Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >>
Триданди Б.В.Госвами >> ЕЩЕ РАЗ О СМИРЕНИИ
ЕЩЕ РАЗ О СМИРЕНИИ
Мне пришло письмо. Шрила Прабхупада во сне дал посвящение автору
письма и благословил стать следующим звеном в цепи парампары.
Письмо призывало одуматься и пока не поздно признать свои ошибки.
Признаю... моя главная ошибка заключается в том, что я снова и
снова корчу из себя учителя. Учителей много, мало учеников. Стать
учителем может каждый. Мало учеников. Мы пришли в школу Махапрабху,
где Сам Кришна, чтобы научиться науке любви, стал послушным учеником
Шримати Радхарани. Главный учитель в этой школе за всю свою жизнь не
принял ни одного ученика. Мы пришли в эту школу, чтобы разучиться быть
учителем и научиться быть учеником.
Снова и снова я забываю о том, что перед Шри Кришной мне нужен
Заступник и Покровитель, живой учитель, чьи стопы я буду омывать в
своем сердце три раза в день, учитель, в отношениях с которым я смогу
развить то главное, без чего немыслима духовная жизнь - смирение и
терпение. Когда у Шрилы Прабхупады спросили, почему в "Шикшаштаке" Шри
Чайтанья Махапрабху ничего не говорит о духовном учителе, он удивленно
поднял брови и сказал: "Как не говорит? А тринад апи суничена..."
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит в "Учении Шри
Чайтаньи":
"Тот, кто горит желанием получить Святое имя Господа, обязан стать
смиреннее травинки. Человек не обратится с мольбой о помощи к другому
до тех пор, пока не осознает собственную ничтожность. Моля других о
помощи, мы ощущаем собственную беспомощность. Шри Гаурасундар велел
нам призывать имя Господа, это значит, что Он велел нам призвать
Господа на помощь. И Он же сказал нам, что, призывая имя Господа, мы
должны стать смиреннее травинки. Если мы призываем Господа, чтобы
превратить Его в собственного слугу, или надеемся на то, что Он
сделает какую-то работу за нас, мы не сможем ощущать себя смиреннее
травинки. Внешне смирение проявляется не в приниженности, не в
навязчивом стремлении выглядеть смиреннее травинки. Показное смирение -
это притворство и лицемерие. Властный зов, на который обычно
откликаются подчиненные, не достигает слуха Господа. Он Верховный
Повелитель, не зависящий ни от кого, совершенный и самосущий Владыка,
и потому Он не находится ни в чьем подчинении. Поэтому стремящийся к
Нему должен утвердиться в непритворном смирении. До тех пор, пока мы
этого не сделаем, наши молитвы не достигнут слуха Господа.
Есть и другое условие. Прежде всего нужно стать смиреннее
травинки. Но нужно также обрести и терпеливость. Нетерпеливый человек
не сможет призвать Господа так, чтобы Он его услышал. Нетерпеливость
появляется у того, кто алчет чего-то для себя. Алчность противоположна
смирению. У нас должна быть непоколебимая вера в Бога. Нужно верить в
Его щедрость и неиссякаемость. Тот, кто призывает Его, ни в чем не
нуждается. И если мы свято верим в это, наше терпение будет по
заслугам вознаграждено. С другой стороны, если мы жаждем чего-то, если
наше нетерпение делает нас непоследовательными в своей вере, если мы
тайком лелеем планы обрести что-то в результате собственных усилий, мы
выходим из состояния, в котором наши молитвы могут быть услышаны
Богом. Молитва к Богу также невозможна, если человек поглощен только
попытками избавиться от иллюзии самообмана.
Часто мы полагаем, что молимся Богу и прославляем Его только из
врожденного великодушия, что вполне могли бы обойтись без этого и
заниматься любой другой деятельностью. Это тоже выдает в нас
недостаток терпения. Чтобы избавиться от такой склонности, нам
нужен Покровитель и Заступник. Заступник нужен нам для того, чтобы
оградить нас от перспективы лишиться непритворного смирения,
заставляющего нас ощущать себя ниже травы. Тхакур Нароттам говорил:
"Кришна никогда не отворачивается от того, кто служит, обретя защиту и покровительство. Все остальные проживают свою жизнь напрасно".
Я восхищаюсь отчаянной смелости последователей учения ритвиков.
Храбрость всех тех, кто считает, что им не нужен живой учитель,
приводит меня в изумление и восторг. Но перед глазами у меня стоит
нищий санньяси, который ходит по битком забитым вагонам поездов
третьего класса и предлагает пассажирам за гроши напечатанный им самим
журнал о Боге. Он уже немолод, у него нет никаких средств к
существованию, и единственным его богатством являются слова его
учителя: "Как только у тебя появятся деньги, печатай книги". Выполняя
этот наказ, он предлагает равнодушным людям плохо напечатанные
журналы, а за спиной у него богини Терпения и Смирения. Где бы я был
сейчас, если бы не этот санньяси?
Про себя я знаю, что демон Кеши по-прежнему торжествующим ржанием
оглашает просторы моего сердца. Иногда это ржание эхом отдается в моем
благодарном уме, а иногда вырывается из моего рта в виде поучений и
проповедей. Это самый последний демон из тех, кого Кришна убивает во
Врадже. Я знаю, что рано или поздно этот демон растопчет меня, если у
меня не будет Заступника и Покровителя, который каждым своим дыханием
будет учить меня терпению и смирению.
Ваш слуга, БВ Госвами
|