= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Шрила Шридхар Махарадж >> Патита-павана

Патита-павана — Спаситель самых падших

Ом Вишнупад Шри Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж
Редакция Шрипада Бхакти Судхир Госвами Махараджа
Перевод: Триданди Б.В. Нарасимха

Хотя справедливость обязана опираться на заслуги, милость не ведает подобных ограничений. Божественная Милость не заботится о достоинствах и заслугах, но всегда готова восполнить слабость и непригодность. Требуется только одно: наше искреннее желание получить эту милость. В Чайтанья-чаритамрите говорится:

кришна-бхакти-раса-бхавита-матих
крийатам йади куто ’пи лабхйате
татра лаулйам апи мулйам экалам
джанма-коти-сукритаир на лабхйате"1

“Чистое преданное служение Кришне невозможно обрести, совершая благочестивые поступки пусть даже миллионы рождений подряд. Приобрести его можно только одной ценой: глубоким желанием. Где бы оно ни было доступно, следует приобрести его без промедления.” Никакие заслуги с прошлой жизни не помогут обрести сознание Кришны, здесь важны только стремление и вера.

А что влечет за собой сознание Кришны?

бхидйате хридайа-грантхиш
чхидйанте сарвва-самшайах
кшийанте часйа карммани
майи дриште ’кхилатмани"2

“Наше внутренняя устремленность к расе, экстазу, похоронена в сердце, закованное в цепи и замки. Но слушание и воспевание славы Кришны сбивает оковы с сердца, и оно пробуждается, оно открывается, чтобы принять Кришну — обитель наслаждения, Олицетворенный Экстаз (расо ваи сах"3, акхила расамрита мурттих"4).”

Наше сердце влечет к экстазу, очарованию, сладости. Все это ощущается сердцем, а не мозгом, поэтому сердцу придается первостепенное значение. После сердца сознание Кришны затрагивает область знания. Когда приходит вкус божественной сладости, все подозрения проходят (раса-варджджам расо ’пй асйа парам дриштва ниварттате"5). Когда к нам приходит вкус подлинного экстаза (расы), все сомнения рассеиваются. Сердце пленяется вкусом сознания Кришны, и когда сердце в плену, начинается течение Премы, экстаза любви к Богу. Удовлетворенное, сердце скажет: “Вот то, что я искало!” За сердцем последует мозг, думая: “Да, не может быть сомнений, вот высочайшая цель наших исканий. Прекратите все остальное.” Сердце скажет: “Я достигло Премы, Божественной Любви — нет ничего выше! Пусть прекратятся любые работы.” Тогда карма закроет свои мастерские. Первое, что происходит в соприкосновении с сознанием Кришны, это пробуждение сердца. Когда сердце в плену, мозг приходит с одобрением со своей стороны, и наша карма перестает работать: наши силы больше не расходуются на ложные цели. Сознание Кришны — подлинное сокровище сердца.

Природа Божественной Милости — распространять себя, не думая о законах. Наше искреннее стремление принять ее — это все, что принимается в расчет. “Ты хочешь этого?” — так предлагается милость. Если мы просто согласимся: “Да, это удивительно, это нектарно”, — то мы получим ее. Не требуется ничего другого, если наша молитва неподдельна. Сделка очень проста. Если мы желаем, мы получим. Сознание Кришны очень просто. Не имеет значения, пригоден кто-то или нет. Сознание Кришны получит любой, кто просто его желает.

А как же те, кто не хочет получить этот божественный дар? Для них Шри Чайтанья Махапрабху раздавал особую милость через Своего самого великодушного ходатая Шрипада Нитйананду Прабху. Нитйананда Прабху не позволит ускользнуть даже тем, кто хотел бы избежать сознания Кришны. Если кто-то говорит: “Я не хочу этого”, — Нитйананда Прабху не позволит. Он скажет: “Нет! Ты должен желать сознания Кришны. Я очень прошу тебя — прими его! Воспользуйся им, и ты почувствуешь ценность сознания Кришны.”

Чтобы завоевать рынок сбыта, дальновидный торговец может раздавать своим покупателям бесплатные образцы товара, говоря: “Возьмите-ка вот это бесплатно! И не думайте о деньгах — сейчас ничего платить не надо. Я даю вам так. Попользуйтесь, и если вы почувствуете ценность, пользу от моего товара — приходите и покупайте.” Тогда через некоторое время все будут покупать.

Так же и Нитйананда Прабху странствовал по всему Бенгалу, обращаясь ко всем со смиренной просьбой. Он стучался у двери и падал к стопам Своих покупателей, плача: “Пожалуйста, примите то, что я даю вам! Не отворачивайтесь от меня, не гоните меня прочь. Пожалуйста, делайте то, что я скажу. Обратите все свое внимание к Гауранге, и вы не представляете, какое благо вы обретете. Вот моя просьба.” Он плакал, Он катался по земле у их дверей и говорил: “Вы колеблетесь, принимать или нет, но, пожалуйста, не сомневайтесь. Умоляю вас, примите! Поверьте мне. Примите Гаурангу!” Так Нитйананда Прабху бродил по обоим берегам Ганги и проповедовал о Шри Чаитанйе Махапрабху.

Нитйананда Прабху не знает ничего, кроме Гауранги. В Кришна-лиле он Баладева. Внешне Баладева провел раса-лилу, но в сердце Он только готовил раса-лилу Кришны: знатокам преданности Его природа показывает, что все, что Он ни делает, Он делает ради Кришны. В противном случае Он не был бы Баладевой. Он не думает о Собственном наслаждении: каждый атом Его тела постоянно стремится приготовлять наслаждение Кришны. Точно так же, каждый атом тела Нитйананды Прабху — это сознательная трансцендентная сущность. И каждый атом Его тела предназначен только для служения Шри Чаитанйе Махапрабху, только для удовлетворения Шри Чайтаньи Махапрабху.

Однажды матери Махапрабху, Шачидеви, приснился сон, что Кришна и Баларама сидят на троне, и Нитйананда Прабху говорит Баладеве: “Спускайся с трона! Твои дни закончились. Теперь будет воцарен мой Господь Гауранга.” Баладев отказался: “Нет. У меня есть свой Господь — Кришна.” Была схватка, но Нитйананда Прабху оказался сильнее и стащил Баладеву с трона, со словами: “Твои дни прошли. Пришло время моего Господа, Гауранги. Ты посягнул на чужое место — тебе придется уступить.” И Баладева не смог справиться с Нитйанандой, Который стащил Его с трона.

Такие чувства испытывает Шри Нитйананда Прабху по отношению к Шри Чаитанйе Махапрабху. У Него нет ничего своего; и все для Него — это Шри Чайтанья Махапрабху. Для Шри Чайтаньи Махапрабху Нитйананда Прабху является Тем же, Кем и Баладева для Кришны. Шриман Махапрабху низошел, чтобы с огромной щедростью распространять вриндаванское преданное служение. А Нитйананда Прабху пел так: “Бхаджа Гауранга, каха Гауранга, лаха Гаурангера нам, джеи джана Гауранга бхадже, сеи амара пран — Поклоняйтесь Гауранге, говорите о Гауранге, пойте Имя Гауранги. Любой, кто поклоняется Гауранге, дороже мне, чем жизнь.” Всеми силами Нитйананда Прабху старался побудить людей принять Шри Чайтанью Махапрабху. Что Он говорит? “Присоединяйтесь прямо к походу Шри Чайтаньи, и вы благополучно достигнете Вриндаваны.”

Конечно, Навадвипа, обитель Шри Чайтаньи Махапрабху, ничуть не менее драгоценна, чем Вриндаван, обитель Кришны. Та же самая вриндаванская раса присутствует в Навадвипе в другой своей ипостаси. Некоторые преданные чувствуют особое влечение к Вриндавана-лиле, некоторые — к Навадвипа-лиле, третьи — и к Вриндавану, и к Навадвипе, но Навадвипа великодушнее всех. Во Вриндаване игры Кришны проходят в узком приближенном кругу, но в Навадвипе те же игры раздаются всем. Гаура-лила великодушнее Кришна-лилы.

В Чайтанья-чаритамрите Кришнадас Кавираджа Госвами так объясняет свои взгляды на различие между Гаура-лилой и Кришна-лилой:

кришналила амрита-сара, тара шата шата дхара,
даша-дике бахе джаха хоите
се чоитанйа-лила хай, саробара акшай,
мано-хамса чараха тахате"6

Он говорит: “Нет сомнения, в Кришна-лиле мы находим расу высочайшего нектарного вкуса. Но что такое Гаура-лила? В Гаура-лиле нектар Кришна-лилы доступен не только ограниченному кругу преданных, но раздается во всех направлениях. Словно из нектарного озера Кришна-лилы сотни ручьев текут на все десять сторон света.”

Наше высшее устремление — обрести служение Шримати Радхарани, но в начале мы должны обращаться к Шри Нитйананде Прабху через Его проявление, Гуру. Нитйананда Прабху делает прочным и устойчивым то основание, которое поможет нам двигаться вперед. Скорый прогресс без прочного основания повлечет отрицательные последствия, поэтому милость Нитйананды Прабху — наша первая необходимость. Такой подход достигает кульминации в служении Шримати Радхариани (нитаийер каруна хабе, брадже радха кришна пабе"7).

Снова стать слугой слуги, до крайней степени, — такова философия Гаудия Ваишнавизма. Мы не стремимся стать едиными с Кришной — принимать служение — мы желаем служить. Господствуемая Половина Абсолютной Истины является негативной Энергией — Служащей Энергией — а Господствующая Половина принимает Ее служение. Совершенства своего существования мы достигнем тогда, когда, согласно своей конституциональной природе, мы обретем место в линии слуг Негативной, Господствуемой Части Абсолюта, и никогда — считая себя едиными с Позитивной, Господствующей Половиной.

По милости Шри Нитйананды Прабху в нас развивается влечение к Шри Гауранге. Получив милость Шри Гауранги, до высочайшей степени мы получим все. Таков самый безопасный подход к Радхе-Говинде. Если мы попытаемся достичь Радхи-Говинды каким-то иным путем, наши усилия неизбежно будут искусственными и ущербными; если мы пойдем к Радхе-Говинде напрямую, в обход Шри Гауранги, нас ожидают великие сложности.

Поэтому всю свою энергию мы должны вложить в служение Шри Гауранге. Тогда мы увидим, что, не прилагая отдельных усилий, мы подняты в высочайший мир. Вот молитва Прабходананды Сарасвати Тхакура:

йатха йатха гаурападаравинде
виндета бхактим крита-пунйа-раших
татха тахотсарпати-хридй акасмад-
радха-падамбходжа-судхамбураших"8

Насколько мы посвящаем себя лотосным стопам Шри Гауранги, настолько, без отдельных на то усилий, мы достигаем нектарного служения Шримати Радхарани во Вриндаване. Вклад в Навадвипа Дхаму автоматически приводит во Вриндаван. Какая сила переносит преданного во Вриндаван — это ему неизвестно. Но те, кому выпала такая удача, вкладывают все в служение Гауранге. И поступая так, они обнаружат, что неведомым образом все уже предложено божественным стопам Шримати Радхарани. Она примет их и удостоит их приближенным служением Себе: “У тебя есть хорошие рекомендации из Навадвипы? Я немедленно назначаю тебя на это служение.” Гауранга — это Шримати Радхарани с добавлением особого великодушия.

Никакая своекорыстная чувственность не может найти себе места в наших суждениях об играх Шри Гауранги, потому что Он ведет Себя в них как саннйаси и как преданный. Конечно, если мы всмотримся в Шри Чайтанью Махапрабху, мы увидим Кришну в облачении Радхарани. Согласно имперсональным философам, когда негативное и позитивное объединяются, они становятся однородным целым, но ваишнавская философия говорит, что когда объединяются Позитивный и Негативный аспекты Бога, личность не пропадает. Скорее, в облачении Негативного, Позитивный преображается и начинает искать Себя в духе наивысшего искателя. Согласно Ваишнавизму, соединение позитивного и негативного не приводит к равновесию: их динамический характер сохраняется всегда. Радха и Говинда в одном Лице — это Шри Гауранга, а влечение к Шри Гауранге может родиться в нас по милости Нитйананды Прабху.

Милость Нитйананды Прабху порой превосходит милость Шри Чайтаньи Махапрабху. Чтобы не создавать нежелательных прецедентов, Махапрабху не может иногда принять некоторые падшие души — Ему приходится принимать во внимание их общественное положение и многое другое. Однако милости Нитйананды Прабху нет дела ни до каких неблагоприятных обстоятельств; Его милость не знает никакой меры и практически слепа. Он не смотрит, кто более грешен, кто менее грешен. Его милость охватывает все и вся. И Шри Чайтанья Махапрабху не может пренебречь Его рекомендациями. Нитйананда Прабху дал прибежище даже тем, кого отверг Шри Чайтанья Махапрабху, и постепенно Махапрабху пришлось принять и их. Ничто не в состоянии сравниться с милостью Нитйананды Прабху, ни в щедрости, ни в охвате, и в этом наше утешение, ибо по Его милости даже самая падшая душа может достичь наивысшей цели.

Однажды Шри Чайтанья Махапрабху сказал своим последователям: “Даже если вы увидите Нитйананду Прабху пьющим вино в кабаке, в обществе самой опустившейся женщины, знайте, что Он выше всего этого. Хотя вам может показаться, что Он занимается чем-то низким, такая деятельность никогда не связывает Его. Может показаться, что Он соприкасается с греховными делами, но вы должны знать, что творец вселенной Господь Брахма и другие возвышенные преданные всегда благоговеют перед Ним. Милость Нитйананды Прабху настолько могущественна, что тот, кто просто с почтением носит на своем теле кусочек Его каупины, спасается ото всех беспокойств, причиняемых материальными чувствами.” Поэтому мы молимся: “Пусть мой ум никогда не оставляет Его святых стоп; мои поклоны Шри Нитйананде Прабху.”

Шри Чайтанья Махапрабху принял саннйасу для блага душ, поглощенных Майей. Он гнался за падшими душами, чтобы избавить их от иллюзии, дав им Святое Имя Кришны, а Нитйананда Прабху бежал за Ним, как тень, куда бы Тот ни шел. Он без остатка отдал Себя Махапрабху, и дело Махапрабху было Его жизнью. Потому мы должны пасть ниц к стопам Нитйананды Прабху. Шри Чайтанья Махапрабху, поглощенный вкушением сладости Радха-Говинда-лилы, глубоко погрузившийся в реальность этих игр, в то же время желал освободить все души, терзаемые ложными идеями отречения и эксплуатации. Он велел Нитйананде Прабху: “Отправляйся в Бенгал и постарайся спасти их: дай им Божественную Любовь к Радхе и Кришне”.

Он велел Нитйананде Прабху распространять Божественную Любовь к Радхе-Говинде, но вместо этого Нитйананда начал проповедовать о Шри Гауранге. Он думал: “Для них будет лучше поклоняться Шри Гауранге. Это поможет им избавиться от их теперешних оскорблений и, без отдельных на то усилий, дарует им положение в лиле Радхи-Говинды.” Он получил указание проповедовать Имя Кришны, но вместо этого стал проповедовать Имя Гауранги. Поэтому, ради собственного блага, мы со всем смирением склоняемся перед Нитйанандой Прабху.

“О Нитйананда Прабху, о Гурудева, будь милостив, дай мне каплю твердой веры в Шри Гаурангу, Который есть Радха и Говинда в Едином Лице, вкушающий божественную сладость нектара вриндаванских игр. Дай мне каплю веры, чтобы однажды я смог обрести Божественную Любовь и вступить в это царство.”

Если мы пренебрегаем Нитйанандой Прабху и Шри Чаитанйей Махапрабху, наше стремление служить Радхе-Говинде будет просто сном, абстрактной игрой воображения. Нитйананда Прабху — прибежище всех падших душ. Он самое великодушное проявление Гуру-таттвы; мы должны склонить перед Ним свою голову, принять Его святые стопы и предаться Ему.

В духовном царстве Ваикунтхи Нитйананда Прабху распространяет Себя как Санкаршана, Всевышний Господь, почитаемый как Основа всего сущего. Его энергия поддерживает все, что только есть. Нитйананда Прабху — изначальный Баладева, Личность Бога. Поэтому мы должны смотреть на игры Нитйананды Прабху с полным сознанием Его божественного положения, хотя что Он делал? Скитался повсюду, катаясь в пыли со слезами на глазах: “Примите имя Гауранги, и я буду продан вам.” Невзирая на то, что Он ставил Себя в такое низкое положение, мы должны относиться к Нему в свете Его действительного божественного положения. Мы должны предаться Ему в полном сознании Его величия.

В различных частях духовного мира Баларама представлен в разных ипостасях. Как Нитйананда Прабху Он пришел сюда со Шри Чаитанйей Махапрабху. Истина о Нитйананде Прабху досконально изложена в Чайтанья-чаритамрите и Чайтанья-бхагавате. Там описывается, что Он наслаждается Своей жизнью и играми со Своим младшим братом. Перед таким Нитйанандой мы должны преклонить свои головы.

Шри Кришна-према, Божественная Любовь — непостижимая сущность, блаженная и экстатическая. Великие святые, почувствовав вкус Кришна-премы, отбрасывают все другие стремления, в том числе и стремление к освобождению, в избытке прославляемое Ведами. Поэтому Нитйананда Прабху, хотя и не Кто Иной, как Баладева, более велик, чем Он. Почему? Он раздает Божественную Любовь.

Что такое Божественная Любовь? Она настолько важна и драгоценна, настолько выше любых других достижений, что тот, кто может дать Божественную Любовь, несравненно выше дающих долг, процветание, наслаждение и даже освобождение (дхарма, артха, кама, мокша). Если мы воспринимаем Шри Чайтанью Махапрабху, как стоящего выше Кришны, тогда, конечно же, Нитйананда Прабху будет выше Баларамы. Во всех других отношениях между Ними нет никаких различий, но когда к Балараме прибавляется великодушие, Он становится Нитйанандой Прабху.

Прежде всего необходимо установить высоту Божественной Любви: великие святые отказываются от освобождения и всего остального, уловив слабейшее благоухание Божественной Любви. Установив положение Божественной Любви, мы сможем понять: тот, кто может дать ее — безусловно выше дающих что-либо другое.

Потому Нитйананда Баларама стоит выше, чем Каранадакашайи Вишну, Верховная Душа совокупных вселенных, Гарбходакашайи Вишну, Верховная Душа этой вселенной, и Кширодакашайи Вишну, Верховная Душа всех живых существ. И этот Баларама пришел сюда как Нитйананда Прабху — не во власти, могуществе и великолепии, но в человеческом облике — чтобы раздавать Божественную Любовь. И доказательство Его величия — в том, что Он дает Гаурангу. Мы можем глубже понять это, шаг за шагом изучив подробности Его жизни.

Нитйананда Прабху родился в Экачакре и провел там Свои детство и юность. Своими сладкими детскими играми Он переполнял экстатической радостью Своих родителей, друзей и соседей. С самого Своего рождения Он был источником блаженства для всей Экачакры. В такой радостной атмосфере прошло Его детство.

Однажды, когда Он был все еще очень юн, один саннйаси, обходивший святые места, пришел к Нему домой и попросил Его в милостыню у Его родителей. Саннйаси взял Его с собой, и, сопровождая саннйаси, Нитйананда Прабху посетил почти все святые места. Говорится, что этим саннйаси был Мадхавендра Пури.

Затем, однажды, внутренне почувствовав в Своем сердце ликование, Нитйананда Прабху догадался, что Шри Гауранга начал Свои игры Санкиртаны в Навадвипе. Воодушевленный, Нитйананда пришел в Навадвипа Дхаму.

В тот день Махапрабху сказал Своим последователям: “Мне приснилось, что необыкновенный великий человек, в колеснице под флагом пальмы — флагом Баларамы — подъехал к Моей двери и сказал: „Где дом Нимая Панмита?” Дважды, трижды, четырежды спрашивал он не переставая: „Где дом Нимая Панмита?” Должно быть, этот великий человек пришел прошлой ночью в Навадвипу. Постарайтесь найти его.” Они искали и искали, но нигде не могли найти.

Тогда Махапрабху сказал им: “ Я попробую сам”. Он повел их прямо в дом Нанданачарйи, и когда Шри Чайтанья Махапрабху неожиданно пришел туда со Своими спутниками, они обнаружили Нитйананду Прабху сидящим на веранде. Увидев Шри Чайтанью Махапрабху, Нитйананда Прабху некоторое время пристально смотрел на Него, полностью погрузился в Него и потерял сознание. Так, в один день, Он стал самым приближенным спутником Шри Чайтаньи Махапрабху. Когда Шри Чайтанья Махапрабху велел Ему давать сознание Кришны каждому, Нитйананда Прабху начал распространять сознание Гауранги, Божественную Любовь к Шри Гауранге. Нитйананда Прабху — спаситель всех падших душ, независимо от степени их греховности, поэтому мы падаем ниц к Его святым стопам.

Однажды, в Джаганнатха Пури, между Шри Чаитанйей Махапрабху и Нитйанандой Прабху был тайный разговор. Когда Нитйананда Прабху пошел в Бенгал и женился, некоторые говорят, что Он сделал это по просьбе Махапрабху. По нашему мнению, поскольку так называемые “высшие слои общества” были проникнуты высокомерием, Шри Чайтанья Махапрабху попросил Нитйананду Прабху обращаться к массам. Тогда для Него возникла необходимость жениться, чтобы очень тесно общаться с ними в проповеднических целях. В противном случае, Его близкое общение с семейными людьми повлекло бы нападки на чистоту Его отречения. Чтобы избежать этого, Он женился. Этот шаг был вызван необходимостью. И, скорее всего, Сам Шри Чайтанья Махапрабху велел Ему принять такой жизненный уклад; это не было Его самостоятельным решением. Естественно, жениться или не жениться — для Него это ничто.

То, как Он встретился со Своей вечной супругой, Джахнавадеви, описывается в Бхакти-ратнакаре. Похоже, что во время Его проповеди по всему Бенгалу, Он проповедовал и в доме отца Джахнавадеви, Сурйадаса Панмита, брата Гауридаса Панмита, бывшего уже последователем Гаура-Нитйананды. Сурйадас оказывал Ему ценную помощь в проповеднической деятельности, а его дом был хорошей базой. И Сурйадас, отец двух дочерей, предложил Нитйананде Прабху руку своей дочери. В конечном итоге, связь между Нитйанандой Прабху и Джахнавадеви вечна, и хотя внешне Их брак состоялся по необходимости, в действительности он был частью Их вечной лилы.

Конечно, так называемые саннйаси пользуются этим, чтобы оставить свой обет безбрачия и жениться. Как оправданием, они прикрываются браком Нитйананды Прабху. Но то, что Нитйананда Прабху был саннйаси — далеко не доказанный факт. На самом деле, имя Нитйананда — это имя брахмачари. ананда — суффикс, добавляемый к имени брахмачари. ананда, Сварупа, Пракаша и Чайтанья — различные виды имен брахмачари. Имя ананда можно найти и среди саннйаси, но, в случае с Нитйанандой Прабху, титул саннйаси не упоминается нигде. Также нет нигде упоминаний и о саннйаса-гуру Нитйананды Прабху, хотя мы знаем, что Его Дикша-гуру был Мадхавендра Пури, Гуру Адваиты Прабху и Ишвары Пури.

Нитйананда Прабху известен как авадхута. Авадхута означает не саннйаси, но тот, кто не очень заботится о своей внешней практике и иногда делает вещи, которых делать не следовало бы. Когда возвышенная личность совершает поступки далеко, казалось бы, не возвышенные, его считают авадхутой. Это значит, что он выше своего внешнего недостойного поведения. Ава означает “низкий”, а дхута означает, что он может либо избавить, либо очистить.

Нитйананда Прабху сломал одинарный посох саннйасы (эка-данду) натрое; тем самым Он показал, что, принимая саннйасу, отреченный уклад жизни, мы должны принимать не одну, но три данды, символизирующие тело, ум и слова, отданные на служение Господу. Эта лила Нитйананды Прабху вдохновила Шрилу Бхакти Сиддханту Сарасвати Тхакура Прабхупаду давать своим последователям триданда-саннйасу, по контрасту с экадандой, привычной для Бенгала того времени. Триданда-саннйаса бытовала в Южной Индии, среди Ваишнавов, следовавших Рамануджачарйе, а Шрила Бхакти Сиддханта представил ее для современной эпохи.

Подход Нитйананды Прабху был весьма особым. Его первостепенной задачей было возвысить самых падших. Как Наполеон, чьей стратегией было атаковать самые сильные позиции противника, Нитйананда Прабху хотел взять в плен самых греховных. Как правило, мы думаем, что святой спасается бегством из мира Майи и отправляется в уединенное место, где он может схорониться в пещере и погрузиться в медитацию. В основном, индийские святые проповедуют: “Оставьте все, отправляйтесь в уединенное место в джунглях, найдите пещеру и посвятите себя постижению Бога.” Но не таким был наш Гуру Махарадж. Как Махапрабху и Нитйананда Прабху, он хотел атаковать Майу и, как великий генерал, он объявил тотальную войну иллюзии и даже всем остальным существующим концепциям религии. “Почему существуют ложные идеи и представления? — думал он. — Все принадлежит Кришне: ишавасйам идам сарввам. В этом сладость и простота. Как можем мы думать: „Это для меня, это для Него”? Почему мы вообще позволяем заблуждениям находиться здесь? На них, в атаку — и сокрушить их до последнего!”

Он сказал нам: “Киртан означает проповедь против заблуждений. Как солдаты, вы должны ходить от двери к двери и проповедовать сознание Кришны — интересы Кришны — концепцию Кришны. Если они поймут, что все ради Кришны, они будут спасены. Это простая истина. Почему им не понять этого? Постарайтесь увлечь их, спасти их из мира иллюзии и заблуждений, где они страдают сейчас от возмездия.”

Так что мы не боимся ничего. Ваишнав, любивший уединенную жизнь, спросил однажды у Гуру Махараджа: “Почему вы живете в Калькутте? Это место Сатаны, где идут такие жестокие схватки ради корыстных целей. Оставьте ее — поезжайте в святую дхаму.” Но Шрила Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакура намеренно избрал это место, сказав: “Я предпочитаю представлять убеждения Шри Чайтаньи Махапрабху в максимально оскверненном месте.” По этой причине, он хотел послать людей на Запад. “Восток прельщен блеском западной цивилизации, — говорил он, — поэтому первой необходимо повергнуть ее. Тогда ее блеск исчезнет, и весь мир присоединится к походу Божественной Любви, к походу Шри Чайтаньи Махапрабху.” Это тот же дух, с каким Нитйананда Прабху уговаривал падшие души этого мира, в своем стремлении поднести их лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. 


1 Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 8.70
2 Шримад-Бхагаватам, 11.20.30
3 Таиттирийа Упанишад 2.7
4 Бхакти-расамрита-синдху 1.1.1
5 Бхагавад-гита, 2.59
6 Чайтанья-чаритамрита, Мадхйа, 25.264 (271)
7 Прартхана, 37
8 Чайтанья-чандрамрита, 88


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.