= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >> Триданди Б.В.Нарасимха >> УЧИМСЯ AНУГАТЙЕ

УЧИМСЯ AНУГАТЙЕ
НАВАДВИПА-ДХАМА-ПАРИКРАМА

Ачарййа дхарммам паричарййа Вишнум
Вичарййа тиртхани вичарййа ведан \
вина на Гаураприйа-пада-севам
ведади-душпрапйа-падам виданти \\

Можно безупречно исполнять обязанности своей варны и своего ашрама, можно безукоризненно поклоняться Всевышнему Господу Вишну, можно снова и снова обходить тысячи священных мест, можно обсуждать глубокий смысл Вед, но не служа стопам тех, кого любит Шри Гаура, узнать о царстве, недосягаемом даже для Вед, —узнать о царстве, описание которого настолько скрыто в Ведах, что никому не найти, —узнать о Шри Вриндавана-Дхаме, земле Божественных Игр Шри Шри Радха-Говинды, —невозможно.

(Шри Чайтанья-чандрамритам 22)


Слово анугатйа означает “следовать по стопам”, “быть последователем”, “покорность”, “верность”. Это качество —важнейшее в Вайшнаве. Без этого одного качества все остальные качества, какими бы замечательными они ни были, бесполезны, а в области религии —опасны. Знание Писаний, серьезное отношение к духовной жизни, отречение, целеустремленность и прочие несомненные достоинства, лишенные анугатйи, отличают основоположников многих апасампрадай, псевдо-Вайшнавских течений. Но одна только анугатйа, будучи обращенной к чистому Вайшнаву, способна привлечь к дживе, больше ничем и не одаренной, Милость Махапрабху —сверх всяких ожиданий. Следуя по стопам Гуру и Вайшнавов мы должны воспевать Нам, следуя по стопам Гуру и Вайшнавов мы должны читать Шастру, следуя по стопам Гуру и Вайшнавов мы должны говорить Хари-катху, готовить, убирать Мандир… Но как это? Такому начинающему, как я, это кажется чем-то отвлеченным, непонятным. Навадвипа-Парикрама —самый наглядный урок анугатйи. Что бы то ни было, я иду за тем, кому я верю, и за теми, в кого верит он. Как бы ни было тяжело. Парикрама как обход Святой Дхамы относится к Пада-севане, низкому Служению Господу. Служение Вайшнавам, Туласи, уборка Мандира также относятся к Пада-севане. Но, словами Шрилы Гурудева, положив начало Навадвипа-Дхама-Парикраме, Шрила Прабхупад Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур дал редкую возможность одновременно совершать пять самых могущественных видов Бхакти: Садху-сангу —общение со святыми Вайшнавами; Нама-Киртану; Бхагавата-шраван —слушание Бхагаваты; Матхура-вас —пребывание на Земле Гауранги Махапрабху, и Служение Шри Мурти с Верой. Даже непродолжительное соприкосновение с этими пятью видами Бхакти даст Кришна-Прему —если при этом нет апарадх. Но если обратить это Служение к Шри Шри Гаура-Нитйананде, даже апарадхи не будут приняты в расчет, кроме одной. Пара-чарча: сплетничество (ЧБха:).

Милостью Гурудева и милостью Вайшнавов мне посчастливилось пройти в этом году Парикраму Шри Навадвипа-мандалы от начала до конца, следуя по стопам Шрилы Бхакти Валлабха Тиртхи Госвами, а значит следуя по стопам Шрилы Гурудева, Шрилы Прабхупады и их спутников. Шримати Гандхари Деви и Шриман Садананда Дас прошли Парикраму этого года полностью. Шрийута Бхарата Дасадхикари и Шриман Амаранатх Дас участвовали в большей части Парикрамы. Каждый день, возвращаясь с Парикрамы, Шрила Тиртха Махарадж говорил в Шри Чайтанья Гаудия Матхе Хари-катху, примерно с 9-ти до 11-ти часов вечера. Записи этой Хари-катхи мне удалось переписать, и сегодня я прошу Вайшнавов принять перевод первой из них, сделанной вечером перед Парикрамой,
6 марта. В Натйа-Мандире я был единственным в тот вечер, к кому Тиртха Госвами Махарадж мог обращаться на английском, поэтому в этом переводе встречается обращение на “ты”.

акиначана Шри Ниламадхава дас


Начинается девятидневный фестиваль Шри Чайтанья Гаудия Матха. Сегодня адхивас. Парикрама начнется завтра. Завтра будет Парикрама Земли Атма-ниведана Антрадвипа. Послезавтра Парикрама Земли Шраваны Симантадвипа, а через два дня —Парикрама Земли Киртана Годрумадвипа и Мадхйадвипа, Земли Смараны. В двадаши, 10-го марта, —день отдыха. Затем 11-го марта очень насыщенный день —Парикрама Земли Пада-севаны Коладвипа; Земля Арчаны РИтудвип, Земля Ванданы Джахнудвип и Земля Дасйи Модадрумадвип. После этого, 12-го марта, будет Парикрама Земли Сакхйи Рудрадвипа и адхивас Рождества Махапрабху, а также ежегодный отчет Гаудия-санскритa-видйапитха, санскритской школы Гаудий. Затем Гаура-Пурнима, целый день пост и чтение из Шри Чайтанья-чаритамриты о Явлении Шриман Махапрабху, а также ежегодное заседание Шри Чайтанья-Вани-прачарини-сабхи, общества проповеди послания Шри Чайтаньи. 14-го марта заключительный день фестиваля. Такова программа, а сегодня —адхивас-титхи.

Наша беда, наше несчастье —то, что сейчас мы идем на Парикраму, лишенные непосредственного руководства Парамарадхйа Гурудева, основателя и Ачарйи Шри Чайтанья Гаудия Матхов по всей Бхарате, Нитйа-Лила-правишта Ом Вишнупада 108 Шри Шримад Бхакти Дайита Мадхава Госвами Махараджа. Парикрама —одно из слагающих Бхакти, и ее надо совершать, приняв прибежище у чистого Преданного Господа. Принося тысячи и тысячи полных поклонов лотосным стопам Шрилы Гурудева, я молю его о милости беспрепятственно завершить Парикраму Шри Навадвипа-Дхамы и провести праздник Рождества Гауры в Шри Чайтанья Гаудия Матхе в Ишодйане.

Каждый год мы проводим этот праздник. Сегодня адхивас —приготовительный день. Сегодня ты должен подготовить себя к Парикраме Шри Навадвипа-Дхамы!

Шрила Рупа Госвами пишет:

Атах Шри Кришна-Намади на бхавед грахйам индрийайх \
севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах \\
Синдху Пурва 3.133

Парикрама Навадвипа-Дхамы является частью именно такой Бхакти. Кришна, Гауранга Махапрабху, пребывает за пределами материальной природы, выше материальной природы —трансцендентен. И Его Имя, и Его Облик, и Его Достоинства, и Его Лила, и Его Дхама —все недосягаемо для материальной природы. Мы не в состоянии увидеть Дхаму. Этими плотскими глазами, наслаждающимися глазами, увидеть Дхаму невозможно. Материальными ушами услышать о Махапрабху невозможно. Материальным языком невозможно совершать Киртану. Но если предаться Бхагавану, если предаться Его Преданному, если придти к Преданному, чтобы служить, —тогда Божественные качества Бхагавана явят себя! Откровение о Дхаме придет из уст Шуддха-Бхакты! Севонмукхе хи джихвадау свайам эва спхуратй адах. Стать севонмукха, “все ради Него” —Абсолют ради Себя и по Себе. Когда мы даем определение Абсолюту, мы не говорим "It-God", “Бог-оно”, нет: Абсолют ради Себя и по Себе.

Сегодня адхивас, завтра начнется Парикрама. Как нам увидеть подлинную природу Дхамы? Кто нам покажет? Покажет вечный Спутник Господа. Кто положил начало Навадвипа-Парикраме? Кто описал славу Дхамы? Бхактивинод Тхакур. Он вечный Спутник Господа! Он описал Навадвипа-Дхаму как Голоку-Вриндавану, и все, что он написал на бенгали, каждое слово —Шабда-Брахма, Слово-Абсолют! Не обычные звуки, не материальные звуки. Я слышал это от моего Гуру Махараджа. Однажды я слышал, как он читал вслух Калйана-калпатару. Он читал, и неожиданно его голос прервался и он не смог читать дальше. Потом, вернувшись во внешнее сознание, он сказал: “То, что написал Бхактивинод Тхакур, —не обычные звуки! Каждое слово —трансцендентный звук, неотличный от Бхагавана!”

Это придет как откровение! Ты понимаешь, о чем я говорю?

Мы не можем увидеть, мы не можем получить даршан, вИдение Навадвипа-Дхамы этими материальными глазами. С ложным эго, с эго наслаждающегося —“Я буду наслаждаться! Мир существует для моего наслаждения!” —с таким ложным представлением о себе мы не можем видеть Дхаму. Мы не можем слушать о Кришне. Мы не можем делать ничего, что относится к преданному Служению. Только в откровении это будет явлено! Потому что Бхагаван трансцендентен, недосягаем для материальных чувств, ни для грубых, ни для тонких. Его Личные Спутники тоже недосягаемы для материи. Эта Дхама, Обитель, —тоже недосягаема для материи. Духовная Обитель, трансцендентная. Своими собственными силами я постараюсь ее разглядеть… —нас ждет разочарование. Мы должны предаться Кришне —что означает предаться истинному, настоящему Преданному, Личному Спутнику Шри Кришны, Сад-Гуру. Через Сад-Гуру, через Шуддха-Бхакту, мы сможем получить олицетворенную Милость Всевышнего Господа и знание о Божественной Обители. Это придет в откровении!!

Эо самое главное, самое основное, и если мы не понимаем этого, мы неспособны ни на что. Сегодня мы должны подготовить себя, а с завтрашнего дня мы начнем Парикраму. Мы должны очистить свой ум! Как это сделать? Именно поэтому написано: день адхивас-Санкиртаны. Санкиртана как приготовление. Адхивас-Санкиртана.

Вы знаете о Валмики. Воспевая Рама-Нам, он задолго до явления Рама-Лилы описал ее в Рамайане. Все вечно! Имя Шри Кришны вечно, Деяния Шри Кришны вечны, Его Обитель также вечна. Вечно все, что связано с Его Личностью. Все это духовно, недосягаемо для материи. И мы должны предаться через Шуддха-Бхакту. Если вы хотите увидеть солнце утром, пренебрегая лучами солнца, вы не сможете ничего увидеть. Первыми восходят лучи солнца. Благодаря лучам солнца вы можете видеть. Какие же лучи исходят от Шри Кришны? Его Милость. Вы видите солнце по милости солнца! Солнце самосветящееся, и подобно этому, Бхагаван —Самосияющий. Бхагавад-Дхама, Его Обитель, —тоже самосияющая. Все самосияющее! Но чтобы понять это, необходимо полностью отвергнуть все виды гордости, все виды высокомерия. С ложным мнением о себе мы неспособны ни на что. Что мы должны делать, чтобы очистить свой ум?! Мы должны петь Харе Кришна Махамантру. И мы получим все! В Шикшаштаке Чайтанья Махапрабху говорит об этом настолько сильно. Мы принадлежим к школе Чайтаньи Махапрабху! Только если принятие нами Его учения заключается всего-навсего в том, что мы объявляем себя приверженцами школы Чайтаньи Махапрабху, то этого мало — —

Чето-дарпана-марджджанам бхава-маха-давагни-нирввапанам
шрейах-кайрава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам/
анандамбудхи-варддханам прати-падам пурнамритасваданам
сарвватма-снапанам парам виджайате
Шри-Кришна-санкирттанам//

Мы совершаем Санкиртану!!

Отбросив все апарадхи, вместе со множеством других Преданных громко петь Имя Бхагавана —Имя Радха-Кришны, совершать Киртану Имени, Красоты, Качеств, Лилы, Дхамы Бхагавана —это Санкиртана. Такого рода Санкиртана устранит все низменные желания, очистит, освятит наш ум. Милостиво очистит. Первое, чего мы сможем достичь в Санкиртане: очищение ума. Когда ум будет чист, когда в нем не будет никаких иных желаний, тогда не будет и страданий. Мы тяжело страдаем за то, что у нас есть желания иные, кроме желания служить Шри Кришне. Это называется —лесной пожар!! Лесной пожар будет потушен только тогда, когда мы будем правильно совершать Санкиртану: чето-дарпана-марджджанам бхава-маха-давагни-нирввапанам. Но на избавлении от страданий все не заканчивается. К вам придут все виды вечной благодати. Бхагаван Всевышний Господь всеблаг: вы будете избавлены от всякого зла —и Абсолютное Благо войдет в ваш ум, низойдет в ваш ум. И после этого у вас будет подлинное знание того, “чей я?”, того, что мы связаны с Ним Одним. Как мне служить? Ради чего мы пришли в Навадвипа-Дхаму? Мы поймем. Мы поймем, что я вечный слуга Шри Кришны. Я Его нитйа-дас!!

Гаите гаите Нам ки доша хоило \
Кришно-нитйо-дас мунаи хридойе спхурило \\

Бхактивинод Тхакур говорит: “Я пел Кришна-Нам, и что произошло со мной? Моему сердцу открылось, в откровении: „Я —вечный слуга Шри Кришны!”” Гопи-бхарттух пада-камалайор Даса-Дасанудасах! Я много раз слышал это из уст моего Гурудева: “Я Вайшнавадас”.

Мы слуги Слуг Слуг Всевышнего Господа Шри Кришны. Просто сказать “слуги Шри Кришны” будет недостаточно ясно. Наше подлинное “я” —Вайшнавадас. Так мы должны видеть свою принадлежность, и только тогда можно служить Шри Кришне и Его Преданным —потому что у Него есть Его Спутники. И когда у нас будет такое отношение к Ним, отношение в любви, тогда, произнося Имя, мы погрузимся в океан амброзии, Ананды, блаженства, абсолютного блаженства. Не останется несчастья, и будет открыто, что Абсолютное Блаженство —это Имя Кришны, Абсолютное Блаженство —Навадвипа-Дхама! Ты найдешь это утверждение в словах Прабодхананды Сарасвати:

Шрутиш Чхандогйакхйа вадати парамам Брахма-пуракам
Смрити Вайкунтхакхйам вадати кила йад Вишну-саданам \
Ситадвипана чанйе вирала-расико’йах Враджаванам
Навадвипам ванде парама-сукха-дам там Чид-удитам \\
Навадвипа-шатакам 2

Парама-сукха-дам! Ты найдешь свидетельство в Чхандогйа Упанишат. Чхандогйа Упанишат подтверждает, что эта Навадвипа-Дхама есть Парабрахма. Парабрахма —это Всевышний Господь Шри Кришна, Он же Гауранга Махапрабху. Брахмано хи пратиштхахам (Гита 14.27) —“Я Причина однообразного безличного Бога”.  Парабрахма. Смрити Вайкунтхакхйам…йад Вишну-саданам: Недосягаемая для материи Обитель Вишну —Навадвипа-Дхама. Ситадвипана чанйе —Шветадвип, вы найдете это в Пуранах. А те, кто ближе всех к сердцу Господа,
—Гопи, супружество в любви, —они знают все. Чем больше мы предаемся воле Шри Кришны, тем полнее Его Качества, Его Окружение, Его Красота будут открывать себя нам. Гопи —высочайший пример такого Шаранагати. Им открыто все о Бхагаване: Его Личность, Его Дхама и многое-многое другое. Враджаванам: для них Навадвипа —это Враджа-Дхам.

Пратипадам пурнамритасваданам —и на каждом шагу мы будем ощущать вкус пурнамриты! —полного счастья. Не имеющего конца, безграничного —на каждом шагу. Все, что повторяется, —надоедает, и мы устаем. Если мы слушаем здесь какую-нибудь приятную песню, то после десяти-пятнадцати дней непрерывного слушания она становится избитой. Но махима Бхагавана, Его слава такова, что, переживая вкус Его Имени, Его Красоты, никто не сможет их закончить! Конца не будет —пратипадам пурнамрита. В Имени находится Дхама. Явлена в Имени. Там Чид-удитам. Самосияющая природа. Если вы попытаетесь увидеть солнце ночью, у вас получится? Даже если вы соберете все огни Надийа дистрикта, вы не увидите солнца. Потому что оно само-сияющее, само-светящееся. Чтобы увидеть солнце, мы не можем воспользоваться помощью любых других огней, но солнце взойдет с помощью солнца. Взойдет —и вы увидите солнце, вы увидите себя, вы увидите все. Поэтому Парама-пуджйапад Бхактиведанта Свами Махарадж говорил: “И самосияющее Солнце явит Себя в вашем сердце. Оно озарит все. Самосияющий Бхагаван явит Себя в вашем сердце. Вы увидите себя, вы увидите все”. Откровение. Если не будет анугатйи, ученичества, покорности Шаранагата-Бхакте, то не будет ничего.

Ки-рупе паибо сева мунаи дурачар \
Шри Гуру-Вайшнаве роти на хоило амар \\
ошешо майате мон могоно хоило \
Вайшновете лешо-матро роти на джонмило \\

Так говорит Нароттам Тхакур. “Как мне обрести Служение Вайшнаву, Навадвипа-Дхаме, Гауранге и другим? ! У меня нет веры в Вайшнава! В этом мире нет Вайшнавов, в этом мире нет Гуру —я единственный Вайшнав”. Это самое жалкое существо. Неудачник. Он не сможет идти. Потому что он не видит. Наш Гурудев всегда говорил: “Я самое жалкое существо. У меня какие угодно желания этого мира, только нет желания стать Вайшнавадасом”. Первое, что мы должны понять, —это “кто я”. Вайшнав —он Вайшнав. Но даршана Вайшнава нет —и Служения Вайшнаву нет. Даршана Гуру нет —и Служения Гуру нет. Его жизнь —окончательно погублена. Такова песня Нароттама Тхакура.

Об этом же говорил и Чайтанья Махапрабху. В беседе с Рамананда Райем, все, начиная с варнашрамы и кончая брахма-бхута…мад-Бхактим лабхате парам (Гита 18.54), Он назвал внешним. Эхо бахйо. Сарвва дхармман паритйаджйа… (18.66) —бахйо. Но при первом упоминании Бхакта-ман, преклонения перед Преданным —эхо хой, “да, это так”.

Вы идете на Парикраму, и вам будет тяжело. Вы будете уставать, вы не сможете вовремя поесть, утолить жажду, вашим ногам будет больно идти босиком. Но парама-сукхадам! Эта Навадвипа-Дхама парама-сукхадам, дарует высочайшее счастье! Она сама есть высочайшее блаженство! В Шастре мы находим тому множество свидетельств. Земля этой Дхамы —мягкая, как лепестки лотоса. Эта Дхама —неотличное проявление Самого Гауранги Махапрабху. Из-за того, что мы пытаемся ощутить ее своими материальными чувствами, мы не можем этого понять.

Этими материальными чувствами мы не можем осознать положение Дхамы. Может осознать Вайшнав —своими духовными чувствами. Как-то иначе —невозможно. Парама-сукхадам —она дает нам, дарует нам высочайшее блаженство, эта Навадвипа-Дхама. Когда придет блаженство, все сложности и страдания пройдут сами собой. Парама-сукхадам там Чид-удитам. Удитам —значит спхуртти, откровение. Как Бхактивинод Тхакур пишет о славе Ишодйана? Тот Ишодйан, где мы с вами сейчас находимся, где он?

Майапуро-докшинамше Джахновиро тоте \
Соросвоти-сонгомеро отиво никоте \\

На юге Майапура, на берегу Джахнави, Ганги, возле места слияния Ганги и Сарасвати —

Ишодйано намо уповон сувистар \

там находится Ишодйан, упаван значит сад, занимающий обширное пространство —сувистар.

Сорввода бходжоно-стхан хоуко амар!

Бхактивинод Тхакур выражает свое желание оставаться здесь в Шри Ишодйан-Дхаме всегда: “Я останусь здесь навсегда”. Он написал это на Годрумадвипе. Там, на Годрумадвипе, он принимал вечером Прасад и ложился отдыхать, а ближе к ночи вставал и воспевал Харинам. Воспевая Харинам, он получал откровение этих Лил и писал. Все, что он написал, не выдумка —откровение. А мы читаем его слова:

Jе воне амаро Пробху Шри Шочинондон \
модхйахне корено лила лойе Бхакто-джон \\

В этом Ишодйане Господь проводит полуденные Игры со Своими Преданными. Иша-удйан. Наш Парама-пуджйапад Пури Госвами Махарадж, Шикша-Гуру, часто говорит: Иша относится к Радхарани, удйан —Ее сад. Место, где ты находишься, —Радха-кунда! Поразительно. Мы бахирмукха, нам нет дела до Шри Кришны и мы не в состоянии видеть: у нас материальные глаза, материальное эго. Мы терпим разочарование. Нам не дано видеть. Нечем. Без милости Шуддха-Бхакты наша вечная природа не пробудится никогда.

Постоянно мы находим: спхурук! спхурук! Молитва об откровении. Через откровение! […] —откровение, Бхактивинод Тхакур пишет —откровение, Рупа Госвами —откровение!! Кроме этого, нет другого пути. Но необходима покорность Шуддха-Бхакте. Дух служения!! Мы пришли сюда, чтобы —чтобы просить Служения у тех Вайшнавов, которые здесь: “Пожалуйста, дайте мне Служение, я хочу служить!” ** пришел ко мне: “Я приехал сюда, чтобы служить; пожалуйста, скажите мне, чем я могу служить?” Ты можешь служить. Есть разное Служение. Воспевай Харинам —это также Служение! Обходи Дхаму —это также Служение! Следуя по стопам Шуддха-Вайшнавов, ты будешь делать это. Покорность им даст тебе Служение.

* * *

(на хинди:) Есть люди, за неделю они зарабатывают пять лакхов (500 000) рупий. Они не могут уделить неделю Парикраме Навадвипы —иначе пять лакхов убытка! Но что такое пять лакхов, пятьсот лакхов по сравнению с тем, что может дать Парикрама Навадвипа-Дхамы?!

(на английском:) Змей, которого запускают дети, воздушный змей. Ты видел воздушных змеев? Дети пускают змея, у них в руках катушка, а к змею приделана бечева. Одним движением они наматывают бечеву на катушку, другим —разматывают. Одна и та же катушка. Похожие движения. А змей или поднимается ввысь, или опускается. Так и Парикрама. ЕСЛИ ТЫ БУДЕШЬ ОБХОДИТЬ НАВАДВИПА-ДХАМУ, СВЯТЫЕ ВИГРАХИ ГОСПОДА И ДРУГИЕ СВЯТЫНИ, СЛЕДУЯ ПО СТОПАМ ВАИШНАВОВ, ТО У ТЕБЯ ВОЗНИКНЕТ ПРИВЯЗАННОСТЬ К БХАГАВАНУ И ВАИШНАВАМ, А ПРИВЯЗАННОСТЬ К ЭТОМУ МИРУ САМА СОБОЙ ИСЧЕЗНЕТ, И ТЫ БУДЕШЬ СПАСЕН ИЗ РАБСТВА МАЙЕ.

“Постарайся как можно скорее положить начало Парикраме Шри Дхамы Навадвипы. Благодаря Парикраме Кришна-Бхакти получат в этом мире все. Приложи все усилия к тому, чтобы Служение Шри Майапуру не ослабевало и становилось ярче день ото дня. Установить печатный станок, проповедовать Вайшнавские Писания и проповедовать Нама-хатту (а не заниматься уединенным Бхаджаном) будет настоящим Служением Шри Майапуру. Не вреди проповеди —не вреди Служению Шри Майапуру —занимаясь уединенным Бхаджаном ради себя самого”.

Мано’бхишта Шрилы Бхактивинода Тхакура, как он доверил ее
Шриле Прабхупаде Бхакти Сиддханте Сарасвати Тхакуру.
Письмо Шрилы Прабхупады от 1-го апреля 1926г. из Шри Гаудия Матха, Калькутта


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.