= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий

Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >> Падение дживы

Падение дживы
загрузить версию для распечатки (248Кб)

Начнем с прекрасного эпиграфа, философской основы вьетнамской школы боевых искусств "Тхьенг Дыонг" ("Путь к Богу").

Не существует ни добра, ни зла, все есть игры Творца.
Он создал все и пребывает во всем.
Не пытайся понять Его игры, ты - не Он.
Покорись и выполняй Его волю, для этого ты и создан

(Можно много спорить, были мы в играх или не были, но самое главное свидетельство того, что не были - приводимые дальше отрывки из книги Бхактивиноды Тхакура "Джайва-дхарма").

Падение дживы - одна из двух упорно замалчиваемых тем в Движении Сознания Кришны. На это есть серьезные причины, о которых пойдет речь в этой главе. Смысл разбирательства - извлечь новое глубокое понимание для своего дальнейшего духовного роста. Здесь не будет критики, только трезвая правда, подслащенная юмором, чтобы некоторым преданным не было так горько за неэффективно прожитые годы в неверном настроении. Настройтесь на любовь и наслаждайтесь.
(О второй замалчиваемой теме вкратце в конце главы).

Думать о том, что любовное служение Радхе и Кришне может нелепо и бессрочно прерваться из-за зависти к Богу - оскорбление Бхакти-деви, олицетворенного преданного служения. Нас упорно убеждают, что мы сами оставили игры Кришны и попали в этот мир. Но Н И К Т О это так и не смог по-настоящему прочувствовать, осознать, потому что это противоестественно природе любви. Просто верят, подобно тому, как когда все говорят, что ты свинья, то невольно захрюкаешь. И ведь поголовно "хрюкают": вместо любви к Кришне и к себе как к частице Бога очень даже неутомимо развивают презрение к себе, считая себя падшим предателем. Это - прямой путь к имперсонализму, ведь духовные пустышки не могут найти общего языка и стремятся к изоляции от личностных отношений. Некоторые даже заболевают раком от нелюбви к себе. Самый яркий пример был в Сухарево, когда один бхакта умер от рака желудка. В его дневнике была такая запись: "Кришна, я падший, но мне здесь все надоело. Пожалуйста, забери меня отсюда!" К сожалению, он не попал в духовный мир, несмотря на предсмертный киртан преданных и листика туласи на языке. Неготового, недостойного не пропихнешь. Он скитался в тонком теле, снился некоторым преданным с просьбой сделать что-либо, чтобы спасти его от участи привидения. Когда бхакты провели очистительную церемонию для его блага, он перестал сниться. Наверняка, получил новое тело.
Но урок не пройден, он столкнется с этим снова. А к тому времени позарез нужно, чтобы повзрослевшие (правда, до взросления еще далеко) преданные ИСККОН усвоили верную концепцию, которую проповедовали все ачарьи в нашей парампаре до Шрилы Прабхупады. Видя настроение самодовольных чванных американцев, Прабхупад просто был вынужден преподнести им этот важный вопрос не так, как, например, Бхактивинода Тхакур. Прабхупад был прав относительно времени, места и обстоятельств, а Бхактивинода Тхакур и другие предшественники - в абсолютном смысле. Но у нас, славян, другая карма, другое состояние души, другое настроение. Мы более терпеливы и смиренны. Нам не нужны временные ложные концепции, призванные смягчить шок. Если бы Прабхупад преподнес своим американским ученикам так, как Бхактивинода, то наверняка были бы еще бОльшие проблемы в их духовном росте. Это была ложь во спасение, меньшее из двух зол.


Итак, два интересных отрывка из книги Бхактивиноды Тхакура "Джайва дхарма" ("Изначальное положение души"):

1. Из Главы 15.

Бабаджи рассказывал: Господь Кришна - владыка всех безграничных энергий. Все они присутствуют в духовном мире. Для создания же душ используется только одна из них - татастха-шакти.
Враджанатх: В чем природа душ, называющихся татастхой?
Бабаджи: Находясь меж двух миров, душа созерцает их. Так уж вышло, что дживы должны быть под властью одной из двух энергий. Обращая свой взор к Кришне, душа отдает себя под власть духовной энергии. Но если она отвращается от Кришны и обращает алчущий взор на материальную энергию, то попадает в ее ловушку. Это и есть ее пограничное, колеблющееся положение.

2. Из главы 16.

Враджанатх: Но ведь Господь Кришна в высшей степени милосерден. Почему же Он позволяет душам падать в материальный мир?
Бабаджи: Кришна обладает не только милосердной, но и игривой природой. Желая насладиться самыми разными отношениями с душами в самых разных условиях жизни, Он создал разнообразные эмоции, достигающие кульминации в маха-бхаве, сильнейшем чувстве экстатической любви к Богу. При помощи Майи, экспансии Шри Радхи, Он также создал низменные состояния мирской жизни, самым омерзительным из которых является ложное эго - отождествление души с материей. Так содействие Радхи помогает духовно взлететь, а влияние Маха-майи - деградировать. Во втором случае Господь из милосердия посылает в этот мир проповедников любви к Богу или приходит Сам в различных формах.
Враджанатх: Но неужели для удовольствия Бога души должны обязательно страдать?
Бабаджи: Верней сказать, что по милости Бога души, в отличие от материи, наделены независимостью, свободой выбора. Все относительно. Что для одного - страдание, для другого - наслаждение. Так или иначе, мирские удовольствия в конце приносят лишь боль. В отчаянии душа стремится к счастью, не смешанному со страданиями. Дух поиска приводит ее к духовной практике. Так боль подталкивает к истинному счастью. Страдание - ступень к настоящему счастью.
Враджанатх: Хотя эти страдания в конце концов приводят к счастью, обусловленные души все же очень мучаются. Неужели Всемогущий Господь не мог придумать какого-то иного пути, пути без страданий?
Бабаджи: Кришна волен наслаждаться самыми разными чудесными играми. Этот мир - одна из Его чудесных игр. А почему бы и нет? Но даже если мы заменим одну игру на другую, это все равно не избавит нас от тех или иных трудностей и страданий. Все подчинены воле Бога. Может ли избежать трудностей тот, кто подчинен чужой власти? К чему эти сетования в адрес Господа? Именно трудности, которые души испытывают в играх Кришны, и доставляют им настоящую радость. Если душа выбирает по своей воле этот мир, то кого еще можно винить в этом?
Враджанатх: Тогда зачем Бог дал душе такую свободу воли? Он ведь знает, какая из душ злоупотребит своей независимостью и навлечет на себя страдания. Даровать душе такую каверзную свободу - просто жестоко! Разве не так, о праведный?
Бабаджи: Свобода воли - истинное сокровище. Без нее душа была бы так же ничтожна, как камень. У Кришны свобода воли, и у души, Его подобия, тоже есть свобода воли. Дух невозможно лишить присущих ему качеств. Именно благодаря своей свободе души могут властвовать над материей. Злоупотребляя своей свободой, они отправляются в материальный мир, заставляя Кришну плакать от сострадания. Искренне желая их спасти, Он следует за душами в этот мир и являет Свои божественные игры. Видя, что они не привлекаются Его играми, Он приходит в Навадвипу как Шри Чайтанья и рассказывает им о любви к Богу.

Из первого отрывка ясно, что ни в каких играх никто из нас не был. Родился с нуля и "красный, желтый, голубой, - выбирай себе любой".

Когда убежден, что был в играх возникают две проблемы.

Иллюзия "я был в играх и предал Кришну" приводит либо 1) к страсти и невежеству: фанатизм в скоропостижном самопредании приводит к срыву, разочарованию и унынию, либо 2) сразу к невежеству (уныние: "я - предатель").
Примеров - пруд пруди. Расстраиваться не надо. Тяжело в учении.

1. Когда преданный убежден, что был в играх и имел тот высочайший уровень любви и желания служить Кришне, то старается скоропостижно предаться, "разогнаться", чтобы на лету пробить завесу Майи и получить милость Кришны в том виде, что Он вмиг проявит тот былой духовный уровень. Разгону способствует запугивание: "А вдруг завтра умрешь!?"
Часто возникает вопрос: "Я столько лет все правильно делаю, я уже ничего материального не хочу, доказал свое желание вечного служения Богу. Почему Господь не выведет меня из иллюзии и не позволит засиять любовью? Может, тогда я просто не смогу больше жить в привычной мне обстановке? Упаду лицом в лужу в экстазе и буду только повторять святое имя. Ладно, поеду во Вриндаван, - там на мое духовное безумие не будут обращать внимания. Но с другой стороны, много преданных самозабвенно служат и во Вриндаване по 20-30 лет, оборвав все свои былые связи с мирским, но ничего такого с ними не происходит. Более того, большинство из них бросают купленные много лет назад дома в святом месте и вновь возвращаются в свои страны, на круги своя. Что же это за непробиваемая стена?"
Но уровня не было, его надо развивать, крепнуть. И стены нет, которую можно было бы пробить. Вкуса к служению и святым именам тоже не было, сколько кругов в день ни повторяй. Вкус не восстановится, - его не было. Его надо развивать. Не удивительно, что ум так отвлекается. Мы миллионы жизней служили себе, удовлетворяя свои желания. На проклюнувшемся зернышке не растут манго.

2. Многие преданные, когда узнаЮт, что они будто бы предали Кришну и пали в этот кромешный ад, впадают в длительную депрессию "я - предатель", которая, не смотря на то, что вроде бы проходит, на самом деле, оставляет неизгладимый подсознательный стресс на всю жизнь. Когда узнАют правду, этот стресс неизбежно исчезает, но может возникнуть новый неожиданный стресс, еще более сильный и глобальный. Понимаешь, что "я никого не предавал, но тогда кто виноват, что я в этом дурацком месте?" Готовы ли вы узнать это?
Когда хоть немного выпадают из садханы, активного служения, то вновь по ошибке (из-за привязанности к совершенству и из-за идеализма) начинают ощущать себя предателями. Расслабьтесь, ничего подобного. Представляете: когда ребенок расшалится, например, чашку разобъет, родители могут выпалить ему: "Ты, иждивенец! Мы тебя кормим, поим, а ты совсем нас не ценишь!" Он вдруг напрягся и пошел на завод - стал у станка работать, или отправился в милицию сдаться и сесть в тюрьму для искупления своей "вины". Наши эмоции с точки зрения Бога в этом отношении выглядят еще более дурацкими.

Дети морально не готовы узнать о том, откуда берутся дети. Им говорят, что из капусты или аист принес. (На что вундеркинды, мило хлопая ресницами, спрашивают: "А кто аиста трахает?") Они не могут понять, как это, но верят, потому что все взрослые (гуру) так говорят. Потом они взрослеют и узнают нечто… Сразу можно повозмущаться детским умом, что, мол, зачем так придумали: столько ходить с животом (это ж неудобно и опасно), а потом в муках рожать и пр. Но потом, когда повзрослеют, им и самим этот процесс начинает нравиться. Если считаете, что еще не повзрослели, чтобы узнать о так называемом падении дживы, то лучше не читать эту главу. Хотя она предназначена вселить новое вдохновение и продвинуть на духовном пути.

В играх мы не были, уровня не было. Наша душа имеет маленькую емкость любви, как маленький конденсатор. Если пытаться зарядить его большим током, он сгорит. Процесс постепенный. Если скэйтборд привязать к Мерседесу и "предаться" ему, то колеса сразу сгорят. Так и с этими преданными: от неестественного ускорения перегорают. Теряется вкус, который еще и не развился. Потянули за уши маленький бледный росток в небо. Строгое следование всем правилам чаще всего вырождается в фанатизм, когда вокруг следования этим правилам вместо роста любви накапливаются какие-либо негативные эмоции, убивающие любовь: презрение к не предавшимся; страх перед своим возможным падением, т.е. ослаблением садханы; разочарование в себе, что так долго никакого продвижения не чувствуешь; зависть к тем, у кого все получается лучше и т.д. и т.п. Неудивительно, что через много лет даже большинство наших гуру признается, что никакого постоянного вкуса к святым именам никогда не испытывали. Редкие проблески, и все. Конечно, из любого правила есть исключения, но в общем именно так.

Вернемся к отрывкам из книги.
В первом говорится о том, что душа рождается в Брахмане, приходит в сознание. В то же время в "Бхагавад-гите" говорится, что душа не рожденная, не имеет начала. Имеется в виду не рожденная в материальном смысле. Не имеет начала с точки зрения материального времени. В духовном мире - вечное настоящее, и есть такой момент времени, когда душа рождается. Если бы души не рождались, не появлялись новые, то тогда Бог давно бы всех пересчитал, и природу Бога нельзя было бы назвать вечно расширяющейся. Весь Брахман состоит из частиц Бога, душ. Весь духовный мир расширяется, число душ бесконечно именно из-за пополнения.
Итак, она рождается. У нее нет опыта ни мирской, ни духовной жизни. Как новый компьютер без программ. Так называемая сварупа (дух. форма) состоит в том, что она служанка Бога в общем смысле. Вопрос о ее конкретной сварупе решается позже в зависимости от ее желаний и заслуг. И то, ей еще предстоит постепенное обучение. Душа, придя в сознание, начинает созерцать духовный мир и мир материи с расстояния. Она не видит все подробности. Если бы она сразу увидела все, то никогда бы не согласилась пойти в материальный мир. Если бы душа увидела войны, потопы, голодающих негров, сексуальный садо-мазохизм, дантиста или хирурга, то ее бы сюда под дулом брахмастры не затащили бы. У души есть выбор, куда идти. Но она делает его, не полностью сознавая, куда идет.
Из первого отрывка: "…если джива обращает алчущий взор на материальную энергию…" БабА явно лукавит, фильтрует информацию. Откуда у нулевой чистейшей дживы может возникнуть алчность? Это же аттрибут махрового оскверненного материей сознания.
Далее, 90% душ выбирают путь служения Богу, а 10% - путь служения себе. Здесь не было никакой зависти и предательства. Можно даже сказать наоборот: Кришна нас предал. Шри Радха и все враджаваси ПОСТОЯННО сокрушаются по этому поводу. Кришна то и дело бросает гопи "на самом интересном месте". Он обещает враджаваси вернуться в Гокулу, но этого никогда не происходит. Такова природа Кришны, Он имеет на это полное право. Ради Своего истинного высшего эгоизма Он придумал такую игру в предательство, или, другими словами, в любовь в разлуке. Любовь у Его спутников растет, но это все же очень больно. Если вы считаете, что им не больно, а просто приятно, ошибаетесь. Тогда это был бы пресный кукольный спектакль. Неужели они просто притворяются, падая на землю и ощущая агонию смерти и безысходности? Более того, Рупа Госвами в спектакле "Игривый Мадхава" описывает, как после отъезда Кришны в Матхуру некоторые гопи совершили самоубийство: Радха и Вишакха утонули в Ямуне, а Лалита прыгнула с Говардхана и разбилась насмерть. (Потом они родились в Двараке принцессами и снова общались с Господом).
Маленькая история о встрече после разлуки:

Когда Кришна после 96-летней разлуки встретился с гопи на Курукшетре, то ощутил Себя настоящим преступником. Подойдя к Радхарани, Он склонился к Ее стопам, прося прощения. Радхика попятилась и изумленно вымолвила: "Что Ты делаешь? Ты - владыка всего, а Я - Твоя служанка. Ты вне законов и не должен считать Себя виновным в нашей разлуке. Это Я - преступница. Во Мне так мало веры и любви к Тебе, что Я еще не умерла от разлуки. Поэтому Я припадаю к Твоим стопам и молю простить".

Пусть вас не смущает слово "предательство". Все связанное с Кришной - высшее благо. Немного отвлечемся. Кроме этого качества Кришне не менее присущи воровство и обман. Вообще Ему присущ весь "джентельменский набор". Например, среди 64 искусств, описанных в "Кама-сутре" и изучаемых Кришной и Баларамой в пять лет у Сандипани Муни, есть воровство и колдовство. Или когда Васудева-Кришна говорит Арджуне в "Гите": "Смело заявляй всем, что Мой бхакта никогда не погибнет", это лишь оттого, что Кришна так заврался за Свою жизнь, что Ему уже почти никто не верит. А бхактам верят.

Вернемся к теме. Кто-то должен быть в этом мире, чтобы Кришна приходил сюда развлекаться и воевать с демонами. Кого-то надо уламать на роль "оловянных кшатриков", группу поддержки, обслуживающий персонал большого пестрого мусорного ящика. Наверняка плут-Кришна показывал им как живет Индра во дворце, но не показал, как живут негры в Африке в Кали-югу. Иначе бы сюда никто не захотел. Чтобы душа согласилась прийти сюда, ее нужно обработать рекламной кампанией. Только тогда она сможет "выдавить" из себя "алчущий взор на материю". Иначе разве можно завожделеть к этой "мертвечине". Реклама выглядит примерно так:
"Моя дорогая дживка, ты - часть Меня, такая же совершенная и свободная, как Я. Не хочешь ли ты службу Мне сослужить? Для служения Мне выполнить особую миссию в материальном мире? У тебя будут все возможности для служения Мне и для исполнения своих желаний. Вообще, можешь делать, что хочешь. Я тебя ни к чему не обязываю, ничего не навязываю. Обещаю, что тебе будет очень интересно. Тебе очень понравится. Займешь высочайшее положение полубога (Брахмы, Индры или любого другого), будет власть, богатство, дворцы, гарем и все, что угодно. Это так увлекательно! Мистические силы, гениальный ум, влияющий на всю вселенную. Ты будешь поддерживать и распространять духовное знание. Я буду регулярно приходить в этот мир, и мы будем общаться, как захочешь. Благодаря разлуке радость наших встреч будет намного сильней. А если тебе вдруг надоест или ты захочешь большего, то в любой момент можешь придти в духовный мир. Не спеши в Мои игры. В них все сложней. Нужна бОльшая самоотдача. Так что было бы неплохо тебе достаточно окрепнуть морально и духовно в материальном мире. Не переживай, время пролетит незаметно".
Какая же крошечная неискушенная дживка не клюнет на такие сладкие речи? Это - своеобразное детство души: она играет в игрушки, чтобы потом повзрослеть и понять, что к чему. Занять свое взрослое место. Вот и вся свобода. В принципе, неплохо. Смотря, как к ней относиться. Как будто мы не так привлекаем людей в Общество сознания Кришны? Обещаем скоропостижное вечное блаженство, кхирные реки о халавных берегах, в которых гулабджамуны косяками плещутся. Рассказываем о наилучшем общении в обществе преданных и т.д. А потом рюкзак с книгами на плечи, и пошел на санкиртан! Потом оказывается, что гулабджамуны и халава такие сладкие, что их много не съешь, а книг сколько не распространяй - никогда достаточно не бывает, марафону ни конца, ни края. Да и преданные обижают обычно больней других в несколько раз.
Кришне настолько нравится тема "падения", что Он Сам, Шримати Радхарани, Туласи, Шридам и другая супер-элита делают вид, что падают. Разыгрывают скандальные сцены ревности по полной программе, в конце которых проклинают друг друга на падение в материальный мир. Им, конечно же проще, они выделяют дополнительные формы, которые попадают в этот мир, оставаясь при этом и в духовном. Как говорится в рекламе: "Два в одном".
Для тех, кто не знает - одна из историй о проклятьях:

Проклятия Кришны, Радхи, Шридамы и Вираджи

Однажды Радхарани ждала Кришну, но Он все не приходил. Когда Ей сказали, что Господь в это время уединился с гопи Вираджей, Радха в гневе отправилась к ее дворцу. У ворот на страже стоял Шридама, старший брат Радхарани. Он не пустил сестру внутрь, и Она потребовала, чтобы Вираджа вышла к Ней. Когда Вираджа появилась у ворот, Радхарани тут же прокляла ее стать рекой и низойти в материальный мир. Кришна так и не появился, и Радхарани ушла.
После этого Кришна с Вираджей пошли гулять в лес. В то же место случайно пришли семеро ее маленьких сыновей. Своим бурным поведением, смехом и возней они рассердили мать, и та прокляла их стать удаленными друг от друга водоемами, из которых никто никогда не будет пить. Так эти мальчики превратились в семь океанов вокруг семи островов Бху-мандалы. Это океаны пресной и соленой воды, молока, йогурта, топленого масла, сиропа из тростникового сахара и вина. Им было суждено оставаться в таком состоянии до конца жизни вселенной. Слава доброй маме!
Пришло время Вирадже идти в материальный мир. Кришна утешил ее, сказав что она станет Ямуной, и Он примет ее Своей женой в олицетворенной форме Калинди.
Затем Господь вместе со Шридамой пошел к Радхарани. Но Она сказала, чтобы Он убирался к Своей любимой Вирадже и прокляла Господа стать лесом на ее берегу, чтобы наслаждаться с ней вечно. Кришна нахмурился и ушел. Шридама рассердился на сестру и потребовал от Нее быть повежливее с Кришной. Но Радхарани в ответ возмущенно спросила у брата, что он понимает во взаимоотношениях с любимым, и прокляла его стать демоном. В ответ Шридама проклял Ее на столетнюю разлуку с Кришной, чтобы Она оценила общение с Ним. Поэтому Кришна так надолго уехал из Враджа.
В это время Кришна вернулся и попытался их успокоить. Он сказал, что все произошло по Его воле, поскольку Он собирается низойти на Землю облегчить ее бремя и повидаться со Своими преданными слугами в играх. Кришна сказал Радхарани, что хотя Ее ожидает разлука в связи с Его отъездом в Матхуру и Двараку, Он будет являться во Вриндаван невидимым для других раз в месяц в день полнолуния, чтобы продолжать игры с гопи.
Шридаме Кришна сказал, что тот станет могущественным демоном Шанкхачудой, который встретит смерть от Господа, когда потревожит Его в игре с девушками.

История о Шанкхачуде есть в Гарга-самхите. Жил демон по имени Шанкхачуда. Когда по милости Куверы он стал казначеем полубогов, то разбогател и стал так могуществен, что никто не осмеливался сразиться с ним. Однажды он услышал о том, что другого могучего воина, Камсу, никто, ни полубоги, ни демоны, не могут превзойти в битве на палицах. Шанкхачуда был в полном восторге, он пришел в азарт. Взяв с собой палицу из сплава восьми металлов, он пришел к Камсе и вызвал его на бой. Проигравший должен был стать слугой победителя. Вначале они наносили друг другу удары палицами, а когда те разлетелись на куски, кулаками. Они сражались 27 дней, но никто не мог одержать верх, поскольку силы были равными.
Вот Камса схватил Шанкхачуду в охапку и, подпрыгнув на высоту 800 миль, бросил его на землю. Тот, как ни в чем не бывало, вскочил на ноги, схватил Камсу в охапку и, поднявшись на высоту 800 тыс. миль, бросил его вниз. Битва продолжалась, когда к этому месту пришел Гарга Муни. Бойцы прекратили схватку и поклонились ему. Мудрец сказал, что битва не имеет смысла, и что им обоим суждено в будущем сражаться на смерть с Господом Вишну. Так что лучше было бы поберечь силы. Бойцы по-братски обнялись. Камса пригласил Шанкхачуду жить с ним в Матхуре.
Однажды Шанкхачуда узнал о несравненной красоте Радхарани и посоветовал Камсе жениться на ней. Не долго думая, царь послал своего друга во Вриндаван похитить Радху. Но Кришна убил его и снял с головы бесценный камень, напоминавший морскую раковину. Он подарил его Балараме, а тот, в свою очередь, Радхе. Когда Господь сразил Шанкхачуду, из тела демона вышло свечение и вошло в тело Шридамы, который прибежал на шум вместе с другими пастушками.

В одном фильме голливудский актер Стивен Сигал сумничал своему другу: "Когда ты на дне, все равно радуйся. Ведь дальше - путь только наверх". (МолодЕц!)
Любой нормальный человек сказал бы Золотой Матсье: "Хочу, чтобы все люди были счастливы". Но Бог лучше, умнее человека и реально обладает всем могуществом, чтобы все сделать хорошо. Но так не происходит. Значит, надо просто понять, почему Он не стремится избавить всех от страданий.
Вриндаванский Кришна имеет 64 качества и в иерархии стоит выше Кришны-Васудевы, Нараяны, у которого их 60. Игривая природа вриндаванского Кришны стоит выше милосердной и справедливой природы Нараяны. Материальный мир - одна из любимых и дорогих Кришне игрушек, где Он позволяет Себе то, чего не может позволить в духовном мире. Ради разнообразных игр сладостный Господь придумал то, что может не нравиться душам. С этим надо смириться и радоваться.
- Например, здесь Кришне нравится выступать в роли учителя, проповедника. На Голоке же Он - малыш, которого постоянно учат жить эти "назойливые" мама и папа. А в мире материи Он как Капила запросто учит мать высшим материям. Учить женщин, особенно мать - абсурд по варнашраме. Женщин никогда не напрягали на такие вещи.
- Этот мир подобен даче, на которой можно безнаказанно пошухерить. Можно сносить головы демонам, проливать реки крови. А на Голоке только одни слухи о вторжении демонов. Даже не одни, а много слухов. Для Кришны это аскеза - только палками размахивать да в поддавки бороться с друзьями. Лотосоподобные ручки-то так и чешутся какому-то демону башку снести да кишки выпустить.
- Еще Господу нравится раскаявшийся грешник, потому что у него скорость истечения любви намного быстрей, чем у размеренного праведника. У раскаявшегося грешника вектор любви меняет направление на полностью противоположное - на служение Богу.
- Как Господь Чайтанья он принимает наставления от младшего по возрасту и чину - от мальчика Гопала. Тот научил Шри Чайтанью, что надо и в туалете повторять святые имена.
- Размазать по стене руками безумца Камсы шестерых первых детей Деваки и стать долгожданным, а значит, и супер-любимым восьмым ребенком.
- Бесплатно прокатиться с ветерком на динамично-демоническом аттракционе "Вйоме", и от кайфа задушить его голыми ручонками. Класс! Это вам не в люльке лотосную спинку отлеживать! Спина ведь не железная, надо полагать, затекает. А папку пока упросишь покатать на шее! Дел-то у него не впроворот, да и в возрасте, - сильно не разгонится.
- Учинить пожар в лесу, поставить на уши всех друзей и проглотить огонь. В духовном мире старшие запрещают Кришне играть со спичками, наверняка бы отругали Кришну и заставили Его высаживать новые деревья. А в этом мире и так с рук сойдет.
- Довести танцами Змейку Калию до инфаркта и вытолкать его под зад с казенного озера. А на Голоке за подобный беспредел пришлось бы оплачивать его лечение и моральный ущерб.
И много всяких других приколов великолепной пятерки наших городков: Враджа, Навадвипы, Матхуры, Пури и Двараки.
У Кришны очень много желаний, и если бы не было материального мира, то Он сильно заскучал бы. Пожалейте же Кришну, не "рвите когти" из этого мира так скоропостижно. Желать уйти из этого мира - анартха (грех), не позволяющая попасть в духовный мир. На эту тему есть такая история:

Однажды Кришна предстал перед мудрецом-аскетом. Упоительный поток блаженства дохнул тому в лицо. Господь спросил:
- Дорогой друг, какой вид освобождения хочешь?
Мудрец посмотрел на блеклые краски этого мира и молвил:
- О Господь, если можно, я хотел бы жить с Тобой на одной планете.
- Молодец, замечательный выбор. Продолжай аскезы, - и Кришна исчез.
Аскет остолбенел. Через много лет Кришна явился вновь и задал тот же самый вопрос. Мудрец сказал:
- Мой дорогой Господь, я хочу просто любить Тебя и служить Тебе.
- О, теперь Я вижу, что тебе нечего делать здесь.
Кришна заиграл на флейте, и все вокруг преобразилось во Вриндаван. Душа мудреца родилась в одной из вриндаванских семей во вселенной, где Господь начинал Свои проявленные игры.


Душе хочется незыблемого счастья. Но страданий можно избежать только на Вайкунтхе. Это слово означает "мир спокойствия". В играх Кришны этим и не пахнет. Там самые большие беспокойства. Даже жители Враджа устают от этого и умоляют Кришну дать отдых. Не верите? Есть такая история:

В колеснице на Голоку

Когда Нанда и все жители Враджа были на Курукшетре во время солнечного затмения, они просили Кришну вернуться с ними, но Он отказался. Несчастный Нанда пообещал всем, что приведет сына обратно, но не смог выполнить свое обещание. Когда Дантавакра напал на Матхуру, Кришна сказал отцу:
- Я должен отправиться в Матхуру и убить Дантавакру.
Это была отговорка, чтобы не возвращаться во Врадж. Кришна ушел в поход и убил демона ударом палицы в грудь.
Услышав отказ, Нанда Махарадж расплакался:
- Не бросай нас, пожалуйста! Мы в отчаяньи… Разве это жизнь в разлуке с Тобой?
Все враджаваси тоже рыдали:
- Лала, отведи нас в такое место, где не будет Акруры, не будет демонов, не будет никаких страданий. Если во всем мире есть такое место, пожалуйста, отведи нас туда!
Сердце Кришны дрогнуло и растаяло. Он задумался. Кришна не хотел, чтобы жители Враджа лицезрели Его божественное могущество. Он сказал:
- Есть! Есть такое место! Мой дорогой учитель Сандипани однажды раскрыл Мне тайную мантру, исполняющую желания. Только закройте глаза и не подглядывайте!
Господь переместил всех в Свою колесницу, они открыли глаза. Кришна разделился: один отправился на Голоку, а другой как Двараканатх остался на другой колеснице и поехал в Двараку. Все враджаваси отправились на колеснице прямиком на Голоку, и это был для них конец Враджа-лилы в этом мире, в Гокуле.

На самом деле, на Голоке тоже полно сюрпризов и авралов, но там они больше виртуальные. Например, ползет слух о вторжении демона. Кришна уходит "на фронт", "убивает" его и приходит с радостной новостью. Хотя демона никто не видел, но страх был серьезный. От контраста потом быстрей растет любовь к Кришне.
Преданные Кришны вряд ли согласятся променять сладкие отношения с Кришной, к которым они стремятся в будущем, на величественные с Нараяной. Если это так, то не надо ныть из-за проблем и привязываться к спокойствию, стабильности. Наши бытовые трудности - мягко говоря, ничто по сравнению с трудностями в играх. Это - неизбежная полезная тренировка, подготовка к бОльшим непредвиденным трудностям в отношениях с Кришной. Там - такая сумасшедшая раскачка, что голова кружится. Спутникам кажется, что вот-вот умрут, особенно от разлуки с Кришной. Например, здесь, когда муж бросает жену, это больно, но это можно принимать как тренировку, прививку. Вдруг Вы когда-то станете гопи, и Кришна бросит Вас? Будете более готовы. Нет худа без добра.
Привязанность же к стабильности лишает возможности попасть в Гокулу или на Голоку. Максимум, что вы сможете выжать из своей привязанности к стабильности - слиться с брахмаджйоти, как имперсоналисты, или стать баньяном на Вайкунтхе. У него немеряно стволов и корней, самая стабильная форма. Как в песне: "И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь". Пока не соскучишься по движению и не избавишься от навязчивого желания спокойной жизни.
Наши трудности в этом мире можно сравнить с пощечиной. В духовном мире обычно получаешь кулаком в нос. Христос учил подставлять другую щеку. Свою щеку. Мы же так слабы, что подставляем вторую чужую щеку под нашу пощечину в ответ. А в играх бывают такие ситуации, что, образно говоря, Кришна выбивает тебе все зубы, а ты должен быстренько оживленно собрать их все в ладошку и мило искренне улыбнуться беззубым ртом во все 32 впадины.

Почему Прабхупад преподнес американцам вопрос о падении дживы по-другому?

Вот одна из причин: Главное американское настроение - "я - самый удачливый, я лучше других". При встрече на вопрос "как дела?" всегда принято отвечать "ОК", и никак иначе. Даже когда американец лежит в больнице по уши в гипсе, он неизменно ответит, что "все ОК!" Он никогда не признАет, что что-то плохо. Не станет ныть о своих проблемах, как у нас в "совке". Это у них уже в генах: страна процветания, свободы, удачи, благополучия. Например, на похоронах у нас в "совке" несли открытый гроб под музыку, чтобы все видели. Один американец, когда это увидел у нас, открыл рот от изумления и спросил: "Что это было?" У них же втихаря снесли на кладбище, и "все ОК!", живем дальше. Смерть не рекламируется. Проблемы не в почете.
Для американца Америка подобна духовному миру, а совдеповская Россия - материальному миру. Когда американец по какому-либо недоразумению попадал в "совок", он просто был в шоке, в ужасе от всего происходящего. Он хотел все бросить и скорей уехать оттуда обратно. Если объяснить американцу, что есть духовный мир, намного лучше, чем его говеная Америка, и что он, как последний лох, попал в число неудачников, обманутых Божественной рекламой, то у него волосы, нет, душа, дыбом встанет от шока. Они не привыкли чувствовать себя опущенными, пусть и Самим Богом. Как минимум, они не захотели бы принимать сознание Кришны, что так жестоко их "посчитало" (как в мультике про "Цепленка, что считал до 10"). А так сказали, что сами виноваты. Вроде легче принять. На себя долго не пообижаешься.
Все люди, с которыми общался Шрила Прабхупада (кроме Индии), были западного склада характера. Он проповедовал всем одинаково. В соцлагерь же его не пустили проповедовать, а там люди воспринимают по-другому. Если в США и других так называемых цивилизованных странах люди любят или хотя бы уважают свое правительство за заботу о народе, то в соцстранах все уже привыкли к ущемлению, притеснению со стороны властей.
(Интересно, что правительство в Кали-югу ведет себя совсем, как вриндаванский Кришна: редких своих (предавшихся) пускают к кормушке, а остальных - за борт. Чтобы жить лучше, надо перестать критиковать власти; чтобы жить совсем хорошо, надо полюбить этих людей и получить соответствующее образование, чтобы в будущем пробиться в число избранных). Немного отвлеклись. Итак, в России и Украине привыкли даже к откровенному геноциду. А американцам было бы почти невозможно морально принять, что Высшее Правительство, Бог, так ущемил их, пустил в расход в колесо самсары. Нашим же людям все нипочем, не привыкать. Скорей всего, узнав, каким авантюристом является Господь, славяне подпрыгнули бы от восторга и воскликнули: "Вот это наш чело… простите, Бог! Какой русский не любит быстрой езды!?" Это не голый юмор или преувеличение. Помните, Михаил Задорнов рассказывал о Клинтоне. Когда разразился скандал по поводу миньета Моники Левински, американцы заклеймили позором своего президента и оштрафовали через суд аж на… 50 тыс. долларов. Дураки. Могли бы с президента и больше снять. Для него это как две копейки. А если бы наш президент на таком попался, то русские возликовали бы: "Наш человек! Настоящий мужик!!! Да мы его силой удержим на несколько сроков". Такая вот петрушка.

Вернемся к ответам бабаджи. Вы заметили, как несколько неуклюже он пытался защитить Кришну в глазах своего ученика? Старался не называть вещи своими именами, отбеливал Господа. А зачем? Обычно защищаются, когда чувствуют вину. Похоже, бабаджи видел, что Враджанатх еще не готов. Неофиту - неофитские ответы. А можно было бы улыбнуться минут на пять, а потом сказать: "Расслабься, малыш! Все - игры, и ты должен стать частью этой игры. Если тебя что-то не устраивает, подумай, что бы ТЫ сделал на Его месте, если бы был Богом? Каждый пионер мечтает хотя бы ненадолго вырвать штурвал у Партии и … ПОРУЛИТЬ на всю катушку. Ты что, никогда кошек не гонял, лягушек из рогатки не стрелял, рыбу не ловил, муравьев расплавленной пластмассой не капал? Но такие умники обычно получают по шее за несдержанность". В общем, что-то в этом роде. Наверняка, если бы Враджанатх задумался, то он был бы рад, что не он Бог, ибо так оторвался бы на маленьких беззащитных существах за все свои унижения в бесчисленных жизнях, что сам был бы не рад. Пусть уж Кришна остается Богом, у Него нервы железные, Он Себя умеет контролировать лучше, чем кто-либо другой. Пусть все остается на своих местах.
Очень навязчиво и странно прозвучало из уст бабаджи "злоупотребляя своей свободой, они отправляются в материальный мир, заставляя Кришну плакать от сострадания". Аж три раза заплакал от сострадания! Он визжит от восторга, приходя сюда. Если бы Он был склонен плакать от сострадания по поводу глупостей джив, то Он бы только этим и занимался всю жизнь.

О книге "Наше изначальное положение".

Шрила Прабхупад говорил, что Джи-Би-Си - лишь главный руководящий (административный) орган его Общества, но не больше. Джи-би-Си не имеет полномочий выносить какие-либо суждения о важных философских вопросах. Хотя некоторые ученики, выучив санскрит, неоднократно пытались это делать. Это огорчало Прабхупаду, если делалось без его согласия. В книге Джи-Би-Си "Наше изначальное положение" есть попытка доказать, что мы были в играх и предали Кришну. Но это недоразумение, потому что все основано на цитатах из книг Прабхупады. А там этот вопрос просто искажен, с благой целью. И настроение после ее прочтения практически у всех упадническое, - затяжной депрессняк. Потому что внушается откровенная ложь. А для души это просто яд. Правда же из книги Бхактивиноды Тхакура утверждает настроение игры и любви, и это - самый живительный нектар бессмертия для души.

Новый русский просит Золотую Рыбку: "Хочу, чтобы у меня все было". Она: "Нет проблем, у тебя все было".
Душа просит Золотую Матсью: "Хочу, чтобы все были счастливы". Она: "Нет проблем, маленькая моя. Я уже давно исполнила твое желание наилучшим образом. Все были счастливы... в Сатья-югу…"
Да, через Бога не перепрыгнешь. Комментарии исчерпаны.


Вторая замалчиваемая тема - интимное общение Радхи и Кришны. Во всех книгах об играх, включая книги Рупы Госвами есть лишь намеки на это: царапины от ногтей Кришны на груди Шримати Радхи в форме полумесяцев и распускающиеся одежды у гопи при звуках флейты. Можно даже подумать, что в юношестве, лет с 12-14 у Кришны с гопи, как и прежде, все общение состоит только из объятий и поцелуев. Часть закопанных книг шести Госвами - именно на эту тему, чтобы глупцы не погружались в эту чистейшую тему, не трогали ее оскверненными умами.
Самые известные примеры изменений в теле Господа от блаженства любви - округление глаз и исчезновение конечностей у Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, вытягивание конечностей на несколько метров и пена изо рта у Гауранги, когда Он терял сознание в коровнике и пр. Во время интима у Радхи и Кришны, кроме того, что Они просто принимают разные формы (павлинов, бабочек, оленей, тигров), происходят еще более удивительные превращения, о которых нам, по Его мнению, не надо знать.
Когда Господь Чайтанья беседовал с Раманандой Раем на самые сокровенные темы, о том, что выше всего, они выстроили следующую классификацию: 1) очень сладка любовь Радхи и Кришны при встрече, когда Они просто гуляют, шутят, танцуют и пр.; 2) выше этого стоит любовь в разлуке, когда Кришна уезжает; 3) выше этого разлука в любви - когда Радха рядом с Кришной, но то и дело боится, что Он вот-вот исчезнет; 4) но выше этого любовь при интимном общении в уединении, Кама-сутра с разнообразной непостижимой мистикой в области изменения форм и глубины чувств.
Когда Рамананда Рай упомянул наивысшую форму "любви в любви", Гауранга прервал его: "Все, об этом не будем".
И мы не будем. А у вас, пока вы тут так увлеченно читали, не сбежало ли молоко на плите?

загрузить версию этой статьи для распечатки (248Кб)

Лакшман дас, автор книги "Золотая Середина"
весна 2004 года
 


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100