РЕШИМОСТЬ
по статье в Гаудийe

Апатия и решимость -- два полностью противоположных отношения к Хари-Бхаджане. Бывает, что садхане посвящается очень много времени и есть все возможности для общения с Сад-Гуру и Вайшнавами-Маха-Бхагаватами, но никакого продвижения в Хари-Бхаджане не происходит, никакой привязанности к Служению не возникает. Перечисляя в Шри Бхакти-Сандарбхе анартхи, которые являются тому причиной, Шрила Джива Госвами Прабху упоминает шайтхилйу -- небрежность, безучастность. Если в служении присутствуют равнодушие, небрежность, такому служению никогда не стать ни преданным, ни непрерывным. Вера и старание называются утсахой. Если жизнь за жизнью джива совершала тяжелые апарадхи, то даже общение с высочайшими Маха-Бхагаватами, их наставления и множество видов садханы не избавят от безразличности, не дадут утсахи в служении Шри Наме Прабху и твердой решимости совершать Хари-Бхаджан. Энтузиазм, возбуждаемый пратиштхой -- желанием приобрести себе репутацию -- содержит внутри все то же пренебрежение. То возбуждение, которое поднимается в дживе, опьяненной алкоголем пратиштхи, -- наподобие того, как ленивый рабочий решительно поначалу берется за работу, если его подпоить, -- не является настоящим вдохновением Бхаджана: такой энтузиазм с семенем шайтхилйи не поделает ничего.

Шайтхилйа -- одна из форм, принимаемых хридайа-даурббалйей, слабостью сердца. Шрила Тхакур Бхактивинод описывает эту болезнь так: "Сегодня я, пожалуй, еще попринимаю этой пратикулйи, но зато завтра буду избегать изо всех сил", -- когда такого рода слабость появляется в сердце, ничего хорошего за этим не последует. Когда ясно, что то или иное занятие вредит Бхаджане, следует сейчас же отказаться от него, положившись на Милость Шриман Махапрабху. Дридхата (решимость) -- основа садханы. Если не хватает решимости, то садхана не продвинется ни на шаг" (Саджджанатошани, 11.5)

Шайтхилйа ворует время у дел, благоприятных Хари-Бхаджане, решимость же откладывает на потом все бесполезное и вредное для Хари-Бхаджаны, а благоприятное принимает тут же. Не имея решимости, продвинуться на пути Бхакти невозможно. Мы часто принимаем в уме важные и окончательные решения. Как например: не буду больше заниматься асат-сангой, не буду больше грубо обращаться с другими, не буду принимать ни от кого служения, не поддамся на соблазны денег, женского общества и славы, перестану ходить на поводу у языка и желудка, не поддамся чувствам нетерпимости и гнева, буду ежедневно повторять обещанное число кругов Харинамы, буду служить Вайшнавам. Но стоит настать моменту для поступка, и мы уже не в состоянии сдержать свое обещание. Мы отдаем свои благие намерения в жертву безразличию, лености, унынию, озабоченности материальной выгодой и т.п. Мы говорим: „Начиная с сегодняшнего дня я буду в обязательном порядке, каждый день повторять столько-то и столько-то кругов Харинамы", и начинаем воспевать Шри Наму на четках, но только начнет опускаться на нас сон или природная леность начнет требовать свое у тела и ума, и мы уже изменяем недавнему обету. Прячем свое обещание от самих себя за занавеску и начинаем обманывать собственный ум: „Осталось-то совсем немножко -- закончу круги завтра". Наступает завтра, и Харинама откладывается на послезавтра, а когда накопившиеся долги становятся очевидно невыполнимыми, мы окончательно продаемся шайтхилйе и подписываемся под собственным банкротством. Новые и новые измены только укореняют нерадивость и бездушие в Бхаджане, в жизни воцаряется тьма лености и пережевывания жеваного, а светлый мир неотступной верности начинает казаться выдумкой. Тот, кто поддался шайтхилйе, может продолжать по инерции выполнять внешние требования садханы, но это не даст ему решимости и постоянства (найштхиката), которые есть сама жизнь прити -- настоящей любви.

Шрила Тхакур Бхактивинод говорит: "Решимость -- корень садханы. Единственное, что необходимо для Бхаджаны, -- это решимость и простота" (Шри Кришна-карнамрита, 112). В Шаранагати он показывает, с какой решимостью надо отрекаться от всего губительного для Бхакти и принимать все благоприятное (песни 26 и 29):

тува бхакти-протикуло дхорммо jате рой/
поромо jотоне таха тйоджибо нишчой//1
тува бхакти-бохирммукхо-сонго на корибо/
гауранго-биродхи-джоно-мукхо на херибо//2
бхакти-протикуло-стхане на кори босоти/
бхактиро оприйо карjйе нахи кори роти//3
бхактиро биродхи гронтхо патх на корибо/
бхактиро биродхи вйакхйа кобху на шунибо//4
гауранго-борджджито стхано тиртхо нахи мани/
бхактиро бадхоко джнано-корммо туччхо джани//5
бхактиро бадхоко кале на кори адоро/
бхакти-бохирммукхо ниджо-джоне джани поро//6
бхактиро бадхика сприха корибо борджджон/
обхакто-продотто онно на кори грохон//7
jаха кичху бхакти-протикуло боли' джани/
тйоджибо jотоне таха, э нишчой вани//8
бхакотибинодо поди' пробхуро чороне/
магойе шокоти пратикулйеро борджджоне//9

Всего, в чем есть что-то противное духу служения Тебе, я буду избегать изо всех сил:1 я не буду иметь ничего общего с теми, кому нет дела до Бхакти, и не буду видеть лица непреданных Гауранге.2 Я не буду жить там, где страдает Бхакти, и никакое занятие не вызовет моего интереса, если оно неприятно для Бхакти.3 Я не буду читать книг, противоречащих Бхакти, и никогда не буду слушать объяснений и лекций, в которых унижают Бхакти.4 Я не признаю за святую землю место, которым пренебрег Гауранга, и мне нет дела ни до праведной жизни, ни до духовного знания, если они препятствуют Бхакти.5 Меня не волнует то время, которое мешает Бхакти, а „родственник", безразличный к Бхакти, -- чужой для меня человек.6 Я откажусь от желаний, препятствующих Бхакти, и никогда не приму пищу из рук непреданного.7 Я клянусь полностью отречься от всего, что вредит Бхакти,8 и, пав к Святым Стопам своего Прабху, я, Бхактивинод, молюсь Ему о силе к пратикулйа-варджане.9

тува-бхакти-онукуло jе-jе карjйо хой/
поромо-jотоне таха корибо нишчой//1
бхакти-онукуло jото бишойо сомсаре/
корибо тахате роти индрийеро дваре//2
шунибо томаро котха jотоно корийа/
декхибо томаро дхамо нойоно бхорийа//3
томаро просаде дехо корибо пошон/
ноибедйо-туласи-гхрано корибо грохон//4
коро-дваре корибо томаро себа сода/
томаро босоти-стхоле босибо сорввода//5
томаро себай камо нийого корибо/
томаро видвеши-джоне кродхо декхаибо//6
эи-рупе сорвво-вритти аро сорвво-бхав/
тува онукуло хойе лобхук пробхав//7
тува бхакто-онукуло jаха jаха кори/
тува бхакти онукуло боли' таха дхори//8
бхакотибинодо нахи джане дхорммадхорммо/
бхакти-онукуло таро хоу собо корммо//9

Я буду делать все, что только поможет мне служить Тебе, и делать изо всех сил.1 Пусть мои чувства радуются всему, что есть в этом мире благоприятного Бхакти:2 я стану весь слух, слушая о Тебе, я буду глядеть на Твою Дхаму, превратившись в сами глаза,3 свое тело буду кормить тем, что оставишь мне Ты, буду вдыхать аромат Туласи и цветов, коснувшихся Твоих Стоп.4 Руками буду трудиться для Тебя, поселюсь подле Тебя,5 силу камы вложу в служение Тебе, гнев обрушу на ненавидящих Твоих Бхакт.6 Так все наклонности, все чувства, которые есть во мне, став Твоими слугами, обретут новую, славную жизнь.7 Я верю, в моей жизни благоприятным для Бхакти будет все, что обрадует Твоего Преданного.8 Бхактивинод не знает, что такое религия и что такое грех. Он хочет, чтобы каждый его поступок был ради Бхакти.9

Махаджаны прошлого оставили в своих молитвах великие примеры непоколебимой верности Господу и готовности пойти на все в служении Ему. Многие из таких уттама-шлок собрал Шрила Рупа Госвами Прабху в Шри Падйавали:

Деваки-танайа-севаки-бхаван
йо бхавани са бхавани ким татах/
утпатхе квачана сат-патхе'пи ва
манасам враджату дайва-дешитам//
(Шри Падйавали, 81)

"Теперь, когда я дас Девакинанданы, стану я таким-то или таким-то -- какая разница? Какая разница, направит Провидение мои мысли ко злу или к добру? Я Его слуга, и меня охранит моя верность".

мугдхам мам нигаданту нити-нипуна бхрантам мухур вайдика
мандам бандхава-санчайа джада-дхийам муктадарах содарах/
унматтам дханино вивека-чатурах камам маха-дамбхикам
моктум на кшамате манаг апи мано Говинда-пада-сприхам//
(Шри Падйавали, 82)

"Пусть люди, разбирающиеся в том, что нравственно, а что без, называют меня глупцом; пусть изучившие тексты Священных Писаний указывают на мои заблуждения; пусть друзья говорят, что я стал ненормальным, а кровные братья отвернутся, решив, что занимаюсь ерундой; пусть люди зажиточные говорят, что я помешанный, а специалисты, умеющие тонко судить о мотивах чужих поступков, сколько угодно объясняют, что все это просто выходящая за всякие рамки гордость, -- все равно, мое сердце уже не в силах даже на мгновение отказаться от этого желания -- достичь лотосных Стоп Говинды".

кшауни-патитвам атхавайкам-акинчанатвам
нитйам дадаси баху-манам атхапаманам/
вайкунтха-васам атхава нараке нивасам
хе Васудева мама насти гатис твад анйа//
(Шри Падйавали, 85)

"О Васудева! Ты можешь сделать меня властелином всей Земли или нищим, ты можешь послать мне великое почтение или полное презрение, ты можешь поместить меня на Вайкунтху или в ад, -- кроме Тебя, у меня нет иного прибежища".

Шлока Шрилы Ишвары Пурипада о решимости в Нама-Севе:

йога-шрутй упапатти нирджджана-вана-дхйанадхвасамбхавитах
свараджйам пратипадйа нирбхайамайи мукта бхаванту двиджах/
асмакам ту кадамба-кунджа-кухара-пронмилад индивара-
шрени шйамала-дхама нама джушатам джанмасту лакшавадхи//
(Шри Падйавали, 18)

"Пусть, убежденные словами Писаний, брахманы, кшатрийи и вайшйи с помощью аштанга-йоги, изучения Вед, отшельничества, паломничества по святым местам и тому подобного уверенно достигают освобождения из этого мира, -- мы -- слуги Имени Кришны, чья синего лотоса красота восходит близ кадамбовых рощ, и потому нас не пугают даже тысячи новых рождений".

Шрила Прабодхананда Сарасватипад так говорит о своей решимости в служении Шри Чайтанйачандре:

патанти йади сиддхайах каратале свайам дурллабхах
свайан ча йади севаки бхавитум агатах сйух сурах/
ким анйад идам эва ва йади чатурбхуджам сйад вапус
татхапи мама но манак чалати Гаурачандран манах//
(Шри Чайтанйа-чандрамритам, 64)

"Самые недостижимые мистические совершенства могут сами собой оказаться у меня в руках, все небесные существа могут придти, чтобы служить мне, -- что говорить об этом -- мое собственное тело может стать четыреруким, но мой ум ни на мгновение не оставит Шри Гаурачандру ".

нанйад вадами на шриноми на чинтайами
нанйад враджами на бхаджами на чашрайами/
пашйами джаграти свапане'пи нанйат
Шри Радхика-ручи-винода-ванам винахам//
(Шри Навадвипа-шатакам, 71)

"Я не буду говорить ни о чем другом, ни слушать, ни думать ни о чем другом, я оттуда никуда не уйду, ничему другому не буду служить и не буду искать прибежища где-то еще -- один только лес Того, для Кого прекрасна Шри Радхика, будет перед взором моим и наяву и во сне".

Такую же решимость навечно остаться там, где живет Шри Гаура, показал своей жизнью и своим вани Шрила Бхактивинод Тхакур:

охе бхаи, сомосто садхоно порихори'/
Гауро-стхолашрой коро читто дридхо кори'//
практоно-басона-боше томаро хридой/
шориро-бочоно-чешта корибе нишчой//
бором ами Нободвипе кхорпоро дхорийа/
швопочо-поллите бхроми бхикшаро лагийа//
тотхапи сукрити-лобдхо дурллобхо шорир/
онйотро лоите иччха нахи кори стхир//
(Шри Навадвипа-шатакам, перевод на Гаудийу, 54, 55)

"О брат, оставь все виды садханы и прими прибежище на Земле Господа Гауры с решимостью остаться здесь навечно. Ведь все равно сердце твое, одолеваемое накопившимися страстями, заставит тебя что-то делать и о чем-то говорить. Так пусть лучше я буду в Навадвипе с кружкой в руке просить милостыни по деревням чандалов, чем решусь забрать свое такое редкое, по такой удаче обретенное тело куда-то в другую страну".

Мы много слышали о том, с какой решимостью, с какой самоотверженностью совершали свою Бхаджану Вайшнава-Сарвабхаума Шрила Джаганнатха Дас, Шрила Тхакур Бхактивинод, Шрила Гаура-Кишор Дас Госвами, Шрила Прабхупада. Этому „писателю" выпало благословение получить пример апракрита решимости от Гурудева, Шрилы Бхакти Прамода Пури Дев-Госвами. Это было ночью, в Шри Майапуре, когда я дежурил в комнате Шрилы Гурудева. Гурудев болел и не мог заснуть целую ночь. (Какова природа его „болезни"? Какова природа его бессонницы? По утрам приходили люди, и Гурудев признавался им: "ночью не мог заснуть". Люди сочувствовали, делились собственными проблемами, советовали лекарства и особые диеты, потом уходили. Но однажды я слышал, как Шрила Гурудев говорил Преданному: "ночью не мог заснуть. Я лежу ночью и обхожу все места в Навадвипе, во Врадже и в Кшетре -- в этих трех Дхамах. Иногда всю ночь мысленно объясняю стих Бхактйа санджатайа Бхактйа [Бха: 11.3.30-31, это тот стих, который печатается на первой полосе Настоящего из номера в номер]".) В третьем часу ночи Шри Гурудев наконец заснул, но тут же проснулся, и я помог ему сходить в уборную. Вернувшись, он лег, собираясь снова отойти ко сну, но вдруг спросил меня: "Который час?" Было три с минутами. Каждое утро Шрила Гурудев поднимается в это время, ополаскивает лицо, руки и стопы, читает молитвы и начинает воспевать Наму на четках Шрилы Прабхупады. Я ответил: "Три часа столько-то минут". Гурудев взял фонарик и посветил на часы, которые все время стоят на его постели справа. И тогда, после всей бессонной и тяжелой ночи, он очень поспешно, с очень большим трудом, даже задыхаясь, сел в постели, сказал мне: "надо пытаться", ополоснул руки из панчапатры и взял джапа-малу.

Гурудев болеет не потому, что в организм попала инфекция, и не потому, что "он берет на себя карму учеников". Что может чья-то карма сделать Шри Нитйананде Прабху? Что могут микробы или время сделать Шри Нитйананде Прабху, Который Частью Своей Части творит и время, и пространство материального мира? Не этому маленькому, но гордому существу говорить о том неизвестном блаженном чувстве к Кришне, которое проявляется в видимом для нас теле Преданного как болезнь. Однако есть еще одна сторона, о которой мне нельзя забыть никогда. Его болезнь -- это его со-страдание мне. Пара-духкха-духкхи -- „Несчастный несчастьем других" -- так молятся Шри Гуру, Шри Санатане Госвами Прабху. Ученики и не-ученики видят Гуру через свою готовность служить ему. Никунджа-йуно рати-кели-сиддхйай... татрати-дакшйад ати-валлабхасйа; сакшад-дхаритвена... прабхох прийа -- таким видит Шри Гуру Ачарйа Шрила Вишванатх Чакравартти Тхакур. Такой начинающий, как я, который и Писания-то читает, чтобы найти в них, "что можно", а не "что нужно", будет видеть Шри Гуру больным и старым. ("Если ты видишь, что Гуру болеет, проклинай свои глаза, -- сказал мне однажды Шри Гуру. -- Гуру -- Ашрайа-виграха. Он не может болеть".) Но и такой, видимый моими слепыми глазами Шри Гуру, своим примером будет учить меня, что в любое время суток, в любом месте, в каких угодно страданиях, его Господь -- Кришна-Нама, и больше никто и ничто. Мы как самые распустившиеся школьники: стоит появиться хоть какой-то отговорке, хоть какому-то оправданию, и мы радостно сдаемся шайтхилйе. Что-то не так с кем-то, кто живет рядом со мной, или в теле что-то заболело, или надо срочно позвонить кому-то на всякий случай -- и эти выдуманные проблемы, эти полувыдуманные заболевания становятся для нас богом над богами и начинают распоряжаться нашей Кришна-Бхаджаной. Как же так, приняв и проповедуя, что "мы Его вечные слуги", я "временно не могу" совершать свое вечное служение?

Садхака (предполагается) сделал Прему единственной целью своей жизни. Почему же по своей решимости я проигрываю даже обычному Наполеону, стремящемуся завоевать несколько участков суши? Когда его армия встала перед Альпами, Наполеон простер перед собой руку и закричал: "Вперед! Нет никаких Альп!" Попробуйте самого среднего человека попытаться оторвать от объектов его наслаждения. Вы можете давать ему десятки и сотни наставлений о тленности этого мира, о бренности его тела, о непривязанности, о том шансе, который предоставляет человеческая жизнь, вы можете приводить ему самые наглядные примеры адхйатмика, адхибхаутика и адхидайвика страданий, но он пойдет и будет продолжать жить, как ему хочется. Вы не сможете повлиять на его решимость -- не сможете потому, что у него есть прити к этим вещам и занятиям. Если он изменит своему прити, как он будет жить? Потому-то и говорится, что решимость и постоянство -- жизнь настоящей любви. И наоборот: дефицит решимости наблюдается там, где отсутствует прити. Поэтому Ачарйа молится:

вишойе jе прити эбе ачхойе амар/
сеи-мото прити хоук чороне томар//1
виподе сомподе таха тхакук сомобхаве/
дине дине бриддхи хоук намеро пробхаве//2
пошу-покши хо'йе тхаки сворге ба ниройе/
тобо бхакти роху бхактибинодо хридойе//3
(Шри Гитавали, Шикшаштака, 4)

Пусть будет у меня такое же прити к Твоим стопам, как мое теперешнее прити к тому, что приятно моим чувствам.1 Пусть ни страдания, ни счастье не смогут поколебать моего прити, и пусть оно растет день ото дня под теплом Намы.2 Пусть я буду животным, пусть я буду птицей, пусть я буду в раю, пусть я буду в аду, -- лишь бы Твоя Бхакти жила у Бхактивинода в сердце.3

Но решимость в Шри Хари-Бхаджане, в отличие от корыстной решимости, не является упрямством ума. Такая решимость -- благословение Сварупа-Шакти. Апракрита решимость появляется в искреннем, свободном от апарадх сердце по милости Шри Гуру и его посланников -- Вайшнавов. Но то, что она приходит по милости, не означает, что достаточно просить о милости на словах и ждать, пока все "произойдет само собой". Следует решительно принимать милость Шри Хари-Гуру-Вайшнавов. У падшей дживы нет сил исполнить наставление Шри Гуру, но эта сила вместе со всеми благословениями содержится в самом наставлении. Общество великих Преданных и память об их примере дают такую решимость. Шрила Тхакур Бхактивинод пишет:

"Путь, по которому счастливо и беспрепятственно прошли когда-то святые, и есть тот путь, что без ненужных мучений приведет нас к высшему благу. Пусть тот, кто молится о благе, отправится на поиски этого пути. Когда говоришь и размышляешь о пути великих святых прошлого, в сердце поднимаются решимость, вдохновение и радость. Невозможно описать, какую ананду мы испытываем, обсуждая Бхаджану Шри Рупы, Санатаны, Шри Даса Госвами и Шри Харидаса Тхакура. Когда йаваны истязали Шри Харидаса Тхакура, тот сказал (Чай: Бха: Антйа 16.94, 113):

кхондо кхондо хои' дехо jай jоди пран/
тобу ами бодоне на чхади Харинам//
э собо джибере Кришно! корохо просад/
моро дрохе ноху э-собаро опорадх//

"Если мое тело разрубят на куски и жизнь уйдет из него, даже тогда я не перестану воспевать Имя Хари. О Кришна! Будь милостив ко всем этим дживам! Пусть они будут невиновны в том, что мучают меня". С такой решимостью, сострадая всем живым существам, непрерывно искать прибежища у Шри Харинамы и есть путь Махаджан прошлого. Новых путей не бывает" (Шри Саджджанатошани 11.6).

Решимость приходит в общении с Махабхагаватой -- с тем, кто олицетворяет примеры верности и решимости, приведенные в этой статье. В Бхагавате Шри Хавих говорит Махараджу Ними (11.2.53):

три-бхувана-вибхава-хетаве'пй акунтха-
смритир аджитатма-сурадибхир вимргйат/
на чалати бхагават-падаравиндал
лава-нимишардхам апи йах са вайшнавагрйах//

"Кроме лотосных Стоп Шри Хари в этом мире нет ничего настоящего", -- тот, кто убежден в этом настолько, что даже реальная возможность контролировать все три мира ни на мгновение не отвлечет его от лотосных Стоп Шри Бхагавана, -- величайший Вайшнав, Маха-Бхагавата". Маха-Бхагавата настолько излучает эту убежденность, что заражает ей даже тех, кто просто находится рядом с ним. Мы все чувствуем это подсознательно, и, когда наступает упадок в духовной жизни, мы ищем средства или же просто мечтаем: "В Индию, в Дхаму, к Гуру Махараджу". И действительно, стоит некоторое время пожить в Матхе, имея возможность придти и поклониться Гурудеву, и влияние Дхамы и Вайшнава возвращает утерянный вкус к духовной жизни. Но потом опять наступает депрессия, и наступает именно потому, что полученное от Шри Гуру, полученное от Махабхагаваты мы не стараемся сохранить. В общении с неверующими или в бездуховном общении с Гуру-братьями неизбежно наступает апатия, шайтхилйа. Мы довольствуемся инъекциями энтузиазма под добровольным наркозом, вместо того, чтобы дорожить Милостью Сварупа-Шакти, защитив себя обществом верующих Преданных. Мы не забудем о Милости только тогда, когда есть друг, с которым можно говорить о Гуру и Вайшнавах, с которым вместе можно „искать путь, по которому шли великие святые", не боясь, что тебя уличат в проповеднической позе. А влияние Махабхагаваты будет ощутимо и на огромном расстоянии, если мы стараемся жить ради него, если мы следуем словам Шрилы Нароттама Тхакура: дридхо кори' дхоро нитаир пай -- "Крепко (дридхо) держись за Стопы Нитая".

Если слепо подражать тому, что делают Гуру и Вайшнавы, настоящей решимости не достичь. Если нет прити, нет желания доставить им удовольствие, решимости не хватит надолго. Жестокое упрямство в подражании Гуру не имеет ничего общего с решимостью, происходящей из любви. Скорее, решимость, в которой отсутствует прити, -- характерная черта асура. Это то, что называют иногда словом "фанатизм". Хиранйакашипу и Равана -- крайние примеры твердой решимости, лишенной прити к Вайшнавам и Вишну.

Настоящей решимости всегда сопутствует простота. "В Бхаджане необходимы только решимость и простота". Но простота, лишенная прити к Вайшнаву и Хари, -- не достоинство, а анартха. Когда падшую дживу „по простоте душевной" считают аватарой или гуру и решительно становятся ее последователями, подобная „наивность" -- одна из тяжелых болезней сердца.

Решимость и дайнйа -- смирение, чувство собственного ничтожества -- не являются чем-то несовместимым. Решимость в прити не ожесточает сердца, а наоборот, расплавляет его, заставляет его литься. Гордость парализует чувство сердца, а дайнйа делает его естественным и спонтанным, текущим. Шрила Гурудев дал нам вечную молитву: мат-тулйо насти папатма.... Тем самым он запретил мне искать грешника, который был бы хуже меня, искать апарадхи, который был бы хуже меня. После этой молитвы можно просить о прити: йуватинам йатха йуни....

Мой Гуру-брат говорил так: "Главное в Бхакти-йоге -- это совершать ее здесь и сейчас". Апатия -- это когда пратикулйа-варджанам откладывают на потом. Если я хочу отказаться от неблагоприятного завтра или даже сегодня вечером, я не откажусь от него никогда. Завтра всегда останется завтра. Так же и Хари-Бхаджана, "которой я займусь через сорок минут, а сейчас немного Майа-Бхаджаны", не состоится ни через час, ни через год. Только решимость сейчас и здесь принять Милость Шри Хари-Гуру-Вайшнавов сделает Хари-Бхаджану возможной.

'джибоно-сомапти-кале корибо бходжон,
эбе кори грихо-сукхо/'
кокхоно э-котха нахи боле виджно-джон,
э дехо потононмукх//
***
'cомсаро нирввахо кори' jа'бо ами Бриндабон,
рино-трой шодхибаре коритечхи суjотон//'
э ашай нахи пройоджон/
эмоно дураша-боше, jа'бе прано обошеше,
на хоибе Дино-бондху-чороно-себон//
(Шри Калйана-калпатару, 4)

„Бхаджаной займусь в конце жизни. Сейчас, пока есть силы, надо позаботиться о семье", -- у кого есть разум, не скажет так никогда. Тело может пасть в любой момент.

„Когда выполню свой долг перед семьей, тогда и уйду во Вриндаван. Сейчас надо постараться исполнить свой долг перед теми, кто дал мне это тело, перед теми, кто дал мне образование, перед теми, кто меня кормил и одевал", -- пожалуйста, не думай так. Жизнь кончится, но из-за таких гиблых идей ты так и не сделаешь ничего для лотосных Стоп Дина-бандху.

Домой