорит, что если человек предложит Ему цветок, плод или немного воды, Он примет его подношение. Как может Господь, находящийся от нас за многие миллиарды километров, принимать наши подношения? Таково безграничное могущество Господа: пребывая в Своей обители, на огромном расстоянии от Земли, Он может протянуть /оттуда/ руку и принять то, что Ему предлагают преданные. Он всемогущ. В "Брахма-самхите" (5.37) сказано: голока эва нивасатй акхилатма-бхутах. Всегда оставаясь на Своей трансцендентной планете и наслаждаясь там Своими играми, Господь вместе с тем является вездесущим. Индивидуальная душа не может претендовать на /свою/ вездесущность. Поэтому в данном стихе речь идет о Сверхдуше, Личности Бога, а не об индивидуальном живом существе.

15
сарвендрийа-гунабхасамсарвендрийа-вивариджитам
асактам сарва-бхрч чаиваниргунам гуна-бхоктр ча

сарва-всех; индрийа-чувств; гуна-гун; абхасам-изначальный источник; сарва-всех; индрийа-чувств; вивариджитам-не обладая; асактам-не испытывая привязанностей; сарва-бхрт-тот, кто поддерживает все живые существа; ча-также; эва-безусловно; ниргунам-трансцендентный к материальным гунам; гуна-бхоктр-повелитель гун; ча-также.

Господь в аспекте Сверхдуши является изначальным источником материальных чувств, хотя Сам не обладает ими. Поддерживая все живые существа, Сам Он не испытывает привязанностей. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем.

КОММЕНТАРИЙ: Являясь источником чувств, которыми обладают живые существа, Верховный Господь, в отличие от них, Сам не лишен материальных чувств. Изначально живое существо обладает духовными чувствами, когда же оно обуславливается, его чувства покрываются материальными элементами и потому их деятельность становится материальной /проявляется через материю?/. Чувства же Верховного Господа не осквернены материей. Его чувства являются трансцендентными и потому их называют ниргуна. Гуна значит "качества материальной природы", однако чувства Господа лишены материальной оболочки. Необходимо понять, что Его чувства отличны от наших. Будучи источником деятельности всех наших чувств, Сам Он обладает трансцендентными чувствами, которые не осквернены материей. Это замечательно объяснено в "Шветашватаре упанишад" (3.19): апани-падо джавано грахита. У Верховного Господа нет материальных рук, но у Него есть руки, которыми Он принимает предложенные Ему подношения. Таково различие между обусловленной душой и Сверхдушой. У Господа нет материальных глаз, но это не означает, что Он вообще лишен глаз, иначе как бы Он мог видеть? Его взору открыто все: прошлое, настоящее и будущее. Пребывая в нашем сердце, Он знает, что происходило с нами в прошлом, что мы делаем в настоящем и что нас ожидает в будущем. Это подтверждает "Бхагавад-гита": Господь знает все, Его же не знает никто. Говорится, что, не имея материальных ног, Господь тем не менее путешествует /передвигается/ в космосе на Своих духовных ногах. Иначе говоря, Господь не безличен; У Него есть глаза, ноги, руки и все остальные части тела, поэтому мы, как частицы Верховного Господа, также обладаем ими. Однако Его глаза, руки и ноги не осквернены влиянием материальной природы.

"Бхагавад-гита" также подтверждает, что когда Господь приходит в материальный мир, Он приходит таким как Он есть посредством Своей внутренней энергии. Он не оскверняет Себя соприкосновением с материальной энергией, ибо является ее повелителем. Из Вед мы узнаем, что Господь и все, что с Ним связано, имеет духовную природу. Его форму, которая является вечной, называют сач-чид-ананда-виграха. Он исполнен всех достояний. Ему принадлежат все богатства и все энергии. Он -самое разумное живое существо, обладающее всем знанием. Таковы некоторые характерные /отличительные черты Верховной Личности Бога. Господь обеспечивает живые существа всем необходимым и наблюдает за каждым их действием. Из ведических писаний явствует, что Верховный Господь всегда остается трансцендентным. У Него есть голова, лицо, руки и ноги, которые невидимы для нас, но поднявшись на трансцендентный уровень, мы сможем увидеть форму Господа. Сейчас она недоступна нашему взору, ибо наши чувства осквернены материей. Вот почему имперсоналисты, находящиеся в плену материальной энергии, неспособны постичь Верховную Личность Бога.

16
бахир анташ ча бхутанамачарам чарам эва ча
сукшматват тад авиджнейамдура-стхам чантике ча тат

бахих-вовне; антах-внутри; ча-также; бхутанам-всех живых существ; ачарам-неподвижных; чарам-движущихся; эва-также; ча-и; сукшматват-поскольку Она обладает духовной формой; тат-то; авиджнейам-непознаваема; дура-стхам-далеко; ча-также; антике-рядом; ча-также; тат-то.

Высшая Истина пребывает внутри и вовне живых существ, как движущихся, так и неподвижных. Поскольку Ее форма духовна, Ее нельзя увидеть или познать с помощью материальных чувств. Находясь бесконечно далеко от нас, Она тем не менее всегда рядом с нами.

КОММЕНТАРИЙ: Из Вед мы узнаем, что Нараяна, Верховная Личность Бога, пребывает внутри в вовне каждого живого существа. Он находится и в духовном, и в материальном мире. Удаленный от нас на многие миллиарды километров, Он вместе с тем всегда рядом с нами. Как сказано в Ведах: Асино дурам враджати шайано йати сарватах ("Катха упанишад 1.2.21). И поскольку Он вечно пребывает в состоянии трансцендентного блаженства, мы не в силах понять, как Он наслаждается всеми Своими богатствами и достояниями. Мы не можем понять или увидеть этого своими материальными чувствами. Поэтому в Ведах сказано, что Господа невозможно постичь с помощью материального ума и чувств. Однако тот, кто, занимаясь преданным служением, развил в себе сознание Кришны, получает возможность постоянно созерцать Господа. "Брахма-самхита" подтверждает, что преданный, который обрел любовь к Богу, видит Его беспрерывно. О том же самом говорится в "Бхагавад-гите" (11.54): постичь и увидеть Господа может лишь тот, кто занимается преданным служением. Бхактйа тв ананйайа шакйах

17
авибхактам ча бхутешувибхактам ива ча стхитам
бхута-бхартр ча тадж джнейамграсишну прабхавишну ча

авибхактам-неделима; ча-также; бхутешу-в каждом живом существе; вибхактам-поделенной; ива-кажется; ча-также; стхитам-находящаяся; бхута-бхартр-подддерживая все живые существа; ча-также; тат-то; джнейам-следует понять; грасишну-поглощая; прабхавишну-проявляя; ча-также.

Сверхдуша неделима и всегда существует как единое целое, хотя кажется поделенной между всеми живыми существами. Поддерживая существование всех обусловленных душ, Господь поглощает, а затем проявляет каждую из них.

КОММЕНТАРИЙ: Господь в аспекте Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа. Значит ли это, что Он разделился на части? Нет. Он всегда остается единым целым. Господь подобен солнцу. Когда солнце в зените, оно стоит на одном месте, но если спросить любого в радиусе пяти тысяч километров, где солнце, каждый скажет, что солнце светит у него над головой. Веды приводят этот пример, чтобы показать, что Господь, являясь неделимым, тем не менее /только/ кажется поделенным на части. В Ведах также сказано, что один Вишну, будучи всемогущим, пребывает всюду, так же как солнце светит каждому, где бы он ни находился. Кроме того, поддерживая существование, обусловленных душ, Господь поглощает их во время разрушения вселенной. Об этом уже шла речь в одиннадцатой главе "Бхагавад-гиты", где Господь сказал, что Он явился для того, чтобы уничтожить всех воинов, собравшихся на поле битвы Курукшетра. Господь добавил, что в аспекте времени Он также уничтожает все живые существа. Он несет гибель и разрушение всему живому и неживому. В период сотворения материального мира Он проявляет все существа, движущиеся и неподвижные, из их изначального состояния, а во время разрушения вселенных-поглощает их. Веды свидетельствуют, что Господь-источник и место успокоения /последнее прибежище всего сущего. Сотворив материальный мир Он поддерживает его Своим безграничным могуществом, а после гибели материальных вселенных все /сущее/ вновь погружается в Него. Это подтверждают ведические гимны. Йато ва имани бхутани джайанте йена джатани дживанти йат прайанти абхисамвишанти тад брахма тад виджиджнасасва.

18
джйотишам апи тадж джйотистамасах парам учйате
джнанам джнейам джнана-гамйамхриди сарвасйа виштхитам

джйотишам-во всем, что излучает свет; апи-также; тат-то; джйотих-источник света; тамасах-тьма; парам-за пределами; учйате-сказано; джнанам-знание; джнейам-объект знания; джнана-гамйам-цель знания; хриди-в сердце; сарвасйа-каждого живого существа; виштхитам-находящийся.

Господь-источник света во всем, что излучает свет. Находясь за пределами материального мира, где царит непроглядная тьма, Он является непроявленным. Он -знание, объект знания и его цель. Он пребывает в сердце каждого живого существа.

КОММЕНТАРИЙ: Сверхдуша, Верховная Личность Бога является источником света во всех светящихся телах, таких как солнце, луна и звезды. В Ведах говорится, что в духовном царстве нет ни солнца, ни луны, ибо все там озарено духовным сиянием Господа, брахмаджьоти. В материальном мире брахмаджьоти покрыто махат-таттвой, материальными элементами, поэтому материальному миру нужны источники света-солнце, луна, электричество и т. д. Однако в духовном мире в них нет необходимости. В Ведах ясно сказано, что духовное небо озарено ослепительным сиянием Господа. Следовательно Господь находится за пределами материального мира, в духовной обители, в бесконечно далеком от нас духовном небе. Это также подтверждают Веды: адитйа-варнам тамасах парастат ("Шветашватара упанишад" 3.8). Он, подобно солнцу, вечно сияет по ту сторону тьмы материального мира.

Знание, которым владеет Господь, является трансцендентным. В Ведах сказано, что Брахман является средоточием трансцендентного знания. Тот, кто хочет перенестись в духовный мир, должен получить знание от Верховного Господа, находящегося в сердце каждого живого существа. В одной ведической мантре ("Шветашватара упанишад" 6.18) говорится: там ха девам атма-буддхи-пракашам мумукшур ваи шаранам ахам прападье. Тот, кто действительно стремится к освобождению, должен предаться Верховной Личности Бога. Относительно высшей цели знания в ведических писаниях сказано следующее: там эва видитвати мртйум эти. "Только познав Его, можно вырваться из круговорота рождения и смерти" ("Шветвшватара упанишад" 3.8).

Как верховный повелитель, Господь пребывает в сердце каждого живого существа. Его руки и ноги находятся всюду, чего нельзя сказать об индивидуальном живом существе. Поэтому необходимо признать факт существования двух знающих поле деятельности -индивидуальной души и Сверхдуши. Руки и ноги живого существа находятся в одном месте, тогда как руки и ноги Кришны простираются всюду. Это подтверждает "Шветашватара упанишад" (3.17): сарвасйа прабхум ишанам сарвасйа шаранам брхат. Верховная Личность Бога, Сверхдуша-прабху, или повелитель всех живых существ и их высшее прибежище. Поэтому не подлежит сомнению /неоспоримо/, что Сверхдуша и индивидуальная душа всегда отличны друг от друга.

19
ити кшетрам татха джнанамджнейам чоктам самасатах
мад-бхакта этад виджнайамад-бхавайопападйате

ити-таким образом; кшетрам-поле деятельности (тело); татха-также; джнанам-знание; джнейам-познаваемое; ча-также; уктам-описанное; самасатах-вкратце; мат-бхактах-Мой преданный; этат-все это; виджнайа-осознав; мат-бхавайа-Моей обители; упападйате-достигает.

Итак, Я вкратце рассказал тебе о поле деятельности [материальном теле], о знании и о познаваемом. До конца понять эти предметы могут только Мои преданные, которые в результате постигают Меня таким как Я есть.

КОММЕНТАРИЙ: Господь в общих чертах рассказал Арджуне о материальном теле, о знании и познаваемом. Знание включает в себя три аспекта, это знающий, познаваемое и процесс познания. Все это в совокупности именуют вигьяной, наукой познания. Только чистые преданные Господа, и никто другой могут получить совершенное /высшее/ знание, реализовав его на практике. Преданные никогда не согласятся с утверждением монистов о том, что в конечном итоге три аспекта знания сливаются воедино. Знание и процесс познания предполагают, что человек должен осознать свою истинную сущность, развив в себе сознание Кришны. Сейчас мы действуем на уровне материального сознания, но заполнив свое сознание тем, что связано с Кришной и осознав, что Кришна суть все, мы обретем истинное знание. Иными словами, знание это не что иное как предварительная ступень овладения наукой преданного служения. Все это будет подробно объяснено в пятнадцатой главе "Бхагавад-гиты".

Подводя итог, необходимо отметить, что в шестом и седьмом стихах данной главы начиная со слов маха-бхутани и кончая словами четана дхртих Кришна анализирует материальные элементы /дает анализ/ и некоторые проявления признаков жизни. Все вместе они составляют то, что называется телом, или поле деятельности.

В стихах 8-12 (аманитвам-таттва-джнанартха-даршанам) описан процесс познания, цель которого-постичь знающих поле деятельности, душу и Сверхдушу. Последующие стихи (13-18), начиная с анади мат-парам и до хриди сарвасйа виштхитам рассказывают о душе с одной стороны и Верховном Господе, или Сверхдуше с другой.

Таким образом, мы узнали о трех предметах: поле деятельности (материальном теле), процессе познания, а также о душе и Сверхдуше. Здесь особо подчеркнуто, что постичь их до конца могут лишь чистые преданные Господа. Такие преданные полностью используют все преимущества заключенного в "Бхагвад-гите" знания и достигают высшей цели, осознав Верховного Господа, Кришну. Иначе говоря, только преданные и никто другой способны проникнуть в сокровенный смысл "Бхагавад-гиты" и достичь желаемого результата /желанной цели/.

20
пракртим пурушам чаивавиддхй анади убхав апи
викарамш ча гунамш чаивавиддхи пракрти-самбхаван

пракртим-материальная природа; пурушам-живые существа; ча-также; эва-безусловно; виддхи-знай же; анади-без начала; убхау-оба; апи-также; викаран-изменений; ча-также; гунан-три гуны природы; ча-также; эва-безусловно; виддхи-знай; пракрти-материальной природой; самбхаван-вызванные.

Знай же, что материальная природа и живые существа не имеют начала. Причиной происходящих с ними изменений и источником материльных гун является материальная природа.

КОММЕНТАРИЙ: Знание, изложенное в данной главе, поможет нам понять природу тела (поле деятельности), и знающих тело (индивидуальной души и Сверхдуши). Тело является полем деятельности и состоит из материальных элементов. Индивидуальная душа, заключенная в теле и наслаждающаяся его деятельностью, - это пуруша, или живое существо, которое является знающим тело, так же как и Сверхдуша. Безусловно, мы должны ясно представлять себе то, что Сверхдуша и индивидуальное живое существо-это разные проявления Верховной Личности Бога. Живое существо является одной из энергий Господа, а Сверхдуша-Его личной экспансией.

И материальная природа, и живое существо вечны. Это значит, что они существовали до начала творения. Материальный космос является энергией Господа, так же как и живые существа, с той лишь разницей, что живые существа относятся к Его высшей энергии. И живые существа, и материальная природа существовали до того, как был проявлен материальный космос /мироздание/. Материальная природа находилась в теле Верховной Личности Бога, Маха-Вишну, а когда возникла необходимость, перешла в проявленное состоянии через стадию /посредничество/ махат-таттвы. Живые существа также покоились в теле Маха-Вишну и, будучи обусловленными, отказались служить Верховному Господу, закрыв себе путь на планеты духовного неба. Однако с переходом материальной природы в проявленное состояние, эти живые существа снова получили возможность заниматься деятельностью в материальном мире и подготовиться к возвращению в духовное царство. В этом великое таинство материального творения. Изначально живое существо является духовной частицей Верховного Господа, но восставая против Его власти, оно обуславливается и попадает в рабство к материальной природе. То, как живые существа, частицы высшей энергии Господа, пришли в соприкосновение с материальной природой, не имеет /для нас/ сколько-нибудь существенного значения. Как и почему это произошло, известно лишь Верховной Личности Бога. В писаниях Господь говорит, что живые существа, попавшие в ловушку материальной природы, ведут /вынуждены; им приходится вести/ тяжелую борьбу за существование. Мы же должны уяснить из этих стихов, что причиной изменений, происходящих в материальной природе под влиянием трех материальных гун, является сама материальная природа. Источником всех изменений, которым подвергается живое существо, является материальное тело. Что же касается души, то все живые существа обладают одинаковой духовной природой.

21
карйа-карана-картртвехетух пракртир учйате
пурушах сукха-духкханамбхоктртве хетур учйате

карйа-следствий; карана-и причин; картртве-источник возникновения; хетух-орудием; пракртих-материальная природа; учйате-сказано, что является; пурушах-живое существо; сукха-радостей; духкханам-страданий; бхоктртве-в процессе наслаждения; хетух-орудием; учйате-сказано, что является.

В писаниях сказано, что природа является причиной /источником?/ всех материальных причин и следствий, а живое существо-причиной радостей и страданий, которое оно испытывает в материальном мире.

КОММЕНТАРИЙ: Телами и чувствами различных видов живые существа наделяет материальная природа. Существует 8.400 000 форм жизни, и все это разнообразие является творением материальной природы. Живое существо желает испытать те или иные виды чувственных удовольствий и получает /выбирает/ соответствующий вид материального тела. Попадая в различные формы тел, оно наслаждается и страдает по-разному. Источником материального счастья и страдания /радостей и бед/ является тело, а не само живое существо. По природе своей живое существо исполнено блаженства; это его естественное состояние. Но желание господствовать над материальной природой приводит его в материальный мир. /желая… оно попадает/. В духовном мире, где царит чистая благость, у живого существа нет возможности реализовать это свое желание, тогда как в материальном мире живые существа постоянно борются за свою долю чувственных удовольствий. Если говорить более точно, наше тело является результатом деятельности материальных чувств. Чувства-это инструменты для удовлетворения наших желаний. Все это-тело и чувства, выступающие в роли инструментов -дает нам материальная природа. Как станет ясно из следующего стиха, в зависимости от совершенной в прошлом деятельности и желаний, которые тянутся за нами из прошлых жизней, мы попадает в обстоятельства /условия/, которые делают нас счастливыми или обрекают на страдания. В соответствии с нашими желаниями и прошлой кармой, материальная природа помещает нас в одно и материальных тел. Живое существо само является причиной того, что оно попадает в определенный тип тела и переживает связанные с ним /вызванные им/ радости и беды. Получив то или иное тело, живое существо оказывается во власти материальной природы, поскольку тело, являясь материальным, действует в строгом соответствии с законами природы. В такой ситуации живое существо бессильно что-либо изменить /эти законы/. Предположим, живое существо получило тело собаки. Оказавшись в нем, оно вынуждено вести себя так, как ведет собака. У него нет возможности действовать иначе. Если живое существо попадет в тело свиньи, ему придется питаться отбросами и испражнениями и делать все то, что обычно делают свиньи. Если же живое существо получает тело полубога, оно тоже ведет себя соответствующим образом. Таков закон природы. Однако в любых обстоятельствах рядом с ним находится Сверхдуша. В Ведах ("Мундака упанишад" 3.1.1) об этом сказано следующее: два супарна сайуджа сакхайах. Верховный Господь по Своей не знающей границ милости всегда, в любых обстоятельствах сопровождает индивидуальную душу как Сверхдуша, или Параматма.

| Оглавление | Глава Тринадцатая [шлока 22-35]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100