Русские Вайшнавские Новости (логотип)

Фестиваль Шри Гопинатх Гаудийа Матха
17-23 мая 2001 года. Одесса


Русские Вайшнавские Новости (логотип)
Hari-katha >> RVN Homepage >> Наши интервью >> Оригинал на английском языке

add news

Шрила Бодхайан Махарадж

ЛЮБОВЬ И ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

20 мая 2001 года на берегу Черного моря в одном из красивейших городов Украины г. Одесса Шрила Бхакти Бибудха Бодхайан Махарадж – ачарья-президент Шри Гопинатх Гаудийа Матха дал интервью агентству новостей «Русские Вайшнавские Новости» (РВН). Вопросы задавал Гоураприйа дас (РВН), переводила Анурадха д.д. (Переводчик).


РВН. Первый вопрос: Шрипад Бодхаян Махарадж, пожалуйста, расскажите об основании Шри Гопинатх Гаудийа Матха. Когда он был основан, когда и как вы к нему примкнули? Расскажите о себе лично, пожалуйста.

Шрила Бодхайан Махарадж. Я родился в вайшнавской семье. Мой дед — Мадан-мохан прабху, ученик Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Тхакура. Под его влиянием все члены моей семьи стали вайшнавами, и все они были учениками нашего духовного учителя, Его Божественной Милости Шрилы Бхакти Прамод Пури Госвами Махараджа. Только благодаря моему деду у всех членов нашей семьи сформировался вайшнавский образ мыслей. Также по этой причине и я встал на путь вайшнавизма. Но я лишь пытаюсь стать вайшнавом. Я пока еще не вайшнав - я лишь пытаюсь быть вайшнавом. Официально я получил посвящение у Шрилы Гуру Махараджа 21 января 1986 г. Это был день Путрада экадаши. Но неофициально я поддерживал связь с ним с самого детства.

Я родился в 1964 г. и получил первое посвящение у него, когда мне был 21 год. В то время у него еще не было своего Матха. У него не было своего отдельного места, поэтому он давал посвящение всем членам нашей семьи в разное время в нашем доме, который назывался Пурба ашрам. Таким образом, в то время не могло быть речи о том, чтобы жить в Матхе.

Вдохновленные примером нашей семьи, мы (ученики Шрилы Гурудева) обращались к нему с просьбой, чтобы он основал хотя бы один храм, ашрам, в котором мы могли бы жить после того, как он уйдет из этого мира. В результате наших многочисленных просьб он согласился. Он разрешил нам открыть небольшой центр в Майяпуре, но чтобы он использовался только для бхаджана. Это было в 1987 г. Мы купили небольшой участок земли в Майяпуре, место, где сейчас находится наш Шри Гопинатх Гаудийа Матх. Вот тогда и был основан наш Матх — Шри Гопинатх Гаудийа Матх.

Основанию Шри Гопинатх Гаудийа Матха предшествовала одна история. Божества Гуру Махараджа, Радха Гопинатха, — его конечная цель (прайоджана-таттва). Вот почему он дал именно это имя своему первому храму. Этот храм ему подарил один бенгальский царь, царь провинции Бурдван, Кална. Этот царь подарил ему свой храм, который назывался храмом Ананта Васудев. И Гуру Махарадж сразу же назвал его Шри Гопинатх Гаудийа Матхом. После этого он увидел, что там недостаточно возможностей для проповеди учения Шрилы Бхактисидханта Сарасвати Госвами Тхакура. Тогда он покинул этот храм, передав ответственность за него своему младшему брату — Нани Гопал Чакраварти. Этот храм опять назвали храмом Ананта Васудев, а Гурудев забрал имя Гопинатх Гаудийа Матх. Официально Шри Гопинатх Гаудийа Матх был основан в 1987 г., когда мы приобрели землю в Майяпуре. В 1989 г. мы построили там небольшое здание, и все чаще и чаще Гуру Махарадж стал жить там. Постепенно в храм начало приходить все больше и больше людей. И Гуру Махарадж почувствовал, что он хотел бы установить Божества Шри Радхи Гопинатха. Благодаря нашим преданным и по желанию Шрилы Гуру Махараджа, 7 мая 1990 г. явились Божества Шри Радхи Гопинатха. Этот день официально считается днем установления Божеств. С этого времени Гуру Махарадж стал часто жить там, и в это же время начали строить нынешнее здание храма. В тот день (7 мая) Гуру Махарадж попросил меня остаться с ним. Таким образом, с этого дня я начал всерьез думать о том, чтобы присоединиться к нему. Гурудева сам вычислил и выбрал благоприятный день для моего присоединения к Матху. Это было 28 мая 1990 г. Так я принял руководство Шрилы Гурудева и остался в его Матхе.

РВН. Расскажите, пожалуйста, о Шриле Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадже. Кто Он? Каковы Его заслуги? Расскажите о Его взаимоотношениях с другими Вайшнавами. Расскажите о Вашем Гуру, пожалуйста.

Шрила Бодхайан Махарадж. Шрила Гуру Махарадж, Его Божественная Милость Шрила Бхакти Прамод Пури Госвами Махарадж являет собой и своим поведением — идеальный пример вайшнава.

Есть четыре основных качества вайшнава. Первое качество — смирение. Он обладал глубоким смирением. Никто не может сравниться с ним в этом. Он - воплощенное смирение. Он всегда был примером смирения. По этой причине к нему тянулись другие вайшнавы.

Другое качество — его терпение. В вайшнавских общинах бывает много разных проблем. Но эти проблемы не задевали его глубоко. Он всегда пребывал в своем настроении, божественном настроении. У него было огромное терпение. И он никогда не критиковал никого, ни одну живую душу. Я никогда не слышал от него ни одного дурного слова о ком-либо. Для него было естественным не критиковать, а прославлять других. Он прославлял многих преданных.

Я могу привести один пример этого его качества. Однажды Шрила Бхакти Дайита Мадхава Махарадж, Гуру Махарадж и группа преданных из Чайтанйа Гаудийа Матха отправились в храм Господа Джаганнатха (в Шри Джагнаннатха Пури – прим. РВН) и устроили большую санкиртану перед Господом Джаганнатхой. Гуру Махарадж вел этот киртан (он был превосходный киртания — прим. РВН): «джая джая джаганнатха, шри шачинандана, трибхувана коре йанре, чарана вандан». Во время киртана, вор-карманник незаметно запустил руку в небольшую сумку Гурудева. Гуру Махарадж обычно брал с собой эту сумку, для того чтобы было куда класть пожертвования, которые ему давали. Карманник засунул руку в сумку, чтобы украсть деньги. Но Шрилу Гурудева это нисколько не обеспокоило, он оставался невозмутимым. Один из учеников Шрилы Бхакти Дайита Мадхава Махараджа заметил это(теперь его зовут Бхакти Прасад Пури Махарадж, но тогда он был брахмачари). Он схватил карманника за руку и начал кричать: «Махарадж! Вор, вор! Я поймал вора!» На это Шрила Гуру Махарадж сказал ему: «Глупец! Ты зачем потревожил мое настроение? Забудь про деньги, отдай ему их!» Но его настроение уже было нарушено. Тогда, вместо того чтобы наказать вора, он начал прославлять и защищать его: «Ему нужны были деньги, поэтому он и пришел сюда, чтобы взять у нас деньги. Что в этом плохого?» Такова была природа Шрилы Гурудева. Поэтому никто из вайшнавов и никто из обычных людей никогда не ссорился с ним.

После его ухода из этого мира (22 ноября 1999 г.), когда мы перевезли его трансцендентное тело из Джаганнатха Пури в Майяпур, более 5 тысяч человек пришли, чтобы отдать дань почтения и посмотреть на Его святое тело. Пришли все ачарьи: из ИСККОН, из различных Гаудийа Матхов, все кто в это время был в Майяпуре и в его окрестностях. Все пришли посмотреть на него и привели своих учеников.

Можете себе представить? Никто и никогда не ссорился с ним ни по какому поводу. С того момента, как он присоединился к Движению, он всегда поддерживал теплые отношения со всеми вайшнавами. Я сам это видел. Даже те, кого мы называем сахаджия-бабаджи, приходили повидаться с Гурудевом. К нему приходил даже Лалит Прасад Тхакур — брат Прабхупады (родной брат Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура. Он был одним из самых ярых противников Шрилы Прабхупады - прим. РВН). Ученики Лалит Прасад Тхакура даже держат изображения Шрилы Гурудева (Пури Махараджа) в своих храмах. До сих пор они держат его фото у себя. Когда он покинул тело, они захотели устроить праздник в его честь и позвали меня в свой храм, чтобы я организовал праздник. Им нравится устраивать праздники вместе со мной. Я пошел к ним с группой преданных и провел там всю ночь и весь день. Двадцать четыре часа харинама-санкиртаны. С шести утра до шести следующего утра. Сначала Харинама-санкиртана, потом нагар-санкиртана, потом большой пир в честь нашего Гурудева. А ведь они — сахаджии. Поэтому вы можете себе представить, какова была природа нашего Гуру Махараджа. Природа вайшнава — аджата шатрава, что значит «тот, у кого нет врагов». У него не было совершенно никаких врагов. Каждый был его другом. Он был идеальным примером личности, обладающей такой природой. Поэтому его уважали во всех вайшнавских Миссиях.

РВН. Каковы были его взаимоотношения со Шрилой Свами Махараджем, Шрилой Шридхар Махараджем и другими известными на Западе ачарьями?

Шрила Бодхайан Махарадж. Я уже объяснял, что все его духовные братья были ему очень дороги. И благодаря его природе его также принимали везде очень тепло, с дружеской любовью.

У Гуру Махараджа были очень тесные взаимоотношения со Шрилой Шридхар Махараджем. Когда Гуру Махарадж пришел в Матх (Шрилы Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура — прим. РВН), он был одним из самых старших. Когда он присоединился к Матху, он, как преданный, был на три года старше Шрилы Б.Р.Шридхары Махараджа, на три года старше Шрилы Б.Д.Мадхава Махараджа, на десять лет старше Шрилы Бхактиведанта Свами Махараджа. Да, он был на десять лет старше Бхактиведанта Свами Махараджа. Но он не считал себя старше других. Он всегда был слугой слуги слуги вайшнавов. Таким образом он оказывал почтение всем своим духовным братьям.

Они видели, что Гурудев очень часто встречается со Шридхар Махараджем и другими преданными. Когда Шридхар Махарадж собирался оставить эту планету, за три дня до этого он как бы призывал к себе Шрилу Гурудева из Калькутты. Это удивительная история…

Шрила Гурудев ехал в машине из Калькутты в Майяпур через Калну. Матх Шрилы Шридхар Махараджа был на пути его следования. Вдруг совсем рядом с Матхом Шридхар Махараджа, когда они уже почти проехали его, у машины спустило колесо. Пока ремонтировали колесо, Гуру Махарадж спросил:
— Где это мы? Это ведь Матх Шридхар Махараджа?
— Да, — ответил один из преданных.
— Тогда я должен пойти к Шридхар Махараджу.

Когда Гурудева и его спутники пришли в Матх Шрилы Шридхар Махараджа, тот сказал ему: “Я как раз только что думал о тебе. Заходи, пожалуйста, побудь со мной. У меня много вопросов к тебе. Мне так нравится общаться с тобой”. А через два дня Шридхар Махарадж ушел из мира, оставил тело. Перед этим Шридхар Махарадж говорил нашему Гурудеве: “Пожалуйста, позаботься о моих учениках”. После того как Шридхар Махарадж оставил тело, все его ученики начали просить Гуру Махараджа провести церемонию самадхи для Шридхар Махараджа, да и сам Гуру Махарадж очень хотел этого. Это он провел Шрилу Шридхар Махараджа в самадхи, и он все организовал.

Как-то я слышал одну аудиозапись разговора Шрилы Бхактиведанты Свами Махараджа с Гурудевом. Я сам не был свидетелем этого разговора, я лишь слышал запись. Я никогда не видел Шрилу Свами Махараджа лично. На этой кассете Шрила Свами Махарадж просил прощения:
— Махарадж, из-за своего ложного эго я много чего говорил против моих духовных братьев. Может быть, я что-то сказал также и против тебя. Пожалуйста, прости мне все мои оскорбления.
Тогда Гуру Махарадж сказал:
— Что ты, Махарадж! Ты так много сделал. Именно благодаря твоему служению к тебе пришла слава. Ты не хотел ни славы, ни почестей, но слава всегда будет идти за тобой по пятам. Эту славу принесла тебе твоя проповедь, но сам ты к славе не стремился. Поэтому забудь об этом. Я на тебя ни за что не обижаюсь. Я буду молиться Богу за твое выздоровление.

Шрила Свами Махарадж извинялся и просил:
— Я знаю, что ты прекрасный киртания (ведущий киртанов - прим РВН). Шрила Прабхупада всегда был так рад слышать твой киртан. Я хотел бы услышать, как ты поешь. Пожалуйста, спой киртан.

И Гуру Махарадж запел: “Джая радхе, джая кришна, джая бриндабон”.

Там было трое человек: Бхакти Чару Махарадж, Гуру Махарадж и Свами Махарадж.

У ИСККОН тоже нет никаких претензий к нашему Гурудеву. Конечно, какие-то ошибки неосознанно были совершены с нашей стороны, но это была наша вина, наша ошибка, а не Шрилы Гурудева. Несколько учеников гуру из ИСККОН получили от него посвящение. Это было не очень хорошо. Мы чувствуем себя неловко из-за этого. За это ачарьи ИСККОН иногда критиковали Шрилу Гурудева. Но их слова нисколько не касались его, потому, что это была наша вина.

РВН. Махарадж, как вы взаимодействуете с другими ачарьями в проповеди? Встречаетесь ли вы и проводите ли программы с ИСККОН, с другими Матхами?

Шрила Бодхайан Махарадж. Я люблю общаться со всеми по-дружески. Вот, например, Шрила Бхакти Сарвасва Говинда Махарадж. Я пригласил его сюда, чтобы показать пример единства и согласия. Конечно, у него вообще нет никаких врагов. Мне нравится показывать этот пример. Мы можем жить вместе и общаться как друзья. Мне нравится поддерживать такие отношения со всеми общинами вайшнавов. Конечно, я младший преданный. Я намного младше и ниже всех их (ачарьев других Гаудийа Вайшнавских Миссий – прим. РВН). Мне нравится учиться у них. Это правда, я говорю это от сердца, не просто так. По этой причине, благодаря вдохновению Джаяпатаки Свами Махараджа из ИСККОН, когда он основал Ассоциацию Сарасвата Гаудийа-вайшнавов, я в 1994 г. взял на себя инициативу организовать все это надлежащим образом. Когда Бхакти Алока Парамадвайти Махарадж из Германии пытался основать Вишва Вайшнава Радж Сабху, Всемирную Вайшнавскую Ассоциацию (WVA), он принял меня в члены этой организации. Я до сих пор являюсь ее активным членом. Но по некоторым причинам мы не активны по-настоящему, по сути дела, вообще не активны — оба этих общества. Но я от всего сердца пытаюсь сотрудничать со всеми, организовывать программы. Я также два года был председателем Ассоциации Сарасвата Гаудийа-вайшнавов. За это время были устроены очень большие праздники: Вьяса-пуджа Шрилы Прабхупады Бхакти Сиддханта Сарасвати, Вьяса-пуджа Шрилы Бхактивинода Тхакура в Майяпуре. Я организовывал фестивали на протяжении двух лет, по два фестиваля каждый год, в общей сложности четыре фестиваля.

Я и по сей день стараюсь сотрудничать со всеми Матхами, потому что мы должны объединяться, иначе мы не сможем проповедовать, бороться против имперсонализма, майявады. На самом деле наша борьба должна быть направлена против майявады. Но по какой-то причине из-за нашего невежества мы боремся друг против друга. Мне нравится сражаться против имперсонализма, разрушать майяваду. Такова была цель Прабхупады Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура. Мне действительно нравится бороться с имперсонализмом, так как именно под этим девизом был создан Гаудийа Матх. Это был девиз нашего Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура Прабхупады. Поэтому мне хочется продолжать начатое им дело, и я это делаю, насколько могу. Но я не могу делать это в одиночку. Нужно действовать сообща с другими преданными. Но поскольку мы живем в век Кали, это практически невозможно. Вот уже пять лет я пытался действовать так, но результаты приходят очень медленно. Но я надеюсь, что благословение Махапрабху все-таки вступит в силу. Оно очень скоро должно сбыться.

РВН. Почему Вы говорите, что результаты незначительны? Мы слышали, что в России в прошлом году вы проводили совместную программу со Шрилой Ниранджаной Свами — одним из лидеров ИСККОН. А еще в том же году вы провели совместные программы с преданными из Гаудийа-веданта Самити (Матх Шрилы Нараяны Махараджа — прим. РВН).

Шрила Бодхайан Махарадж. Мы ищем сотрудничества и общения. Но на практике это очень трудно осуществлять, потому что мы расширяем наши миссии настолько, что нам это становится тяжело претворять в жизнь. Каждая миссия быстро расширяется, и все лидеры настолько поглощены внутренними делами своих общин, что у них практически нет времени на то, чтобы объединяться и сотрудничать друг с другом. Мы хотим сотрудничества, но часто не действуем таким образом просто потому что не хватает времени. Вот в чем причина. Тому есть много примеров, я приведу один.

Как-то раз произошла стычка между сампрадаями. Между сампрадаей Бабаджи и Гаудийа-сампрадаей, последователями Шрилы Прабхупады Сарасвати Тхакура. Бабаджи критиковали нас за то, что у нас якобы нет Гуру-парампары, а значит, и ничего нет. Они выдвигали много обвинений. Мы проповедовали, к нам присоединялись люди, но потом в результате этой критики много невинных преданных оставили нашу сампрадаю, ушли к Бабаджи, получили от них посвящение в Бабаджи и стали заниматься всякой ерундой, собирали подаяние методом мадхукари, вступали в беспорядочные связи с женщинами и т. п.

В конце концов, Шрила Нараяна Махарадж написал одну книгу против Бабаджи. Бхактиведанта Нараяна Махарадж разгромил аргументы Бабаджи и утвердил нашу Гуру-парампару. Затем началась борьба. Во Вриндаване существовала санскритская школа, которая была основана и Бабаджи и Гаудийа Матхом. Школа находилась на земле Бабаджи, а создана была на средства, выделенные преданными из Гаудийа Матха. Эта школа называется Шри Шьямананда Видьялая. Но из-за определенной проблемы, относящейся к нашей Парампаре, там был длительный конфликт между Бабаджи и Гаудийа Матхом. В конце концов, Шрила Нараяна Махарадж написал книги, которые противостоят нападкам Бабаджи на нашу Гуру-парампару. В этой книге Шрила Нараяна Махарадж утвердил нашу Парампару. Затем, началась борьба с Бабаджи лицом к лицу. В конце концов, мы, Нараяна Махарадж, и другие преданные Гаудия Матха, вместе, основали другую школу, отдельно от этих Бабаджи, на нашем Кеши-гхате, земля для которой была куплена нашим духовным братом Шрипадом Рамдасом Прабху. Эта школа называется Шриджива Сарасвата Видьялая (Srijiva Sarasvata Sanskrit Vidyalaya).

После возникшей проблемы с Бабаджи, у нас не было место для проведения школьных занятий, потому что Бабаджи не любят допускать каких-либо Гаудий в школу. Тогда мы решили открыть новую санскритскую школу во Вриндаване для гаудия-вайшнавов. В то время мы созвали встречу для обсуждения этой проблемы. На этом собрании не было ни одного лидера, кроме лидера Девананда Гаудийа Матха (НАРАЯНЫ МАХАРАДЖА), и лидера Гопинатх Гаудийа Матха (меня). Конечно там было много преданных из разных вайшнавских школ, но они не были лидерами соответствующих миссий. Когда мы обсуждали те или иные конструктивные моменты, требовалось присутствие глав миссий. Без лидера невозможно проводить какие-либо дискуссии об основании (школы).

Переводчик. Махарадж, я бы тоже хотела задать Вам вопрос. Есть много Махараджей, и все они говорят о согласии, о дружбе с другими вайшнавами. Но на самом деле вайшнавы ссорятся друг с другом, многие вайшнавы выступают против Шрилы Нараяны Махараджа. Я не понимаю, почему они выступают против Шрилы Нараяны Махараджа, против Шрилы Бхакти Сундар Говинды Махараджа. Нам говорят, что Нараяна Махарадж совершил много оскорблений. Я не понимаю, почему вайшнавы говорят о дружбе, но на деле выступают против Матха Нараяны Махараджа. Ответьте мне, пожалуйста, если Вам не трудно, если у Вас есть время.

Шрила Бодхайан Махарадж. Хороший вопрос. Мы говорим о дружбе, но на деле не хотим поддерживать дружественные отношения с другими вайшнавами. Это правда. В этом смысле это правда. Это не то настроение, которое хотел развить Шрила Прабхупада Бхактисиддханта Сарасвати в своих Матхах. Мы отклонились от его традиции, довольно сильно отклонились. Он заложил настроение проповеди учения Шримана Махапрабху. Но вместо этого, мы все превращаем в культ Гуру. Культ Гуру означает “мой гуру — самый возвышенный”. Во всех книгах вы можете увидеть первоклассные большие изображения Гурудева и маленькие изображение Шрилы Рупы Госвами? Как так можно? Мы ведь называем себя рупанугами… Получается, что вместо проповеди учения Махапрабху, мы больше проповедуем славу Гурудева. Это и называется «культ Гуру». Мы пытаемся прославлять Гурудева вместо Махапрабху. Гуру — свет нашего бхаджана, с этим никто не спорит. Однако мы прилагаем здесь слишком много усилий, действуя “во имя преданного Махапрабху”. Есть различные вайшнавские сообщества и различные настроения. Существует “настроение Гурудева”. Но хотя мы и ведем себя, как последователи “культа Гуру”, у нас недостаточно развит бхаджан. У нас недостаточно глубокий бхаджан. По этой причине мы проповедуем преданным с точки зрения нашего “лагеря”. Мы не должны быть фанатиками. Но мы становимся ими в результате нашего общения. Таким образом фанатизм разрастается, и мы просто боремся за то, чтобы увеличить свою общину. Именно по этой причине вайшнавские сообщества враждуют друг с другом. Это “сознание общины” (Шрила Бхактисиддханта Сарасвати называл это «партийное сознание» - прим. РВН).

Переводчик. В России даже есть такое понятие, как “трансцендентная борьба…”

Шрила Бодхайан Махарадж. Нет, это не трансцендентная борьба! Это объясняется в Шримад Бхагаватам. Постепенно религия станет нашим единственным занятием. Это так и будет. Преданные говорят: мы должны стоять насмерть, мы должны оставить все ради Махапрабху. Но, вместо этого, мы воюем с преданными Махапрабху. Ради чего? Ради нашего собственного материального благополучия. Если мы глубоко задумаемся, то увидим, что это действительно так. Нам недостает широты ума, поэтому никто не мыслит широко. Мыслить широко — значит бороться против имперсонализма. Но, вместо этого, мы воюем друг с другом. “Нараяна Махарадж плохой, Говинда Махарадж плохой, Пури Махарадж — каништха адхикари, ИСККОН — вообще сахаджии. Нараяна Махарадж проповедует рага-марг”. Я не знаю, проповедует он рага-марг или нет. Если он рассказывает о паракия-расе в западном мире, значит, западный мир получает этот прекрасный прасад.

Вы знаете, что на Западе многие женщины выходят замуж по три раза. А многие мужчины пять раз женятся. Западные люди докатились до этого. Но это не то общение, которое было у Махапрабху. Это не девиз Махапрабху. Махапрабху обсуждал настроение паракия-расы со своими самыми близкими спутниками — Рай Раманандой и Сваруп Дамодарой. Где? В очень маленькой комнате, Гамбхире. Такие темы не предназначены для широкого круга.

Шрила Нараяна Махарадж намного старше меня. Я всем сердцем его уважаю, ведь он присоединился к Движению еще задолго до того, как я родился. Поэтому у меня нет права осуждать его. Что я могу сказать о проповеди рага-марга? Сначала преданному надо достичь уровня шаранагати. Нужно вначале повторять Святые Имена, чтобы очистить сердце. Без этого понять рага-марг невозможно. Преданные-новички будут смотреть на это с мирской точки зрения, будто паракия-раса Радхи-Кришны должна служить им. Так постепенно они превратятся в сахаджиев. Я полагаю, что Шрила Нараяна Махарадж не совершает этой ошибки. Он старший вайшнав, как же я могу говорить что-то против него? У меня нет никакого права поступать так, потому что Нараяна Махарадж служит Матху уже более пятидесяти лет. А мне еще даже нет пятидесяти. Мне сейчас всего тридцать шесть. Как же я могу выступать против?

РВН. Следующий вопрос — насчет Бхакти Сарвасва Говинда Махараджа. Расскажите о нем. Он приехал с Вами, однако мы еще не видели, чтобы ачарья приезжал на проповедь с кем-то, кто не является членом его миссии и свободен от каких-либо обязанностей. В чем причина этого? Кто такой Говинда Махарадж? Почему он ездит с Вами?

Шрила Бодхайан Махарадж. На самом деле Говинда Махарадж принадлежит к миссии. Он принадлежит к нашему изначальному Матху, Мула-Матху — Чайтанья Матху. По определенным причинам он не живет в этом Матхе уже много лет. Может быть, более двадцати лет. Но душой он с ними. Он ученик Шрилы Бхакти Вилас Тиртхи Госвами Махараджа. У него есть идеи насчет проповеди на Западе, и поэтому он обратился ко мне: “Махарадж, если у тебя будет возможность, пожалуйста, возьми меня на Запад”. Я подумал, что, если такой чистый вайшнав поедет на Запад и одарит своими благословениями всех преданных здесь, они получат большое благо. Именно с этой целью — ради блага преданных — я пригласил его сюда. Кроме того, он мне самому очень нравится. Мне нравится его настроение. Он очень прямой и открытый, он получил санньясу от моего Гурудева, у меня с ним близкие отношения. Иногда, когда мне бывает трудно привести ту или иную санскритскую шлоку, он сразу же, когда я объясню, что хочу сказать, приводит нужную шлоку. У него есть такое качество. Кроме того, у нас с ним никогда не было разногласий. По своей природе я вообще не люблю спорить с вайшнавами. Поэтому я путешествую с ним. Это правда, что часто преданные не соглашаются приглашать кого-либо со стороны… Но благодаря нашим близким отношениям я привез сюда Говинду Махараджа. Мне нравится показывать людям этот пример, пример того, что вайшнав свободен от зависти. В наших с ним отношениях нет ни капли зависти. И поскольку я тоже здесь, я и сам должен получить всё благо от общения с ним. Такова наша бенгальская природа.

Я хочу разрушить стереотипы. Я показываю такой пример. Со мной может поехать каждый. Каждый может действовать по собственному желанию, но не нарушая при этом общепринятых правил. Как, например, Бог дает нам свободу выбора, но если мы будем неправильно использовать эту свободу, Он арестует нас при помощи своей “полиции” — иллюзии. Так, у машины есть свобода ехать в разных направления, но при этом ей управляет водитель. Подобно этому, Бог предоставляет нам свободу выбора, а Сам при этом выступает в роли водителя. Если мы нарушаем Его законы, Он нас накажет. Или как в примере с лошадью. Лошадь может бежать, но ей правит наездник. Если же она будет мчаться сама, без узды, с ней может случиться несчастье. Так и у вайшнавов есть свобода выбора, но они должны использовать ее надлежащим образом, ради высшего блага, ради проповеди послания Махапрабху. Если действовать так, мы будем спасены, если нет — мы превратимся в культ Гуру и будем лишь воевать друг с другом. Мы постоянно воюем за что-то: “Я возвышенный, я выше всех остальных. Они не правы — я прав, они все заблуждаются”. Что это? Это - зависть. Прежде всего нужно избавиться от нее. Я говорю об этом потому, что у меня тоже есть такое умонастроение, и я хочу избавиться от него. Каждый прежде всего должен избавиться от такого образа мыслей. Иначе очень трудно проповедовать. Иначе, вместо проповеди, мы будем заниматься бизнесом под вывеской религии.

РВН. Махарадж, Вас ждут другие преданные. Мы не хотели бы отнимать много времени, поэтому последний вопрос. Что Вы думаете о проповеди в Интернете? Мне кажется, это хорошее средство… Что Вы думаете об этом. Может быть, у Вас есть какие-то пожелания нашим читателям.

Шрила Бодхайан Махарадж. Махапрабху выразил Свое желание так: притхивите ачхе йата нагаради грама / сарватра прачара хаибе мора нама. Мое имя проникнет повсюду, во все города и села, по всему миру. Таково желание Махапрабху. Интернет — подходящее средство для широкой пропаганды. Поэтому проповедь через Интернет — это просто замечательно. Я ее поддерживаю. Кроме того, хотя преданные постоянно путешествуют, мы сейчас в материальном теле и у нас просто не хватает времени, чтобы посетить все уголки земли и распространить это послание. И Интернет помогает нам в этом.

Я буду молиться Махапрабху, и, если Интернет будет еще больше развиваться, это еще больше поможет нашей проповеди. Мирские люди распространяют повсюду свою рекламу, продают свои товары, так почему же мы не можем распространять послание Шриман Махапрабху, послание вайшнавов, Шри Рупы Госвами, шести Госвами? Почему бы нам не проповедовать послание Бхактивинода Тхакура, послание Прабхупады, послание нашего Гурудева, послание вайшнавов, почему бы нам не распространять свое мнение в поддержку вайшнавов? Это принесет нам благо. Интернет — превосходное средство общения, отличное средство для нас. Я это очень ценю, и если есть возможность развивать это еще больше, я это поддерживаю.

Но, как вы знаете, достижения науки могут стать как благословением, так и проклятием. Если мы будем их использовать ради благих целей, они принесут нам только благо. Если же мы будем их использовать ради низменных целей, они станут для нас проклятием. Как телевидение. Люди используют телевидение, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы засорять ум человека и благодаря этому зарабатывать деньги. Деньги, как вы знаете, грязная штука. Очень многое зависит от общения: птицы одной породы держатся вместе. Понятно, что какова природа человека, общества таких людей он и будет искать. Поэтому деньги грязны. Если я как следует загрязню ум человека, я смогу зарабатывать деньги. Они распространяют такую рекламу, очень грязную рекламу, разрушающую общество. Поэтому, если они могут использовать эти средства таким образом, мы тоже имеем право проповедовать другое. Мы будем сражаться плечом к плечу (смеется). Люди смогут выбирать. Это хорошее средство, достижение науки. Если оно будет развиваться дальше, я считаю, что это очень хорошо.

РВН. Большое спасибо, Махарадж.

Шрила Бодхайан Махарадж. Харе Кришна!


Текст этого интервью явился благодаря сотрудничеству представителей всех Матхов, представленных в СНГ.
Над текстом интервью работали:

  • Рохини д.д. (Шри Чаитанья Гаудийа Матх)
  • Анурадха д.д. (Шри Гопинатх Гаудийа Матх)
  • Манохар дас (Шри Гаудийа Веданта Самити – Бхактиведанта Гаудийа Матх)
  • Индрадьюмна дас (Шри Гопинатх Гаудийа Матх)
  • Арадхана Прийа д.д. (Шри Чаитанья Сарасват Матх)
  • Кришнапад дас (Шри Чаитанья Сарасват Матх)
  • Гоураприйа дас (Шри Гопинатх Гаудийа Матх)
Hari-katha >> RVN Homepage >> Наши интервью >> Оригинал на английском языке

add news


© 1999-2016 RVN All rights reserved.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 ServiceRambler's Top100 Каталог эзотерических ресурсов