глоссарий


Hari-katha >> Шрила Бхактиведанта Свами >> Бхагавад-Гита
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
Преданное служение

1
арджуна увача
эвам сатата-йукта йебхактас твам парйупасате
йе чапй акшарам авйактамтешам ке йога-виттамах

арджунах увача-Арджуна сказал; эвам-таким образом; сатата-всегда; йуктах-занят; йе-те, кто; бхактах-преданные; твам-Тебе; парйупасате-должным образом поклоняются; йе-те, кто; ча-также; апи-вновь; акшарам-недосягаемый для чувств; авйактам-непроявленному; тешам-из них; ке-кто; йога-вит-тамах-более преуспел в йоге.

Арджуна спросил: Кто более преуспел в йоге, тот, кто всегда с любовью и преданностью служит Тебе, или тот, кто поклоняется безличному Брахману, непроявленному?

КОММЕНТАРИЙ: Кришна уже рассказал Арджуне о личной, безличной и вселенской формах Господа, а также о различных категориях преданных и методах йоги. Обычно трансценденталистов разделяют на два класса: это имперсоналисты и персоналисты. Преданный-персоналист все свои силы и энергию отдает служению Верховному Господу. Имперсонались также занимается духовной практикой, но не непосредственным служением Кришне, а медитацией на безличный Брахман, непроявленное.

Из этой главы мы узнаем, что из всех методов осознания Абсолютной Истины высшим является бхакти-йога, преданное служение. Тот, кто действительно хочет вступить в общение с Верховной Личностью Бога, должен встать на путь преданного служения.

Тех, кто, занимаясь преданным служением, поклоняется непосредственно Верховному Господу, называют персоналистами, а тех, кто медитируют на безличный Брахман-имперсоналистами. В данном стихе Арджуна спрашивает Кришну, кто из них занимает более высокое положение. Есть много разных методов осознания Абсолютной Истины, но в этой главе Кришна говорит о том, что самым лучшим из них является бхакти-йога, или преданное служение Господу. Это самый прямой и легкий путь к общению с Личностью Бога.

Во второй главе "Бхагавад-гиты" Верховный Господь объяснил, что живое существо является не материальным телом, а духовной искрой, искрой духовного целого, Абсолютной Истины. В седьмой главе Он рассказал о живом существе как о частице верховного целого и призвал живые существа сосредоточить на нем все свое внимание. Затем в восьмой главе вновь говорилось о том, что живое существо, которое, оставляя тело, думает о Кришне, тотчас переносится в духовное небо, в обитель Кришны /Господа. В конце шестой главы Господь ясно указал на то, что тот, кто думает о Кришне в сердце, является самым лучшим из всех йогов. Таким образом, практически в каждой главе Господь, подводя итог, говорил, что живое существо должно сосредоточить свой ум на личной форме Кришны, ибо это высший уровень духовного самоосознания.

Однако есть люди, не испытывающие влечения к личностной форме Господа Кришны. Они столь непоколебимы в своих убеждениях /воззрениях, взглядах/, что составляя комментарии к "Бхагавад-гите", они делают все, чтобы отвлечь внимание людей от Кришны и перенести его на безличное брахмоджьти. Они предпочитают медитировать на безличную форму Абсолютной Истины, недосягаемую для материальных чувств и непроявленную.

Итак, существует два класса трансценденталистов. Арджуна хочет знать, какой из двух методов легче и представители какого класса трансценденталистов находятся на более высоком уровне. Тем самым он хочет определить и свое положение, ибо сам он привязан к личностной форме Кришны, а не к безличному Брахману. Он хочет знать, насколько надежно /и прочно/ его положение. Безличная форма Верховного Господа, проявленная в духовном или в материальном мире, весьма проблематична как объект медитации. В сущности мы не можем даже составить правильное представление о безличном аспекте Абсолютной Истины. Поэтому, задавая свой вопрос, Арджуна как бы говорит "Зачем же зря терять время?" В одинадцатой главе Арджуна уже убедился в том, что лучше всего быть привязанным к личностной форме Кришны, поскольку, испытывая такую привязанность, он одновременно осознал все остальные формы Господа, и это не помешало ему любить Кришну. Арджуна задал Кришне очень важный вопрос, который поможет разграничить личностную и безличностную концепции Абсолютной Истины.

2
шри-бхагаван увача
майй авешйа мано йе мамнитйа-йукта упасате
шраддхайа парайопетасте ме йуктатама матах

шри-бхагаван увача-Господь, Верховная Личность Бога сказал; майи-на Мне; авешйа-сосредоточив; манах-ум; йе-те, кто; мам-Мне; нитйа-вседа; йуктах-занятые; упасате-поклонением; шраддхайа-с верой; парайа-трансцендентной; упетах-наделены; те-они; ме-Я; йукта-тамах-доитигшими высшего совершенства в йоге; матах-считаю.

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: Тех, кто сосредоточил свой ум на Моей личной форме и всегда поклоняется Мне, обладая /с/ глубокой трансцендентной верой, Я считаю достигшими высшей ступени совершенства.

КОММЕНТАРИЙ: Отвечая на вопрос Арджуны, Кришна со всей ясностью говорит, что тот, кто сосредоточил ум на Его личностной форме и поклоняется Ему с верой и преданностью, достиг высшего совершенства йоги. Деятельность человека в сознании Кришны не является материальной, ибо все, что он делает, он делает для Кришны. Чистый преданный ни минуты не остается в бездействии. Он либо повторяет имена Господа, либо слушает и читает повествования о Кришне, иногда он готовит прасад или отправляется в магазин, чтобы купить что-нибудь для Кришны, а иногда убирает храм или моет посуду-он каждую минуту делает что-либо для Кришны. Такая деятельность получила название полного самадхи.

3-4
йе тв акшарам аниридешйамавйактам парйупасате
сарватра-гам ачинтйам чакута-стхам ачалам дхрувам

саннийамйендрийа-грамамсарватра сама-буддхайах
те прапнуванти мам эвасарва-бхута-хите ратах

йе-те, кто; ту-но; акшарам-лежащему за пределами чувственного восприятия; аниридешйам-неопределенному; авйактам-непроявленному; парйупасате-полностью посвящают себя; сарватра-гам-вездусущему; ачинтйам-непостижимому; ча-также; кута-стхам-неизменному; ачалам-неподвижному; дхрувам-постоянному; саннийамйа-контролируя; индрийа-грамам-все чувства; сарватра-всюду; сама-буддхайах-относясь беспристрастно; те-они; прапнуванти-достигают; мам-Меня; эва-непременно; сарва-бхута-хите-на благо всех живых существ; ратах-занятые деятельностью.

Те же, кто, контролируя чувства и беспристрастно относясь ко всем живым существам, поклоняются исключительно непроявленному, лежащему за пределами чувственного восприятия, вездесущему, непостижимому, неизменному, постоянному и неподвижному-безличному аспекту Абсолютной Истины, такие люди занимаются деятельностью ради всеобщего блага и в конце концов достигают Моей обители.

КОММЕНТАРИЙ: Те, кто поклоняются не непосредственно Верховной Личности, Кришне, а пытаются достичь той же самой цели, Шри Кришны, окольным путем, в конце концов все же достигают Его /ее. "После великого множества жизней мудрец, нашедший прибежище во Мне, постигает, что Васудева суть все". Когда человек, пройдя через множество жизней, обретает полное знание, он предается Господу Кришне. Тот, кто идет к Богу путем, указанным /описанным в данном стихе, должен научиться контролировать чувства, служить каждому живому существу и заниматься деятельностью ради всеобщего блага. Отсюда следует, что достичь высшей ступени духовного самоосознания можно только обратившись к Господу Кришне. Зачастую, прежде чем предаться Господу, человек проходит через множество аскез и испытаний.

Чтобы ощутить присутствие Сверхдуши в сердце индивидуальной души, необходимо прекратить деятельность материальных чувств, перестать видеть, слышать, ощущать вкус, работать и т.д. Тогда человек ощутит /поймет/, что Сверхдуша пребывает всюду. Осознав это, он не испытывает зависти и враждебности ни к одному живому существу: он уже не проводит разницы между человеком и животным, ибо видит одну только душу, а не внешнюю оболочку. Однако обыкновенному человеку очень трудно следовать методу, ведущему к осознанию безличного аспекта Абсолютной Истины.

5
клешо 'дхикатарас тешамавйактасакта-четасам
авйакта хи гатир духкхамдехавадбхир авапйате

клешах-трудности; адхика-тарах-многочисленные; тешам-тех; авйакта-на непроявленном; асакта-сосредоточены; четасам-тех, чей ум; авйакта-к непроявленному; хи-безусловно; гатих-прогресс; духкхам-с трудом; деха-вадбхих-воплощенные; авапйате-достигают.

Те, чей ум сосредоточен на непроявленном, безличном аспекте Абсолютной Истины с большим трудом продвигаются по пути духовного развития. Для воплощенных живых существ каждый шаг на этом пути сопряжен с многочисленными трудностями.

КОММЕНТАРИЙ: Трансценденталистов, стремящихся к познанию непостижимого, непроявленного безличного аспекта Верховного Господа, называют гьяна-йогами, а тех, кто, полностью развив в себе сознание Кришны, занимаются преданным служением Господу-бхакти-йогами. В данном стихе определена разница между гьяна-йогой и бхакти-йогой. Хотя те, кто занимаются гьяна-йогой, в конце концов достигают того же результата, что и бхакти-йоги, они преодолевают на своем пути многочисленные трудности, тогда как метод бхакти-йоги, непосредственного служения Верховной Личности Бога, значительно легче и гораздо более естественен для воплощенной души. Индивидуальная душа с незапамятных времен находится в материальном теле, и ему очень трудно понять, даже теоретически, что оно не является телом /отлично от тела/. Вот почему бхакти-йоги поклоняются Божеству Кришны, тем самым задействуя в служении Господу телесную концепцию, которая прочно запечатлелась в нашем уме. Разумеется поклонение Верховной Личности Бога в форме стоящего в храме Божества не имеет ничего общего с идолопоклонничеством. В Ведах говорится о двух формах поклонения: сагуна и ниргуна, когда Господу поклоняются как обладающему и не обладающему качествами /атрибутами?/. Поклонение Божеству в храме относится к категории сагуны, ибо Господь воплощен там в форме, состоящей из материальных элементов. Однако форма Господа, воплощенная в камне, дереве или красках, которые являются материальными, сама не является материальной. Такова абсолютная природа Верховного Господа.

В связи с этим можно привести одно, может быть несколько грубое сравнение. Если мы опустим письмо в какой-нибудь из многочисленных почтовых ящиков, развешанных на улицах, оно без труда найдет своего адресата. Однако любой другой ящик, даже похожий на почтовый, но не установленный почтовым отделением, не годится для этой цели. Аналогичным образом, Бог представлен в установленной в храмах форме Божества, которую называют арча-виграха и которая является воплощением Верховного Господа. Представая перед нами в этой форме, Господь принимает у нас наше служение. Господь всемогущ и всесилен /? вездесущ/, поэтому воплощаясь в форме арча-виграхи, он принимает служение преданных, чтобы облегчить процесс поклонения Ему для тех, кто находится в обусловленном состоянии.

Итак для преданных не составляет труда обратиться к Господу сразу и напрямую, но для тех, кто пытается осознать безличный Брахман, путь духовного самоосознания сопряжен с многочисленными трудностями. Чтобы постичь не проявленный аспект Всевышнего, им приходится изучать такие Ведические произведения, как Упанишады, они должны знать язык этих писаний, постичь не воспринимаемые ощущения и пройти через все эти процессы. Для обыкновенного человека это вовсе нелегко. Тот, кто занимается преданным служением, следуя указаниям истинного духовного учителя, ежедневно поклоняясь Божеству, слушая повествования о величии Господа и питаясь остатками предложенной Ему пищи, постепенно развивает в себе сознание Кришны и с легкостью постигает Верховную Личность Бога. Несомненно, что имперсоналисты напрасно подвергают себя стольким неудобствам, ибо велика вероятность, что в конце концов им не удастся познать Абсолютную Истину. Однако те, кто поклоняется Ее личностному аспекту, приближаются к Верховной Личности Бога напрямую, ни чем не рискуя, не испытывая никаких беспокойств и трудностей. Аналогичное утверждение содержится в "Шримад-Бхагаватам". Там говорится, что если человек в конечном итоге должен предаться Верховной Личности Бога (этот процесс называют бхакти), но вместо этого берет на себя такую трудную задачу, как постижение Брахмана и того, что не является Брахманом, тратя на это целую жизнь, он в результате не получает ничего, кроме трудностей и беспокойств. Вот почему в данном стихе Кришна не рекомендует нам идти к самоосознанию столь сложным путем, ибо мы все равно не можем быть уверены в конечном результате.

Живое существо вечно остается индивидуальной душой, и, желая слиться с духовным целым, оно может осознать такие аспекты Его первозданной /изначальной природы, как вечность и знание, но ему не удастся постичь аспект блаженства. Получив милость преданного /милостью преданного/, трансценденталист, достигший совершенства в гьяна-йоге, может начать заниматься бхакти-йогой, преданным служением Господу. Однако многолетние занятия гьяна-йогой /поиски безличного аспекта Абсолютной Истины/ и на этот раз создают /приносят/ много осложнений, так как он никак не может отказаться от идей имперсонализма. Таким образом постижение непроявленного всегда является для воплощенной души источником трудностей-и когда она занимается гьяна-йогой, и когда достигает самоосознания. Каждое живое существо обладает некоторой долей независимости, и мы должны твердо знать /всегда помнить о том/, что погружение в непроявленное противно самой природе живого существа, исполненного духовного блаженства. Нам не следует вставать на этот путь. Самым лучшим методом духовного самоосознания для каждого живого существа является метод сознания Кришны, непрекращающееся преданное служение Господу. Тот, кто отвергает преданное служение, рискует сделаться завзятым атеистом. Таким образом, как указано в данном стихе, живые существа никогда, и особенно в век Кали, не должны направлять свои усилия на познание непроявленного и непостижимого, лежащего за пределами чувственного восприятия /недосягаемого для материальных чувств.

6-7
йе ту сарвани карманимайи саннйасйа мат-парах
ананйенаива йогенамам дхйайанта упасате

тешам ахам самуддхартамртйу-самсара-сагарат
бхавами на чират партхамайй авешита-четасам

йе-те, кто; ту-но; сарвани-все; кармани-действия; майи-Мне; саннйасйа-отказываясь; мат-парах-испытывая ко Мне привязанность; ананйена-безраздельно; эва-непременно; йогена-занимаясь бхакти-йогой; мам-Мне; дхйайантах-медитируя; упасате-поклоняется; тешам-их; ахам-Я; самуддхарта-избавитель; мртйу-смерти; самсара-в материальной жизни; сагарат-из океана; бхавами-Я становлюсь; на-не; чират-долго; партха-о сын Притхи; майи-на Мне; авешита-сосредоточен; четасам-тех, чей ум.

Но тех, кто поклоняется Мне, безраздельно предавшись Мне и посвящая Мне все свои действия, тех, кто занимается преданным служением и постоянно медитирует на Меня, сосредоточив на Мне свой ум-таких людей, о сын Притхи, Я незамедлительно освобождаю из океана рождения и смерти.

КОММЕНТАРИЙ: Здесь ясно сказано, что на долю преданных выпадает великая удача, ибо Господь очень быстро освобождает их из плена материальной жизни. Занимаясь преданным служением, человек осознает, что Бог велик, и индивидуальная душа подвластна Богу. Ее долг-служить Господу, и не делая этого, она попадает в услужение к /начинает служить/ майе.

Как уже говорилось, постичь Господа можно только в процессе преданного служения. Поэтому мы должны служить Господу двадцать четыре часа в сутки /безоговорочно предаться Господу/. Чтобы постичь Кришну, мы должны полностью сосредоточить на нем свой ум. Всякое наше действие должно быть посвящено только Кришне. Чем бы мы ни занимались, мы должны делать это только для Кришны. Вот что такое преданное служение. Единственное желание преданного-доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Цель всей его жизни-своими действиями удовлетворить Кришну, и ради этого он готов пожертвовать всем, как сделал Арджуна на поле битвы Курукшетра. Метод чрезвычайно прост: мы должны посвящать все свои действия Господу и повторять Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Эти трансцендентные звуки привлекают преданного к Верховной Личности Бога.

В данном стихе Господь обещает освободить чистого преданного, занятого такого рода деятельностью, из океана материальной жизни. Великие йоги-мистики с помощью своих мистических сил могут отправится в духовном теле на любую планету, какую только пожелают, /также как и другие?/, но что до преданного, то Господь Сам вызволяет его из материального плена. Преданному не нужно ждать, пока он обретет мистические силы, которые помогут ему достичь духовного неба.

В "Вараха-пуране" есть такой стих:

найами парамам стханамарчир-ади-гатим вина
гаруда-скандхам аропйайатхеччхам аниваритах

Смысл этого стиха в том, что преданному не нужно заниматься аштанга-йогой, чтобы перенестись на духовные планеты. Господь Сам позаботиться об этом. Здесь Он ясно говорит, что Он Сам становится спасителем преданного /Он Сам спасает преданного из океана материальной жизни. Всю заботу о ребенке берут на себя его родители, поэтому малыш чувствует себя в полной безопасности. Точно также, преданному не нужно прилагать каких-то особых усилий к тому, чтобы попасть на другие планеты, и заниматься мистической йогой. Верховный Господь Сам по Своей великой милости прилетает за преданным на Своем возничьем Гаруде и освобождает его из материального плена. Человек, тонущий в океанских волнах, может изо всех сил бороться за жизнь и быть замечательным пловцом, но ему все равно не удастся спастись самому. Если же кто-то другой ему на помощь, он, вытащив его из воды, без труда спасет его от верной смерти. Так и Господь спасает преданного из океана материальной жизни. Все что нам нужно, это воспользоваться несложным методом сознания Кришны и посвятить себя преданному служению Господу. Всякий разумный человек предпочтет метод преданного служения всем другим методам духовного самоосознания. В "Нарайанийи" это подтверждается следующим образом:

йа ваи садхана-сампаттихпурушартха-чатуштайе
тайа вина тад апнотинаро нарайанашрайах

Из данного стиха следует, что вместо того, чтобы заниматься кармической деятельностью или филсофскими изысканиями, человек должен предаться Верховной Личности Бога. Так он получит все блага, к которым стремятся йоги-мистики, спекулятивные философы, а также те, кто совершает ведические ритуалы и жертвоприношения, раздает пожертвования и т.д. В этом особое преимущество преданного служения.

Просто повторяя святое имя Кришны -Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе-преданный Господа легко и радостно достигает высшей цели, которая недоступна для тех, кто исповедует другие религии.

В восемнадцатой главе, подводя итог всему сказанному в
"Бхагавад-гите", Господь говорит:

сарва-дхарман паритйаджйамам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйомокшайишйами ма шучах

Отказавшись от всех прочих методов духовного самоосознания, человек должен заниматься преданным служением в полном сознании Кришны. Только тогда он сможет достичь высшего совершенства жизни. Ему не нужно бояться последствий тех грехов, которые он совершил в прошлом, ибо он находится под покровительством и защитой Господа. Поэтому мы не должны тщетно пытаться спасти себя с помощью того или иного метода духовного самоосознания. Пусть каждый найдет прибежище у верховной и всемогущей Личности Бога, Кришны. Вот что такое высшее совершенство жизни.

8
майй эва мана адхатсвамайи буддхим нивешайа
нивасишйаси майй эваата уридхвам на самшайах

майи-Мне; эва-непременно; манах-ум; адхатсва-сосредоточь; майи-на Мне; буддхим-разум; нивешайа-применяя; нивасишйаси-ты будешь жить; майи-во Мне; эва-безусловно; атах уридхвам-с этих пор; на-никогда; самшайах-сомнение /сомневаться.

Сосредоточь свой ум на Мне, Верховной Личности Бога и направь на Меня весь свой разум /заполни Мной/. Так ты будешь жить во Мне вечно, и в этом не может быть никаких сомнений /и в этом нет сомнения/.

КОММЕНТАРИЙ: Тот, кто с любовью и преданностью служит Кришне, непосредственно общается с Верховным Господом, и сразу же поднимается на трансцендентный уровень /с самого начала находится/. Преданный не живет в материальном мире, его жизнь-в Кришне. Господь и Его святое имя неотличны друг от друга, поэтому когда преданный произносит Харе Кришна, Кришна и Его внутренняя энергия танцуют у него на языке. Когда преданный предлагает Кришне пищу, Кришна Сам принимает его подношение и, вкушая затем остатки этой пищи, преданный постепенно Кришнаизируется /развивает в себе сознание Кришны. Тому, кто не занимается преданным служением, никогда не понять, как все это происходит, однако преданное служение это метод, рекомендованный в "Бхагавад-гите" и других ведических писаниях.

9
атха читтам самадхатумна шакноши майи стхирам
абхйаса-йогена татомам иччхаптум дхананджайа

атха-поэтому если; читтам-ум; самадхатум-держать сосредоточенным; на-не; шакноши-ты способен; майи-на Мне; стхирам-постоянно; абхйаса-йогена-занимаясь преданным служением; татах-тогда; мам-Меня; иччха-желание; аптум-достичь; дханам-джайа-о Арджуна, завоеватель богатств.

Мой дорогой Арджуна, о завоеватель богатств, если ты не можешь /если тебе трудно/ постоянно держать свой ум сосредоточенным на Мне, то следуй правилам и предписаниям бхакти-йоги. Так ты разовьешь в себе желание /у тебя появится, в тебе проснется/ достичь Меня.

КОММЕНТАРИЙ: В данном стихе описаны две категории преданных, занимающихся бхакти-йогой. К первой относятся те, кто, поднявшись на уровень трансцендентного любовного служения, уже развил в себе привязанность к Кришне, Верховной Личности Бога. А во вторую категорию входят преданные, в ком еще нет настоящей привязанности к Господу, которая появляется в процессе трансцендентного любовного служения. Для преданных второго класса существуют многочисленные правила и предписания, которым необходимо следовать, чтобы в конечном итоге развить в себе любовь и привязанность к Кришне.

Бхакти-йога это процесс очищения чувств. Сейчас мы находимся в материальном мире, поэтому наши чувства всегда остаются в оскверненном состоянии, ибо мы действуем ради их удовлетворения /все время стараемся удовлетворить их запросы. Занимаясь бхакти-йогой, мы сможем очистить чувства, и тогда они войдут в непосредственное соприкосновение с Верховным Господом. В материальном мире слуга служит своему господину, но делает это не из любви, а из желания заработать деньги. И хозяин также не испытывает к слуге особой любви, он пользуется его услугами и платит ему. Их отношения никак не назовешь любовными. Однако, занимаясь духовной практикой, мы должны развить в себе чистую любовь к Богу. Достичь этого уровня можно в процессе преданного служения, в котором участвуют наши оскверненные чувства.

Любовь к Богу дремлет в сердце каждого живого существа. В материальном мире Эта любовь проявляет себя по-разному, но всегда остается оскверненной материальным влиянием. Поэтому мы должны очистить свое сердце от материальной скверны и развить в себе любовь к Кришне, изначально присущую каждому живому существу. Такова суть метода бхакти-йоги.

Занимаясь бхакти-йогой, регламентированной правилами и предписаниями, человек должен под руководством опытного духовного учителя следовать определенным принципам: вставать рано утром, совершать омовение, приходить в храм /посещать храм/, чтобы вознести Господу молитвы, повторять Харе Кришна, собирать цветы и предлогать их Божеству, готовить для Божества вкусные блюда, принимать прасад и т.д. Есть много разных правил и предписаний, которым должен следовать преданный. Ему необходимо также регулярно слушать "Бхагавад-гиту" и "Шримад-Бхагаватам" в изложении чистого преданного. Этот метод поможет нам развить в себе любовь к Богу, и тогда перед нами откроется путь в Его царство. Тот, кто, выполняя правила и предписания, занимается бхакти-йогой под руководством духовного учителя, непременно достигнет любви к Богу.

| Оглавление | Глава Двенадцатая [шлока 10-20]>>
Поиск в тексте "Бхагавад-гиты":

© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100