= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Ссылки =
= Разное =

глоссарий


Hari-katha >>  Статьи Вайшнавов >> Голос Любящей Совести

назад| оглавление | вперед

11

Можно, я спрошу тебя еще кое-что об Аде?

Спрашивай.

Я по-прежнему не могу понять, зачем он Тебе нужен. В моем представлении Ад – какая-то несуразица, совершенно бессмысленная.

Ад – это просто место, где можно испытать максимальную боль. Поэтому вопрос о том, зачем Богу нужен Ад, сводится к вопросу о том, с какой целью Бог создал боль. Боль же, в свою очередь, – неизбежное следствие несовершенства. Поэтому изначальный вопрос должен звучать так: зачем Бог создал несовершенство?

Вот мы и подошли к вопросу, ответ на который открывает Тайну Любви.

Ответ на вопрос о том, зачем существует Ад, может быть дан на многих уровнях?

Да, ответ может быть дан с нескольких уровней, один из которых – уровень Абсолюта.

Если ты глубоко поймешь этот ответ, – ты осознаешь Бога!

Ты говорил, что Тебе нужны все реальности. И Ад – это одна из них. Возможно, каким-то образом она помогает существовать остальным. Но неужели для того, чтобы в какой-то реальности Бог мог бы стать Вселюбящим, необходима реальность, в которой Бог – изверг? Чтобы Бог являлся всеблагим на Абсолютном уровне, необходимо, чтобы на каком-то другом уровне Бог был садистом?

Нет такого уровня, нет такой реальности, в которой Бог – изверг.

Я не готова парить в высотах Абсолюта, я очень глупа… и по-прежнему не могу понять, как Бог может опуститься до примитивной мести тем, кто не слишком сильно Его уважает.

Я думал, что мы уже это прошли.

Глупость ученика превзошла ожидания учителя!

На определенном уровне видения ответ может быть таким: страдания необходимы, чтобы несовершенство не оставалось твоим состоянием вечно.

«Беседы» тоже это признают: Бог никогда не пошлет мне «меньше боли без большей мудрости» (Книга I, стр. 254). Я признаю, что страдания необходимы, так сказать, в воспитательных целях. Теперь я даже признаю необходимость существования Кармы, которая наглядно объясняет, что же именно я сотворила с кем-то, давая мне возможность пережить ту же самую боль. Я даже считаю, что это нормально и вполне естественно.

Я вижу, ты сделала огромный шаг вперед.

Может быть. Но Ад по-прежнему никак не вписывается в мои самые смелые представления о Божьей любви. И я по-прежнему убеждена в том, что Ад не может быть творением Бога. Я могу объяснить это на одном примере из моего детства.

Однажды в детстве, когда мне было около семи лет, к нам приехал мой дядя. Он прожил с нами неделю, и за это время я его, что называется, достала. Я не знаю, почему я вела себя таким образом по отношению к нему, но я постоянно шалила. Сначала я связала между собой шнурки его ботинок крепкими узлами. Он развязывал их полчаса, наверное. На следующий день я спрятала его носки в карманы его пальто. Он обнаружил их после долгих поисков, да и то, лишь когда надел пальто и сунул руки в карманы. Я была в восторге!

Ты была не подарок.

Сначала это забавляло как меня, так и его. Он в шутку гонялся за мной по всему дому, а я с визгом убегала. Но его терпение иссякло очень быстро, как раз в тот момент, когда я только вошла во вкус. Когда дня через три я положила варенье в его ботинки – по чайной ложке в каждый, игривая улыбка сошла с его лица. Он долго ругался, показывая свои ботинки моей матери. Мать сурово отчитала меня, и шалости прекратились на целых два дня. Но постепенно я забыла о сделанном мне внушении. Дядя, вроде бы, тоже забыл. Он опять стал шутить со мной, щипать за щеки и тыкать пальцем в живот. Я кричала и визжала, испытывая неописуемое блаженство.

Однажды дядя о чем-то долго беседовал с моей матерью. Они сидели на стульях в моей комнате, а я сидела рядом на полу и ела ложкой варенье из банки. И вот, мать вышла из комнаты. Мы с дядей остались вдвоем. Внезапно он привстал со стула и потянулся за какой-то вещью на столе… Я не знаю, что меня дернуло поступить так, как я поступила: улучив момент, я положила ложку варенья на его стул. Дядя сел… Его ярости не было границ. Он поймал меня, спустил с меня штанишки и злобно отшлепал!

Я бы тоже тебя отшлепал, честное слово.

Представляешь, девочку!

Он шлепал тебя не слишком сильно.

Возможно, это ему так показалось. Возможно, в масштабе дяди это было и не слишком сильно, но в масштабе шестилетнего ребенка… да еще девочки!..

Что ты так привязалась к женской природе своего тела? Это что-то меняет?

Тело девочки нежнее, чем мальчика. Главное – ее психика… Он ударил меня раз пять. Я помню, как в этот момент мир взорвался вокруг меня. Мне было очень больно. Аж потемнело в глазах!

Я знаю.

И он бил бы меня еще неизвестно сколько, но вошла моя мать.

Не преувеличивай. Твой дядя не садист. Впрочем, как и Бог: ты что думаешь, твоя мать вошла «случайно»? Именно в тот момент?

Так или иначе, это пример НАКАЗАНИЯ.

Да, это пример наказания.

Наказание – это искусственно созданное последствие. Наказание накладывается на меня кем-то, чья система ценностей не совпадает с моей.

Дядя должен был бы поблагодарить тебя и расцеловать? А ведь ему, между прочим, пришлось покупать новые брюки… И не только брюки…

Я хочу сказать, что наказание – это НЕ ЕСТЕСТЕСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ.

Дядя, по-твоему, поступил не естественно?

Давай наконец перестанем шутить! Естественно – это когда мне возвращается то зло, какое я причиняю другому. Я убиваю – меня убивают. Я граблю – меня грабят. Я пачкаю кому-то штаны – мне пачкают штаны, но не более. Разве не так?

Так. Ты совершенно правильно сформулировала, что представляют из себя естественные законы. Ты всегда получаешь именно то количество страданий, которое причинила другим. Ни каплей больше.

В данном же случае дядя причинил мне гораздо большие страдания.

Он должен был тоже испачкать тебе штаны?

Я же просила Тебя перестать шутить! Ты же видишь, насколько серьезно это для меня! Ведь решается жизненный вопрос, по какому пути мне идти дальше…

Конечно, вижу! Поэтому Я и не шучу.

Здесь имела место месть! Это – месть, а не естественный закон. Дядя был оскорблен. Унижен. Он чувствовал пренебрежение со стороны маленького ребенка. Его «большое» эго было задето. С ним обошлись не слишком почтительно, да еще кто, этот маленький клоп! Именно это взбесило его. И он начал мне мстить. После порки мое тело было красным, я ревела, как полоумная. Если бы не моя мать, которая буквально вырвала меня…

Я помню. Но все же ты немного преувеличиваешь. Надо отдать должное твоему дяде, он, на самом деле, любит тебя.

В тот момент он пришел в бешенство. Он кричал моей матери, чтобы она «убрала свою ненормальную дочь».

Я этого не отрицаю. В тот момент твой дядя действительно потерял контроль над собой.

Это говорит о его несовершенстве. Мой дядя несовершенен.

Но БОГ-то совершенен! Поэтому Бог не должен поступать таким же образом, как обычно поступает примитивное существо. Во-первых, Богу невозможно причинить вред. Во-вторых, даже если допустить, что это возможно, Бог никогда не стал бы обижаться и мстить.

Я понимаю, что ты имеешь в виду. Верно, что твой дядя далек от совершенства, тем более, от святости. Верно и то, что он причинил тебе гораздо большие страдания, чем в данном случае ты ему. Однако это не выходит за рамки естественных законов и их последствий. Ибо совершенен Я.

Я совершенен и поэтому точно знаю, сколько именно боли ты должна была получить. Это «количество» определяется не только испачканными штанами, но и некоторыми другими твоими поступками, совершенными намного раньше.

Я прекрасно знаю характер твоего дяди. Я прекрасно знаю, как он поступит в ответ на определенные действия с твоей стороны. Поэтому Я устроил вашу встречу и вдохновил тебя плеснуть варенье на его стул. Дитя Мое, ты не получила ни на один шлепок больше, чем их должно было быть, поверь Мне! На самом деле, Я ощутимо облегчил твою участь. Ведь, если уж быть «по-аптечному» точным, твоя мать должна была войти значительно позже.

Кроме того, Я удачно использовал твой юный возраст. В этом возрасте ребенок воспринимает как трагедию даже очень незначительное болевое воздействие. Если бы это произошло с тобою, скажем, лет в двадцать, то чтобы вызвать у тебя аналогичные переживания, боль должна была бы быть во много раз больше…

Говорю тебе: любое «наказание», если уж тебе так нравится это слово, любая боль – является естественным последствием, исполнением естественного «Закона компенсации». Это относится и к Аду.

Конечно же, я понимаю, что мы не случайно встретились с моим дядей. И я понимаю, что я тогда получила «компенсацию» не только за ту ложку варенья. Это легко понять, когда речь идет о моем родном дяде, но Ад…

Ямадуты – не твои родственники.

Да перестанешь Ты, наконец, шутить!

Я не шучу. Я констатирую факт. И Ямарадж – не твой дядя, но что от этого меняется?

Эти жуткие пытки в Аду – что, тоже естественные последствия?

Конечно.

Ну уж нет! Это именно МЕСТЬ! И я Тебе сейчас это докажу. Ни один человек не сможет так сильно и так долго мучить какого-либо другого человека, как это происходит в Аду. Человеку этого мира не хватит ни жизни, ни сил, ни жестокости, даже если допустить, что он этого очень захочет. Это явно не равная компенсация, а именно месть.

Просто, я бы сказала, дикая вакханалия мести! Поэтому я никогда не поверю, что подобное может исходить от Бога. И я никогда не приму учение, которое утверждает, что это так.

Теперь наберись терпения, чтобы выслушать Мой ответ.

Итак, в «Беседах» говорится, что души принимают на себя иллюзию и погружаются в забвение ради некой высшей цели. Это действительно так. Правда, в зависимости от реальности, которую ты выбираешь, причина погружения души в майу может быть описана по-разному. Но об этом чуть позже.

Видя желание души погрузиться в забвение, Я создал механизм, посредством которого это стало возможным. Что это за механизм и как он работает, тебе хорошо известно. Об этом ты не раз читала в «Бхагавад Гите». Об этом же говорится и в «Беседах».

Я сотворил материю – вещество, по качествам противоположное чистому духу. Из материи Я сотворил искусственные чувства, способные воспринимать только различные ее проявления. Когда душа соединяется с материальными чувствами, она перестает воспринимать себя и начинает воспринимать только материю.

Путь вниз – это путь в мир чувств, прикованных к внешнему. Путь вверх – это путь внутрь себя. Примечательно, что ты можешь двигаться в один и тот же момент лишь в одном направлении: либо туда, либо сюда. Либо вверх, либо вниз.

«Если ты не движешься внутрь, ты движешься наружу». Найди это место.

Начни с собственной неподвижности. Успокой внешний мир, чтобы мир внутренний мог дать тебе видение.

Именно это внутреннее видение – то, что ты ищешь. Но ты не сможешь обрести его до тех пор, пока озабочен своей внешней реальностью. Итак, стремись погрузиться вовнутрь настолько, насколько это возможно… Всегда помни эту аксиому:

Если ты не движешься внутрь, ты движешься наружу…

Ты двигался наружу всю свою жизнь. Но ты не обязан делать это, и никогда не был обязан.

(Книга I, стр. 82)

Прекрасно. Итак, все начинается с того, что материальные чувства привлекаются объектами внешнего мира. Затем возникает привязанность. Затем – вожделение, гнев и потеря разума. Когда разум потерян, человек превращается в животное, которое не способно на что-либо более высшее, чем удовлетворение любой ценой потребностей тела.

Чувства, влекущие твое сознание во внешний мир материи, действуют безотказно. Они постоянно, ежесекундно, автоматически толкают тебя вниз. Не нужно прилагать специальные усилия, чтобы опускаться, – достаточно просто расслабиться. Деградация тебе всегда «гарантирована».

Коль скоро Я создал путь вниз, Я должен был создать и путь вверх, иначе – наша разлука превратилась бы в вечность. Чтобы прекратить падение и наконец-то начать подниматься, тебе необходимо задействовать свой разум. Включить его, разбудить.

С этой целью Я создал компенсирующую силу, которая проявляется в виде страданий, пропорциональных «степени безумия».

Бог обеспечил существование дискомфорта, наделив материальные чувства – грубые и тонкие – способностью испытывать БОЛЬ. С этой целью Он создал для каждого из чувств так называемую «шкалу восприятия», среднюю часть которой чувство принимает как комфорт или блаженство, а края – как боль или страдания.

Например, температурное воздействие в центральной части «шкалы» чувства осязания вы называете приятной прохладой, а по краям этой же шкалы – диким холодом или невыносимой жарой. Если воздействие продолжает удаляться от центра шкалы в ту или иную сторону, возникает ощущение, которое вы называете «адская боль».

Различные виды тел имеют разную окраску воспринимающих чувств и разные шкалы для каждого чувства. Соприкосновение кожи с пламенем для человеческого тела – «адская боль», а для бактерии, обитающей в раскаленных вулканических газах, – «приятная прохлада».

Все ощущения мира материи – функционирование различных механических устройств, с одним из которых в данный момент ты отождествляешь СЕБЯ.

Все это было создано Мною для того, чтобы подтолкнуть тебя вверх. Ибо, если на определенной стадии деградации любовь уже не может быть воспринята и поэтому разбудить разум, очень вероятно, что его разбудит боль… Или страх боли.

Страдание (независимо от того, как или посредством кого оно приходит) – это всегда компенсация негатива, который человек излучает в окружающее пространство. Это «закон Архимеда» в масштабе Вселенной: чем большее дисгармонизирующее давление ты создаешь, тем большее сопротивление со стороны компенсирующей силы ты встречаешь.

Чем больше яда ты изливаешь, тем большую боль испытываешь.

Было бы несправедливым с Моей стороны, создав столь легкий путь вниз, покрыть тайной путь вверх или же сделать его неприемлемо трудным. Поэтому Я дал вам ОПИСАНИЯ этих процессов в виде Законов, которые доступны для любого, даже самого примитивного уровня сознания (Я имею в виду человеческое сознание). Законы позволяют вам исполнять любые ваши желания, опять-таки, даже самые примитивные, и в то же время НЕИЗБЕЖНО ПОДНИМАТЬСЯ.

Эти Законы называются Дхарма, сборники описаний и инструкции называются Веды. Сформулировать столь совершенные Правила могло только Существо, досконально, в мельчайших подробностях знающее устройство Вселенной. Любые другие правила, выведенные из меньшего знания, не смогли бы предусмотреть все и поэтому реализовать свою задачу полностью. Таким Существом, по определению, может быть только Бог.

Сейчас, как и ранее, Я говорю то, что ты прекрасно знаешь.

Так вот, эти чудесные Инструкции, приводящие следующих им к постепенному просветлению, ВСЕОБЪЕМЛЮЩИ! Я не упустил ничего. Поэтому деградация, в любом ее виде, возможна только в случае нарушения этих Инструкций.

Теперь давай рассмотрим механизм компенсации более подробно. Если ты, скажем, убила человека, что, по-твоему, будет для тебя естественным последствием этого?

Меня убьют в следующей жизни.

А если ты убила троих?

Наверное, меня должны убить трижды.

Это не вызывает у тебя возмущение? Это нормально?

Да, это я могу принять, это естественное последствие.

Отлично. Но, видишь ли, за одну жизнь тебя можно убить только один раз. Вот в чем проблема. Придется тебе родиться трижды, не так ли?

Наверное, да.

А если ты стала причиной смерти для тысячи человек? Мучительной смерти.

Мне потребуется тысяча рождений.

Правильно. Но что это означает? Тебе придется рождаться тысячу раз только лишь для того, чтобы тебя всякий раз убивали.

Тебя устраивает такая перспектива?

А что, разве меня кто-то будет спрашивать?

Правильно. Тебя не будут спрашивать, тебе сделают благо без лишних вопросов.

Благо?

Конечно. Все страдания, которые испытали другие в результате твоих действий, будут собраны вместе и возвращены тебе СРАЗУ.

Ого! Вот так благо!

Это неоспоримое благо, ибо в противном случае ты НИКОГДА не выберешься из болота последствий. Твое бытие как души потеряет смысл. Именно по этой причине тебя и не будут спрашивать. Альтернативы просто не существует.

Почему?

Если исходить из нашего примера, тебе придется рождаться тысячу раз на Земле. Какие бы решения ты ни принимала, какие бы поступки ни совершала, тебя будут снова и снова убивать и помещать в очередное материнское чрево. И это повторится тысячу раз. Ты себе представить не можешь, сколько новых последствий ты создашь за этот срок, а их куда девать?

Какая-то чудовищная жестокость!

Все совершенно естественно. Ты переживаешь ровно столько боли, сколько пережили другие «по твоей милости». Ни больше, ни меньше. Хотя… иногда Я могу значительно уменьшить твои страдания или даже вовсе избавить тебя от них, чтобы расчистить твой путь ко Мне. Ибо Я – Тот, Кто спасает из этой «системы», слыша малейший зов!

Даже пародию на зов!

Но сейчас мы рассматриваем случай, когда Меня не звали. Я объясняю, как работает «компенсация», взятая сама по себе.

Все равно, жутко…

Ты сама определяешь, сколько радости или боли пережить в будущем, просто становясь причиной этого для других. Никто не положит в твою тарелку лишнего!

Но создать ситуацию страдания для других – значительно легче, чем пережить компенсацию этого: как качественно, так и количественно.

Откуда я знаю, что почувствует другой? Одно и то же мое действие у одного вызовет улыбку, а у другого – обморок.

Правильно. Тебе трудно знать все. Но Ямараджу – совсем не трудно.

Каким же образом я могу тогда определять сама?

Очень просто – с помощью инструкций, которые Я дал. Все законы подробно описаны Мною, предусмотрены абсолютно все случаи. Поступай всегда согласно Дхарме, и у тебя никогда не будет проблем.

Хочешь в Рай – следуй соответствующему разделу Вед, и ты получишь свое.

Именно так. Ты попадешь в Рай и никто тебе слова не скажет. Разве есть во всем этом хоть что-то, отдаленно похожее не обиду или месть с Моей стороны? Ты можешь не служить Мне, сколько тебе захочется. Только, пожалуйста, делай это, не выходя за рамки Закона. Разве Я заставляю тебя служить? Дхарма предусматривает множество совершенно безопасных способов не служить Мне, если уж на то пошло. Разве плохо тебе будет в Раю? Или тебе будет плохо в безграничном океане Единения?

Я нахожусь вне этой системы «поощрения и наказания», Рая и Ада. И Шастры хором кричат об этом на всю Вселенную. Бхакти пребывает далеко ЗА ПРЕДЕЛАМИ карма-канды, и даже гйана-канды. Признаться, Я удивлен, что ты этого не знаешь.

Настоящая правда заключается в том, что когда ты действительно обращаешься ко Мне, все страдания и наслаждения этого мира растворяются как дым. И ты оказываешься в единственной реальности Моей Любви. У тебя не остается ничего, кроме Любви.

Эти Законы, данные Мною, замечательны тем, что даже исполняя с их помощью свои материальные (то есть связанные с функционированием материальных механических чувств) желания, ты неминуемо будешь расти духовно (постепенно начиная стремиться к наслаждениям, не связанным с чувствами). В этом и заключается милость Бога: Я дал вам гарантию НЕИЗБЕЖНОГО ПРОГРЕССА!

Мои инструкции, Мои Законы не надо специально защищать, наказывая тех, кто им не следует, ибо последние накажут себя сами. Отказавшись от подробной карты, ты и сама благополучно попадешь в болото или сорвешься в пропасть. Не надо никого и специально запугивать. Ужасы и так постоянно происходят у всех на глазах. Законы – это просто объяснение, почему происходит это или то. Ни больше, ни меньше.

Может создаться иллюзия, будто Бог обижается и наказывает за игнорирование установленных Им Законов, отправляя досадивших Ему в Ад.

Но это не так. Ибо Я просто создал естественный механизм РАВНОЙ КОМПЕНСАЦИИ. Вот и все.

Игнорируя свою Дхарму, ты лишаешь себя знания, как правильно поступать. «Правильно» – означает «не причиняя страданий другим». Лишив себя знания, ты невольно становишься источником тех или иных страданий для окружающих. Эти страдания, собранные вместе, будут возложены тебе на голову.

В примере, который мы разбирали, я убиваю тысячу человек. Но это маловероятно. Если, конечно, я не запущу ядерную ракету…

Во-первых, страдать могут не только люди. Рак, например, может почувствовать не меньшую боль. Если ты варила раков килограммами и делала это из года в год, трудно представить, какое количество боли ты породила. И что сделает в этом случае Ямарадж? Он посчитает всех раков, сваренных за твою жизнь, затем вычислит, какая боль, приложенная к твоему телу, соответствует тому, что пережил каждый рак, после чего помножит полученную боль твоего тела на количество раков и все это «подарит» тебе.

Я не согласна с такой жестокостью!

А когда ты равнодушно смотришь на корчащихся от невыносимой боли раков в кастрюле – это не жестокость?

Но каждый из сваренных раков прошел через это один раз! Почему меня подвергают всей суммарной боли? Это не справедливо. Ведь цель «компенсации», насколько я понимаю, объяснить мне, ЧТО именно испытать я заставила другое существо. Разве я не пойму это, если получу боль одного рака?

И если я каким-то образом убила тысячу человек, допустим, зарезала, разве не достаточно зарезать меня один раз, чтобы я поняла, какую боль испытывает зарезаемый? Ведь каждый из них пережил эту боль один раз, а не тысячу?

Если Я устрою все так, как ты предлагаешь, и об этом Моем устроении будет объявлено в Шастрах, как же поведет себя грабитель, зарезавший человека, когда ознакомится с подобными Шастрами? Он очень быстро смекнет, что двум смертям не бывать, а одной – не миновать, и начнет проливать кровь направо и налево. Это приведет к беспросветной деградации его сознания.

Он поймет, что ему уже нечего терять – все равно зарежут?

Зарежут, причем только один раз, независимо от того, сколько человек он убьет таким способом в дальнейшем. Но если, обратившись к Шастрам, он узнает, что получит назад всю до капли боль, которую причинил другим, это его остановит. Вот так страх становится другом.

Хорошо, с этим я теперь тоже согласна. Но все равно маловероятно, что я убью тысячу человек. Или речь идет только о раках?

Если говорить о людях, то даже в этом случае, количество пострадавших может легко превзойти число пальцев не твоих руках.

Дитя Мое, в этом мире все так тесно связано! Чтобы стать причастной к убийству тысячи человек, тебе вовсе не обязательно лично убивать каждого из них. Ты и не заметишь, как «нажмешь кнопку». Ибо все пребывает в движении, все взаимодействует. Ты можешь столкнуть маленький камешек, безобидный сам по себе, и… вызвать лавину. Малейшее отклонение может породить океан боли!

Игнорируя свою Дхарму, ты лишаешь единственного шанса на подъем не только себя, но и других, которые решат последовать твоему примеру. Каждый из них связан со своей семьей, со своими друзьями, имеет множество дальних знакомых. Каждый из этих друзей и знакомых имеет своих друзей и знакомых, а те – своих. И так далее.

Если человек не идет вверх, он идет вниз. Вниз – значит, в невежество. В невежество – значит, к страданиям. Страданиям от болезней (ибо невежественный начинает болеть), страданиям от обид (ибо невежественный винит во всем других), страданиям от бед (ибо невежественный постоянно наступает на грабли) и тому подобное. Все эти бесчисленные страдания огромного количества людей будут собраны вместе и возложены тебе на голову! Причем каждый из них будет страдать не одну жизнь, ибо и он нарушает Закон, а следовательно, – и он порождает муки все новых и новых личностей… Что говорить о тебе!

Боже…

Этот механизм описывает Арджуна в первой главе «Бхагавад Гиты», начиная с 39 стиха. Когда религиозные традиции рода приходят в упадок, женщины в этом роду развращаются, что приводит к нежеланному и неблагочестивому потомству. Потомки, лишенные знания, начинают причинять страдания себе и другим, вольно и невольно, а также подавать неправильный пример, вызывая лавину нарастающей боли. Поэтому те, кто стали причиной нарушения родовой дхармы, попадают в Ад, чтобы испить всю порожденную ими боль…

Те двое просто целовались в лесу. Они любили друг друга, как умели, не желая никому зла. Но случилось так, что это увидел Аджамила, который стал воровать и грабить. Сколько чужих слез, а иногда даже крови, он пролил! Вот так поцелуи – проливают кровь…

Тебе неведомо, какие последствия вызовет каждый твой шаг. Поэтому просто следуй Законам, которые изложил Я, и ты будешь надежно защищена от «случайностей». Если же ты их игнорируешь, кто-то может сказать: «Смотрите, она не верит ни в Бога, ни в черта и живет припеваючи!» А еще двое могут подумать: «Брат, а ведь ты прав, она действительно живет припеваючи!» Что случится потом – тебе трудно вообразить.

Тебя возмущает, Я знаю, что люди попадают в Ад за совершенно, как ты полагаешь, «безобидные» поступки. Поэтому, думаешь ты, разглядывая картинки в «Шримад Бхагаватам», нужно отвергнуть такого изощренно жестокого Бога, который создал все это.

Что, например, плохого в том, что брахман выпивает (Бхагаватам 5.26.29)? Если он и причиняет кому-то вред, то только себе. Ладно, ты согласна, что его можно пристыдить, в крайнем случае… Но что делает этот изверг-Бог, в которого верят вайшнавы? Он заливает расплавленный металл в рот этому ни в чем не повинному человеку!

Ты права в том, что понятия «хорошего» и «плохого» чисто условны. Но не ловись на эту удочку.

Ибо реальна – боль!

(Наслаждения тоже реальны, но мы сейчас говорим об Аде).

Поэтому Бог – не старый, занудливый моралист, который пристает ко всем и грозит пальцем: Ай-яй-яй! Нехорошо!

И Дхарма – это не «правила хорошего тона», взятые от фонаря. Но это – правдивые описания реальных законов Мироздания.

Причинить какой бы то ни было вред Богу невозможно. Вообще, понятие «вреда» тоже чисто условно, ибо дух (а все живые существа есть души) – абсолютно, во всех отношениях неуязвим и вечен. Но живые существа, обладающие телом – грубым и тонким, способны испытывать грубые и тонкие наслаждения и страдания. Именно эти грубые и тонкие материальные категории – то, чем оперирует Карма.

Поэтому Бог никого и ни за что не наказывает, но Он всегда возвращает человеку все ощущения, причиной которых для других этот человек стал.

Хитросплетения последствий очень сложны, и ты упускаешь длинную цепь событий. Ты не видишь лавину боли, грохот которой раздастся, скажем, две жизни спустя… Сейчас все тихо. Но разве боль перестанет быть болью, если придет позже?

Если брахман, призванный быть олицетворением Дхармы, привязан к спиртному, что подумают люди о брахманах? Что подумают люди о Дхарме? Какие поступки они совершат после таких мыслей?

Истина в том, что никто не даст тебе ни на одну горькую пилюлю больше, чем ты раздала другим. Ни на одну! Однако все розданные тобою пилюли тебе придется съесть самой, причем «за один прием».

Подожди, подожди, я протестую!

В чем протест?

Почему я должна отвечать за поступки других людей и за результаты этих поступков? Я совершаю мои поступки и у меня есть мои мотивы. За это я согласна отвечать. Но другие принимают свои решения, исходя из своих мотивов. При чем тут я?

Представь себе глубокую пропасть, усыпанную острыми камнями и скалами.

Ну, представила.

И ты делаешь легкое движение, прикасаясь к плечу другого человека. В результате – его тело превращается в фарш на дне пропасти. Кто в этом виноват: человек, который сам бился о скалы, летя вниз, или, может быть, Бог, который создал силу тяготения?

В этом мире есть «сила тяготения», увлекающая каждую душу вниз. О механизме этой силы мы уже говорили. Созерцая объекты чувств, человек развивает привязанность к ним. Из привязанности рождается вожделение. Вожделение вызывает гнев, затем теряется разум, и человек падает в бездну. Если ты столкнешь человека в бездну Самсары, падая, он сам будет «биться о скалы», но каждая его «рана» – на твоем счету.

Если в приведенном примере я ХОЧУ убить этого человека и для этого сталкиваю его в пропасть, я согласна, что каждая его рана на моем счету. Ведь в этом случае я специально толкаю его. Но если у меня нет ни малейшего желания причинить боль или вред кому-либо, разве я должна за это отвечать?

У вас есть такое понятие, как «техника безопасности». И вы приняли решение наказывать тех, кто нарушает ее правила. Особенно сильно вы наказываете тех, чьи нарушения вызвали страдания других людей.

Элементарный пример. Ты работаешь на крупном заводе и в обеденный перерыв хочешь согреть себе чай с малиновым вареньем. Воткнув кипятильник в розетку, ты обнаруживаешь, что электричество почему-то отключено. Тогда ты поступаешь просто и совершенно естественно: идешь к центральному рубильнику, замыкаешь его и греешь свой чай. Немного позже ты узнаешь, что двое монтеров, которые в это время чинили сеть, превратились в головешки.

Согласно правилам техники безопасности этого завода, никто не имеет права замыкать и размыкать центральный рубильник, кроме специально уполномоченных людей. Но ты нарушила это правило. Ты, разумеется, не желала зла тем двум монтерам, ты просто хотела пообедать. Но тебе, похоже, светит тюрьма…

Это понятно, технику безопасности должен знать любой работник. Но когда речь идет о сложнейших законах этого мира, когда любое незначительное действие вызывает совершенно непредсказуемым образом «лавины боли» во все стороны, по-моему, это несправедливо. И жестоко. Откуда я знаю, что взбредет…

Это было бы жестоко, это было бы несправедливо со стороны Бога…, если бы Я не дал правила безопасности к сотворенному Мною миру. Во Вселенной есть своя «техника безопасности», и она называется Веды… Все законы подробно описаны. Все возможные последствия предсказаны. Если же ты ради каких-то своих целей игнорируешь эти правила, ты тем самым берешь на себя ответственность за всю боль, которая может при этом возникнуть. И, если боль возникает, Я возвращаю ее тебе в том же количестве. В случае, когда этой боли слишком много, чтобы ты смогла принять ее всю на Земле, ты отправляешься в специальное место, где тебе выдают все в кратчайшие сроки.

Я не отрицаю, что каждый человек принимает свои решения сам. Но, нарушая Мои правила, ты тем самым создаешь определенную ситуацию для другого человека и подвергаешь его риску принять неправильное решение. Конечно, решение каждого зависит от очень многих факторов, и ты не можешь стать единственной причиной чьих-либо страданий. Но ты можешь выбрать: стать тебе одним из таких факторов или нет. И если твой выбор – стать, ты получишь процент со СВОЕГО вклада. Как Я уже говорил, никто не положит в твою тарелку лишнего.

Ясно. Если я не стремлюсь изучить эти Правила, или следовать им, это мои проблемы. Незнание законов не освобождает от ответственности.

Здесь нет никакой «мести» со стороны самолюбивого Бога, который «обижен» тем, что Его законами пренебрегают. Если ты принимаешь решение стать причиной боли для другого существа (или существ), эта боль возвращается к тебе.

Поэтому Ямарадж – не Мой «придворный палач», а просто великий математик. Он подсчитывает «количество» страданий, причиной которых ты стала, и выбирает наилучший из всех возможных способов вернуть их тебе: что-то на Земле, что-то под ней. Наилучший – для тебя, если исходить из Высшей Цели души.

В твоих интересах, чтобы «компенсация» произошла в самый кратчайший срок, какой только возможен. И в этом смысле Ямарадж – твой добродетель. Если бы не его «вычисления», тебе пришлось бы забыть не только об Избавлении, но и о какой бы то ни было радости вообще. Тебя ждали бы бесконечные жизни, заполненные беспросветными муками. Ты канула бы навечно в бездну «геометрической прогрессии» нарастающих страданий.

В Ад, как мне известно, попадают не на пару дней… А Ты говоришь о каких-то кратчайших сроках?

Все познается в сравнении. Ад – место, где страдания присутствуют в максимально концентрированном виде. Чтобы испытать такое же количество боли на Земле, тебе потребуются сотни и сотни жизней. Поэтому время пребывания в Аду – просто миг, если сравнивать с попыткой отстрадать то же самое на Земле.

Но главное преимущество Ада состоит в том, что, пребывая в нем, ты не создаешь новых последствий, а только переживаешь уже созданные. Милость заключается в том, что «верхний кран» перекрывают и позволяют тебе «вычерпать» то, что уже налилось. Для тебя, если только так можно выразиться, это очень «удобно». Когда вокруг тебя будет «сухо», ты сможешь в спокойной обстановке все продумать, взвесить и, возможно, придти к решению не открывать больше кран. Если же «все плывет» и «хлещет из всех щелей», – ты захлебнешься во веки вечные!

По милости Ямараджа ты можешь «отстрадать и забыть», буквально, – и перед тобой снова чистый лист! И ты снова можешь написать на нем все что угодно, в том числе и письмо Мне.

А Я прочту твое послание еще до того, как перо коснется бумаги. Я примчусь быстрее, чем ты откроешь рот, чтобы позвать Меня.

И Я протяну тебе руку. И твой «ад» закончится навсегда.

Пожалуй, я начинаю понимать «логику Ада». После Твоих объяснений все как-то встало на место.

Я не сказал ничего нового.

Это мистика какая-то! Ведь Ты действительно не сказал ничего нового. Но раньше я видела один мрак, а теперь начинаю видеть какую-то гармонию.

Передо Мной, как карты на столе, разложен твой интеллект. Я вижу, какие у тебя карты, и не добавляю новых. Но Я помогаю тебе разложить их по порядку и «крыть» нужной картой в нужный момент.

Как у Тебя все здорово выходит! Логично, четко и понятно.

Это так только потому, что ты ХОЧЕШЬ, чтобы это стало понятным. Только потому, что ты выбрала именно ЭТУ реальность. Но стоит тебе выбрать что-то еще, как все мгновенно изменится. Понятное снова станет запутанным, а логичное – абсурдным.

Мне совсем не трудно опровергнуть все, что Я только что сказал.

ХОЧЕШЬ?

О, нет! Ради Бога не делай этого! Я и так чуть жива.

Хорошо, Я не сделаю это. Ради ТВОЕГО Бога. Ради того варианта Меня, который ты избрала. Наоборот, ты получишь еще большее понимание. Полное исцеление. И очень скоро, обещаю, мы будем вместе.

Конечно, если ты не передумаешь.

назад| оглавление | вперед


© 1999-2016 Hari-katha.org. All rights reserved.

Rambler's Top100 ServiceПоставь себе такую кнопку Поставь себе такую кнопку! Rambler's Top100