= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Шрила Сарасвати Тхакур >> Шри Мадхвачарйа

Шри Мадхвачарйа

Шри Мадхвачарйа“Индивидуальная душа отличается от Бога категорически и вечно”, — благодаря именно этому постулату философской системы Шримана Мадхвачарйи Шри Кришна Чайтанья предпочел ее всем остальным школам Ваишнавизма. Если и существует что-то, что Мадхвачарйа порицает со всей силой своей чистой теистической натуры, так это откровенные и закамуфлированные попытки внедрить идею равенства и схожести дживы и Кришны. Различие между ними окончательно и непреодолимо, невзирая на то, что джива несомненно является неотъемлемой частицей Бога, в том смысле, что вне Бога не существует ничего.

Логика Шри Мадхвы в этом вопросе находит радикальное решение быстро и уверенно. Он совершенно справедливо утверждает, что в случае одновременного отличия и неотличия между любыми двумя сущностями именно отличие будет руководить их реальными взаимными отношениями.

Согласно Мадхве, джива является составляющей частью Кришны. Школа Гаудийа не принимает подобной формулировки этого положения. По мнению Гаудийа-Ваишнавов, джива является проявлением бесконечно малой частицы Пограничной Энергии Бога. Природа дживы, таким образом, родственна природе Пограничной Энергии Бога. Джива не находится в непосредственном родстве с Обладателем Энергии. Мы не видим, чтобы Мадхвачарйа принимал отличие такого рода со всей определенностью. Но это не влечет за собой существенных различий в практическом приложении обеих систем.

Покуда различие между дживой и Богом не будет признано реальным и категорическим, служение дживы Богу будет иметь под собой весьма неустойчивое основание. Шри Рамануджа занял свое философское положение на пол-пути между Шанкарой, полным монистом, и Мадхвой, исповедующим строгий дуализм. Мадхва считает, что Рамануджа без необходимости ослабляет свои логические позиции, идя, как он полагает, на уступки монистическуму мировоззрению.

Джива есть вечная слуга Кришны. Она никогда не является господином, за исключением тех случаев, когда ради служения она наделяется определенными полномочиями. И даже такое господство дживы является нисколько не меньшим служением, чем иные функции, служебность которых более очевидна. Суть всегда остается одной. Если рассматривать дживу как энергию, все становится на свои места.

Тем самым разногласия переносятся на почву, более доступную для понимания — к вопросу о природе взаимоотношений между Энергией и Ее Обладателем. Должна ли Энергия считаться идентичной Ее Обладателю? На практике мы не можем не проводить между ними различий. Я обладаю даром зрения, но я не идентичен зрительной функции. Несомненно, моя природа как субъекта находит свое выражение в акте видения. Только через свою деятельность могу я вести активное существование. Но я всегда свободен выражать себя так, как мне нравится. Выражение не довлеет надо мной. Моя деятельность является производной категорией. Выражение может вести отдельное самостоятельное существование, не посягая на мою свободу отказаться от него, если я того захочу. Логическая подчиненность выражения воле указывает на природу их подлинных взаимоотношений.

Рассуждая логически, Энергия Абсолюта также необходимо является Абсолютом. Энергия Абсолюта не может выражать ничто, кроме Абсолюта. Должны ли мы тогда признать существование двух Абсолютных Сущностей? Как может Абсолют находиться в Собственном подчинении? Но, следуя той же логике, относительное также не может находиться в подчинении Абсолюта. В то же время, относительное находится в очевидном подчинении Абсолюту. Средства эмпирической логики не в состоянии разрешить кажущееся несоответствие. Но пусть неподобающая приверженность общепризнанно небезупречной Науке с ее трафаретной методикой познания не отвращает нас от этой идеи.

Энергия Абсолюта абсолютна в том, что касается безграничия диапазона и форм Ее проявления. Абсолютная Энергия способна действовать всеми постижимыми и непостижимыми образами. Это не отрицает Ее покорности Абсолютному Обладателю Энергии. И один из непостижимых аспектов деятельности Абсолютной Энергии мы можем увидеть в том, что Она дает начало проявлениям Ограничивающего Принципа, не совместимым с Ее собственной субъективной природой"1.

Джива является продуктом Энергии. Она есть вечное самосущее проявление Энергии. В этом нет никакого противоречия, если не забывать о том, что выражение может существовать независимо и вечно по Воле Обладателя Абсолютной Энергии. В этом смысле мы можем признать библейское изречение о том, что “человек сотворен по образу и подобию Божьему”, а не в точности как Бог, со всеми необходимыми оговорками ради предотвращения ложных толкований, свою склонность к которым исключительные монисты подтверждали неоднократно.

У Мадхвы анализ отношений не достигает такой четкости, как в руках Гаудийа Ачарий. Но его здравый теистический инстинкт безошибочно направил все его силы на задачу первостепенной важности: утверждение абсолютной природы различия между дживой и Богом, как качественного, так и функционального.

Джива не просто продукт Энергии, она является духовным существом, могущим отказаться от повиновения Абсолютной Духовной Энергии, вечно покорной Своему Абсолютному Повелителю. Поэтому джива находится в под-служебном положении, и ее подлинная функция лежит в повиновении Господу под началом Пленарной Духовной Энергии.

Джива способна впасть в заблуждение, если она не позволяет Пленарной Духовной Энергии вести себя. Однако отношения дживы с Пленарной Энергией и ее отношения с Обладателем Энергии подвергаются законному и существенному разграничению. Пленарная Энергия является не Господом, но единственной Слугой Господа. Джива никогда не может служить Господу непосредственно. Между дживой и Богом всегда присутствует одна из двух отделяющих Посредниц. Одну из этих Посредниц, о которой мы уже упоминали, Писания зовут Пленарной Духовной Энергией. Другая Посредница — это Иллюзорная Энергия. Последняя завладевает дживой, отвергающей руководство со стороны Духовной Энергии и желающей распоряжаться сама собой. Принимая во внимание то, что сама джива обладает природой Энергии, не так уж сложно понять, почему в ней может возникнуть желание избежать служения Другой, Которую она может считать скорее своей со-служительницей.

Другими словами, Пленарная Энергия отличима от Бога как Подчиняющийся Принцип Абсолюта. Ее возможно определить как Обратное Целое (Counter-Whole) Абсолюта. Та, Кто осуществляет Волю Абсолюта, есть вечно-неотъемлемая Господствуемая Половина Абсолютного Целого. Посчитать Пленарную Духовную Энергию существом отдельным от Абсолюта было бы глубочайшей ошибкой. Любые действия Пленарной Энергии суть modus operandi"2 Абсолюта, и ничто иное.

Место дживы — среди существ более низкого порядка. Пленарная Энергия может позволить, а может и не позволить дживе служить Богу. Аспект Пленарной Энергии, являемый той дживе, которую Она хочет лишить служения Богу, определяется в Писаниях как “Майа” — Ограничивающая Энергия. Ограничивающая Энергия предоставляет дживе ограниченные возможности и функции в мире, соответствующем ее ничтожной значимости, позволяя дживе пребывать в своем предательском отношении к Пленарной Энергии Бога. Если джива желает служить Богу, опираясь на свои собственные представления, подобная склонность есть не что иное, как нежелание служить вообще. Ибо джива должна очень ясно понимать, что руководство Пленарной Энергии идентично руководству Самого Бога. Потому перед дживой встает непреложная необходимость предотвратить любое ложное истолкование своего тождества, ведущее к отторжению ее от Бога и Его Истинной Посредницы в Ее Милосердной Просвещающей Ипостаси. Джива не может быть слугой Бога. Это возможно единственно по позволению, которое необходимо заслужить действенной преданностью в безусловном повиновении Руководству Духовной Энергии.


1 - т.е. материальной, иллюзорной энергии — Прим. пер.
2 - образ действия (лат.) — Прим. пер.

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100