= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий


Hari-katha >>  Статьи Вайшнавов >> Голос Любящей Совести

назад| оглавление | вперед

5

Я снова несколько раз перечитала весь наш диалог. Пока, думаю, мне все ясно. Но остается еще один момент, стоит мне только вспомнить о котором, как меня тут же начинает в прямом смысле трясти. Именно этот момент разрушает всю мою веру. Как быть с Адом?

Очень просто. Не нужно быть с ним. Впрочем, каждый имеет право выбрать.

Подожди, это слишком важный вопрос, чтобы сейчас шутить.

Но Я не шучу. Ты можешь легко избежать всего, что прямо или косвенно связано с Адом. Просто выбери другую реальность.

Существует огромное количество Моих реальностей, не имеющих никакого отношения к Аду, или таких, в которых Ад присутствует не в виде опыта, а в виде лишь понятия. В чем твое затруднение?

Я первый раз слышу, что можно увильнуть от расплаты за грехи, просто выбрав другую реальность!

Само действие как таковое не является праведным или греховным. Все зависит от того, в каком сознании (в какой реальности) пребывает совершающий действие. Выбрать другую реальность – не означает затеряться в многомерных пространствах, спрятавшись от ямадутов. Твоя реальность – не какое-то место, где сейчас пребывает твое тело. Реальность – это то, что внутри. Места и измерения тоже существуют, но они вторичны. Ибо в одном и том же месте, в одном и том же измерении, совсем рядом могут жить люди, обитающие в совершенно разных реальностях. Их жизни могут быть весьма схожи, они могут внешне совершать одни и те же поступки, но различные мотивы приведут к различным последствиям и, следовательно, к попаданию в различные места.

Я понимаю, что те, которые пребывают в реальности чистой преданности, никогда не попадут в Ад. Это ясно. Однако другие попадут в него…

Это вовсе не обязательно.

Да, можно еще попасть в Рай или стать сиддхой и летать по всей Вселенной. Я не об этом. Так или иначе, существуют те, которые попадают в Ад.

Это правда. Такие находятся.

Поэтому мой вопрос остается в силе. Неужели Бог так мелочен и обидчив, что подвергает неугодных Ему страшным пыткам… Все эти жуткие описания в «Шримад Бхагаватам»… Неужели все это создано Богом? Бог – Верховный Изверг! Не верю. Это не может быть правдой.

А если это правда, я не хочу иметь ничего общего с таким Богом!

Прекрасно. Не имей ничего общего с таким Богом, если уж ты умудрилась Его где-то отыскать. Имей дело со Мной!

То есть как? В таком случае, кто Ты?

А кем бы ты хотела, чтобы Я был? Это вечный вопрос.

Снова Твои шутки… Мне кажется, что Ты надо мной издеваешься. Прости меня.

Ну что ты! Я с тобой играю.

Мне не до игр, разве Ты не видишь?

А Мне всегда до игр! Между прочим, и тебе тоже. Дело в том, что Я играю со всеми. Все есть Моя игра. И как бы ты ни хотела, что бы ты ни делала, ты не можешь быть вне Моей игры. Одной из Моих игр…

Но Я понимаю твой вопрос. Ты не можешь принять саму идею Ада, саму возможность его существования где бы то и было.

Да!

Моя дорогая душа! Сейчас Я должен сообщить тебе нечто, что вызовет у тебя бурю эмоций. Поэтому Я заранее прошу тебя набраться терпения и успокоиться, ибо сейчас мы открываем новую тему, необходимую для твоего полного, окончательного излечения.

Я попробую.

Скажи, Бог – это Любовь?

Конечно! Иначе и не может быть.

Правильно. Иначе не может быть. Бог – это Любовь.

Однако ты и Я вкладываем в это утверждение совершенно разные вещи. Любовь – это гораздо более сложное явление, чем ты себе представляешь. И гораздо более прекрасное.

Бог есть Любовь. Но из этого не следует, что Ада не существует. Из этого следует, что Ад существует во Имя Любви.

По-моему, это полный абсурд. Невообразимые пытки не могут существовать во Имя Любви.

Не могут, если исходить из твоего представления о том, чем является Любовь. Но это именно так, если исходить из Любви как Она есть.

Разнообразие Моих игр и их реальностей – бесчисленные искрящиеся грани сияющего, переливающегося бриллианта по имени Любовь. Одни грани искусно оттеняют другие, подчеркивая неповторимую красоту каждой.

А Я – Великий Ювелир.

Сейчас ты хочешь подвергнуть бриллиант обработке, сточить все грани и превратить его в идеально круглый, ровный шар. Сияние останется… Но это будет уже далеко не то сияние, которое было прежде.

Я вижу, что твое желание вызвано духовной незрелостью. Ты не понимаешь, что темные грани призваны подчеркнуть и усилить сияние остальных, и поэтому хочешь убрать темные грани совсем. Но все пребывает в Гармонии, поверь Мне.

Истинная природа Любви такова, что Она создает, усиливает и преображает Сама Себя. Свет проявляет Не Свет, то есть Тьму, чтобы усилить Себя. Любовь создает Не Любовь, то есть Страх, чтобы усилить Себя.

Попав в кромешную тьму, даже спичка подобна солнцу.

Поэтому Величайший Ужас является мерилом Высочайшей Любви!

Я знаю, что тебе трудно это принять, но все есть именно так, ибо иначе не может быть…

Попробую объяснить. Скажи, а до прочтения «Бесед» эти описания не вызывали у тебя подобных эмоций?

…Пожалуй, нет.

Ты десять лет читаешь «Шримад Бхагаватам» и все это время Ад был чем-то само собой разумеющимся. И вдруг… Это любопытно.

Раньше мне просто было не с чем сравнить. Теперь же «Беседы» показали мне образ фантастически любящего, великодушного, сострадательного Бога. Он не судит нас за наши ошибки, Он просто любит нас без всяких условий, как отец любит своих маленьких детей. Он смотрит на нас как на малышей, которые учатся ходить.

Несмышленые дети пытаются играть в материальном мире. Иногда они допускают ошибки. Любящий отец никогда не станет наказывать своих детей за неловкие шаги и падения, тем более, таким зверским образом. После «Бесед» я поняла, что сама идея Ада абсурдна.

Ты увидела величайшее великодушие Бога в том, что Он не отправит тебя в Ад? Но это означает, что Ад просто необходим!

Не поняла!

Все существует только в сравнении, разве ты не видишь? Появилось сравнение, и Бог вдруг стал жестоким. Появилось сравнение, и другой Бог вдруг стал фантастически любящим… Кстати, а почему «фантастически»?

Потому что это противоречит всему, что я слышала раньше о Боге.

Насколько Я разбираюсь в языке, «фантастичное» – это то, что нереально. Фантазия. Да?

Я сказала «фантастически» в смысле «удивительно».

Ты сказала то, что ты сказала. Ты сравниваешь два образа Бога. Первый – образ, который сложился у тебя за долгие годы изучения «Шримад Бхагаватам», образ, реальность которого не вызывала у тебя никаких сомнений до недавних событий. И вдруг появился второй образ, который сначала показался тебе нереальным, то есть фантастическим.

Новый образ Бога так понравился тебе, что ты захотела сделать его реальным. Что и произошло. И тогда умер первый образ. Теперь ты называешь «первого Бога» фантастически жестоким.

Сейчас Я показываю тебе, как происходит выбор реальности. Выбор варианта Меня, выбор аспекта Любви.

Для живущего в данной конкретной реальности остальные реальности кажутся не существующими, то есть фантастичными. Другими словами, выбравший какую-то конкретную реальность видит, что других реальностей просто нет, и живет лишь в той, которую выбрал. Однако парадокс заключается в том, что выбранная реальность может существовать лишь в контексте остальных и относительно них.

Для существования реальности, которую ты выбираешь, НУЖНЫ остальные реальности, хотя она и отрицает их. В некотором смысле, другие реальности нужны именно для того, чтобы избранная реальность могла их отрицать и таким образом создавать себя.

Ты «создаешь» своего Бога, отрицая другие варианты Бога, которые больше не принимаешь и в которые поэтому не веришь. Но другие варианты нужны тебе, иначе исчезнет и твой.

Ты пришла в восторг, встретив Бога, который так сострадателен, что не пошлет тебя в Ад, что бы ты ни делала. Но для этого Ад должен все-таки где-то существовать, а иначе – в чем же сострадание твоего Бога, в чем же Его, как ты сказала, «величайшее великодушие»?

В этом Великий Парадокс Мироздания.

Любое качество Бога может существовать только в контексте своей противоположности. Создавая противоположность, Любовь создает Себя.

Таким образом, Величайший Ужас является мерилом Высочайшей Любви!

Давай вспомним историю про пыль со стоп Гопи. Эта история происходила много раз и по-разному, но суть ее такова. Однажды у Кришны заболела голова. Увидев своего Господа в столь бедственном положении, Нарада Муни спросил Его, чем возможно помочь. Ты знаешь эту историю?

Кришна ответил, что Его может спасти только пыль со стоп Его преданных, если Он положит ее Себе на голову.

Продолжай.

Нарада подумал, что это очень простая задача – найти преданного и попросить пыль с его стоп. И он полетел.

Сначала Нарада подумал: «Может быть, я?» Но затем решил: «Какой же я преданный, моя пыль не поможет».

Задача оказалась не такой простой, как он предполагал. Все преданные, которых он просил, отказали ему.

Почему они отказали?

Они говорили: «Дорогой Нарада, разве ты не знаешь, что тот, кто осмелится осыпать пылью своих ног голову Господа, немедленно отправится в Ад?»

И чем все закончилось?

В конце концов, Нарада прилетел к Гопи, и они сразу же согласились дать свою пыль.

Нарада был потрясен их ответом. Он спросил: «Дорогие Гопи, но разве вы не знаете, что Кришна – Верховная Абсолютная Истина? Если пыль с ваших стоп попадет Ему на голову, вы тут же отправитесь в Ад!»

«О, и ты тоже говоришь об этом! – воскликнули простые девушки. – Мы слышали и раньше от многих мудрецов, что наш Кана – Сам Нараяна, но как-то не верили. Но если и ты тоже так считаешь, мы принимаем твой авторитет».

«В этом не может быть сомнений, – отвечал Нарада, – Кришна – это Бхагаван Шри Хари».

«Пусть так, но если такой ценой Его головная боль пройдет, мы будем полностью счастливы даже в Аду».

Это очень простая история, но в ней раскрывается Высочайшее проявление Любви. Готовность вынести непредставимые муки ради мгновения радости Говинды. Ты понимаешь?

Мне далеко до такой любви. Что я могу сказать?

В другой раз Величайшее Сострадание явило Себя через Шри Васудеву Датту в играх Махапрабху.

Читала.

Величайший Ужас существует, чтобы стать мерилом Высочайшей Преданности.

Конечно, в подавляющем большинстве случаев Ад используется не как опыт, но как понятие. Однако любое понятие может существовать, лишь отражая некую действительность. Поэтому Ад как явление должен реально существовать где-то. Иначе проявление Высочайшего Чувства превратится в пустое красноречие.

Остановись, пожалуйста! Я ничего не понимаю. Каким образом Ты показываешь одним Свою любовь, истязая других? Одному Ты говоришь: «Смотри, что есть Любовь!», а второго бросаешь в кипящее масло. Очень сомневаюсь, что первый будет наслаждаться различными «проявлениями» этой самой Любви, видя или зная о страданиях второго!

Бог, который заставляет всех поклоняться Себе и в противном случае заливает им свинец в рот. Это же абсурд! Так поступали в древности худшие из земных деспотов типа Калигулы. Но чтобы так же поступал совершенный Господь…

Я вижу, что твоя болезнь зашла слишком далеко. Поэтому у Меня есть предложение. Просто возьми «Беседы» и выпиши из них все аргументы, которые желаешь предоставить на Мое рассмотрение. После этого Я попытаюсь дать комментарии. Тогда наш диалог примет более или менее упорядоченную форму. А иначе ты будешь продолжать эмоционально переводить бумагу, постоянно меняя направление и сбивая Меня с мысли.

Хорошо… Интересная картина получается. Преданная Харе Кришна сидит, обложившись имперсональной литературой, старательно изучает ее и конспектирует. Какое счастье, что этого никто не видит! Я не говорю уже о том, что эта преданная считает, что она и вправду переписывается с Богом! Идиотка…

На самом деле, о твоем новом пристрастии знают многие из «Харе Кришна». Ибо невозможно скрыть трагедию, развернувшуюся перед глазами твоей души.

Но говорю тебе, в результате этой борьбы ты обретешь понимание. То понимание, о котором просила Меня. Не бойся, твой путь верен. Продолжай.

Я не потеряю Кришну?

Я не отпущу тебя. Твои слезы тронули-таки Мое сердце. Сердце Бога значительно более мягко, чем ты предполагаешь.

Сердце Бога…

Мы отвлеклись, дитя Мое. Бери книги и начинай. Итак, идея Ада выглядит абсурдной, так как…

Хорошо, я начинаю. Вот первое упоминание об Аде в первой книге, страница 76:

Некоторые говорят, что Я дал вам свободу воли; и те же самые люди утверждают, что, если вы не будете повиноваться Мне, Я пошлю вас в ад. Что же это за свобода воли? Не насмешка ли это над Богом, не говоря уже о каких-либо истинных взаимоотношениях между нами?

…ад не существует как какое-то место, которое вы выдумали, где приходится гореть в некоем вечном огне или существовать в некоем состоянии непрекращающегося мучения. Каков был бы смысл всего этого?

Даже если, предположим, у Меня и зародилась бы невероятно безбожная мысль о том, что вы не «заслуживаете» рая, — с чего бы Мне заниматься поисками каких-либо наказаний или мести за ваши неудачи? Разве не было бы для Меня проще, скажем, взять и сделать так, чтобы вы исчезли? Что за мстительная часть Меня стала бы требовать того, чтобы Я подверг вас вечным страданиям, которые по силе и глубине не поддаются никакому описанию?

И если ваш ответ – «во имя справедливости», – разве не была бы в таком случае справедливой просто невозможность воссоединиться со Мной в раю? Неужели бесконечное страдание от боли является столь уж необходимым?

Я хочу, чтобы вы знали, что в опыте, следующем за смертью, нет ничего подобного тому, что вы создали в своих основанных на страхе теориях…

…зачем и как Богу судить Свое собственное творение и называть его плохим? Если бы Я хотел, чтобы ты был совершенным и делал все в совершенстве, Я бы оставил тебя в состоянии абсолютного совершенства, начиная с момента твоего проявления…

Итак, должен ли Я наказывать тебя за выбор, который ты сделал, если предоставил тебе его Я Сам? Если бы Я не хотел, чтобы ты мог выбрать какой-то второй вариант, зачем бы Я создавал что-то, кроме первого?

Именно этим вопросом тебе стоит задаться, прежде чем приписывать Мне роль карающего Бога…

Здорово! Это действительно здорово! Не могу удержаться от восхищения. Неплохо придумано, не правда ли! Впрочем, как и все, за что берусь Я. Прости, что перебил, но эти цитаты вызвали у Меня некоторые сладостные воспоминания…

У Тебя тоже ностальгия?

А откуда, по-твоему, она взялась у тебя?

Сомневаюсь, что Ты сможешь это опровергнуть…

Так в этом и заключается самый смак! Выдвигать, потом опровергать, затем опровергать опровержение… Иногда Я забавляюсь таким образом.

Хорошо, я продолжаю, а шутки будут после.

Главное – вам не следует задаваться такими логическими вопросами, как: «Если Бог действительно желал строгого повиновения Его Законам, почему Он создал возможность их нарушения?» Ну да, ваши учителя всегда готовы ответить: потому что Бог хочет, чтобы у вас была «свобода выбора». Но может ли выбор быть свободным, если, выбирая одно вместо другого, ты получаешь наказание? Какая может быть «свобода воли», если эта воля, которую должно исполнять, – не твоя, а чья-то? Те, кто учит вас этому, превращают Бога в лицемера…

Божественное ни в чем не нуждается, ибо Все Сущее есть именно это: все что существует. Так что Оно по определению не нуждается и не испытывает недостатка ни в чем.

Если вы выбираете верить в такого Бога, который некоторым образом нуждается в чем-то, – и так обижается, если не получает желаемого, что наказывает тех, от кого Он ожидал получить это, то вы выбираете верить в такого Бога, который значительно меньше Меня.
(Книга I, стр.114)

…Ибо кому Мне приказывать? И кого Мне наказывать, если Мои заповеди не соблюдаются? Ведь есть только Я.
(Книга I, стр. 165)

Мне кажется, пока достаточно. Тем более, ты уже начинаешь повторяться.

Нет, нет, у меня еще есть «главный козырь»!

Ладно, давай.

Ожидать что-то от кого-то – значит, полагать, что этот человек должен поступать определенным образом, что он должен оказаться таким, каким вы его представляете или каким он, по-вашему, должен быть…

Ожидание ущемляет свободу, а свобода – сущность любви.

Когда ты любишь человека, ты даешь ему полную свободу быть тем, кем он является, ибо это величайший дар, который ты ему можешь дать, а любовь всегда дает величайший дар.

Этот дар Я даю вам, но вы не можете в это поверить, потому что вы не можете представить себе любви столь великой. И вы решили, что Я дал вам свободу делать только то, что Я хочу.

Да, ваши религии говорят, что Я дал вам свободу делать все, делать любой выбор. Но Я снова спрошу тебя: если Я буду мучить тебя бесконечно и проклинать вечно за то, что ты сделал выбор, которого Я не хотел, разве Я сделал тебя свободным? Нет. Я сделал тебя способным. Ты СПОСОБЕН сделать любой выбор, но ты не СВОБОДЕН его сделать…

Итак, вы построили следующую схему: Я обеспечу вам награду на небесах, но за это Я ожидаю, что вы будете поступать по-Моему. И это вы называете Божественной любовью. Точно так же вы ожидаете чего-то друг от друга и называете это любовью. Но ни в первом, ни во втором случае это не любовь, ибо любовь ничего не ждет, кроме того, что дает свобода, а свобода не знает ожиданий.
(Дружба с Богом, стр.143)

Ты привела все аргументы, которые собиралась? Я могу приступать?

Сколько людей потеряли Кришну от вашего этого с Нилом «совместного труда»?

Кажется, мы с тобой уже пришли к выводу, что они потеряли Кришну по другой причине.

Это очень важно для меня. Идея Ада… Ты знаешь, сколько ночей я провела в слезах именно по этому поводу!

Знаю.

Я ведь чуть с ума не сошла!

Это не совсем так, но твое состояние было действительно тяжелым. Достаточно тяжелым, Я бы сказал.

Понимаешь, мое сердце кричит, что «Беседы» говорят истину! Бог – не садист! Это не может быть иначе.

Но Бог действительно не садист…

Если Бог – не садист, это значит, что Ада не существует. Но тогда получается, что «Бхагаватам» – не истина. И я теряю Кришну. А если я теряю Кришну, мне больше незачем жить!

Пожалуйста, успокойся. Тебя просит Бог.

Но ведь этому же невозможно возразить! Такие четкие аргументы!

В мире Бога нет ничего невозможного, дитя Мое. Ты сказала все?

Вот смотри, получается следующая картина. Ты предоставляешь душе поднос с яблоками: красными и желтыми. Причем, если душа выберет желтое яблоко, она будет наказана. Будет обречена на страдания. Не легче ли было бы просто не давать ей желтые яблоки?

Хороший пример. Могу только добавить, что Я сразу же предупреждаю душу о том, что желтые яблоки брать запрещено.

И, тем не менее, даешь.

Даю.

Но зачем? Ведь они выглядят такими вкусными. Есть только один ответ: Богу нравится наказывать, и Он дает душе возможность провиниться. Представь Себе отца, обладающего садистическими наклонностями. Такие, кстати, не редкость в наше время. Этому отцу, видите ли, нравится пороть своего маленького сына, слышать его вопли, наслаждаться видом того, как ремень звонко отскакивает от его…

Понимаю…

Этот отец-садист высыпает на стол кучу шоколадных конфет и говорит ребенку: «Только попробуй взять хоть одну!» А сам специально выходит из комнаты и подглядывает в замочную скважину. Ребенок думает: «Конфет целая гора, если я съем одну, никто не заметит». И, воровато оглянувшись на дверь, быстро хватает конфету. Отец ждет, когда ребенок начнет жевать, и с грохотом врывается в комнату: «Ах ты, негодяй! Я же тебя предупреждал! Теперь иди сюда и пеняй на себя».

Очень образно! Мир потерял в тебе великую писательницу.

Бог таков, да? Неужели Ты создал нас только для того, чтобы наслаждаться зрелищем наших страданий? В детстве у меня был друг по имени Серега. Его любимым развлечением был «лабиринт с тараканами». Из детского конструктора он собирал лабиринт, накрывал сверху стеклом и запускал внутрь тараканов. Бедняги бегали по замысловатым ходам, пока полностью не выбивались из сил, а Серега с наслаждением наблюдал за этим. В лабиринте тараканов поджидали разные беды: определенные ходы вели в банку с водой, другие приводили тараканов к падению в огонь. Тараканов, избравших один определенный ход, Серега протыкал иголкой. Два хода назывались «ходами счастья» и вели на волю. Этих тараканов Серега кормил вареньем и отпускал. По-Твоему получается, что Бог – это Серега, только большой!

Так вот, я в это никогда не поверю! Любящий, прекрасный Господь никогда не создаст такое. И Ты никогда не сможешь меня в этом убедить!

Это чудесный шаг! Ты бросаешь вызов Богу! Это очень смелый ход. Я восхищен! Я тронут до глубины Моего сердца твоим настойчивым желанием видеть Бога любящим и прекрасным.

Бог действительно любящий и прекрасный.

И все же, Ад существует.

Я никогда не поверю.

Я принимаю твой вызов.

Ты сейчас отправишь меня в Ад, чтобы я убедилась, так сказать, на практике?

Нет, Я поступлю другим образом. Хотя твой совет, последуй Я ему, значительно облегчил бы Мою задачу. Дело в том, что ты – особый противник: Священные Писания для тебя не значат ровным счетом ничего! Поэтому Мне не имеет смысла цитировать их. Жаль, Я смог бы процитировать немало. Но ты одним махом сметешь все Мои «крепости». Твоя болезнь зашла слишком далеко. И теперь Мне придется на пальцах объяснять Истины, масштаб Которых превосходит все Вселенные вместе взятые.

Что ж, попробую…

назад| оглавление | вперед


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Rambler's Top100 ServiceПоставь себе такую кнопку Поставь себе такую кнопку! Rambler's Top100