Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >> Братья

Часть первая

Шрила А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада и Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев-Госвами Махарадж впервые встретились в 1930 году в Аллахабаде (Индия). В беседе, записанной при их встрече в 1973 году, Бхактиведанта Свами вспоминает: "Нам выпала великая удача слушать Его Божественную Милость ОМ Вишнупада Парамахамсу Паривраджакачарйу Бхакти Ракшак Шридхар Махараджа. Он старше меня и по возрасту, и по опыту. Мне посчастливилось общаться с ним в течении довольно продолжительного времени, начиная где-то с 1930 года. Тогда он еще не принял саннйасу; он оставил дом и, как ванапрастха, в белом, приехал в Аллахабад.

[Шриле Шридхар Махараджу] Махарадж, помнишь тот случай, когда ты приехал в Аллахабад? Тогда-то мы и познакомились. Это длинная история... В течении нескольких лет я имел возможность общаться со Шридхар Махараджем. Кришна и Прабхупада избрали его, чтобы подготовить меня.

Шридхар Махарадж жил в моем доме много лет и, естественно, разговоры и отношения у нас были самые доверительные. Я очень серьезно относился к его наставлениям и советам, потому что с самого начала я знаю, что он — чистый Вайшнав, чистый преданный. Я хотел общаться с ним и старался ему помогать. Мы очень близки."

В этих словах прослеживается вся суть их трансцендентной лилы— взаимоотношений чистых преданных Господа. Обратившись к Шриле Шридхар Махараджу как к "Его Божественной Милости" и "Ом Вишнупаду"— формы обращения, применяемые только по отношению к духовному учителю— Шрила Бхактиведанта Свами вышел за рамки общественного этикета и поверхностных формальностей. Близко общаясь со Шрилой Шридхар Махараджем в течении более чем пяти лет, зачастую по 5-7 часов, он был уверен: "Кришна и Прабхупада избрали его, чтобы подготовить меня"— подготовить к предстоящей обширной миссионерской деятельности на Западе. Вспоминая те сокровенные беседы, Шрила Шридхар Махарадж отмечал их глубокую проникновенность: "Однажды, обсуждая со Свами Махараджем стих дадами буддхи-йогам там йена мам упайанти те [Б.Г.10.10: "Я наделяю их внутренним божественным вдохновением, которое помогает им приблизиться ко Мне"], я предложил, что здесь упайанти указывает на паракийа-расу. Он согласился: "Да, здесь имеется ввиду именно паракийа-раса Враджи. Ничто другое не может быть высшим заключением Бхагавад-гиты".

С самого начала признавая Шрилу Шридхар Махараджа "чистым Вайшнавом, чистым преданным", Шрила Бхактиведанта Свами очень высоко ценил его наставления и советы. Он часто обсуждал со Шрилой Шридхар Махараджем духовную пользу своих неудач в бизнесе и на семейном поприще.

Шрила Бхактиведанта Свами старался помогать Шриле Шридхар Махараджу в его проповеднической деятельности. Пример тому — его высокая оценка уникальной способности Шрилы Шридхары Махараджа выявлять саму суть Писаний: Шрила Свами Махарадж финансировал публикацию "Прапанна-дживанамриты"—уникальной санскритской работы своего старшего духовного брата. Наряду с санскритскими стихами, написанными самим Шрилой Шридхар Махараджем, в книгу вошли шлоки из сокровищницы Гаудийа—Ваишнавской мысли, принадлежащие преданным прошлого. Книга последовательно описывает шесть слагающих шаранагати.

В постоянном общении, будь то в Аллахабаде, Калькутте или других местах Индии, отношения братьев продолжали развиваться. Шрила Бхактиведанта Свами вспоминает: "Будучи домохозяином, я открыл для своего бизнеса офис в Бомбее. Местный Гаудийа Матх был основан Шридхар Махараджем и мною. Мы создали две группы по сбору пожертвований. Был я, Шридхар Махарадж и Бхакти Шаранга Госвами Махарадж. Я водил их к своим коллегам фармацевтам, и мы собрали что-то около пяти тысяч рупий. Шридхар Махарадж проповедовал, я знакомил, а Госвами Махарадж просил о пожертвовании." В Шрила Прабхупада-лиламрите, Сатсварупа даса Госвами пишет: "Абхай часто сопровождал Шридхар Махараджа и его помощников на проповеднических программах, где он играл на мриданге. А когда Шридхар Махарадж болел, Абхай возглавлял остальных преданных в их проповеди. Он пел киртану, играл на мриданге и проводил лекцию по Бхагаватам."

Тогда же, в Бомбее, Шрила Бхактиведанта Свами и Шрила Шридхар Махараджа были среди тех, кто встречал саннйаси Гаудийа Матха по его возвращению из Европы. Хотя и смущенные изменениями его внешнего вида — отсутствием триданды Гаудийа саннйаси, ваишнавской шикхи, а также традиционного облачения, преданные жадно расспрашивали его об успехах проповеди на Западе. "Они задавали вопросы, на которые было невозможно дать ответ , -заметил саннйаси. Озабоченный, Шрила Свами Махарадж попросил рассказать об этом поподробнее. Саннйаси начал приводить самые тяжелые вопросы, и один за одним, Шрила Шридхар Махарадж ответил на все. Саннйаси был ошеломлен, а Шрила Бхактиведанта Свами смело провозгласил: "Сегодня Европа была повержена Азией!"

ПрологСодержаниеСтатьи ВайшнавовЧасть Вторая


© 1999-2017 Hari-katha.org. All rights reserved.

Поставь себе такую кнопку Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100