= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Шрила Сарасвати Тхакур >> НОВОСЕЛЬЕ Ваишнава-грихастхи

НОВОСЕЛЬЕ
Ваишнава-грихастхи

Утром 10 апреля 1931 года Парама-Бхагавата Шрийукта Нитйа-Гопал Гхош Махашой, один из преданных помощников Проповеди Шри Гаудийа Матха, верующий Ваишнавам и посвященный в Святое Имя Господа, вселяясь в свой новый дом, прежде всего освятил его пылью со стоп Его Божественной Милости Ом Вишнупада Шримад Бхакти Сиддханты Сарасвати Госвами Прабхупады и вошел в него только вслед за Гуру и его Слугами — Чистыми Ваишнавами. Те, кто поселяются в новом доме, следуя ритуалам карма-канды или “ритуалам” деградированного общества, будут жить в нем, как в аду. Но слава тем, кто строит или покупает дома, чтобы жить в них в сознании непригодного, слабого семейного человека, постоянно ожидая посещения Гуру и Ваишнавов, и ради них заполняя весь дом Хари-Бхаджаной. Утром того дня Шримад Ананта Васудев Паравидйабхушан, Шрийукта Харипад Видйаратна и Шримад Пранавананда Брахмачари Пратна-видйаланкар (после саннйасы — Шрила Бхакти Прамод Пури Госвамипад) провели в новом доме Санкиртана-йаджну для удовлетворения Махапрабху. По воле Шрилы Прабхупады редактор Гаудийи Шрипад Сундарананда Видйавинод Прабху прочел и объяснил наставления о долге грихастхашрама, данные Махарши Санат-кумаром Махараджу Притху в 22 главе 4 Песни Шримад Бхагаваты. Вслед за ним говорил Шрила Прабхупад.


Благодаря подлинному общению с представителями Рода Парамахамс джива избавляется от риска пасть в слепой колодец семейной жизни1, и то же общение с членами Семьи свободных душ позволяет ей стать парамартхика грихастхой — грихастхой-ради-Премы. Не будет блага дому и семье того, кто не посвящает каждое мгновение свои мысли и слова Шримад Бхакта-Бхагавате и Шримад Книге-Бхагавате, сознавая их полное тождество. Те, кто не живут каждое мгновение милостью Бхагаваты, не дышат милостью Бхагаваты, понять смысла двух заповедей Шри Гаурасундары будут не в состоянии — тех двух заповедей, что идущему к высшей цели жизни служат путеводной звездой:

Анасактасйа вишайан йатхархам упайунджатах/
нирббандхах Кришна-самбандхе йуктам ваирагйам учйате//
Прапанчикатайа буддхйа Хари-самбанбхи-вастунах/
мумукшубхих паритйаго ваирагйам пхалгу катхйате//

Синдху, Пурвва 2.253-2542

Поселиться дома — долг каждого Ваишнава, потому что дома есть все условия для Хари-Бхаджана, но когда дом и домашние ставятся в центр (гриха-врата-дхармма3), Хари-Бхаджан становится невозможен. Поселиться в доме, поклявшись: “Буду служить Кришне”, — настоящее благо, благо, несопоставимое с последствиями псевдоотречения. Лжеотречение не принесет никакого блага. Если семья — в помощь Хари-Бхаджану, грихастха-ашрам следует принять, если во вред — не колеблясь оставить слепой колодец семейной жизни. Если отвращением к семейной жизни пользуются, чтобы продемонстрировать гимнастические трюки ложного отречения, благом подобный уход из дому не обернется никогда. Падение таких незрелых отшельников — вопрос пары дней. Нет разницы, въезжает ли идущий к Высшей Цели в дом или уходит в Матх, но не делайте винегрета из новоселья преданного семьянина и Преданного Кришны. Люди, для которых высшая ценность — семья, такие слова не поймут. В общении с тем, у кого жизнь стала, как Шримад Бхагавата, одержимости семейным счастьем приходит конец. Въезжающие в дом так, как это делают все в этом внешнем мире, и потому, что здесь так принято, полностью погружаются в удовлетворение родственников. Как принятие саннйаса-ашрама представляет высшую необходимость для Преданного Бхагавану, так и вступление в ашрам грихастхи и последующее новоселье являются для Преданного высшей необходимостью. Нет события желаннeе новоселья Ваишнава — непреданный селиться в доме не имеет права. Когда Преданный Господа въезжает в свой новый дом, надо понимать, что он уходит в Матх. Новоселье предназначено для того, чтобы непрерывно развивать в себе Любовь к Кришне. Атйахара, прайаса, праджалпа, нийамаграха, джана-санга и лаулйа — стяжательство, чрезмерные усилия ради мирских целей, пустые разговоры, чрезмерное рвение к обрядам или презрение к ним, общение с непреданными и ветреность взглядов [Упадешамрита, 2] — грихастха-ради-Премы всегда будет держаться от них как можно дальше. Утсаха, нишчайа, дхаирйа — усердие, вера, терпение — а также непрерывная занятость в Шраване, Киртане и других видах Преданного Служения, полное отречение от прелюбодеяния, от общения с любителями противоположного пола и от покорности прихотям собственной жены, отказ от губительной близости с непреданными, праведная жизнь по примеру Притху, Амбариша и других Махаджан, подчинение и бытовых, и духовных забот Служению Хари, обуздание побуждений речи, ума, гнева, языка, желудка и гениталий [Упадешамрита, 3,1] — все это входит в обязанности грихастхи-ради-Премы. Безразличный к этим наставлениям Шри Упадешамриты, вступая в дом, уподобляется животному, отпадает от дхармы грихастхи и накрепко привязывается к дхарме обожествления семейного быта (гриха-врата-дхарма). Поэтому идущие к Преме вступают в дом с таким обетом: “Не обожествляя дом и семью и не вымещая на них своего отвращения жизнью (пхалгу-ваирагйа), я буду исполнять дхарму парамартхика грихастхи, как сторож при Кришне зарабатывая честные деньги в помощь Служению своему Господу”. Безнравственность делает Хари-Бхаджан невозможным, но и одна только нравственность еще не делает его возможным. Занимаясь грехом, невозможно служить Хари, но и желание религиозности делает Служение Хари невозможным. Для людей, не видящих ничего выше благочестивости и вынашивающих идею насладиться плодами собственной героической религиозности, нет другого пути к избавлению от своих заблуждений, кроме исполнения дхармы грихастхи — ради и только ради Служения Шри Хари. Сделав предметом своих забот удовлетворение своих чувств, превращаешься в “хозяина”, бхоги, — но беспокоясь только о Служении Кришне и только о нем, обретаешь Благо. И слепое увлечение обрядом, и пренебрежение уставом жизни превращает в обывателя, грихаврату. Многие думают: “Вот, поселюсь в новом доме, закрою двери-окна и начну повторять на четках „джапу”. Как будет здорово: придет и благо, и признание в качестве одухотворенного грихастхи”. Но пройдет несколько дней перебирания четок, и придется пасть в темный колодец самых низменных наслаждений. Если не совершаю Киртану услышанного из святых уст Парамахамс, если не строю свою жизнь по примеру, данному ими, придется опуститься до религии грихаврат.

Грихастха-Бхакта будет делать все возможное и невозможное, чтобы обеспечить Кришна-Бхаджану тех, кто пожертвовал для нее всем остальным. Насколько несклонен человек помогать Делу, которым занят сегодня Шри Гаудийа Матх, — Делу обращения всего человечества в Служение Шри Хари — Делу, на которое Шри Гаудийа Матх тратит литры и литры своей крови, — насколько неохота человеку содействовать Служению Шри Гаудийа Матха, знайте: настолько погрузился он в служение домашнему очагу. Но грихастха-ради-Премы, как он тяжело трудится для своих жены и детей, так же тяжело трудится он и для Служения Хари. Зная, что и жена, и дети служат Бхагавану, он кормит их и заботится о них, но змею он не кормит бананами с молоком: если общение с родственниками — пратикул, Преданный уходит. Такого грихастху совершенно не интересует удовлетвоение своего тела и ума — 24 часа в сутки он старается только для Хари, он Кришнартхе акхила-чешта [Синдху, Пурва 2.87, 128] — все, что он делает — для Кришны и по воле Кришны, каждую минуту он занят тем или иным Служением Хари. Грихастха-Бхакты с полным уважением относятся к тем представлениям о долге и нравственности, которые диктует высшее понимание смысла жизни, а к общепринятой человеческой морали не питают ни презрения, ни любви. Все общепринятые нормы в его погруженном в Севу сознании сводятся к естественным законам Премы.

Тирумангаи Алвар (Паракал Сури)4 принял рождение в семье каллуров. Под влиянием своих прошлых самскар он занимался грабежом, даже будучи уже проповедником Хари-Бхакти, однако, движимый из сердца естественными законами Премы, он даже грабеж сумел превратить в анукул для Служения Хари. Только Преданным Шри Бхагавана знакомо это искусство — использовать для Хари-Севы любого рода труд. Так и Джагабандху Бхакти Ранджан: каким бы способом ни накопил он свое состояние, свои тяжелым трудом нажитые деньги он сумел направить на Служение Хари. Дух служения овладел им за такое короткое время! То ясное видение мира, которое едва ли может постичь одну из миллиардов джив, пришло к нему настолько внезапно! Он отдал на Служение Хари все. Он решил: служа Хари, его домашние и подчиненные смогут принять оставленное Господом как Его милость — Прасад. Стоило ему осознать это, и его успехи, и неудачи — все оказалось занятым в Служении Хари, а сам он оказался непричастным ни к греху, ни к добродетели. Пытающийся обмануть Всевышнего и самостоятельно заняться чем бы то ни было: грехом или добродетелью, наслаждение или отречением, добром или злом, — будет вынужден пожинать плоды добра и зла. Но если все плоды идут к Всевышнему, джива становится непричастной к последствиям добра и зла. Человек грабит других, чтобы самому наслаждаться, но Паракал Алвар занял грабеж в Деле Вишну, и расплачиваться за свои поступки ему не пришлось. Все способы, к которым Джагабандху пришлось прибегнуть, зарабатывая свое состояние, все трудности, с которыми ему пришлось столкнуться, обрели свой истинный смысл — когда плоды и добра, и зла он отдал на служение Верховному Ишваре.

Но это не основание, чтобы грешить, положившись на Святое Имя. “Если Паракал Алвар служил Хари, грабя людей, то все пускай грабят и служат Богу”, — такие рассуждения происходят из желания грешить в расчете на силу Святого Имени. Коли мирские дела Джагабандху Бабу по неожиданной воле Свыше оказались использованы на Служение Богу, думать, что давай и мы станем сначала хорошими вишайи, а погодя и слугами Бога, значит погубить в себе Бхакти. Даже если чьи-то прежними наклонностями (самскарами) порожденные поступки по воле Свыше и обратились в Хари-Севу, для обычных джив такие поступки не могут послужить ни правилом, ни примером. Хотя и служил Тирумангаи, совершая преступления, а Джагабандху — зарабатывая деньги, и подчас предосудительными способами, по великому сукрити все, что они делали, будучи без остатка посвященным Всевышнему Господу, обернулось благом.

Энтузиазм заниматься кармой, материальным прогрессом, — убогость. Карма-канда никогда не принесет дживе блага: как в футболе, она будет швырять дживу то в небо, то об землю. Получив от своих грехов хорошую порку, джива начинает делать “добро”, а когда убеждается, что воздушные замки “добра” оказались надувательством, погружается в грех, поэтому путь отречения — желание отказаться от всего вплоть до освобождения — известен как неотъемлемое слагающее Бхакти.

Поселяется Ваишнав в доме или поселяется он в Матхе — события одного порядка. Преданный всегда начеку: чтобы каждый его поступок, каждое его слово, каждая его мысль были поклонением Всевышнему, а не поклонением сатане или попыткой доставить удовольствие самому себе.


1 Пересохший колодец называют андха-куп, “слепым колодцем”. Зная, что воды в нем нет, люди к нему не подходят, поэтому у животного, упавшего в такой колодец, нет надежд на спасение. Так и Садху никогда не зайдет в тот дом, где брезгуют почитать святых Ваишнавов, поэтому оставшийся в таком доме жить лишается шанса быть спасенным. В Анубхашйе к Чч Антйа 6.1 Шрила Прабхупада объясняет андха-куп как дом, переполненный разговорами о мужчинах, женщинах, детях и т.п., выбраться из которого невозможно.

2 Ваирагйам Отречение упайунджатах того, кто принимает вишайан вещи из этого мира йатхархам ровно настолько, насколько это необходимо для Преданного Служения Кришне, анасактасйа и без привязанности к ним, другими словами, не ставя удовлетворение своих потребностей обязательным условием для Кришна-Севы, йуктам учйате называется уместным (в Бхакти) отречением, (атра) поскольку в нем нирбандхах присутствует ясное стремление Кришна-самбандхе принять в свою жизнь только то, что связано с Кришной.
Ваирагйам Отречение мумукшубхих стремящихся к освобождению от страданий, паритйагах которые отказываются Хари-самбандхи-вастунах от того, что неразрывно связано со Служением Хари (прежде всего от Его Прасада и от шести видов общения с Ваишнавом), прапанчикатайа буддхйа считая это материальным, пхалгу катхйате зовется ложным, бессмысленным. Отказ от Хари-самбандхи-васту двух видов: не молиться о них и не принимать данное. Последнее является апарадхой. Следовательно, пхалгу-ваирагйа бесполезна и даже губительна для Бхакти.

3 Тот, для кого вратой — обетом — является благополучие грихи — дома, или жены, или своего тела, или ума и ложного эго, называется гриха-вратой (синоним: грихамедхи).

4 Тирумангаи Алвар, оставивший шесть Книг своего Божественного опыта, построил на добытые разбоем деньги четвертую стену вокруг Храма Ранганатха и множество других храмовых строений.

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100