= карта сайта =
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Разное  >> Разное >> Индрадьюмна дас >> Радиопередача "Мир Кришны"

Вторая передача (16 октября 2001 года)

Добрый вечер.

Вы слушаете передачу «Мир Кришны» на волнах радио «Самара Максимум».

Доказать существование Бога невозможно, как, впрочем, невозможно его и опровергнуть. И верующие в то, что Бог есть, и верующие в то, что Бога нет, приложили немало усилий в попытках доказать состоятельность своих убеждений. Но существующие и по сей день противоборствующие лагеря атеистов и людей религии — бесспорное свидетельство того, что все эти попытки не увенчались успехом. Не было получено никаких доказательств ни в пользу существования Всевышнего, ни в пользу верований безбожников.  Плохо это или хорошо? Это естественно. Естественно, потому что признание Богоцентричного мировоззрения — вопрос веры, а не знания. Есть много вопросов, которые возможно изучить эмпирическим методом, и вот там приемлемы такие понятия как «знать» и «доказать». Но в вере не может быть, по самому естеству веры, никаких доказательств. Может быть только доверие, питающееся теплотой открытого чувства, нежностью преклонения и восторга. Как только на свободную веру пытаются надеть оковы доказательств, вера задыхается и теряет свою силу. Она гибнет под ворохом сомнений, которые неизбежны в деле поиска доказательств и опытного подтверждения. Так что вера и путь дедукции, что зиждется на сборе и анализе фактов, — несовместимые стихии, и, соответственно, не стоит подходить к вопросам веры с позиции доказательств «вынь, да полож». Более того, Вайшнавизм, путь обретения любви к Господу Кришне, приемлет исключительно апракрита-шраддху, то есть ту веру, которая способна преодолеть условности опыта мира материи. Апракрита — значит нечто вне законов материи, что-то выходящее за пределы привычных представлений обитателей материального мира. Настоящая религиозная вера обладает способностью не только словесно принять те идеи, которые нельзя проверить экспериментальным путем, но и дать силы жить согласно этим алогичным идеям.

В Писаниях Вайшнавов есть такая удивительная история... Однажды, маленькая птичка решила свить свое гнездышко возле самого океана, где не так жарко и где вдоволь пропитания. Но когда она снесла яйца, океан ударил по гнезду волной и унес яйца в свои глубины. Бедная птица долго плакала и просила океан вернуть ее потомство. Но океан был глух к ее мольбам. Тогда эта маленькая птичка воскликнула: «Если ты сейчас же не вернешь украденное, я выпью тебя!» Океан лишь рассмеялся в ответ... Но вот, птица своим мизерным клювом стала сутки напролет вычерпывать прибрежную воду и уносить ее прочь. Океан потешался над маленькой труженицей. Но, на его беду, все это увидел Гаруда, великий преданный Господа, Царь птиц. В Писаниях говорится, что Гаруда огромен и обладает великой силой. И вот, эта решимость и такая вера настолько тронули сердце Гаруды, что он спустился к океану и грозно потребовал, чтобы океан вернул яйца. «Если ты посмеешь отказаться, — прогремел Гаруда, — Я стану делать тоже, что моя маленькая сестра. Тогда, берегись!» Яйца были немедленно возвращены. Подобная вера, когда, казалось бы, и надеяться-то не на что, является той силой, которая очаровывает Господа, и Он, как Гаруда в этой истории, милостиво открывает Себя Своему слуге. Это, прославляемая Вайшнавами, апракрита-шраддха.  Именно такой верой душа отдает себя в полное распоряжение Всевышнему. Когда весь опыт, который мы успели накопить в материальном мире, убеждает нас, что наш поступок, наше стремление отдать себя Богу — самоубийство, и единственно апракрита-шраддха способна разбить  вдребезги предсмертные вопли агонизирующего ложного эго. Аханкар, ошибочное отождествление себя с плотью и умом, не способен к самозабвенной преданности Господу. И потому, когда человек, с решимостью посвящает себя только служению Богу и ничему иному, аханкар, ложное «я», воспринимает этот шаг как посягательство на свою жизнь. «Ты отрекаешься от себяуслаждения!!! О как же ты сможешь жить?! Ты погибнешь!» И с точки зрения мирской логики он совершенно прав, но апракрита-шраддха даст силы сделать невозможное. Такая вера призвана вершить чудеса во внутреннем мире человека! Какие у маленькой птицы были основания полагать, что она и в самом деле сможет вычерпать клювиком весь океан? Никаких. Но была вера в невозможное! И, благодаря этому, невозможное стало возможным. Какие шансы у грешной, ничтожной души придти к бескрайнему Абсолюту и заключить Его в своих объятиях? «Никаких» скажет ум. «Ни малейших» ответит логика. Но апракрита-шраддха даст силы превзойти невозможное. Она откроет путь, который действительно невозможно увидеть, опираясь на опыт
мира материи, на умственную логику.

Апракрита-шраддха — это порыв души, огонь, способный сжечь все на своем пути. И этот огонь сжигает дотла всю скверну грешного сердца, он разрушает иллюзию, рвет все оковы мира материи... Тогда умирает ложное «я». Духовные очи души открываются, и она видит, что она не погибла в этом пламени самопредания Богу. Наоборот! Только теперь она и начала жить. Душа немеет в восторженном очаровании собственной природой чистой служанки Возлюбленного Господа. Пред ней открывается вечная жизнь в восторженной преданности и доверительной открытости своему Господу. Жизнь, которой действительно стоит жить.

Вот слова великого Вайшнавского святого Шрила Шридхар Махараджа: «В начале двадцатого столетия бенгальский поэт Хемачандра писал: «Множество стран, одна за другой, являют собой колоссальный подъем — эти земли, те земли, и даже Япония, мизерная страна, но и она воспряла, подобно пробудившемуся Солнцу. Лишь Индия вечно пребывает в спячке.» Когда же он упоминал другую часть мира, он восклицал: «С какой мощью вознеслась Америка! Кажется, что она собирается поглотить весь мир. Иногда она издает боевой кличь и все остальные державы испугано вздрагивают. Ее энтузиазм настолько велик, что она стремится вырвать наш мир из солнечной системы, придав ему новый вид, совершенно новые очертания.» Так Америка была представлена Хемачандрой... Однако, и Бхактиведанта Свами Махарадж, основавший в 1966 году Международное общество Кришна-сознания, пришел чтобы предать этому миру новый облик, но сделал он это силой Кришна-сознания. Он сказал однажды: «Мы придем туда и все перестроим заново, согласно принципам Кришна-сознания.»

Что такое Кришна-сознание? Кришна-сознание — это подлинная любовь и очарование. Не самоотрицание или эксплуатация, а реальная любовь и очарование должны доминировать. В основном, где бы мы ни узрели красоту, мы немедленно заключаем, что не мешало бы ее
использовать в собственных интересах, но, в действительности, распоряжающийся — это красота; хозяин — это очарование. Очарование — вот контролирующее Начало! А какова любовь? Любовь — жертвенность ради других. Не следует подумывать внутри себя, что наша жертвенность предназначена для нашего же использования. Кто же подлинный получатель нашей жертвенности? Часть нас? Нет! Мы относимся к тем, кто призван жертвовать самим собой, мы относимся к доминирующей негативной части, к природе Махабхавы, Божественной любви.

Основа любви — жертвенность, но жертвенность ради кого? Кто получатель нашей жертвы? Любовь и есть тот получатель! Каждый жертвует центру, но никто не в праве утаскивать для себя энергию из центра. «Умри, чтобы жить!» С таким внутренним духом мы должны объединяться и работать ради настоящей любви, ради очарования. Очарование должно одержать полную победу в мире. Любовь должна восторжествовать в мире.
Ради того, чтобы увидеть знамя любви высоко реющим над мирозданием, ради малой крупицы этой любви мы должны сохранить мир в душе и раздать его всем. Как солдат жертвующий своей жизнью, жертвующий всем, ради будущего своих соотечественников, мы должны отдать всю свою жизнь, раздавая внутренний мир всем и каждому. 

Во Вриндаване, в обители Кришны, жертвенность безгранична. Его обитатели идут на любой риск ради Господа. И если всюду воцарится дух такой жертвенности, умиротворение придет само собой. Кришна-сознание должно победно воссиять над всеми другими религиозными идеями.
Подразумевается, что все возможные концепции полностью подчинены Кришна-сознанию. Идеал Вриндавана, обители Кришны, несоизмеримо выше любого иного идеала. С позиций сравнительного теистического анализа, Суть Деяний Шри Чаитанйи Махапрабху, Самого Всевышнего Господа, явившегося 500 с лишним лет назад на земле Индии, превосходит любую концепцию, ибо в ней теизм достиг своего зенита. Она — наша высшая цель, которую шаг за шагом нам объяснят, затем мы обдумаем это, глубоко примем и распространим другим. А вне всего этого, какое благо вы ожидаете от своей нынешней деятельности? Впереди вас ожидает только смерть! Вы так гордитесь, так хвалитесь своей научной цивилизацией, но все ваше будущее — естественная или атомарная смерть. Вам не удастся преодолеть ее. Как писал английский поэт Томас Грей в своей «Кладбищенской элегии»:

«О, великолепие церемоний, помпезность власти,
О, чарующие красоты, — все, что дарует богатство!
Все ожидает часа забвения,
Путь славы ведет лишь к погребению.»

Вас не заботит величайшая опасность! Вы утверждаете, что вы маститые мыслители, великие люди, что вас уважают в обществе, однако есть единственная, по настоящему, неизбежная проблема для каждого атома этого мира — смерть. Что конкретного вы сделали для избавления от величайшей опасности, ищущей поглотить каждого ученого, каждое насекомое и каждую бактерию? Каково ваше решение проблемы смерти? Предприняли ли вы хоть какие-то стоящие шаги, чтобы спастись от всемирной опасности? Ваша теперешняя жизнь — просто эксплуатация, которая обернется для вас же худшей жизнью. Вы используете природу, но, как и каждый желающий заполучить какие бы то ни было блага, должны будете заплатить цену за удовлетворение ваших интересов.

«На каждое действие есть соответствующее противодействие.» Это ваше же утверждение, но следуете ли вы ему? Вы столь увлечены достижением максимального комфорта, что, не задумываясь, подвергаете великой опасности судьбы всего мира! Как это понимать? Вы пытаетесь увильнуть от решения главной, неотвратимой беды, и потому ваша жизнь — пустое время препровождение. Значит, вы — изменники общества, предатели! Будьте отважны, и найдите решение настоящей проблемы, всеобщей и самой устрашающей проблемы, а иначе уйдите с поля битвы. Покиньте нас! Мы сумеем утвердить реальность мира совершенного счастья (вишам пурна сукхайате). Но, чтобы пришло настоящее осознание, вам необходимо идти в глубь, однако не в глубь умственной или телесной сферы, а в глубины мира души. Следует погрузиться в реальность пребывающую внутри самого себя. И, обнаруженное вами не будет чем-то чужим, как денежный кредит в банке; ведь душа присутствует в каждом теле, даже в насекомых и деревьях. Итак, нам нужно восходить в мире души. Проигнорируйте ваши физическую и ментальную оболочку и найдите себя! Тогда в ваших руках окажется ключ к настоящему миру, в котором действительно стоит жить.
Решение здесь... Намек на него дан многими махаджанами, святыми, да и в каждом религиозном учении кое-что говорится об этом, но, по нашему твердому убеждению, наиболее совершенным образом духовный мир представлен именно в Писаниях Индии: «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Мы всем бросаем вызов: мы не фантазеры, скорее, мы — наиболее практичные мыслители! Мы не избегаем серьезных проблем, тщедушно лепеча: «О-о, это  неразрешимо...» Нас не отнесешь к той категории людей, которые гоняются за дармовой и дешевой славой, престижем. Приди и видь ту Реальность, которую можно обнаружить. Не тратьте ни крупицы энергии на ваши бестолковые замыслы, лучше примите нашу программу... Попробуйте и вы все увидите!»

Вы слушали передачу «Мир Кришны» на волнах радио «Самара Максимум».
Следующая передача выйдет в эфир через две недели, 30 октября в 22 часа Московского времени.
Вел передачу Иван Горшков. Всего Вам доброго. Харе Кришна.


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.