Доказать существование Бога
невозможно, как, впрочем, невозможно его и
опровергнуть. И верующие в то, что Бог есть,
и верующие в то, что Бога нет, приложили
немало усилий в попытках доказать
состоятельность своих убеждений. Но
существующие и по сей день
противоборствующие лагеря атеистов и людей
религии — бесспорное свидетельство того,
что все эти попытки не увенчались успехом.
Не было получено никаких доказательств ни в
пользу существования Всевышнего, ни в
пользу верований безбожников.
Плохо это или хорошо? Это
естественно. Естественно, потому что
признание Богоцентричного мировоззрения —
вопрос веры, а не знания. Есть много
вопросов, которые возможно изучить
эмпирическим методом, и вот там приемлемы
такие понятия как «знать» и «доказать». Но в
вере не может быть, по самому естеству веры,
никаких доказательств. Может быть только
доверие, питающееся теплотой открытого
чувства, нежностью преклонения и восторга.
Как только на свободную веру пытаются
надеть оковы доказательств, вера
задыхается и теряет свою силу. Она гибнет
под ворохом сомнений, которые неизбежны в
деле поиска доказательств и опытного
подтверждения. Так что вера и путь дедукции,
что зиждется на сборе и анализе фактов —
несовместимые стихии, и, соответственно, не
стоит подходить к вопросам веры с позиции
доказательств «вынь, да полож».
Более того, Вайшнавизм приемлет
исключительно апракрита-шраддху, то есть ту
веру, которая способна преодолеть
условности опыта мира материи. Апракрита —
нечто вне законов материи, что-то выходящее
за пределы привычных представлений
обитателей материального мира. Настоящая
религиозная вера обладает способностью не
только словесно принять те идеи, которые
нельзя проверить экспериментальным путем,
но и дать силы жить согласно этим алогичным
идеям.
В Писаниях Вайшнавов есть такая
удивительная история... Однажды, маленькая
птичка решила свить свое гнездышко возле
самого океана, где не так жарко и где
вдоволь пропитания. Но когда она снесла
яйца, океан ударил по гнезду волной и унес
яйца в свои глубины. Бедная птица долго
плакала и просила океан вернуть ее
потомство. Но океан был глух к ее мольбам.
Тогда эта маленькая птичка воскликнула: «Если
ты сейчас же не вернешь украденное, я выпью
тебя!» Океан лишь рассмеялся в ответ... Но
вот, птица своим мизерным клювом стала
сутки напролет вычерпывать прибрежную воду
и уносить ее прочь. Океан потешался над
маленькой труженицей. Но, на его беду, все
это увидел Гаруда, великий преданный
Господа, Царь птиц. В Писаниях говорится,
что Гаруда огромен и обладает великой силой.
И вот, эта решимость и такая вера настолько
тронули сердце Гаруды, что он спустился к
океану и грозно потребовал, чтобы океан
вернул яйца. «Если ты посмеешь отказаться,»
— прогремел Гаруда, — «Я стану делать то же,
что моя маленькая сестра. Тогда, берегись!»
Яйца были немедленно возвращены.
Подобная вера, когда, казалось бы,
и надеяться-то нечего, является той силой,
которая очаровывает Господа, и Он, как
Гаруда в этой истории, милостиво открывает
Себя Своему слуге. Это, прославляемая
Вайшнавами, апракрита-шраддха.
Именно такой верой душа отдает
себя в полное распоряжение Всевышнему.
Когда весь опыт, который мы успели накопить
в материальном мире, убеждает нас, что наш
поступок, наше стремление отдать себя Богу
— самоубийство, единственно апракрита-шраддха
способна разбить вдребезги предсмертные
вопли агонизирующего ложного эго. Аханкар,
ошибочное отождествление себя с плотью и
умом, не способен к самозабвенной
преданности Господу. И потому, когда
человек, с решимостью посвящает себя только
служению Богу и ничему иному, аханкар,
ложное «я», воспринимает этот шаг как
посягательство на свою жизнь. «Ты
отрекаешься от себяуслаждения!!! О как же ты
сможешь жить?! Ты погибнешь!» И с точки
зрения мирской логики он совершенно прав,
но апракрита-шраддха даст силы сделать
невозможное. Такая вера призвана вершить
чудеса во внутреннем мире человека! Какие у
маленькой птицы были основания полагать,
что она и в самом деле сможет вычерпать
клювиком весь океан? Никаких. Но была вера в
невозможное! И, благодаря этому,
невозможное стало возможным. Какие шансы у
грешной, ничтожной души придти к
бескрайнему Абсолюту и заключить Его в
своих объятиях? «Никаких» скажет ум. «Ни
малейших» ответит логика. Но апракрита-шраддха
даст силы превзойти невозможное. Она
откроет путь, который действительно
невозможно увидеть, опираясь на опыт мира
материи, на умственную логику.
Апракрита-шраддха — это порыв
души, огонь, способный сжечь все на своем
пути. И этот огонь сжигает дотла всю скверну
грешного сердца, он разрушает иллюзию, рвет
все оковы мира материи... Тогда умирает
ложное «я». Духовные очи души открываются, и
она видит, что она не погибла в этом пламени
самопредания Богу. Наоборот! Только теперь
она и начала жить. Душа немеет в
восторженном очаровании собственной
природой чистой служанки Возлюбленного
Господа. Пред ней открывается вечная жизнь
в восторженной преданности и доверительной
открытости своему Господу. Жизнь, которой
действительно стоит жить.
Слуга Девы.
|