= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Шрила Сарасвати Тхакур >> ЧАТУРМАСЙА—ВРЕМЯ ОБЕТОВ

ЧАТУРМАСЙА—ВРЕМЯ ОБЕТОВ

Во многих местах Веды предписывают соблюдение Чатурмасйи. В Дхарма-шастрах (Ману-самхита и другие) также нет недостатка в описаниях Чатурмасйи как обета, обязательного для стремящихся к благочестию. И в различных Пуранах мы можем найти упоминание Чатурмасйа-враты. Так и в действующих ныне Смрити, относящихся как к Вайшнавам, так и к смартам1, мы находим предписания Чатурмасйи: находим их и в Шри Хари-Бхакти-виласе, Смрити ради Премы, и в Критйа-таттве, написанной Рагхунанданой.

Не следует думать, что обет Чатурмасйи описан только в связи с карма-кандой и приносит только соответствующие плоды. В Катхака-грихйа-сутре в описании дхармы саннйаси2 мы читаем: Эка-ратрам васед граме нагаре панча-ратракам/ варшабхйо’нйатра варшасу масамш ча чатуро васет// —“В деревне саннйаси может оставаться одну ночь, в городе—пять ночей, но, где бы ни застал его сезон дождей, он должен оставаться в этом месте все четыре месяца”. Чатурмасйу соблюдают и джнани, принявшие эка-данду, и Бхакты, принимающие три данды. Обету Чатурмасйи следуют и последователи Шанкары.

Сам Шри Бхагаван Шри Гаурасундар, когда наступило время Чатурмасйи, жил четыре месяца у Шри Ранга-Мандира на реке Кавери. Преданные-Гаудийи каждый год приходили на эти четыре месяца к лотосным Стопам Шри Гауры в Шри Нилачал. Об их пребывании в Шри Кшетре рассказывают в своих книгах жизнеписатели Господа.

Соблюдение Чатурмасйи предписывается для всех четырех ашрамов. Обязывающие к подвижничеству, исконные обеты Чатурмасйи со временем были оставлены обществом. Хотя у своекорыстных карми и бескорыстных Преданных правила Чатурмасйи несколько разнятся, каждый верующий в Веды принимает на себя ее обеты. Отказ от бхоги, наслаждения, присутствует в ней самым очевидным образом. Отказ от бхоги считается важным и в обществе карми, и в обществе джнани, и в кругу Вайшнавов. Поэтому арйи придают Чатурмасйе большое значение, какому бы из трех путей они ни следовали и в каком бы из ашрамов ни находились. И только из-за малодушных людей, считающих, что такие долгие ограничения были бы для них чересчур тяжелы, мы наблюдаем сегодня послабления и необязательность в следовании врате.

В трех из четырех укладов жизни, а именно в ашрамах брахмачари, ванапрастхи и бхикшу, удовлетворение чувств неприемлемо вовсе. Только в грихастха-ашраме в перечислении обязанностей грихастхи мы находим дух удовлетворения чувств в рамках предписаний и запретов, и даже здесь его целью является постепенное отречение от бхоги. Даже те, кто получил законное право в течение восьми месяцев года заниматься время от времени делами своей семьи, четыре месяца сезона дождей должны, живя вместе с верующими остальных укладов жизни, соблюдать обеты отказа от личного удовлетворения. Для тех, кто совершенно не в состоянии совершать Нийама-Севу—обетованное Служение—в течение четырех месяцев года, предписывается с полной самоотдачей солюдать обеты Урджа-враты—месяца Картика.3 Пусть при виде того, что некоторые из Вайшнавов, будучи не в состоянии соблюдать обеты Чатурмасйи, следуют только Дамодара-врате, ни у кого не создается впечатления о необязательности Чатурмасйа-враты. Такое положение—не более чем анукалпа4 для неспособных. Если в течение четырех месяцев исполнять служение Хари по обету, дух служения Господу подчинит себе деятельность ума, и джива сможет находиться в приобретенном (найсаргика) сознании Хари5.

Сроки Чатурмасйи устанавливаются в Вараха-Пуране следующим образом6:

Ашадха-шукла-двадашйам паурнамасйам атхапи ва/
чатурммасйа-вратарамбхам курййат карката-самкраме//
Абхаве ту туларке’пи мантрена нийамам врати/
карттике шукла-двадашйам видхиват тат самапайет//

Обеты этой враты следует соблюдать в течение четырех лунных месяцев, начиная со светлого двадаши месяца Ашадх и заканчивая светлым двадаши месяца Картика. Или же начиная с пурнимы месяца Ашадх и заканчивая пурнимой Картики. Или же начиная со дня Карката-самкранти, когда Солнце вступает в знак Рака, то есть начиная с солнечного месяца Шраван и вплоть до окончания солнечного месяца Картика.7 Те, кто неспособны следовать Чатурмасйа-врате в один из трех описанных сроков, должны с полной самоотдачей совершать Нийама-Севу на Картику, повторяя джапу своей мантры и другие положенные обеты. Урджа-врату соблюдать особенно важно: она упоминается как одна из шестидесяти четырех слагающих Бхакти. Оставлять обеты Урджа-враты следует начиная со светлого двадаши месяца Картика, другими словами, исполнять их следует по крайней мере двадцать пять дней8.

Четыре месяца дождей Шри Бхагаван находится на ложе сна. В это время следует принять обеты Чатурмасйи, чтобы росло желание служить Хари. Чатурмасйа—вечная врата. Неисполнение враты—грех. Шастра говорит:

Итй ашвасйа Прабхор агре грихнийан нийамам врати/
чатурммасешу карттавйам Кришна-Бхакти-вивриддхайе//

“С такой молитвой перед Господом обетник примет на себя нийамы Чатурмасйи ради того, чтобы росла его Кришна-Бхакти”.

В Бхавишйа-Пуране:

Йо вина нийамам марттйо вратам ва джапйам эва ва/
чатурммасйам найен муркхо дживанн апи мрито хи сах//

Те муркхи, что проводят время Чатурмасйи, не принимая никаких обетов, не повторяя джапу, хотя и выглядят живыми—мертвы.

Правило враты состоит в Нийама-Севе Шри Бхагавану —обетованном удовлетворении Его чувств, и в джапе и Санкиртане Его Святого Имени. В Сканда-Пуране в беседе Брахмы и Нарады говорится:

Джапа-хомадй ануштханам Нама-санкиртанан татха/
свикритйа прартхайед Девам грихита-нийамо будхах//

Обладающий ясным разумом примет, молясь своему Господу о помощи, обет повторять джапу и совершать Нама-Санкиртана-йаджну.

О запретах, действующих во время Чатурмасйи, написано:

Шраване варджджайеч чхакам дадхи бхадрападе татха/
дугдхам ашвайудже маси карттике чамишам тйаджет//

В первый месяц Чатурмасйи (Шраван) следует отказаться от шака, во второй месяц (Бхадра)—от йогурта, в Ашвин—от молока, и в Картику—от амиша.9 Под шаком некоторые понимают приготовленные овощи вообще. Отказавшись от бхоги, необходимо совершать Хари-Санкиртану.

Ручйам тат-тат-кала-лабхйам пхала-мулади варджджайет/

У дживы есть жадность до свежих овощей и фруктов по сезону, и за этой жадностью она забывает о Хари; пресыщаясь ими, джива полностью погружается в мирское, поэтому во время Чатурмасйи необходимо отказаться от этого желания и, в воздержании, совершать Хари-Киртану.

Все время, пока Хари отдыхает на ложе сна, нельзя принимать все виды фасоли, калингу, патол, баклажаны и пропавшую пищу10. Белые баклажаны нечисты всегда, от них требуется отказаться полностью, а по мере возможности отказаться и просто от баклажанов, патола и других приятных овощей.

Принять все ограничения сразу невозможно, поэтому следует принять те из них, которые обетник в состоянии выполнить. Карми не могут отказаться от мысли о наслаждении, поэтому каждый запрет сопровождается описанием плодов, которые приносит его соблюдение. Самое главное состоит в том, что благодаря отречению ослабляется озабоченность внешним миром и появляется возможность обратить свои мысли, слова и поступки к Шри Бхагавану. Чем больше проявит себя Дхарма атмы—Дхарма вечного служения Хари, чем больше обуздана будет дхарма тела и ума—их пристрастия и вкусы, тем больше будет вдохновения и усердия в служении Хари.

Если это возможно, то во время Чатурмасйи обетник будет принимать прасад только единожды в день, каждый день принимать омовение, все делать только ради Хари и во всем полагаться на Него Одного (Хари-ништха) и все четыре месяца проводить Арчану Хари. Пока Хари пребывает на ложе сна, отдыхать на удобной постели запрещено; благоприятно спать на земле.

Обетник, имеющий на это силы, откажется от соли, растительного масла, меда, трав. Он откажется ото всех вкусов: острого, кислого, горького, сладкого, соленого и терпкого. Обетник посвятит себя йоге. Из всех йог самая высшая и самая приемлемая—Бхакти-йога, потому что Бхакти-йога и есть вечная природа атмы. Раджа-йога или джнана-йога—временные наклонности ума, а карма-йога или хатха-йога—деятельность телесная и до некоторой степени умственная, а следовательно временная.

Тот, кто может, не будет принимать приготовленной пищи. Можно отказаться от молока, кисломолочных продуктов и сыворотки. Полный запрет на вино, мед и мясо11. Тот, кто на это способен, будет поститься через день. Пока Хари спит, нельзя обрезать волосы и ногти. Ухаживать за волосами и ногтями значит беспокоиться о своем удобстве и приятной внешности. Если принять на четыре месяца обет молчания, то предоставляется возможность совершать только беспримесную Киртану Хари. Если есть без тарелок, с земли, приходит чувство собственного ничтожества (дайнйа), необходимое в служении Хари. Все эти ограничения устраняют препятствия для Бхаджаны. К правилам Чатурмасйи Преданные должны относиться как к анукулйе, помощи своей Бхаджане. Жить по нийамам в то время, когда Хари отдыхает на ложе сна,—указание Шастры.

Тасмин кале ча мад-бхакто йо масамш чатурах кшипет/
вратайр анекайр нийамайх Пандава шрештха-манавах//

О сын Панду! Тот из Моих Бхакт, кто, приняв различные обеты, проведет эти четыре месяца в их исполнении, должен считаться лучшим из человечества.

Помимо перечисленного, как обеты в Чатурмасйу можно принять следующее: вкушать только ночью; вкушать только панча-гавйу: молоко, йогурт, топленое масло, коровью мочу и навоз; принимать омовение в Тиртхах; есть только то, что приходит само, ни о чем не прося; петь и играть на музыкальных инструментах в Хари-Мандире для Господа; приносить радость людям, объясняя им послание Писаний; не пользоваться маслом или кремом для тела. Все обещанные плоды предназначены для корыстных карми; джнани и Бхакты не нуждаются ни в прижизненных, ни в посмертных наградах. Бхакта должен отказаться даже от мукти, желанного вознаграждения джнани. Бхагавад-Бхакти избавляет от стремления к покою и освобождению от страданий. Если суметь отдаться Кришна-Севе всем своим существом, Чатурмасйа принесет свой высочайший плод.


1. Вайшнавские Смрити описывают, как сделать повседневную и общественную жизнь благоприятной для Служения Хари, Смрити, которыми руководствуются смарты, описывают, как можно использовать поклонение Хари и деватам в помощь повседневной и общественной жизни.

2. Саннйаси, по самому определению своего ашрама, не может ни заниматься карма-кандой, ни стремиться к ее плодам.

3. Последнего месяца Чатурмасйи

4. Анукалпа—дополнительное положение, к которому прибегают в случае невозможности выполнить главное (пратхамакалпа). Так, например, вкушение фруктов и кореньев является анукалпой для экадаши-враты.

5. В отличии от естественного (свабхавика) сознания Кришны, каким является Бхава-Бхакти, приобретенное или привнесенное (в деятельность ума) сознание Кришны происходит не из природы дживы, но из обязательности в следовании обетам, замещающей собой санкалпу-викаклпу, отношение к окружающему с позиции удовлетворения своих чувств, т.е. деятельность ума. Такое приобретенное состояние сознания создает благоприятные условия, чтобы проявилось естественное чувство души.

6. Все цитаты в этой статье—из 15 виласы Шри Хари-Бхакти-виласы.

7. Согласно ХБх-виласе, 15.59, Чатурмасйа-врата может также начинаться со светлого экадаши месяца Ашадх, и именно так она проходит в Шри Чайтанья Гаудийа Матхе Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махараджа.

8. Урджа-врата должна продолжаться по меньшей мере с пурнимы месяца Ашвин до светлого двадаши Картики, что составляет 25 дней.

9. Соответствующие Вайшнавские имена месяцев Чатурмасйи: Шридхар, Хришикеш, Падманабха и Дамодар. Шак—любая зелень, дадхи включает в себя и йогурт, и простоквашу и другие подобные кисломолочные продукты, к амишу относятся, в частности, лимоны, любое молоко, кроме козьего, коровьего и буйволиного, соль, добытая из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, вода из кожаных емкостей и пища, приготовленная для себя, и все невегетарианские продукты. Также на протяжении Картики действуют и другие ограничения, совпадающие с правилами Пурушоттама-враты (см. “Слава месяца Пурушоттам).

10. слова “пропавшая или испортившаяся пища” не относятся к Махапрасаду

11. Из подобных запретов можно понять, что никакие, даже самые греховные, привычки человека не делают для него Чатурмасйа-врату необязательной.

Перевод: Триданди Б.В.Нарасимха


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100