= карта сайта =
Шри Чайтанья Махапрабху
Шрила Бхактивинод Тхакур
Шрила Прабхупад
Шрила Бхакти Прамод Пури
Шрила Бхакти Ракшак Шридхар
Шрила Бхакти Веданта Свами
Шрила Бхакти Прагьяна Кешава
Ачарьи cовременности
Статьи Вайшнавов
Частые вопросы
Аудио-архив
Библиотека
= Словарь =
= Разное =
Hari-katha >> Статьи Вайшнавов >> Биографии Великих Вайшнавов >> Шри Санатана Госвами

Шри Санатана Госвами

вайрагья-юг-бхакти-расам праятнайр
апаяян мам анабхипсум андхам
капамбудхир ях пара-духкха-духкхи
санатанас там прабхум ашраями

Рагхунатха даса Госвами в своей "Вилапа-кусуманджали" (6) прославил Санатану Госвами следующим образом: "Одержимый идеей отречения, я не хотел пить нектар преданного служения, но Санатана Госвами по своей беспричинной милости заставил меня его выпить, хоть я был и не в состоянии это сделать. Поэтому он - океан милости. Он очень сострадателен к падшим душам вроде меня, и поэтому мой долг - в почтении склониться к его лотосным стопам и принять у него убежище".

В "Гаура-ганодеша-дипике" (181) Шри Кави Карнапура возносит славу трансцендентному положению Санатаны Госвами:

са рупа-манджари-пресиха
пурасид рати-манджари
шочьяте нама-бхедена
лаванга-манджари будхайх

"Ближайшая подруга Рупы Манджари, известная под именами Рати-Манджари и Лаванга Манджари, явилась в играх Шри Чайтаньи Махапрабху как Шри Санатана Госвами, который считается продолжением тела Шри Чайтаньи Махапрабху".

С литературным вкладом Санатаны Госвами в Гаудия-вайшнава-сампрадае может сравниться лишь вклад Рупы и Рагхунатхи даса Госвами. Наиболее важные его работы: "Хари-бхакти-виласа", "Брихад-бхагаватамрита", "Дашама-типпани" - комментарий на "Шримад-Бхагаватам", известный также как "Брихад-вайшнава-тошани", и "Дашама-чарита".

Шри Джива Госвами приводит следующую историю рода своего дяди, Санатаны Госвами, в конце своей "Лагху-вайшнава-тошани", комментария на "Бхагавату":

Сарвагья был яджур-ведическим брахманом, потомком династии, берущей начало от Бхарадваджа Муни, и таким образом он был самым уважаемым брахманом в Карнатаке. Он стал царем этого округа в 1381 г. н.э. Он был до такой степени образован, что прославился как "джагад-гуру", или "учитель мира". Его сына звали Анируддха, который стал царем в 1416 г. н.э. У Анируддхи было две царицы и два сына, Рупешвара и Харихара. Рупешвара был экспертом во всех разделах священных шастр. Его брат Харихара был экспертом в писаниях, касающихся царской политики и также был высокообразован. Вместе со своей женой Рупешвара уехал из Карнатаки в Паурастью. Он был большим ученым во многих областях науки. Там он стал другом царя, Раджи Шри Шекхарешвара. Сыном Рупешвары был Падманабха - великий пандит в области ведических писаний. Падманабха поселился в Навахатте (Найхатти), на берегу Ганги, в Бенгалии. У него было восемь дочерей и пятеро сыновей. Все его сыновья были знатоками писаний. Звали их Пурушоттама, Джаганнатха, Нараяна, Мурари и Мукундадева. Младший сын, Мукунда, переехал в Фатеябад, возле Джессора в Бакла Чандрадвип Парагане. Сына Шри Мукундадевы звали Шри Кумара Дева. У него было много детей. Среди них были Шри Рупа, Шри Санатана и Шри Анупама, или Валлабха. Все они были махабхагаватами - великими преданными Господа".

Шри Санатана Госвами родился в 1488 году, а Рупа Госвами - в 1493-м.

Рупа и Валлабха (Анупама) получили образование в деревне под названием Сакурма, расположенной рядом со столицей Гауды (Бенгалии), и, когда отец их умер, жили в доме своего дяди по матери. Санатана был старшим сыном Кумарадевы. Рупа был его вторым сыном. Валлабха был его младшим сыном. Джива был единственным сыном Валлабхи. Санатана и Рупа - это имена, которые дал двум братьям Чайтанья Махапрабху, когда те позже стали Его учениками. Их прежние имена неизвестны. Некоторые говорят, что их изначальные имена были Амара и Сантоша соответственно.

Правитель Бенгалии, Хуссейн Шах, слышал от благочестивых людей о способностях Рупы и Санатаны. Узнав об их славе, Шах захотел назначить их на определенные должности в своем правительстве. Из страха перед королем-яваной тем пришлось согласиться.

В те времена для индусов было в порядке вещей занимать посты в правительстве мусульманского короля. Среди индусов, согласившихся пойти на службу в правительство Шаха, было немало великих преданных. В их число входили: Кешава Васу Кхан, который служил у Шаха городским магистром, или комиссаром полиции, Бенгалии; Гопинатха Васу и Пурандара Кхан служили премьер-министрами; Шри Мукунда Кавираджа был врачом; Кешава Чхатри - королевским дипломатом и советником короля. Санатана стал известен под именем Сакара Маллик и был назначен личным секретарем. Маллик значит "лорд", это был титул, которым мусульмане часто награждали членов респектабельных и богатых семей, у которых были тесные связи с правительством. Рупа стал известен под именем Дабир Кхас и был назначен таможенным служащим и секретарем казначейства Хуссейн Шаха, короля Гауды. Шри Валлабха, или Анупама, был старшим управляющим королевского монетного двора. Они получали прекрасное жалованье от Шаха за свою службу и благодаря этому нажили огромное богатство.

Согласно ведическим обычаям, если человек общается с мусульманами, он оскверняется и должен совершать очистительные ритуалы. Санатана Госвами всегда общался с мусульманами, не обращая большого внимания на тогдашние обычаи, и поэтому считал, что упал ниже высокого уровня своей брахманической касты. Поэтому он всегда представлялся падшим, хотя это было всего лишь проявлением его великой вайшнавской скромности, за что он и был восхвален в "Чайтанья-чаритамрите", а также самим Шри Чайтаньей Махапрабху.

Шри Рупа и Санатана устроили свои штаб-квартиры в Рамакели, который в 1486 году Султан Барбак сделал столицей Бенгалии. В настоящее время Рамкели расположен в округе Малдах в Западной Бенгалии, недалеко от границы Бенгалии, проходящей по Гангу, и находится в восьми километрах от железнодорожной станции Малдах. В Рамкели жило также много известных преданных, включая Шри Нришингу, сына Адвайты Ачарьи.

Многие великие ученые и брахманы, как из Бенгалии, так и из-за ее пределов, приходили в гости к Рупе и Санатане. Из Карнатаки приходило много брахманов, которые селились возле дома Рупы и Санатаны. Они жили на берегах Ганга, возле города Бхаттавари. Также в Рамкели приходило много брахманов и пандитов из Набадвипа Дхама, чтобы по-разному служить Рупе и Санатане.

Шри Рупа и Санатана были великими учеными - они были венцом учености в Гаудия-вайшнавизме. Их учитель в области философии и писаний был братом великого Сарвабхаумы Бхаттачарьи - Видьявачаспати, который обучил Санатану Госвами всем ведическим писаниям. Невозможно описать словами его преданность Видьявачаспати. Видьявачаспати часто останавливался в Рамакели.

Три брата, Санатана, Рупа и Анупама, были погружены в бхава-бхакти с раннего детства. Вспоминая Вриндаван, они играли в лесах Тамал, Кели-Кадамба, и деревья туласи окружали дом, в котором они выросли. Посреди всего этого находились пруды, которые они называли Радха-кунда и Шьяма-кунда. Таким образом, они были постоянно погружены в служение Шри Мадана-Мохану. Слушая об удивительных играх Шри Гаурасундары в близлежащей Набадвипе, они загорелись желанием получить когда-нибудь его даршан. Но внутренний голос им сказал: "Вы должны быть терпеливыми. Вскоре вы получите даршан этого великого Господа, спасителя падших".

Когда Шри Санатана был совсем юным, ему приснился необычный сон. В этом сне он увидел брахмана. Брахман дал ему "Шримад-Бхагаватам". Когда Санатана получил "Бхагавату", волосы у него встали дыбом от экстаза. Здесь сон оборвался. Когда Санатана проснулся и увидел, что брахман и "Бхагавата" исчезли, он страшно расстроился. На следующее утро, совершив омовение, пока Санатана поклонялся Господу, появился брахман, который нес "Бхагавату". Стоя возле Санатаны, брахман сказал: "Возьми эту "Бхагавату". Постоянно изучай ее и ты добьешься любых совершенств". Сказав эти слова, брахман дал ему "Бхагавату" и ушел. Когда Санатана получил сокровищницу - святую "Бхагавату" - его экстаз не знал границ. С этого дня Шри Санатана изучал только "Бхагавату", отложив в сторону другие писания, зная, что "Бхагавата" - это суть всех писаний. В своей "Кришна-лила-става" он писал:

мадека бандхо матсангин
мадгуро ман махадхана
ман нистарака мадбхагья
мадананда намо' сту те

Санатана Госвами выражает свое почтение "Бхагавате" словами: "О святая "Бхагавата", только ты сейчас со мной, ты мой единственный друг и мой гуру. Ты мое величайшее сокровище, мой спаситель, ты символ моей величайшей удачи, настоящее воплощение моего экстаза. Я в почтении склоняюсь перед тобой".

Когда разнеслась весть о том, что Шри Чайтанья, жизнь и сокровище Надии, принял санньясу и отправился в Пури, Рупа и Санатана упали в обморок. Ни разу не увидев Махапрабху в Навадвипе, Рупа и Санатана были подавлены тем, что он покинул Бенгалию навсегда. И тогда они услышали божественный голос: "Не беспокойтесь. Милостивый Шри Гауранга скоро придет сюда". Услыхав этот голос, они успокоились.

Счастливо проведя пять лет в Пури, Махапрабху захотел вернуться в Бенгалию получить даршан Ганга и навестить свою мать. Итак, он отправился в Набадвипу. Радость преданных не знала границ. Получив возможность увидеть своего сына после столь долгой разлуки, Шачидеви совершенно забылась. День за днем она готовила, и Гаурасундара с удовольствием это принимал.

Махапрабху остановился в доме Адвайты в Шантипуре на несколько дней, а затем продолжил свой путь в Рамкели Грам.

Вот как рассказывается об этом в "Шри Чайтанья-чаритамрите":

Когда Шри Чайтанья Махапрабху продолжил свой путь из Кулии во Вриндаван, тысячи людей сопровождали его, и все они были преданными. Где бы ни появлялся Господь, неисчислимые толпы людей приходили посмотреть на Него. Когда они видели Его, всё их несчастье и вся скорбь исчезали прочь. Где бы ни касался Господь земли своими лотосными стопами, люди тут же приходили и собирали пыль. И их действительно было настолько много, что вдоль дороги осталось множество ям.

Господь постепенно продолжал свой путь и пришел в деревню под названием Рамкели. Эта прекрасная деревня находится у самой границы Бенгалии. Совершая в Рамакели-граме санкиртан, Господь танцевал и иногда падал в обморок от любви к Богу. Пока он был в Рамкели-граме, бесчисленное множество людей приходило посмотреть на Его лотосные стопы. Когда мусульманский король Бенгалии услышал, что влияние Махапрабху привлекло неисчислимое количество людей, он очень изумился и сказал примерно следующее: "Такой человек, за которым идет столь много людей, не получая от него ни гроша, должен быть пророком. Мне это ясно, как дважды два".

Мусульманский король приказал судье: "Не причиняй беспокойств этому индийскому пророку из ревности. Пусть делает что угодно и где угодно".

Несущий благо приход Махапрабху с радостью приветствовался в Рамкели, и все преданные были в экстазе. Отовсюду приходили тысячи людей посмотреть на Шри Чайтанью Махапрабху. Когда короля начал немного беспокоить этот феномен и он начал расспрашивать о Махапрабху, его советник, Кешава Чхатри, который был преданным, сказал: "Да, я слышал об этом нищем санньяси. Он попрошайничает то там, то сям, и у него три или четыре последователя".

Король ответил: "Что ты городишь! Тысячи и тысячи людей следуют за ним, куда бы он ни пришел".

Услышав это Кешава Чхатри усмехнулся и доверительно сообщил, что это уж слишком большое преувеличение. После этих слов Кешавы Чхатри мысли Шаха не успокоились. Он спросил то же самое у Рупы Госвами. Рупа ответил: "Почему ты спрашиваешь об этом меня? Лучше у себя спроси. Поскольку ты король - ты представитель Верховного Господа. Поэтому ты можешь лучше меня понять, кто такой Чайтанья Махпрабху". После этих слов на Шаха снизошло умиротворение.

Под деревом на берегу Ганга Шри Чайтанья Махапрабху остановился отдохнуть. С ним были только самые близкие спутники. Вечером туда пришли Санатана Госвами и Рупа Госвами. Они встретили Нитьянанду и Харидаса Тхакура, которые доложили Махапрабху об их прибытии. В величайшем смирении они взяли по травинке в зубы и, обвязав шею тканью, упали, как палки, перед Господом.

Когда Рупа и Санатана увидели Махапрабху, они преисполнились радости и начали смиренно плакать. Господь попросил их подняться и благословил их. Они встали и, не вынимая изо рта травинок, смиренно вознесли свои молитвы со сложенными руками. Они сказали: "Вся слава Шри Кришне Чайтанье, самому милостивому спасителю падших душ. Вся слава Господу".

Затем они представились: "Господин, мы принадлежим к самому низкому классу людей, и наш круг общения и занимаемые должности также относятся к самому низкому типу. Поэтому мы не можем представиться тебе. Нам очень стыдно стоять здесь перед тобой. Дорогой Господь, ты воплотился, чтобы спасти падшие души. Ты должен понять, что в этом мире никто не пал так низко, как мы. Ты должен освободить двух братьев Джагая и Мадхая, но чтобы освободить их, тебе придется серьезно потрудиться. Братья Джагай и Мадхай принадлежали к касте брахманов и жили в святой Набадвипе. Они никогда не служили людям низкого происхождения, также никогда они не играли вторые роли при мерзких людишках. У Джагая и Мадхая был один недостаток - они пристрастились к пороку. Однако горы греха сжигаются дотла просто благодаря Намабхасе: слабому отражению святого имени. Джагай и Мадхай произнесли твое имя, оскорбляя тебя, но это освободило их. Мы в миллионы раз ниже Джагая и Мадхая. Мы намного больше деградировали, упали и согрешили, чем они. Вообще-то, мы принадлежим к касте мясоедов, потому что мы служим мясоедам. Поскольку мы общаемся с ними, мы сами стали врагами коров и брахманов".

Таким образом, два брата скромно признались в том, что из-за омерзительных поступков они повязаны теперь в грехе по рукам и ногам и завязают в грязной канаве чувственных удовлетворений.

Они продолжали молить Шри Чайтанью Махапрабху: "Никто во вселенной не в силах освободить нас. Ты спаситель потерянных душ. Только ты можешь спасти нас. Если ты освободишь таких скатившихся грешников, как мы, сила твоей милости разлетится по всему миру. Ты пришел, чтобы спасти самых падших. Самые падшие - это мы. Если ты прольешь на нас свою милость, то каждый станет свидетелем такой милости, и твоя миссия спасать самых падших увенчается величайшим успехом. Хотя мы недостойны обрести твою милость, мы хотим этого всей душой".

Шри Чайтанья Махапрабху сказал: "Мои дорогие Дабхир Кхаса и Сакара Маллика, оба вы мои старые слуги. С этого дня вас будут звать Рупа и Санатана. А теперь, пожалуйста, перестаньте показывать мне свое смирение, потому что у меня от этого сердце разрывается. Вы написали мне много добрых и скромных писем, из которых я смог понять всё, что касается вас. Чтобы наставить вас, я отправил вам вот такое стихотворение: "Если у женщины есть любовник, она выполняет свои домашние обязанности даже лучше, чем прежде, чтобы никто не смог ее заподозрить, и всё это время она думает о своем любовнике и наслаждается этими мыслями в своем сердце". Я пришел в Бенгалию с единственной целью: увидеть вас. Каждый спрашивает, почему я пришел в Рамакели. Никто не знает, что я пришел сюда только ради встречи с вами. Хорошо, что вы пришли навестить меня. А теперь вы можете вернуться по домам. Ничего не бойтесь: жизнь за жизнью вы были моим вечными слугами. Я уверен, что Кришна вскоре освободит вас".

Затем Господь благословил их, положив им руки на головы. Шри Рупа и Шри Санатана коснулись лотосных стоп Господа своими головам. Увидев милость Господа, пролившуюся на Рупу и Санатану, все преданные обрадовались и начли повторять святое имя Хари. Там было много личных спутников Господа, в том числе Нитьянанда, Харидаса Тхакур, Шриваса Тхакур, Гададхара Пандит, Мукунда, Джагадананда, Мурари и Вакрешвара Пандит. Следуя наставлениям Господа, Шри Рупа и Шри Санатана коснулись святых стоп каждого из этих преданных, которые стали невероятно счастливы и поздравили двух братьев с тем, что они обрели милость Господа. Затем Шри Валлабха также получил милость Господа и стал известен под именем Анупама. Получив разрешение от присутствовавших там преданных, Шри Рупа и Санатана собрались уходить, но перед этим у лотосных стоп Господа высказали свое предложение.

Они сказали: "О Господь, хотя правитель Бенгалии, Хуссейн Шах, относится к тебе с определенным уважением, твоя миссия здесь завершена; поэтому мы смиренно просим тебя уходить, чтобы какое-нибудь несчастье не приключилось с тобой и твоими преданными. Король может уважать вас, но он мясоед и мусульманин, а значит от природы недружелюбен к коровам и брахманам. Ему нельзя постоянно доверять. Мы скромно полагаем, что нет нужды идти во Вриндаван с такой огромной толпой народа. Вриндаван - место простое и красивое, там нет пышности и помпезности. Мы считаем, что лучше всего не отправляться туда в паломничество с сотнями и тысячами последователей".

Высказав свое мнение, Шри Рупа и Санатана с почтением склонились к лотосным стопам Господа и ушли домой. Шри Чайтанья Махапрабху решил уйти из этой деревни. На следующее утро он отправился в Канай-Наташалу, где увидел множество изображение игр Кришны, которые были выставлены там на обозрение.

Той ночью он обдумывал предложение Санатаны не отправляться во Вриндаван с большой толпой народу. Он думал: "Если я пойду во Вриндаван с таким количеством людей, это разрушит царящую там простоту и красоту. Я должен отправиться во Вриндаван один или с кем-то вдвоем, и тогда мое паломничество во Вриндаван будет замечательным". Погруженный в такие размышления, Господь вернулся в Джаганнатха Пури.

В "Чайтанья-чаритамрите" (МЛ, 19) описано, как Санатан Госвами ухитрился отделаться от правительственных обязанностей и убежать из тюрьмы, чтобы присоединиться во Вриндаване к Шри Рупе. Под предлогом болезни он оставил свой пост, чтобы изучать дома "Бхагавату" с преданными и брахманами. Когда врач обратил на это внимание Шаха, тот пришел к Санатане и потребовал, чтобы Санатана сопровождал его в Ориссу. Санатана отказался, и его бросили в тюрьму. Санатана Госвами с помощью денег, присланных Рупой Госвами, подкупил тюремщика и сбежал. Затем он отправился в Бенарес, чтобы встретиться с Чайтаньей Махапрабху. По дороге Санатана остановился в отеле со слугой Ишаном, и затем понял, что хозяин отеля хочет бить их за золото, которое было у Ишана. Санатана заставил Ишана заплатить хозяину отеля свою последнюю монету, и попросил помочь пробраться сквозь джунгли. Хозяин отеля был тронут, и будучи руководителем местных дакоитов, помог им пройти через джунгли и горы Хазарибаг. В обществе Ишана он пришел встретиться со своим зятем, Шри Кантом. Видя, что его шурин находится в бегах и превратился в нищего, Шри Кант попросил Санатану пожить у него, но Санатана отказался. Когда Санатана Госвами собрался уходиться, Шри Кант подарил своему шурину отличное шерстяное одеяло.

Наконец Санатана добрался до Бенареса и встретился со Шри Чайтаньей в доме Чандрашекхары. Господь велел ему сбрить бороду и длинные волосы, так что Санатана обрился и облачился в одежды бабаджи, приняв старые одежды от Тапана Мишры. Когда он понял, что Господь не одобряет, когда бабаджи в одеждах нищего носит красивое дорогое шерстяное одеяло, он поменял это одеяло на порванное стеганое у одного брахмана, которого встретил на берегу Ганга. Господь был доволен смирением и покорностью Санатаны и в течение какого-то времени давал ему наставления касательно науки преданности.

В то время он подробно рассказал о положении души в материальном мире и о конституциональной природе души как вечной служанки Кришны. Он объяснил различные энергии Кришны - сварупа-шакти, майя-шакти и татастха-шакти. Он описал относительное положение кармы, джнаны и бхакти, пересказав притчу об астрологе Сарваджне. Он показал, как Кришна и служение Ему являются целью всех писаний.

Тогда же Шри Чайтанья описал конституциональное положение Кришны как Верховной Личности Бога. Он обсудил все различные формы, качества, полные экспансии и аватары Господа. Он рассказал о духовных мирах Голоке и Вайкунтхе и описал богатства Господа на Вайкунтхе и Его прелесть во Вриндаване. Была также обсуждена иллюзия Брахмы. После этого Чайтанья Махпрабху описал средства достижения Кришна-премы. Он рассказал о двух видах джив и объяснил, что карма, джнана и йога бесполезны без бхакти. Он объяснил шесть видов преданности и показал бесполезность варнашрамы без Кришны. Он говорил о божественной милости Кришны и объяснил, как Кришна является в качестве дикша-гуру, шикша-гуру и чхайтья-гуру, чтобы даровать просветление предавшимся душам. Он объяснил развитие веры, три категории преданных, двадцать шесть качеств чистого вайшнава и три характерные черты истинного вайшнава. Было рассказано о доброте как о первом качестве вайшнавов и приведены примеры Харидаса Тхакура и Васудева Датты.

Махапрабху объяснил, что общение с садху обязательно, чтобы получить Кришна-бхакти и Кришна-прему, в то время как плохое общение наносит вред развитию божественной любви. Обсудили также, что означает преданность и самоотречение, а также характерные качества освобожденной души.

Тогда же Махапрабху рассказал о двух ступенях садхана-бхакти: вайдхи-садхана-бхакти и рагануга-садхана-бхакти. Были описаны шестьдесят четыре аспекта садхана-бхакти с особенным акцентом на пяти наиболее важных: общении с преданными, повторении святого имени, слушании "Шримад-Бхагаватам", поклонении Божествам и жизни в святом месте.

Также обсудили девять различных способов преданности и преданные, достигшие совершенства с помощью каждого из них. После этого Махапрабху объяснил внутреннее и внешнее развитие рагануга-садхана-бхакти. Затем обсудили бхава-бхакти и према-бхакти вместе с девятью ступенями садханы, качества бхава-бхакты и качества према-бхакты.

Потом Господь объяснил шестьдесят четыре качества Кришны, а также что значит истинное отречение и ложное. Он объяснил существенную важность общения со святыми и в качестве примера рассказал историю о Нараде и охотнике.

Таким образом Шри Чайтанья Махапрабху объяснил трансцендентное положение Кришны, природу дживы, природу преданного служения и высочайшее совершенство - любовь к Богу. Он также объяснил стих "атмарама" из "Шримад-Бхагаватам" шестьюдесятью одним различным способом.

Просветив Санатану касательно всех истин бхакти, Шри Чайтанья Махапрабху велел ему писать книги о преданном служении, установить должные занятия и поведение для преданных, устанавливать Божества и рассказать о надлежащих правилах поклонения Божествам, а также отыскать святые места паломничества во Вриндаване.

Книги Санатаны Госвами

В числе важных книг, написанных Санатаной Госвами, - "Хари-бхакти-виласа", в которой рассказывается об истинных обязанностях и надлежащем поведении вайшнавов.

В "Чайтанья-чаритамрите" Кришна даса Кавираджа Госвами записал наставления, которые дал Махапрабху Санатане о написании "Хари-бхакти-виласы".

Кавираджа Госвами пишет (ЧЧ, МЛ 29.326-345): "Сложив руки, Санатана Госвами сказал: "Мой Господь, ты велел мне написать руководство по поведению вайшнавов. Я человек низкого происхождения. Я не знаю, что такое хорошее поведение. Как могу я написать авторитетное руководство по поведению вайшнавов?" Затем Санатана Госвами попросил Господа: "Расскажи мне, пожалуйста, сам, как я могу написать столь сложную книгу о поведении вайшнавов. Проявись, пожалуйста, в моем сердце. Если ты будешь так добр явиться в моем сердце и лично научить меня, тогда, хоть я и человек низкого происхождения, я смогу надеяться на то, что у меня получится ее написать. Ты можешь это сделать, потому что Ты - Сама Верховная Личность Бога, и все Твои указания - совершенны". Шри Чайтанья Махапрабху ответил: "Ты сможешь сделать должным образом всё что захочешь по милости Кришны. Он окажет реальную поддержку. Поскольку ты просишь меня о кратком содержании книги, выслушай, пожалуйста, несколько указаний. Вначале человек должен предаться истинному духовному учителю. В твоей книге должны быть описаны качества истинного гуру и истинного ученика. Затем, перед тем, как принять духовного учителя, человек должен удостовериться в духовном положении учителя. Точно так же и духовный учитель должен удостовериться в своем ученике.

Верховную Личность Бога, Кришну, следует описывать как объект поклонения, и ты должен рассмотреть биджа-мантру для поклонения Кришне, Раме или любой другой экспансии Верховной Личности Бога. Ты должен обсудить необходимые качества для получения мантры, совершенство мантры, очищение мантры, инициацию, утренние обязанности, памятование о Верховном Господе, чистоту, омовение рта и других частей тела. Утром человек должен регулярно чистить зубы, принимать омовение, возносить молитвы Господу и с почтением склоняться перед духовным учителем. Человек должен служить духовному учителю и наносить тилаку на свое тело в двенадцати местах. Он должен расписывать свое тело святыми именами Господа или символами Господа - диском и булавой. После этого ты должен рассказать, как человеку следует украшать свое тело гопичанданой, как носить шейные бусы, собирать листья туласи с дерева, стирать одежду и убирать алтарь, убирать дом или другое жилье, входить в храм и звенеть в колокольчик, чтобы привлечь внимание Господа Кришны.

Опиши также поклонение Божествам, в чем следует предлагать Кришне еду как минимум пять раз в день. Кришну следует в надлежащее время укладывать в постель. Ты должен также рассказать о процессе предложения арати и поклонении Господу согласно списку из пяти, шестнадцати или пятидесяти предметов.

Должны быть описаны качества Божеств, а также качества шалаграма-шилы. Следует также обсудить, как навещать Божества в храме и совершать паломничество по таким святым местам, как Вриндаван, Матхура и Дварака.

Ты должен прославить святое имя и объяснить, как важно тщательно избегать оскорблений при повторении святого имени. Ты должен объяснить признаки вайшнава, а также то, как избежать всех видов сева-апарадхи, оскорблений во время поклонения Божеству. Следует описать все необходимые предметы для поклонения: воду, раковину, цветы, благовония и светильник. Ты должен также упомянуть о негромком повторении святых имен, вознесении молитв, обхождении вокруг храмов и святых мест и о выражении почтения. Все это следует тщательным образом изучить.

Следует рассмотреть и другие темы: метод совершения пурашчараны, принятия Кришна-прасада, отказ от принятия непредложенной пищи и поношения преданных Господа. Человеку следует знать качества преданного и уметь общаться с преданными. Следует знать, как удовлетворить преданных с помощью служения и как оставить общество непреданных. Также нужно регулярно слушать "Шримад-Бхагаватам". Ты должен описать ежедневные ритуалы и обязанности, совершаемые раз в две недели, особенно соблюдение поста на экадаши. Также ты должен рассказать о ежемесячных обязанностях, особенно о соблюдении таких церемоний как Джанмаштами, Раманавами и Нрисимха-чатурдаши. Нужно порекомендовать соблюдение чистого экадаши.

Всё, что бы ты ни говорил о поведении вайшнавов, воздвижении вайшнавских храмов, установлении Божеств и прочем, должно подтверждаться доказательствами из пуран. Ты должен дать общие и подробные инструкции касательно поведения и поступков вайшнавов. Тебе следует обрисовать в общих чертах то, что следует делать и то, чего делать не следует. Все это должно быть описано как правила этикета. Таким образом, я рассказал тебе вкратце о вайшнавских регулирующих принципах. Я рассказал лишь в общих чертах, чтобы немного направить тебя. Когда ты будешь писать на эту тему, Кришна поможет тебе, пробудив тебя духовно".

"Хари-бхаки-виласа" основана на записях, собранных Гопалой Бхаттой Госвами и известна как вайшнава-смрити. Если человек изучит ее содержание, он увидит, что книга прекрасно согласуется с наставлениями, полученными Санатаной Госвами от Шри Чайтаньи.

Шрила Бхактиведанта Свами приводит следующее резюме этого труда:

Эта вайшнава-смрити-грантха состоит из двадцати глав, известных как виласы.

В первой виласе приводится описание того, как устанавливаются взаимоотношения между духовным учителем и учеником, объясняются мантры.

Во второй виласе описан процесс инициации.

В третьей виласе рассказывается о правилах поведения вайшнава с ударением на чистоте, постоянном памятовании о Верховной Личности Бога и повторении мантр, данных во время инициации духовным учителем.

В четвертой виласе находятся описание самскары, методы исправления; тилака, нанесение двенадцати тилак на двенадцать частей тела; мудра, отметки на теле; мала, воспевание с четками; а также гуру-пуджа, поклонение духовному учителю.

В пятой виласе даются наставления о том, как сидеть во время медитации, также там описаны дыхательные упражнения, медитация и поклонение шалагарам-шиле, представляющему Господа Вишну.

В шестой виласе рассказывается о необходимых действиях, совершаемых для того, чтобы пригласить трансцендентную форму Господа и о том, как Его омывать.

В седьмой виласе даются наставления о том, как собирать цветы, которые используются для поклонения Господу Вишну.

В восьмой виласе находится описание Божества и даются наставления о том, как делать благовония, зажигать светильники, предлагать различные предметы, танцевать, играть на музыкальных инструментах, играть на барабане, украшать Божества гирляндами, возносить молитвы и выражать почтение и избегать оскорблений.

В девятой виласе описаны преданные Господа (вайшнавы или святые).

В одиннадцатой виласе приводятся подробное описание поклонения Божествам и слава святого имени Господа. Даются наставления о том, как повторять святое имя Божества и обсуждаются оскорбления, совершаемые во время повторения святого имения, а также приводятся способы от них избавиться. Описывается также слава преданного служения и процесса преданности.

В двенадцатой виласе рассказывается об экадаши.

В тринадцатой виласе обсуждается пост, а также соблюдение церемонии маха-двадаши.

В четырнадцатой виласе в общих чертах обрисованы обязанности, выполняемые в различные месяцы.

В пятнадцатой виласе даются наставления о том, как соблюдать пост экадаши без употребления воды. Также рассказывается о том, как помечать тело символами Вишну, о соблюдении чатурмасьи во время сезона дождей, о Джанмаштами, Паршвиакадаши, Шравана-двадаши, Рама-навами и Виджайи-дашами.

В шестнадцатой виласе обсуждаются обязанности, которые следует соблюдать во время карттики месяца (октярь-ноябрь), или месяца Дамодары, или Урджа, когда светильники предлагаются в комнате Божеств или над храмом. Там описаны также Говардхана-пуджа и ратха-ятра.

В семнадцатой виласе обсуждаются приготовления к поклонению Божествам, повторение маха-мантры и процесс джапы.

В восемнадцатой виласе описаны различные формы Шри Вишрну.

В девятнадцатой виласе обсуждается установка Божеств и ритуалы омовения Божеств перед установкой.

В двадцатой главе рассказывается о строительстве храмов со ссылками на те, что были воздвигнуты великими преданными.

Комментарий Шри Санатаны Госвами к "Хари-бхакти-виласе" называется "Диг-даршини-тика". Шри А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет о "Хари-бхакти-виласе": "Другая известная книга Санатаны Госвами - "Хари-бхакти-виласа", в которой установлены правила и предписания для всех категорий вайшнавов, а именно вайшнавов-домохозяев, вайшнавов-брахмачари, вайшнавов-ванапрастх и вайшнавов-санньяси". Шрила Бхактиведанта Прабхупада замечает: "Эта книга была написана в первую очередь для вайшнавов-домохозяев".

В число наиболее важных книг Санатаны Госвами входит "Брихад-Бхагаватамритам". В то время как "Хари-бхакти-виласа" развивает наставления о вайшнавском поведении и ритуалах, полученные Санатаной от Махапрабху, "Брихад-Бхагаватамритам" анализирует учение Махапрабху в онтологическом и метафизическом ракурсе.

В "Брихад-Бхагаватамритам" Санатана Госвами записал беседу между Парикшитом Махараджем и его матерью Уттарой после того, как он услышал "Бхагаватам" от Шукадевы. Она попросила его объяснить суть "Бхагаватам", и Парикшит Махараджа начинает рассказывать историю о том, как Нарада искал самых везучих и близких преданных Кришны. Эта часть беседы раскрывает сокровенные ступени преданного служения. Начиная с преданных, чья бхакти смешана с кармой (Брахма) и джнаной (Шива), Нарада поднимается до шанта-расы (Прахлада), дасья-расы (Хануман), сакхья-расы (Арджуна) и наконец до самого дорогого преданного Кришны - Уддхавы, который жаждал находиться во Вриндаване и который показал, что любовь гопи к Кришне - это последнее слово бхакти.

Второй раздел "Брихад-Бхагаватамриты" повествует о гопа-кумаре, странствующем пастушке, который, получив мантру от жителя Вриндавана, путешествует с одной планетной системы на другую, исследую различные уровни сознания во время своей духовной одиссеи, которая, начавшись на Земле, продолжается на райских планетах, Брахмалоке, Вирадже, в брахмаджьоти, на Шивалоке, Вайкунтхе, Айодхье, Дварке, Матхуре и наконец Голоке, где он осознает свое вечное положение в играх Кришны, в сакхья-расе.

В "Брихад-Бхагаватамритам" есть описания преданных, близких преданных, ближайших преданных и совершенных преданных. Об этой книге Шри А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (ЧЧ, Ади, 5.203) пишет: "Шри Санатана Госвами Прабху, учитель преданного служения, написал несколько книг, из которых очень знаменита "Брихад-Бхагаватамрита"; любой, кто хочет узнать о преданных, преданном служении и Кришне, должен прочесть ее".

Согласно Шриле Бхактиведанте Свами, "Вторая часть повествует о славе духовного мира, известного под названием Голока-махатмья-нирупана, а также о процессе отречения от материального мира. В ней также рассказывается об истинном знании, преданном служении, духовном мире, любви к Богу, выполнении предназначения жизни и блаженстве духовного мира. Таким образом, в каждом разделе по семь глав - всего четырнадцать".

Санатана Госвами Прабху излагает учение Шри Чайтаньи Махапрабху также и в своем комментарии на "Шримад-Бхагаватам". Об этом комментарии Шри Бхактиведанта Свами пишет: "Дашама-типпани" - это комментарий к десятой песни "Шримад-Бхагаватам". Другое название этого комментария - "Брихад-вайшнава-тошани-тика". В "Бхакти-ратнакаре" сказано, что "Дашама-типпани" был окончен в 1476 году по летоисчислению Шакабда. Санатана Госвами дал свой (Брихад) комментарий - "Вайшнава-тошани" - Шриле Дживе Госвами для редактирования, и Шрила Джива Госвами отредактировал рукопись, переименовав ее в "Лагху-тошани". Всё, что он написал, было закончено в 1476 году по летоисчислению Шака. Джива Госвами закончил "Лагху-тошани" в 1504 году (Шакабды). Также Санатана Госвами написал "Кришна-лила-ставу", которая известна под названием "Дашама-чхарит" и повествует об играх Кришны вплоть до Его отбытия в Матхуру".

В другом месте (ЧЧ, Ади, 5.203) Шрила Бхактиведанта Прабхупада пишет о "Дашама-типпани": "Санатана Госвами написал также особый комментарий к десятой песни "Шримад-Бхагаватам", известный как "Дашама-типпани", который настолько замечателен, что, читая его, человек может очень глубоко разобраться в играх Кришны и Его амурной деятельности".

После встречи со Шри Чайтаньей Махпрабху и получения наставления, составивших основу писаний, которые были им впоследствии написаны, Санатана Госвами ушел во Вриндаван по основному ведущему туда пути. Придя во Вриндаван, он встретился с Субуддхи Раем. Там он увидел, что Рупа Госвами уже ушел. После этого он отправился в Джаганнатха Пури через лес Джхарикханда - джунгли в штате Уттар-Прадеш. Подхватив кожную болезнь, он счел, что оскорбил своим прикосновением Господа и решил покончить с собой, бросившись под колесницу Джаганнатха во время Ратха-ятры, но Чайтанья Махапрабху не одобрил такого самоубийства и по своей милости спас Санатану. Позже Санатана Госвами встретил Харидаса Тхакура и узнал от него об уходе своего брата Анупамы.

В "Чайтанья-чаритамрите" рассказывается как, живя в Джаганнатха Пури, Санатана Госвами вознес хвалу Харидасу Тхакуру. Когда Джагадананда Пандит разрешил Санатане уйти во Вриндаван, Шри Чайтанья не одобрил этого и прославил возвышенные качества Санатаны Госвами, велев ему остаться в Джаганнатха Пури еще на один год.

Позднее, когда Джагадананда Пандит отправился во Вриндаван, Шри Чайтанья Махапрабху отдал его в подчинение Санатане Госвами. Джагадананда Пандит очень разгневался на Санатану за то, что тот носил красный тюрбан, подаренный не Шри Чайтаньей, а другим санньяси, но глубочайшая преданность Санатаны успокоила его. (В то время Санатана Госвами замечал, что красная одежда не подходит санньяси, принадлежащим к Гаудия-вайшнавизму, поскольку ее носят майявади - последователи имперсоналистской школы Шанкарачарьи. С того времени, из уважения к словам Санатаны Госвами, принадлежащие к Гаудия-вайшнавизму санньяси выбрали цветом отречения шафрановый.) Когда Санатана Госвами возвратился наконец-то во Вриндаван, он воссоединился с Рупой Госвами и оба остались там, чтобы выполнять наставления Шри Чайтаньи Махапрабху.

Санатана Госвами и Мадана-Мохан

В "Бхакти-ратнакаре" рассказывается, как Санатана начал поклоняться своему Божеству - Мадана-Мохану. Помимо прочих наставлений Махапрабху велел Санатане устроить поклонение Божеству Кришны. В "Бхакти-ратнакаре" рассказывается, как Шри Санатана Госвами, находясь во Вриндаване, начал поклоняться Шри Мадана-Мохану.

В Махаване, рядом с местом во Вриндаване, где родился Кришна, Санатана Госвами соорудил соломенную хижину, в которой обычно и совершал свой ежедневный бхаджан. Однажды, выйдя на улицу просить милостыню, он набрел на маленькую деревеньку на берегу Ямуны, и в этот момент Мадана-Мохана Дева играл на берегу реки с несколькими гопами - маленькими мальчиками. Увидев Санатану, он закричал: "Отец! Баба!" Не переставая кричать, он побежал за Санатаной Госвами, схватил его за руку и сказал: "Возьми меня с собой. Я хочу с тобой".

- Малыш, почему ты хочешь пойти со мной?
- Я хочу с тобой жить.
- Если ты будешь жить со мной, то что ж ты будешь кушать?
- А ты что ешь?
- Только сухие чапати и плохонький рис.
- Тогда я тоже буду это есть, Баба.
- Даже если тебя устроит такая еда, ты все равно не можешь жить со мной. Ты должен жить с папой и мамой.
- Но баба! Я хочу жить с тобой.

Убедившись, что мальчик его понял, Санатана отправил его домой и затем продолжил собирать милостыню.

Этой ночью мальчик ему приснился, во сне он все время заливался смехом. Он взял Санатану за руку и сказал: "Баба, меня зовут Мадана-Мохана. Завтра я приду к тебе".

Сказав это, Мадана-Мохана исчез, и Санатана проснулся. Его сотрясал такой экстаз, что казалось, будто душа вылетает из тела.

Он подумал: "Что я увидел! Я никогда не видел столь красивого мальчика".

В мыслях он не прекращал помнить о Шри Хари. Когда он открыл дверь в кутир, то обнаружил, что на пороге стоит изумительное мурти Шри Мадана-Мохана. Божество было до такой степени прекрасно, что сияние от него расходилось повсюду.

Санатана Госвами какое-то время простоял совершенно потрясенный, но чуть погодя пришел в себя, и тогда слезы экстаза хлынули из его глаз и омыли под ним землю. После этого он начал поклонение Божеству с церемонии абхишеки. Когда Рупа Госвами увидел это чудесное Божество, его переполнила према.

Шри Санатана служил Божеству в своей соломенной хижине. Шри Рупа Госвами послал с гонцом добрую весть о случившемся Шри Чайтанье Махапрабху в Джаганнатха Пури.

Собирая весь день милостыню, Шри Санатана Госвами возвращался в свою соломенную хижину под вечер и предлагал Божеству несколько сухих чапати. Иногда он еще готовил к ним шак или другие овощные блюда. В людом случае, он никогда не готовил овощей ни с маслом, ни с солью. Чаще всего он предлагал только чапати и, как следствие, стал очень грустен, потому что считал себя не в состоянии поклоняться должным образом божеству. Но у него просто не было на это денег, потому что Чайтанья Махапрабху дал ему служение: писать книги о преданном служении. В то же время он должен был целый день собирать милостыню. Когда же ему было найти время на то, чтобы выйти и попросить масла и соли? Уныние совершенно не покидало Шри Санатану Госвами. Как Параматма Господь знал, что гложет Санатану. Мадана-Мохана подумал: "Я ем сухие чапати, и поэтому Санатана не находит себе места. Он хочет служить мне, как королю, у него ничего не получается, и он считает, что от такого его служения никакого толку".

В то время жил один богатый торговец из касты кшатриев по имени Шри Кришна Даса Капур. Он направлялся Матхуру по своим делам и спускался по Ямуне на большом судне. Когда его судно наскочило на песчаную отмель и продолжать путь стало невозможно, он подумал, как можно выкрутиться из этой ситуации. Кришна Даса Капур слышал от местных жителей, что во Вриндаване живет великий садху, который может помочь, и что зовут его Санатана Госвами. Когда Кришна Даса Капур пришел к нему, Санатана сидел в своей хижине, что-то писал, на нем была одна набедренная повязка, аскезы и отречение совсем истощили его тело. Санатана предложил гостю присесть на циновку и, коснувшись Кришна Даса Капура рукой, заставил это сделать.

Тогда Кришна Даса Капур обратился к Санатане: "Баба! Пролей на меня свою милость".

Санатана ответил: "Я просто нищий. Какую могу я оказать тебе милость?"

"Я прошу только твоих благословений. Мое судно налетело на мель в Ямуне, и я не знаю, как его сдвинуть".

"Я ничего в этом не смыслю. Расскажи всё это Мадана-Мохане".

Кришна Даса Капур предложил дандаваты Божеству Мадана-Моханы и сказал: "О Мадана-Мохана Дев! Если ты прольешь окажешь мне милость и освободишь мое судно, то всю прибыль от этой сделки я отдам для севы тебе". Вознеся эту молитву, Капур испросил разрешения уйти.

В тот день нагрянула сильная буря, с неба хлынул ливень, и уровень воды в Ямуне поднялся. Вода поднималась все выше и выше, и наконец судно Капура сошло с мели и продолжило свой путь вниз по Ямуне. И тогда Кришна Даса Капур понял, что всё это было милостью Мадана-Моханы. Со своего груза он получил огромную прибыль и пожертвовал ее на постройку роскошного храма для Шри Мадана-Моханы, в том числе и бхогашалы, где хранились первоклассные съестные припасы для того, чтобы Господь был доволен.

С этого времени Мадана-Мохану служили по-королевски. Видя королевское обращение с Мадана-Моханой, Санатана Госвами стал совершенно счастлив. Вскоре после этого Санатана Госвами принял Кришна Дасу Капура в ученики и дал ему посвящение.

Храм Мадана-Мохана стоит и сегодня, это важное место паломничества для всех Гаудия-вайшнавов.

Говоря о важности Божества Мадана-Мохана, Бхактиведанта Свами пишет: "Шрила Санатана Госвами - идеальный духовный учитель, поскольку предоставляет людям убежище у лотосных стоп Мадана-Мохана. Даже если человек не может приехать во Вриндаван из-за того, что забыл свои отношения с Верховной Личностью Бога, он все-таки может получить возможность пожить во Вриндаване и получить все духовные блага по милости Санатаны Госвами".

Подобным же образом Кришна Даса Кавирадж Госвами молится:

джаятам суратау пангор
мама манда-матер гати
мат-сарвасва-падамбходжау
радха-мадана-моханау

"Слава всемилостивым Радха-Мадана-Мохану! Я хромой и опрометчивый человек, но они меня направляют и их лотосные стопы для меня всё".

Кавираджа Госвами также говорит: "Эти три Божества Вриндавана (Мадана-мохана, Божество Санатаны Госвами; Говинда, Божество Рупы Госвами; и Гопинатха, Божество Рагхунатхи Даса Госвами) вобрали в себя всю сущность Гаудия-вайшнавов (последователей Господа Чайтаньи). Я поклоняюсь их лотосным стопам, поскольку они - повелители моего сердца". (ЧЧ, АЛ 1.19)

Переводя комментарий Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, Шрила Бхактиведанта Свами пишет: "Автор "Шри Чайтанья-чаритамриты" выражает свое почтение трем Божествам Вриндавана: Шри Радхе-Мадана-Мохану, Шри Радхе-Говинда-Деву и Шри Радхе-Гопинатхаджи. В этих трех Божествах - вся жизнь и душа бенгальских вайшнавов, или Гаудия-вайшнавов, которые сами по себе могут жить во Вриндаване. Гаудия-вайшнавы, которые строго следуют Шри Чайтанье Махапрабху, поклоняются Божественному, воспевая трансцендентные звуки, предназначенные для того, чтобы развить в себе чувство трансцендентных отношений с Верховным Господом, взаимоотношения в расах, взаимную любовь и в конечном итоге достичь желаемого результата - любовного служения. Этим трем Божествам поклоняются на трех различных ступенях развития. Последователи Шри Чайтаньи Махапрабху скрупулезно следуют этим принципам. Гаудия-вайшнавы постигают высшую цель через ведические гимны, составленные из восемнадцати трансцендентных букв, в которых выражена любовь к Кришне как к Мадана-Мохану, Говинде и Гопиджанаваллабхе.

Мадана-Мохана значит "очаровывающий Купидона, бога любви". Говинда - "радующий чувства и коров", а Гопинджанаваллабха - "трансцендентный любовник гопи". Самого Кришну называют Мадана-Моханой, Говиндой, Гопиджанаваллабхой и бесчисленным множеством других имен, когда Он играет в различные игры со своими преданными. Три Божества - Мадана-Мохана, Говинда и Гопиджанаваллабха - имеют очень особенные качества. Поклонение Мадана-Мохану находится на уровне восстановления наших забытых отношений с Личностью Бога. В начале нашей духовной жизни мы должны поклоняться Мадана-Мохану, чтобы Он смог привлечь нас и искоренить нашу привязанность к удовлетворению наших физических чувств. Эти отношения с Мадана-Моханой необходимы для неофитов. Когда преданный хочет заниматься служением Господу и у него есть сильная привязанность, тогда он поклоняется Говинде, находясь на уровне трансцендентного служения. Говинда - источник всех удовольствий. Когда по милости Кришны и других преданных человек достигает совершенства в преданном служении, он может оценить Кришну как Гопиджанаваллабху (Гопинатха), Божество, доставляющее удовольствие девицам Враджи.

Господь Шри Чайтанья Махапрабху объяснил это состояние преданного служения на трех ступенях, и поэтому эти Божества, которым с тех пор поклоняются, были установлены во Вринадаване несколькими Госвами. Они очень дороги живущим там Гаудия-вайшнавам, которые посещают храмы как минимум один раз в день".

Во введении к "Чайтанья-чаритамрите" Бхактиведанта Свами разъясняет эти вопросы дальше: "В "Чайтанья-чаритамрите" Кришнадас сначала выражает почтение Мадана-мохане-виграхе (Божеству Санатаны Госвами), Божеству, которое может помочь нам прогрессировать в сознании Кришны. Практикуя сознание Кришны, мы в первую очередь должны знать, кто такой Кришна и каковы наши с Ним отношения. Знать Кришну - значит знать себя, а знать себя - это знать свои отношения с Ним. Поскольку эти отношения можно постичь, поклоняясь Мадана-мохана-виграхе, Кришнадас Кавирадж в первую очередь устанавливает свои отношения с Ним.

Когда отношения установлены, Кришнадас начинает поклоняться Божеству действий - Говинде (Божеству Рупы Госвами).

Кришнадас Кавираджа Госвами утверждает, что Божества Радхи и Кришны (Радха-Говинда) показывают нам, как служить Радхе и Кришне. Божества Мадана-моханы просто устанавливают, что "я Твой вечный слуга". С помощью Говинды, однако, можно действительно принять служение, и поэтому Его зовут Божеством действий.

Божество Гопинатхи - это Кришна в качестве хозяина собственника гопи. Он привлекает всех гопи, или пастушек, звуками своей флейты, и когда они приходят, Он с ними танцует. Поэтому Кришну зовут Гопинатхой, так как Он - возлюбленный Господин Гопи".

Эта прогрессия - Кришна или Мадана-Мохана, Радха-Говинда, Радха-Гопинатха - присутствует также в трех ключевых словах восемнадцатисложной Кришна-гаятри. Это объясняется в примечаниях Дживы Госвами к мантре Гаятри, которые составляют часть его комментария к Брахма-самхите, переведенного Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром.

Джива Госвами объясняет, что мантра состоит из шести элементов и что "Кришная" в мантре относится к "Кришна-сварупе", или, языком Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати, "истинной сущности Кришны" (Мадана-Мохана). Второй элементы мантры, или второй проявленный аспект Кришны (Говинда) - это "кришнасья чинмая враджа-лила-авиласа-сварупа": "истинная природа игр Кришны во Вриндаване".

Третий аспект Кришны - это Гопиджанаваллабха (Гопинатха) - Кришна, который очень дорог гопи.

Поэтому говорится что в мантре "Клим Кришная, Говиндая, Гопиджанаваллабхая ..." "Кришная" - это Мадана-Мохана, первый объект поклонения, представленный в самбандха-джане, ачарья которой - Шри Санатана Госвами; "Говиндая" - это Господь, окруженный группой близких слуг. Поскольку Говинда принимает служение преданного, Он является Божеством абидхея-таттвы, ачарья которой - Рупа Госвами. "Гопиджанаваллабхая" в мантре относится к Гопинатхе, мастеру великого танца раса, в котором участвуют все гопи. Это представляет собой высочайшую цель, или прайоджану, ачарья которой - Рагхунатха Даса Госвами. Рагхунатха Даса Госвами, ачарья высочайшей цели жизни, принимает лотосные стопы Шри Рупы (ачарьи абидхейи) как свою высочайшую цель и таким образом показывает нам путь достижения высочайшей цели. Рупа Госвами в свою очередь всегда склоняется перед Санатаной Госвами (ачарьей самбандхи), которого он считал своим духовным учителем.

В своем комментарии к беседе между Чайтаньей Махапрабху и Раманандой Раем, Бхактивинода Тхакур развивает эту тему дальше. Бхактиведанта Свами переводит его комментарий следующим образом: "В мантре клим камадевая видмахе пушпабаная дхимахи тан но нангах прачодаят Кришну называют Камадевой, или Мадана-моханом, Божеством, которое устанавливает наши отношения с Кришной. Говинда, или пушпа-бана, который носит стрелу из цветов, - это Личность Бога, принимающая наше преданное служение. Ананга, или Гопиджанаваллабха, удовлетворяет всех гопи и является высочайшей целью жизни".

Бхактивинода Тхакур в своей "Анубхашье" - комментарии на "Чайтанья-чаритамриту", объясняет дальше эту версию на основе комментария Дживы Госвами на стих "Брахма-самхиты": атха венунинадасья трайимуртимайи гатих, спхуранти правивешашу мукхабджани сароджаджах. В этом стихе описано, как Брахма услышал флейту Шри Кришны в виде мантры Гаятри.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура переводит "трайимурти гатих" следующим образом: гаятри - "мать трех вед".

Бхактивинода объясняет, что в этом стихе слово "трайимурти гатих" означает, что звук флейты Шри Кришны, или Гаятри, - основа самбандхи, абхидхеи и прайоджаны. Он говорит, что "тримуртимайи" указывает также на три мурти - Мадана-мохана, Говинду и Гопинатху. Услышав этот звук, Брахма стал посвященным как дваждырожденный и познал океан истины (самбандху, абхидхею, прайоджану), после чего произнес знаменитые молитвы "Говинда", начинающиеся с "чинтамани пракара-садмасу".

Бхактивинода Тхакур поддерживает эту точку зрения, приводя длинные пассажи из "Брахма-самхиты", комментария Дживы Госвами, Вишванатха Чакраварти Тхакура и из "Гопал-таппаи-упаншишады", все эти цитаты подтверждают вышесказанное.

Из этого следует, что Санатана Госвами занимает особое положение в Гаудия-вайшнава-сампрадае. Он является ачарьей самбандха-джнаны, или знания о наших истинных отношения с Кришной. Более того, его Божество, "Мадана-мохана", помогает нам преодолеть влияние чувств и сосредоточить свои мысли на преданном служении.

Труды Санатаны Госвами - это сокровищница нектара. Его личный пример смирения невозможно описать. Он является близким спутником Шри Чайтаньи Махапрабху и Радхи-Кришны, а также гуру Шрилы Рупы Госвами. Давайте все помолимся о том, чтобы получить прибежище у его лотосных стоп.

САНАТАНЕ ГОСВАМИ ЯВИЛАСЬ РАДХАРАНИ

В "Бхакти-ратнакаре" рассказывается, что однажды Санатана Госвами пошел на Радха-кунду повидать Шри Рупу и Шри Рагхунатха Даса Госвами. Увидев приближающегося Санатану Госвами, они поднялись, чтобы выразить ему почтение, а затем предложили ему присесть. После этого у них троих началась ишта-гоштхи, дискуссия о Кришне. Шри Рупа Госвами написал для Радхарани стотрам под названием "Чату-Пушпанджали" - предложение четырех цветков. Шри Санатана Госвами прочитал стихи, и один из них его особенно поразил:

навагорочана гаури, праваренди варамварам,
маништавака-видьоти-вени-вьялангана-пханам

"О Вриндабанешвари! Я с почтением склоняюсь перед тобой. Поскольку цветом твое лицо подобно только что расплавленному золоту, ты известна под именем Гауранги. Твое платье прекрасно, как синий лотос. Твоя длинна коса напоминает черного змея, украшенного бриллиантами".

Когда Санатана увидел строку "Твоя длинна коса напоминает черного змея...", он подумал о таком сравнении и сказал: "Насколько это логичная и разумная метафора? Сравнить волосы Радхарани со змеей?"

В тот день Шри Санатана отправился искупаться на Радха-Кунду. Вознеся различные почтительные молитвы Радха-Кунде, он принял в ней омовение. Купаясь, он увидел, что на небольшом расстоянии от Кунды под деревьями играют несколько мальчиков и девочек гопи. Посмотрев в их сторону, он заметил, что за головой у одной из девочек было то, могло сойти за длинную черную покачивающуюся косу, но Санатане Госвами эта коса больше напоминала смертоносного змея, раскачивающегося туда-сюда, как перед нападением.

Он крикнул: "О юная девушка! Осторожней: у тебя по спине ползет змея!" Девушка была застигнута этим криком в разгар радостного веселья и не обратила на слова Санатаны Госвами никакого внимания. Возможно, она не слышала, что он говорит. Тогда он побежал к ней и увидел, что девушка была не кто иная, как Шри Радха Тхакурани. Увидев Санатану, гопы и гопи рассмеялись. Они хохотали и хохотали без перерыва. Шри Санатана Госвами опешил. После этого он смог понять логику метафоры Шри Рупы Госвами.

Кришна приносит молоко

В "Бхакти-Ратнакаре" рассказывается, как однажды Шри Санатана Госвами сидел в одиночестве в лесу на берегу Павана-Саровары, совершая бхаджан в уединенном месте. Он постился, не принимая ни пищи, ни воды. Будучи сверхдушой всех живых существ, Господь понимал всё. Он подумал: "Мой преданный умирает от голода. Я не могу этого вынести".

Одетый как гопа, Кришна пришел в лес, где сидел Санатана, и принес с собой горшок молока. Он подошел к Санатане и сказал: "Баба! Я принес тебе молока".

Санатана ответил: "А зачем ты принес мне молоко?"
- Ты не питаешься должным образом, потому и принес.
- Откуда ты знаешь, что я ничего не ем?
- Многие гопы проходят через это место. Они сказали мне, что ты ничего не ешь.
- А почему не пришли они?
- У них полно дома работы, поэтому они послали меня.
- Ты такой маленький мальчик, почему ты так беспокоишься обо мне?
- Нет, нет, отец. Мне не составляет это никакого труда.

Взяв горшок с молоком, Санатана сказал: 
- Садись, малыш. Я выпью молоко и верну тебе горшок.
- Нет, баба. Я не могу с тобой сидеть. Мне нужно доить коров. Я приду за горшком завтра.

Сказав это, мальчик исчез, и у Шри Санатаны пропал дар речи. Он понял, что все это было делом рук Кришны. Он пил молоко и залился слезами. С этого дня он добывал себе хлеб, занимаясь мадхукари, т.е. принимая по чуть-чуть от разных жителей Вриндавана. Со временем бриджабаси построили ему кутир, в котором он стал жить.

Шри Радха служит Санатане Госвами

Однажды Шри Рупа Госвами захотел приготовить для Санатаны Госвами сладкий рис, но у него в кутире не было необходимых продуктов. Тогда та, что удовлетворяет сокровенные желания преданных, Шримати Радха Тхакурани, всё поняла и в убранстве юной гопи принесла Рупе Госвами молоко, рис и сахар. "Свамиджи! Свамиджи! Я принесла тебе рисовой крупы. Возьми, пожалуйста, мой подарок".

Услышав слова юной девушки, Шри Рупа Госвами открыл дверь своей хижины и выглянул на улицу. Там он увидел юную красавицу с продуктами в руках. Рупа Госвами сказал: "Маленькая девочка! Что привело тебя сюда?"
- Свамиджи! Я просто принесла вам немного продуктов.
- А почему ты так беспокоишься обо мне?
- Баба! Какие беспокойства? Я просто пришла немного послужить святому человеку.

Взяв в подарок молоко, сахар и рисовую крупу, Рупа Госвами сказал: "Девочка, присаживайся, пожалуйста, пока я отнесу это". Девушка ответила: "Извините, но меня ждет работа".

Сказав это, девушка исчезла. Когда Рупа Госвами обернулся и увидел, что ее нет, он был ошеломлен. Наконец он приготовил сладкий рис и предложил бхогу своему Божеству, Говиндадеве. Через какое-то время он поделился прасадом с Санатаной Госвами, который только пришел. Когда Санатана Госвами почитал прасад, его охватило необычное чувство радости и восторга. Он спросил Рупу: "А у кого ты достал это молоко и рис?" Рупа Госвами ответил: "Мне принесла это молодая гопи". Санатана спросил: "Молодая девушка ни с того ни с сего принесла тебе молоко и рис?" Рупа Госвами ответил: "Да, она просто так взяла и пришла. Это весьма странно, я как раз думал, как бы мне приготовить для Санатаны сладкого риса, и тут она появилась, как по волшебству, и принесла мне молоко, рис и сахар".

Когда Санатана Госвами это услышал, из его глаз потекли слезы премы. Он сказал: "Как ты можешь не видеть того, что происходит у тебя прямо на глазах? Это сама Шри Радха Тхакурани принесла тебе молоко и рис. Приняв от Нее служение, мы себя погубили. Теперь нам никогда не добиться своих целей". И Санатана Госвами продолжал и продолжал проклинать себя таким образом за то, что он принял служение от Той, служить которой он хотел больше всего на свете: Шри Радхи Тхакурани. Об этой лиле Шри Санатаны Госвами рассказывается в "Бхакти-Ратнакаре".

Также в этой книге повествуется о том, что каждый день Шри Санатана Госвами совершал паломничество длиной в 6,5 километров вокруг холма Говардхана, но на старости ему было все тяжелее и тяжелее это делать. Тем не менее он не хотел нарушать свои религиозные принципы и прекращать обходить холм Говардхан. Ему было очень тяжело обходить Говардхан.

Господь знает всё и поэтому он понимал, что Его преданный Санатана испытывает физическую боль. Он решил как-нибудь помочь. Однажды к Санатане пришел маленький гопа и сказал: "Баба! Ты стар. Перестань себя мучить и обходить вокруг холма Говардхана".

Санатана ответил: "Это один из главных принципов моего бхаджана - я должен его придерживаться".

Мальчик ответил: "Поскольку ты уже старый человек, ты можешь отказаться от этого правила".

Санатана сказал: "Я никогда не откажусь от своих религиозных принципов".

Тогда Кришна спросил его: "Баба, не удостоишь ли ты вниманием мои слова?"

Санатана ответил: "Если они того стоят".

Тогда Кришна подарил Санатане Госвами шилу, камень с отпечатком Его собственной лотосной стопы, и сказал: "Это Говардхан-шила, камень с самого Говардхана".

Санатана спросил: "И что я должен с ним делать?"

Шри Кришна ответил: "Если ты будешь обходить этот Говардхан-шилу, ты не нарушишь свой обет обходить каждый день вокруг всего холма Говардхана, потому что обойти этот камень - значит обойти холм Говардхан. Таким образом, ты получишь тот же результат, не нарушишь свой обет и не подвергнешь риску соблюдение своих религиозных принципов".

Шри Санатана Госвами молчал. Он понял, что эту шилу подарил ему сам Гирираджа. С этого дня он обходил Говардхан-шилу, на котором были божественные следы лотосных стоп Шри Кришны. Следуя указаниям Чайтаньи Махапрабху, Шри Рупа и Шри Санатана Госвами не взбирались на холм Говардхан, потому что они считали его неотличным от Кришны, Верховной Личности Бога. Под каким-то предлогом Божество Гопал удостоил Шри Чайтанью Махапрабху аудиенции под холмом и таким же образом он выказал расположение к Шриле Рупе и Санатане Госвами. В глубокой старости Рупа Госвами не мог ходить к холму Говардхану из-за физической немощности, и тогда Гопала милостиво ходил в Матхуру и один месяц жил в храме Витхалешавара. Именно тогда Шрила Рупа Госвами вволю налюбовался красотой Гопала.

Деяния Шрилы Рупы и Санатаны Госвами во Вриндаване описаны Кришнадасой Кавираджей Госвами в "Чайтанья-чаритамрите" (ЧЧ МЛ 19.128-132): "У братьев действительно не было постоянного места жительства. Они жили под деревьями - одну ночь под одним деревом, а следующую - под другим. Шрила Рупа и Санатана Госвами просили в домах брахманов немного еды. Отрекшись от любых физических удовольствий, они ели только сухари и жареный нут. С собой они носили лишь сосуды для воды и одевались в рваные одеяла. Они всегда воспевали святые имена Кришны и обсуждали Его игры. И еще они танцевали, ликуя от радости. Господу они служили практически двадцать четыре часа в сутки. Спали они обычно всего по полтора часа, и были дни, когда они постоянно воспевали святое имя Господа и не спали вообще. Иногда они писали трансцендентные произведения о преданном служении, а иногда слушали о Шри Чайтанье Махапрабху и проводили время в размышлениях о Господе. Когда личные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху слышали о деяниях Рупы и Санатаны Госвами, они говорили: "Чем можно удивить того, кто получил милость Господа?"


© 1999-2024 Hari-katha.org. All rights reserved.