= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Шрила Пури Махарадж >> Сампрадайа-пранали
Сампрадайа-пранали
Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами
«Шри Чаитанйа-Вани», май 1981 г

С незапамятных времен существует на Святой земле Бхараты традиция сампрадайи. Слово сампрадайа образует пассивную именную (нарицательную) форму от санскритского глагольного корня, сам-пра-да, что означает «нисходящая». Филологи дают следующее определение: «наставления, которые нисходят в линии духовных учителей». Другое название - ученическая преемственность или гуру-парампара, подразумевает, что подобные наставления о духовной истине лично нисходят от учителя к ученику в прямой цепи (шрота-парампара).

Другими синонимами этого понятия являются амнайа, нигама и веда. Великий мудрец Вйасадева использует термин амнайа в «Шримад Бхагаватам»: Бхарата-вйападешена-амнайартхах прадаршитах (Ш.Б.1.4.29)
«Посредством Махабхараты я возвестил древнее знание Вед, которое я получил в ученической преемственности».
Слово амнайа происходит из глагольного корня мна вместе с префиксом а-, и имеет два определения: «та, через которую даются духовные наставления» или «та, посредством которой, духовные наставления возвещаются вновь и вновь». Иногда можно найти это же слово, предваряемое префиксом сам-, самамнайа. Наш Шрила Прабхупада, которому мы поклоняемся превыше всех, объясняет это понятие в «Гаудиа-Бхашйе» на «Чаитанйа-Бхагавату» (2.1.255): «Шрила Шридхара Свами объясняет в своем комментарии на «Бхагаватам» (10.47.33), что слово самамнайа есть суть Вед. Через ее посредство великими мудрецами вновь и вновь провозглашаются духовные наставления, которые напрямую ведут нас в Высочайшую Обитель Вишну, и потому являются наивысшими».
Вишванатх Чакраварти определяет самамнайа как полное знание (сампурно ведах). Слово веда означает Писание, которое дает нам знание о Господе и дхарме, духовной жизни. «Веданта» объясняет его следующим образом: «божественные наставления, Слово о Боге, которое несет человеческому обществу знание о дхарме и Брахмане называется Веда». Нечто похожее находим в Пуранах: «Веда – Писание, произнесенное Господом Брахмой и объясняющее дхарму».
Главный смысл слова нигама – «исходящий», ибо четыре Веды изошли из четырех уст Господа Брахмы. Другое объяснение основывается на разбиение слова надвое – приставка ни-, означающая нитарам или «вечно» и гама, означающее «излагать» (образовано из казуативной формы глагола «идти») – то есть, Писания вечно излагающие Высочайшую Истину о Брахмане, зовутся нигама или Веды.

В «Мундака Упанишад» приводится следующая шлока:

брахма деванам пратхамах самбабхува
вишвасйа карта бхуванасйа гопта
са брахма-видйам сарва-видйа-пратиштхам
атхарвайа джештха-путрайа праха
(Мундака-Упанишад 1.1.1)

«Первым из богов появился Брахма. Он сотворил вселенную и остался, дабы хранить землю. Господь преподал ему Истину Брахмане, которая есть основа всех знаний, а Брахма передал ее своему старшему сыну Атхарве»
Затем, далее в той же Упанишаде находим такое утверждение:

тасмаи са видван упасаннайа самйак
прасанта-читтайа саманвитайа 
йенакшарам пурушам веда сатйам
провача там таттвато брахма-видйам
(М-У 1.2.13)

«Мудрый духовный учитель, который осознал Кришну, должен правильно обучить умиротворенного, умеющего обуздывать себя ученика знанию о Брахмане, то есть, Истине, соединенной с Любовью к Кришне, ибо так Он достигается».
В «Шримад Бхагаватам», который является сутью всех Вед и «Веданты», Кришна говорит Уддхаве:

калена наста пралайе ванийам веда-самджнита
майадау брахмане прокта дхармо йасйам тад-атмаках
тена прокта сва-путрайа манаве пурваджайа са
тато бхригвадайо грихнан сапта-брахмаршайас татха
(ШБ 11.14.3-4)

«С течением времени послание Вед было утрачено в безбрежном потоке вселенского разрушения. Тогда Я Сам вновь поведал эти духовные истины Брахме, который передал их своему старшему сыну Ману, от которого их узнали Бхригу и семь великих мудрецов».
Эти величайшие духовные истины, относящиеся к Самому Господу были сохранены в неизменности до сегодняшнего дня посредством института ученической преемственности, священной цепи сампрадайи. Вне сампрадайи, чрезвычайно трудно, если не сказать, невозможно соприкоснуться с этими чистейшими истинами. Вот почему «Падма-пурана» утверждает:

сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпала матах
атах калау бхавишйанти чатварах сампрадайинах
шри-брахма-рудра-санаках ваишнавах кшити-паванах
чатварас те калау бхавйа хйуткале пурушоттамах

«Любая мантра, которая пришла не из ученической преемственности, считается бесполезной. Потому, четыре Божественных личности явятся в век Кали, чтобы возродить школы преемственности. Основатели этих четырех ваишнавских сампрадай – Лакшми, или Шри; Брахма, Рудра и Санака Риши; и четыре ачарйи века Кали, которые последуют их стопам, явятся в святой обители Пурушоттама в Ориссе».

Великий Гаудиа-ачарйа Баладев Видйабхушан цитирует эти две шлоки в своей книге «Прамейа-ратнавали», указывая их источником «Падма-пурану». В издании 1927 г. были составлены комментарии «Кантимала» Кришнадевы Веданта-вагиша и «Прабха» Акшайа Кумара Шастри. Оба они подтвердили, что эти шлоки из «Падма-пураны». Нарахари Чакраварти, известный также как Гханашйам Дас, сын Джаганнатха Чакраварти, один из учеников Вишванатха Чакраварти Тхакура, также приводит эти две шлоки в своем «Бхакти-ратнакаре» (5.2111-2), относя их к «Падма-пуране».

Наконец, вот свидетельство Кави Карнапура, которого еще называют Пури Дас, младшего сына близкого Спутника Махапрабху Шивананды Сена, который склонился перед Махапрабху, назвав его кула-дхидайвата, «Господь семьи». В своей «Гаура-ганаддеша-дипике» (21-22) Карнапур приводит вышеуказанные шлоки, а также приведенные ниже, относя и те, и другие к «Падма-пуране»:

прадурбхутах кали-йуге чатварах сампрадайиках
шри-брахма-рудра-санакахвайах падме йатра смритах
атах калау бхавишйанти чатварах сампрадайинах
шри брахма-рудра-санака ваишнавах кшити-паванах

«Основатели четырех сампрадай явились в Кали-йугу. Согласно «Падма-пуране», это Шри, Брахма, Рудра и Санака Риши. Говорится, что, будучи Ваишнавами, они явились в век Кали, дабы очистить мир, основав четыре сампрадайи Ваишнавов».
Гопал Гуру Госвами, спутник Махапрабху и ученик Вакрешвара Пандита, также принимал данный принцип ученической цепи и представление о четырех различных ваишнавских сампрадайах.

Наш Шрила Прабхупада, которому мы поклоняемся превыше всех, в своем переводе и комментарии на «Прамейа-ратнавали» говорит об этих шлоках: «Четыре линии преемственности Ваишнавов берут свое начало в изначальных Гуру, которые есть Лакшми, Брахма, Рудра и четверо Кумаров: Санака, Санатана, Санандана и Санат Кумар. В век Кали четверо великих ачарьев-основателей, связав себя с этими изначальными духовными наставниками, распространили их учение, при этом каждый из них начал свою проповедь из Пурушоттам Кшетры в Ориссе. Духовные миссии, представляющие каждую из четырех сампрадай, как в нынешние дни, так и столетия назад, незыблемо присутствуют в Пури. В разные времена тот или другой из этих духовных наставников, обретя силу, брал на себя главенство в совершении духовного благодеяния ради обусловленных душ всего мира.

рамануджам шрих свикаре
мадхвачарйам чатурмукхах
шри-вишну-сваминам-рудро
нимбадитйам чатухсанам
(«Прамейа-ратнавали», 1.7)

«Лакшми приняла как своего представителя Рамануджачарйу, Брахма выбрал Мадхвачарйу, Шива выбрал Вишну Свами, а Четверо Кумаров – Нимабркачарйу».
Наш высокочтимый предшественник, Шрила Бхактивинод Тхакур, также пишет на эту тему в 13-ой главе «Джайва-дхармы», отвечая на вопрос «Зачем нужна ученическая преемственность?»:
«В этом мире многие люди, загрязнившись теорией имперсонализма, погружаются в жизнь, полную греха. Если бы не было ученической преемственности, института преданности, свободного от этого загрязнения, то для обычных людей было бы чрезвычайно затруднительно обрести святое общение, садху-сангу. Вот почему «Падма-пурана» говорит нам: «Любая мантра, которая пришла не из ученической преемственности, считается бесполезной. Потому, четыре Божественных личности явятся в век Кали, чтобы возродить школы преемственности. Из этих четырех школ старейшей является сампрадайа Брахмы. Ученическая преемственность существует со времен Господа Брахмы, и до сих пор столь же тверда. Каким бы писаниям ни учила та или иная школа, будь то Веды, «Веданта» или другие, они сохранили свою изначальную форму и в них невозможны никакие отклонения от исходного текста. Не может быть никаких сомнений в текстах мантр, которые содержатся в книгах этих древнейших школ. Поэтому ученическая преемственность святых личностей совершенно необходима для человеческого общества и вот почему этот институт существует с незапамятных времен до сегодняшних дней».
Бхактивинод Тхакур продолжает обсуждение данного предмета, задавая вопрос: «Нет ли разрывов в списке духовных учителей, приводимом в ученической преемственности?» и отвечает: «С незапамятных времен в это список вносятся лишь имена самых значительных духовных учителей».
Одной из обязанностей в ежедневной садхане для каждого ученика, является памятование имен духовных учителей. Это подтверждает Баладев Видйабхушан в своей «Прамейа-ратнавали» (1.4):

бхавати вичинтйа видушам
ниравакара гуру-парампара нитйам
экантитвам сиддхйати 
йайодайати йена хари-тошах

«Разумный ученик должен памятовать обо всей ученической преемственности, никого не пропуская. От нее исходит та единственная Истина - бхакти, которая приносит счастье Господу Хари».

Шрила Прабхупада комментирует: «Ученик очищается, слушая и обсуждая достойные примера жизни предшествующих духовных учителей. И когда натура его обретет чистоту, он осознает себя, как слугу чистых преданных, и так обретет благословения Господа на совершение бхаджана, не прерываемого ничем. Нароттам Дас Тхакур говорит, что лотосные Стопы Нитйананды вечны, и слуга их также вечен. Когда живое существо отбрасывает материалистический метод мышления и принимает прибежище у трансцендентных лотосных стоп духовного учителя, оно достигает вечного духовного мира и своего величайшего блага». (Гаудиа-бхашйа).
Баладев в «Прамейа-ратнавали» приводит перечень имен духовных учителей (пранали) своей ученической преемственности:

шри-кришна-брахма-девриши-бадарайана-самджнакам
шри-мадхва-шри-пдаманабха-шриман-нарахари-мадхаван
акшобхйа-джайатиртха-джнанасиндхй-дайанидхин

шри-видйанидхи-раджендра-джайадхарман крамад вайам
пурушоттама-брахманйа-вйасатиртхамс ча самстумах
тато лакшмипатим мадхавендрам ча бхактитах

таччхишйан шришварадваита-нитйанандан джагад-гурун
девам ишвара-шишйам шри чаитанйам ча бхаджамахе
шри-кришна-према-данена йена нистаритам джагат 
(«Прамейа-ратнавали» 1.7)

«Я славлю Шри Кришну, Брахму, Девариши Нараду и Вйасу, Мадхавачарйу, Падманабхачарйу, Нарахари, Мадхаву, Акшобхйу, Джайатиртху, Джнанасиндху, Дайанидхи, Видйанидхи, Раджендру, Джайадхарму, Пурушоттама, Брахманйу и Вйаса Тиртху. Затем я с преданностью склоняюсь к Лакшмипати и Мадхавендре, чьими учениками были Ишвара Пури, Адваита Ачарйа и Нитйананда, который являет Себя как духовный учитель мироздания. Я поклоняюсь Господу Чаитанйе, который стал учеником Ишвары Пури и спас весь мир даром кришна-премы».

В «Гаура-ганаддеша-дипике» Кави Карнапур описывает ту же ученическую преемственность с небольшими отличиями:

паравйомешвара-сйасич чхисйо брахма джагат-патих
тасйа шисйо нарадо`бхут вйасас тасйапа шисйатам
шуко вйасасйа шисйатвам прапто джнана-вабодханат
вйасал лабдха-кришна-диксо мадхвачарйо махайасах

тасйа шисйо`бхават падманабхачарйо махашайах
тасйа шисйо нарахарис таччхисйо мадхава-двиджах
акшобхйас тасйа шисйо`бхут тач-чхисйо джайа-тиртхаках
тасйа шисйо джнана-синдхус тасйа шисйо маханидхих

видйанидхис тасйа шисйо раждендрас тасйа севаках
джайадхарма мунис тасйа шисйо йад-гана-мадхйатах
шримад-втшну-пури йас ту бхактиратнавали-критих
джайадхармасйа шисйо`бхут брахманйах пурушоттамах

вйасатиртхас тасйа шисйо йаш чакре вишнусвамхитам
шриман лакшмипатис тасйа шисйо бхакти-расашрайах
тасйа шисйо мадхавендро йад-дхармо`йам правартхитах
тасйа шисйо`бхават шриман ишваракхйа-пури-йатих

калайамаса шрингарам йах шрингара-пхалатмаках
адваитам калайамаса дасйа-сакхйе пхале убхе
ишваракхйа-пурим гаура урари-критйа гаураве
джагад аплавайамаса пракрита-пракритатмаках

Брахма, Повелитель этого мира, был учеником Господа Духовного Мира. Его учеником был Нарада, а Вйаса стал учеником Нарады. Его учеником стал Шука, пробудив в себе духовное знание. Мадхвачарйа получил посвящение в Кришна-мантру от Вйасы. Его учеником был Падманабха-ачарйа, чьим учеником был Нарахари, а вслед за ним – Мадхава Двиджа. Его учеником был Акшобхйа, затем Джайатиртха, Джнана-синдху, Маханидхи, Видйанидхи, вслед за ним Раджендра. Джайадхарма Муни был одним из многих учеников Раджендры, а его «учениками были Вишну Пури, автор «Бхакти-ратнавали», а его учеником стал Брахманйа Пурушоттам. Лакшмипати Тиртха, сосуд преданности, был учеником Вйаса Тиртхи, а Мадхавендра Пури стал учеником Лакшмипати, и именно он основал эту дхарму. Его ученик, саннйаси Ишвара Пури был охвачен настроением преданности в супружестве, в то время как (другой его ученик) Адвайта Ачарйа – преданностью в служении и дружбе. Гаура принял своим Гуру Ишвару Пури и наводнил премой материальный и духовный мир».

Хотя между этими двумя источниками есть незначительные отличия, каждый может убедиться, что оба упомянутых перечня ученической преемственности, идущей через Мадхвачарйу к Чаитанйе Махапрабху, по сути своей одинаковы. Гопал Гуру Госвами принимал эту же линию преемственности. Поэтому, Шрила Бхактивинод пишет в «Учении Махапрабху»: 
«… (в Таттва-сандарбхе) Шрила Джива Госвами вначале утвердил принцип авторитетности используемых сведений, а также то, что Пураны попадают в категорию авторитетных источников знаний. После этого, он показал, что «Шримад Бхагаватам» является наиболее авторитетной из всех Пуран. Дабы доказать наивысшее превосходство «Бхагаватам», он приводит утверждения Брахмы, Нарады, Вйасы и Шукадева, так же как и писания Виджайадхармы, Брахаманйа Тиртхи и Джагад-гуру Мадхавачарйи. Из всех этих утверждений становится очевидным, что Шри Чаитанйа Махапрабху принадлежал к Брахма-сампрадайе, как она изошла от Мадхвачарйи. Кави Карнапур подтверждает эту линию ученической преемственности в «Гаура-ганнаддеша-дипике», и Баладева Видйабхушан, автор комментариев на «Веданту», вновь повторяет это в «Прамейа-ратнавали». Могут ли быть сомнения в том, что каждый, кто не приемлет эту линию ученической преемственности, является принципиальным противником последователей Чаитанйи Махапрабху?»

В современном обществе Гаудиа-ваишнавов, есть некоторые недальновидные личности, которые всячески хотят отречься от связи с Брахма-Мадхва-сампрадайей, и считают, что ученическая преемственность Гаудиа-ваишнавов идет от Самого Махапрабху. Мы хотим спросить их: почему Махапрабху принимал Мадхавендру Пури как своего духовного предшественника? Вот как освещает этот вопрос Бхактивинод Тхакур в «Учении Махапрабху»: 
«Доктрина Нимбарка Ачарйи об «отличии и неотличии» (бхедабхеда) была незавершенной, но с Явлением Господа Чаитанйи и его Учения мир Ваишнавов наконец обрел полностью завершенную философию. Мадхвачарйа принимал идею саччидананда-виграха, о Теле Господнем, Неизменном, Всесознающем и Всеблагом; и поскольку такое представление является основой для философии ачинтьйа-бхедабхеда, Махапрабху принял духовную линию, идущую от Мадхвы.

Прежде, в учениях Ачарьев-ваишнавов были точки различия, в результате чего были основаны несколько различных духовных школ. Лишь благодаря явлению Самой Верховной Истины в облике Господа Чаитанйи, как результат его Всеведения, все пробелы в различных подходах были заполнены. Махапрабху объединил «единство в многообразии» Нимбарки с концепцией саччидананда-виграха Верховного Господа, которую мы находим в учении Мадхвы, а также представлением Рамануджи о Шакти Господа и идеями «абсолютной не-двойственности» (шуддха-адвайта) и преданности Господа своим собственным преданным (тадийа-сарвасвата) Вишну Свами. Этим учением, которое имеет в высшей степени научную основу, Господь Чаитанйа Махапрабху пролил свою милость на все мироздание»

И в скором времени будет существовать лишь одна школа учения Ваишнавов, которая будет поименована Брахма-сампрадайей. Все остальные школы Ваишнавов вольются в русло этой одной ученической преемственности».

Некоторые современные исследователи, будучи не в состоянии отыскать вышеприведенные шлоки, относимые к «Падма-пуране», делают вывод, что это вставки, относящиеся к более поздним временам. Будучи, вне всякого сомнения, движимы озлоблением к религии Ваишнавов, они таким образом стараются приуменьшить значимость ученической преемственности, о которой даются наставления в этих шлоках. Но их подход лишен всякой логики.

Наш возлюбленный духовный учитель, который в настоящий момент присоединился к вечным Лилам Господа, принимал цепь преемственности, данную Баладевой и концепцию Бхагавата-парампары. Это та ученическая преемственность, на которую мы медитируем каждый день. Некоторые люди не хотят принимать тот факт, что Мадхавендра Пури вообще был членом сампрадайи Мадхвы. По этому поводу Шрила Прабхупада говорил следующее: «Ученическая преемственность Гаудиа-ваишнавов дана Баладевой Видйабхушаном. Духовные учителя в линии Мадхвы - санйаси с одиночным посохом, эка-дандй, большинство из которых носят титул «Тиртха». Как правило, они принимают имя «Шри Мадхва» вслед за саннйаса-именем, а вслед за ним титул «Тиртха». Мадхавендра Пури был саннйаси, но его титул был «Пури», что, однако, не означает, что он не мог принять саннйасу в линии Пури, и при этом, получить панчаратрика-дикшу в линии Мадхвы.

Согласно «Бхакти-ратнакару», Нитйананда Прабху был учеником Лакшмипати Тиртхи. Все ачарйи главного матха Таттва-вади в сампрадайе Мадхвы в Уттарархи (Удупи), носят титул «Тиртха». Поэтому некоторые учителя сахаджий сомневаются в связи Гаудий с линией Мадхвы. Но их сомнения - лишь результат невежества, ибо описания ученической преемственности, которые находятся в «Гаура-ганаддеша-дипике», в трудах Гопал Гуру Госвами, в «Бхакти Ратнакаре» и «Прамейа-ратнавали» по большей части согласны друг с другом». («Гаудиа-бхашйа» на «Прамейа-ратнавали»).

Лакшмипати Тиртха, который также известен как Ананда Тиртха, был тринадцатым гуру в последовательности идущей от Мадхвы. В «Бхакти-ратнакаре» говорится, что Нитйананда Прабху был его учеником, в то время как «Прамейа-ратнавали» говорит, что он принял посвящение от Мадхавендры Пури. В перечне последовательности есть одно или два подобных расхождения.

Ниже приводится преемственность Баладева Видйабхушана, начиная от Нитйананды Прабху. Одним из последователей Нитйананды Прабху был Гауридас Пандит из Калны, он же Субал Сакха в Кришна-лиле. У Гауридаса был ученик по имени Хридой Чаитанйа, который, в свою очередь, посвятил Дукхи Кришна Даса, или Шйамананду Прабху, получавшего наставления у Дживы Госвами во Вриндаване. Учеником Шйамананды был Расика Мурари, чьим внуком и учеником был Найанананда Дева Госвами. Его учеником был Радха Дамодар, великий ученый из Канйакубджи (Канаудж), который написал хорошо известную «Веданта-шйамантаку». Баладева, который завоевал известность как Бхашйа-кара, за свое великолепно составленное объяснение «Веданта-сутры» согласно пониманию Гаудий, получил посвящение у Радха Дамодара Госвами.

Шрила Прабхупада добавляет: «Шри Уддхава Дас или Уддхара Дас был последователем автора «Говинда-бхашйи», Баладева Видйабхушана. За ним следуют Мадхусудан Дас и Джаганнатх Дас Бабаджи, оба принявшие образ жизни парамахамс, и следовавшие ему в проповеди пути чистой преданности собственным примером. В сампрадайе Гаудиа-ваишнавов эти святые являются объектами величайшей веры и почтения».

Этот Джаганнатх Дас Бабаджи, широко известный, как ваишнава-сарвабхаума, «всемирный глава Ваишнавов», является нашим ачарьей-предшественником, который указал путь Бхактивиноду Тхакуру.

Шри Чаитанйа Махапрабху считал «Бхагаватам» подлинным комментарием на «Веданту», и потому не считал необходимым писать отдельный комментарий на «Брахма-сутры» («Веданту»). «Гаруда-пурана» в особенности подчеркивает, что «Бхагаватам» является объяснением «Веданта Сутры», «Махабхараты» и других исторических эпосов; «Бхагаватам» дарует смысл Гайатри-мантры и всех Писаний Вед. Однако, пришло время, когда по воле Господа ачарйи Рамануджа-сампрадайи из деревни Галта, что около Джайапура, подняли грандиозный шум, отвергая значимость школы Гаудий, совершавших служение Господу Говиндаджи в Джайапуре. Они утверждали, что у этой школы нет исторического базиса, и обвиняли Гаудий в том, что у тех нет связи ни с одной из Ваишнавских преемственностей учителей.

Махараджа Джайапура, хоть и был Гаудиа-ваишнавом, обеспокоился их доводами. Слухи дошли до жившего во Вриндаване Вишванатха Чакраварти, который был верховным ачарйей школы Гаудий того времени. Не будучи способным лично выступить в защиту репутации сампрадайи из-за своего преклонного возраста, он послал туда своего любимого студента, Баладева Видйабхушана и ученика Кришнадеву Сарвабхауму.

Когда махараджа увидел двух нищих монахов, он засомневался, что они смогут дискутировать с высокоученными пандитами Рамануджа-сампрадайи. Однако его тревога прошла, когда он убедился в глубочайших познаниях двоих аскетов. Тем не менее, было решено, что школа Гаудиа-ваишнавов лишь тогда будет признана легитимной, когда представит собственный комментарий на «Веданту», опирающийся на три заслуживающих доверия источника (прастхана-трайа) - Шрути, Смрити и Сутры.

Тогда Баладев попросил противоположную сторону дать ему некоторое время – согласно одним источникам семь дней, согласно другим три месяца – чтобы написать комментарий Гаудий на «Веданту». Затем он отправился в храм Говиндаджи и жадно взмолился Господу: «О Господь, О Говиндаджи! Я последователь твоих близких спутников, Сварупа Дамодара и Рупы Госвами. Пожалуйста, защити их духовных потомков и славу их пути!»

В течении первых двух ночей Баладев услышал совсем немного наставлений от Господа, и он не был удовлетворен, пока, наконец, на третью ночь, Господь даровал ему всю Свою милость и заверил его в том, что он сможет достичь своей цели. В кратчайший срок Баладева закончил писать свой комментарий на Упанишады, «Веданта Сутру», «Бхагават Гиту» и «Бхагаватам». Он назвал свое сочинение «Говинда-бхашйа». Это несомненно подходящее название, ибо благодаря благословениям и вдохновению, дарованному Господом Говиндаджи, Баладев смог выполнить эту задачу.

Ученые других сампрадай были поражены качеством комментарий Баладева, который смягчил их сердца, и в результате, положил конец нападкам на Гаудий, как на изолированную сампрадайу. Проказливый Господь Хари своей хитростью одарил счастьем Гаудиа Ваишнавов. Говорится: что бы ни сотворил Господь, Он достигает этим множества целей.

Мы верим, что Баладев Видйабхушан, который столь дорог Господу Говинде и обретший Его благословения, является достаточным авторитетом, чтобы официально утвердить эту ученическую преемственность, и что слова его должны убедить каждого честного и разумного человека в том, что Гаудиа-сампрадайа является подлинной. 

Перевод: Мадхуcудан дас
Впервые опубликовано на форуме Eternalsearch


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100