Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >>
Триданди Б.В.Нарасимха >> МАХАПАТИТАПАВАН
МАХАПАТИТАПАВАН
(величайший спаситель падших)
C низкими поклонами стопам Гурудева и
Гаудий
Такое впечатление, что термин "регулирующие
принципы" привел к забвению того, что
принципы эти упоминаются не в каком-то
субрелигиозном смрити, а в Шримад Бхагавате,
в самой Первой его Песни. Называются они там
несколько иначе: Кали-стхан, места, в
которых находится Кали, анти-божество Кали-йуги.
И их не четыре, а пять, причем пятое содержит
в себе ключ к четырем предыдущим, но об этом
позже.
Тот, кто соприкасается с этими местами тем
или иным образом, неизбежно оказывается под
влиянием Кали. Все ли помнят, каково
определение века Кали? Кали -- это век ссор и
лицемерия. Кали, как говорит Шрила
Бхактивинод Тхакур, -- это причина
равнодушия к Йуга-дхарме, настолько простой
-- по милости Господа к слабым и убогим душам
этой эпохе. Хуже того, Кали - это причина
неверия в Бхакти самими Бхактами, и, как
следствие этого, неверия в Бхакти со
стороны тех, кто встречается с этими так
называемыми Бхактами. Капотата, т.е.
лицемерие, - это то единственное слово, к
которому Шрила Бхактивинод сводит все
Намапарадхи. Апарадха - это капотата. И тот,
кто вместо того, чтобы курить за углом и
пить чай, после того, как уйдут гости, делает
это демонстративно, чтобы объявить о своей
честной патитости и, следовательно,
спасенности, худший капот по сравнению с
первым, потому что ему не стыдно.
Почему "субрелигиозные принципы", с
которых начинается Бхагавата, были для нас
настолько важными, покуда мы считали себя
начинающими, и стали настолько немодными,
стоило нам понять, что "есть что-то высшее"?
Хотя желание греха уходит из сердца далеко
не сразу, первое _побочное_ следствие
настоящей Шраддхи -- это отказ от всякой
греховной деятельности (Бхагаватарка-маричи-мала).
Анартха-нивритти -- это избавление не от
папа, а от желания греха, но это еще не
полное очищение сердца. Впереди еще так
много того, что должно уйти из сердца: кроме
папа, есть еще пунйа, а еще есть пунйа-васана,
желание пунйи, а также авидйа, еще более
глубинная причина и папа, и пунйи. Анартха-нивритти
заканчивается только на стадии Асакти. Если
Шраддха не может избавить от такого малого,
то что будет потом?
А есть ли она, Шраддха? Патита-паваны
притяжением своей Бхакти пробуждали и
пробуждают в душах настолько сильное
стремление к Ашройу, что низменные
удовольствия становятся просто постыдными
и очень быстро отпадают от души. Они дают
Шраддху, и, видя Шраддху -- _испытав_ Шраддху,
дают Харинам и Дикшу тем дживам, которые уже
_испытали_ свою веру в Гурудева и Святое Имя.
В отличии от них, нео-Махапатита-паваны дают
Харинам и Дикшу тем, у кого нет Шраддхи,
обещая, как правило через своих старших
адептов, Шраддху как следствие посвящения.
Чем это лучше, чем Шраддха как следствие
Бхавы, или Анартха-нивритти, как следствие
Махабхавы? Как отметил Шрила Прабхупад в 1000
обвинений псевдодуховной Расе, сахаджийи --
это те, кто движутся в обратном направлении:
от Бхавы к Анартха-нивритти и Шраддхе, от
Лилы к Наме и т.д. Судя по всему, от пунйи и
желания пунйи они избавляют своих учеников
тоже намного раньше, чем от греховной жизни.
ШРАДДХА -- ЭТО УСЛОВИЕ ДЛЯ ХАРИНАМЫ И ДИКШИ,
А НЕ СЛЕДСТВИЕ ИХ.
Шраддха -- это само по себе чудо, знамение
того, что Сад-Гуру есть, на каком бы
расстоянии от него я ни находился. Со
Шраддхой, Харинам и Дикша -- это второе
рождение, самскара, или потрясение, которое
затмевает все впечатления прошлых жизней.
Без Шраддхи, состояние перед Харинамой и
Дикшей -- это любопытное ожидание чуда, а
состояние после: притворство о том, что "нечто"
произошло.
Когда грешники совершают Киртан, они
становятся святыми. Когда после Киртана
грешники снова становятся грешниками, то
это не Киртан, а оргия Кали. "Подражание
чему-то хорошему, в конце концов, тоже
хорошо -- те, кто под таким предлогом множат
число недостойных учеников -- Кали-чоры,
агенты Кали" (Шрила Бхактивинод). Когда
махапатит спасен, это видно по нему:
Прабху боле: Джагаи-Мадхаи, ар на
кориш пап
Джагаи-Мадхаи боле: аро наре бап!
Прабху сказал: Джагаи-Мадхаи,
больше не грешите!
Джагаи-Мадхаи ответили: Отец, больше
никогда!
Изредка нео-Махапатита-паваны
довольствуются постановкой этого диалога-формулы,
вместо того, чтобы проверить, имеет ли вера
потенциального ученика влияние на самые
элементарные области его жизни. Посвящения
без испытания разрушают все лучшее, что
есть в этом мире, вместо того, чтобы спасать
махапатит:
вакта_ сара_го ни_ра_го двивидхах:
парики_рттитах:
сара_го лолупах: ка_ми_ тад уктам. хр.т на сам.спр.ш^ет
Вакта, или наставляющие, делятся на сарага
и нирага, патетических ораторов и говорящих
одной силой Слова. Сарага жаден до денег,
manpower и женщин, сказанное им не касается
сердца.
упадеш^ам. каротй эва на пари_кша_м.
кароти ча
апари_кшйападишт.ам. jат лока-на_ш^а_йа тад
бхавет
Он наставляет и посвящает (упадеш
означает как наставление-лекцию, так и
посвящение в мантру), но не испытывает
наставляемых. Упадеши, данные без
предварительного испытания, губят мир.
В свою очередь, нирага-вакта имеет дело
далеко не со стерильной аудиторией:
ка_ма-кродха_ди-jукто'пи кр.пан.о'пи
виша_дава_н
ш^рутва_ вика_ш^ам а_йа_ти са вакта_ парамо
гурух:
Тот, услышав слова которого, охваченный
вожделением или гневом, или даже жид, или же
от скорби не желающий ничего и никого знать,
расцветают, меняются, преображаются,
становятся самими собой -- душой -- такой
вакта_ -- величайший из Гуру. (Бхакти-сандарбха,
203)
Что же дают нео-Махапатита-паваны своим
ученикам во время посвящения? Вместе с
текстом Махамантры и Дикша-мантр, дают ли
они им какую-то Бхакти? Обладает ли эта
Бхакти силой избавить их от невежества,
насилия, хотя бы от жажды наслаждений в тамо-гуне?
Или это больше вера в необязательность
подчинения всех аспектов своей жизни
Служению Имени, коль скоро у меня есть такой
великий Гуру? В своей статье "Кали" (которой
у меня, к сожалению, нет сейчас с собой,--
иначе ответом был бы просто ее перевод)
Шрила Бхактивинод Тхакур перечисляет
негативные последствия употребления
разных одурманивающих веществ, очень
подробно, по категориям. И последствия эти
состоят не в раке легких, циррозе печени и
шизофрении, а в том, что, например, "тобакокурение
приводит к атеизму"!
Дело в том, что там сидит Кали. Это не
просто вредно для организма или приводит к
погромам, если в большом количестве, -- это
медленный конец Садхана-Бхакти. Я не знаю,
насколько губительным для Бхакти было "нарушение
принципов" в Сатйа-йугу, и кому это вообще
было тогда интересно, но встреча Парикшита
и Кали -- не просто развернутая аллегория
или антиалкогольный спектакль. Кали есть, и
он враг любой искренней религии. Причем
проникает он изнутри, в виде оправданий и в
виде денег (пятый Калистхан). Не надо
заменять веру в Бхагавату рациональными
объяснениями. К счастью, Кали не витает в
воздухе, а находится всего лишь в пяти
местах, которых можно избежать.
Некоторые возражают, что ничто
материальное не в силах разрушить Бхакти.
"Что может поделать с моей Бхакти пара
сигарет, цена которым 10 пайсов?" (цитата).
Действительно, разрушить Бхакти -- это все
равно, что взорвать Голоку или убить Шри
Кришну -- такая же дикость. Но о чем тогда
слова "шад.бхир бхактир вина_ш^йати" во
втором стихе Шри Упадешамриты? Садхана-Бхакти
-- это состояние стремления к Бхакти, а не
обретение (сиддхи) Бхакти, и такое состояние
может быть разрушено любым стремлением в
другую сторону.
Кроме лицемерия и неверия, Кали несет за
собой еше кое-что -- враждебность. Но,
прикрытая лицемерием, враждебность не
принимает форму физического насилия. Она
выливается в то, что принято считать сейчас
здоровым достижением цивилизованного
капитализма -- конкуренцию. "Сейчас очень
сильная конкуренция между миссиями" (цитата).
Конкуренция означает забыть про цель.
Как быть с теми моими Гуру-братьями, равно
как учениками Шрилы Бхактиведанты Свами
Махараджа или Шрилы Шридхарадева Госвами,
чья жизнь -- далеко не садачар, а иногда
просто кошмар? Харинам и Дикша даются с
надеждой, но даже после Дикши джива
остается перед выбором: сат- или асат-санга.
Дикша бывает трех видов: ваидики, ведануга и
тантрики; первая -- посвящение, данное
достойному (Гаутама и Сатйакама), второе --
данное при наличии благих качеств, невзирая
на присутствие недостатков (Нарад и Дхрува),
третье -- данное, несмотря на отсутствие
каких-либо достоинств, для того, чтобы силой
Дикши эти достоинства пришли. Но тантрики
Дикша, подразумевающая наибольший риск,
дается на основании Шраддхи, а не без
разбору, и сострадание Гурудева (пара-духкха-дукхи)
остается даже для падшего ученика той
совестью, что не дает ему зажить лицемерной
и самооправданной жизнью дхарма-дхваджи. Я
видел сам, как страдает Шрила Гурудев от
аначара своих учеников. Гурудев говорил об
этом сам -- и в частных случаях, и в целом.
Страдает не по кармической цепочке -- это
может касаться обычных и честных гуру, а не
Махабхагаватоттам, вечных Спутников
Бхагавана. Страдает, потому что были и не
смотря ни на что остаются основания для
надежды, потому что дал им своего
поклоняемого Господа, все равно что положил
им на ладони свое обнаженное сердце. А
полная незатронутость нео-Махапатита-паванов
частной жизнью своих учеников и "отсутствие
реакций" -- это нечто совершенно другое,
связанное не с незыблемостью их духовного
положения, а, скорее, с отсутствием какой-либо
связи между учеником и учителем.
Я помню, как Шрила Гурудев, объясняя эти
элементарные регулирующие принципы,
неожиданно (для меня) сказал: "В этом
отличие Гаудия Матха. В следовании этим
правилам". Мне было довольно сложно это
принять, как "это" может быть
отличительной чертой Шри Гаудия Матха. Но
в Бхагавате нет ничего, не связанного с
вечной дхармой дживы. Нет ничего в
интересах просто общества, просто
человечества, просто дхармы моралистов. Все
в интересах Бхакти: Бхактйанукул. Конечно,
высшее объяснение "четырех принципов",
а точнее, пяти Калистханов, есть. Оно просто
необходимо, чтобы холостые лакто-вегетарианцы
не считали себя исполнившими всю Садхану и
записанными в царство Божие. И в этом,
высшем объяснении, которое, действительно,
связывает отказ от Калистханов с
Шикшаштакой, особенность Шри Гаудия Матха
видна ясно, как никогда:
"Гаудия Матх говорит: не надо
заниматься торговлей под видом дхармы.
Вместо того, чтобы использовать Хари в
интересах своего наслаждения, мы должны
служить и только служить Шри Хари. Гаудия
Матх говорит, что подражание Преданному
Хари или переодевания в Нараду, как во время
представления, не имеет ничего общего с
следованием по стопам Преданного Хари или
Нарады. Хари-киртан Гаудия Матха состоит
не из восхитительных мелодий, ритмов и
каденций -- их вы найдете даже в граммофоне
или пении продажных девиц. Необходима _четаната_,
необходимо сознание, необходима пламенная
жизнь, необходимо одновременно следовать и
проповедовать. Гаудия Матх говорит, что
тот, кто не обладает чистым характером, не
достоин даже называться человеком, что
говорить о том, чтобы слыть религиозным (дхармиком).
Гаудия Матхх держится в стороне от пяти
Кали-стханов (вместилищ вражды). По мнению
Бхагаваты, Кали-стханы таковы:
1) одурманивающие игры, такие как карты,
кости и т.д.; торговля или торговля под
видом дхармы как профессия;
2) излишества, такие как бетель, тобак,
вина и т.д.;
3) неправильное общение с женщинами или
ненормальная привязанность к собственной
жене; 4) убийство животных; не
провозглашать истину людям, но лгать им и
обманывать; не проповедовать дживе Хари-катху,
Слово Бога; под видом Хари-катхи учить чему-то
другому;
4) обманывать людей или принимать от них
трудом заработанные деньги и использовать
их на поддержание жены и детей или на
умножение своих удовольствий; не занимать
все -- тело, ум и речь дживы -- жизнь,
средства и интеллект -- в служении Шри
Вишну, являющемуся Владыкой всего и
Господом всего богатства." ("Что
делает Гаудия Матх?" - Хари-катха Шрилы
Прабхупады)
Поэтому не считайте Гаудия Матхом то, что
им, по определению, не является.
дасабхас Бхактивиджой Нарасимха
Впервые опубликовано на форуме Ishta-goshthi
|